Главная - Развитие
Падеж имен прилагательных 4. Падежи прилагательных

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

16. Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» (см. выше). Какие имена прилагательные склоняются одинаково?

17. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, любое из данных имён прилагательных вместе с именем существительным.

Овощной суп, ночное небо, земная кора.

18. Прочитайте. Определите падеж имён существительных.

Сшили из... ткани, остановились около... здания, плыли по... небу, подъехали к... сторожке, смотрели... спектакль, влетел в... окно, украсились... инеем, вырос под... берёзкой, купались в... море, прочитали о... медведе.

    Слова для справок: высокого, шёлковой, голубому, лесной, открытое, интересный, молодой, тёплом, серебристым, буром.

  • Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из слов для справок. Запишите словосочетания.
  • Укажите падеж имён существительных и имён прилагательных, выделите их окончания.

19. Прочитайте памятку, как определить падеж имени прилагательного, и образец рассуждения.

Рассуждайте по образцу: имя прилагательное большим относится к слову селом. Селом - имя существительное среднего рода (село ), стоит в творительном падеже (всходит (над чем?) над селом ), в единственном числе. Значит, и имя прилагательное большим также стоит в среднем роде, в творительном падеже, в единственном числе (над селом (каким?) большим ).

20. Прочитайте.

      На севере диком стоит одиноко
      На голой вершине сосна
      И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
      Одета, как ризой, она.
      (М. Лермонтов)

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж выделенных имён прилагательных.
  • Спишите стихотворение. Укажите, к какой части речи относится каждое слово из первых двух строк.

21. Прочитайте.

Валентин Александрович Серов - прекрасный мастер портретной живописи. Его картина «Мика Морозов» - один из лучших детских портретов в мировом искусстве. Всмотритесь в картину.

Малыш чуть привстал в кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый. Черноглазый. Поднял тонкие брови. Приоткрыл пухлые розовые губки. Что поразило мальчонку рано утром? Ещё не прибранный, в белой ночной рубашке, готов он хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем. Ручонки уцепились за поручни кресла. Миг удивления.

Художнику удалось этот миг подсмотреть и отразить в картине.

(. Долгополов)

  • Определите тему и главную мысль текста. Объясните значение выражений мастер портретной живописи, мировое искусство .
  • Найдите в тексте имена прилагательные. Скажите, с какой целью они употреблены в 1-й и во 2-й частях текста.
  • Прочитайте описание мальчика. Каким вам представляется мальчик по этому описанию?

22. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов».

  • Не правда ли, художник поведал нам целую историю о мальчике? Совпадает ли описание мальчика из упр. 21 с вашим впечатлением о картине? Каковы ваши впечатления о портрете? А что могло удивить мальчика? Выскажите свои предположения.
  • Составьте и напишите сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова "Мика Морозов"». Начните сочинение первыми двумя предложениями из текста упр. 21.

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур

Тип урока
Педагогически
е задачи
Планируемые
предметные
результаты
Метапредметн
ые УУД
Личностные
результаты
Освоение нового материала
Создать условия для ознакомления с особенностью изменения по падежам имен прилагательных в единственном
числе; совершенствовать умения склонять имена прилагательные, выделять окончания; способствовать развитию
умений составлять словосочетания с данными именами прилагательными, указывать падеж имен существительных
и имен прилагательных, выделять их окончания; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры
учебного труда на уроке
Познакомятся с понятием «склонение имен прилагательных», с особенностью изменения по падежам имен
прилагательных в единственном числе; научатся склонять имена прилагательные, выделять их окончания; составлять
слово­сочетания с данными именами прилагательными, указывать падеж имен существительных и имен
прилагательных, выделять их окончания
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять
информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; проводить аналогии между изу­
чаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель
и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать
выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с
учебным материалом; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета
Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир»,
«настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать
позицию другого» и т. д.; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других
народов; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
Формируемые

