Главная - Практическая психология
Московская детская железная дорога. Традиции детства

Дети любят паровозики. Взрослые любят поезда. Эти два правила известны уже много лет, что каждый год подтверждается огромным спросом на подобное развлечение. Не секрет. что для многих поездка на юг на поезде комфортнее, чем на самолёте. Много людей ходит с детьми смотреть на паровозики, а железнодорожные моделисты тратят миллионы ради красивых макетов.

Самое серьёзное развлечение, граничащее с серьёзной работой - детская железная дорога. Десятик подобных дорог были построены во всём Советском Союзе, а самая близкая к столице расположилась в Кратово. В этом году она отработала 80-й год!

1. Кратово - небольшой посёлок между Жуковским и Раменским. Здесь в лесу проходит узкоколейная линия, одна из конечных которой расположилась в соседнем городе Жуковский рядом с железнодорожной платформой Отдых. Эта станция носит название Юность. Исторически называлась "Путь Ильича", отчего здесь и установлен памятник вождю народа.

2. Нам удалось попасть на последний день работы в этом сезоне. Везде праздничная атсофера, шарики и многочисленные дети с родителями.

3. Празднично украшенный локомотив ТУ2-129 оборачивается на станции.

4. В это время происходит посадка на последний рейс в депо.

5. Шесть полноценных вагонов были заполнены полностью Стоимость проезда в одну сторону для взрослого человека составляет 80 рублей, но это не мешает всем родителям ехать вместе с детьми. Родители ожидаемо занимают места по два, отчего многие пассажиры на детской железной дороге в этот день ехали стоя!

6. Вид из последнего вагона.

7. Во время поездки снимать было невозможно. Огромное количество народу. практически Выхино (или Проспект Ветеранов для Петербурга)!. А вот в конце на станции пионерская я вышел и сделал несколько фотографий путевого развития.

8. Шестивагонный поезд в этом году курсировал 4-5 раз в день 4 раза в неделю. Расстояние между станциями 3,8 километра. Всё путевое развитие системы почти 5 килоемтров.

9. Платформы и станции даже по оформлению максимально приближены к реальным.

10. Такая же толпа, такая же одинокая касса, такой же маленький навес на случай дождя. Но с погодой нам повезло.

11. 5 вагон.

12. Под конец все юные железнодорожники делали фотографии на память.

13. 80-й год работы закончен. Впереди 81-й! А мне стоит вернуться сюда в следующем году и отснять поезд в лесу и на перегонах.

14. Интересное развлечение.

А в вашем городе есть детская железная дорога?

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!

Семейный отдых с детьми должен быть не только веселым, но и познавательным. Станет отличным местом для такого маленького путешествия детская железная дорога в Кратове. Здесь дети и их родители ближе познакомятся с работой железнодорожников и прокатятся на поезде, которым управляют подростки, они же его и обслуживают.

История возникновения

Все работы были закончены в апреле 1937 года. Открытие состоялось 2 мая этого же года. Детская в Кратове с каждым годом все больше развивалась. В 1940 году был построен вокзал и дополнительные километры путей.

Во время ВОВ пути были разрушены. После войны пионеры и комсомольцы их восстановили, и железная дорога заработала в полную силу.

Малая Московская детская железная дорога в Кратово: реконструкции

В 1957 году были проведены ремонтные работы на станции "Пионерская". Это событие было приурочено к получению нового тепловоза с четырьмя вагонами из Польши. 1971 год был обозначен для полной реконструкции путей. На станциях произошли изменения технического характера:

  • маршрутно-релейная централизация ("Пионерская");
  • электрическая централизация ("Путь Ильича");
  • автоблокировка (на перегонах).

В 1979 году на станции "Пионерская" построили корпус для учебных и лабораторных работ. Здесь юные железнодорожники могли заниматься теорией и практикой. В 2002 году на станции "Юность" произошел пожар, и сгорели все строения. В 2003 году постройки были возобновлены и усовершенствованы.

В 2005 году была запланирована и проведена полная реконструкция малой железной дороги. Отреставрирован полностью центральный вокзал. Депо перестроили с использованием современных материалов. Теперь в нем могут помещаться несколько тепловозов и все вагоны. Здесь теперь проводятся экскурсии и лекции.

