Главная - Медицина 
Домашнее образование как альтернатива общеобразовательной школе. Домашнее образование или обычная школа? Что лучше? Люди после него выздоравливают полностью или остаются проблемы

Что делать, если вас не устраивает школьное образование? Вы не довольны качеством преподавания, окружением, против школьной "уравниловки", стремитесь раскрыть индивидуальные качества своего ребенка. Причин может быть масса. А альтернатив школе всего несколько:

  1. Найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, школы-парки и другие).
  2. Перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе.
  3. Перейти на семейное образование.

Сегодня мы поговорим о последнем варианте. Семейное образование часто путают с домашним обучением и экстернатом. Обучение на дому организуется школой для детей, не способных посещать образовательную организацию по каким-либо причинам медицинского характера. Педагоги приходят на дом к ученикам, соответственно, успеваемость - ответственность образовательного учреждения.

При семейном образовании успеваемость ребенка, прохождение необходимых промежуточных и итоговых аттестаций - ответственность родителей.

Экстернат же - это самостоятельная, часто ускоренная форма получения образования, при которой ребенок не является учеником той или иной школы. При семейной форме обучения ребенок числится в определенной школе, используя все привилегии - бесплатные учебники, возможность пользоваться школьной библиотекой.

Хоумскулинг в России - явление молодое. Во времена СССР считалось, что любое обучение за стенами школы - не образование. С 1990-х годов ситуация изменилась, но массовым семейное обучение так и не стало. Сегодня интерес к хоумскулингу растет.

Плюсы

Главный плюс - индивидуальный подход. Семейное образование - это как пальто, сшитое по фигуре ребенка.

Родители могут самостоятельно устанавливать расписание, подбирать методику преподавания. Учитываются все индивидуальные особенности ребенка, его биологические часы.

Появляется возможность сделать акцент на изучение тех предметов, которые в школе обходят стороной или не уделяют столько внимания: языки, архитектуру, искусство и т.д. Такое обучение направлено на природный познавательный интерес ребенка, а не на получение высоких отметок.

Еще один весомый плюс - комфортный социум. Исключается давление со стороны преподавателей или одноклассников, ребенку не рутине, что делает жизнь свободнее и естественнее. Кстати, практика показывает, что кризис переходного возраста проходит значительно легче у детей, обучающихся дома.

Минусы

Родители, которые выбирают для своих детей семейный формат обучения, должны быть готовы к тому, что это потребует достаточно много их собственных сил и времени.

И организация такого обучения потребует от них самих высокой степени организованности, твердого понимания целей и задач, педагогических навыков, образованности.

У ребенка же могут проявиться (а могут и нет, все зависит от того, как выстроена система семейного обучения) следующие "побочные эффекты": снижение навыков коммуникации, образ "белой вороны", отсутствие или частичное нарушение дисциплины, эгоизм, ощущение избранности, инфантилизм.

К чему нужно быть готовым родителям

Почти все родители, так или иначе, сталкиваются с похожими трудностями в этой сфере. Вот некоторые из них:

  • поиск подходящей школы для прохождения аттестаций;
  • проблема выбора образовательной программы и методик;
  • сложности в диалоге с администрацией школы, желающей избежать лишних проблем, связанных с переводом ребенка на другую форму образования;
  • родители должны быть готовы к работе с нормативными документами (например, с образовательными стандартами), с программами предметов, с методическими пособиями, чтобы наиболее эффективно реализовывать обучение;
  • хоумскулинг съедает все (или почти все) время родителя.

Как перевести на семейную форму обучения

Чтобы перевести ребенка на домашнее обучение нужно сделать всего 2 вещи:

1. Написать заявление о переходе на семейную форму получения образования (в 2-х экземплярах).

Желая вы можете услышать от такие фразы как: "Такой формы обучения вообще нет", "Вы же без педагогического образования, вам нельзя", "У нас нет в уставе, идите в другую школу" и т.д. Но как только вы достанете письменное заявление и попросите его принять, ситуация, скорее всего, поменяется.

Чтобы сохранить тёплые отношения с руководством школы, скажите, что, полностью доверяете директору, но письменный отказ вам нужен для аргументированного общения с РОНО и комитетом по образованию, чтобы они не посылали обратно в школу, где невозможно обучение на семейной форме.

2. Проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания о переходе ребенка на семейную форму получения образования.

Популярные вопросы родителей

Семейное образование доступно только в определенных школах?

Практически во всех учебных заведениях предусмотрено семейное образование. Если в уставе школы не обозначена, это повод для требования родителями внести изменения по включению в устав школы данной формы обучения, согласно законодательству.

Можно ли будет вернуться к обычному обучению?

Перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей/законных представителей.

Кто в случае выбора семейного образования должен обеспечивать ребенка учебниками?

Обучающийся в рамках семейного образования во время обучения имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта.

Как проходит аттестация при семейном образовании?

Родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную (по желанию) и итоговую аттестацию (в обязательном порядке).

Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Однако рекомендуется их все же не игнорировать, чтобы быть уверенным, что в свободном плавании вы не заплыли слишком далеко от ФГОСа.

При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию. Оценивать знания учеников будет специальная комиссия, в нее обычно входят учителя с разных школ района, города или даже региона. Именно поэтому к вашему ребенку не будет предвзятого отношения. Все работы будут оценивать объективно.

  • "Семейное обучение как система" Алексей Карпов
  • "Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату" Павел Парфеньев

Новый коронавирус - «родственник» старой атипичной пневмонии - уже привел к смерти 26 человек. Считается, что им может быть заражено несколько тысяч. И точно известно, что эпидемия вышла за пределы Китая. Но это не повод впадать в панику. Мы собрали всю известную информацию и попробовали ответить на главные вопросы о новой болезни.

1. Везде пишут об этом вирусе. Все действительно настолько серьезно? Раньше такого разве не было?

Определенно, новый коронавирус 2019-nCoV - это серьезно. На утро 24 января известно о 893 заболевших и 26 погибших, то есть смертность при заболевании - 2,9%, и этот процент может возрасти (часть заболевших находятся в критическом состоянии). Учитывая инкубационный период, всего зараженных может быть несколько тысяч, а число жертв способно достигнуть сотен.



Карта распространения нового коронавируса 2019 года по регионам Китая. Черным показаны регионы распространения на 11 января 2020 года, более светлыми оттенками - на 20, 21, 22 и 23 января (чем позже, тем светлее). Географически распространение выглядит очень быстрым / ©Wikimedia Commons

Нечто подобное уже было раньше: атипичная пневмония в 2002-2003 годах заразила восемь тысяч человек и убила 775 из них. Она тоже распространилась из Китая и тоже возникла изначально из-за контакта с животными (летучими мышами), которые были резервуаром для базовой формы вируса атипичной пневмонии. Тогдашний вирус-возбудитель тоже был коронавирусом и генетически на 70 процентов совпадает с новым. То есть та атипичная пневмония и новая эпидемия - относительно близкие «родственники».



Карта распространения эпидемии по планете. Впрочем, в последние дни такие карты все время устаревают, так что не факт, что и эта останется актуальной надолго / ©Wikimedia Commons

В тот раз распространение болезни удалось сдержать карантинными мерами. Новый коронавирус достоверно передается от человека к человеку. Если его не сдержат карантинными мерами, 2019-nCoV теоретически может убить куда больше людей.

2. Новый коронавирус опасен и для молодых или только для тех, кто в возрасте?

Следует четко понимать: 2019-nCoV - просто еще один вирус, способный вызвать пневмонию. Поэтому и умереть от него шансы выше у тех, у кого они выше и при обычной пневмонии. То есть в первую очередь у тех, кто позже обратился к врачу с симптомами, и - во вторую очередь - у тех, кто старше или страдает хроническими заболеваниями, в том числе дыхательной системы.



Схема с общей структурой коронавируса 2019-nCoV / ©Roger Harris/Science Photo Library/Getty Image

Возьмем ту же атипичную пневмонию, эпидемию родственного коронавируса 18 лет назад. По данным ВОЗ, шансы умереть от нее в среднем были 9%, но для тех, кто моложе 24 лет, - ниже одного процента. В возрасте 25-44 лет - до шести процентов, 44-64 года - до 15 процентов, от 65 лет и старше - выше 55 процентов. Из этого не следует, что молодым людям нечего бояться, но, определенно, это значит, что тем, кто в возрасте, стоит задуматься.

