Разделы сайта
Выбор редакции:
- Решение головоломки с пирамидой в Ордене Истины в Torment: Tides of Numenera Багровый рассвет приветствует искателя лиловый закат знаменует
- Демоверсия устной части огэ по русскому языку
- Княгиня ольга — духовная мать русского народа
- Сатанинский алтарь Ленина
- Почему щелочной гидролиз сложных эфиров процесс необратимый
- Путешествие в древний Новгород
- Валентные возможности атомов
- Хмурый жлоб порошенко приехал в европу в дырявых носках
- Образец психологического тестирования для поступления на специальность «Правоохранительная деятельность Психологический тест в колледж мчс
- Что предсказывали России знаменитые предсказатели?
Реклама
Возрастная периодизация жизни человека. Этапы взросления человека по годам |
Возрастные периоды - это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов, систем организма и всего организма в целом. Выделение возрастных периодов носит достаточно условный характер, а представление о возрастных периодах относительно. Но для практических целей такое деление необходимо. Критерии, по которым определяются те или иные этапы жизни, те или иные возрастные периоды человека, их продолжительность, зависят от ряда факторов. Это, в первую очередь, биологические особенности организма, во-вторых, социальные факторы (условия среды обитания, уровень жизни), в-третьих, уровень научных знаний и состояние здравоохранения. Имеют значение и другие факторы, влияющие как на состояние здоровья человека, так и на его мировоззрение. На протяжении жизненного цикла человека - от зачатия до смерти - выделяют три основных периода: Период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, половой, психологической зрелости; Период относительной стабильности, зрелости функциональных систем организма; Период угасания, ослабления и деструкции функциональных систем во время старения организма, который наступает после прекращения репродуктивной функции. Границы между теми или иными возрастными периодами не всегда можно четко установить, особенно у взрослого человека. Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, и оно отражает, прежде всего, этапы созревания нервной системы, внутренних органов, жевательного аппарата, становление высшей нервной деятельности. Это объясняется тем, что именно в детстве качественно новые изменения протекают динамичнее, быстрее. Для периода детства характерен непрерывный процесс роста и развития, когда органы и функциональные системы ребенка изменяются в соответствии с известными возрастными границами. Периоду детского возраста предшествует период внутриутробного развития, в котором можно выделить стадии (или периоды) эмбрионального (первые 2 лунных месяца) и плацентарного (с 3-го по 10-й лунный месяц) развития. Таким образом, в детском возрасте выделяют: А. Внутриутробный этап: 1) стадия эмбрионального развития (первые 2 лунных месяца); 2) стадия плацентарного развития (с 3-го по 10-й лунный месяц). Б. Внеутробный этап: 1) период новорожденности (до 4 недель); 2) период грудного возраста (с 4 недель до 12 месяцев); 3) преддошкольный, или старший ясельный, период (от 1 года до 3 лет); 4) дошкольный период (с 3 до 6-7 лет); 5) младший школьный период (с 6-7 до 11 -12 лет); 6) старший школьный, или подростковый, период (с 12 до 16-18 лет). Такое детальное и точное разграничение невозможно осуществить ни в какой другой возрастной период. Тем не менее, в жизни взрослого человека также можно выделить определенные этапы, или возрастные периоды. В настоящее время выделяют следующие периоды в жизни взрослого человека: 1) юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 до 21 года у мужчин); 2) зрелый возраст (от 20 до 55 лет у женщин, от 21 до 60 лет у мужчин). Он, в свою очередь, подразделяется на два подпериода: а) от 20 до 35 лет у женщин, от 21 до 35 лет у мужчин; б) от 35 до 55 лет у женщин, от 35 до 60 лет у мужчин. Некоторые исследователи выделяют в зрелом возрасте следующие группы: а) молодой возраст - до 45 лет; б) средний возраст - 45-60 лет. На границе зрелого и пожилого возраста ввиду важности происходящих в организме процессов выделяют особый возрастной промежуток - климактерический период (от 45 до 60 лет у женщин, от 50 до 60 лет у мужчин); 3) пожилой возраст (от 55 до 75 лет у женщин, от 60 до 75 лет у мужчин); 4) старческий возраст (от 75 до 90 лет); 5) позднестарческий, или макробиотический (после 90 лет; таких людей называют долгожителями). В этапах жизни человека можно выделить несколько наиболее важных, критических периодов, так называемых «горячих точек» возрастной биографии, которые