Главная - Практическая психология
Серебряный век русской литературы. Поэты серебряного века — список известных литературных деятелей Поэты серебряного века список известные русские

Акмеизм, имажинизм, символизм, футуризм - литературные направления, возникшие в конце XIX - начале XX века в русской поэзии. Какие русские поэты Серебряного века являются самыми яркими их представителями, а кто навсегда стал одной из важнейших страниц поэзии прошлого столетия, не принадлежа ни к одному из модернистских направлений? Читайте далее.

Александр Блок

Александр Блок - поэт Серебряного века, чье творчество, полное мистических символов и загадок, до сих пор продолжает притягивать к себе все новых и новых поклонников.

На протяжении 1908-1916 годов тема Родины была основной для Блока. Более того, Блок утверждал: поэт должен отождествлять себя со своей родной землей, представлять ее словно некий живой организм, с которым он неразрывно связан.

Беспокоило Блока и изучение человеческой души. Он очень часто писал свои произведения от первого лица, пропуская все сюжеты через себя - словно бы растворяя свое собственное «я» во множестве других. Неважно, писал он о библейских, реально живущих или вымышленных персонажах, он представлял себя на их месте и пытался пережить все эмоции вместе с ними. Так он пишет цикл стихотворений «Страшный мир».

Другая, не менее важная тема творчества у Блока - это любовь. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» он и посвящал стихотворения Прекрасной даме, ожиданию своего идеала красоты. А в цикле «На поле Куликовом» Блок даже сравнивал образ Руси с образом женщины.

Александр Блок, как и поэты Серебряного века Валерий Брюсов, Константин Бальмонт и другие, принадлежал к модернистскому течению символизм. Одними из самых известных произведений Александра Блока также являются поэма «Двенадцать», цикл стихов «Родина», стихи «Незнакомка», «О доблести, о подвигах, о славе...», «Ночь, улица, фонарь, аптека» и другие.

Анна Ахматова

Следующий поэт Серебряного века - Ахматова Анна Андреевна. Еще будучи ребенком, маленькая Анна Горенко (настоящая фамилия поэтессы) мечтала писать стихи. За свою жизнь ей довелось увидеть две разные России - дореволюционного и советского периода, в то время как в своем творчестве она стремилась защитить и сохранить традиции классической русской культуры.

Благодаря собственной сдержанности, женственности и аполитичности творчества, персона Ахматовой идеально воплотила в себе трагический дух России XX века. Как поэты Серебряного века Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам, Михаил Лозинский и другие, в свое время поэтесса примыкала к литературному направлению Серебряного века под названием акмеизм.

Для творчества Ахматовой были характерны и размышления о жизни, и о любви, о красоте природы, об истории. Но главной все же была тема любви, которая позволила поэтессе создать особенный женский образ, с внутренней силой, многогранностью, твердостью, но вместе с тем и нежностью. Поэтическая героиня Ахматовой всегда прямолинейна, в ней отсутствует жеманство, и она открыто делится с читателем личными трагедиями и переживаниями.

Еще одна важная для Ахматовой тема лирики - это любовь к Родине. Мысли о том, чтобы покинуть Россию, она считала недостойными для того, кто зовется поэтом (она говорит об этом, например, в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю...») - по ее мнению, поэты душой и сердцем должны быть привязаны к своей земле и к своему народу.

Особенно популярны стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить...», «Я не любви твоей прошу...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Словно тяжким огромным молотом...» и поэма «Реквием».

Сергей Есенин

Сергей Есенин - поэт Серебряного века, который, несмотря на непродолжительную творческую деятельность (он ушел из жизни, когда ему было всего тридцать лет), успел оставить богатое поэтическое наследие. В нем Есенин сумел живо изобразить крестьянскую Россию, которую он безумно любил.

Теме Родины поэт уделял центральное место в своем творчестве. Его так и звали певцом крестьянской Руси. То и дело он возвращался в стихотворениях к селу Константиново, где родился и жил, воспевал красоту русской природы и крестьянский быт. Но после революции все стало по-другому: Есенин не смог принять советскую Россию. В то время он почти не пишет о крестьянстве и родном селе, а обращается главным образом в своей поэзии к теме любви, которая, тем не менее, продолжает переплетаться с темой Родины.

После переезда в Москву Есенина приняли в свои ряды поэты, примыкавшие к литературному течению под названием имажинизм. В тот период он пишет одно из самых известных своих творений - «Исповедь хулигана». Лучшими стихотворениями Сергея Есенина также считают «Письмо к женщине», «Мне осталась одна забава...», «Гой ты, Русь, моя родная...», «Отговорила роща золотая...», «До свиданья, друг мой, до свиданья...», «Ты меня не любишь, не жалеешь...» и многие другие.

