Разделы сайта
Выбор редакции:
- Демоверсия устной части огэ по русскому языку
- Княгиня ольга — духовная мать русского народа
- Сатанинский алтарь Ленина
- Почему щелочной гидролиз сложных эфиров процесс необратимый
- Путешествие в древний Новгород
- Валентные возможности атомов
- Хмурый жлоб порошенко приехал в европу в дырявых носках
- Образец психологического тестирования для поступления на специальность «Правоохранительная деятельность Психологический тест в колледж мчс
- Что предсказывали России знаменитые предсказатели?
- Когда узнали, что Земля круглая?
Реклама
Анкета для родителей первоклассников Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.
Неохотно(ДА) Без особой охоты (ВДА) Охотно, с радостью(А) Затрудняюсь ответить 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок? Пока нет (ДА) Не совсем (ВДА) В основном, да(А) Затрудняюсь ответить 3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи? Скорее нет, чем да (ДА) Не вполне (ВДА) В основном да (А) Затрудняюсь ответить 4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями? Иногда (ВДА) Довольно часто(А) Затрудняюсь ответить 5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? В основном отрицательные впечатления(ДА) Положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА) В основном положительные впечатления(А) 6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру) 7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий? Довольно часто(ДА) Иногда (ВДА) Не нуждается в помощи(А) Затрудняюсь ответить 8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе? Перед трудностями сразу пасует(ДА) Обращается за помощью (ВДА) Старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА) Настойчив в преодолении трудностей(А) Затрудняюсь ответить 9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? Сам этого сделать не может (ДА) Иногда может (ВДА) Может, если его побудить к этому(А) Как правило, может(А) Затрудняюсь ответить 10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них? Довольно часто(ДА) Бывает, но редко(ВДА) Такого практически не бывает(А) Затрудняюсь ответить 11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения? Нет(ДА) Скорее нет, чем да(ВДА) Скорее да, чем нет(А) Затрудняюсь ответить А- адаптация, ВДА- возможна дезадаптация, ДА- дезадаптация Анкета для родителей Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”. 1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад: а) да; 2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу: а) да; 3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?__________________________________________________________________ (Афанасьева Е.И., Битянова М.Р., Васильева Н.Л.) Уважаемые родители! Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку. Фамилия, имя ребенка______________________________________________ 1. Охотно ли идет ребенок в школу? Неохотно (ДА) Без особой охоты (ВДА) Охотно, с радостью (А) Затрудняюсь ответить 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок? Пока нет (ДА) Не совсем (ВДА) В основном да (А) Затрудняюсь ответить 3. Переживает ли ребенок свои учебные успехи и неуспехи? Скорее нет, чем да (ДА) Не вполне (ВДА) В основном, да (А) Затрудняюсь ответить 4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями? Иногда (ВДА) Довольно часто (А) Затрудняюсь ответить 5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? В основном отрицательные впечатления (ДА) Положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА) В основном положительные впечатления (А) 6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий? -______________________________________________(укажите конкретную цифру) 7. Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий? Довольно часто (ДА) Иногда (ВДА) Не нуждается в помощи (А) Затрудняюсь ответить 8. Как ребенок преодолевает трудности в работе? Перед трудностями сразу пасует (ДА) Обращается за помощью (ВДА) Старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА) Настойчив в преодолении трудностей (А) Затрудняюсь ответить 9.Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? Сам этого сделать не может (ДА) Иногда может (ВДА) Может, если его побудить к этому (А) Как правило, может (А) Затрудняюсь ответить. 10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них? Довольно часто (ДА) Бывает, но редко (ВДА) Такого практически не бывает (А) Затрудняюсь ответить 11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения? Скорее нет, чем да (ВДА) Скорее да, чем нет (А) Затрудняюсь ответить Обработка результатов (Психолого- педагогическая характеристика школьников, Анкета для родителей первоклассников) ВДА - возможная дезадаптация; ДА- выраженная дезадаптация. Вопросы 1-5, 10 – мотивационная сфера, эмоциональные переживания ребенка Вопросы 7-9 – учебная деятельность 11-общее психофизическое состояние ребенка. Психолого- педагогический статус первоклассника
