Главная - Медицина 
О стихотворении А.С. Пушкина «К Чаадаеву

Однажды в метро я встретился со своим преподавателем, и мы разговорились на тему юности и идеалистичности. Он сказал, что в далекие советские времена зачитывался «Что делать?» Чернышевского, а теперь ему идеализм кажется наивным и избыточным. Я ответил стихами Пушкина к Чаадаеву «Пока свободою горим»:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

То есть, нет никакого наивняка, для поэта затронутая тема - бесконечна серьезна.

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Есть какой-то процесс внутреннего горения. Существует легенда, что Достоевский как-то приехал в гости и остался на ночь. И неожиданно прибежала испуганная прислуга и наотрез отказалась работать в домике для гостей, где находился Федор Михайлович.

На вопрос, по какой причине, прислуга ответила, что этот человек замыслил кого-то убить. Дело в том, что Достоевский писал в тот момент сцену убийства старухи Раскольниковым. Все великие совершения (от литературных до политических) творятся в процессе этого внутреннего горения. Но Пушкин предупреждает нас, что это - пока свободою горим. Значит, горение может и закончиться. И человек полыхает не абы чем, а свободой. Явно, что свободой пускаться во все тяжкие, а чем-то иным. Той свободой, которая не делает человека рабом обстоятельств, а возвышает над ними. Той, которая должна обеспечить антропологический скачок из царства необходимости в царство свободы.

В «Истоках и смыслах русского коммунизма» Николай Бердяев повествует о таком случае. «Один советский молодой человек приехал на несколько месяцев во Францию, чтобы вернуться потом обратно в советскую Россию. К концу его пребывания его спросили, какое у него осталось впечатление от Франции. Он ответил: «В этой стране нет свободы». Его собеседник с удивлением ему возражает: «Что вы говорите, Франция - страна свободы, каждый свободен думать, что хочет, и делать, что хочет, это у вас нет никакой свободы». Тогда молодой человек изложил свое понимание свободы: во Франции нет свободы, и советский парень в ней задыхался потому, что в ней невозможно изменять жизнь, строить новую жизнь; так называемая свобода в ней такова, что все остается неизменным, каждый день похож на предшествующий, можно свергать каждую неделю министерства, но ничего от этого не меняется. Поэтому человеку, приехавшему из России, во Франции скучно. В советской же, коммунистической России есть настоящая свобода, потому что каждый день можно изменять жизнь России и даже всего мира, можно все перестраивать, один день не походит на другой. Каждый молодой человек чувствует себя строителем нового мира».

Пока сердца для чести живы,

Опять же - пока. Значит, сердце может и умереть для чести. Стать черствым, невосприимчивым к благородству и другим высоким категориям. Береги честь смолоду - русская пословица и пушкинский завет. А где место для чести в постсоветской торгашеской действительности? Где-то совсем далеко, на периферии. Так же быть не должно! А людям, которые только рефлексируют по этому поводу, мне хочется сказать словами Горация: «скрытая доблесть мало чем отличается от могильной бездеятельности».

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А кому еще посвящать души прекрасные порывы? Только России.

Товарищ, верь: взойдет она,

Товарищ - человек, с которым у тебя есть общее дело; уже не просто друг. О товариществе незабываемо писали все наши великие авторы. Одним из тех, кто описал этот род связи между людьми тоньше и глубже многих, был Гоголь. Ему и слово.

«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь - и там люди! Также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

Проза со стихами.

Вчера вышел во двор и услышал такие, с детства знакомые, слова: «Россия вспрянет ото сна». Эти слова сказал знакомый мне житель соседнего дома Пётр Степанович, пенсионер, бывший учитель русского языка и литературы в средней школе, работавший и в советское время, и несколько лет – после неё. Ему ли не знать эти слова Пушкина, написанные поэтом около двухсот лет назад?