(осуществляемые действия)
1
II.
Актуализация
знаний.
Проверка
домашнего
задания
(учебник,
упражнение
15).
Проверка
домашнего
задания
(рабочая
тетрадь,
задание 14).
Минутка
чистописания.
2
3
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Прочитайте план рассказа на тему «Моя
любимая игрушка».
– Прочитайте рассказ так, чтобы слушатели
представили эту игрушку и поняли, что она вам
нравится.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.
Читают план.
1. Как эта игрушка попала ко мне.
2. Какая она (описание).
3. Как я с ней играю.
4. Почему это самая любимая моя игрушка.
Читают составленные рассказы. (См. РМ,
Приложение 2.)
– Рассмотрите схемы слов. По какому признаку вы
догадались, что слова, имеющие такую структуру,
– имена прилагательные?
– Прочитайте имена прилагательные, назовите их
род и число. Какие слова, имеющие такой состав,
вы записали под каждой схемой?
Проводит минутку чистописания.
– Прочитайте и запишите устойчивые выражения и
четверостишие.
– Какой звук повторяется в них?
– Дайте характеристику звукам [г’] и [г].
– Запишите соединения с буквой «г».
Читают записи в рабочей тетради,
Ранняя (ж. р., ед. ч.).
Золотистый (м. р., ед. ч.).
Розовое (ср. р., ед. ч.).
Морская (ж. р., ед. ч.).
Выполняют чистописание.
Глаза не на месте – совесть нечиста.
Гол как сокол.
Грибочек, грибок,
Масленый бок,
способы
деятельности
учащегося
4
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта. Уметь
слушать в
соответствии с
целевой
установкой.
Прини­мать и
сохранять
учебную цель и
задачу.
Дополнять,
уточнять вы­
сказанные
мнения по
существу
полученного
задания.
Осознанно
и произвольно
строить
речевое вы­

1
2
– Прочитайте орфоэпически верно слова на бук­ву
«г».
3
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Е. Трутнева
(См. РМ, Приложение 3.)
Продолжение табл.
4
сказывание
в устной
форме.
Адекватно
использовать
речевые
средства для
решения
различных
коммуникатив
ных
задач
аа
Герб – герб (Р. п.), герб (мн. ч.).
Записывают словарное слово в индивидуальный
словарик.
ыа
Организует работу над словом с непроверяемым
написанием.
– Отгадайте ребус.
– Запишите словарное слово в индивидуальные
словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ,
Приложение 4.)
Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные
слова
Работа над
словами с
непро­
веряемым
написанием
III. Сообщение
темы
урока.
Определение
целей урока
IV.
Объяснение
нового
материала.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,
формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.
– Сегодня на уроке мы уточним понятие «падеж»;
научимся определять падеж имен прилагательных
Принимать
и сохранять
учебную
задачу. Делать
выводы
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила.
Осуществлять
анализ
объектов

1
Наблюдение
над языковым
материалом.
Работа по
учебнику
(упражнение
16).
Работа по
учебнику
(упражнение
17)
2
3
Продолжение табл.
4
– Прочитайте таблицу «Изменение по падежам
имен прилагательных в единственном числе».
Какие имена прилагательные склоняются одина­
ково?
– Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей,
любое из данных имен прилагательных
вместе с именем существительным
Анализируют формулировку правила (понятия),
данную в учебнике.
Делают в ы в о д: имена прилагательные, как
и имена существительные, изменяются по
падежам, то есть склоняются. Имя прилагательное
всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что
и имя существительное, с которым имя
прилагательное связано по смыслу.
Склоняют существительное и прилагательное
в словосочетании.
И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
овощн
суп
овощн
суп
овощн
суп
овощн
суп
овощн
суп
об овощн
суп
V. Первичное
закрепление
знаний.
Работа по
учебнику
(упражнение
18).
Задает вопросы. Комментирует и
корректирует ответы. Наблюдает за работой
учащихся. Помогает, при необходимости
проверяет ответы. Комментирует выполнение
заданий.
– Прочитайте. Определите падеж имен
существительных.
Применяют новые знания на новом языковом
материале. Участвуют в обсуждении вопросов
по теме.
Осознанно
и произвольно
строить
речевое выска­
зывание
в устной фор­

1
2
3
– Подберите к каждому имени существительному
подходящее по смыслу имя прилагательное
из слов для справок. Запишите словосочетания.
– Укажите падеж имен существительных и имен
прилагательных, выделите их окончания.
– Прочитайте памятку, как определить падеж
имени прилагательного, и образец рассуждения
Записывают словосочетания. Указывают падеж
имен существительных и имен прилагательных,
выделяют их окончания.
Из шелков
(Р. п.) ткан (Р. п.), около высо­
к
(Р. п.) здани (Р. п.), по голуб
(Д. п.)
неб (Д. п.), к лесн
(Д. п.) сторожк (Д. п.),
в открыт (В. п.) окн (В. п.), интересн
(В. п.) спектакль
(В. п.), серебрист
(Т. п.)
ине
(Т. п.), под молод
(Т. п.) березк