Владимир Маяковский

Масштаб творческой личности этого поэта сложно отрицать. Первый этап творчества Маяковского характеризуется футуристическими идеями. Он сам и поэты Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Велимир Хлебников создали манифест кубофутуризма, модернистского литературного направления Серебряного века под названием «Пощечина общественному вкусу». Это течение подразумевало творческого деятеля, в частности, поэта как бойца за будущее, которым являлось искусство.

Однако после революции в творчестве Маяковского начался новый этап - советский. На дореволюционную Россию Маяковский оглядывался с ненавистью. Стихотворения его были наполнены жаждой уничтожения старого жизненного уклада и созидания нового. Страшным грехом он считает бездействие и безразличие, только движение вперед и борьба были его девизом.

Главной темой Маяковского была не только революция, но и любовь - нередко они даже странными способами переплетались друг с другом. Можно утверждать, что лирическим героем практически всех своих любовных стихотворений выступал сам автор-максималист. Маяковский не умел и не хотел удерживать внутри себя чувства, которые всегда смело выражал в творчестве, часто даже гиперболизируя их, что способствовало трансформации любовных стихов в стихи общественные.

Самые известные стихи Маяковского: «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Вам», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Любит? Не любит? Я руки ломаю…», «Лиличка», «Облако в штанах», «Отношение к барышне».

Марина Цветаева

Одной из прекраснейших страниц русской поэзии XX века является творчество Марины Цветаевой. Удивительно живыми, светлыми и искренними были ее стихотворения, практически всегда нацеленные на создание диалога: в них Цветаева обращалась ко всем своим читателям, современникам и тем, кто будет позже обращаться к ее творчеству.

Тема творчества красной нитью прошла через произведения поэтессы. Из стихотворений «Роландов рог» и «Поэты» можно понять мысль Цветаевой: несмотря на то, что у них есть читатели, поэты, как и многие творческие личности, по своей сути одиноки. Не боялась поэтесса и открыто восхищаться творчеством своих коллег, и даже признавала своими вдохновителями Александра Пушкина и Анну Ахматову. Вот только понятие музы у Цветаевой встречается крайне редко - собственному труду она благодарна за свое творчество в большей степени, чем ей.

Одной из основных тем творчества Марины Цветаевой является и тема любви, и человеческих взаимоотношений. Причем, в то время как многие другие поэты были довольно увлекающимися личностями, Цветаева посвящала почти все свои стихи о любви лишь одному человеку - собственному мужу. Эти стихи подобны всем остальным творениям поэтессы - такие же искренние, сильные и эмоциональные.

Цветаева не принадлежала ни к одному из популярных модернистских течений Серебряного века. Сегодня она известна многими стихотворениями, например, «Моим стихам, написанным так рано…», «Байрону», «Анне Ахматовой», «Книги в красном переплете», «Я с вызовом ношу его кольцо…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Под лаской плюшевого пледа…» и другими.

Предлагаем вам посмотреть следующее видео о Серебряном веке русской поэзии, в котором подробнее освещены литературные направления того периода:

смотря на судьбы русских поэтов серебряного века с трудом понимаешь, что происходит....

Анна Ахматова /настоящ.фамилия Горенко/ 1889-1966гг
практический феномен женской русской поэзии, бышая жена Николая Гумилёва, и несмотря на то, что она и её творчество подвергалось при советской власти осуждению народно-трудовых масс Анна Ахматова никогда не репрессировалась и смогла остаться не только живой, но и в русской литературе,стала как основа современной поэзии.

Константин Бальмонт 1867-1942гг
несмотря на своё декадентство, занимался революционной деятельностью, ему пришлось бежать от полиции в 1905г, после полит.амнистии 1913г вернулся в Россию. переворот большевиков в 1917г не признал, считая, что террор и диктатура не нужна России, и после многочисленных трений с большевиками эмигрировал во Францию в 1920г, переживая за Россию и не признавая белую иммиграцию Бальмонт в 1932г психически заболел, умер в больнице в 1942г.

Андрей Белый /Борис Бугаев/ 1880-1934г
как и Блок признал в революции 1917г: дух святого безумия мистико-очистительную силу освобождения Руси.
что позволило ему служить Пролеткульту, но испугавшись народных песен об уничтожении буржуазии и воспевания паровозов уезжает осенью 1921г на Запад, где совместно с Горьким, Ходасевичем выпускает в 1923г журнал "Беседа", несмотря на то, что его много публикуют, он душевно одинок, поэтому по предложению тов.Менжинского возвращается в советскую Россию, ему разрешают писать и ставить драму по его роману "Петербург", предоставляют поездку по Грузии и Армении в 1927-29гг, но в связи с тем, что он не полностью раскрывает строительство коммунизма, Белый получает критику от тов.Л.Каменева. 10 января 1934г Андрей Белый умирает от внезапного удара испугавшись рев.пролетарской критики раб.масс его творчества /совет.медики определили, что это следствие перенесённого солнечного удара летом 1933г в Коктебели.../

Александр Блок 1880-1921гг
признание революции 1917г, сотрудничество в следственной комиссии по преступлению Николая Второго и большевиков, не признал большевисткий переворот в окт.1917г и отказался сотрудничать с ними, ибо считал, что большевики виновны в кровопролитии братоубийственной гражданской войны, умер от голода.