А сказал эти слова Пётр Степанович своей сестре Галине Степановне, она живёт в нашем доме, старший на два года брат часто её проведывает. Галина Степановна тоже пенсионерка, и тоже работала в той же школе учителем начальных классов. Я не слышал начала разговора брата с сестрой, но по последовавшим словам Галины Степановны, я понял, о чём речь:
- Не знаю, как и когда наша Россия воспрянет от какого-то сна, да и не совсем понимаю, что это у неё за такой странный сон, от которого она никак не воспрянет, летаргический или исторический. А вот я, со своей пенсией, заработанной в школе за тридцать пять лет, при таком, чуть ли не каждый день повышении цен, действительно скоро воспряну в вечный сон.

Придя домой, я снова взял в руки книгу из десятитомника издания произведений Пушкина ещё советского времени, приобретённый по подписке. Который уже раз прочитал стихотворение «К Чаадаеву» и удивился, будто вчера поэт это написал, или, в крайнем случае, всего несколько лет, а то и все сто, назад. Вот почитайте. Чтобы вам не искать книгу или в Интернете, привожу его здесь полностью:

«К ЧААДАЕВУ
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,

Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!»
А. С. Пушкин, 1818 год.

А что бы сейчас написал А. С. Пушкин на эту тему? По его словам, тогда страна находилась – «Под гнетом власти роковой». «Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!». А что сейчас? Не находимся ли мы сейчас под «роковой» властью олигархов, воров у власти, которые нагло разворовывают страну?. Вчера получил я «Российскую газету» за 24 сентября этого года, самый свежий номер «Российской газеты – Недели». Целая страница газеты снова посвящена злополучной коррупции, разъедающей страну.

Читаю: «В минувшие выходные Басманный суд Москвы арестовал 15 фигурантов уголовного дела – фактически всё руководство Республики Коми». Глава региона «Вячеслав Гайзер был остановлен оперативниками ФСБ в столице, когда собирался вылететь за границу». Персонаж одного кинофильма говорил: «Главное в профессии вора, вовремя смыться». Этот наш вор во власти - не успел. Читаю дальше: «У главы не самого богатого региона России Гайзера было изъято свыше 60 кг ювелирных изделий, 150 часов стоимостью от 30 тысяч до миллиона долларов, не менее 50 печатей и штампов юридических лиц, задействованных в реализации офшорных схем, финансовые документы по легализации похищенных активов на общую сумму более 1 млрд рублей». Впечатляет?

Вот какая у нас сегодня власть. И я не поверю, если мне скажут, что в Москве у того Гайзера не было так называемой "руки". Кроме Гайзера, в этом году арестованы ещё два губернатора: Брянской области Николай Денин и Сахалинской области Александр Хорошавин, который «Обвиняется во взятках в 5,6 млн долларов и 15 млн руб.». и здесь не исключается возможность наличия такой "руки".

Я, конечно, не Пушкин. Мне до Пушкина, как слону до Луны. Но, как писал Николай Некрасов: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Пушкин - Поэт и Гражданин. Я – только гражданин,а поэт - чуть-чуть.. Но и этого достаточно, чтобы тревожиться о будущем страны, которое зависит от того, что она представляет сегодня. А сегодня мы имеем то, что имеем – воров у власти, обогащающихся богачей и рост числа бедных. И мы сегодня так усердно говорим о патриотическом воспитании молодёжи. Думаю, прежде, чем говорить о патриотическом воспитании молодёжи, надо бросить все силы на патриотическое "воспитание" взрослых, на «воспитание» нашей власти. Пока «Гайзеры и К» будут у власти, на их примере и будет продолжаться всё «воспитание» нашей молодёжи, и не только её!

И хотя, как я уже говорил, мне до Пушкина, как слону до Луны, пользуясь правом гражданина, беру на себя смелость использовать пушкинские строки:

***
Пока свободою горим,
Пока не всё разворовали,
Мой друг, отчизне посвятим,
Пока ещё не опоздали.
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках олигархов,
Воров у власти – казнокрадов;
Лишь после этого ненастья
Взойдёт в расцвет страна!