Адаптация к условиям обучения у разных детей проходит по-разному. Адаптация ребёнка к школе зависит от разных факторов: его здоровья, умения общаться, готовности принять новые правила, от развития волевой, мотивационной сферы и других. Успешность адаптации первоклассника влияет на его школьные успехи, проявляется в поведении, общении, здоровье. Длиться адаптация может до нескольких месяцев. Предлагаемая анкета позволяют систематизировать ваши наблюдения за ребёнком и оценить степень его адаптации к школе. Анкету можно использовать несколько раз: например, в конце каждого месяца. Что делать, если результаты анкетирования показали низкий уровень адаптации или дезадаптацию? Прежде всего не паниковать. Если вы отвечали на вопросы в сентябре, то возможно, что индивидуальные темпы привыкания вашего ребёнка к школе таковы, что он ещё не перестроился «на новый лад». Как помочь? Проанализировать и понять, в чём более всего необходима поддержка ребёнку. Возможно, это проблемы с принятием новых правил, тогда постарайтесь объяснить, для чего они нужны. Сложности в общении с одноклассниками? Помогите ребятам сдружиться: пригласите в гости, организуйте совместную игру или мини-поход. Вы предоставите детям возможность отдохнуть и подружиться. Ребёнок устаёт, не выдерживает темпа работы на уроке, стал капризен? Возможно, нужна помощь в организации деятельности ребёнка, в налаживании его режима дня. Если повторное тестирование,например, в ноябре, даст схожую картину (адаптация первоклассника не может быть названа успешной), то вы можете обратиться за советом и к учителю, и к школьному психологу. Возможно, понадобится консультация врача — особенно для детей часто болеющих, с хроническими заболеваниями, стоящими на учёте у узких специалистов (невропатолог, кардиолог). Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.).Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку. 1. Охотно ли идет ребенок в школу? · неохотно (ДА) · без особой охоты (ВДА) Охотно, с радостью (А) 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок? · пока нет (ДА) · не совсем (ВДА) · в основном, да (А) 3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи? · скорее нет, чем да (ДА) · не вполне (ВДА) · в основном да (А) 4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями? · иногда (В ДА) · довольно часто (А) · затрудняюсь ответить 5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? · в основном отрицательные впечатления (ДА) · положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА) · в основном положительные впечатления (А) 6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру). 7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий? · довольно часто (ДА) · иногда (В ДА) · не нуждается в помощи (А) 8. Как ребенок преодолевает трудности в работе? · перед трудностями сразу пасует (ДА) · обращается за помощью (ВДА) · старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА) · настойчив в преодолении трудностей (А) 9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? · сам этого сделать не может (ДА) · иногда может (ДА) · может, если его побудить к этому (А) · как правило, может (А) 10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них? · довольно часто (ДА) · бывает, но редко (ВДА) · такого практически не бывает (А) 11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения? · нет (ДА) · скорее нет, чем да (ВДА) · скорее да, чем нет (А) А — адаптация; ВДА — возможная дезадаптация; ДА — дезадаптация. При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе. Источник анкеты: Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образоват.центр “Педагогический поиск”, 1997 Анкета для родителей первоклассников Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку. Охотно ли идёт ребёнок в школу? Неохотно(ДА) Без особой охоты (ВДА) Охотно, с радостью(А) Затрудняюсь ответить 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок? Пока нет (ДА) Не совсем (ВДА) В основном, да(А) Затрудняюсь ответить 3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи? Скорее нет, чем да (ДА) Не вполне (ВДА) В основном да (А) Затрудняюсь ответить 4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями? Иногда (ВДА) Довольно часто(А) Затрудняюсь ответить 5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? В основном отрицательные впечатления(ДА) Положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА) В основном положительные впечатления(А) 6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру) 7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий? Довольно часто(ДА) Иногда (ВДА) Не нуждается в помощи(А) Затрудняюсь ответить 8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе? Перед трудностями сразу пасует(ДА) Обращается за помощью (ВДА) Старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА) Настойчив в преодолении трудностей(А) Затрудняюсь ответить 9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? Сам этого сделать не может (ДА) Иногда может (ВДА) Может, если его побудить к этому(А) Как правило, может(А) Затрудняюсь ответить 10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них? Довольно часто(ДА) Бывает, но редко(ВДА) Такого практически не бывает(А) Затрудняюсь ответить 11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения? Скорее нет, чем да(ВДА) Скорее да, чем нет(А) Затрудняюсь ответить А- адаптация, ВДА- возможна дезадаптация, ДА- дезадаптация Анкета для родителей Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”. 1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад: а) да; 2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу: а) да; 3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?__________________________________________________________________ 4. Чем болел Ваш ребёнок?________________________________________________ 5. Часто ли болеет Ваш ребёнок: а) да; 6. Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?__________________________________________ 7. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?_________________________ 8. Чему Вы отдаёте предпочтение: обучению чтения, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?__________________________________________________________ 9. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?_________________________________________________________________ 10. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу адаптации ребёнка к школе? ____________________________________________________________________________ 1 .Родители должны понимать, что поступление ребенка в школу не обеспечивает появления основных учебных навыков и качеств. Они нуждаются в специальном развитии . Не требуйте от ребенка того, что только еще должно быть сформировано. 2.Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. (Рекомендация родителям шестилетних детей) 3.Самое важное и необходимое для первоклассника - это правильный режим дня. Пробуждение. Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Гораздо лучше научить его пользоваться будильником, пусть это будет его личный будильник. Пришел из школы. Помните - работоспособность на спаде! Больной вопрос - телевизор. Не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа. Пора спать. Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. 4.Необходима эмоциональная поддержка . Вообще никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми (вспомните свое детство). Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов . Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п. Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение. (Хвалите его деятельность, работу , а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть , как ты занимаешься и т.д.). 5.Ребенку обязательно надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.). 6.Учитель - высший авторитет , перед которым меркнет даже родительский. Критерии того, "что можно" и "что нельзя", чаще определяются учителем, поэтому не сердитесь, если в ответ на свое требование услышите: "А Татьяна Петровна сказала, что так нельзя". 7.Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. 8.Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого - основа взаимопонимания. А это означает - считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими! Удачи, терпения и любви вам! Анкета для оценки уровня школьной мотивации первоклассников (Лусканова Н.Г.).Данная анкета позволяет изучить уровень учебной мотивации учащихся.В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации: 1. Высокая школьная мотивация, учебная активность - 25-30 баллов; 2. Нормальная школьная мотивация - 20-24 балла; 3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами - 15-19 баллов; 4. Низкая школьная мотивация - 10-14 баллов; Негативное отношение к школе, дезадаптация - ниже 10 баллов. Ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ - 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. 4. Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.). Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку. 1. Охотно ли идет ребенок в школу? · неохотно (ДА) · без особой охоты (ВДА) Охотно, с радостью (А) 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное · пока нет (ДА) · не совсем (ВДА) · в основном, да (А) 3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи? · скорее нет, чем да (ДА) · не вполне (ВДА) · в основном да (А) 4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями? · иногда (В ДА) · довольно часто (А) · затрудняюсь ответить 5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? · в основном отрицательные впечатления (ДА) · положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА) · в основном положительные впечатления (А) 6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего 7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий? · довольно часто (ДА) · иногда (В ДА) · не нуждается в помощи (А) 8. Как ребенок преодолевает трудности в работе? · перед трудностями сразу пасует (ДА) · обращается за помощью (ВДА) · старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА) · настойчив в преодолении трудностей (А) 9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? · сам этого сделать не может (ДА) · иногда может (ДА) · может, если его побудить к этому (А) · как правило, может (А) 10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них? · довольно часто (ДА) · бывает, но редко (ВДА) · такого практически не бывает (А) 11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения? · нет (ДА) · скорее нет, чем да (ВДА) · скорее да, чем нет (А) А - адаптация; ВДА - возможная дезадаптация; ДА - дезадаптация. При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе. Заключение В настоящее время в связи гуманизацией и гуманитаризацией образования педагогические коллективы школ получили большие возможности для воплощения своих творческих замыслов. Поступление детей в школу важный - этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш.А. Амонашвили, изначально заложено в ребенке на ряду со стремлением к движению и познанию. Если начало этого этапа не будет видимо отличаться от дошкольного детства, у ребенка неизбежно появится чувство разочарования. Но в то же время, удовлетворение стремления ребенка к взрослению должно обязательно произойти успешно, породить уверенность в свои силы. Поэтому особое внимание уделяю тому, чтобы разумно сочетать новизну отношений и видов деятельности с прежним дошкольным опытом ребенка. Результаты моей педагогической деятельности по проблеме успешной адаптации первоклассников к школе позволили сделать следующие выводы: · Составленная учителем концепция успешной адаптации первоклассников к · Раннее знакомство дошкольников с будущим учителем, общение с ним в течение года через подготовительные занятия «Школа будущего первоклассника» дает положительный результат в эмоциональном настрое на обучение в школе. · Система классных часов «Здравствуй, школа!» и занятий «Я – первоклассник» помогают учащимся овладевать школьными правилами и новым статусом школьника, что положительно влияет на уровень школьной мотивации. · Создание учителем и родителями условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь помогает им почувствовать ситуацию успеха. · Через занятия в кружке «Умники и умницы» решаются и другие Развиваются познавательные способности детей, необходимые для Формируется устойчивая учебная мотивация на фоне позитивной «Я-концепции» детей; - развиваются социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и учителями. Список литературы 1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте 2. Александровская Э.М.Проблемы адаптации в гигиене детей и 3. Безруких М.М. Как подготовить ребенка к школе? - М., 193. 4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997. 5. Гин С.И. Первые дни в школе. - М., 2000. 6. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей 7. Дубровина И.В. Готовность к школе. - М., 2001. 8. Задоя Т.Г. Деятельность учителя в период адаптации первоклассников. 9. Ковалева Л.В. Готовим детей к школе. // Начальная школа. - 2000. - №1. 12.Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.-М., 2001. 13. И.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. 14. Н.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. -- М., 2000. 15.Понфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. - М., 2002. 16.Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! - М., 2002. 17.Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. - М., 1996. 18.Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. - М., 1998. 19.Федосова Н.А. Подготовка к школе детей, не посещающих дошкольных учреждений. // Начальная школа. 1999. - № 9. 20.Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. - М., 1991. 21.Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. - М., 2005. 22.Хрипунова Л.Т. Социальная адаптация ребенка при переходе из дошкольного учреждения в общеобразовательную школу. // Начальная школа.-2001. -№ 1. 23.Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучебнии. - 24.Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы.- «Феникс», 2003. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Каковы масштабы "сталинских репрессий" |
Новое
- Княгиня ольга — духовная мать русского народа
- Сатанинский алтарь Ленина
- Почему щелочной гидролиз сложных эфиров процесс необратимый
- Путешествие в древний Новгород
- Валентные возможности атомов
- Хмурый жлоб порошенко приехал в европу в дырявых носках
- Образец психологического тестирования для поступления на специальность «Правоохранительная деятельность Психологический тест в колледж мчс
- Что предсказывали России знаменитые предсказатели?
- Когда узнали, что Земля круглая?
- 04 1922 г рапалльский договор основные положения