Деревянные пути заменили на металлические. Внутри вагонов произведен хороший ремонт - сиденья мягкие и удобные. В 2013-2014 годах проведены ремонтные работы офисного здания и станций.

Особенности железной дороги

Общая протяженность путей составляет 4,962 км. Этого расстояния хватит, чтобы взрослые и дети насладились интересной поездкой на необычном поезде. Детская железная дорога в Кратове имеет две станции:

  • "Пионерская".
  • "Юность".

Эти станции имеют две платформы:

  • "Школьная";
  • "Детская".

Пути здесь узкоколейные, и составы спроектированы под них. Все работы выполняют дети под руководством взрослых профессионалов. Платформы и станции отреставрированы и имеют современный внешний вид.

Какие дети работают на железной дороге

Малая детская железная дорога в Кратово - место, где все функции выполняют дети. Но это не обычные ребята с улицы. Они проходят долгое обучение и сдают экзамены. Порой знания у юных железнодорожников глубже, чем у взрослых специалистов. Это обуславливается серьезной подготовкой в течение нескольких лет.

Машинистом может стать только подросток, который определенный период времени сдает все экзамены на отлично. Но это не значит, что он займет эту должность на длительный срок. В случае плохой сдачи экзаменов в очередной раз его понижают в должности. Такой отбор проходит на все профессии.

Учеба происходит в осенне-зимний период по строгому графику. В процессе обучения берут участие профессиональные железнодорожники. Подростки, которые полностью прошли обучение на Малой дороге и хотят связать в дальнейшем свою жизнь с ней, практически всегда поступают в соответствующие университеты на льготных условиях.

Московская детская железная дорога (Кратово): обязанности подростков

Ребята выполняют все работы здесь. Как и на настоящей железной дороге, дети работают на разных специальностях:

  • машинисты;
  • контролеры;
  • проводники;
  • диспетчеры;
  • механики.

Юные работники имеют униформу. Она очень схожа еще с одеждой советских ребят, но это своеобразное совпадение. Сейчас в тех же тонах выполнена официальная форма работников Российской железной дороги. Это строгие сочетания белого и черного тонов с добавлением яркого акцента - красного галстука.

Во время путешествия проводники рассказывают туристам историю возникновения железной дороги и о ее достопримечательностях. Маленькие посетители могут наблюдать за процессом прицепления вагонов к тепловозу. Также можно посетить депо и посидеть в кабине машиниста.

На всей протяженности путей расположено 4 переезда, на них также дежурят дети вместе со взрослыми. Они обучены переводить стрелки как в ручном, так и в автоматическом режиме.

В обслуживании рейса одного поезда берут участие 50 подростков в возрасте 11-16 лет. Это ребята, которые находятся не только в поезде, но и на каждой станции, переездах, в офисе. Поезд имеет 6 вагонов, и они практически всегда заполнены полностью.

Как доехать

Расположена недалеко от Кратово. Как доехать на общественном транспорте в Кратово? Самым простым способом можно считать поездку на электричках, которые ходят по Рязанскому направлению. Выйти нужно на станции "Юность" или "Пионерская".

На автомобиле нужно двигаться по Новорязанскому шоссе до поворота на Жуковский. Доехать надо до светофора и свернуть в сторону города Раменское. Проехать по Нижегородской улице и пересечь два переезда. После последнего припарковаться на стоянке, в 50 м от нее располагается станция "Юность".

Оба способа занимают небольшое количество времени и весьма удобны. Для личного транспорта возле вокзала расположена просторная парковка. Там спокойно можно оставить автомобиль на время путешествия на поезде.

Инфраструктура

В поселке Кратово находится отличный развлекательный центр. Здесь разместились сразу несколько детских современных площадок с яркими аттракционами. Рядом находится кафе и несколько небольших магазинов.

В сосновом лесу недалеко от станции находится чистый пруд с пляжами. На берегу и недалеко от него можно покатать ребенка на электромобилях или лошадях. Чистый сосновый воздух станет отличным дополнением к прогулке.