Иллюстрация - рисунок с интернета.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина

Стихотворение «К Чаадаеву» имело огромное значение в судьбах самого Пушкина и многих его близких друзей. Возможно, оно повлияло и на все декабристское движение. Произведение было написано поэтом в очень раннем возрасте. В 1818 г. он обратился к своему давнему и очень хорошему другу с посланием. Пушкин не собирался публиковать это стихотворение, так как прекрасно понимал опасность всех возможных последствий. Помимо его воли произведение стало быстро распространяться. Острая направленность делало его чрезвычайно популярным в антиправительственных кругах. Власти довольно-таки быстро установили автора «непозволительных» стихов. Пушкин был отправлен в ссылку. На всю жизнь он становится объектом для подозрения с официальной стороны. В демократическом и революционном лагере прославляют появление нового борца за свободу и справедливость.

Не секрет, что задолго до восстания декабристов среди образованных молодых людей ходили разговоры о необходимости коренных перемен. Сам Александр I, вступив на престол, невольно поддержал крамольные замыслы, заявив о своем стремлении к кардинальным реформам. Молодые Пушкин и Чаадаев проводили много времени в политических разговорах, рисуя картину справедливого государственного устройства. После разгрома Наполеона постепенно приходит отрезвление. Император показывает, что не намерен ослаблять могущество своей самодержавной власти.

Пушкин смело высказывает в стихотворении свои взгляды. Прошлые мечты он называет «юными забавами», которые постепенно исчезли. Но «под гнетом власти роковой» сохранилась надежда. Пушкин и будущие декабристы искренно верили в необходимость противостояния тирании. Они действовали не в личных целях и интересах, а ради благополучия своей отчизны.

Свержение самодержавия Пушкин сравнивает с восхождением «звезды пленительного счастья». Это будет означать пробуждение России к новой жизни. Увековечивание своей памяти потомками («напишут наши имена») Пушкин считает главной наградой за свою самоотверженную борьбу со злом и несправедливостью.

Произведение стало настоящим гимном декабристов. После указа о ссылке Пушкин невольно становится первой жертвой будущего восстания. Вполне вероятно, что многие декабристы изменили свои взгляды на более радикальные под воздействием стихотворения и последовавшей за ним реакции. Великий поэт тесно общался со всеми будущими мятежниками и вполне мог разделить их участь. Известно, что декабристы специально не посвящали его в свои планы, так как понимали значимость поэта для России.

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Эти строки, ставшие кульминационными в послании к П. Я. Чаадаеву, члены тайных обществ воспринимали как призыв к действию. Стихотворение «К Чаадаеву» переписывалось и хранилось у многих декабристов

Пушкин познакомился в Чаадаевым во время . Чаадаев был старше юного Пушкина, успел принять участие в Бородинском сражении, и Пушкин гордился дружбой с блестящим офицером. При встречах молодые люди много говорили о положении в России, часто спорили. Это стихотворение явилось продолжением их споров, а знаменитые строки «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья…» выражают с одной стороны – уверенность в правильности своих поступков и мечтаний, а с другой – веру в наступление светлого будущего. Но увы! Юношеские мечтания не всегда исполняются: меньше чем через 100 лет Россия «вспряла» (причем кроваво «вспряла»), но счастья народу это не принесло…

В стихотворении «К Чаадаеву» и особенно в последних строках его отразились юношеская горячность Пушкина, его максимализм, импульсивность в отношении к царизму. Известный русский критик В. Г. Белинский считал, что прививает патриотизм, помогает воспитать в читателе человека (эх, какими зверьми часто люди становятся в революции!).