Валерий Брюсов 1873-1924гг
один из немногих поэтов полностью принявший большевиков, активно участвуя и признавая однопартийный диктат для блага России и людей, работал в Наркомпросе /закрывая всех неугодных издателей и запрещая писателей/, работал в Госиздате, член Гос.Учен.Совета, заведовал худ.образованием /Охобр/ ректор Высшего лит.худ.института /ВЛХИ/, но неожиданно умер 9 окт.1924г.

Максимилиан Волошин 1877-1932гг
один из немногих поэтов, и художников, который создавал сам шедевры, но и помогал развивать себя в искусстве другим /если не было бы его - не было бы Цветаевой, и Ходасевича итп../
единственный, который осуждал белых и красных, спасая и тех и других от репрессий у себя, при большевиках практически не публиковался, хотя были и исключения, которые быстро подавлялись /как со сборником Демоны глухонемые в 1919г/, слишком рано умер, чтоб быть откровенно отправленным в концлагерь, слишком известным, чтоб облить грязью.
" я боюсь, что на Руси все человечесткие жертвы опять обернуться жадным хамом, продешевившего свой дух за рабство комфорта и мещанства".

Зинаида Гиппиус 1869-1945гг
не признала большевиков и их красный террор, но сотрудничала с ними, как Д.Мережковский, поэтому имела возможность получить командировку в декабре 1919г для чтения лекций красноармейцам об совр.поэзии, во время командировки она, Мережковский, Философов,Злобин воспользовались услугами еврейских контрабандистов перешли линию польской границы, и убежали на Запад, благодаря оставшейся собственности Париже, Гиппиус-Мережковский смогли вести жизнь не в про-голод, что возможно способствовало, тому что Гиппиус приветствовала дучу Муссоллини, а Мережковский приветствовал не только Муссоллини, но и Гитлера, даже перед самой смертью приветствовал нападение Гитлера на своего союзника Сталина..

Сергей Городецкий 1884-1967гг
друг Есенина и Клюева, от которых он потом постоянно отказывался, чтоб задобрить советскую власть, один из немногих символистов, имаженистов, акмеистов оставшийся жить и писать поэмы ком.партии и дому /1962г песнь о партии,1931,1958 стихи о парт.съезде/ преподавал в лит.институте Горького с Москве, но Орден Ленина так и не получил, хотя и дожил до 84 лет

Николай Гумилёв 1886-1921гг
один из немногих русских поэтов, который будучи офицером и путешественником создавал сам по себе целое течение в поэзии, сегодня трудно говорить, как это было возможно, но его творчество окончилось простым расстрелом в обвинении контр.революционной деятельности в августе 1921г, т.е Гумилёв просто не донёс в ВЧК, что ему знакомые офицеры предложили стать заговорщиком против большевисткого насилия, о которого он отказался и забыл, но славные чекисты не забыли - напомнив о том, что есть другое в чести и достоинстве.

Сергей Есенин 1895-1925гг
самый большой русский поэт русской среды /деревни/, но, его жизнь всегда сталкивала с властью имущих, то с царём, то с большевиками. к нему ластились, дарили и он брал, но слишком был русским, чтоб его терпеть /от пьяного мордобоя инородцев до насмешки правителям/. Есенин внезапно умер в гостинице, напившись до бездвижения, но при этом вскрыв себе вены обоих рук, и при этом написать текущей кровью прощальное стихотворение, потом с порванными венами на обоих руках закинуть на трубу верёвку, затянуть на шеи, нанести себе увечия на лице, чтоб после всего умиреть в самоубийстве..

Вячеслав Иванов 1866-1949гг
вроде революцию признал, как светлое в участи родины, пошёл работать в Наркомпрост, но летом попал в псих.больницу из за переутомления на работе, выйдя из больницы поехал работать в Кисловодск, а потом в Баку /в 1922г стал там доктором наук /, в 1924г предложили вернуться в Москву, где ему оформили командировку в Венецию, в Венеции он стал невозвращенцем /имел советский паспорт и встречался с советскими деятелями искусств Мейерхольд итд/, только в 1935г по просьбе дуче Муссоллини принял гражданство Италии, принял католичество, ибо верил, что Церковь Христова должна быть едина, как В. Соловьёв..
приветствовал фашизм, но очень критиковал национал-социализм, особенно, когда Германия оккупировала Италию /римский дневник.1944г/
умер в Риме будучи признанным профессором по Восточной культуре и дописывая своего малочитаемого "Светомира".