характеризуются более значительными физиологическими, психологическими и морфологическими изменениями, требующими повышенного внимания как со стороны медицинского персонала, так и самого человека и его ближайшего окружения. К таким периодам относятся, прежде всего, период новорожденности, период полового созревания (пубертатный), климактерический и период пожилого и старческого возраста. Такие критические периоды есть и в зрелом возрасте и связаны они как с физиологическими, так и в большей степени с психологическими и социальными особенностями того или иного периода жизни. Это третья «горячая точка» возрастной биографии человека (первая - период новорожденности, вторая - пубертатный возраст), приходящаяся на период от 20 до 25 лет (с возможными колебаниями в зависимости от этнических, культурных особенностей тех или иных групп в пределах четырех лет). Этот период в целом совпадает и для мужчин, и для женщин. Следующие «горячие точки» жизненных этапов мужчины и женщины по возрасту не совпадают. Для женщин это возраст около 30 лет, для мужчин - около 40. В каждом возрастном периоде имеются свои характерные особенности, касающиеся как всех органов и систем (табл. 1.3), так и психической и интеллектуальной сфер.
Таблица 1.3 Возрастные особенности здорового человека Антропологическая характеристика возрастных периодов Возрастная периодизация В онтогенезе человека выделяют два основных периода – пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный) (табл. 1). Пренатальный период охватывает три стадии. 1. Предзародышевая стадия (прогенез) занимает первые две недели внутриутробного периода – от оплодотворения яйцеклетки до ее внедрения в стенку матки. 2. Эмбриональная стадия продолжается до конца 2-го месяца развития зародыша и заканчивается формированием плаценты. На этой стадии происходит закладка основных органов зародыша. 3. Плодная (фетальная) стадия длится до рождения ребенка. К концу 3-го месяца определяется пол плода. С 7 месяцев плод способен к выживанию в воздушной среде и у него формируются рефлексы - сосательный, мигательный и хватательный, а также возникает реагирование на звук. К концу 9-го месяца формируются все клетки нервной системы. В настоящее время выделяют еще перинатальный период - от 28-й недели беременности до 7 дней после рождения. Этот период таит в себе наибольший риск для плода и новорожденного. Существует множество классификаций возрастных периодов после рождения. В России используется классификация, принятая в 1965 году на симпозиуме по возрастной периодизации, проходившем в Москве в институте морфологии и физиологии детей и подростков (табл. 1). В педагогической антропологии, наряду с этим, выделяют младенческий возраст; младший и старший дошкольный возраст; младший, средний и старший школьный возраст. Отправным пунктом в изучении возрастных особенностей является организм новорожденного ребенка. Рождение на свет означает кардинальное изменение внешней среды и функциональных отправлений большинства органов, которые влекут за собой анатомические изменения. Таблица 1 Сразу после рождения наступает период, называемый новорожденным . Основанием для его выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней. Доношенный новорожденный ребенок имеет длину тела от темени до пяток чаще всего от 45 до 52 см, массу тела не менее 2500 г. Средняя величина массы тела составляет у мальчиков 3400-3560 г, у девочек 3250-3400 г. Однако по скелетной зрелости мальчики отстают от девочек приблизительно на 4 недели. Пропорции тела резко отличаются от таковых у взрослого человека (рис. 3). Голова составляет 1/4 общей длины тела, тогда как у взрослого на голову приходится лишь 1/8 длины тела. До трех месяцев окружность головы больше окружности груди. Пупок располагается несколько ниже линии, разделяющей тело пополам, тогда как у взрослого он находится выше этой линии. Слабо развиты таз и нижние конечности. Рис. 3. Возрастные изменения пропорций тела (схема по Тегако Л.