Главная - Спорт и фитнес
Составить план сказки василиса прекрасная. Русская народная сказка "Василиса прекрасная" план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Муниципальное образование

Ленинградский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский район

Внеурочное занятие

1 класс

Тема: Русская народная сказка Василиса Прекрасная. Загадочная цифра 3.

учитель начальных классов

А. И. Бахметьева

2011 – 2012 уч.

План- конспект занятия по теме: Русская народная сказка «Василиса Прекрасная. Загадочная цифра 3.

Цель: познакомить с понятием - устное народное творчество; расширить знания о русских народных сказках на примере сказки «Василиса Прекрасная»; познакомить с загадочной цифрой «3», встречающейся в сказках; вспомнить известные детям сказки и познакомить с неизвестными.

Задачи:

Формировать и развивать познавательную активность, правильную речь, мышление, воображение, творческие способности;

Воспитывать по средствам сказок любовь к ближнему, прекрасному, гордость за свой народ и Родину.
Оборудование: книги с русскими народными сказками, игрушка колобка, рисунки колобка, волка, зайца, лисы, медведя, карточки с заданиями.

Ход занятия


  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы и целей занятия.
Далеко – далеко за тридевятым царством, тридесятым государством, за дремучими лесами, непроходимыми болотами есть удивительная страна.

Живут там в мире и согласии сказки. Я там была… но дойти до неё очень трудно. Надо быть внимательными, чудеса ждут вас на каждом шагу. Не спугните их.

Тише, тише, ребятишки,

Сказки любят тишину.

Не пропустят шалунишек

В ту волшебную страну.

Чудеса не любят шума.

Тихо сядем на пенёк.

Сказка чтоб не испугалась –

Свои губки на замок.

Пройдёмся и мы, ребята, по сказочным тропинкам волшебной страны.

Сказка мудростью богата.

Скажем сказке – приходи.

Это присказка, ребята.

Сказка будет впереди.

Но нам самим будет очень трудно. И одна из героинь русской народной сказки вызвалась нам помочь. А кто эта героиня вы узнаете из сказки.


  1. Чтение сказки «Василиса Прекрасная» учителем.
Так кто же нам решил помочь? (Василиса Прекрасная)

  1. Анализ троекратных повторов в сказке.
Где же в сказке мы встречаем загадочную цифру 3? (за тридевять земель, в тридевятом царстве, три задания, три дороги)

А какие сказки вы знаете ещё, где бы участвовала цифра 3? (Ответы детей).

Так вот Василиса нам помогла. Она нам дала отгадайте что?

Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке…

Конечно же это Колобок! (показ рисунка Колобка). А вот и сам наш герой. Сегодня мы будем говорить о русских народных сказках. А чем они отличаются от других сказок? (ответы детей)

Физминутка


  1. Сказочная викторина.
1 ЗАДАНИЕ

Колобок предлагает задания. Вспомните сказку о нём и постарайтесь, как можно точнее спеть песенку Колобка:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребён,

По сусеку метён, на сметане мешён,

На масле печён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл.

2 ЗАДАНИЕ

А теперь Колобку интересно, узнаете ли вы другие сказки и их героев:

А дорога – далека,

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь)

Ах ты, Петя – простота,

Схлопотал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко…

(Петушок – золотой гребешок)

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка.

(Снегурочка)

Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца!..

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Отворили дверь козлята

И … пропали все куда – то!

(Волк и семеро козлят)

По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра!..

(По щучьему велению)

Муха дом себе нашла.

Муха добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов!

(Теремок)

3 ЗАДАНИЕ

Все прекрасно знают, что в сказках всегда добро побеждает зло. Но без отрицательных героев сказка была бы неинтересна. Назовите положительных и отрицательных героев сказок.

(Ответы детей)

4 ЗАДАНИЕ

Очень часто в русских народных сказках главными героями являются звери, в которых народ видел людей: их хорошие и плохие поступки. Отгадайте этих героев:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут её…

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

По снегу бежит – петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно –

Волку и лисе обидно!

Все эти герои имеют очень близкое отношение к нашему Колобку. Какое?

(Ответы детей)

А кого не хватает?

(Медведя. Учитель показывает рисунки животных)

В каких ещё сказках встречаются эти герои?

5 ЗАДАНИЕ

Очень часто именно сказки ярко и красочно изображали внешность и поведение этих животных. А вы сможете изобразить этих животных?

(Дети выходят к доске, изображают животных, используя мимику и жесты)

6 ЗАДАНИЕ

А теперь Колобку интересно, запомнили ли вы сказки и героев, о которых мы сегодня говорили.

