Главная - Аюрведа
Егэ по русскому языку вариант 31. Информация о тексте для сжатого изложения

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) В древности и Средневековье путешественники нечасто предпринимали дальние морские и сухопутные экспедиции. (2)Дошедшие до наших дней свидетельства их маршрутов и впечатлений часто неточны и непоследовательны. (З)Однако значение их открытий неизвестных ранее земель и народов, _____, велико и бесценно.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Свидетельства маршрутов и впечатлений путешественников древности и Средневековья часто неточны и непоследовательны.

2. Несмотря на то, что свидетельства путешественников древности и Средневековья часто неточны и непоследовательны, значение их открытий велико и бесценно.

3. В древности и Средневековье путешественники нечасто предпринимали дальние морские и сухопутные экспедиции.

4. Значение открытий путешественников древности и Средневековья неизвестных ранее земель и народов велико и бесценно.

5. Значение открытий путешественников древности и Средневековья, несмотря на их неточность и непоследовательность, велико и бесценно.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. возможно

2. к счастью

3. как правило

4. безусловно

5. впрочем

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВИДЕТЕЛЬСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВИДЕ ТЕЛЬСТВО, -а, ср.

1. Показание свидетеля. С. очевидцев.

2. То, что подтверждает, удостоверяет какое-н. событие. Исторические свидетельства.

3. Документ, удостоверяющий что-н. Брачное с. С. о рождении.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опОшлить

прИнятый

мЕстностей

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Мой друг довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.

2. Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль.

3. Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.

4. Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают ЦАРСТВЕННЫЕ леса, возвышающиеся над живописными водоёмами.

5. После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

для КУХОНЬ

пара ЧУЛОК

СЕМЬЮСТАМИ рублями

быстро ВЫЗДОРОВИТ

СЛАЩЕ мёда

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1) Голубой горький дымок стелется вниз по течению реки, шелестит листва старых тополей.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Более восьми минут необходимы, чтобы солнечный свет дошёл до Земли.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Старик подбросил в костёр свежих щепок и ведёт пальцем по острию топора.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришёл первым.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) В журнале «Смене» сообщается о самых ярких литературных открытиях года.
6) Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей.
7) Повесть «Последний поклон» Виктор Астафьев называет своей лучшей книгой.
8) Общество обеспокоено проблемой вымирания крупных животных: слонов, тигров и других.
9) Согласно утверждений учёных, сейчас на Земле около шестисот действующих вулканов.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заг...рается

предв....щать

укр...титель

к...ндитер

опр...вдать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

с...ёмка, в...южный

пр...тензия, пр...ставка

от...гнать, пр...дедушка

раз...грать, от...скать

ра...колоть, ра...бить

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

смущ...нный

холщ...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

слыш...мый

выдерж...шь

провер...вший

расстав...шь

навева...мый

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Я н(1)как н(2) могу понять, как можно н(3) восторгаться, н(4) любить, а то и просто н(5) знать истории родной страны.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ВСЮДУ лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне (НА)ВСТРЕЧУ пронеслись звуки колокола.

2. Егор очнулся (ОТ)ТОГО, что КТО(ТО) пытался вывернуть ему руку.

3. ЧТО(БЫ) жить хорошо, (ПО)ЧЕЛОВЕЧЕСКИ, надо хорошо работать.

4. Он хотел было выехать со мною к тебе (НА)ВСТРЕЧУ, да ПОЧЕМУ(ТО) раздумал.

5. (ПО)ТОМУ, как человек ведёт спор, можно определить его характер, а ТАК (ЖЕ) его намерения.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

2. Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

3. Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.

4. Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5. Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой

16

Мелодия замерла на головокружительной высоте (1) будто в последний раз озирая небесную округу (2) сорвалась и помчалась (3) ускоряя и ускоряя темп (4) вздрогнула освобождённо и затихла (5) в изнеможении повиснув где-то на задворках небес.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иными словами (1) романтизм (2) по выражению В. Г. Белинского (3) - это «исключительный характер в исключительных обстоятельствах». Впрочем (4) для многих это и так (5) очевидно.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне казалось (1) что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена Ивана Калиты (2) и что (3) если сойти с парохода (4) то тут же пропадёшь.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем (1) и (2) если бы не строгий запрет командира (3) то вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения проверить (4) нет ли весточки из дома.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

С этого возраста у цыплёнка начинают выпадать его первоначальные маховые перья, заменяясь новыми, которые несколько отличаются от прежних по своей формулировке: новые, настоящие маховые перья имеют закруглённые концы.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. (2)Он работал в кузнице при большой московской дороге. (З)Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. (4)Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

(5)Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожжённых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

(6)Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. (7)А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон и Юшка уж спать пошел.

(8)А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

(9)- Вон Юшка идет! (10)Вон Юшка!

(11)Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

(12)- Юшка! - кричали дети. (13)- Ты правда Юшка?

(14)Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шёл тихо и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

(15)По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. (16)Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. (17)Никто не знал, кем они ему приходились. (18)В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. (19)Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. (20)Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. (21)Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

(22)По дороге Юшка отдыхал: он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. (23)Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. (24)Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

(25)И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно.

(26)Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. (27)Он снова начинал жить по-прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его.

(28)Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому.

(29)Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни и грудная болезнь мучила его тела и истощала его, из-за неё он и умер.

(30)Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. (31)В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

(32)- Какого Ефима Дмитриевича? - удивился кузнец. (ЗЗ) - У нас такого сроду тут и не было.