И., 2003): 1) 2 месяца внутриутробного развития, 2) 5 месяцев, 3) 8 месяцев, 4) новорожденный, 5) 1 год 8 месяцев, 6) 7 лет, 7) 13 лет, 8) 16 лет. У новорожденных сильно выражена подкожная жировая ткань. Ее быстрое нарастание происходит после 34-й недели беременности. В это время образуется коричневый жир. Он скапливается вокруг шеи, между лопатками и в поясничной области позади почек. Коричневый жир является органом теплопродукции и предохраняет ребенка от переохлаждения. Толстая жировая прокладка также предохраняет от повреждения при родах внутренние органы. Благодаря сильному развитию подкожной жировой ткани и слабому развитию мускулатуры туловище новорожденного, а также конечности имеют цилиндрическую форму; шея короткая и толстая. В грудном возрасте в основном сохраняются внешние формы и пропорции тела, свойственные новорожденному. В этот период наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. До 9 месяцев продолжается нарастание подкожных жировых отложений. Происходит быстрое нарастание массы тела и физическое развитие. Длина тела увеличивается от рождения до года в среднем в 1,5 раза, и масса - утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы формируются ходьба, движения рук и пальцев; появляются восприятие, образ- ная память, понимание речи, а также происходит эмоциональное развитие. В период раннего детства , когда ребенок начинает передвигаться на ногах, несколько изменяются пропорции тела, однако сохраняется преобладание размеров головы и туловища над конечностями. Все еще сильно развита подкожная жировая ткань, которая скрывает очертания мышц. Туловище на поперечном разрезе почти цилиндрическое. В нижней части живота хорошо выражена поперечная брюшная линия. Лицо округлое и слабо профилировано. Это зависит от слабого развития челюстей и жевательных мышц, а также скопления жира в щечной области (жировое тело щеки). То есть для этого периода характерен тип округлого сложения (первая полнота ). В конце этого периода заканчивается прорезывание молочных зубов. После двух лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются. В данный период происходят развитие речи ребенка и наглядно-образного мышления, а также овладение бытовыми навыками и действиями с предметами. Первое детство характеризуется ростовым сдвигом , который по времени соответствует началу смены зубов, приходящемуся на возраст 5-6 лет. В этот период происходит как абсолютное, так и относительное удлинение конечностей . Развитие мускулатуры и уменьшение подкожного жира приводят к тому, что становится заметным мышечный рельеф тела. Туловище уплощается в переднезаднем направлении, и появляется внешняя граница между грудью и животом (талия). Для этого периода характерен вытянутый тип, свойственный школьному возрасту (первое вытягивание ). Первый ростовой сдвиг выражается, в частности, в относительном удлинении конечностей. Показателем этого является «филиппинский тест». Он состоит в том, что правую руку ребенка кладут на темя, и он должен дотянуться до верхнего края левой ушной раковины. «Филиппинский тест» становится положительным у большинства детей после 5 лет. Этот тест рассматривается как один из показателей биологической зрелости ребенка в старшем дошкольном возрасте. Изменяются также пропорции кисти. Их показателем является «лучевой сдвиг»: указательный палец становится длиннее безымянного. Это наблюдается у 20-25% детей в 7-летнем возрасте. В 3,5 года выявляется отчетливое преобладание правой, а у левшей - левой руки. Наиболее резко возрастает относительная длина нижних конечностей, что приводит к общему изменению пропорций тела. Значительные изменения претерпевает форма головы и лица. Мозговой череп в своем росте начинает отставать от лицевого, и лицо относительно увеличивается. Наиболее интенсивно происходит рост лица в сагиттальном направлении, благодаря этому усиливается его профилировка, сильнее выступают нос и подбородок. В психологическом плане в первом детстве наступает развитие личности ребенка, познавательных процессов, формирование совести, нравственности и инициативы. Наступление первого ростового сдвига может быть своевременным, ранним или запаздывающим. Вследствие этого усиливаются индивидуальные различия в размерах и пропорциях тела, а также в психологических особенностях, В этом возрасте уже могут быть выделены типы телосложения детей. Во втором детстве замедляется рост тела в длину, тогда как вес нарастает в большей степени (вторая полнота ). В этот период выявляются половы различия в размерах и форме тела. В конце периода начинается продуцирование половых гормонов, обусловливающее развитие вторичных половых признаков, У девочек в 8-13 лет вначале формируются молочные железы, расширяется таз и округляются ягодицы, появляются волосы на лобке, затем - в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек (11 лет), мошонки (12 лет), а затем - полового члена. В этом периоде ребенок включается в социальную группу и выходит за пределы семьи. Развиваются интеллектуальные умения и знания. Подростковый период характеризуется скачком продольного роста тела, происходит второй ростовой сдвиг (пубертатный скачок, второе вытягивание). Наряду с этим значительно нарастает масса тела. Начало ростового сдвига индивидуально варьирует: у мальчиков оно приходится на возраст 10,5-16 лет, у девочек - на 9,5-14,5 лет. Значительно изменяются пропорции тела, что зависит в первую очередь от абсолютного и относительного удлинения нижних конечностей, а у девочек - также от расширения таза. Наиболее информативными показателями созревания организма подростков являются рост половых органов и выраженность вторичных половых признаков. Половое развитие, как отмечалось ранее, начинается в конце второго периода детства и завершается в юношеском возрасте. Можно выделить три фазы полового созревания: препубертатную (начальную), пубертатную (истинное созревание) и постпубертатную (завершенное созревание). Эти фазы имеют ряд общих проявлений у мальчиков и девочек, но в то же время выявляются существенные различия между полами в сроках наступления и завершения полового созревания, а также в очередности появления отдельных признаков. В подростковый период половое созревание происходит наиболее интенсивно. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных ямках. Наиболее четким показателем средней фазы полового созревания женского организма является наступление менструаций - менархе (10-16 лет). У мальчиков к 13 годам происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет - в подмышечных ямках и на верхней губе, происходит набухание грудных сосков, сморщивание и пигментация мошонки, а также отчетливое изменение пропорций тела. В 14- 15 лет отмечаются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы). Постпубертатный период у мальчиков характеризуется усилением роста волос на туловище и конечностях, появлением бороды, резким замедлением и прекращением роста тела в длину (в 19-20 лет). У девочек в этом периоде вторичные половые признаки достигают полной выраженности, формируется взрослая молочная железа. Рост тела в длину резко замедляется к 16 годам и прекращается в 18 лет. Половые различия роста и развития детей состоят не только в более раннем ускорении роста и появлении признаков полового созревания у девочек, по сравнению с мальчиками, но и в составе тела и функциональных показателях . У мальчиков в пубертатном периоде в большей степени нарастает масса скелета и мускулатуры, благодаря чему у них развивается большая физическая сила и выносливость, становятся крупнее сердце и легкие, повышается систолическое артериальное давление и уменьшается частота сердечных сокращений. У девочек увеличение мышечной массы не столь велико, но более значительными становятся подкожные жировые отложения. В виду значительных индивидуальных различий в развитии и росте детей вводится понятие биологического возраста . Его показателями являются: 1) скелетный возраст, который определяется по наличию центров окостенения и образованию синостозов; 2) зубной возраст, определяемый по числу и срокам прорезывания постоянных зубов; 3) выраженность вторичных половых признаков. Биологический возраст не всегда совпадает с паспортным, может опережать его или отставать. В психологической сфере в подростковом периоде происходят развитие логического мышления и формирование самосознания. Из-за резких морфологических, гормональных и эмоциональных сдвигов в подростковом и юношеском периодах высока вероятность отклонений в показателях здоровья. Подростковый кризис приходится на 13 лет. В юношеском периоде в основном заканчиваются процессы роста и формирования организма, все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины (рис. 4). Завершается формирование половой системы и созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщин, ритмичность секреции тестостерона выработка зрелой спермы у мужчин. На юношеский период приходится пик ин- теллектуальных и познавательных возможностей. Происходят формирование мировоззрения и стабилизация характера, развитие профессиональных способностей и умений, выбор жизненной позиции, принятие ответственных жизненных решений, а также достижение социальной зрелости и самостоятельности. Зрелый возраст - это время относительной стабильности организма. Но это не означает отсутствия изменений, которые могут быть связаны с образом жизни, профессиональной деятельностью и социально-экономическими условиями в широком смысле этого слова. Рис. 4. Возрастные изменения длины тела и телосложения мужчин (схема по Тегако Л.И., 2003). Приведем величины некоторых антропологических показателей в зрелом возрасте (табл. 2). Периодизация возрастного развития (возрастные периоды развития человека)Деление временной дистанции на своеобразные и неповторимые этапы составляет проблему периодизации развития. Как отмечал Л. С. Выготский, большинство предложенных идей периодизации при внимательном их анализе оказываются формальными, не затрагивающими сути развития. Критикуя существовавшие к тому времени способы деления детства на возрастные этапы, он писал, что периодизации исходят из внешних, но почти не касаются внутренних оснований, относящихся непосредственно к тем изменениям, которые происходят в психике ребенка. Вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном отношении ограниченные стадии, ступени или фазы имеет долгую традицию, но по-прежнему остается открытым. Критерии, на основании которых производится такое деление, а также содержание, число и временная протяженность установленных возрастных периодов чрезвычайно различны. Цель любой периодизации -- обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том -- что обусловливает это качественное своеобразие. В свое время С.Холл, П.Блонский, А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, Э.Эриксон, Д.Эльконин и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации. В психологии используется следующая наиболее общая периодизация. 1. Младенческий возраст - от рождения до 1 года. Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности: Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания). Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Ведущей деятельностью этого периода является эмоциональное общение ребенка со взрослым. Ребенок имеет безусловные рефлексы - дыхательный и сосательный, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный"). Основную часть времени ребенок спит. К концу периода возникает слуховое и зрительное сосредоточение и автономная речь. Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. 2. Раннее детство - от 1 года до 3-х лет. Ведущая деятельность - предметная, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Этот период сензитивен к усвоению речи. Автономная речь исчезает и превращается во "взрослую". К 1 году словарь ребенка состоит из 10 слов, а к 3-м годам - уже 1000-1500 слов. Среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. Внимание и память непроизвольны. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Начинается переходный период - кризис 3 лет - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это негативизм, упрямство, обесценивание, а также кризис самости. 3. Дошкольный возраст - от 3-х до 6-7 лет. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней. Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению. Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Происходит развитие мотивационной сферы: самый важный механизм - соподчинение мотивов. Ребенок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. К концу дошкольного возраста формируется самосознание благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Развивается самооценка. Также для этого периода характерна половая идентификация и осознание себя во времени. На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет. Основные признаки: 1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка); 2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то); 3) симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать. Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. 4. Младший школьный возраст - от 7 до 11 лет. С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития, центром которой становится учитель. Ведущая деятельность - учебная - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Анализирующее восприятие становится синтезирующим. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. 5. Подростковый возраст (отрочество) - от 11 до 17 лет. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Происходит развитие самосознания (формирование "Я-концепции" - система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я"). Характер становится акцентуированным. Пубертатный кризис (едва ли не весь подростковый период) проявляется: 1) кризисом идентичности - расставание со своим "детским я", осознание себя в мире, философское осмысление себя в окружающем - "кто я?", 2) кризисом авторитетов - снижается авторитет родителей, чаще авторитетом является кто-то из подростков, нередко даже полное отрицание авторитетов, 3) сексуальным кризисом - очень типичны проявления, связанные с половым метаморфозом. 6. Юность - от 18 до 22 года. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми. Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Центральный психический процесс юности - развитие самосознания. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира, осознание собственных психических состояний, а вместе с тем и своей уникальности, непохожести на других с характерным для ранней юности чувством одиночества или страхом одиночества. Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. 7. Взросление - от 23 до 29 лет. Социальной ситуацией развития является рабочий коллектив, новая семья, окружающее общество. Особенности: 1) поиск спутника жизни, 2) принятие второй половинки, 3) жизнь в новой семье, 4) родительская роль (начало), 5) развитие карьеры, 6) выработка стиля жизни, 7) принятие обязательств. Основные новообразования: приобретение знаний и навыков планирования семейного бюджета. Кризисом этого периода становятся межличностные переговоры и разрешение конфликтов. 8. Переходный возраст - от 30 до 35 лет. В этот период происходит смена оценок, привязанностей и принятых обязательств; продолжается родительская роль; переоценка значимости людей. Осуществляется переоценка и обновление решений, касающихся отношений, карьеры, стиля жизни. Женщины достигают пика в развитии своей сексуальности, а мужчины начинают, наоборот, испытывать первые признаки старения. Этот период совпадает с началом подросткового возраста их старших детей, это создает для взрослых членов семьи особые проблемы. У детей появляется «своя жизнь», которая может быть мало известна или совсем не известна их родителям. 9. Зрелость - от 36 до 50 лет. Это время завершения критического периода в семейной жизни, который, как известно, может закончиться стабилизацией отношений или их существенными изменениями вплоть до развода. Это качественно новая ситуация не только освоения новых социальных ролей (дедушки и бабушки, свекра и свекрови, тещи и тестя), но и нового отношения как к собственной жизни, так и к жизни вообще. Успешное разрешение кризиса середины жизни обычно включает переформулировку целей, тогда наступает период "новой стабильности". В возрасте около 50-ти лет у многих людей наблюдается психологическое явление, которое принято называть "кризисом идентичности" (своеобразный кризис собственного Я). Появляется потеря чувства нового, ощущение " отставания от жизни", понижение уровня профессионализма. Человек, привыкший себя считать способным, нужным, лицом, соответствующим своему социальному статусу, обнаруживает, что он стал иным. Возникают сомнения в своих возможностях, неуверенность, пропадает радостное ощущение полноты жизни, развивается подавленность, причины которой осознаются не сразу, а осознаваясь, переживаются как исчерпание своих возможностей и т.д. 10. Пожилой возраст - 51-65 лет. Пожилой возраст - это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на «заслуженный отдых». В этот период снижается гормональная активность ферментативных процессов, интенсивность обмена веществ. Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным следствием развития в Я-концепции диалогичности сознания, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека. Создание личного отношения к бренности существования - это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. Для этого периода характерна эгоистическая стагнация - это прерванная связь с настоящим временем, отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Она обостряет в человеке его личностные качества, это время и момент жизни для проявления в полной мере сущностных качеств человека - его любви к людям и жизни или отсутствия таковой. Этот периода обостряется возникающими недомоганиями, проявляющиеся в болезни. 11. Старость - старше 65 лет. Этот период характеризуется обратным развитием. Происходят изменения в анатомо-физиологическом строении. Снижается подвижность и активность психических процессов, притупляется острота восприятия, ухудшается память, в первую очередь на текущие события, затрудняется осмысливание поступающей информации и снижается умственная работоспособность (в первую очередь, за счет умственной утомляемости), обедняется эмоциональная жизнь (даже люди, прожившие бурную эмоциональную жизнь, становятся более спокойными, находят радости во все более узком кругу). Жизнь старого человека в основном состоит из потерь: умирают родные и близкие, с уходом на пенсию исчезает привычная производственная занятость, ослабевают и прерываются прежние социальные связи. Наслаивающиеся биологические и социальные изменения сопровождаются постепенным трансформированием личности: бережливость превращается в скупость, обстоятельность в ригидность, тугоподвижность и раздражительность - в постоянную гневливость. Нередко на передний план выступают инфантильные черты; от окружающих ожидается материнская защита и внимание (часто проявление недовольства из-за "невнимательности врачей" и т.п.). Старые люди избегают перемен в своей жизни, всё чаще в мыслях уносятся в прошлое (которое хорошо помнится). Прошлое (где они были молоды, здоровы, играли активные социальные роли) нередко противопоставляется настоящему и это сравнение не в пользу настоящего, где они стары, больны, одиноки. Однако около 70% находящихся на пенсии могут продолжать работу и многие находят новые занятия. Активность пожилых улучшает их самочувствие, поэтому не следует чрезмерно огранивать их от доступной им деятельности. В качестве компенсации многих психических недостатков в позднем возрасте также выступают богатый профессиональный и жизненный опыт и сопровождающие его мудрость, снисходительность и другие положительные свойства личности. При хороших условиях человек долго сохраняет высокий уровень психической деятельности. Возрастное развитие человека рассматривается по-разному, что определяет особенности периодизации возрастного развития:
Возрастная периодизация человека объединяет период от зачатия до физиологической смерти. На сегодняшний день не существует единой классификации возрастной периодизации жизни человека, так как она постоянно менялась в зависимости от времени и культурного развития. Распределение возрастных периодов происходит тогда, когда в организме человека наступают определенные важные изменения. Этапы возрастной периодизации – это периоды между границами определенного возраста в системе развития человека. Давая определение возрастной периодизации кратко, можно выделить следующие этапы:
Каждый человек после рождения проходит все жизненные этапы последовательно. Из них состоит жизненный цикл. Следует отметить, что не всегда наблюдается совпадение «паспортного» возраста с социальным, биологическим и психологическим. Что же такое возрастная периодизация? Рассмотрим основные периоды жизни здорового человека, которые выделяет возрастная периодизация в психологии. Характеристика возрастных периодов основывается на психологическом онтогенезе. Периодизация возрастная с психологической точки зрения1. Пренатальный отрезок, в котором выделяют 3 этапа:
2. Детство.
В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, начинается этап социальных проявлений;
3. Отрочество.
Время интенсивного полового созревания, который длится до пятнадцати лет. Происходят значительные изменения в функционировании систем организма. Под их влиянием меняется взгляд на собственное «я» и представления об окружающей действительности.
Продолжительность периода – с шестнадцати до двадцати трех лет. С точки зрения биологии организм стал взрослым. Однако, исходя из социального развития , так сказать нельзя. Присутствует желание стать самостоятельным и независимым при отсутствии социальной ответственности. Все важные решения, связанные с дальнейшей жизнью, принимаются в это время: выбор жизненного пути , профессии, самоопределения, формирование самосознания и отношения к саморазвитию. Переход из одного возрастного периода в другой предусматривает возникновение кризисов, тех моментов, которые принято считать переломными. Они наступают из-за изменений в физиологии и психологии растущего человека. Кризисы – сложнейшие этапы жизненного пути, которые вызывают определенные трудности у самого растущего человека, а также людей, которые его окружают. Существует два вида переломных моментов: малые и большие. Кризисы малые (1 и 7 лет, юношеский кризис) появляются с возникновением и развитием умений и навыков, которых не было раньше, возрастающей роли самостоятельности. Большие кризисы (рождение, трех лет, подростковый) характеризуются полной перестройкой социальных и психологических отношений. Это время больших перемен, которое сопровождается эмоциональными всплесками, агрессией, непослушанием. 4. Зрелость.
Начинают проявляться первые признаки приближающейся старости: уходит былая красота, ухудшается самочувствие и здоровье в целом. В семье появляется холодность. Дети, став взрослыми, ведут самостоятельную жизнь, в отношениях с ними происходит отчуждение. Усталость и депрессивные настроения – частые спутники этого возраста. Одни пытаются найти спасение в мечтах о новой яркой любви (или воплощают мечту в жизнь). Другие «горят» на работе, обеспечивая головокружительный взлет карьеры.
5. Старость. Происходит переосмысление всей жизни, размышление о духовности и переоценка поступков. Обзор прожитых лет с точки зрения философии: прошла ли жизнь зря или была насыщенной и неповторимой. В это время проявляются кризисные периоды, связанные с переосмыслением прожитой жизни.
1) Думая о ее неизбежности, человек вначале ощущает ужас от беспомощности, так как предотвратить это событие он не может. 2) Гнев, который изливается на всех молодых и здоровых, находящихся рядом. Он приходит с осознанием, что человеческая жизнь подходит к концу и поделать с этим ничего нельзя. 3) Попытка совершения сделки: с врачами или путем покаяния. Человек «выпрашивает» годы жизни, выполняя все предписания врача, занимаясь самолечением или активно посещая церковь. 4) Депрессия. Осознание неминуемой смерти не покидает человека. Он замыкается в себе, часто плачет, думая о родных и близких людях, которых ему предстоит покинуть. Наступает полное отсутствие социальных контактов. 5) Принятие смерти. Смиренное ожидание неминуемого конца. Состояние, когда человек психологически уже мертв. 6) Наступление клинической смерти характеризуется полной остановкой сердца и прекращением дыхания. В течение 15-20 минут человека еще можно вернуть к жизни. 7) Физиологическая смерть связана с прекращением работы всех функций организма. Определение данной возрастной периодизации связано с физиологическими особенностями организма, уровнем развития психики, а также основными поведенческими особенностями человека. Философское понятие о возрастной периодизацииНачиная с древности, в разных странах ученые имели свое представление о понятии возрастных особенностей . Современная возрастная периодизация с успехом использует предложенные модели. Например, в Китае считали, что человеческая жизнь делится на 7 периодов, причем лучшим считался возраст с 60 до 70 лет. Это время называли духовным расцветом человека и проявлением его высшей мудрости. Гиппократ разделял человеческую жизнь на 10 этапов, каждый из которых длился 7 лет. Отчет времени начинался с рождения. Весьма интересно разделение этапов жизненного пути по Пифагору. Он считал, что возрастная периодизация – это подобие времен года.
Начало жизни. Период становление и развития личности. Проходит от рождения до 20 лет.
Пифагор считал, что все в человеческой жизни характеризуется числами, которые обладают магическими свойствами. Ученый предполагал, что возрастная периодизация развития – это изменяющиеся «сезоны» жизни, а человек является частью природной жизни. В основе его возрастной периодизации и характеристики периодов лежит идея вечной жизни через перевоплощение и изменение. Так ли важен возраст?Каждый из нас сам волен определять, по каким критериям определять возрастной период, в котором он живет. Ведь понятие «возраст» весьма относительно. Кто-то считает себя молодым до тех пор, пока сохраняется внешняя привлекательность и крепкое здоровье. Часто люди пытаются всеми доступными средствами продлить это внешнее проявление молодости. А кто-то и 80 ведет активный образ жизни, привлекая окружающих своим оптимизмом. Как правило, такие люди очень мало болеют, сохраняя активность до глубокой старости. Помните, что возраст определяется состоянием души, а не цифрами в паспорте. Известно, что физическое и умственное развитие личности тесно связано с возрастом. Каждому возрастному периоду соответствует свой уровень физического, интеллектуального, социального и духовного развития. 4.1. Возраст человека Возраст - универсальное социальное явление. Люди рождаются, взрослеют, стареют и умирают, но в каждом конкретном социуме это происходит по-разному. С самых ранних стадий биология человека испытывает влияние социальных факторов. В связи с этим индивидуальный возраст человека - это взаимодействие биологического взросления, психологического развития и изменений в культурной и социальной средах. Возраст человека справедливо считают объектом междисциплинарного исследования. В науке принято выделять несколько типов возраста. Наиболее распространенными типами возраста человека считаются: абсолютный возраст и условный возраст, или возраст развития. Абсолютный возраст - это собственно календарный или хронологический возраст, т. е. возраст от рождения до конкретного времени его измерения. Условный возраст определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития и устанавливается на основании каких-то качественно-количественных признаков. Вместе с тем в человеческом индивидууме в каждый конкретный момент времени существуют несколько возрастов (хронологический, биологический, социальный, психический, двигательный и др.). Биологический возраст характеризует состояние обмена веществ и зрелость функциональных систем организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. В биологическом возрасте выделяют скелетный возраст, зубной, возраст полового созревания. Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества (дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный возраст, юридически брачный возраст, возраст гражданского совершеннолетия). Социальный возраст определяется путем соотнесения уровня социального развития индивида, овладения им определенными социальными ролями с тем, что статистически нормально для сверстников. