Главная - Психосоматика
Презентация на тему "страна городов". Путешествие в древний Новгород

Зинина Л. В.

МОУ «СОШ № 13» г. Железногорска Курской обл.

Учитель начальных классов.

Урок в 4 классе по окружающему миру по теме: «Страна городов».

Цели урока: Сформировать у учащихся представление о городах 9 – 11 веков Киеве и Новгороде. Задачи:

Организовать работу над изучением понятия «город»; дать краткую информацию о некоторых исторических личностях и живописных достопримечательностях;

Развивать творческую активность учащихся, общеучебные умения и навыки: поисково-информационные (умение работать с различными источниками информации); учебно-интеллектуальные (умение анализировать, обобщать, находить ассоциации и пользоваться ими)

Воспитание гуманной, творческой личности, бережно, ответственно относящейся к истории своей страны; воспитание чувства гордости за свою страну; воспитание дружбы, взаимовыручки.

Оборудование

Карточки, тест, учебник “Мир вокруг нас 4 класс” А. Плешаков, презентация “Страна городов”, схемы для групповой работы.

Ход урока.

    Орг. момент. Проверка домашнего задания.
Рубрика « Проверь себя», отвечаем на вопросы. А) Индивидуальный опрос . - Как было организовано управление в Древней Руси? - Что вы можете рассказать по родословному дереву русских князей? Б) Фронтальный опрос. Блиц турнир. - Кто был главой Киевской Руси? - Как было организовано управление? - Где возник город Киев? - Кто был первым князем? - Какого князя называли Красным солнышком? - Назовите русского князя, который вошел в историю, как креститель Руси. В) Обобщение. - Ребята, вы хорошо освоили тему прошлого урока, подготовили дополнительный материал, и ваши знания по истории Отечества значительно пополнились. 3. Постановка цели урока. - Кто из вас знает, что обозначает слово «Гардарик»? - А хотите узнать? - Так скандинавы называли Русь, а обозначало это слово «Страна городов». Сегодня мы отправимся в путешествие по главным городам Древней Руси. - О чем бы вы хотели сегодня узнать? – Как образовывались города, в каких местах они возникали, чем отличались от славянских поселений. И тема нашего урока – «Страна городов». 4. Изучение нового материала. Мы уже знаем, как жили славяне, как выглядели их жилища, какими были поселки славян. У славян по – прежнему было много врагов, поэтому свои поселения люди старались защитить и укрепить. - Расскажите, как они это делали, используя наш макет. - Такие поселки – крепости со временем стали разрастаться и называться городами – от слов « городить», «огораживать». - А что нового появилось в городах и чем они отличались от славянских поселений, мы сегодня узнаем. - Отгадайте кроссворд . 1. Какое важное событие произошло в 988 году? 2. Назовите имя русского богатыря. 3. На какой реке произошло Крещение Руси? 4. Как люди прозвали князя Олега? Получилось слово Киев. Название какого еще города звучало сегодня на уроке? (Новгород). - Мы отправляемся путешествовать в Древний Киев и в Древний Новгород. Работа с картой. На странице 41 найдите по карте эти города. - Что вы можете о них рассказать? Где находятся? (Стоят на реке Днепр - на водном торговом пути «из варяг в греки». Киев расположен ближе к Черному морю, а Новгород – к Балтийскому.) Работа со схемой . - Прочитайте название схемы. Обратите внимание на условные обозначения. Что мы здесь видим? - В какие века на этой схеме показана территория Киева? (10 -11 в.) - Что вы можете сказать о территории, которую занимал Киев? - Как можно было попасть в этот город? (Через Софийские ворота) - Что находилось на территории этого города? (Церкви, дворцы) Сравните, славянское поселение и город Киев 10 века. В чем сходство и в чем отличие? - Когда начали строить каменные дворцы и церкви? - Какие изменения произошли в 11 веке? Сравните территории 10 и 11 веков. - Что возвышается в центре города? (Софийский собор). - В каком месте можно было теперь попасть в город? (Через Золотые и Львовские ворота) - Чем огорожен город? (Каменными стенами) Сделаем вывод: город – центр чего? (Центр обороны ) С принятием христианства на Руси стали строить храмы. Первые церковные постройки были деревянные и до наших дней не сохранились. Но уже в 10 веке была построена первая русская каменная церковь. Очень много каменных построек было выполнено при князе Ярославе Мудром. - Посмотрите по родословному дереву, в какие годы он правил? Физминутка.

Показ презентации 1 творческой группы. Древнейшим памятником зодчества, который сохранился с тех времен, является Софийский собор в Киеве. Заложен он в 1037 г. по приказу Ярослава Мудрого и сохранился до наших дней, простояв уже почти тысячелетие. Это кирпично – каменный храм с 13 куполами. Золотые ворота – это еще одно творение зодчества 11 века. Подумайте, почему их так назвали? На этих воротах высоко над землей построили церковь, которая служила наблюдательным пунктом. Золотые ворота тоже были построены во время правления Ярослава Мудрого. В 882 г. Киев стал столицей Руси. Произошло это из – за удобного географического положения. - Давайте вспомним, в чем удобство расположения? Где он находился? (Через Киев проходили важнейшие торговые пути – « Из варяг в греки», в Царьград, в Азию, в Новгород.) Сделаем вывод: Киев стал центром чего? (Центром торговли ) - Теперь вы имеете представление, как выглядел Киев. Подумайте, чем отличался древнерусский город от славянского поселения? Что новое появилось? - Мы продолжаем свое путешествие по древнерусским городам. И сейчас мы познакомимся с не менее важным городом для Древней Руси – Новгородом. Показ презентации 2 творческой группы. Задание остальной части класса: внимательно выслушать и составить вопросы по презентации. Вопросы: - На какой реке располагался Новгород? - Как добирались до Новгорода? - Что располагалось на Софийской стороне? - Что такое Кремль? - Что располагалось на территории Кремля? - Как назывался Кремль? - кто жил за пределами Кремля? - Где располагалась торговая площадь? - Чем торговали в Новгороде? - Чем являлась торговая площадь? (Центр торговли) Физминутка для глаз. Работа с учебником. - Сейчас вам нужно прочитать текст на странице 50 -51, составить систему вопросов по тексту. Читаем и подчеркиваем опорные слова карандашом. Вопросы по тексту: Где располагался Новгород? Кто посещал город? Кто жил в нем? Кто такие ремесленники? Какие ремесла процветали? Сделаем вывод: город стал центром чего? (Центром ремесел ) - В 12 веке на территории Древней Руси работали мастера более, чем 70 специальностей (плотники, столяры, портные, иконописцы, сапожники, кожевники и др.) Как было организовано управление в Новгороде? Что такое вече? Сравните эту систему управления с управлением в городе Киеве. Видеофильм. - А сейчас я приглашаю вас на экскурсию по современному Новгороду. Вы увидите архитектурные строения, которые были воздвигнуты с 9 по 12 век и сохранились до нашего времени. Во время просмотра подумайте, что общего у зданий, которые вы увидите. (Строения религии христиан, построены из камня, с куполами) Сделаем вывод: город стал центром чего? (Центром религии) Закрепление «Проверь себя» Работа по карточкам. На каждый вопрос подберите ответ, соедините их стрелками. Проверка с ответами по компьютеру. Итог урока. Что же такое город? Центром чего он является? (Центром обороны, торговли, ремесла, религии) Рефлексия. - Продолжите высказывания: Сегодня на уроке я удивился…. Сегодня на уроке я восхитился… Сегодня на уроке я почувствовал…

Западные соседи называли Древнюю Русь страной городов. А как появились на Руси города? Славяне жили в поселениях, окружённых крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные посёлки были надёжными убежищами от нападений врагов и диких зверей, которые в изобилии обитали в лесных чащах. Постепенно разрастаясь, поселения становились городами.

Работа с исторической картой и схемами

  1. Найдите на карте (см. предыдущую страницу) города Киев и Новгород. Что вы можете узнать о них по карте?
  2. Рассмотрите схемы древнего Киева и древнего Новгорода. С их помощью расскажите об этих городах.

Центр древнего русского города был обычно укреплён и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной торговой площади города.

Выберите для работы в группе одно из путешествий - в древний Киев или в древний Новгород. Познакомьтесь по учебнику с этими городами. Выполните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу.

Путешествие в древний Киев

Много прекрасных городов было на Руси. Но краше всех - Киев, стольный град великих князей. В разные стороны расходились от Киева торговые пути-дороги. Шли они на север и на юг, на восток и на запад. Ладьи и торговые флотилии останавливались у днепровских пристаней.