(34)Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. (35)Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. (36)Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо её было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 217

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8-ми заданий (В1–В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (A1–A30) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прИбыла

2) центнЕр

3) тОрты

4) красивЕе

A2 В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ?

1) К исходу месяца ВРАЖДЕБНАЯ оборона была сломлена, и войска вошли в город.

2) Только что родившихся зайчат окружал огромный ВРАЖДЕБНЫЙ мир, пугающий своей агрессивностью.

3) Неожиданно ВРАЖДЕБНЫЙ приём удивил и огорчил приятелей.

4) Природа нередко рассматривается в произведениях устного народного творчества как ВРАЖДЕБНАЯ сила.

A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) моя мозоль

2) много яблок

3) ехайте к нам

4) тремястами шестьюдесятью днями

A4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

1) книга была закончена.

2) у писателя не было средств к существованию.

3) писатель поселился у друзей.

4) писателя ждали новые невзгоды.

1) А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад.

2) Те, кто любовался портретами Крамского, поражались глубине раскрытия человеческого характера.

3) Станционному смотрителю офицер сказал повелительным тоном, чтобы тот подал ему лошадей.

4) Многие уже посмотрели фильм, который только что вышел на экраны и стал сенсацией.

Прочитайте текст и выполните задания A6–A11.

(1)… (2)Но и после её начала именно военно-морским флотам часто отводилась решающая роль в победах той или иной воюющей страны. (3)… опасение потерять дорогостоящие, великолепно оснащённые тяжёлые корабли заставляло руководителей воюющих держав избегать решающего сражения. (4)Первое место теперь отводилось действиям по поддержанию морской блокады. (5)Её цель – препятствовать снабжению необходимыми товарами стран-противников. (6)Инициатором такого способа борьбы с противником стала Великобритания, под давлением которой нейтральные страны согласились прекратить торговлю с Германией.

A6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Англо-германское соперничество на море стало одной из причин Первой мировой войны.

2) Последнее генеральное сражение флотов в Цусимском проливе закончилось полной победой японцев.

3) Немецкие корабли захватили в Атлантике суда с грузами для Великобритании.

4) Так был дан старт соперничеству английских и германских флотов, положившему начало целой череде «гонок вооружений», столь характерных для ХХ века.

A7 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?

1) Следовательно,

2) Потому что

4) Однако

A8 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) цель – препятствовать (предложение 5)

2) роль в победах отводилась флотам (предложение 2)

3) опасение потерять заставляло (предложение 3)

4) стала Великобритания (предложение 6)

A9 Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

1) простое осложнённое

2) сложное бессоюзное

3) сложноподчинённое

4) сложносочинённое

A10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИМЕННО (предложение 2).

1) предлог

2) союз

3) наречие

4) частица

A11 Укажите значение слова БЛОКАДА (предложение 4).

1) выключение функций какого-либо органа

2) изоляция государства

3) объединение государств для совместных действий

4) оборонительное укреплённое сооружение

A12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Здесь не было величестве(1)ых гор и скал, окружё(2)ых облаками; это был обычный русский пейзаж: поля, луга, редкие деревни с соломе(3)ыми и деревя(4)ыми кровлями.

A13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ж..стикулировать, экз. менатор, разб..влять

2) ав. нгардный, з..рница, утр..мбовать

3) р..дчайший, забл..стать, к..снуться

4) б..ллон, возл..гать, през..дент

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

A14 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..давать (значение), пр..интересный, пр..брежный

2) не..тъемлемый, пр..верить, поз. прошлогодний

3) бе..тактный, в. пыхнуть, бе. шумный

4) в..езд, зав..южить, об..явление

A15 В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) выгон. шь, освеща. мый

2) бор..шься, немину..мый

3) спряч..шься, закле..вший

4) уед. шь, сбав..вший

A16 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

А. обрад. вать Б. мех. вой В. команд. вать

Г. поскрип..вать

1) А, Б

2) Б, Г

3) А, В, Г

4) А, Б, В

A17 В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Всякая работа была ему (не)навистна.

2) Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (не)привычной обстановке.

3) Новая статья о творчестве этого кинорежиссёра пока (не)напечатана.

4) К нам прибыл новый жилец – (не)кто Кузнецов.

A18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) ЧТО(БЫ) отец ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ дня, всё это он делал по своему твёрдому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работу по дому.

2) Коротко да ясно, (ПО)ТОМУ и прекрасно, (ЗА)ТО нехорошо, коль пространно и скучно.

3) На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось.

4) От выступления докладчика и (ОТ)ТОГО, что будет сказано в прениях, можно было ждать много интересного, (ПО)ЭТОМУ мы и заняли места в первом ряду.

A19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Всё внизу уже тонуло в сумерках () и только верх кургана освещался красными лучами солнца.

1) И нужна запятая.

2) И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

A20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Не растерявшийся и в этой ситуации Остап (1) уклонился вправо (2) отыскивая глазами лодку (3) с сидящим в ней (4) верным Ипполитом Матвеевичем.

1) 1, 2

2) 2

3) 1, 3, 4

4) 2, 4

A21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

1) 1, 3, 4

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 2

4) 3, 4

A22 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Пыль и пепел разносятся ветром на сотни и тысячи километров.

2) В воздушной оболочке Земли есть как кислород так и углекислый газ.

3) Шашку можно передвигать только вперёд и только на одну клетку по диагонали.