(Нужно догадаться, какой из сказочных героев зашифрован и вписать буквы, обозначающие гласные звуки. Задание даётся по рядам: К*Л*Б*К, *Л*Н*ШК*, Б*Б* - *Г*, Ц*Р*ВН* Л*Г*ШК*, К*Р*ЧК* Р*Б*, *М*Л* Д*Р*К, Г*С* - Л*Б*Д*, С*М*Р* К*ЗЛ*Т, *В*Н - Ц*Р*В*Ч. Колобок, Алёнушка, Баба – Яга, Царевна Лягушка, Емеля Дурак, Гуси – лебеди, Семеро козлят, Иван – Царевич. Проверить.)

7 ЗАДАНИЕ

Но если вы некоторые сказки ещё не прочитали, то вам нужно кое-что сделать.

(Дети отгадывают «Путаницу», где зашифровано слово – БИБЛИОТЕКА)

Верно, вам нужно посетить библиотеку и прочитать эти сказки.

Итог занятия.

А сейчас, ребята, мы покидаем волшебную страну, но не прощаемся с ней.

Великий русский сказочник Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!» как вы понимаете эти слова?

(Ответы детей)

Наш помощник Колобок остался в сказке, но он оставил кучу своих друзей – маленьких Колобочков, которые прикатились к вам на парту. Дорисуйте лицо ваших Колобков так, чтобы оно передало ваше настроение. Если вам понравилось наше путешествие, то колобок должен улыбаться, а если нет – то грустит.

Мы определили тему урока, поставили цели, наметили план действий.

Давайте прочитаем сказку и узнаем, оправдались ли наши предположения.

Словарная работа:

Перед чтением сказки давайте проведем словарную работу:

Обратите внимание на слайд и прочитайте, какие слова вам встретятся в сказке.

Кто сможет сам объяснить значение этих слов?

Благословить

Купец

Вдовушка

Безропотно

Чуланчик

Потчевать

Давайте проверим:

Благословить- перекрестить, передавая этим покровительство, пожелания счастья, удачи.

Купец - человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.

Вдовушка- это женщина, у которой умер муж.

Безропотно- покорно, смиренно, послушно.

Чуланчик- подсобное помещение хозяйственного назначения.

Потчевать - угощать. кормить

Я предлагаю вам познакомиться со сказкой. Читает учитель и ученики.

Первичное восприятие:

Наши предположения оправдались?

Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках)

Ликующее

Восторженное

Шутливое

Печальное

Весёлое

Праздничное

Радостное

Спокойное

Мечтательное

Грустное

Обоснуйте свой выбор.

Какие чувства возникли в вашем сердце?

Изумление

Радость

Восторг

Восхищение

Грусть

Спокойствие

Сожаление

Печаль

Ликование

Обоснуйте свой выбор.

Понравилась ли вам сказка?

К какому виду сказок можно отнести? Почему?

Что в сказке волшебного?

Какой урок можно извлечь из фрагмента этой сказки?

Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали?

Какая 2 цель?

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Прочитайте 1 вопрос:

- Кто для Василисы после смерти матери стал самым родным существом?

- Найдите и прочитайте о том, как заботилась о Василисе ее куколка.

- Почему Василису называли Прекрасной?

Только ли внешне Василиса была прекрасной? »

Как относились к Василисе мачеха и ее дочери?

Подтвердите словами из текста.

Ответьте на главный проблемный вопрос:

Для чего мама перед смертью подарила Василисе куколку?

Видите, ребята, и после смерти родимая матушка помогала доченьке.

Какие пословицы вы знаете о маме? (слайд)

Какой следующий пункт плана наших действий?

Я предлагаю вам поработать в парах над составлением диафильма по прочитанной части сказки.

- Рассмотрите картинный план в учебнике на стр.18

В картинном плане отражается лишь самое главное.

Расскажите пожалуйста по каждому кадру, что происходило в сказке.

Картинный план: (Слайд)

2.Подарок.

3.Смерть матери.

4.Женитьба отца на другой.

Все ли события сказки передают иллюстрации картинного плана, или нужно их дополнить?

Диафильм должен быть подробнее, он передает не только основные события, а весь сюжет сказки.

Работать вы будете в группах:

У вас на парте лежит шаблон диафильма. В данном шаблоне в первых четырех кадрах уже вписаны основные пункты картинного плана.

Прочитайте их. (слайд)

1.У купца родилась прекрасная дочь.

2.Подарок.

3.Смерть матери.

4.Женитьба отца на другой.

Ваша задача:

Подберите по порядку к каждому рисунку слова из текста и запишите. Чтобы слова уместились в кадре, их должно быть немного, при этом они должны отражать основное содержание произведения

Покажите с помощью карточек, как вы поняли задание.

Давайте проверим, что у вас получилось?

Дома обучающиеся дочитывают сказку до конца и выполняют в тетради ТПО два задания.

Подведем итоги урока

Какую сказку вы читали?

Какая главная мысль прочитанной части сказки?