Георгий Иванов 1894-1958гг
вроде советскую власть признал, правда не очень, единственный эгофутурист доживший до старости, сотрудничал со всеми совет.изданиями до 1922г, и получив командировку в Берлин, там бежал - оставшись на Западе, жил вначале в Берлине, потом в Париже, затем в Риге описывая в антисовет.изданиях сладкую жизнь Мандельштама, Ахматовой, Северянина, Цветаева, которые потом его поймали на неточностях и ошибках. благодаря наследству жены Одоевцевой они жили не бедно, что в принципе окончилось с началом войны, к этому времени Иванов-Одоевцева жили во Франции. умер Г.Иванов в больничной койке, чего боялся всю свою жизнь.

Василий Каменский 1884-1961гг
его скорее всего не помнит никто, кроме специалистов, хотя он блестал в компании своих друзей кубо-футуристов Бурлюков и Хлебникова, признал революцию 1917г, и проституцию Маяковского с 1918г, в 1919г как поэт работал в Красной армии культ.рабом, но попав в белогвардейскую тюрьму решил потом себя посвятить путешествиям, чем образованию красноармейцев, сотрудничал с ЛЕФ, написал пьесы о Пушкине и Разине, Пугачёве и тов.Сталине, умер в Москве, до сих пор не понятно почему он не оказался в концлагере, наверно много пел о советской власти, вот и забыли..

Сергей Клычков 1889-1937гг
самый известный и любимый поэт с хрустальными песнями о земледельческом труде русских, друг Клюева, Волошина, Гумилёва, Брюсова, Горького.. и как результат арест в лето 1937г, потом исчезновение в Гулаге, как конр-революционер, реабилитирован в 1985г... /т.е в 1956г, но печатать кулачкую поэзию стали в 1985г../

Николай Клюев 1884-1937гг
крестьянский поэт, это когда хаос архаики и пестрядость превращается в стройну песнь русской души.
друг-враг Есенина,песенник слова Мужицкому Спасу-иконостасу.. остаётся непонятным до сих пор, почему его, как врага народа убили только в 1937г, ведь топтали его с 1924г, выслали в 1934г.. ? /реабилитирован в 1960г из за отсутствия состава преступления..../

Михаил Кузьмин 1872-1936гг
русский крестьянин с дворянским происхождением, друг Г.Чичерину, Мейерхольда и старообрядчества, друг Волошина-Ходасевича.. вроде признал совейскую власть, но вроде не очень, ибо в 1923г подписал Манифест "декларация эмоционализма", что вроде бы противоречило диалектике марксизма-ленинизма.
большевики помня многое отказались печатать буржуя, Кузьмин на завод не пошёл, и жил в нищите, тайно продав свой архив в 1933г гослиту, но он-архив там затерялися, и с 1938г исчез. умер Кузьмин практически бомжом в Ленинграде 1 марта 1936г.

Бенедикт Лившиц 1886-1939/?/
он писал, но его больше любили, что его знали, он был вхож к Ахматовой,Блоку, Маяковскому, Георгию Иванову, правда разругался с будетлянским Хлебниковым из за антисемитизма ещё в 1913г, тогда все помнили Лившица во фраке. совейску власть признал, и был обладателем довольно редкой коллекцией рисунков Экстера, Бурлюка, Кульбина, Шагала.
в конце 1920-х стал ходить только к советским писателям: Пастернаку, Шкловскому, Мандельштаму, Маяковскому. в 1930-х стал любить грузинскую поэзию /несколько командировок, 1927,1930,1931ггг/, стал называть Грузию своей второй поэтич.родиной, но его разоблачили, и как врага народа осудили в 1937г, а потом отписали, что помёр от сердеч.приступа 15 мая 1939г у токарного станка /пошутили значит../

Осип Мандельштам 1891-1938 /?/гг
один из самых умных и красивых поэтов в совр.русской поэзии, написал манифест акмеизма /где участвовал в нем с Гумилёвым и Городецким/, он много писал, много организовывал, с приходом большевиков полюбил их революцию всей душой, но видно любил не так, как надо.. слишком любил тов.Троцкого, тов.Свердлова, тов.Дзержинского и тов Луначарского, любил кремлёвские пайки, спец.командировки и приглашения на спец.собрания с буфетами. благодаря тов.Бухарину в 1928г вышел его сборник Стихотворений, он же тов.Бухарин вождь мирового пролетариата помог с дорого оплачиваемой командировкой для Оси Мандельштама на Кавказ, в Армению.
в 1930г удачно поправляя бедственное состояние семьи артистов Мандельштам, тов.Бухарин помогает тов.Мандельштаму с выходом его двухтомника стихов в 1933г, а так же с командировкой в Крым, где Мандельштам сблизился с Андреем Белым, осенью 1933г советское правительство выделило семье Мандельштам двухкомнатную квартиру, но в Москве от Мандельштама сторонились, великим поэтом не славили, как в Ленинграде,ибо во время не понял Осип, что вождь всемирный стал один единственный, стало единобожие в лицесиянии тов.Сталина - друга всех советских писателей..
13 мая 1934г его арестовали по поручению самого тов.Ягоды, но не убили, а только сослали в Воронеж /даже сам выбирал/ с разрешением посещения для жены Надежды, жизнь в Воронеже была тяжёлой для Мандельштама вдали от ласк вождей и спец.буфетов, но давали печататься /в 1935г жур.Подъём /, но в 1936г знакомые на улицах Воронежа начинают отворачиваться.
16 мая 1937г ссылка окончилась и Осип Мандельштамм возвращается в Москву, по его словам люди изменились, он встречается с Ахматовой, Катаевым, те ему объясняют, что вожди Бухарин-Каменев-Зиновьев это прошлое, надо каяться перед вождём Сталиным, и отказаться от стихов, где он критикует тов. Сталина, но злые чекисты Мандельштаму не дали времени понять, милиция вежливо попросила покинуть Москву, начались скитания по Ленинграду, Малоярославцу..
Литфонд наконец то предоставил место в дом отдыхе, но терпение тов.Сталина кончилось.. арест осуществили в ночь на 1-2 мая 1938г, дали пять лет тюрьмы за тунеядство и контр-революцию, последнее письмо от 12 октября с пересылки, а потом следы теряются в Гулаге.
мораль проста для советского писателя не следует ставить на "не того" вождя, и следует сразу каяться и просить прощения у "того" вождя, который надо, тогда будут фонды и спецпаёк и загран.командировки, посмотри на Пастернака, Тихонова, Маршака, и Чуйковского...