4) О древних поселениях говорят и названия улиц и старые здания и археологические раскопки.

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

A23 Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Византийским иконописцам пришлось отказаться от многопланового пейзажного или архитектурного фона: они обнаружили, что уплощение пространства и сведение фигур к простым по очертаниям силуэтам делает персонажи бестелесными, подобными ангелам.

1) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

A24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

После перенесённых испытаний (1) князь Андрей возвращается к семье (2) ценность (3) которой (4) в его теперешнем понимании неизмеримо высока.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

В середине работы на Левина находили минуты (1) когда он забывал то (2) что делал (3) и (4) когда ему становилось легко.

1) 1, 2

2) 1, 2, 3

3) 1, 4

4) 3, 4

A26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Земным воплощением Вечной Женственности, героиней «Стихов о Прекрасной Даме» стала Л.Д. Менделеева, в которую был влюблён Блок.

2) Орден Святой Екатерины – единственный орден царской России, который с 1714 года был предназначен для награждения «особ женского пола».

3) Документы – это юридически значимые письменные тексты, которые управляют действиями людей.

4) Анна Ахматова вступила в поэзию как представительница акмеизма – литературного направления, которое противопоставляло себя символизму.

A27 Прочитайте текст.

Подмосковье славится не только огромным количеством архитектурных жемчужин мирового уровня. Издавна мир знаком с народными промыслами этого региона: игрушками из Богородского, подносами жостовской фабрики, шкатулками Федоскинской фабрики миниатюрной живописи, гжельскими фарфоровыми изделиями, павловопосадскими шерстяными платками. Это искусство хранит лучшие традиции российской культуры.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Подмосковье славится как архитектурными памятниками мирового уровня, так и народными промыслами, хранящими лучшие традиции российской культуры.

2) Издавна мир знаком с огромным количеством архитектурных жемчужин мирового уровня, находящихся в Подмосковье.

3) Традиции российской культуры в Подмосковье можно увидеть в декоративном искусстве из Богородского, Жостово, Федоскино, Гжели, Павловского Посада.

4) Подмосковье славится игрушками, шкатулками, фарфоровыми изделиями, шерстяными платками.

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8; C1.

(1)В одной из недавних телепередач, где велась бурная дискуссия о проблемах современного образования, модная телезвезда разразилась гневной тирадой в адрес учителей. (2)По её твёрдому убеждению, все они – это люди несостоявшиеся, неудачники, проигравшие борьбу за успех, они пришли в школу единственно для того, чтобы отомстить бедным детям за свою сломанную судьбу. (3)Признаюсь: меня, человека уже пожилого, выросшего в послевоенные годы, эти слова ошеломили, будто бы какой-то нечестивец посмел принародно надругаться над святыней. (4)В первый момент мне показалось, что происходящее – сцена из какого-то фильма и телезвезда просто-напросто играет отрицательную роль. (5)Но, к сожалению, это был не фильм, и, к ещё большему сожалению, почему-то никто из публики не счёл возможным сказать хоть слово в защиту учителей.

(6)...Шёл апрель 1947 года. (7)Мы, разлучённые войной со своими отцами, росли без царя в голове, не признавая ни законов, ни правил.

(8)Голод, постоянные лишения, суровые жизненные условия – всё это наложило свой отпечаток на наши характеры. (9)Тогда считалось нормальным всячески показывать своё пренебрежение к учителям, и чем более дерзко ты себя вёл, тем больше тебя уважали в мальчишеской компании.

(10)Учитель физики Иван Васильевич Матвеев пришёл к нам в седьмой класс. (11)Ходил он медленно, с усилием опираясь на палочку, и когда

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

нечаянно задевал раненой ногой угол парты, то лицо чуть заметно вздрагивало от боли.

(12)В конце месяца он, получив расчёт, возвращался с работы. (13)Его встретила местная шпана, чтобы отобрать деньги. (14)Учитель, невысокий крепыш, переложил палочку из правой руки в левую, затем двумя пальцами – указательным и средним – легонько стукнул главаря по верхней губе. (15)Тот рухнул на землю, учитель посмотрел на оцепеневших разбойников и поковылял дальше. (16)Весть о том, что учитель шутя расшвырял целую банду, моментально разнеслась по всему городку, а поскольку Иван Васильевич вёл физику в нашем классе, то все семиклассники в той или иной мере считали себя сопричастными этому подвигу. (17)Мы даже освоили несколько характерных жестов своего учителя, говорить стали медленно, протяжно, видом своим показывая, что учитель поделился с нами секретными приёмами и теперь не приведи Бог кому-нибудь нас обидеть.

(18)Однажды я увидел, как Иван Васильевич, спускаясь со школьного крыльца, подал руку идущей следом учительнице математики. (19)Та смущённо покраснела и поблагодарила физика. (20)В тот же день, повинуясь безотчётному желанию во всём походить на учителя, я подал руку своей маме, когда она переходила по шаткой лесенке через теплотрассу. (21)Мама удивлённо улыбнулась, потом обняла меня и сказала, ласково глядя повлажневшими глазами: «Спасибо, милый! (22)Ты у меня уже совсем большой!»

(23)Стараясь казаться взрослыми, табаком мы начали баловаться чуть ли не с шести лет. (24)Но когда поняли, что наш учитель не курит, многие, в том числе и я, оставили эту вредную привычку. (25)Как-то раз Петька Фёдоров ругнулся матом – дело обычное для нас. (26)Иван Васильевич, услышав неприличное слово, шёпотом сказал Петьке:

(27)– Это называется мужская слабость.