Вспомните самые интересные фрагменты урока и поделитесь с нами.

Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Как? Где?

На столах у вас лежат сигнальные карточки.

Красный кружок – очень доволен своей работой.

Зеленый кружок - могу работать лучше.

Желтый кружок- надо быть внимательнее.

Спасибо за урок!

Любая сказка по-своему уникальна и неповторима. Сюжетная линия захватывающая, оригинальная. В детстве родители неоднократно читали детям историю, которая называется «Василиса Прекрасная». Русская народная сказка учила доброте, пониманию, уважению и выдержке.

Если проанализировать все русские сказки, то напрашивается вывод о том, что в любой из них можно отыскать определенную идею. Изначально сказка идет в одном русле, но неожиданно мысль меняется, хотя и суть остается прежней, неизменной.

Страхи человечества

Ребенок боится чудищ, живущих у него под кроватью, темноты, а у взрослого более серьезные страхи, переборов которые, ты переходишь на новую жизненную ступень. «Василиса Прекрасная» - русская народная сказка, основой которой является страх, испытываемый человеком практически ежедневно и изо дня в день на протяжении всей жизни. Он присутствует везде, пусть иногда и может показаться, что причин для него нет. В жизни человека он занимает много места независимо от возраста.

К примеру, он начинает закрадываться в наше сердце, когда ребенок далеко от нас и нам не известно, что с ним в настоящее время происходит. Как можно помочь своему малышу и подсказать правильную тропу в жизни?

Мистическая куколка-оберег

В сказке идет речь о том, что перед смертью мать Василисы позвала к себе доченьку и дала ей куклу, которая, по ее словам, должна оберегать девушку от несчастий и бед. Каким образом мать пыталась защитить дочь, что она могла сделать после своего ухода? Передать ей частичку себя, своей доброты, души и любви, воплотив все эти почести в кукле, которую смастерила собственноручно.

Между прочим, также имели кукол, которые помогали им во всем, такая куколка и была у Василисы, она не просто лежала, а оживала, кушала и давала дельные советы, указывала дорогу, помогала быстро и слаженно проделать определенную работу, которую задавала мачеха, с ней справлялась Василиса Прекрасная. Краткое содержание поможет понять, почему в мире столько жестокости, ненависти и злобы и как с ней справиться.

Наши предки имели в своем арсенале различных кукол, созданных в помощь женщине, к примеру, все успевать по дому, родить здоровых и красивых детей, избавляться от морального мусора, завистников, сплетников. Подобный оберег был и у сказочной девушки Василисы.

В далекие времена люди создавали обереги, основная функция которых заключалась в помощи, направлении. Когда создавалась подобная кукла, женщина как бы передавала свою доброту, она читала молитву - и та обретала мистическую силу.

Эти куклы не использовались для игр. Хранить их нужно было вдали от посторонних глаз. В основном их давали в день свадьбы или как, к примеру, в сказке, перед смертью. Было мнение о том, что такая кукла поможет сохранить семейный очаг, принесет в дом любовь, доброту, тепло. Такая куколка и была подарена матерью Василисе.

Сделать подобный оберег каждый не мог, изначально необходимо было познать целую науку. Это делалось исключительно для другого человека, если его смастерить для себя, то магическую силу он не приобретет. Важно соблюдение специального обряда, то есть тайны и чистоты души и помыслов.

«Василиса Прекрасная» - русская народная сказка, а, как известно, народ всегда хранил определенные тайны и загадки, о которых знали не многие. К примеру, те же обереги. Как их создавать, какие обряды соблюдать, было известно матерям и бабушкам.

Огромную силу имели обереги, которые изготавливались родственниками по крови. В момент создания необходимо было думать только о человеке, для которого делался подобный оберег, кроме этого, запрещалось применение колющих и режущих предметов, его необходимо было сматывать нитками и делать из соломы или лоскутков ткани. Считалось, что острые ножницы или игла убивают чистую и непорочную душу, которая вселилась в куколку. Существовал также обычай передачи этого оберега по наследству от прабабушки к внучке и так далее.

«Василиса Прекрасная»: краткое содержание и главные герои поучительной истории

Имя Василиса означает сила, смелость, смекалка. А какова характеристика Василисы Прекрасной, были ли у девушки чесноты и положительные качества? Сама по себе это стойкая, сильная девушка, которая не боится ни тягот судьбы, ни тяжелой и непосильной работы. Она рано остается без матери, та умирает от болезни. Отец - мужчина, судьба которого также нелегка. Он вынужден от зари и до вечера тяжело трудиться для того, чтобы у его любимой дочки был кусок хлеба.

Но в моральном плане ему одному сложно без женского плеча и помощи, поэтому после смерти своей жены он решает связать себя узами брака с другой женщиной, как ему кажется, доброй и хорошей матерью.