(П. п.) медвед (П. п.).
(Т. п.), о бур
Выполняют морфологический разбор слова.
Инеем – сущ., чем?, нач. ф. – иней,
неодушевленное, нарицательное, м. р., 2­е скл.,
ед. ч., Т. п.,
дополнение.
Анализируют памятку. Рассуждают по образцу.
(См. РМ, Приложение 5.)
Продолжение табл.
4
ме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовывать
усилия по
решению
учебной
задачи
Работа по
учебнику
(упражнение
19)
VI.
Дальнейшая
работа
по
закреплению и
Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог.
– Прочитайте отрывок стихотворения М.
Лермонтова.
Обобщают способы действия по правилу,
применяют на практике алгоритмические
предписания, инструкции. Выполняют аналитико­
синтетические упражнения, работу со словарями.
Понимать
на слух отве­
ты одноклас­
сников. Слу­зрения.
Осуществлять
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулироват
ь свое мнение
и позицию.
Строить
монологически
е высказывания
Списывают стихотворение. Указывают части
речи.
На (предл.) севере (сущ.) диком (прил.)
стоит (гл.) одиноко (нареч.)
На (предл.) голой (прилаг.) вершине (сущ.)
сосна (сущ.)
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Определяют падеж выделенных имен
существительных.
(На чем?) На севере диком (П. п.), (на чем?) на
голой (П. п.) вершине, (чем?) снегом сыпучим (Т.
п.).
Выполняют задание в рабочей тетради.
И. п.
какой?
земн
шар
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
какого?
какому?
какой?
каким?
земн
земн
земн
земн
шара
шару
шар
шаром
П. п.
о каком?
о земн
шаре
Работа в
тетради
(задание 15)
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте. Впишите пропущенные вопросы.
Продолжите склонение имен прилагательных
и имен существительных. Выделите в словах
окончания

Тема: Изменение имен прилагательных по падежам

Тип: урок введения нового знания

Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам.

Выявить особенности склонения этих частей речи.

2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи:

об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен

прилагательных в предложении от имени существительного.

3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе,

животным.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

применять алгоритм морфологического разбора прилагательного;

изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы, алгоритмы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Оборудование : Учебники «Русский язык» 4 класс, часть 2 Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеев, О.В.Пронина; интерактивная доска,мультимедийный проектор;презентация к уроку.

Ход урока.

    Мотивация учебных действий

Легкий или трудный для вас урок русского языка?

Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?

Слайд- 2

Виды речевой деятельности:

    Говорим

    Читаем

    Пишем

    Слушаем

Что вам на уроках делать легче?

Что труднее?

Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

Слайд-3

«Мудрым никто не родился, а научился»

Как вы понимаете эту пословицу?

Какой раздел русского языка мы начали изучать?

Слайд-4

Имя прилагательное

2.Чистописание и актуализация знаний.

Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обозначьте орфограммы.

Наш урок начинаем с чистописания, для этого давайте вспомним, что такое окончание?

Слайд-5

Назовите какие окончания могут иметь существительные ж. р., м. р., ср. р.

Как найти окончание в слове?

Отличаются ли окончания в именах прилагательных от окончаний имен существительных?

слайд-6

Карточка.

«Родовые окончания имен прилагательных»

Слайд-7

Новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий.

Посмотрите, что общего в этих словах?

(Все слова им. прилагательные в ед. числе)

Что такое имя прилагательное?

Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке:

(продолжение слайда)

м. р. ж. р. ср. р.

Запись на доске. Ойыйий аяяя оеее

Напишите эту цепочку до конца строки.

3.Словарная работа.

1. Задание :

По имени прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой

безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму.

(Слова появляются построчно щелчком мыши)

    Прекрасная, солнечная, морозная …..

    Сладкие, яблочные, горячие, ароматные …..

    Белые, легкие, пушистые, кучевые …..

    Свежая, русская, интересная, ежедневная …..

    Водный, белый, комфортабельный …..

Проверьте, так получилось?