Далеко за пределами Руси шла молва о красоте и великолепии Киева. А дивиться было чему! Каждый князь стремился украсить свою столицу.

Расцвёл Киев при князе Ярославе, прозванном Мудрым (княжил в 1019 - 1054 годах). По его приказу в Киеве сооружаются Золотые ворота, торжественный Софийский собор. Путешественники считали Киев достойным соперником Константинополя. Словно чудо чудное, красовались деревянные терема с затейливой резьбой, золотые купола храмов.

До разорения завоевателями в XIII веке Киев был одним из крупнейших и красивейших городов мира.

Путешествие в древний Новгород

Север нашей страны - удивительный край рек и озёр. Здесь, на берегах реки Волхов у Ильмень-озера, стоит Великий Новгород.

С самого начала природа была верной союзницей Новгорода. Болота и топи, окружавшие город, надёжно защищали его.

Как гостеприимный, хлебосольный хозяин, город широко распахивал свои ворота перед друзьями. Располагался Новгород на оживлённом торговом пути. Богатые купеческие корабли теснились у пристаней на берегах Волхова. Разноязыкая речь звучала на улицах города (1).

Жили в Новгороде бояре, купцы, ремесленники. Среди ремесленников своим мастерством славились оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники.

Дети забавлялись глиняными игрушками-свистульками. Модницы щеголяли в золотых и серебряных украшениях, носили бусы, перстни, браслеты из янтаря.

Издалека видны купола Софийского собора (2). Новгородские ратники перед боем клялись постоять за Святую Софию. Эти слова означали защитить свой город, Новгородскую землю.

Почти десять веков стоит могучий Новгородский кремль (3). Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.

Новгородцы славились вольнолюбием, гордым, независимым характером. Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече - собрании всех горожан. Народ сходился на вече по звону колокола. Был в городе и князь, да не поладили с ним новгородцы. Но и без князя обходиться тоже было нельзя - Новгороду был нужен военачальник. И стали новгородцы приглашать князя, который им больше приглянется.

Удивительная жизнь древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов. Например, стало известно, что ходили новгородцы по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из древних улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с X по XV век - 500 лет.

Выдающимся открытием археологов стали берестяные грамоты.

Древние новгородцы писали на берёсте - берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками - писалами. Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья. На берёсте вели деловые расчёты. После прочтения ненужные грамоты выбрасывали.

  • Прочитай текст. Используй его при рассказе о берестяных грамотах.

Через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них - маленький новгородец Онфим - учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и, отвлекаясь от занятий, делал на берёсте смешные рисунки.

Проверь себя

  1. Что такое кремль?
  2. Какие великолепные сооружения украшали древний Киев?
  3. Какие занятия были в почёте у новгородцев?
  4. В чём важность находок берестяных грамот?

Задания для домашней работы

  1. Придумай рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени ученика или учителя (по выбору).
  2. От имени новгородца расскажи о своём городе: а) иноземному купцу; б) жителю другого русского города.

Странички для любознательных

Славный пир в городе Москве

В XII веке Русь была разделена на многие княжества. Не всегда их князья ладили между собой. Во Владимиро-Суздальской земле правил князь Юрий. Вот и он вёл частые войны с соседями. Потому-то и получил прозвище Долгорукого - всё хотел прибрать к своим рукам.

В 1147 году пригласил князь Юрий Долгорукий на встречу князя черниговского Святослава: «Приди ко мне, брате, в Москов». В Москве князья договорились вместе выступить против недругов. В честь знатных гостей был дан пир.

Об этом событии рассказал русский летописец. Так впервые была упомянута Москва. Никто не мог тогда предугадать, что маленькому городку среди непроходимых лесов суждено будет стать столицей Русского государства и что даже саму страну иностранцы долгое время будут именовать Московией.

На следующем уроке

Узнаем о просвещении и школах, летописях, рукописных книгах Древней Руси. Сравним древнерусские книги и современные. Осознаем, что Древняя Русь была страной высокой культуры. Поймём, какое значение имеют древнерусские летописи для учёных.

Вспомни, что тебе известно о славянской азбуке и её создателях.