Итак, мать девушки умирает, отец решает жениться на другой женщине, страдает Василиса Прекрасная. Русская сказка повествует о том, что у мачехи были и свои дочери, поэтому она невзлюбила приемную дочку. Девушка была намного добрее и красивее ее собственных дочерей, и мачеха всячески ущемляла ее, унижала и заставляла трудиться до устали, чтобы погубить красоту девушки и сломить ее твердость и решительность во всем.

И вот, в один прекрасный день она решила избавиться от ненавистной падчерицы. Пока мужа не было дома, дает задание девочке сходить в лес и принести огня, так как в доме закончились все свечи и стало темно, невозможно что-либо сделать. Девочке ничего не остается, как пойти в темный, страшный и в котором живет Баба-Яга, ведь только у нее есть огонь.

Баба-Яга как мистическая сила справедливости и добра

В сказках Баба-Яга всегда считалась загадочным существом. Немного странно, но злая и жестокая женщина, если рассмотреть ее более детально, выглядит в моральном плане намного лучше, чем названая мать Василисы.

Наши предки веровали, что Яга - хранительница мира мертвых и живых, она находится посредине и не дает пересечь подобную границу ни одной из сторон. Для понимания мало будет только трактовать одну эту сказку, необходимо достаточно тщательно проанализировать другие русские сказки и провести параллель между обрядами и верованиями наших прадедов. Давайте подумаем, ведь эта бабка не такая уж злая, она может быть и доброй, и хитрой, и одновременно справедливой. Такая же и Василиса Прекрасная. Краткое содержание сказки не сможет раскрыть суть и понимание всех героев, необходимо вчитываться в каждую деталь, стараться познать внутренний мир каждого отдельно.

Баба-Яга знала, как живется девочке у мачехи, и поэтому не могла смотреть, закрыв глаза на вопиющую несправедливость, решила наказать виновницу Василисиных страданий, но об этом немного позже.

Вечная борьба христианства с язычеством

Итак, девочка, перед тем как отправиться в темный, страшный, огромный лес, полный мистических существ и разъяренных животных, которые были готовы разорвать без промедления потерявшегося путника, берет куколку, подаренную матерью, крестится и укладывает ее в карман своего пальто.

Здесь сразу возникает вопрос о том, каким образом возможно одновременное сосуществование христианства и язычества? Конечно, но с древних пор христианство, во что бы то ни стало, старалось полностью искоренить язычество и уничтожить его, похоронив под тенью лет.

Странно, но предки приносили и жертвоприношения, одновременно крестились и просили помощи у Бога. Объяснение просто: все из чего-то начиналось, брало свои истоки, истина неразделима и было очень сложно распрощаться с тем, к чему привык, во что с детства веруешь. А в этой сказке сохранены крупицы прошлого, для того чтобы донести нынешнему поколению настоящую и незыблемую истину, без которой нынешняя жизнь невозможна.

Изба на курьих ножках, помело и ступа существуют реально?

Вот девушка благодаря своей куколке, которая указывала ей дорогу, добралась до избушки Бабы-Яги для того, чтобы та дала ей огня. Уже привычным для нас является домик, в котором живет старушка, но помело и ступа как здесь очутились и какова их роль?

У наших предков был интересный обряд, который состоял в том, чтобы тело усопшего схоронить в специальном домике, установленном на высоком древнем дереве. Подобное жилище считалось местом обитания души человека, который умер.

Для того чтобы она в итоге нашла покой, в такой могиле размещали небольшую куклу, помогавшую душе в проходе между миром живых и мертвых. Кроме этого, в подобном домике отсутствовали окошки и двери, точно так же как и в избушке Бабы-Яги. Это можно объяснить тем, что окна и двери делались в доме живых, а мертвым это было ни к чему, достаточно было только одного входного отверстия, чтобы в итоге душа смогла найти себе пристанище.

Не стоит забывать и о крыльце, которое присутствовало в домике Бабы-Яги. Все связано с тем, что в реальной, не сказочной жизни, в таком домике для усопшего не было ступеней, он располагался высоко на дереве. Родственники, которые приходили для того, чтобы проведать умершего, брали с собой кусок бревна, приставляли его, таким образом добирались к отверстию и отдавали дань усопшему.

Народная сказка «Василиса Прекрасная» обращается и к древней магии. Давайте попытаемся понять, что собой представляла ступа с помелом. К примеру, в быту у древних славян существовал такой обычай, когда бабка-повитуха брала ступу и специальную большую дубовую палку и начинала в ней толочь воду.

Подобные действия говорили о зарождении и соединении мужского с женским началом, а вода использовалась, так как считалось, что именно в ней происходит В нашей сказке Баба-Яга лихо справляется с этими деталями, выходит, что именно она считается богиней и покровительницей женщин, а значит, всегда готова в трудную минуту подсказать, помочь и направить на нужную дорогу.