С высокой вероятностью так будет и с новой пневмонией, чей возбудитель - «родственник» атипичной.

3. А может ли в принципе возникнуть какой-то новый вирус, который убьет много людей, и у нас не будет, чем защитить себя?

Такая история происходит систематически. Возьмем вирус кори: генетики установили, что около XI-XII веков это был обычный вирус крупного рогатого скота. Затем он мутировал так, что смог распространяться между людьми: и начал убивать миллионами. Еще в 1980 году от него погибли 2,6 миллиона, и до сих пор он заражает 20 миллионов в год. По данным ВОЗ, даже в 2017 году он (правда, не без помощи антивакцинаторов) убил 110 тысяч человек. Как мы видим, атипичная пневмония - просто мелочь на этом фоне. Ее так серьезно освещали в СМИ только потому, что там любят все новое и необычное.

Более того, даже «родственники» 2019-nCoV постоянно заражают нас: коронавирусы среди прочего вызывают насморк, они часто прячутся за аббревиатурой ОРВИ и так далее. В норме вирус устойчиво существует, лишь если не угрожает частой гибелью носителям. Потому что каждая такая гибель означает, что число носителей уменьшается и при масштабной эпидемии их станет так мало, что рано или поздно эпидемия закончится. А значит, меньше станет и активных вирусов.


В эпоху Первой мировой никаких вакцин и противовирусных не было, поэтому борьба с вирусами сводилась к маскам, без которых даже в трамвай иной раз не пускали / ©Wikimedia Commons

Однако иногда в царстве вирусов возникают «ненормальные» линии. Например, один из самых быстро мутирующих вирусов, грипп, в 1918-1919 годах заразил треть населения планеты и убил минимум 50 миллионов человек (эпидемия «испанки»). Это в несколько раз больше, чем погибло в Первой мировой и примерно столько же, сколько умерло во Второй.

К счастью, сегодня у нас есть медицина, быстро создающая вакцины. Ослабленные формы вируса выращивают за короткие сроки, вакцинация резко снизит смертности от любого аналога «испанки».

Есть один сценарий, когда вирус в теории может убить сразу много людей, несмотря на вакцины. Возьмем ВИЧ: он поражает часть клеток иммунитета, поэтому иммунитет плохо справляется с ним. Создать против него вакцину так сложно, что только сейчас идут ее первые испытания - хотя сам вирус известен десятки лет.

Если возникнет вирус, передающийся воздушно-капельным путем, как новый коронавирус в Китае, но при этом поражающий клетки иммунитета, как ВИЧ, то быстро создать от него вакцину не выйдет. В таком случае возможно большое количество жертв и длительное время от такого вируса не будет защиты.

Вероятность подобного развития событий мала: вирус специализируется на поражении одного типа клеток. Тот же ВИЧ, чтобы атаковать клетки иммунной системы, ищет среди них те, что имеют рецепторы CD4. Но среди клеток в дыхательных путях таких не очень много: у неиммунных клеток такие рецепторы встречаются редко. Так что в норме вирус может быть или трудноизлечимым, как ВИЧ, или легко передающимся, как корь.

Возможно, эти черты реально скомбинировать искусственно - и получить вирус, поражающий и клетки иммунитета и обычные клетки организма, в том числе в дыхательных путях, чтобы сделать его высокозаразным. Например, это может иметь смысл при создании биологического оружия. Но пока имеющиеся у генетиков технологии крайне далеки от необходимого для такой комбинации уровня.

4. Как можно снизить вероятность заражения новым вирусом?

Как и большинством коронавирусов - то есть как при обычной простуде. Во-первых, постарайтесь исключить контакты с вероятными носителями. Новый коронавирус происходит от генов коронавируса летучих мышей и китайской ядовитой змеи. Предположительно, китайской кобры, хотя гипотеза по змеям и вызывает вопросы. И теми, и другими торгуют на китайских рынках с экзотической живностью, которую там употребляют в пищу.

Эпицентр новой эпидемии - Ухань, а там она пошла от местного рынка морепродуктов, где продают всех этих кобр и тому подобное. Из-за рекомбинации генетических материалов двух линий коронавирусов на этом рынке и возник 2019-nCoV. Поэтому мы категорически не советуем вам посещать Ухань и, если честно, Китай вообще - по крайней мере, пока там не справятся с эпидемией. Стоит напомнить, что она уже дошла до Таиланда (несколько случаев заболевания), Южной Кореи Японии, США, Сингапура, Вьетнама и Саудовской Аравии, поэтому поездки туда тоже лучше отложить до прояснения обстановки.



Тот самый рынок в Китае, откуда распространился вирус. По закону это рынок морепродуктов, но по факту там торговали сурками, ядовитыми змеями, летучими мышами и иными экзотическими животными, продаваемыми на мясо. Сейчас рынок закрыт, там проведена дезинфекция, но болезнь это не остановило / ©Getty Image

Если вы уже в Китае - избегайте рынков морепродуктов и экзотических животных, пейте только воду из бутылок и не потребляйте необработанные при высокой температуре продукты: аналоги суши и севиче, а равно и непрожаренное мясо.

И постоянно мойте руки после посещения публичных мест и контактов с новыми людьми. Все вирусы, передающиеся воздушно-капельным путем, активно оседают на руках, ведь люди трогают ими рот и нос в среднем 300 раз в день. В экспериментах один человек с вирусной инфекцией, тронувший ручку на двери в крупном офисе, ведет к тому, что вирус оказывается на всех ручках в офисе (здоровые сотрудники переносят его дальше своими руками). Поэтому на гигиену рук стоит обращать особое внимание. Если возможности мыть руки каждый раз нет - используйте спиртовые салфетки.

5. Стоит ли заранее покупать маски? А какие?

Как ни странно, такие коронавирусы не распространяются «с одного чиха». Дело в том, что все вирусы специализированы под базового носителя. Часть генов 2019-nCoV досталась от летучей мыши (температура тела широко варьируется, намного больше, чем у людей), часть - от змеи, холоднокровного (температура много ниже человеческой). Это значит, что новый коронавирус неидеально приспособлен для передачи от человека к человеку.



Врачи в масках и защитных очках транспортируют пациента, больница города Ухань, 17 января 2019 года / © Getty Images

Тем не менее маски снижают вероятность заражения им - причем заметно. Однако скупать их заранее особого смысла нет (пока в России нет ни одного подтвержденного случая заболевания), как и заморачиваться выбором какого-то отдельного типа такой маски. Практически все они на сегодня близки по возможностям. Если дело все же дойдет до эпидемии в нашей стране - стоит помнить, что маску надо менять не реже раза в несколько часов.

6. Через сколько времени вирус проявляет себя? Как понять, что ты заболел?

Инкубационный период вируса - порядка пяти суток. То есть, если вы вернулись из Китая или других стран, где эпидемия уже есть, то лишь примерно через неделю отсутствия симптомов можете начать расслабляться.

На заражение 2019-nCoV указывает повышенная температура: повышение может быть и умеренным, и серьезным, но есть в 90% случаев. В 80% случаев отмечается сухой кашель и быстро наступающая усталость. Значительно реже встречаются одышка и затрудненное дыхание. Пульс, дыхание и давление на ранних стадиях в норме - их проверять нет смысла.

Стоит обратиться к врачу при обнаружении этих симптомов у любого, кто бывал странах, куда проникла эпидемия. Специалист сможет поставить диагноз на основании снимка ваших легких: там новый коронавирус оставляет следы, типичные для пневмонии.

7. А если все же заразился? Что делать?

В первую очередь не паниковать и не впадать в депрессию. Это не просто успокаивающие слова: еще 17 лет назад исследования показали, что при негативных эмоциях (или воспоминаниях о печальных ситуациях) у человека сильно падает уровень антител в крови. Грубо говоря, природе не нужны неудачники и те, кто испытывают депрессию. Поэтому падать духом во время болезни - самый верный способ снизить способность организма сопротивляться ей.

Между тем ваш собственный иммунитет особенно важен в случае, если вы подхватили 2019-nCoV. Специфического лечения от него пока не существует, хотя и предполагается, что ряд противовирусных препаратов от других коронавирусов могут помочь.

Поэтому при заражении следует спокойно следовать всем рекомендациям лечащих врачей (а не «лечиться» самому дома) и не нервничать лишний раз.