Слайд 2

Чтобы начать наш разговор о городах, надо узнать, как появились города. Мы уже знаем, как жили древние славяне, как выглядели их жилища, какими были посёлки славян-землепашцев. У славян по-прежнему было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости.

Слайд 3

Прежде всего нужно было выбрать подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защищаться от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны, не защищённой рекой, выкапывали ров, заполняли его водой. Получался остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заострённых дубовых брёвен.

Такие крепости-посёлки со временем стали называть городами – от слов «городить», «огораживать».

Слайд 4

Новые слова:

  • Купец – богатый торговец, владелец торгового предприятия
  • Ремесленник – человек, который занимается, владеет профессиональным ремеслом
  • Слайд 5

    Древний Киев

    Слайд 6

    Схема Древнего Киева

    • Софийские ворота
    • Софийский собор
    • Золотые ворота
    • Львовские ворота
  • Слайд 7

    Древний Киев в X веке занимал небольшое пространство. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в XI веке. Занимаемая им площадь увеличилась в несколько раз. В центре города был воздвигнут Софийский собор, построено еще несколько церквей и каменных дворцов. Войти в город теперь можно было через Золотые ворота и Львовские ворота.

    Слайд 8

    Далеко за пределами Руси шла молва о красоте и великолепии Киева. А дивиться было чему! Каждый князь стремился украсить свою столицу. Расцвёл Киев при князе Ярославе, прозванном Мудрым. По его приказу в Киеве сооружаются Золотые ворота (1), великолепный Софийский собор (2). Чужестранцы считали Киев достойным соперником Константинополя. Словно чудо чуд­ное красовались деревянные терема с затейливой резьбой, золотые купола храмов, каменные дворцы.

    Слайд 9

    Киево-Печерская лавра

  • Слайд 10

    Софийский собор в Киеве

    Слайд 11

    Ярослав был очень образованным человеком, недаром он вошел в историю под именем Ярослава Мудрого. Он знал несколько языков, чтение было его любимым занятием. Свою любовь к знаниям он хотел передать не только своим детям, но и простым русским людям. При нем основывались новые города и храмы, открывались школы и училища, была записана первая русская летопись «Повесть временных лет», в Киеве возведен величественный Софийский собор, заложена Киеве-Печерская лавра. Иноземные гости, посещавшие столицу Киевской Руси, восхищались их красотой.

    Слайд 12

    Ярослав был сыном князя Владимира. После смерти отца в 1015 году между братьями началась смертельная борьба за княжеский престол. Только в 1036 году Ярослав стал единоличным правителем Руси.

    Слайд 13

    Летописцы называли Киев времен Ярослава «украшением Востока». Ведь именно в это время на месте последней битвы с печенегами был построен Софийский собор, и каменные стены вокруг Киева, и знаменитые Золотые ворота. Софийский собор в Киеве -памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Древнерусского го­сударства. Заложен в 1037 году. 13-купольный кирпично-каменный храм в XI веке был украшен величественными мозаиками и фресками. С 1934 г. является музеем-заповедником. В настоящее время передан Русской Православной церкви.

    Слайд 14

    Ярослав с книгой

    Слайд 15

    Древний Новгород

  • Слайд 16

    Схема Древнего Новгорода

    • Антониев монастырь
    • Софийский собор
    • Церкви
  • Слайд 17

    Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софий­ская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были распо­ложены, монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. Кремль был обнесен крепостными стенами и рвом с водой. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь. По­степенно город расширялся.

    Слайд 18

    Юрьев монастырь

    Слайд 19

    Тысячелетие России

    Слайд 20

    Софийский собор

    Слайд 21

    Деревянная церковь

    Слайд 22

    А. М. Васнецов. «Вече»

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Страна городов

    Русский город-крепость. 10-11века Как появились на Руси города? У славян по-прежнему было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости. Прежде всего, нужно было выбрать подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость.

    Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заостренных дубовых бревен.

    Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять. Такие поселки-крепости со временем стали называться городами. В городах жили князья со своими дружинниками, купцы, ремесленники.

    Д ревний Киев

    История названия города Киева Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом

    Расположение и укрепление Киева Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути-и речные и сухопутные – через него проходили. Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в 11 веке

    Способ управления городом Киевом Киевом управлял князь. А расцвел город при князе Ярославе, прозванном Мудрым.