(28)С той поры я старательно избегал нецензурных слов в своей речи… (29)Мысленно оглядываясь на прожитые годы, я понимаю, как много правильного, мудрого и необходимого подарил мне этот великий человек. (30)Даже сегодня мне ещё хочется держаться за его крепкую руку, которая

ведёт меня по дороге жизни.

(По Е.А. Лаптеву*)

*Е.А. Лаптев (родился в 1936 г.) – писатель-публицист.

A28 Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Раньше дети, несмотря на то что их души были изранены войной, относились к учителям с благоговением.

2) Учитель гордился тем, что дал отпор хулиганам.

3) Персонаж рассказа подал руку своей матери, когда она спускалась по лестнице, стремясь быть похожим на учителя.

4) Зрители красноречивым молчанием выразили своё решительное несогласие с позицией телезвезды.

A29 Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 10 – 15?

1) описание

2) рассуждение

3) повествование и описание

4) описание и рассуждение

A30 Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов №1 справа от номера задания (B1–B8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.

B1 Укажите способ образования слова СОЖАЛЕНИЕ (предложение 5).

B2 Из предложения 3 выпишите все наречия.

B3 Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям B4–B7 запишите цифрами.

B4 Среди предложений 23 – 30 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

B5 Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным приложением. Напишите номер этого предложения.

B6 Среди предложений 13 – 17 найдите сложное предложение с придаточным причины. Напишите номер этого предложения.

B7 Среди предложений 6 – 11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

B8 «Размышляя над поставленной проблемой и выражая свои чувства, Е.А. Лаптев использует разнообразные средства выразительности: так, в первой части для создания иронии он использует такой троп, как

_______ («бурная дискуссия»). Такое синтаксическое средство, как

_______ (в предложениях 7, 8), и такое лексическое средство, как ____

(«шпана», «разбойники»), погружают нас в атмосферу послевоенного детства рассказчика, а _______ («шпана», «поковылял», «расшвырял») помогают создать представление о произошедшем случае».

Список терминов:

1) парцелляция

2) книжные слова

3) разговорные и просторечные слова

4) ряды однородных членов

5) контекстные синонимы

6) анафора

7) риторическое восклицание

8) эпитет

9) синтаксический параллелизм

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания C1, а затем напишите сочинение.

C1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поднятых автором (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «Эпитет дает возможность более ярко охарактеризовать качество предмета или явления и тем самым обогащает содержание высказывания».

Различные тропы, в том числе эпитеты, делают речь выразительнее и красивее. Они помогают нам лучше представить себе то, что хочет описать автор.

Например, в тексте Паустовского в предложении 18 мы читаем: «Послышалось заунывное жужжание». «Заунывное» - это эпитет. Мы легко можем себе представить мрачный, занудливый звук, издаваемый старым музыкальным инструментом.

В предложении 28 автор тоже использует эпитет - «убогий». Так он называет слепого старика, которого встретил герой отрывка, командарм. Благодаря этому эпитету мы представляем себе очень слабого, больного, еле живого старичка, одетого чрезвычайно бедно.

Таким образом, эпитеты помогают нам представить то ту картину, которую рисует писатель

15.2. Объясните, как вы понимаете смысл последних предложений текста: «Во мгле, в перебегающих огнях, в шуме флагов и блеске сигнальных фонарей, в плеске волн и гомоне чаек покачивался на якорях и тяжело дымил южный флот, дождавшийся Командарма, чтобы выйти в осенние учебное плавание. Командарм опоздал на два часа».

Приведенный в варианте отрывок говорит о том, что командарм решил помочь слепому старичку даже несмотря на то, что это заставило его опоздать на два часа туда, где его ждали.

Наверняка герой никогда в жизни до этого не опаздывал и болезненно переживал свою непунктуальность. Но всё же доставить слепого дедушку к его дочери казалось ему важнее. О том, что командарм очень сильно спешил, говорится в нескольких предложениях. Например, в предложениях 9 и 10 автор пишет о том, что командарм очень спешил, опаздывать было нельзя.

Решение ценой опоздания всё же доставить слепца к дочери далось командарму нелегко. В предложении 50 говорится, что он не спал всю ночь, принимая такое решение. И всё же человеколюбие победило.

Эти слова помогают нам лучше понять командарма и то, насколько он был добрым, человечным человеком

15.3. Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

Человечность - это то качество, которое позволяет людям думать о других, помогать им даже в том случае, когда такой поступок стоит больших усилий или приводит к проблемам

Например, в тексте Константина Паустовского человечность проявляет главный герой - командарм. Он решился пожертвовать своей репутацией и опоздать к отходу флота, понимая, что его будут ждать много кораблей и военнослужащих. И всё же он счел невозможным оставить без помощи слабого слепого старика, которому нужно было добраться до дочери за много-много километров. Он не остановился даже перед тем, что его, может быть, осудят обвинят в непунктуальности.

О таких вещах мне случалось читать и в других книгах. Например, в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского». Героиня этого рассказа - учительница Лидия Михайловна. Она идёт на серьезный проступок - играет с учеником на деньги и умышленно проигрывает, чтобы у мальчика было несколько монет купить молока. Ведь он был болен и очень голодал. Учительница понесла наказание, но всё равно помогла ребёнку.