8. Посылки из «Алиэкспресс» теперь безопасно получать? Или лучше оставить на почте и походить без нового чехла для телефона?

На сегодня нет четкого понимания того, насколько долго этот вирус может выживать вне живых организмов: само существовании эпидемии осознано всего недели назад. Можно высказать лишь общие соображения о том, способен ли этот вирус передаваться с предметами.

В норме вирусы делятся на «умных» и «прочных». Прочные имеют оболочку, хорошо защищающую их от внешней среды. «Умные» - большой геном. 2019-nCoV - довольно-таки «умный» вирус, с относительно длинной РНК (в своем классе вирусов - рекордно длинной). Поэтому оболочка его защищает слабо: он живет в хозяине, где и так тепло и уютно. На открытом воздухе такие долго не протянут.

Российские службы доставки - от, не к ночи будь помянута, «Почты России» до ее коммерческих аналогов - не работают быстро. Практически наверняка к моменту, когда посылка к вам придет, 2019-nCoV там погибнет. Но для успокоения совести чехол можно протереть спиртовой салфеткой.

9. Это опаснее свиного и птичьего гриппов?

Смотря что иметь в виду под этими словами. Дело в том, что та самая «испанка», согласно некоторым исследователям, возникла из-за рекомбинации генов вируса гриппа домашней птицы и человека (штамм H1N1). Такой «гибридный» грипп дал самую опасную из известных вирусных эпидемий в истории, убив полсотни миллионов человек как минимум.

Однако об этом обычно никто не знает. Вслед за СМИ птичьим и свиным гриппом называют эпидемии из Китая, которые периодически бывают там с 1990-х годов. «Птичьим» называют H5N1. Он был менее опасным, поскольку нормально распространялся только от домашней птицы (куриц) к человеку, а от человека к человеку - довольно плохо. Впрочем, если им все же заболеть, то риск гибели мог превысить 50 процентов, что много. Всего заражено им было 630 человек, умерло 375.

Свиным гриппом в СМИ называют пандемию гриппа A/H1N1. На самом деле, не факт, что она передалась человеку от свиней - вероятнее, что это результат рекомбинации генов одного гриппа, типичного для свиней, и другого, типичного для людей. По сути, это обычный грипп с очень низкой смертностью среди заболевших (один на 3000), причем, как и при обычном гриппе, смертность идет за счет осложнений. Среди заболевших A/H1N1 умерло 17 тысяч, что много. Но стоит помнить, что от гриппа (а точнее, его осложнений) в мире, по оценке ВОЗ, ежегодно умирают 250 тысяч человек.

Конечно, такой «свиной» (а на самом деле нет - среди свиней его эпидемии не зафиксировано) грипп намного опаснее нового коронавируса по общему числу погибших. Но те, кто заболевал им в 2009-2010 годах, имел вероятность погибнуть в 0,03 процента. Среди заболевших 2019-nCoV такая вероятность пока девять процентов, то есть в 300 раз выше.

10. Люди после него выздоравливают полностью или остаются проблемы?

На данный момент это неизвестно: численность заболевших слишком мала. Однако в норме после незапущенной вирусной пневмонии подавляющее большинство переболевших каких-либо проблем не имеют.

11. Как часто вообще такие вирусы появляются? Раньше были такие же опасные?

Вирусы, передающиеся от животных к человеку, появляются периодически даже в наше время. Например, ближневосточный респираторный синдром, вызываемый другим коронавирусом, судя по всему, появился уже в XXI веке. За 2012-2017 годы от него заболели две тысяч человек и умерли более 700.



Вирус ближневосточного респираторного синдрома в 2012-2017 годах привел к гибели сотен людей, но сам по себе распространялся среди них плохо, основным каналом оставалось заражение от больных верблюдов / ©Wikimedia Commons

Исходно человек заражался от больного одногорбого верблюда, отчего большинство случаев произошло на Аравийском полуострове. Однако в век глобализации такие больные часто могу переместиться на большое расстояние, поэтому один человек из Саудовской Аравии принес вирус в Южную Корею, где от него погибли десятки.

Возникновение новых вирусов такого рода - норма. У большинства вирусов скорость мутаций значительно выше, чем у многоклеточных, и они часто комбинируют генетический материал разных штаммов, что и ведет к их высокой изменчивости и часто появлению новых штаммов. Тем не менее в условиях современной медицины число жертв от таких вирусов довольно мало - порядка сотен на эпидемию.

12. Так стоит или не стоит паниковать в итоге? Вакцину от него скоро найдут? А могут ее вообще не найти?

Паниковать вообще не стоит: как мы отметили выше, негативные эмоции могут серьезно подавить ваш иммунитет, что снизит его способность к борьбе. И не только с 2019-nCoV - довольно экзотической болезнью, - но и с более близким и опасным обычным гриппом, с его осложнениями. И не только с гриппом. От пневмоний всех типов в год погибают более четверти миллиона человек, и с пониженным иммунитетом шансы оказаться среди них повышаются.



Уже для вируса ближневосточного респираторного синдрома были разработаны относительно эффективные способы предупреждения болезни через иммунизацию. Но, в силу редкости заболевания, массовой иммунизации так никто и не проводил / ©Shutterstock

Что до вакцины, то в теории она «уже почти вот-вот». В лабораториях на основе 2019-nCoV созданы коронавирусы одного цикла размножения. Такие могут попасть в организм и даже один раз создать свою копию там, но затем перестают быть активным. Это, по сути, уже вакцина - благодаря присутствию 2019-nCoV одного цикла размножения иммунная система учится вырабатывать нужный ответ.

Но есть нюанс: любая вакцина требует длительных проверок ее полной безопасности, и это не делается быстро. А эпидемии, подобные атипичной пневмонии или ее «родственнику» 2019-nCoV, часто стремительно заканчиваются. Та же атипичная пневмония длилась примерно год. За такие короткие сроки никакой массовой вакцинации никто не наладит, поэтому, скорее всего, борьба с эпидемией сведется к карантину и лечению уже заболевших. По аналогии с атипичной пневмонией 2002-2004 годов.

Вакцину от коронавируса, поражающего неиммунные клетки организма, можно сделать почти гарантированно. Чтобы к вирусу было сложно создать вакцину, он должен быть типа ВИЧ - то есть атаковать не обычные клетки, а клетки иммунной системы. Грубо говоря, «полиции» организма трудно ловить преступника-вируса, если он идеально приспособлен именно к охоте на «полицейских».

Коронавирусы таким не занимаются, поэтому конкретно для новой эпидемии бояться невозможности создания вакцины не стоит.

13. Говорят еще, что этот вирус могли сделать американцы, произошло все аккурат под китайский Новый год. Есть в этом хоть капелька правды?

Такие слухи возникают регулярно: еще во времена атипичной пневмонии двое российских исследователей высказывали предположение, что это американский вирус. Однако после изучения РНК вируса подобные «гипотезы» растворяются как дым.

По РНК хорошо видно, что и атипичная пневмония, и новый коронавирус 2019 года - близкие «родственники» коронавирусов летучих мышей и ядовитых змей, обитающих конкретно в Китае. Причем продающихся на рынках экзотической еды в Ухани. Именно за счет того, что 2019-nCoV возник из такой смеси генов, он не особо хорошо (судя по имеющимся данным) распространяется среди людей.

Если бы этот вирус создали искусственным путем, то за такой результат его разработчиков стоило бы уволить за профнепригодность. Вирус, который не очень хорошо переносится между людьми, - плохое оружие.

Если бы «создатели» сделали его легко переносящимся от человека к человеку, их стоило бы уволить тем более. Атипичная пневмония 2002-2003 годов вызвала десятки смертей в Канаде. Высокозаразный вирус легко добрался бы до США и устроил бы эпидемию и там. В век массовых авиаперелетов создавать вирус для Китая - значит, готовить эпидемию у себя.

Теоретически можно попытаться создать вирус, который не будет заражать людей без особых генов, и попытаться найти такие гены только у китайцев. На практике при существующем технологическом уровне это реально примерно настолько же, насколько реальна колонизация системы Тау Кита.

Имеющиеся средства манипуляции геномом слишком грубы и неточны, чтобы реализовать такую амбициозную задачу. Кроме того, заражения новым коронавирусом уже зарегистрированы в других странах, что исключает версию «антикитайского» биологического оружия.