Жизненный баланс между добром и злом

Для чего же отправилась она к Бабе-Яге? Конечно же, для того чтобы получить защиту и справедливость. На самом деле старушка не была злодейкой, не губила человеческие жизни, не ела детей. Она была справедливой, не выносила злодейств, а виноватых она наказывала, они умирали, не дойдя домой, а их черепа украшал забор, но не прекращали страдать за те злодеяния, которые совершали при жизни, это что-то вроде ада и рая, вечной развилки для тех, кто заслуживает вселенского покоя или наказания.

Баба-Яга выступала вроде богини справедливости, которая ни перед чем не поступалась. Если человек доказывал, что его мысли, душа чисты, она отпускала его восвояси, а зло и жестокость уничтожала, таким образом создавая баланс на Земле, без которого невозможно существовать.

Не все, кто отправлялся за помощью к ведьме, могли вернуться от нее живыми, не всем открывалась дорога в царство тьмы. Все, кто не мог выполнить ее задания, были злыми, черствыми и жестокими, не выбирались из леса живыми. Об этом свидетельствуют черепы, которые висят на заборе возле избы на куриных ножках, а кто избежал подобной участи - не иначе как Василиса Прекрасная, краткое содержание сказки об этом повествует.

Василиса Прекрасная как символ чистоты, непорочности и трудолюбия

Перед тем как понять, какая судьба ожидает девушку Василису, Баба-Яга дала ей сложное задание, которое и должно было решить, как быть дальше. Вот после этого и открывались качества ведьмы, она была либо справедливой и доброй, или, наоборот, злой и жестокой.

Василиса выполнила все задания Бабы-Яги на отлично, доказала, что она невинное создание, которое заслуживает покоя и радости. Та, в свою очередь, дала ей мудрость и наказала обидчиков. Мать и дочери, после того как ушла Василиса, долго сидели без огня в доме, вернулся отец и также страдал без присутствия жизненного пламени.

Девушка трудилась, а тех, кто работает, почитают. По заданию ведьмы Василиса наткала исключительную ткань (возможно, шелк), которая отличалась легкостью и прозрачностью. Старуха отнесла ее батюшке-царю и продала, тот был в неописуемом восторге, ведь подобного он в жизни не видел.

Поступил приказ в королевстве из этой уникальной ткани сшить такую же потрясающую рубашку, но, к сожалению, это никому не было под силу, кроме Василисы. За время, пока девушка работала, царь влюбился в трудолюбивую красавицу и женился на ней. «Василиса Прекрасная» - русская народная сказка, которая научит детей справедливости и доброте.

Наши прабабушки перед замужеством запирались в комнате и трудились над пошивом рубашки для суженого, как происходит сам процесс, никто не должен был знать, иначе могли сглазить, и будущая супружеская жизнь была бы чревата разногласиями, скандалами между парой. Тайна кроется в вышивании специальных заговоренных знаков, символов, которые имели мистическую силу и помогали на протяжении всей жизни супругам.

Три всадника как символ жизни

Благодаря Бабе-Яге Василиса сильно изменилась, она стала неузнаваемой, главное, обрела настоящее жизненное счастье - семью. Качества Василисы Прекрасной говорят о многом: она чиста душой, верит в мистические силы, уважает старших и не перечит им.

Идя по пути, девушка встретила трех всадников, которых никогда раньше не видела, и что интересно, они скакали к хижине Бабы-Яги.

Ни у кого не хватало смелости признаться в том, что солнце, ночь и день являются его слугами, а старуха с крючковатым носом говорила, что это ее верные соратники и помощники. А возможно, Баба-Яга на самом деле не так уж и проста, как кажется, и выступает в качестве одного из древних богов и считается матерью человечества, родившейся еще до сотворения всего мира?

Молодцы и девушки в походе за правдой

Если копнуть еще глубже, и это видно по сказке, что добрые молодцы, девушки не просто шли к этой старухе через дремучие леса и реки, а искали правды, утешения и помощи, что и случилось с девушкой. К таким молодым людям относятся Василиса Прекрасная и Иван Царевич. Как и в большинстве сказок, рассказ о жизни Василисы Прекрасной окончился свадебной церемонией. Она нашла путь к Бабе-Яге, та помогла ей стать мудрее и умнее. О том, как мудра Василиса Прекрасная, краткое содержание сказкиговорит, ведь девушка точно знает, что будет дальше, у нее появился дар угадывать события, ведь, говорит, после того как создала нежный материал, ей придется шить рубашки царю, так как никто больше не знает, как это сделать.

Итак, можно сделать вывод о том, что не взгляд черепа убил завистливых мать и ее дочерей, а их злость, жестокость, от которых страдала Василиса. Сказка еще способна посеять в душу читателя сопереживание к девушке, позволить ощутить несправедливость, жестокость и неописуемый восторг и радость от того, что, наконец, все трудности на пути главной героини увенчались успехом и счастьем.