Вокруг центрального здания расположились удобные лавочки, и вся территория утопает в цветочных клумбах. Везде чистота и порядок. Вот такая она - детская железная дорога в Кратово. Фото на всех ресурсах и в данной статье об этом свидетельствуют.

В магазинах поселка можно приобрести необходимые продукты и напитки. На обратном пути можно прогуляться по красивому и уютному парку. Отдохнуть и подкрепиться можно в небольшом и тихом кафе.

Режим работы

Движение поездов во многом зависит от погодных условий. В дождливые и холодные дни работа не осуществляется. Детская железная дорога в Кратово (2016 год не стал исключением) открывается в обычное время - в конце мая.

Много лет подряд станции работают только в период летних каникул. Обычно сезон открывается в конце мая и длится до конца августа (последнее воскресенье). В остальное время ребята проходят активное обучение.

При плохой погоде движение поездов останавливается во избежание травматических ситуаций и аварий. Иногда пропускаются рабочие дни из-за экзаменов, которые проводятся периодически для ребят-железнодорожников.

В день (при условии хорошей погоды) осуществляется три рейса. Первый поезд отправляется около 10 часов утра. Весь путь занимает 20-25 минут. За это время можно не только полюбоваться пейзажем за окном поезда, но и узнать много нового о железной дороге вообще. Какие имеет детская железная дорога в Кратово отзывы?

Что говорят отзывы?

В Интернете достаточное количество отзывов об отдыхе на Малой железной дороге. Все они в основном положительные. Родители отмечают удобные мягкие лавки и аккуратные маленькие столики в вагонах.

Малышам, по отзывам мам, очень нравится наблюдать за процессом сцепления вагонов. Дети любят сидеть в тепловозе и рассматривать пульт управления машиниста. Старшим детям нравится наблюдать за работой подростков на всех этапах путешествия. Им интересно общаться со своими сверстниками и узнавать от них любопытные истории о поездах.

30 октября 1935 года состоялся слет пионеров Раменского района. Одним из обсуждавшихся на слете вопросов был призыв тифлисских пионеров, построивших первую ДЖД, начать строительство детских железных дорог во всех уголках страны. Идея эта показалась настолько интересной, что в тот же день был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово.

Совет решительно взялся за дело и уже через неделю (6 ноября 1935 года) члены совета нашли поддержку в управлении Московско-Рязанской железной дороги. В Кратовской, Быковской и Раменской школах были созданы «кружки юных изыскателей», ставшие впоследствии кружками юных железнодорожников. Под руководством инженеров Московско-Рязанской ж.д. школьники самостоятельно провели изыскательские работы и разработали проект дороги.

После окончания учебного года, 24 июня 1936 года, пионеры начали строительство своей дороги, причем все строительные работы они выполняли сами. На самых тяжелых работах им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. Они же взялись сделать капитальный ремонт трех деревянных пассажирских вагонов и паровоза, получившего на ДЖД обозначение ВЛ-1 (построен на заводе Оренштайн и Коппель). К сожалению, нам не известно, как долго проработал этот паровоз на Кратовской ДЖД, но очень скоро ему на смену пришел паровоз ИС-1 постройки Коломенского завода (заводской тип 63/65).

К 7 ноября 1936 года строительство первой очереди дороги завершилось. Были построены 2.3 километра путей (в том числе 1.8 км главного пути), временные деревянные постройки на станциях Путь Ильича и Школьная.

Всю зиму продолжалась подготовка подвижного состава и обучение юных железнодорожников. В апреле 1937 года все уже было готово к открытию движения по Детской железной дороге. Торжественное открытие Малой Ленинской железной дороги состоялось 2 мая 1937 года. Вести первый поезд было доверено Вениамину Пасынкову, с самого первого дня ставшему активистом совета содействия строительству дороги.

В последующие годы дорога продолжала развиваться. Летом 1940 года исключительно своими силами юные железнодорожники построили еще почти 2 километра пути, здание вокзала на станции Путь Ильича и новую станцию Культбаза с разворотным треугольником для паровозов (на станции Путь Ильича для оборота паровозов использовалась разворотная петля). Реконструкция была закончена к дню железнодорожника, 4 августа. Тогда же по решению ЦК профсоюза железнодорожников в распоряжение детской железной дороги была передана и сама культбаза.

Открытие летнего сезона 1941 года было намечено на 22 июня. Вместо него, собравшиеся на митинг юные железнодорожники слушали сообщение Совинформбюро о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Летом 1941 года детская железная дорога еще работала некоторое время, но ближе к осени все-таки была закрыта из-за начавшихся воздушных налетов.

Весной 1942 год юные железнодорожники откликнулись на призыв «Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт» и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал на прифронтовые железные дороги.

За героизм и самоотверженный труд в годы войны трем юным железнодорожникам присвоено звание Героя Советского Союза, еще 12 – награждены медалями «За оборону Москвы».

По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники, опять же своими силами, приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение на ДЖД было восстановлено, хотя полностью восстановительные работы завершились лишь летом 1947 года.

С этого времени длина главного пути дороги составила 3.8 километра, а полная эксплуатационная длина – 4.962 км (по данным на 1969 год). Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики.

Если вы хотите посмотреть схему путевого развития станции, щелкните мышкой по её названию

В 1950 году юные железнодорожники в честь выборов в Верховный Совет СССР своими силами построили мотовоз и подарили его Лестрансхозу Печерской жд.

В 1957 году Малой Московской железной дороге, взамен выведенного из эксплуатации паровоза ИС-1, был получен тепловоз ТУ2-078 и четыре цельнометаллических вагона Pafawag польской постройки. В том же году на станции Пионерская построено каменное депо на два стойла.

Несколько лет в начале 60-х Кратовская ДЖД работала круглый год. Для расчистки путей от снега имелся самоходный щеточный снегоочиститель СЩС и изготовленный своими силами навесной снегоочиститель для тепловоза ТУ2. При изготовлении навесного снегоочистителя были использованы некоторые узлы отслужившего свое паровоза ИС-1. К сожалению, Кратовская ДЖД очень быстро вернулась к обычному своему режиму работы, которым движение поездов предусматривалось только летом.

В 1971 году, во время капитального ремонта дороги, в путь были уложены рельсы Р43, на станции Пионерская смонтирована маршрутно-релейная централизация, на станции Путь Ильича электрическая централизация, а на перегоне между ними автоблокировка. Тогда же был разобран обгонный путь на станции Школьная, что сделало невозможным обращение на дороге двух составов.

В 1972 году на Кратовской ДЖД закончилась эра паровозов. Последний из паровозов – Рп-771 был отставлен от работы, а вместо него из Шатуры получен тепловоз ТУ2-129. Еще несколько лет Рп-771 можно было увидеть на запасных путях станции Пионерская, а впоследствии он был сдан в металлолом.

В 1979 году на станции Пионерская построен учебно-лабораторный корпус и новая высокая платформа.

В 1982 году на смену вагонам Pafawag пришли цельнометаллические пассажирские вагоны ПВ40 Демиховского завода, которые эксплуатируются до сих пор.

В середине 80-х годов дорога получила в свое распоряжение два тепловоза ТУ7. К сожалению, новые тепловозы не подошли Кратовской ДЖД по соображениям безопасности. Так, при движении тепловоза капотом вперед, машинист-инструктор практически не имел обзора вперед, что весьма опасно при проследовании «слепых» кривых малого радиуса, которых на этой дороге не мало.

Рассматривалось несколько вариантов решения этой проблемы: вождение поездов двумя локомотивами, сцепленными капотами друг к другу или двумя локомотивами, прицепленными с обоих концов состава. От первого варианта пришлось отказаться сразу, поскольку длина тупиков не позволяла выполнить обгон локомотивов на конечных станциях. Во втором же случае маневровая работа на конечных станциях сводилась к нулю, что пагубно сказалось бы на качестве подготовки юных машинистов. От этого варианта тоже решили отказаться, оба тепловоза были поставлены на прикол.