Слайд-9 Проверка.

Записаны слова: погода, пироги, облака, газета, корабль.

Какие орфограммы встретились?

2. Задание : В каждом записанном слове спряталось еще слово. Выделить овалом.

Какие это слова?

(В нижнем уголке презентации выбирать функцию «Фломастер», выделить овалом слово)

Подтвердить проверку с помощью щелчка мышкой.

3.Задание : Запишите эти слова в несколько столбиков, объединяя их по какому либо грамматическому признаку.

Слайд-10

По роду : погода пироги облака

газета корабль

Слайд-11

По числу : погода пироги

газета облака

Слайд -12 МОЛОДЦЫ!

Слайд-13

В чем согласуются имена прилагательные с именем существительным?

Кликом мышки проверить.

4.Постановка проблемы и выход из нее. (Один ученик к доске)

1.Задание : Записать под диктовку.

Зимнему дню, зимним утром, зимняя погода.

а) Определите род имен прилагательных. Обоснуйте свой ответ.

(В словосочетании зимнему дню, прилагательное зимнему м.р., т.к. существительное к которому оно относится м.р.) и т.д.

б) Определите число имен прилагательных.

(Рассуждение подобно выше изложенному)

Сделайте вывод. (высказывание детей)

Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором

находится имя существительное, с которым оно связано.

Определите падеж этих прилагательных.

Возникает проблема

-Мы не можем это сделать.

Какой вопрос возникает?

(Предположение детей)

Слайд-14

Проблемный вопрос:

Склоняются ли имена прилагательные? (клик мышки)

2.Работа в группах

Задание: Просклонять имя прилагательное вместе с существительным, к которому

оно относится. Выделите окончание им. прил. Сделайте вывод.

1 группа: зимний день

И.п. какой? зимний что? день

2 группа: зимнее утро

И.п. какое? зимнее что? утро

3 группа: зимняя погода

И.п. какая? зимняя что? погода

Проверка. Выслушать мнение представителя каждой группы.

Какой сделаем вывод?

Слайд - 15

ВЫВОД:

    Имена прилагательные склоняются по падежам.

    Имя прилагательное находится в том же роде,

числе и падеже, что и имя существительное,

к которому оно относится.

c лайд-16

Карточка.

«Дружба с существительным»

Определите, какая сегодня тема урока?

Слайд-17

Тема урока:

Изменение имен прилагательных по падежам

Подтвердите свои наблюдения.

Вернуться к заданию по определению падежей. Задание 1.

5.Закрепление

( Один ученик к доске)

1. Задание : а) записать под диктовку

В зимнем лесу пернатым друзьям приходится туго.

В каком значении в этом предложении употребляется слово туго?

Как вы понимаете?

А вы помогаете пережить суровую зиму птицам? Как?

б) Определить род,число, падеж им. прил.

Объяснение: Прилагательное в зимнем находится в П.п., ед.ч., м.р., т.к. существитель

ное к которому относится лесу имеет такие же грамматические

признаки и т. д.

При каком виде разбора нам необходимо определить падеж им. прил.?

Вспомним алгоритм морфологического разбора им. прилагательного.

Слайд- 18

На слайде напечатан алгоритм морфологического разбора прилагательного, с нарушением порядка.

Часть речи

Род (ед. ч.)

Член предложения

Начальная форма

Задание: восстанови последовательность разбора

(В нижнем уголке презентации выбираем функцию «Фломастер», нумеруем порядок разбора)

Почему число опережает род? (В мн. ч. род определить нельзя)

в) морфологический разбор прилагательного искристый (снег) (ученик к доске)

6. Самостоятельная работа. (дифференцированная). Включение в систему знаний.

1. Работа по учебнику. Стр.36, упр. №212 (основной состав класса)

По слайду работают слабоуспевающие учащиеся.

Задание: В место подобрать подходящее по смыслу имя

прилагательное. Записать предложения. Определить

род, число, падеж имен прилагательных.

Пришел январь с морозами. О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.

В каком роде, числе и падеже находятся имена прилагательные?

2 задание.(выполняется в парах)

2.Работа по слайду-20

Интерактивное задание: записать в тетради словосочетания, выделить окончание, определить падеж.

Проверка на слайде:

Выбрать ячейку с правильным ответом, кликнуть по ней мышкой. При правильном ответе появляется солнышко, при неверном результате прямоугольник.