Человечность - это то, что остается в сердцах навсегда.

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Существование пресной воды - и не просто воды, а обширного озера, сравнимого по площади с Онежским - под огромным пластом чрезвычайно холодного льда только на первый взгляд кажется фантастичным. Географ и геолог князь Петр Кропоткин ещё в конце XIX века высказал предположение, что в толще больших и холодных сверху ледников температура, как и в других горных породах, с глубиной повышается.

В середине 1950-х годов с помощью сейсмических методов было установлено, что толщина ледников, расположенных в центральной части Антарктиды, достигает необычайно больших значений - до 4 км. Известный советский океанолог Н.Н. Зубов считал, что именно в удалённых от берега местах Антарктический ледниковый покров способен таять под собственным огромным весом, несмотря на очень низкую температуру воздуха и поверхности ледника.

В 1961 году исследователь льда И.А. Зотиков установил, что часть тепла, поступающего к основанию ледникового покрова из недр Земли, постоянно затрачивается на таяние придонного льда, невзирая на царящий на поверхности холод. В углублениях подлёдного ложа возникают резервуары воды - озера. Значение таких реликтовых озер невозможно переоценить - их воды несут в себе информацию о древней атмосфере планеты, масштабах вулканической деятельности в отдалённом прошлом Земли, в них сохранились бактериальные формы жизни, возраст которых, возможно, исчисляется сотнями тысяч лет.

Ещё через некоторое время на картине, полученной со спутника, обозначилась крупная необычная форма рельефа в районе станции «Восток» - это на ледниковом щите проступали очертания огромного водоёма.

Благодаря исследованию учёных, в самом сердце студёного шестого континента, где зимой царит буквально космический холод, под многокилометровой ледяной толщей будет обнаружен уникальный реликтовый водоём - крупнейшее в Антарктиде озеро, названное впоследствии Восток. (249 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Существование пресной воды под огромным пластом чрезвычайно холодного льда возможно

2 - Ледниковый покров Антарктиды, толщина которого 4 км, способен таять под собственным огромным весом, несмотря на очень низкую температуру воздуха и поверхности ледника

3 - Растаявший придонный лёд образует озёра, несущие информацию о древней атмосфере планеты

4 - В Антарктиде обнаружено уникальное реликтовое озеро Восток

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) О, какая странная была эта ночь! (2) Был уж очень поздний, может быть, предрассветный час. (3) Пока мы пели, пили, говорили друг другу вздор и смеялись, здесь, в этом чуждом нам мире неба, тумана и моря, взошла кроткая, одинокая и всегда печальная луна, и воцарилась глубокая полночь, совершенно такая же, как пять-десять тысяч лет тому назад. (4) Туман тесно стоял вокруг, и было жутко глядеть на него.

(5) Среди тумана, озаряя круглую прогалину для парохода, вставало нечто подобное светлому мистическому видению: жёлтый месяц поздней ночи, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы и, как живой, глядел из огромного, широко раскинутого кольца. (6) И что-то апокалипсическое было в этом круге, что-то неземное, полное молчаливой тайны стояло в гробовой тишине. (7) Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.

(8) Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам. (9) Подо мной был весь пароход. (10) По выпуклым деревянным мосткам и палубам тускло блестели кое-где продольные полоски воды - следы тумана. (11) От перил, канатов и скамеек, как паутина, падали лёгкие дымчатые тени. (12) В середине парохода, в трубе и машине, чувствовалась колоссальная и надежная тяжесть, в мачтах - высота и зыбкость. (13) Но весь пароход всё-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблём-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана. (14) Таинственно и совершенно беззвучно колеблясь, вода уходила в лёгкую дымку под месяц и поблескивала в ней, словно там появлялись и исчезали золотые змейки. (15) А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось, что этот месяц - бледный образ какого-то мистического видения, что эта тишина - тайна, часть того, что за пределами познаваемого...

(16) Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в её полную власть. (17) На мгновение мне почудилось, что в невыразимой дали где-то прокричал петух...

(18) Если бы в этот час выплыла на месяц наяда, я не удивился бы...

(19) Не удивился бы, если бы утопленница вышла из воды и, бледная от месяца, села в лодку, спущенную около окон пассажирских кают...

(20) И невыразимое спокойствие великой и безнадёжной печали овладело мною. (21) Думал я о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. (22) Но теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, страдали, радовались и прошли и бесследно скрылись во тьме времён и веков. (23) Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, - это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью...

(24) Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идёт полным ходом и что в открытый люк тянет тёплый, лёгкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. (25) И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я ещё более любил и ценил утро. (26) А утро было ласковое и солнечное, ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко, проворно бежала и плескалась вдоль его бортов.

(По И. Бунину)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «О чём думал рассказчик ночью на палубе парохода, когда полностью «отдался» во власть тишины?»

  1. Он вспоминал прошлое.
  2. Автор думал о сути мироздания и о Боге.
  3. Он думал о потустороннем мире.
  4. О мощи и тяжести корабля.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «прогалина» (предложение 13).

  1. проталина
  2. Млечный Путь
  3. светлое место среди мрака
  4. остров в океане

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола .

  1. Но весь пароход всё-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблём-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещённой прогалине среди тумана.
  2. Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, - это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью...
  3. Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в её полную власть.
  4. А утро было ласковое и солнечное, ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко, проворно бежала и плескалась вдоль его бортов.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОЗДНИЙ (предложение 2) согласный звук [д] является непроизносимым.
  2. В слове ЖЁЛТЫЙ (предложение 5) второй звук - [о].
  3. В слове ПОЛНОЧЬ (предложение 3) мягкость согласного [ч’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове ПЕЧАЛЬНАЯ (предложение 3) звуков столько же, сколько букв.

А5 Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

  1. удивительно
  2. замер
  3. выросшим
  4. вскочил

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится глухой согласный звук?

  1. беззвучно
  2. исчезновения
  3. отдавался
  4. спущенную

А7 В каком слове правописание -НН- является исключением из правила?

  1. утопленница
  2. постоянно
  3. околдованный
  4. деревянным

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание БЕЗЗВУЧНО КОЛЕБЛЯСЬ (предложение 14), построенное на основе связи примыкание , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 7.

В4 Среди предложений 8-15 найдите предложение с обособленным приложением

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Думал я о всех живших на этой земле,(1) о людях древности,(2) которых всех видел этот месяц и которые,(3) верно,(4) казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга,(5) что он даже не замечал их исчезновения с земли.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 24.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

А когда я смотрел кверху,(1) мне опять чудилось,(2) что этот месяц - бледный образ какого-то мистического видения,(3) что эта тишина - тайна,(4) часть того, (5) что за пределами познаваемого.

В8 сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением и последовательным подчинением придаточных . Напишите номера этих предложений.

В9 Среди предложений 20-26 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью . Напишите номер этого предложения.

- - - Ответы - - -

А1-2; А2-3; АЗ-3; А4-3; А5-1; А6-2; А7-4.

Б1-застывшим, замершим; Б2-колеблясь без звука; Б3-месяц был близок, смотрел; Б4-10; Б5-3,4; Б6-4; Б7-1,2,3,5; Б8-21,24; Б9-26.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск...».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Смысл фразы

Русский язык красив и выразителен. В текстах авторы используют слова и их сочетания, которые отличаются образностью, привлекают внимание читателей своей красотой и оригинальностью.

Примеры

Примеры образных выражений из исходного текста (метафоры, эпитеты и др.).

«Код ВПР 2016 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 31 Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 31 Инструкция по выполнению заданий...»

ВПР 2016 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 31

Проверочная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант 31

Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы

На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку

даётся 45 минут. Часть 2 включает в себя 13 заданий.

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Код ВПР 2016 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 31 Часть 2 4

Документ, брала, средства, цемент.

5 В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.

Мой сосед очень любит играть на гитаре.



Код ВПР 2016 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 31 Прочитай текст и выполни задания 6–15. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.

(1)Много лет деревенское стадо паслось на большом лугу реки Каменки.

(2)Но вот позапрошлым летом на берега Каменки пришли рабочие, и затрещали тракторы, бульдозеры, автомашины: на реке стали строить плотину и электростанцию. (3)Коровы по-прежнему паслись на лугу и не то с любопытством, не то с беспокойством прислушивались к непривычному шуму.

(4)Но прошёл месяц, другой, и коровы привыкли, не обращали внимания на рёв моторов. (5)Вечером стихал шум моторов, работы на строительстве прекращались. (6)Коровы уже знали: пора отправляться домой. (7)Стадо само брело в деревню, а пастух просто шёл за ним. (8)Так было каждый вечер два лета подряд, пока шло строительство.

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

–  –  –

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

9 Как ты понимаешь значение слова «пастух» из 7-го предложения? Запиши своё объяснение.

–  –  –

10 Замени слово «прекращались» (из 5-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.

Прекращались – 11 В 9-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Ответ. ______________________________________________________________

12 Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

13 Выпиши из 1-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

–  –  –

14 Выпиши из 14-го предложения все местоимения. Укажи лицо и число одного из них (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

15 Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

–  –  –

Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть 2 включает в себя 13 заданий.

Ответы на задания запиши в работе на отведённых для этого строчках.

Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

–  –  –

Прочитай текст и выполни задания 6–15. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.

(5)Вечером пришла с запада и закрыла полнеба туча, порывистый ветер помчал по воде чёрные шквальные полосы, разыгрался шторм. (6)Волны выбрасывали на берег пучки водорослей. (7)Между двух камней валялся брюшком кверху и шевелил ногами краб – даже его море выкинуло на сушу.

(8)А медуз на берегу не было. (9)Слабые существа, плохие пловцы, они перехитрили шторм: медузы заранее уплыли подальше от берега и там погрузились на глубину.

(10)Оказывается, медузы сами слышат приближение шторма.

(11)У каждой медузы снизу на «животе» есть колбочка величиной с булавочную головку – пузырёк на своеобразном стебельке. (12)Колбочка заполнена жидкостью, в которой плавают песчинки. (13)Когда, обгоняя ветер, издалека приходят колебания воды – первые вестники шторма, песчинки начинают качаться. (14)Их движения воспринимает чуткий нерв. (15)Сам шторм предупреждает медузу: «Берегись!»

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

–  –  –

1.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

9 Как ты понимаешь значение слова «шторм» из 5-го предложения? Запиши своё объяснение.

–  –  –

11 В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

Ответ. ______________________________________________________________

12 Выпиши из 12-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

13 Выпиши из 9-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

–  –  –

14 Выпиши из 4-го предложения все местоимения. Укажи лицо и число одного из них (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

15 Выпиши из 7-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

16 Представь, что ты интересуешься породами собак, а одноклассник (одноклассница) дал (дала) тебе почитать книгу о редких охотничьих породах.