«Василиса Прекрасная»! Какая сказка! Сколько в ней поучительного! Девушка, в свою очередь, смогла пройти все испытания Бабы-Яги благодаря своей уступчивости, смекалке, и душе, воплотившейся в куколке, подаренной родным человеком.

Благодаря тому что история захватывающая, интересная, был создан мультик «Василиса Прекрасная», от которого в восторг пришли не только дети, но и взрослые. Персонажи отражают всю глубину и нравоучения русского народа. Вот такое содержание сказки «Василиса Прекрасная».

Разделы: Литература

/беседа по содержанию сказки/

Оборудование: у педагога – компьютер, мультимедийный проектор, экран; у обучающихся на партах – рабочие тетради, текст сказки “Василиса Прекрасная”.

Курс литературы в 5-м классе с учетом гимназического компонента предусматриваетпервоначальное знакомство учащихся с художественным миром произведения. На уроках даются определения таким литературоведческим понятиям: художественный мир, художественное пространство, художественное время, герой произведения.

При работе над разделом “Сказки” углубляются представления учащихся о художественном мире волшебной сказки. Опираясь на книгу Тамарченко Н. Д. и Стрельцовой Л. Е. “Путешествие в “чужую” страну”, учитель знакомит учащихся с особым художественным пространством, в котором есть “свой” мир героя, “чужой” мир героя и граница между этими мирами.

В начале урока учитель рассказывает о собирателях сказок и напоминает виды сказок в литературе. Всё основное содержание урока направлено на изучение художественного мира волшебной сказки “Василиса Прекрасная”. Учитель обращает внимание на особенность всех волшебных сказок, где все герои совершают путешествие из родного дома. Таким образом, мир сказочного пространства делится на мир героя и “чужой” мир, в котором оказывается главный герой.

На уроке даётся характеристика Василисе, выясняется, почему у неё оказывается Куколка и почему главная героиня вынуждена уйти из дома за огнём. Вся эта информация в начале сказки относится к миру героини. Ребята подводят итог работе и выясняют особенности мира героя, который характеризуется следующим: в начале сказки дается описание мира, где живет герой, с указанием таинственного места; герой покидает свой дом и оказывается в чужом для него мире, переходя таинственную границу; герою необходимо пройти испытания, выполнить которые ему помогает герой – помощник.

При работе над “чужим” миром героя обращается внимание на образ Бабы – Яги. Она является главным представителем “чужого” мира, т.к. только ей известны тайные знания. Испытав Василису, Баба – Яга отпускает героиню с подарком (огнём) домой. Анализируя эти эпизоды, ученики дают характеристику “чужого” мира героя. Для него характерно следующее: героя ждут волшебные события, запретные места и удивительные персонажи; герой знает, как себя вести с представителями “чужого” мира, хотя ему предстоит пройти сложные испытания; герой всегда возвращается обратно в свой привычный мир, а за смелость и трудолюбие его награждают подарками.

Подводя итог художественному миру сказки, необходимо отметить, что Василиса действительно героиня сказки, т.к. ей удалось найти дорогу на тот свет и вернуться оттуда, откуда никто живым не возвращался. За такие испытания её ждёт награда - свадьба. В ходе беседы формулируются качества характера героини, и вводится понятие “народный идеал”.

Следовательно, данный урок преследует не только цель выявить особенности художественного мира волшебной сказки, но и воспитательную цель, а именно: формирование нравственных ценностей у пятиклассников.

Цели урока в соответствии с государственным стандартом по литературе для основной школы:

    1. развитие
    2. эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
    3. освоение
    4. текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания;
    5. овладение умениями
    6. чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;
    7. воспитание
    8. любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Задачи урока

  1. Знание собирателей русских народных сказок;
  2. Понимание внутрижанровой классификации сказок;
  3. Знание понятия “художественный мир” сказки и его составляющих;

4. Формирование информационной компетентности:

  • умение извлекать первичную информацию: воспринимать основное содержание сказки, выделять эпизоды, сопоставлять их с элементами художественного мира сказки;
  • умение обрабатывать информацию: выделять главное, подводить итоги.
  1. Формирование коммуникативной компетентности:
  • умение кратко оформлять в тетради выводы по работе над сказкой;
  • владение риторическими нормами ведения диалога на уроке.

6. Воспитание потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, интереса к фольклору;

7. На примере содержания сказки понять и принять нравственные ценности, составляющие народный идеал русской женщины;

Оборудование:

    у педагога – компьютер, мультимедийный проектор, экран.

    у обучающихся на партах – рабочие тетради, текст сказки “Василиса Прекрасная”.