7. Рефлексия урока.

Отметки за урок. Комментирование отметок.

По какой теме мы работали?

Что нового сегодня узнали? Чему научились? К каким выводам пришли?

(формулировки правил, понятий и т.д.).

Зачем нужно изучать русский язык?

Где можно применить полученные знания?

Что на уроке для вас было интересно?

Кому вы хотите сказать спасибо?

8. Домашнее задание.

Выучить правило, стр. 48упр № 4; стр.37, упр.213 (по выбору)

Слайд-21

Спасибо за работу!

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета (существительного к которому относится) и отвечающая на вопрос какой? какая? какие? какое?

Грамматические признаки имени прилагательного

Грамматические признаки - признаки, которые принадлежат каждой отдельной части речи. Выделяются постоянные и непостоянные признаки частей речи. Отличаются они друг от друга тем, что непостоянные признаки могут изменяться вместе с формой слова. Непостоянные остаются неизменными, независимо от формы слова.

Итак, у прилагательного только один грамматический признак, являющийся постоянным: его разряд. Выделяются три разряда:

  • качественное прилагательное (признак предмета в самом общем понимании) - серый день;
  • относительное прилагательное (обозначает материал, место, назначение) - каменный забор (забор, построенный из камня);
  • притяжательное прилагательное (обозначает лицо, к которому относится) - заячья нора (нора зайца).

К непостоянным признакам относятся:

  • степени сравнения прилагательного;
  • его краткая и полная форма;
  • число;
  • падеж.

Падеж имени прилагательного

Падеж имени прилагательного, также как и род и число является непостоянным признаком прилагательного. Но отличаются эти признаки от других тем, что зависят от тех же признаков у имени существительного, к которому это прилагательное относится.

Так как нам надо разобрать, как именно определяется падеж прилагательного, то рассмотрим эту зависимость именно на примере падежа.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо определить падеж существительного, к которому оно относится. Как правило, это существительное не составит труда найти, надо просто задать к нему вопрос.

Затем мы приступаем к определению падежа существительного. Всего в русском языке 6 падежей, и каждому из них принадлежит свой вопрос, который задается от глагола к существительному. Рассмотрим эти вопросы:

  1. И.п. (кто? что?) цветок;
  2. Р.п. (кого? чего?) цветка;
  3. Д.п. (кому? чему?) цветку;
  4. В.п. (кого? что?) цветка;
  5. Тв.п. (кем? чем?) цветком;
  6. Пр.п. (о ком? о чем?) о цветке.

После определения падежа существительного, мы приписываем этот же падеж и прилагательному.

Склонение
Имена прилагательные, так же как и имена существительные, изменяются по падежам (или склоняются). Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, роде и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится: белый {снег), белая {скатерть), белое (платье), белые (волосы).
Склонение имён прилагательных в единственном числе
Падеж М. р. Ср. р. Ж. р.

И. какой? какое? какая?

юн\ый\ юн\ое\ юн\ая\

Р. какого? какого? какой?

юн\ого\ юн\ого\ юн\ой\

Д. какому? какому? какой?

юн\ому\ юн\ому\ юн\ой\

В. какой? какое? какую?

юн\ый\ юн\ое\ юн\ую\

(возраст)

юн\ого\
(человека)

Т. каким? каким? какой?

юн\ым\ юн\ым\ юн\ой\

П. о каком? о каком? о какой?

о юн\ом\ о юн\ом\ о юн\ой\

Склонение имён прилагательных во множественном числе
И.п. какие? низк\ие\ деревянн\ые\ (домики)
Р.п. каких? низк\их\ деревянн\ых\ (домиков)
Д.п. каким? низк\им\ деревянн\ым\ (домикам)
неодуш.
В.п. какие? низк\ие\ деревянн\ые\ (домики)
одуш.
каких? высок\их\ красив\ых\ (людей)
Т.п. какими? низк\ими\ деревянн\ыми\ (домиками)
П.п. о каких? о низк\их\ деревянн\ых\ (домиках)

Во множественном числе имена прилагательные изменяются только по падежам. По родам они не изменяются!

Упражнение 1*. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и напиши эти словосочетания .

Укажи род имён прилагательных и выдели их окончания.

Полотенце, мозоль, снег, шампунь, кофе, какао, тюль, книга, лисица.