Вежливо поблагодари его (её). Запиши свою благодарность.

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

–  –  –

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

–  –  –

(1)Много лет деревенское стадо паслось на большом лугу реки Каменки. (2)Но вот позапрошлым летом на берега Каменки пришли рабочие, и затрещали тракторы, бульдозеры, автомашины: на реке стали строить плотину и электростанцию. (3)Коровы по-прежнему паслись на лугу и не то с любопытством, не то с беспокойством прислушивались к непривычному шуму.

(4)Но прошёл месяц, другой, и коровы привыкли, не обращали внимания на рёв моторов. (5)Вечером стихал шум моторов, работы на строительстве прекращались.

(6)Коровы уже знали: пора отправляться домой. (7)Стадо само брело в деревню, а пастух просто шёл за ним. (8)Так было каждый вечер два лета подряд, пока шло строительство.

(9)Когда строительство закончилось, наступила тишина. (10)Были готовы плотина и электростанция, проложен участок новой дороги. (11)И вдруг пастух заметил, что коровы в стаде забеспокоились, заволновались. (12)Они перестали щипать траву, повернулись в сторону реки и удивлённо прислушивались к наступившей тишине. (13)Наконец коровы медленно двинулись в сторону деревни. (14)Пастух понял: с трудом привыкали они к шуму, а теперь придётся их к тишине приучать. (15)Видно, и у коров есть сила привычки!

(По С. Баруздину)

Основная мысль текста:

У коров тоже есть сила привычки.

–  –  –

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

Примерный план:

1. Строительство на реке.

2. Новые привычки коров.

3. Коровам снова нужно привыкать к тишине.

–  –  –

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

На берегах какой реки началось строительство?

Когда коровы привыкли к шуму?

Сколько лет продолжалось строительство?

Что понял пастух, когда строительство завершилось?

ИЛИ Ответ отсутствует Максимальный балл 2 Как ты понимаешь значение слова «пастух» из 7-го предложения? Запиши своё объяснение.

–  –  –

Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).

–  –  –

16 Представь, что ты будешь участвовать в спортивных соревнованиях. Вежливо попроси друга (подругу) прийти поддержать твоё выступление. Запиши свою просьбу.

Примерный вариант просьбы:

Пожалуйста, приди на соревнования, поддержи меня!

Просьба может быть сформулирована иначе При оценивании учитывается, что в просьбе было употреблено этикетное, вежливое слово Решение коммуникативной задачи Сформулированная просьба соответствует заданной речевой ситуации, 2 в предложении(-ях) содержится вежливое слово Сформулированная просьба соответствует заданной речевой ситуации, 1 в предложении(-ях) отсутствует вежливое слово Сформулированная просьба соответствует заданной речевой ситуации, в 0 предложении(-ях) отсутствует вежливое слово, предложение(-я) представляет(-ют) собой некорректное с этической точки зрения высказывание.

ИЛИ Сформулированная просьба не соответствует заданной речевой ситуации независимо от наличия/отсутствия вежливого слова.

ИЛИ Просьба не сформулирована Правописная грамотность Предложение(-я) записано(-ы) без орфографических и пунктуационных ошибок 1 При записи предложения(-й) допущены орфографические и/или пунктуационные 0 ошибки Максимальный балл 3

–  –  –

При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются.

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

–  –  –

(1)День начался очень странно. (2)Ещё вчера в желтоватой воде гавани было полно медуз, студенистых, синеватых, круглых, как тарелки: они появлялись из глубины и, колыхаясь, медленно плавали у берега. (3)И вдруг неожиданно медузы исчезли. (4)Сколько мы ни всматривались в воду, их не было видно.

(5)Вечером пришла с запада и закрыла полнеба туча, порывистый ветер помчал по воде чёрные шквальные полосы, разыгрался шторм. (6)Волны выбрасывали на берег пучки водорослей. (7)Между двух камней валялся брюшком кверху и шевелил ногами краб – даже его море выкинуло на сушу. (8)А медуз на берегу не было. (9)Слабые существа, плохие пловцы, они перехитрили шторм: медузы заранее уплыли подальше от берега и там погрузились на глубину.

(10)Оказывается, медузы сами слышат приближение шторма. (11)У каждой медузы снизу на «животе» есть колбочка величиной с булавочную головку – пузырёк на своеобразном стебельке. (12)Колбочка заполнена жидкостью, в которой плавают песчинки.

(13)Когда, обгоняя ветер, издалека приходят колебания воды – первые вестники шторма, песчинки начинают качаться. (14)Их движения воспринимает чуткий нерв. (15)Сам шторм предупреждает медузу: «Берегись!»

(По С. Сахарнову)

Основная мысль текста:

Медузы сами слышат приближение шторма.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно 2 (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение 1 построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено один-два недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущен один недочёт Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения 0 и словоупотреблении допущено более двух недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено два и более недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия недочётов в построении предложения и словоупотреблении Максимальный балл 2

–  –  –

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

Примерный план:

1. Медузы неожиданно исчезли.

2. Медузы перехитрили шторм.

3. Как медузы чувствуют приближение шторма.

В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста. План можно записывать с использованием предложений или словосочетаний В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх 3 пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх 2 пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх 1 пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов.

ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта.

ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 баллов, в том числе 0 содержит только один корректный пункт.

ИЛИ План не составлен Максимальный балл 3

–  –  –

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Почему медузы уплыли от берега?

Когда разыгрался шторм?

Где у медузы расположена колбочка?

Чем заполнена колбочка?

Могут быть заданы другие вопросы, относящиеся к содержанию текста Вопрос относится к содержанию текста, предложение записано без 2 орфографических и пунктуационных ошибок Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено не 1 более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок Ответ на задание дан не в форме вопроса. 0 ИЛИ Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок либо три и более орфографические ошибки независимо от наличия/отсутствия пунктуационных ошибок.

ИЛИ Вопрос не относится к содержанию текста независимо от наличия/ отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок.

ИЛИ Ответ отсутствует Максимальный балл 2 Как ты понимаешь значение слова «шторм» из 5-го предложения? Запиши своё объяснение.

–  –  –

Выпиши из 7-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).

–  –  –

16 Представь, что ты интересуешься породами собак, а одноклассник (одноклассница) дал (дала) тебе почитать книгу о редких охотничьих породах. Вежливо поблагодари его (её).

Запиши свою благодарность.

Примерный вариант благодарности:

Большое спасибо, я обязательно прочитаю эту книгу. Мне это будет очень интересно.

Благодарность может быть сформулирована иначе При оценивании учитывается, что в благодарности было употреблено этикетное, вежливое слово Решение коммуникативной задачи Сформулированная благодарность соответствует заданной речевой ситуации, 2 в предложении(-ях) содержится вежливое слово Сформулированная благодарность соответствует заданной речевой ситуации, 1 в предложении(-ях) отсутствует вежливое слово Сформулированная благодарность соответствует заданной речевой ситуации, в 0 предложении(-ях) отсутствует вежливое слово, предложение(-я) представляет(-ют) собой некорректное с этической точки зрения высказывание.

Потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском окру...»

«19 мая 2014 года Утвержден новый календарь прививок РФ (приказ МЗ РФ №125н от 21.03.2014). Приказ с календарем прививок РФ от 2011 года отменен. 19 мая 2014 года Документ опубликован в выпуске Российской Газеты от 16.05.2014 http://www.rg.ru/2014/05/16/kalendar-dok.html 15 мая 2014 года Создатель вак...»

«УДК 631.62+502.7(476) В. Н. Киселев, 2E. В. Матюшевская, А. Е. Яротов, П. А. Митрахович РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭДАФИЧЕСКИЕ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОГО ПОЛЕСЬЯ В ИЗМЕНЧИВОСТИ РАДИАЛЬНОГО ПРИРОСТА СОСНЫ В статье анализируется влияние региональных эдафических и климатических факторов на изменчивость радиальн...»

«Возвращение базы Футэмма в контексте решения "окинавской проблемы". Окончание холодной войны не повлекло за собой кардинальных изменений в структуре международной безопасности в АТР. Вместо глобального противостояния двух систем наблюдается локализация целого ряда очагов потенц...»

«1. ВВЕДЕНИЕ "КОБРА GPS" программное обеспечение, предназначенное для определения местоположения мобильных объектов слежения (автотранспорт, водный транспорт, люди, животные и др.) посредством мобильных устройств позиционирования GPS или ГЛОНАСС. Важной особенностью программы "КОБРА GPS" является полная интеграция с пультовым программ...»

«Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2011 г. N 19587 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 декабря 2010 г. N 171 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.6.1.2800-10 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ОБЛУЧЕ...»

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра теории и практики перевода ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ЯЗЫК ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ" ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СОВРЕМЕННЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ (ПЕРЕВОД)" 1 – 21 06 01-02 Составитель: О.С. Брагарник-Станкевич, ст. преподават...»

«УДК 81:32.019.51 Подшивайлова А. М., канд. филол. наук Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Киев К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Статья посвящена проблеме определения манипулятивного воздействия: рассмотрены существующие подходы, обосновано предпочтение термина "манипулятивное воздействие" термина...»

«УДК 659 Е. А. Макеева МЕСТО РЕКЛАМЫ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Ключевые слова: современная реклама, студенческая молодежь, ценностные приоритеты, гендерные стереотипы, потребительское поведение. Статья посвящена анализу влияния рекламы на ценностное сознание с...»

«ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 8 марта 2017 г. № 410-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017 2022 годы (далее Стратегия).2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при решении задач в...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

 


Читайте:



Прокуратура покажет, как родной язык изучать Образец согласия родителей на изучение родного языка

Прокуратура покажет, как родной язык изучать Образец согласия родителей на изучение родного языка

Около тысячи заявлений с отказом от посещений уроков татарского языка уже написали в Татарстане родители директорам школ, доведя тем самым...

Окружающий мир тетрадь 2 ч 1 кл

Окружающий мир тетрадь 2 ч 1 кл

Выберите подходящее издание решебника Рабочая тетрадь по Окружающему миру 1 класс Плешаков Часть 1, 2 Готовые задания Окружающий мир имеет...

Как быть счастливым в меняющемся мире

Как быть счастливым в меняющемся мире

Книга радости. Как быть счастливым в меняющемся миреЕго Святейшество Далай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс Формат издания Год выпуска: 2017...

Терминологический словарь

Терминологический словарь

Для реформирования государственного аппарата в июне 1801 г. государь составил Негласный комитет, в который входили его единомышленники: В. П....

feed-image RSS