Это произведение не предназначалось для чужих ушей и глаз. Но в нем настолько ярко, настолько выразительно были высказаны мысли, идеи прогрессивной дворянской молодежи, что оно размножилось сотнями рукописных экземпляров и все-таки попало, сначала на стол Бенкендорфа , возглавлявшего III Отделение, а впоследствии, и к самому царю. Это стихотворение, и особенно последние его строки, вызвали гнев самодержца, что грозило Пушкину ссылкой в Сибирь.

Сочинение

Читая стихи Пушкина, мы не только попадаем под обаяние его изумительного поэтического дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта - талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое место в его творчестве. Глубокое чувство дружбы зародилось у Пушкина в счастливые лицейские годы, где он впервые проникся духом братства и товарищества, где встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А.Дельвиг, В.Кюхельбекер и многие другие. Дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, поддерживала его веру в людей, делала окружающий мир прекраснее.

Стихотворение «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности:

* Любви, надежды, тихой славы
* Недолго нежил нас обман,
* Исчезли юные забавы,
* Как сон, как утренний туман.

Мы видим, как замечательно передает поэт. ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходит время расстаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Это стихотворение написано в форме послания к приятелю. Чаадаев – друг Пушкина, офицер, философ, член революционного общества «Союз благоденствия». Нельзя не обратить внимания на то, что в этом стихотворении интимная лирика сливается с политической и гражданской:

* Мы ждем с томленьем упованья
* Минуты вольности святой,
* Как ждет любовник молодой
* Минуты верного свиданья.

Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной. Она не забудет тех, кто боролся против самодержавия:

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Это стихотворение можно определить и как патриотическое. Слова «отчизна» и «свобода» здесь звучат как синонимы. Слово «звезда» во времена Пушкина символизировало революцию. Стихотворение это не было напечатано сразу, но его знала и повторяла прогрессивная молодежь, будущие декабристы. Именно с такими людьми Пушкин связывал все свои мечты и надежды.

В послании «К Чаадаеву» чувствуется убежденность поэта в том, что именно в этот момент исторического развития отчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной дворянской молодежи: образованность, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине. Вот почему такая глубокая вера в лучшее будущее звучит в финале стихотворения:

* Товарищ, верь: взойдет она,
* Звезда пленительного счастья,
* Россия вспрянет ото сна,
* И на обломках самовластья
* Напишут наши имена!

В первых строках стихотворения поэт прощается с надеждами на «тихую славу», а значит, на мирное достижение свободы: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман… Даже любовь он называет «юной забавой» и готов пренебречь ею ради великой цели - свободы. С именем Чаадаева Пушкин связывает и собственные вольнолюбивые надежды, и понятия о чести, патриотизме. Любовь к родине и любовь к свободе поэт отождествлял, он верил, что молодость как раз та пора, когда человек способен и может добиться многого во имя этой любви:

* Пока свободою горим,
* Пока сердца для чести живы,
* Мой друг, отчизне посвятим
* Души прекрасные порывы!

В конце стихотворения Пушкин открыто говорит о том, каким ему видится будущее родины. Верить в светлое завтра, в свободную страну он призывает и читателя, так как сам горячо верит, что «Россия вспрянет ото сна», а героями-освободителями станут его друзья:

* И на обломках самовластья
* Напишут наши имена!

 


Читайте:



Администрация угрожает проверками и увольнением, родители - расправой

Администрация угрожает проверками и увольнением, родители - расправой

Как защитить ребенка от нападок сверстников: советы родителям Это настоящая пытка - быть объектом нападок сверстников. Многие из нас знают об...

Русская народная сказка "Василиса прекрасная" план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Русская народная сказка

Муниципальное образование Ленинградский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 станицы...

Пять факторов благополучия от компании IPSEN

Пять факторов благополучия от компании IPSEN

Факторы семейного благополучия Специалисту-психологу нередко приходится сталкиваться с проблемой анализа факторов семейного благополучия -...

Анализ "над пропастью во ржи" сэлинджера

Анализ

Название этого произведения неразрывно связано в сознании современного общества с темой взросления, становления личности, обретения самого себя....

feed-image RSS