окончание следует

Хронологические рамки Серебряного века русской культуры не могут быть установлены с полной точностью. Начало этого периода следует отнести к 1890 х гг. между манифестами Николая Минского «При свете совести» (1890) и Дмитрия Мережковского «О… … Википедия

Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Русские поэты акмеисты это писавшие на русском языке поэты Серебряного века, творчество которых в 1910 е или в начале 1920 х гг. было связано с акмеизмом. Внутри акмеистического направления различаются так наз. «старшие» акмеисты, связанные … Википедия

Основная статья: Русский футуризм Фотография, напечатанная в «Пощёчине общественному вкусу». Справа налево … Википедия

Серебряный век период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии … Википедия

Список русских советских поэтов включает авторов, писавших по русски на территории Советского Союза с 1920 х по 1980 е гг. главным образом, тех, у кого на этот период пришёлся период наиболее активного творчества (так, в список не включены… … Википедия

Имя при рождении: Александр Михайлович Гликберг Псевдонимы … Википедия

Велимир Хлебников Велимир Хлебников, 1913 год Имя при рождении: Виктор Владимирович Хлебников … Википедия

- … Википедия

Запрос «Брюсов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Валерий Яковлевич Брюсов Портрет ра … Википедия

Книги

  • Литературные усадьбы России , Бобров Александр Александрович. Количество литературных мест, родовых гнезд и усадеб, где жили и творили великие русские поэты и писатели, не поддаётся исчислению. Потому известный поэт и публицист Александр Бобров…
  • Литературные усадьбы России , Бобров А.. Количество литературных мест, родовых гнезд и усадеб, где жили и творили великие русские поэты и писатели, не поддаётся исчислению. Потому известный поэт и публицист Александр Бобров…
  • Русские поэты "серебряного века" . Сборник стихотворений в двух томах. Том 1 , . Сборник (т. 1) "Символисты" включает в себя наиболее характерные образцы поэтического творчества ведущих мастеров русской символистской школы начала XX в.: Д. Мережковского, З. Гиппиус, А.…

Конец старого века и начало нового, противоречивая эпоха упадка и расцвета - это время, которое порождает гениев. Выдающиеся поэты Серебряного века: Осип Мандельштам, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Владислав Ходасевич, Андрей Белый, Игорь Северянин, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Николай Гумилев и многие другие, при жизни зачастую непримиримо враждовали между собой на почве несовпадения мнений о перспективах развития русской философской мысли, религии и их влияния на искусство. Однако со временем все эти имена слились для нас в единый символ прекрасной и бурной эпохи. Их творчество стало обозначаться единым понятием - «поэты Серебряного века». Не каждый наш современник поймет, в чем состоит принципиальное отличие концепций философии искусства того времени, и почему они получили такое звучное общее название.

Понятие «Серебряный век» ассоциативно отсылает нас к поэзии века «Золотого» - первой трети ХІХ столетия, когда творил Александр Пушкин и его однокашники по Эти бунтари и выскочки (в глазах добропорядочных граждан), оказались гениями, преобразившими культурное и политическое лицо России. Наследниками этой грандиозной революции стали русские поэты Серебряного века. Но если творцы пушкинской эпохи породили новую форму русской словесности, создали благозвучный современный язык, то в конце ХІХ столетия люди искусства покусились на внутреннее содержание слова, стали экспериментировать со смыслом и звучанием, стремясь проникнуть в сокровенные тайны языка, его психологическую суть, секреты эмоционального влияния.

Напряженная борьба, ощущение упадка и надежда на возрождение, вызов устаревшим традициям, поиск новых способов художественного выражения, интерес к табуированным темам, оккультизму, религии, мистике - все это пытались отразить в своем творчестве поэты серебряного века. Новое пробуждение России, предчувствие катастрофы, страстное желание жить и ощущение безнадежности порождали невиданные доселе формы стихотворного искусства. Разрушительная масштабная война, в которой было задействовано химическое оружие, поставила под сомнение главную ценность - святость человеческой жизни, тем самым подорвав все моральные устои.

Европейские демократические революции, череда революционных событий внутри России отчасти спровоцировали, отчасти сами были сформированы новыми культурными и философскими течениями. Модернизм в искусстве стал отражением той эпохи, а поэты серебряного века выразили в удивительных стихотворениях самоощущение человека, боящегося быть раздавленным техногенной гидрой прогресса. На свет появился дадаизм - одно из популярных течений того времени. Е.Голышев, В. Кандинский - последователи Хуго Баля, вышедшего на сцену в костюме из обрезка алюминиевой трубы и прочитавшего ритмичные и лишенные смысла наборы буквосочетаний, свято верили в то, что новое время не требует употребления старых слов - технический прогресс разрушил гармонию смысла и звучания, отныне каждый произнесенный звук будет влиять на эмоции человека и этого достаточно. Так появились стихи в стиле «да-да».

Категорическое отрицание прежних ценностей и неизбывная заставляли новых поэтов искать утешения в мире фантазий и символов. Поэты-символисты серебряного века (О. Мандельштам, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева) верили в силу слова и отрицали влияние прогресса на литературу. Своими стихами они утверждали идею о том, что только погружаясь в свой и находя там символы, выражающие вечные идеи Бога, Души, Любви и Смерти человек сможет возродиться к новой жизни.

Серебряный век русской поэзии нельзя считать хронологическим периодом, в котором сформировалось лишь одно новое Это эпоха мощного интеллектуального подъема, породившая множество концепций развития искусства: акмеизм, футуризм, имаженизм, дадаизм, новокрестьянская поэзия и др. Все они существенно повлияли на формирование нового искусства, изменив представления о месте человека в мире, о Прогрессе, о Боге и о Душе.

“Любимые писатели “Серебряного века” и их произведения”.

Преподаватель: Помаз Н. Б.

Студент: Мостяев Н.И. (гр. 19ПВ-901П)

г. Москва 2002г.

“Серебреный век” – большинством читателей воспринимается как метафора, обозначающая хороших, любимых писателей начала XX века. В зависимости от личного вкуса здесь могут оказаться А. Блок и В. Маяковский, Д. Мережковский и И. Бунин, Н. Гумилев и С. Есенин, А. Ахматова и А. Крученых, Ф. Сологуб и А. Куприн.

“Школьное литературоведение” для полноты картины добавляют и названный список М. Горького и целый ряд писателей “знаньевцев”

(художников, группировавшихся вокруг горьковского издательства “Знание”).

При таком понимании серебряный век становится синонимом давно существующего и гораздо более научного понятия “литература конца XIX – начала XX века”.

Поэзию серебряного века можно разделить на несколько основных течении такие как: Символизм. (Д. Мережковский,

К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Блок, А. Белый), Предакмеизм. Акмеизм.(М. Кузьмин, Н. Гумилев,

А. Ахматова, О. Мандельштам),

“Крестьянская литература” (Н. Клюев, С. Есенин)

футуристы серебряного века (И. Северянин, В. Хлебников)

Игорь Северянин (И. В. Лотарев 1887 - 1941)

С 1913 г. сборником “Громкокипящии кубок” (переиздавался до 1915 г. 9 раз) входит в большую литературу. За первой последовали другие книги поэзии: “Златолира”(1914), “Ананасы в шампанском ”(1915), “Victoria Regia” (1915), “Поэзоантракт”(1915), “Тост безответный”(1916). В эти годы И. Северянин стал модным “певцом”, но оценил это трезво, назвав “двусмысленной славой”.

Поиски новых поэтических форм (важная часть эстетической программы) у И. Северянина тесно “увязаны” с городскими реалиями:

Друзья! Но если в день убийственный

Падет последний исполин,

Тогда ваш нежный, ваш единственный,

Я поведу вас на Берлин!

В этих стихах поэт был таким, каким его хотела видеть публика. Он растворялся во вкусах определенного контингента любителей экстравагантной, экзальтированной поэзии, людей, отгораживающих себя от надвигающихся бурных событий. Характерное взаимовлияние: публика создавала Северянина, а тот формировал свою аудиторию, далеко не всегда заботясь о качестве своего поэтического воздействия. “… не я ли пел порок/Десятки лет…”, - напишет он в поэме “Солнечный дикарь” (1924), переоценив свое раннее творчество.

Остроумно выражено неприятие мещанской действительности: “Блеск и звон карьеры – рубль, / А паспорт разума - диплом”.