    Архитектура городов Самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Эта церковь еще известна как Десятинная, потому что князь Владимир повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками.

    Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра. В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси.

    Следующий памятник архитектуры– Золотые ворота, главные ворота Киева. Они окованы листами позолоченной меди и украшены резьбой. Такое богатство восхищало въезжающих гостей.

    Первое упоминание о Киеве Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году.

    Народное название Киев – “мать городов русских”

    Д ревний Новгород

    История названия города Почему же один из древнейших русских городов носит такое название? На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение славян. Так и возник город, который стали называть Новым.

    Расположение и укрепление Новгорода Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.

    Способ управления Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече– это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил, и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной.

    Архитектура городов Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов.

    На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.

    За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы.

    Первое упоминание о Новгороде Город Новгород известен в истории с 859 года.

    Народное название Новгорода – “господин Великий Новгород”


    План урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Страна городов»

    Цель:

    Дать представление о становлении и развитии городов Древней Руси

    Задачи:

    1)создать условия для ознакомления с историей образования и становления городов в Древней Руси на примере Киева и Новгорода,

    2)создать условия для развития умения работать по карте, устной речи, мышления через умение строить высказывания, составлять рассказ по плану, обобщать и делать выводы; коммуникативных навыков через умение работать в группе.

    3) создать условия для воспитания интереса к истории.

    Оборудование : карточки для групповой работы, кроссворд, презентация «Страна городов»

    Ход урока

      Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    Проверка домашнего задания и последующая работа будет проходить по группам.

    Пусть девизом нашего урока будут эти слова:
    Дружба любому поможет в беде.
    С преданным другом не страшно нигде.

    Произнесем девиз вместе и пожмем друг другу руки в знак дружбы.

    Напоминаю правила работы в группе:

    - не говорить всем вместе;

    - всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

    - реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего.

    Кроссворд (работа по группам)

    Из выделенных букв кроссворда давайте соберем слово. Что у вас получилось? (город)

    - Что означает слово «город»?

    III. Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и целей урока.

    Кто догадался, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Сегодня мы совершим путешествие по городам Древней Руси - Киеву и Новгороду. Найдите их на карте.

    Чтобы начать наш разговор о городах, нужно узнать, а как появились города? У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости. Сначала выбирают подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны не защищённой рекой, выкапывали ров(широкую и глубокую канаву), заполняли её водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали глубокий земляной вал, а на валу ставили глубокую, крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заострённых дубовых брёвен.
    Хорошо защищённую крепость врагам было взять трудно, для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять.
    Такие посёлки - крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», «огораживать» Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати. Возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, купцы и другой городской люд.

    Прочитайте вопросы на экране и сформулируйте то, о чем бы вы хотели узнать.

    ГДЕ? КАК? КОГДА? КТО?

    (Где строились города? Как они образовались? Когда они возникли? Кто управлял городами?)

    IV. Работа над новым материалом.

      Словарно-лексическая работа.
      Купец – богатый торговец, успешно торгующий у себя в стране или за границей.
      Ремесленник– человек, который владеет профессиональным ремеслом.
      Варяги – так называли в Древней Руси наемных дружинников и купцов, пришедших из Скандинавии.
      Князь– военный вождь славянских племен.
      Кремль – городская крепость в старинных русских городах.
      Собор-главная церковь в городе, в монастыре.
      Ров – широкая и глубокая канава.

    Ладья – большая лодка.
    2. Исследование учащихся. Работа в группах.

    1. Название города

    2. Расположение города

    4. Знаменитые строения

    Киев . Много прекрасных городов стояло на Руси. Но краше всех - Киев, стольный град Великих князей. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году.
    Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.
    Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути и речные и сухопутные – через него проходили. Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в 11 веке. Памятник архитектуры– Золотые ворота- главные ворота Киева. Они окованы листами позолоченной меди и украшены резьбой. Такое богатство восхищало въезжающих гостей. Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра. В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси.

    1. Название города

    2. Расположение города

    3. Год основания или первое упоминание.

    4. Знаменитые строения

    Новгород. Почему же он носит такое название. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым. Город Новгород известен в истории с 859 года.

    Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был, как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.
    Посреди площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов.
    На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.
    За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы.