В 90-х годах с одного из этих тепловозов, а именно с ТУ7-2729 был снят дизель, необходимый для капитального ремонта тепловоза ТУ2-129 . С тех пор ТУ7-2729 используется исключительно как донор запчастей для остальных тепловозов.

19 июля 2002 года полностью сгорели станционные постройки на станции Юность. До конца сезона управление стрелками на станции Юность осуществлялось вручную, с помощью курбеля, а станционная громкоговорящая связь отсутствовала.

В мае 2003 года средства СЦБ на станции Юность были полностью восстановлены, а в середине лета 2003 на станции возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции.


Новое здание на станции Юность, построенное взамен сгоревшего в 2002 году.
фото И.Боснякова, 18 октября 2003 года.

К началу сезона 2004 года на станции Пионерская восстановлен разобранный много лет назад разворотный треугольник и для предотвращения неравномерного износа гребней колесных пар произведен разворот всего подвижного состава.

За годы своего существования дорога дважды переименовывалась: сперва из Малой Ленинской в Малую Московско-Рязанскую, а затем в Малую Московскую (Кратовскую). Менялись и названия станций. Так, станция Путь Ильича в 1991-92 году была переименована в Юность. Станция Культбаза была переименована в Пионерскую не позже 1951 года.

В настоящее время по линии детской железной дороги проходит граница между городом Жуковским и поселком Кратово.

Обучение на Кратовской ДЖД проходят школьники 11-15 лет из 25 школ от Москвы до Конобеево. Полный курс обучения 4-5 лет. Сезон движения поездов начинается в июне и заканчивается в последнее воскресение августа. Кроме того, на Малой Московской проходят летнюю практику учащиеся кружка Юных железнодорожников при Московском государственном университете путей сообщения (МГУПС / МИИТ).

Это не аттракцион и не игрушка, а настоящая ветка Малой Московской железной дороги, проходящая на границе Жуковского и поселка Кратово.
От "взрослого" жд-сообщения, детские железные дороги отличаются размерами вагонов, длиной и шириной пути (обычно это участок узкоколейного пути шириной от 600 до 1200мм и длиной несколько километров), а еще тем, что управляют всеми процессами дети школьного возраста.

Почти 80 лет здесь бережно сохраняют пионерскую традицию подготовки будущих железнодорожников.

Для меня поезд в Кратово как паровозик из Ромашково - настоящий символ детства и беззаботного лета.

А для детей, обучающихся в кружках юных железнодорожников, это летняя п рактика, которая сочетается с теоретическим курсом обучения на протяжении нескольких лет.

Идея создать такую школу родилась в Советском Союзе больше 80 лет назад.

Как все начиналось

Первая экспериментальная ДЖД была построена в Москве в 1932 году в парке Горького. Просуществовала она недолго, к 1939 году её уже закрыли. По непонятным причинам факт существования этой ДЖД в Советском Союзе всегда замалчивался. Спустя несколько лет ее закрыли и быстро забыли. А в 1935 году аналогичная дорога по инициативе грузинских школьников была открыта в Тифлисе (Тбилиси). И именно она официально считается первой в мире.

Участники строительства дороги в Тифлисе через газету «Пионерская правда» обратились к своим сверстникам с призывом строить ДЖД в других городах страны. Идея получила поддержку наркома путей сообщения, после чего ДЖД стали строиться в столицах почти всех союзных республик и в местах размещения управлений железных дорог страны.

Одними из первых на призыв тифлиских пионеров откликнулись пионеры Раменского района - 30 октября 1935 года на слете пионеров был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово.

Под руководством инженеров Московско-Рязанской ж.д. школьники самостоятельно провели изыскательские работы и разработали проект дороги, все строительные работы они также выполняли сами. Лишь на самых тяжелых работах им помогали комсомольцы. Торжественное открытие Малой Ленинской железной дороги состоялось 2 мая 1937 года.

Во время Великой Отечественной войны Малая московская железная дорога активно участвовала в перевозках необходимых грузов. За героизм и самоотверженный труд в годы войны трем юным железнодорожникам присвоено звание Героя Советского Союза, еще 12 - награждены медалями «За оборону Москвы».

В России в настоящее время функционирует 26 ДЖД в городах: Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Кемерово, Красноярск, Кратово, Курган, Лиски, Нижний Новгород, Новомосковск, Новосибирск, Оренбург, Пенза, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург (2 разные дороги), Свободный, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Ярославль.

ДЖД оказали неоценимую помощь в подготовке специалистов для отечественных железных дорог в периоды, когда страна по ряду демографических причин испытывала острый дефицит квалифицированных кад ров.

Долгое время станции Кратовской ЖД были деревянными. В 2002 году полностью сгорели станционные постройки на станции Юность.

Перемены

В 2003 году станцию полностью реконструировали, было возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции. Так выглядит станция "Юность" сейчас.


Фото Gordon_shumway с форума http://www.yarea.ru/index.php/topic,1516.1020.html

За годы своего существования дорога дважды переименовывалась: сперва из Малой Ленинской в Малую Московско-Рязанскую, а затем в Малую Московскую (Кратовскую). Менялись и названия станций. Так, станция Путь Ильича была переименована в Юность, а "Культбаза" - в Пионерскую.

Осенью 2004 - весной 2005 года по инициативе Управления Московской железной дороги прошла большая реконструкция Кратовской ДЖД. Главный путь ДЖД переложен на бетонных шпалах, полностью заменены все средства СЦБ, в том числе, смонтирована межстанционная оптоволоконная линия связи.

Взамен старых вагонов ПВ51 заводом «Метровагонмаш» по спецзаказу были построены новые, модели 20.0015. Для обеспечения сохранности нового подвижного состава, на месте второго пути станции Пионерская сооружён 70-метровый ангар.

Существенные перемены коснулись и парка тягового подвижного состава. Тепловоз ТУ7-2729 был списан и сдан в металлолом. Оба тепловоза ТУ2 - отправлены на капитальный ремонт в Рязань. По окончании ремонта изменившийся до неузнаваемости ТУ2-078 вернулся на Кратовскую ДЖД.

Удалось даже заглянуть в кабину машиниста.

Функции детской железной дороги

В первую очередь, образовательная и профориентационная. Обучение на Московской ДЖД проходят школьники 11-17 лет из 25 школ от Москвы до Конобеева. Полный курс обучения 5 лет. Юные железнодорожники приходят на обучение непосредственно в управлении дороги в пос. Кратово или в филиалах в г. Москве (Центральный дом детей железнодорожников), а также кружок "Юный железнодорожник" в Московском институте инженеров транспорта. Кроме того, на Малой Московской проходят летнюю практику учащиеся кружка Юных железнодорожников при Московском государственном университете путей сообщения.

На детских железных дорогах юным железнодорожникам преподаются основы практически всех железнодорожных специальностей. При этом самостоятельная работа во время летней практики способствует возникновению интереса детей к работе на железной дороге.

Вот она настоящая школа будущих кадров - от трети до половины ее воспитанников связывают потом свою жизнь с железной дорогой.

Воспитательная. Как и в школе, дети учатся работать в коллективе, взаимодействовать между собой и с преподавателями.
Кроме того, работа на детской железной дороге даёт детям осознание ответственности за свои действия, приучает к дисциплине и соблюдению правил техники безопасности. Более того, детская железная дорога часто используется для организации досуга детей (участие в кружках по интересам в свободное время, проведение вечеров отдыха, конкурсов), эстетического развития их личности (при многих ДЖД действуют кружки рисования, кино- и фотостудии, музыкальные и танцевальные кружки и др.), а также расширения кругозора (экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта, встречи с интересными людьми).

Транспортная. Чаще всего ДЖД не имеют транспортного значения, и воспринимаются пассажирами исключительно как парковый аттракцион. Лишь иногда детские железные дороги служат для доставки пассажиров из города в пригородные зоны отдыха (примеры: Чита, Оренбург, Свободный, Чимкент).

Время прокатиться

В вагоне больше взрослых чем детей.

На линии две станции — «Юность» и «Пионерская» и две промежуточные платформы «Школьная» и «Детская». Платформа «Детская» открыта в 2006 году и является остановкой по заявке для посадки детей из ДОЛ «Кратово». Протяженность всего пути 3,8 км.

Машинисты, контроллеры, дежурные станции - за все отвечают дети. Билеты настоящие, от ОАО "РЖД", только без штрих-кода.

Юля прониклась романтикой детских железных дорог. Всю дорогу фотографировались и обсуждали, как же интересно должно быть ребятам учиться!

По традиции, дети на каждой станции машут рукой уходящему поеду. Так мило.

В кассах тоже работают дети. Но несмотря на то, что взрослых почти не видно, они есть - помогают, следят за безопасностью, контроллируют процессы. Как никак железная дорога - зона повышенной опасности.

На станции Пионерская находится учебный корпус и вагонное депо. Здесь же предусмотрена стрелка для разворота тепловоза.

По стойке смирно, как настоящие проводники.

Колокольчик как дань традиции и способ сообщить пассажирам, что поезд готов отправляться.


Интересные факты


  • Предшественником детских железных дорог был частный аттракцион, созданный в середине 1890-х гг. для в.кн. Михаила Александровича (сына Александра III) и его сестёр в дворцовом парке Гатчины. Он состоял из парового локомотива и двух-трёх пассажирских вагонеток, ходивших по рельсам, проложенным между деревьями парка.


  • В 1939—1940 годах для Москвы проектировалась грандиозная детская железная дорога. Она должна была иметь две линии, протяжённостью в 12 и 8 километров (в то время как длина большинства ДЖД составляла в среднем один-два километра). Московская ДЖД должна была использовать два вида тяги — паровозную и электрическую. Для проектирования этой дороги привлекались лучшие специалисты. Архитектура станций не должна была уступать блеску станций Московского метро и павильонов ВДНХ. Располагаться эта ДЖД должна была в парке Измайлово. Проект был принят 20 июня 1941. Его осуществлению помешала начавшаяся через два дня Великая Отечественная война. ДЖД в Москве так и не была построена. Нынешняя Малая Московская железная дорога расположена в посёлке Кратово.


  • За всю историю в СССР существовало только три электрифицированные детские железные дороги : в парке Горького в Москве, в Ужуре и в Донецке. Ни одна из них не сохранилась. Донецкая ДЖД, разрушенная в ходе Великой Отечественной войны, была возрождена в 1972 году, но уже без электрификации. После войны от планов электрификации ДЖД отказались из соображений безопасности.


  • Самая длинная ДЖД находится в городе Свободный (Амурская область), она длиннее самой короткой ДЖД (в Красноярске) в девять раз. Длина Свободненской ДЖД — 11,6 км, Красноярской — 1300 м.

С праздником всех причастных и приезжайте к нам кататься!

В подготовке материала использована информация и фотографии с сайта

Лето располагает к поездкам из Москвы на день два, поэтому мы с удовольствием продолжаем нашу рубрику и сегодня отправимся в Раменский район на Детскую железную дорогу . Хотя, как сказать, детскую, устроено все очень и очень по взрослому.

30 октября 1935 года состоялся слет пионеров Раменского района. Одним из обсуждавшихся на слете вопросов был призыв тифлисских пионеров, построивших первую ДЖД, начать строительство детских железных дорог во всех уголках страны. Идея эта показалась настолько интересной, что в тот же день был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово.

Проехаться по детской железной дороге, заглянуть в депо и посмотреть, как все устроено —>

Уже в июне 1936 года начали строительство железной дороги в Кратово, строительные работы выполняли сами пионеры, а самые тяжелые работы помогали выполнять комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. К 7 ноября 1936 года было построено 2,3 км путей и временные деревянные постройки на двух станциях. Зимой вели подготовку сотрудников и состава для работы железной дороги, а уже 2 мая 1937 года состоялось открытие. Летом 1940 года построили еще 2 километра дороги и станцию Культбаза, а 22 июня 1941 года, в день открытия летнего сезона, стало известно о нападении фашисткой Германии на СССР, железная дорога проработала совсем недолго и вскоре пришлось ее закрыть из-за авианалетов. В 1945 году железная дорога заработала вновь, менялись составы, совершенствовались станции, много детей прошло через это неформальное учебное заведение, многие взрослые в детстве приходили сюда посмотреть, как устроена железная дорога. Такая возможность есть и у нынешних детей!