Слова для справки: чёрный, интересный, махровый, рыжий, сладкий, белый, капроновый, болезненный, травяной.
Упражнение 2. Допиши в загадках окончания имён прилагательных и укажи их падеж. Напиши отгадки.
1. Зверька узнаем мы с тобой
По двум прост... приметам:
Он в шубке сереньк... зимой,
А в рыж... шубке - летом.
2. Кто в беретке ярко-краен...,
В чёрн... курточке атласн...?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Упражнение 3 . Измени имена прилагательные сначала по родам, затем по числам и падежам. См. образец.

м. р. ср. р. ж. р. ед. ч. мн. ч. И. п. Р. п. Д. п. Т. п. П. п.
Образец: тёмн\ый\ - тёмн\ое\ - тёмн\ая\; тёмн\ый\ - тёмн\ые\; тёмн\ый\ - тёмн\ого\ - тёмн\ому\ - тёмн\ым\ - о тёмн\ом\.

Сухой, синий, серебряный, кожаный, молодой, весенний.
Упражнение 4* . Подбери по 2 антонима к данным именам прилагательным. Составь и напиши предложение со словом , употребив его в творительном падеже.

1. Аккуратный -
2. Бедный - ..., ... .
3. Бестолковый - ..., ... .
4. Вежливый - ........
5. Громкий - ..., ... .
Упражнение 5. Прочитай текст. Выпиши из него имена прилагательные вместе с теми именами существительными, к которым они относятся. Укажи род, число и падеж имён прилагательных, выдели их окончания.

Вернувшись с охоты домой, я рассказал Зиночке про тетерева. Рассказал ей и про рябчика. Ещё я высыпал на стол белые, красные и чёрные грибы. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

(По М. Пришвину)
Упражнение 6. Спиши стихотворение. Вставь пропущенные окончания. Укажи падеж всех имён существительных и имён прилагательных. Разбери по составу выделенное слово.
Выпорхнула пташка
Из невол... тесн...
И взвилась свободно
В выс... поднебесн... .
.......................
Встретили подругу
Птицы дружн... хором.
Зазвенела песня
Над дремуч... бором.

(Е. Нечаев)

Упражнение 7 . Прочитай предложение. Скажи, правильно ли охарактеризовано выписанное из него имя прилагательное.

Пушистые вербы утонули в тумане.
Пушистые (вербы) - мн. ч., ж. р., И. п.
Упражнение 8. Просклоняй словосочетания алый мак, алое зарево, алая заря, алые паруса. Выдели окончания имён прилагательных. С одним из словосочетаний составь и напиши предложение.
Упражнение 9. Спиши . Вставь пропущенные буквы. В каком числе стоят выделенные имена прилагательные? Как ты понимаешь смысл последней пословицы ?
1. Плохие вести не л...жат на мест... .
2. И сырые др...ва загораются.
3. Дурные пр...меры заразительны.
4. Долгие пров...ды - лишние слёзы.
5. В ч.-.жихруках л...моть велик.
Упражнение 10. Охарактеризуй предметы по форме, цвету и вкусу, используя имена прилагательные. Произведи звуко-буквенный разбор слова морковь.

Предмет Форма Цвет Вкус
Лимон


Гоанат


Черника


Репа


Морковь


О. Д. Ушакова, Русский язык . 4 класс , Санкт-петербург: ИД "Литера", 2008. - 58 стр.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
 


Читайте:



Московская детская железная дорога

Московская детская железная дорога

Дети любят паровозики. Взрослые любят поезда. Эти два правила известны уже много лет, что каждый год подтверждается огромным спросом на подобное...

Домашнее образование или обычная школа?

Домашнее образование или обычная школа?

Что делать, если вас не устраивает школьное образование? Вы не довольны качеством преподавания, окружением, против школьной "уравниловки",...

Моделирование инновационного развития Моделирование как универсальный метод изучения инновационных процессов

Моделирование инновационного развития Моделирование как универсальный метод изучения инновационных процессов

2. СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОМПАНИЙ 2.2. Применение моделирования в инновационной деятельности и его...

Тесты егэ по химии решать онлайн

Тесты егэ по химии решать онлайн

Нитрид натрия массой 8,3 г прореагировал с серной кислотой с массовой долей 20% и массой 490 г. Затем к полученному раствору добавили...

feed-image RSS