    3 группа

    Прочитайте текст с.46-50 в учебнике, рассмотрите схемы Древних Киева и Новгорода и подготовьтесь ответить на вопросы:

    1.Где располагался Древний Киев?

    2. Где располагался Древний Новгород?

    3. Сравните место расположения Древних Киева и Новгорода,

    укрепления этих городов.

    4.Что общего? В чем отличия?

    4 группа

    Прочитайте текст с.48,51 в учебнике и ответьте на вопросы:

    1. Кто правил в Киеве? Перечислите его обязанности.

    2. О ком из киевских князей вы узнали?

    3. Кто управлял Новгородом?

    4. В чем особенности управления?

    Вече – в Древней Руси: собрание горожан для решения общественных дел.
    Князь– военный вождь и глава государства.
    Посадники – знатные бояре, которых выбирали на вече, управлявшие городом

    Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече– это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил, и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной.

    2. Год основания или первое упоминание

    3. Расположение города.

    4. Как был укреплен город.

    Оскол

    Крепость Оскол была основана в 1593 году по указу царя Федора Иоанновича, для защиты южных рубежей от крымских татар. В Никоновской летописи говорится следующее: «Того же году 1593 царь Федор Иоаннович, видя от крымских людей своему государству беды многие и решил по дорогам татарским поставить города, и послал воевод своих со многими ратными людьми, они же поставили на степи города Белгород, Оскол, Валуйки и иные города…». Крепость была возведена под руководством воеводы Ивана Солнцева-Засекина, головы Ивана Мясного, подьячего Михайло Нечаева.

    Крепостные сооружения просуществовали до XVIII в. Изначально, крепость имела два пояса укреплений. Все строения были деревянные. Оскол был построен по принципу «город в городе». Внешний пояс, а также расположенная внутри него территория называлась «большим острогом», а внутренняя часть, где располагался административный центр, называлась «малым острогом». Внутри малого острога находились воеводский двор, разрядная изба, житница для хранения хлеба, соборная церковь. Внутри большого острога находились жилые постройки служилых людей.

    В 1655 году город получил приставку «Старый».

    V.Физкультминутка.

    Жура-жура- журавель!

    Облетел он сто земель

    Облетал, обходил,

    Крылья, ноги натрудил

    Мы спросили журавля:
    «Где же лучшая земля?»

    Отвечал он, пролетая:

    «Лучше нет родного края!»

    3.Представление результатов исследования

    Каждая группа делает выводы по своим заданиям.

    4. Выводы из исследовательской работы:

      Первые города на Руси были посёлки – крепости, окружённые крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами.

      Центр города был обычно укреплён и назывался кремлём.

      Внутри кремля располагался княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.

      За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд

      Располагается Киев на реке Днепре.

      Первое упоминание о нём встречается 860 году.

      Городом управлял князь.

      Расцвёл город Киев при князе Ярославле Мудром. При нём были воздвигнуты Золотые ворота, Софийский собор, деревянные терема, золотые купола храмов, каменные дворцы.

      На берегах реки Волхов у Ильмень озера располагался город Великий Новгород.

      Город был разделён рекой на две стороны софийская и торговая.

      Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.

      Первое упоминание о Новгороде встречается в 859году.

    VI. Закрепление

    Выполните в тетрадях задания №3,4 с.18.

    VII. Итог урока. Рефлексия.

      Оцени свою работу.

    VIII. Домашнее задание.

  •  


    Читайте:



    04 1922 г рапалльский договор основные положения

    04 1922 г рапалльский договор основные положения

    был заключен между РСФСР и Германией 16 апреля 1922 и установил нормальные дипломатические и консульские отношения между обоими государствами. 5...

    Администрация угрожает проверками и увольнением, родители - расправой

    Администрация угрожает проверками и увольнением, родители - расправой

    Как защитить ребенка от нападок сверстников: советы родителям Это настоящая пытка - быть объектом нападок сверстников. Многие из нас знают об...

    Русская народная сказка "Василиса прекрасная" план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Русская народная сказка

    Муниципальное образование Ленинградский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 станицы...

    Пять факторов благополучия от компании IPSEN

    Пять факторов благополучия от компании IPSEN

    Факторы семейного благополучия Специалисту-психологу нередко приходится сталкиваться с проблемой анализа факторов семейного благополучия -...

    feed-image RSS