На протяжении нескольких поколений в нашей стране школа была неотъемлемой частью жизни детей и подростков. Именно там они получали знания, обзаводились новыми знакомствами, учились выходить победителями из конфликтных ситуаций. Увы, сегодня она совсем не та, какой была еще 20-30 лет назад. Это заставляет все большее количество родителей всерьез задуматься о поисках альтернативы школе. Давайте разберемся с этим крайне важным вопросом более серьезно.

Плюсы обычной школы

Прежде чем рассматривать альтернативное образование, давайте разберемся с плюсами простой школы, в которой учится подавляющее большинство детей и подростков.

Самый главный из них - простота. Родителям в этом случае приходится по минимуму принимать участие в учебном процессе. Ребенка приводят в школу утром и забирают в обед, а со временем он сможет ходить в школу и обратно самостоятельно. Родителям приходится лишь несколько раз в год посещать родительские собрания. Правда, если ребенок не отличается послушанием и усердием, то, возможно, придется также иногда посещать школу, чтобы разобраться со сложными ситуациями.

При этом большинство детей сравнительно легко получают аттестаты о среднем образовании. Пусть не все становятся отличниками, но ведь и с тройками сегодня можно поступить в вузы, построить успешную карьеру. Поэтому лишний раз напрягаться ребенку обычно не приходится.

Наконец, что немаловажно, школьник привычно проходит социализацию, становясь частью более или менее слаженного коллектива. Он привыкает жить по давно выверенному шаблону. Сначала оканчивает школу. Затем поступает в вуз - обычно на платное отделение. Затем находит работу (чаще всего не по полученной профессии) и трудится до пенсии. Схема проста, выверена и почти не дает сбоев.

Почему родители отказываются от школ?

Но, несмотря на простоту и надежность обычной школы, количество родителей, всерьез задумывающихся о поиске альтернативы школьному образованию, стремительно растет. Почему же? На то есть несколько причин.

В первую очередь следует признать, что совершенно не направлена на то, чтобы дать детям образование. Взять хотя бы образование в тяжелые девяностые годы, не говоря уже про более ранние 30-е годы прошлого века. В это время учителя, зачастую месяцами не получая зарплату, старались дать ученикам максимум информации, донести до них определенные правила, теоремы, законы наук. Что же творится в школах сейчас? Увы, мы стремительно идем по тому же пути, по которому полвека назад прошли многие страны Европы. Теперь любое обучение призывают признать формой насилия над личностью. Ведь ребенку, понятное дело, гораздо интереснее играть, чем изучать правила русского языка или теоремы по геометрии. Однако играя, школьник не сможет развивать мозг, а это необходимо для успешного нахождения места в жизни. Поэтому есть смысл надавить на него сегодня, заставлять переступать через "хочу - не хочу", чтобы обеспечить лучшую жизнь завтра.

К сожалению, современное образование придерживается иной точки зрения. В результате школа уже не столько обучает, сколько развлекает. И, если честно, крадет у ребенка больше десяти лет жизни, почти не давая новых и полезных знаний, не говоря уж о прививании ценных навыков.

Также стоит отметить, что в обычном классе обучается 25-30 учеников. А урок длится 45 минут. Таким образом, объяснив тему, даже очень хороший учитель, чувствующий, что обучение - это его призвание, и старающийся максимально отдать себя ученикам, может уделить каждому из них не больше чем по 1 минуте за урок. Следовательно, за шесть уроков в день ученик может рассчитывать на 6 минут внимания со стороны учителя. И это в том случае, если педагог действительно работает с полной самоотдачей. Не так уж и много, не правда ли?

Какие формы обучения предусматривает законодательство?

Теперь давайте разберемся, какие предусматривает формы обучения на дому закон об образовании.

В первую очередь это обычное образование в домашних условиях. Ученик получает необходимые знания по учебникам, самостоятельно, с помощью родителей или приглашенных репетиторов. Однако ему все равно придется несколько раз в год посещать школу - чтобы сдать экзамены по действующей программе. Да, он все равно остается прикрепленным к школе, хотя и свободен от необходимости ходить туда пять дней в неделю. Получая соответствующие оценки на экзаменах, ученик будет получать в конце года табель, а после 9 и 11 классов - соответствующие документы.

Также некоторым родителям стоит рассмотреть вариант с надомным обучением. Но подходит он не всем, а только больным детям, которые при всем желании не могут посещать обычную школу.

Обучение на дому

Давайте рассмотрим наиболее распространенную альтернативу школе - домашнее обучение. Здесь имеются серьезные плюсы и минусы. Начнем с плохих новостей.

В первую очередь на родителей ложится большая дополнительная ноша - придется тратить много времени или денег. Если вы достаточно образованы, то вполне сможете дать весь школьный курс ребенку самостоятельно. Но будьте готовы к тому, что час, два, а то и три в день вам придется проводить с ребенком, помогать ему постигать науку. Далеко не каждый родитель может позволить себе такую роскошь - времени вечно не хватает из-за работы и дороги туда и обратно. К тому же не каждый взрослый человек достаточно хорошо помнит школьную программу, чтобы помочь ребенку разобраться с нею.

Еще один минус - недостаток общения. В школе ребенок волей-неволей проводит среди сверстников по несколько часов в день. Здесь он учится заводить друзей, приживаться в коллективе, где-то идти на уступки, а где-то становиться лидером, диктующим свои условия окружающим. Если же ребенок вместо этого проводит те же часы дома, он оказывается лишен такой возможности.

Нередко имеет место предвзятое отношение со стороны учителей. Ребенок на домашнем обучении вообще является своеобразным вызовом со стороны родителей. Они как бы говорят, что не доверяют профессионализму преподавателей. В результате некоторые из педагогов срываются на ребенке, намеренно занижая оценки везде, где есть такая возможность, при сдаче экзаменов.

Теперь перейдем к плюсам. Главным из них является возможность подстраиваться под конкретного ученика. Например, одному ребенку легко дается математика, а вот на то, чтобы выучить десяток слов по-английски, приходится тратить много времени. Соответственно, можно экономить время на первом, чтобы отдать его второму. В обычной школе подобное невозможно - учитель вынужден идти по программе.

Не нужно тратить время на дорогу в школу и обратно - в некоторых случаях экономится больше часа в день.

Всегда есть возможность выдерживать темп, подходящий ребенку. Одну тему по математике он может освоить за считаные минуты, а другая вызовет проблемы. И здесь нет учебного плана, который заставил бы его тратить несколько часов на первую, мельком изучая вторую. Это действительно очень важно. Глупо бросать тему и переходить к следующей, если ребенок не освоил ее. Но еще хуже заставлять ребенка тратить лишнее время на изучение темы, которую он уже понял и освоил - это убьет в нем интерес к образованию и получению знаний. И пожалуй, это худшее, что может сделать учитель для ученика.

Некоторые предметы при таком образовании можно вообще вычеркнуть. К примеру, зачем ученику тратить три часа в неделю на физкультуру, если он ходит на плавание, бокс или спортивную гимнастику, которые дают ему гораздо больше? Или столько же времени на труды, когда родители смогут в домашней обстановке объяснить те же темы более наглядно.

Довольно часто несколько родителей, объединившись, создают собственную маленькую школу. Находя помещение, они нанимают репетиторов, которые занимаются с их детьми. Это позволяет получить прекрасные знания при минимальных финансовых затратах. Например, один час репетитора стоит 500 рублей (цена может сильно изменяться в зависимости от возраста детей, города и запросов педагога). Но обычно можно договориться с ним, чтобы он обучал группу из 5 человек за 1000 рублей. Следовательно, за одного ученика придется потратить всего 200 рублей. При этом он получит индивидуальный подход, который позволит легко освоить любую тему. Такие клубы семейного образования становятся сегодня все более популярными, так как имеют все плюсы обычной школы и практически полностью лишены ее минусов.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что домашнее обучение имеет определенные преимущества и недостатки. Что является более важным, решать только родителям.

Оканчиваем школу экстерном

Очень часто родителей, ценящих время своего ребенка, интересует, как закончить школу экстерном. Это вполне разумное решение. Опытные педагоги признают, что современное образование является искусственно затянутым. При правильном подходе и организации 11-летнюю программу обучения вполне можно освоить за 6-8 лет в зависимости от способностей ученика. Только представьте - ребенок экономит от 3 до 5 лет! Насколько больше полезных знаний он сможет получить до 18 лет, когда большинство его сверстников только окончат школу. Как минимум одно среднее специальное или даже высшее образование (очно или заочно). И ведь для этого достаточно знать, как закончить школу экстерном. А ответ на этот вопрос достаточно прост.