Ход урока

  1. Организационный момент. (слайд 1 и 2. “Русские народные сказки”)
  2. Введение в тему.

Учитель: “В некотором царстве…” или “Жили – были…” - так начинаются почти все сказки. Именно они становятся нашими первыми книжками. Сначала мы внимательно слушаем их из уст мамы или бабушки. Позднее, научившись читать, сами погружаемся в таинственный волшебный мир царевичей, кощеев и многих других персонажей, живущих на страницах сказки.

Сказки существовали в глубокой древности, но записывать и собирать их стали не так давно. В Древней Руси никому не приходило в голову записывать сказки, т.к. их знали все.

Учитель: Кто же собрал все сказки вместе?

(слайд 3 . “Собиратели сказок”.

Пояснение к слайду: Ребята впервые видят портреты собирателей сказок: Афанасьева и Худякова. Данный слайд позволяет создать особое эмоциональное настроение, которое впоследствии поможет работать над содержанием сказки).

Какие виды сказок вам известны? Почему происходит такое деление?

(слайд 4. “Виды сказок”

Пояснение к слайду : В слабом классе возможно использование дополнительного материала через гиперссылки на слайдах 5 - 6 ).

Сегодня мы с вами приступаем к изучению сказки “Василиса Прекрасная”

(слайд 7. “Заставка к сказке”)

3. Изучение новой темы.

Ведется беседа по содержанию сказки. Учащиеся отвечают на предложенные вопросы:

Понравилась ли вам сказка? Почему она так интересна?

К какому виду сказок можно отнести данную сказку? Почему?

(Это волшебная сказка, т.к. в ней участвуют волшебные герои: Баба – Яга, Куколка…)

Учитель: Все правильно. Но оказывается, волшебная сказка не ограничивается наличием волшебных героев. В её содержании и построении есть много интересных моментов, которые нам предстоит открыть.

Как же устроен сказочный мир? Из каких частей он состоит? Каким образом они связаны друг с другом? - вот круг вопросов для обсуждения на уроке.

Учитель: Ученые обнаружили удивительную особенность: все герои волшебных сказок совершают путешествие из родного дома. А раз так, то давайте при обсуждении сказки рисовать карту путешествия героя.

Что мы можем сказать о героине, прочитав первые строки сказки? Расскажите о мире, в котором живет героиня?

Возможные варианты ответов учеников:

Она очень добрая и трудолюбивая девушка.

Выполняет любую работу по дому.

Она осталась без матери, а после женитьбы отца в доме появилась мачеха со своими детьми.

Мачеха с детьми не любит Василису и при удобном случае отправляет её за огнём к бабе – Яге.

Во всех делах девушке помогает Куколка, которую дала перед смертью её мать.

(слайд 8 . “Герой – помощник”.

Пояснение к слайду : При обращении к образу Куколки необходимо сначала рассмотреть на слайде иллюстрацию, затем прокомментировать слово “благословение”, расспросить ребят о сказочных героях, которые помогают главным героям в трудной ситуации. Только после этого нажатием на мышь высветить заголовок слайда и ввести понятие “герой – помощник”)

Учитель: Задумывались ли вы над тем, что во многих сказках главную героиню зовут Василиса? Случайно ли это? (слайд 9 )

(варианты ответов учениками)

В самом слове “Василиса” слышится слово “сила”. Она сильная от природы, поэтому и справляется с любой работой, любыми трудностями, которые встают у неё на пути.

Учитель: Вернёмся к содержанию сказки. Как случилось, что девушка оказалась у Бабы – Яги?

Ученики: В доме не оказалось огня. Его хранителем считалась Баба – Яга. Именно к ней и идет Василиса, покидая родной дом.

Учитель: Итак, герой вынужден проститься со своим привычным миром и идти в дорогу. Так начинается путешествие героя.

Подведем небольшой итог работе. Какие художественные особенности “своего” мира героя вы можете выделить?

(слайд 10 . “Свой” мир героя”.

Пояснение к слайду: Прежде чем показывать слайд ученикам, необходимо собрать обобщающую информацию о “своем” мире героя сказки. Выслушав ответы учеников, показываем слайд.)

Учитель: Дорога в “чужой” мир тоже становится странной, таинственной.

Как вы поняли, в чем проявляется эта таинственность? Найдите подтверждение в тексте.

(В ходе работы над сказкой обращаем внимание на образы всадников, с которыми встречается Василиса).

Учитель: Посмотрите, как этих всадников изобразил замечательный иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин. Они им выполнены ещё в 1900 году.

(слайд 11. “Граница”.

Пояснение к слайду : При просмотре иллюстраций обратить внимание на цветовое решение образов, их жесты и положение в седле. После описания всадников ввести понятие “граница” между мирами во время путешествия героя.)

Учитель: В “чужом” мире Василису встречает Баба – Яга. Встреча с ней - обязательный элемент художественного мира волшебной сказки. Что нам известно об этом персонаже?