Эти мотивы сближали И. Северянина с кубофутуралистами. Однако сущность своего творчества он считал собственную фантазию - “мои капризы, мои волшебные сюрпризы”. Акцент был поставлен на “эго”, т.е. “Я” поэта. Отсюда пролилась струя его самовозвиличивания: ”Я – гений Северянин”; “Я выполнил свою задачу, литературу покорив”, что и вызвало многие нарекания современников.

Слово “гений” относилось, однако, не столько к личности автора, который ощущал и свою слабость, сколько к нему как носителю “вселенской души”. Главный поиск – поиск естественной красоты: “Иду в природу, как в обитель”. Поэтому жизнь раскрыта им как “сиренью упованье”, ”гимн жасминовым ночам”, единенье с “весенней яблоней в нетающем снегу”.

Лирический герой испытывает никому неведомое: ”Влекусь рекой, цвету сиренью,/Пылаю солнцем, льюсь луной …” А природа дарует свою тайну.

Вот один из главных постулатов северянинской лирики: удивлять – неожиданным поворотам смысла, безграничными возможностями словообразования. И – постоянная претензия на оригинальность, хоть и всегда подкрепленная вкусом и стилистическим разнообразием:

Не терпим мы дешевых копий,

Их примелькавшихся тонов,

И потрясающих утопий

Мы ждем, как розовых слонов …


Велимир Хлебников
(Виктор Владимирович Хлебников)
28.X. (09.XI.)1885-28.VI.1922
Хлебников привлекал к себе внимание и вызывал интерес оригинальным складом личности, поражал мировоззрением и редкой для его возраста самостоятельностью взглядов. Знакомится с кругом столичных поэтов-модернистов (в том числе Гумилевым и Кузминым, которого называет «своим учителем»), посещает знаменитую в художественной жизни Петербурга тех лет «баню» Вяч. Иванова, где собирались писатели, философы, художники, музыканты, артисты.
В 1910-1914 были опубликованы его стихотворения, поэмы, драмы, проза, в том числе такие известные, как поэма «Журавль», стихотворение «Мария Вечора», пьеса «Маркиза Дезес». В Херсоне вышла первая брошюра поэта с математико-лингвистическими опытами «Учитель и ученик». Ученый и фантаст, поэт и публицист, он полностью поглощен творческим трудом. Написаны поэмы «Сельская очарованность», «Жуть лесная» и др., пьеса «Ошибка смерти». Выходят книги «Ряв! Перчатки. 1908 - 1914», «Творения» (Том 1). В 1916 вместе с Н. Асеевым выпустил декларацию «Труба марсиан», в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на «изобретателей» и «приобретателей». Главными героями его поэзии были Время и Слово, именно через Время, зафиксированное Словом и превращенное в пространственный фрагмент, осуществлялось для него философское единство «пространства-времени». О. Мандельштам писал: «Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие...» В 1920 живет в Харькове, много пишет: «Война в мышеловке», «Ладомир», «Три сестры», «Царапина по небу» и др. В городском театре Харькова происходит «шутовское» избрание Хлебникова «Председателем Земного шара», с участием Есенина и Мариенгофа.
Творчество В. Хлебникова распадается на три части: теоретические исследования в области стиля и иллюстрации к ним, поэтическое творчество и шуточные стихи. К сожалению, границы между ними проведены крайне небрежно, и часто прекрасное стихотворение портится примесью неожиданной и неловкой шутки или еще далеко не продуманными словообразованиями.

Очень чувствуя корни слов, Виктор Хлебников намеренно пренебрегает флексиями, иногда отбрасывая их совсем, иногда изменяя до неузнаваемости. Он верит, что каждая гласная заключает в себе не только действие, но и его направление: таким образом, бык -- тот, кто ударяет, бок -- то, во что ударяют; бобр -- то, за чем охотятся, бабр (тигр) -- тот, кто охотится и т. д.
Взяв корень слова и приставляя к нему произвольные флексии, он создает новые слова. Так, от корня "сме" он производит "смехачи", "смеево", "смеюнчи-ки", "смеянствовать" и т. д.

Как поэт, Виктор Хлебников заклинательно любит - природу. Он никогда не доволен тем, что есть. Его олень превращается в плотоядного зверя, он видит, как на "вернисаже" оживают мертвые птицы на шляпах дам, как c людей спадают одежды и превращаются - шерстяные в овец, льняные в голубые цветочки льна.

Осип Мандельштам родился в 1891 году в еврейской семье. От матери Мандельштам унаследовал, наряду с предрасположенностью к сердечным заболеваниям и музыкальностью, обостренное чувство звуков русского языка.

Мандельштам будучи евреем избирает быть русским поэтом - не просто “русскоязычным”, а именно русским. И это решение не такое само собой разумеющееся: начало века в России - время бурного развития еврейской литературы, как на иврите и на идише, так, отчасти, и на русском языке. Соединяя в себе еврейство и Россию, мандельштамовская поэзия несет в себе универсализм, соединяя в себе национальное русское православие и национальный практикуляризм евреев.

Посох мой, моя свобода -

Сердцевина бытия,

Скоро ль истиной народа

Станет истина моя?

Я земле не поклонился

Прежде, чем себя нашел;

Посох взял, развеселился

И в далекий Рим пошел.

А снега на черных пашнях

Не растают никогда,

И печаль моих домашних

Мне по-прежнему чужда.

Первая русская революция и события, сопутствующие ей, для мандельштамовского поколения совпали со вступлением в жизнь. В этот период Мандельштама заинтересовала политика, но тогда, на переломе от отрочества к юности, он оставил политику ради поэзии.

Мандельштам избегает слов, чересчур бросающихся в глаза: у него нет ни разгула изысканных архаизмов, как у Вячеслава Иванова, ни нагнетания вульгаризмов, как у Маяковского, ни обилия неологизмов, как у Цветаевой, ни наплыва бытовых оборотов и словечек, как у Пастернака.

Есть целомудренные чары -

Высокий лад, глубокий мир,

Далеко от эфирных лир

Мной установленные лары.

У тщательно обмытых ниш

В часы внимательных закатов

Я слушаю моих пенатов

Всегда восторженную тишь.

Начало первой мировой войны - рубеж времен:

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Мандельштам отмечает, что прошло время окончательного прощания с Россией Александра (Александра Ш и Александра Пушкина), Россией европейской, классической, архитектурной. Но перед своим концом именно обреченное “величие”,именно “исторические формы и идеи” обступают ум поэта. В их внутренней опустошенности он должен убедиться - не из внешних событий, а из внутреннего опыта усилий сочувствовать “миру державному”, вчувствоваться в его строй. Он прощается с ним по-своему, перебирая старые мотивы, приводя их в порядок, составляя для них средствами поэзии некий каталог. В мандельштамовской системе шифров, обреченный Петербург, именно в своем качестве имперской столицы, эквивалентен той Иудее, о которой сказано, что она, распяв Христа, “окаменела”и связывается со святым богоотступническим и гибнущим Иерусалимом. Цвета, характеризующие базблагодатное иудейство - это черный и желтый. Так вот именно эти цвета характеризуют петербургский “мир державный” (цвета российского императорского штандарта).

Самым значительным из откликов Мандельштама на революцию 1917 года было стихотворение “Сумерки свободы”. Его очень трудно подвести под рубрику “принятия” или “непринятия” революции в тривиальном смысле, но тема отчания звучит в нем очень громко:

Прославим, братья, сумерки свободы,

Великий сумеречный год!

В кипящие ночные воды

Опущен грузный лес тенет.

Восходишь ты в глухие годы, -

О, солнце, судия, народ.

Прославим роковое бремя,

Которое в слезах народный вождь берет.

Прославим власти сумрачное бремя,

Ее невыносимый гнет.

В ком сердце есть - тот должен слышать, время,

Как твой корабль ко дну идет.

Мы в легионы боевые

Связали ласточек - и вот

Не видно солнца; вся стихия

Щебечет, движется, живет;

Сквозь сети - сумерки густые -

Не видно солнца, и земля плывет.

Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,

Скрипучий поворот руля.

Земля плывет. Мужайтесь, мужи.

Как плугом, океан деля,

Мы будем помнить и в летейской стуже,

Что десяти небес нам стоила земля.

В этом докладе я старался рассказать о наиболее интересных писателях и их произведениях. Я намеренно выбрал писателей не столь знаменитых как например: И. Бунин и Н. Гумилев, А. Блок и В. Маяковский, С. Есенин и А. Ахматова, А. Куприн. Но ни чуть не менее гениальных и известных в свое время.

Доклад: “Любимые писатели “Серебряного века” и их произведения”. Преподаватель: Помаз Н. Б.
 


Читайте:



Тесты егэ по химии решать онлайн

Тесты егэ по химии решать онлайн

Нитрид натрия массой 8,3 г прореагировал с серной кислотой с массовой долей 20% и массой 490 г. Затем к полученному раствору добавили...

Интервью в кабине пилота: в чем секрет мягкой посадки самолетов «Белавиа»?

Интервью в кабине пилота: в чем секрет мягкой посадки самолетов «Белавиа»?

Самолеты «Белавиа» славятся своей мягкой посадкой - это отмечают многие, кто регулярно летает с белорусской авиакомпанией. Мы задались целью узнать...

Репетиторы английского языка по скайпу Ищу репетитора по английскому языку скайпу

Репетиторы английского языка по скайпу Ищу репетитора по английскому языку скайпу

В современном мире английский язык признан международным языком, который широко используют в большинстве стран земного шара. Обучиться этому языку...

Прокуратура покажет, как родной язык изучать Образец согласия родителей на изучение родного языка

Прокуратура покажет, как родной язык изучать Образец согласия родителей на изучение родного языка

Около тысячи заявлений с отказом от посещений уроков татарского языка уже написали в Татарстане родители директорам школ, доведя тем самым...

feed-image RSS