Схема железной дороги. Протяженность пути — 4,962 км; 2 станции: Пионерская и Юность, и 2 платформы: Школьная и Детская. Это узкоколейная железная дорога и составы здесь соответствующие.

Здесь работают дети! Конечно, взрослые координируют их работу, занимаются обучением, но все специалисты, обеспечивающие работу железной дороги - дети

Экскурсанты садятся в поезд

Подготовка перед отправлением, все нужно проверить

Интересно, что парадная форма юных проводников практически полностью осталась, как у советских пионеров, хотя теперь это корпоративные цвета РЖД

Поезд отправляется

Здесь интересно детям любого возраста!

Проводница рассказывает историю железной дороги. Для того, чтобы заказать бесплатную экскурсию, нужно заполнить заявку на сайте за несколько дней до желаемой даты.

Контролер проверяет билеты

Увлеченные работники детской железной дороги рассказывают о том, как все утроено. Чтобы сюда попасть нужно пройти неслабый, поэтому все «работающие» здесь дети по настоящему увлечены железными дорогами и разбираются в них почище многих взрослых железнодорожников.

Разрешают зайти внутрь кабины машиниста

И даже посидеть на месте машиниста

Строго говоря, вместо спортивного руля здесь должен стоять рычаг, но поскольку дети осваивают профессию под строгим надзором взрослых железнодорожников, то для удобства поставлен руль. Поезд ведет молодой машинист, но инструктор в любой момент может вмешаться и скорректировать действия. Все же везет локомотив настоящих пассажиров.

Рассказывают о том как устроены стрелки

А это в центре управления железной дорогой

Диспетчеры реально работают, управляют поездами, разрешают или запрещают выход на линию. Все как на взрослой железной дороге

С осени до весны дети проходят обучение, а летом работают на железной дороге. Говорят, что поезда отменяют потому что их некому водить — мало кто может сдать сложнейший экзамен на должность машиниста. При этом идет постоянная ротация кадров: сегодняшний проводник может завтра сдать экзамен на машиниста, а послезавтра отправиться обходчиком путей. Осваиваются сразу много специальностей. Не сдал экзамен — получи должность ниже.

В день ходит всего три поезда. От станции Пионерская поезда отправляются в 10:00, 10:55 и 11:50. От станции Юность - в 10:25, 11:20 и 11:50. Стоимость проезда - 120 рублей. В сильный дождь поезда отменяют.

В хорошую погоду можно прогуляться около озера в поселке Кратово (станция Пионерская) и даже искупаться. Также интересны стародачные места с уютными домиками в поселке Кратово.

Добраться до Детской железной дороги легко: от Казанского вокзала ходят электрички до станции Отдых или же на автомобиле по Рязанскому шоссе.
Подробная информация о расписании, стоимости проезда и о том, как добраться есть на официальном сайте.

Отдельное спасибо компании Региональный экспресс — РЭКС (в кой-то веки вдруг электрички стали выглядеть нормально) за организацию посещения детской железной дороги.

 


Читайте:



Как быть счастливым в меняющемся мире

Как быть счастливым в меняющемся мире

Книга радости. Как быть счастливым в меняющемся миреЕго Святейшество Далай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс Формат издания Год выпуска: 2017...

Терминологический словарь

Терминологический словарь

Для реформирования государственного аппарата в июне 1801 г. государь составил Негласный комитет, в который входили его единомышленники: В. П....

Делянов, Иван Давыдович — Электронная энциклопедия ТГУ

Делянов, Иван Давыдович — Электронная энциклопедия ТГУ

Министр народного просвещения; сын генерал-майора, род. в 1818 г.; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету; поступил на...

Неравенства и системы неравенств с двумя переменными

Неравенства и системы неравенств с двумя переменными

Решение неравенства с двумя переменными , а тем более системы неравенств с двумя переменными , представляется достаточно сложной задачей. Однако...

feed-image RSS