Приятно, что обучение экстерном является вполне законным - по сути, это и есть домашнее обучение. То есть ученик, проходя школьную программу дома, сдает экзамены в школе. Но не обязательно следовать программе - если есть опытные наставники и интерес к обучению, почему бы не пройти годовой курс за полгода? В школах по-прежнему предусмотрена возможность проходить за один календарный год двух- и даже трехлетнюю программу. Талантливый ребенок легко сможет окончить школу в 14 лет, после чего самостоятельно или с помощью родителей решать, как распорядиться освободившимся временем - поступить в колледж, вуз, найти подходящую работу или же заниматься чем-то другим.

Глупо отрицать - это очень хорошая альтернатива школе, особенно современной, которая принадлежит к структуре, вовсе не заинтересованной в том, чтобы страну населяли умные, сильные и решительные люди. Помните, что только вы отвечаете за образование и, соответственно, будущее своих детей.

Дистанционное образование

В последние годы все большей популярностью пользуется онлайн-обучение. В чем оно заключается? По сути, это своеобразная форма заочного образования. Но для обучения и сдачи экзамена ученикам и учителю не нужно находиться в одной комнате. Благо, современные технологии позволяют преподавателю общаться с учеником, находясь в сотнях и даже тысячах километров друг от друга.

По сути, это является одной из разновидностей клубов семейного образования или же репетиторства. Плюсом является тот факт, что не нужно искать подходящее помещение, если планируется собрать в одном месте группу детей. Также отпадает необходимость тратить время на дорогу - в условиях мегаполисов это является крайне важным преимуществом. Ведь в некоторых случаях репетитору, чтобы провести один час с учеником, приходится тратить столько же времени или даже больше, чтобы добраться к нему и вернуться домой. Разумеется, это доставляет лишние хлопоты учителю и заставляет его повышать свои расценки, что бьет по семейному бюджету семьи ученика.

Но все-таки определенные минусы онлайн-обучение тоже имеет. Хотя бы потому, что большинство учеников чувствуют себя более комфортно, когда учитель находится рядом, а не на экране компьютера. Однако с этим минусом чаще всего приходится мириться, чтобы выиграть в другом.

Также можно получать среднее образование дистанционно, обучаясь в специальных школах. Ведь на сегодняшний день в нашей стране существует довольно много школ, имеющих лицензию государственного образца, но при этом программа их сильно отличается от стандартной, используемой в простых средних учреждениях. Более подробно о них расскажем чуть позже. Здесь же стоит упомянуть, что при дистанционном обучении ученик или его родители получают примерную программу, которую школьник должен освоить. С учителями на связь выходят для сдачи готовой работы, а также в случаях, когда возникают какие-то трудности при ее выполнении.

Альтернативные школы

Для нашей страны такие школы являются довольно необычными, непривычными. Зато в Европе и США их много. Причем программы везде сильно отличаются. Одни стараются разработать нечто совершенно новое, в то время как другие берут за основу программу, используемую в школах в конце девятнадцатого века. Удивительно, но выпускники последних учреждений часто демонстрируют высочайший уровень образования.

Не стоит считать такую разницу в количестве альтернативных школ отсталостью нашей страны. Скорее наоборот - на Западе необходимость в их появлении возникла гораздо раньше потому, что в России до недавних пор средние школы давали все необходимые знания. Увы, сегодня, в ходе многочисленных реформ, образование становится все хуже. Родители, желая дать детям лучшие знания, ищут пути для его получения. И альтернативные школы помогают им в этом.

Таких школ очень много: Монтессори, академика Щетинина, с вальдорфской системой образования - перечислить все будет сложно. Каждая имеет определенную программу, достоинства и недостатки. Некоторые из них являются бесплатными, но попасть туда довольно сложно. Другие же - платные, причем оплачивать обучение могут позволить себе очень немногие наши соотечественники. Конечно, нужно очень серьезно подходить к выбору школы - она окажет немалое влияние на жизнь вашего ребенка.

Боремся с недостачей социализации

Родители, выбирающие в качестве альтернативы школе домашнее обучение, часто жалуются, что их дети в результате оказываются не слишком общительными, практически лишенными коммуникативных навыков. Это действительно серьезная проблема - даже гений, не умеющий общаться и заводить знакомства, не сможет добиться многого. Но объяснить это легко: пока другие дети общаются в школах (увы, сегодня общаются гораздо больше, чем учатся), они развивают навыки коммуникации, учатся встраиваться в систему. При домашнем обучении ребенок лишен такой возможности.

К счастью, проблему легко решить, если вовремя ее заметить. Ведь существует множество творческих и спортивных кружков, где ребенок может встречаться со сверстниками. Причем это даже лучше, чем школа. Все-таки в классе собираются дети, зачастую не имеющие ничего общего, кроме возраста и примерного места проживания. В кружках и секциях ребенок встречается с единомышленниками. Здесь они занимаются общим делом, которое интересно всем. Это может быть пулевая стрельба, изготовление моделей самолетов, вышивка бисером, игра на гитаре, рисование, спортивное ориентирование - выбор огромен. Завязать знакомства в таком окружении будет довольно легко. И две-три таких секции станут прекрасным дополнением к альтернативной системе образования.

Выбираем лучший вариант

Так как же быть - отдавать ребенка в обычную школу или заниматься его образованием самостоятельно? На самом деле вопрос гораздо более сложный и глубокий, чем может показаться на первый взгляд. В первую очередь нужно изучить стремления ребенка и его задатки. Глупо пытаться вырастить из обычного ребенка юного гения, способного в 14 лет поступить в вуз, а то и окончить его. Ему будет просто некомфортно в среде более умных сверстников, здесь он станет белой вороной. В обычной школе он почувствует себя "своим". К тому же высоко он не взлетит, но и низко не упадет - пойдет по проторенной и привычной тропе: детский сад, школа, университет, работа.

А вот родителям детей, обладающих действительно серьезными задатками, все-таки стоит постараться. Пусть придется тратить больше времени, сил и денег на их образование, зато будет возможность дать ребенку билет в большое будущее. В обычной средней школе ему слишком тесно, нет возможности реализовать потенциал, зато есть риск стать изгоем, белой вороной. Ему лучше подойдет именно альтернативное образование, подстраивающееся под него, а не требующее обратного.

Заключение

На этом наша статья подходит к концу. Теперь вы знаете, как получить среднее образование при домашнем обучении, а также избежать многих проблем, часто возникающих на таком пути. Надеемся, что статья поможет принять правильное решение и помочь ребенку найти себя в этой непростой жизни.

Состав спикеров мероприятия должен вдохновить тех, кто интересуется, как можно учить детей «по-другому». Здесь будет выступать доктор психологических наук, создатель методики вероятностного обучения Александр Лобок, педагог Дима Зицер, основатель «Эпишколы» Михаил Эпштейн, директор IT-школы Александр Ездов. Участникам расскажут о школе Монтессори, о многоклеточной математике, о смешанном обучении, о проекте InterUrok.ru, который позволяет всю школьную программу изучать через Интернет.

Один из организаторов конференции, Алексей Семёнычев - консультант по вопросам семейного образования. Вообще инициатива проведения подобной встречи возникла из желания родителей, которые решили учить детей не в школе, обмениваться опытом друг с другом и как-то структурировать для себя идеи современного альтернативного образования.

Алексей считает, что поиск альтернативных путей никогда не будет массовым, но современное образование, если оно направлено в будущее, должно быть разным: семейным, традиционным, школьным, смешанным - каким угодно.

Алексей Семёнычев

Когда мы начали заниматься альтернативным образованием, мы обнаружили, что у нас в стране существует очень много хороших педагогических систем, экспериментов, методик и так далее. Достаточно вспомнить, что педагогика сотрудничества Шалвы Амонашвили - это ещё 1960-е годы. Но проблема в том, что диалога между массовой школой и этими находками почти не происходит. Система образования - одна из самых консервативных.

В самой идее организации массового общего образования заложен драматический конфликт: с одной стороны, оно призвано стать базовым для как можно большего количества детей. С другой стороны, все дети настолько разные, что учить их одинаково просто невозможно. По крайней мере, это неэффективно.

Когда взрослому человеку не нравится работа - он может найти другую, с учётом всех пожеланий от графика до зарплаты. Он может сменить работу просто потому, что ему не подходит коллектив. Или пропала мотивация для развития. Или потому что предложили более подходящее место.

А что, если ребёнку не подходит школа?

Естественно, что некоторые взрослые, привыкшие выбирать, рано или поздно задаются вопросом: почему мой ребёнок лишён выбора и должен ходить в школу, которая не мотивирует его учиться? Или в школу, которая плохо сказывается на его здоровье? Если взрослые осознают, что лично в хорошем обучении детей в первую очередь заинтересованы они, родители, а не министр образования, они обнаружат, что на самом деле выбор есть.

Альтернативное образование - это поиск альтернативы, прежде всего, усреднённому формату системы массового общего образования.

Пять мифов об альтернативном образовании

Если ребёнок не учится в школе, у него будут проблемы с социализацией.

Действительно, при домашнем обучении организация общения со сверстниками и другими людьми - отдельная задача. Её решают с помощью различных секций, кружков, клубов по интересам. В том числе и для этого родители могут объединяться в так называемые «семейные школы» (хотя правильнее было бы считать их клубами, т.к. они не имеют образовательной лицензии): с одной стороны, объединяясь, проще решать вопросы с репетиторами, с другой стороны, можно проводить совместные внеучебные мероприятия.

Алексей Семёнычев

консультант по вопросам семейного образования

Осознание себя как личности, осознание себя в социуме в условиях семейного образования происходит даже раньше, чем в школе. Если сравнивать с нашей взрослой жизнью, то это как постоянная работа и фриланс. Вот вы ходите на работу, там зарплата стабильная, а потом решаете стать фрилансером. С одной стороны, наступает свобода - занимаюсь, чем хочу, в школу не хожу. С другой стороны, понимаешь, что теперь всё зависит только от тебя. Наши дети раньше приходят к мысли, что ты сам отвечаешь за свою судьбу.

Сторонники альтернативного образования балуют своих детей, превращая учёбу в сплошное развлечение.

Согласитесь, есть тысячи способов баловать детей и в традиционной школе. Чего только стоит хорошая учёба за подарки или выполнение домашнего задание за ребёнка. Так что это проблема не системы обучения, а исключительно подхода родителей. Тем не менее, многие признают, что выдерживать баланс между «учёба должна приносить радость» и «ребёнок должен учиться преодолевать трудности» очень сложно, когда ты совмещаешь роль родителя и учителя. На самом деле такой баланс даётся нелегко и профессиональным педагогам, по какой системе они бы ни работали.

Альтернативное образование - это всегда традиционная школа «наизнанку».

Кажется, что, если мы ищем альтернативу классно-урочной системе, главное - отменить уроки по 40 минут, отказаться от предметного расписания, от оценок - и новая система готова. Это не так. Всё-таки главная цель альтернативного образования - найти индивидуальный подход к конкретному ребёнку, с учётом особенностей его развития, а не отменить из принципа привычные вещи.

Анна Девятка

И занятия по 40 минут, и предметное расписание - это всего лишь способ структурировать образовательную деятельность и придерживаться графика. Даже если ребёнок получает альтернативное образование, этот способ может ему подходить. Предметное обучение позволяет сосредоточиться на главных в его возрасте дисциплинах, например, русском и математике, и оставаться в параллели по уровню знаний с одноклассниками. Это особенно важно, если по состоянию здоровья ребёнку сложно освоить все предметные области. Что касается оценок, то ребёнку важна оценка взрослого, здоровая нарциссическая подпитка его навыков и умений, важно показать свои знания перед сверстниками - всё это называется здоровой конкуренцией. Проблемы начинаются тогда, когда вместе с оценками в журнале ребёнок получает социальную оценку, которая становится клеймом и начинает определять его положение в классе.

Родители не могут знать лучше педагогов, как и чему учить детей, поэтому альтернативное образование вне школы всегда проигрывает в качестве.

Конечно, в случае выбора образования вне школы, родители должны потратить много времени и внимания, чтобы результат был качественным. Но они не должны брать на себя все функции учителей. Их задача - организовать учебный процесс и найти ресурсы, из которых ребёнок будет получать знания. Это могут быть репетиторы, учебники, сайты. Если программу начальной школы можно освоить с помощью мамы и папы, то в средней и старшей школе этого будет недостаточно. В плане выработки образовательной стратегии могут помочь профессиональные тьюторы.

Если мой ребёнок спокойно ходит в школу, мне не нужно знать об альтернативном образовании.

Знать об альтернативном образовании нужно хотя бы потому, что оно позволяет взглянуть по-новому на привычную школу - как на один из способов учить, со своими плюсами и минусами, но не единственно верный. И если у ребёнка вдруг возникают трудности в школе, возможно, даже временное обращение к альтернативному обучению исправит ситуацию.

Анна Девятка

семейный психолог, гештальт-терапевт

Если ребёнок оказался на низких позициях в классе и при этом плохо учится, на помощь может прийти альтернативное обучение. Смена окружения, индивидуальный подход к выстраиванию мотивации уберегают от негативных откликов в виде оценок и мнения сверстников. Благодаря альтернативному образованию появляется возможность подтянуть уровень знаний, повысить самооценку и чувство собственного достоинства.

Согласно статье 43 Конституции РФ, основное общее образование обязательно, и его получение детьми должны обеспечить родители или лица, их заменяющие. То есть каждый ребёнок, гражданин России, должен получить аттестат после 9 класса. Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, но при этом устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Закон определяет ответственными за образование ребёнка его родителей (законных представителей), даёт им право выбора, как это образование дать, и определяет стандарты, которым должен соответствовать результат.

Что могут сделать родители, если не хотят водить ребёнка в общеобразовательную школу?

Есть несколько вариантов: найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, вальдорфские школы, школы-парки и другие), перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе или перейти на семейное образование.

Школы с альтернативной методикой преподавания

В этих школах классно-урочной системе противопоставлен свой подход: вместо деления на классы по возрастам могут быть занятия в разновозрастных группах, вместо учебных предметов - междисциплинарные проекты и индивидуальные образовательные маршруты, вместо уроков от звонка до звонка - свободное распоряжение своим временем.

Среди школ, которые работают по давно признанным во многих странах методикам (как, например, вальдорфские школы), есть государственные. Что касается авторских школ, работающих по самостоятельно разработанным методикам - практически все они частные и требуют от родителей финансовых вложений.

Авторские школы появились в России в начале 1990-х. Из самых ярких можно назвать «Эпишколу» Михаила Эпштейна в Санкт-Петербурге и авторскую школу Александра Лобка с воплощённой идеей вероятностного образования в Екатеринбурге.

С позиции родителей, учёба в таких школах не сильно отличается от традиционной: ребёнок учится в школе под присмотром преподавателей, ответственность за качество образования по-прежнему несёт организация. Совсем другое дело, если родители выбирают для ребёнка заочное или семейное образование.

Заочное обучение по индивидуальному учебному плану

Этот вариант выбирают те, кого устраивает школьная программа, но не устраивает необходимость посещать школу. Ребёнок зачисляется в общеобразовательное заведение на заочную форму обучения. Школа сама составляет индивидуальный учебный план и предоставляет учебные материалы. Часть предметов можно осваивать в школе очно (тогда это будет очно-заочная форма).

Аттестацию ребёнок будет проходить так, как и другие ученики школы. Главная задача родителей при такой форме обучения - обеспечить освоение ребёнком школьной программы. Как это будет происходить - с помощью репетиторов, видеоуроков и онлайн-ресурсов, самостоятельных занятий по учебнику - решают родители.

Семейное образование

Вот тут родители отправляются в совершенно свободное плавание по альтернативным образовательным течениям. С одним лишь условием: ребёнок должен пройти государственную аттестацию после 9 класса для получения аттестата об основном общем образовании и сдать ЕГЭ после 11 класса для получения аттестата о среднем общем образовании. Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Но родителям, выбравшим семейное образование, рекомендуют всё-таки проходить их каждый год, чтобы быть уверенным, что разные течения не унесли корабль далеко в сторону от ФГОСа.

К такой форме образования все приходят по-разному: кто-то в силу убеждений, кто-то в силу обстоятельств. Но все родители, взявшие на себя ответственность учить детей вне школы, сталкиваются с похожими трудностями: как найти школу для прохождения аттестаций, как решить проблемы дисциплины, какую программу выбрать, какие методики использовать. Взрослые объединяются в онлайн- и офлайн-сообщества и обсуждают эффективные способы учить детей.

В России вопрос методологии семейного образования стоит остро. С одной стороны, это хороший свободный рынок для альтернативных систем обучения. Если вы придумали способ, который позволяет легко учить детей математике, родители его с радостью начнут пробовать, в то время как в общеобразовательной школе доказать необходимость нового инструмента крайне трудно. С другой стороны, разработчикам образовательных продуктов не хватает каналов, по которым они могли бы заявить о себе родителям. А родителям, в свою очередь, не хватает педагогических знаний, чтобы самостоятельно выбирать методики. Неудивительно, что именно те, кто столкнулся с вопросами семейного обучения, инициируют широкий разговор об альтернативном образовании на всероссийском уровне.

Получается интересная картина: если раньше тон альтернативному образованию задавали педагоги-новаторы, привлекая и восторженные, и скептические взгляды, то теперь, похоже, инициатива перешла к родителям. Из пассивных потребителей образовательных услуг они превратились в активных участников процесса, которые воздействуют на рынок.

Конференции, подобные той, что состоится в культурном центре ЗИЛ, должны стать площадкой, где встречаются родители, разработчики образовательных инструментов (от методик до конкретных продуктов - учебников, веб-сервисов и так далее) и профессиональные учителя, которые учат «не так, как в школе» и готовы делиться своим опытом и пониманием, каким может быть образование.

О том, что нужно, чтобы перевести своего ребенка на семейную форму образования

Помните известную фразу персонажа книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера» Гекльберри Финна: «Я не позволю‚ чтобы хождение в школу мешало моему образованию»? Она, можно сказать, иллюстрирует позицию тех родителей, которые решили дать образование своим детям в форме семейного обучения. Таких родителей с каждым годом становится все больше, в том числе в Татарстане, где семейное образование входит в моду. «Реальное время» решило изучить этот феномен. В первом материале мы рассмотрим, что такое семейное образование, согласно российскому законодательству, и во сколько оно обходится родителям.

Что такое семейное образование?

Домашнее обучение - это самая древняя форма получения образования. Она существовала задолго до появления школы в том виде, в каком мы ее знаем. Многие века обучение на дому было единственным способом получения образования. Богатые семьи нанимали учителей, гувернеров, которые знакомили детей с различными науками, а бедные семьи справлялись своими силами: родители передавали детям навыки ведения домашнего хозяйства, ремесло, которым владели сами. Причем, роль домашнего учителя не ограничивалась только передачей информации, они были еще и наставниками, воспитывали своих подопечных. Например, в Древней Греции учитель обсуждал с учениками (причем, только с юношами) вопросы нравственности, философии, религии.

В России до времен царствования Петра грамоту изучали по церковным книгам, а образование могли давать только русские учителя. Петр Первый усилил положение светской культуры в государстве, и на протяжении нескольких столетий преклонение перед западным образом жизни среди высших кругов ввело в моду немецких и французских гувернеров.

Посл е революции ситуация резко изменилась. В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. И обеспечить его должны детям родители или лица их заменяющие. В то же время закон предусматривает различные формы получения образования с учетом потребностей и возможностей личности - как в стенах школы, так и вне ее. Вне школы образование и обучение предусмотрено лишь в двух формах: в семейной форме и в форме самообразования.

Нужно сразу прояснить, что в своей статье мы не говорим о форме домашнего обучения, когда речь идет о детях, нуждающихся в длительном лечении, детях-инвалидах, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. В этом случае школа с согласия родителей берет на себя организацию учебного процесса на дому: предоставляет бесплатно учебники, справочную литературу, разрабатывает индивидуальный учебный план, обеспечивает учителями, проводит аттестацию ученика. Родители же только создают условия для обучения на дому.

В России на протяжении нескольких столетий преклонение перед западным образом жизни среди высших кругов ввело в моду немецких и французских гувернеров. Репродукция литографии с сайта cheloveche.ru

В случае же семейного образования родители берут на себя всю ответственность за получение образования ребенком. Как сообщили «Реальному времени» в Министерстве образования и науки РТ, основные моменты, регламентирующие получение образования в семейной форме образования, прописаны в письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 и в действующем законодательстве в сфере образования. В письме говорится, что при выборе семейной формы образования родители (законные представители) обязаны взять на себя всю ответственность за организацию учебного процесса ребенка, чтобы он смог овладеть знаниями, умениями, навыками, приобрел опыт деятельности, развил свои способности, научился применять знания в повседневной жизни, а также был мотивирован получать образование в течение всей своей жизни. Родители должны сделать так, чтобы ребенок получил объем знаний, который не ниже нормы, установленной федеральным стандартом (ФГОС).

Что нужно сделать, чтобы перейти на семейное образование?

Перейти на форму семейного образования вы можете в любое время - с 1-го по 11-й класс. Вместе с тем, по решению родителей и с учетом мнения ребенка, можно на любом этапе обучения изменить форму получения образования - например, вернуться в школу.

Если вы решили перевести своего ребенка на семейное образование, то вам необходимо подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого вы проживаете. Вы можете сами выбрать школу, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, или попросить определить вас в какое-то место. По желанию родителей, такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года. Если ваш ребенок уже обучается в школе, то вы можете обратиться к директору с заявлением о переходе на семейное образование.

При этом вы можете организовать обучение своего ребенка в очно-заочной или полностью заочной форме, то есть вы можете договориться со школой, что будете посещать некоторые уроки по своему усмотрению.

Дети на семейном обучении совершенно бесплатно могут проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию в выбранной школе. Образовательная организация должна самостоятельно разработать и утвердить порядок проведения аттестации, причем этот регламент должен быть размещен в открытом доступе, на сайте школы. И порядок прохождения аттестации должен учитывать мнение родителей, исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала ребенком.

Родители и обучающиеся не вправе требовать от школы, когда и в какой форме она будет проводить аттестацию, но вы можете выбрать ту школу, сроки и форма аттестации в которой вас устраивают. Однако важно отметить, что прохождение промежуточной аттестации ребенком, который получает образование в форме семейного образования, - это его право, а не обязанность. То есть он не обязан проходить промежуточную аттестацию вплоть до 9-го класса, когда можно пройти итоговую аттестацию и получить аттестат об основном общем и среднем общем образовании.

Школа должна обеспечить получающих семейное образование детей учебниками и учебными пособиями. Фото bibliokniga115.blogspot.ru

Школа, где вы сдаете итоговую аттестацию, не несет ответственности за качество образования. Она ответственна только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Дети на семейном образовании обладают всеми академическими правами. Они наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Кроме этого, дети на семейном образовании могут рассчитывать на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Школа должна обеспечить получающих семейное образование детей учебниками и учебными пособиями. Если ребенок испытывает трудности в освоении общеобразовательной программы, местные органы власти должны предоставить ему психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь.

Цифры: Татарстан

Учет детей, которые получают семейное образование, ведут не школы, а органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. «В связи с тем, что число таких детей постоянно изменяется, статистика по детям, получающим общее образование в семейной форме, ведется только на уровне органов управления образования муниципальных районов и городских округов», - сообщила руководитель пресс-службы Минобрнауки РТ Алсу Мухаметова. Однако она отметила две основные тенденции. Во-первых, число детей, получающих общее образование в семейной форме, в Татарстане постоянно растет. Во-вторых, максимальное число таких детей наблюдается в крупных городах, а именно в Казани и Набережных Челнах. Так, в Челнах на семейном образовании обучается 23 ребенка, в Казани - 148. При этом, отмечает она, причины, определяющие выбор данной формы освоения образовательной программы, самые разнообразные.

Об успеваемости таких учеников в Минобрнауки РТ нам не сообщили, однако заметили, что «не все родители (законные представители) могут обеспечить высокое качество образования при его получении в семейной форме».

Число детей, получающих общее образование в семейной форме, в Татарстане постоянно растет. Фото aktanysh.tatarstan.ru

«На домашнем образовании без помощи репетиторов не обойтись»

Кандидат педагогических наук, директор частного образовательного учреждения «Психолого-педагогический центр раннего развития детей «Егоза» Наталья Реснянская заметила, что чаще всего родители принимают решение перевести ребенка на семейное образование, когда понимают, что методы преподавания в массовой школе на сегодняшний день не позволяют ребенку получить образование необходимого уровня. Мы не будем подробно останавливаться на тех недостатках современных общеобразовательных школ, которые отмечают родители. Вкратце - это низкий профессионализм педагогов, принудительная система домашних заданий, угнетающая система оценок, не всегда доброжелательная атмосфера в среде одноклассников, где дети перенимают друг у друга вредные привычки и пр. «В случае домашнего образования ребенок лишен стрессообразующего фактора школы, урочной оценочной системы. И плюс он получает индивидуальный подход, который школе сейчас, к сожалению, удается только позиционировать, а никак не реализовывать», - сказала «Реальному времени» Реснянская.

Как правило, на уровне начальной школы родители сами занимаются с детьми. Чаще всего это делает мама, которая нигде не работает и может посвятить время детям.

«Единицы родителей обладают широким кругозором. На начальном этапе они справляются, но дальше идут физика, химия, и родитель не всегда является специалистом в этой области. Поэтому без помощи репетиторов на домашнем образовании не обойтись. Я знаю случаи, когда две-три семьи объединяются и берут репетитора вместе - например, по физике», - говорит Реснянская.

Таким образом, ресурсы, которыми должны располагать родители, переводящие детей на семейное образование, не ограничиваются только временем.

«Час репетитора стоит от 500 до 1 000 рублей. В первые годы можно нанять одного учителя по математике, чтению и русскому языку - это обойдется в 15 тысяч в месяц. Если брать старшие классы - для получения домашнего образования нужно минимум 20 тысяч рублей. Но это только с учетом того, что родитель часть программы берет на себя - то есть историю, обществознание и другие гуманитарные дисциплины. В помощь родителям - Интернет, и если родитель обладает критическим мышлением, он сможет дать ребенку информацию, чтобы он сдал экзамены», - рассуждает Реснянская.

Впрочем, и обучение в общеобразовательной школе в очной форме не обходится дешево. По мнению родителей, если посчитать все затраты на ремонт, охрану, дополнительные нужды, питание, а также на тех же репетиторов, к помощи которых прибегают большинство даже посещающих школу детей, то сумма получается примерно та же.

Детям нужно не только получать знания, но и социализироваться в детском коллективе, считает Гузель Удачина. Фото Романа Хасаева

«Для своих детей я бы такую форму получения образования не выбрала»

Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина в беседе с «Реальным временем» отметила, что семейная форма обучения предусмотрена сегодня федеральным законодательством потому, что оно оставляет право родителю самому решать, что есть хорошо и что есть плохо для их детей - государство предоставляет родителям разные возможности и способы: «Мы стоим сегодня на позиции презумпции добросовестности исполнения родителями своих родительских обязанностей, что родитель априори не может поступать вопреки интересам своего ребенка, что ему виднее, как лучше организовать его обучение».

«Однако я не поддерживаю такую практику, хотя она совершенно законна. Для своих детей я бы такую форму получения образования не выбрала, - говорит Удачина. - Родителям нужно подумать о том, что детям нужно не только получать знание, но и социализироваться в детском коллективе. Ведь им потом придется жить в обществе и строить отношения с ребятами, нужно уметь дружить. С точки зрения интересов ребенка, лучше организовать его нормальное очное обучение на общем основании. Я против, прежде всего, потому, что нарушается социализация, погружение в социум, общение со сверстниками».

Сторонники семейного образования замечают, что вопрос социализации решается тем, что дети в свободное от обучения время занимаются в студиях, кружках, секциях. «Он не оказывается в домашнем замкнутом кругу. У него широкий круг общения. Как правило, такие родители много ездят, и ребенок не просто по учебникам узнает об окружающем мире, а наоборот, они дают ему возможность увидеть мир своими глазами, потрогать, посмотреть. Я знаю несколько таких семей. И с точки зрения полноценности жизни, такие дети ничем не обделены. Потому что от количества времени, проведенного в школе, не зависит качество полученного знания», - говорит Реснянская. По ее мнению, еще лет 20 назад можно было поспорить и сказать, что «школа дает нечто иное, чего не может дать семейное образование»: «Но сейчас школа, к сожалению, утратила воспитательную функцию, которая раньше у нее была. Если бы у меня было свободное время, я бы непременно забрала своих детей на семейное образование. Сейчас мои дети учатся в частной школе. И хотя там маленькие классы, кризис педагогических кадров сегодня налицо».

Однако и сторонники семейного образования согласны с тем, что оно - далеко не для всех. И дело не только в финансовых затратах. Далеко не все родители способны сами организовать обучение детей, более того, большинство родителей относятся к школе как к «камере хранения», куда они «сдают» ребенка на определенный срок и куда приходят только в том случае, когда он сделал что-то нехорошее. «На семейное образование выходят думающие родители, которые заинтересованы не только в образовании, но и вообще в психическом, эмоциональном здоровье ребенка. Они заинтересованы в образовании в его изначальном смысле - чтобы ребенок на всю жизнь сохранил желание познавать мир, учиться и развиваться. И я могу сказать на примере своих знакомых: их дети с легкостью сдают экзамены, у них достаточно обширный кругозор, и они легко справляются с учебной программой», - полагает Реснянская.

«Это нормальная форма. Это когда родители не довольны школами вообще или своей конкретно и начинают учить ребенка сами. Особенно это хорошо для маленьких детей. Я знаю семью, где семеро детей, и родители в ней сами на уровне начальной школы образовывают детей. И позже дети приходят к нам в школу нормальные - веселые, счастливые, не забитые обычной школой. Семейное образование - это гибкая форма, которая позволяет родителям участвовать в образовании своего ребенка, если они хоть в чем-то не согласны с концепцией конкретно той школы, которая находится рядом с домом, или же с учителями. Вы же знаете, у нас в школах много проблем - зарплата у учителей низкая, конкурс маленький, далеко не все хорошие студенты пединститутов пойдут в школу», - сказал «Реальному времени» российский и финский педагог, создатель и директор школы «Специализированный олимпиадно-научный центр» (СолНЦе) Павел Шмаков.

Семейное образование - это гибкая форма, которая позволяет родителям участвовать в образовании своего ребенка, отмечает Павел Шмаков. Фото shraibikus.com

Шмаков отметил, что форма семейного образования существует во многих странах мира: «Буквально несколько лет назад в Германии не было такой формы. На одну из международных конференций немецкие учителя приехали с воззванием помочь, чтобы в их стране это появилось. Потому что у них действует еще гитлеровский закон об образовании. Он нормальный, но не позволяет детям сидеть дома - дети были обязаны ходить в школу». Педагог говорит, что пока в нашей стране чиновники настороженно относятся к семейной форме образования: «Если ребенок учится дома, то у школы появляется еще один вид отчетности. А у нас в стране уже достаточно плотно с бумагами, учителя завалены разными формами отчетов. И есть такая грустная шутка среди учителей: школа - это то место, где дети мешают учителю заполнять отчеты».

«Семейное образование - прогрессивная форма получения образования. Конечно, лучше бы школы были хорошими и разнообразными, тогда потребность в такой форме отпала бы. Но, так как школы у нас далеко не все хорошие, потребность в такой форме сегодня растет», - резюмирует Шмаков.

Более подробно о том, чем мотивированы родители, переводящие своих детей на семейную форму образования, а также об опыте семей, в том числе казанских, читайте в следующих материалах «Реального времени», посвященных этой теме.

Наталия Федорова

 


Читайте:



Московская детская железная дорога

Московская детская железная дорога

Дети любят паровозики. Взрослые любят поезда. Эти два правила известны уже много лет, что каждый год подтверждается огромным спросом на подобное...

Домашнее образование или обычная школа?

Домашнее образование или обычная школа?

Что делать, если вас не устраивает школьное образование? Вы не довольны качеством преподавания, окружением, против школьной "уравниловки",...

Моделирование инновационного развития Моделирование как универсальный метод изучения инновационных процессов

Моделирование инновационного развития Моделирование как универсальный метод изучения инновационных процессов

2. СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОМПАНИЙ 2.2. Применение моделирования в инновационной деятельности и его...

Тесты егэ по химии решать онлайн

Тесты егэ по химии решать онлайн

Нитрид натрия массой 8,3 г прореагировал с серной кислотой с массовой долей 20% и массой 490 г. Затем к полученному раствору добавили...

feed-image RSS