Она живет в дремучем лесу в доме на курьих ножках.

Она всегда злая и жестокая.

Описание дома вызывает у героев страх.

(При описании жилища Бабы – Яги используем комментированное чтение и задумываемся над вопросами:

Почему её дом всегда окружают мертвые тела и человеческие кости?

Почему именно к ней отправляют Василису?)

“К вечеру Василисушка вышла на полянку. Смотрит - изба стоит. Забор вокруг избы из людских костей. На заборе черепа человеческие, вместо ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - острые зубы”.

Возможные варианты ответов учениками:

Она живет в другом мире, где смерть.

Она представитель другого потустороннего мира.

Она знает многие тайны загробного мира.

А в других сказках мы узнаем, что ей известно все про Кощея Бессмертного или Змея Горыныча.

Учитель: Теперь вам понятно, почему, встречая героя, Баба – Яга говорит всегда одну и ту же фразу: “Фу – фу – фу, русским духом пахнет!”

(слайд 12 )

(Анализируя образ Бабы – Яги, приходим к выводу: она представитель “чужого” мира и только ей известны тайные знания. В “своём” мире она испытывает главного героя и награждает его (Василисе дан огонь) или губит (Мачеха с дочками умирают от взгляда на огонь).

Учитель: Итак, герой, оказавшись на некоторое время в другом “чужом” мире, покидает его не только живым, но и с подарком (огнём). Так начинается путешествие героя домой.

(слайд 13. “Дорога домой”.

Учитель: Подведем небольшой итог работе. Какие художественные особенности “чужого” мира героя вы можете выделить?

(слайд 14 . “Чужой” мир героя”.

Пояснение к слайду : Прежде чем показывать слайд ученикам, необходимо собрать обобщающую информацию о “чужом” мире героя сказки. Выслушав ответы учеников, показываем слайд.)

Учитель: Смотрите, Василиса перешла границу “туда” и “обратно”. Она в буквальном смысле героиня. Ей удалось найти дорогу на тот свет и вернуться оттуда, откуда никто живым не возвращается. Такое путешествие в мире волшебной сказке позволено только тем, кто изначально связан с родителями и предками. А мы помним, что Василису благословила перед смертью мама.

(слайд 15 . “Путешествие героя”.

Пояснение к слайду : Прежде чем показывать слайд, вспоминаем “путешествие” героя “туда” и “обратно” и обращаем внимание учеников на то, что путь по сложности неодинаков. “Туда” героиня идет медленно, встречая на пути препятствия, а дорога назад быстрее и легче. Эта дорога обозначена на слайде разными стрелками.)

Учитель: Чем заканчивается сказка? Как вы поняли, почему волшебные сказки обычно заканчиваются свадьбой главного героя?

(слайд 16 )

(Комментируя заключительные строки сказки, ученики приходят к выводу, что свадьба - это награда героя за все сложные моменты в его жизни, за определенные качества характера.)

Учитель: Какие главные качества характера Василисы вы бы отметили? Героини всех ли сказок обладают такими чертами характера?

(В ходе беседы необходимо сформулировать качества характера героини сказки и объяснить ученикам выражение “народный идеал”. Особо обратить внимание, что сказка называется “Василиса Прекрасная ”. Данное слово очень важно, т.к. вобрало в себя все замечательные качества героини.)

(слайд 17 . “Народный женский идеал”.

Пояснение к слайду: Прежде чем показывать слайд, нужно выслушать ответы учеников. Слайд является итогом беседы по данному вопросу.)

Учитель: Итак, наше знакомство со сказкой “Василиса Прекрасная” подходит к концу. Интересно ли было на уроке? Что вы расскажите дома своим родителям и близким?

(Выслушав ответы учеников, возвращаемся к теме урока и формулируем выводы, связанные с особенностями художественного мира сказки “Василиса Прекрасная”.

После беседы показываем ученикам слайд 18 . “Особенности волшебной сказки”.)

 


Читайте:



Народничество и марксизм в россии

Народничество и марксизм в россии

БЫЛ ЛИ ЛЕНИН МАРКСИСТОМ? НАРОДНИЧЕСКИЕ КОРНИ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА САЙМОН КЛАРК ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Имя Ленина как одного из основоположников теории...

Современные наукоемкие технологии

Современные наукоемкие технологии

С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций,...

Московская детская железная дорога

Московская детская железная дорога

Дети любят паровозики. Взрослые любят поезда. Эти два правила известны уже много лет, что каждый год подтверждается огромным спросом на подобное...

Домашнее образование или обычная школа?

Домашнее образование или обычная школа?

Что делать, если вас не устраивает школьное образование? Вы не довольны качеством преподавания, окружением, против школьной "уравниловки",...

feed-image RSS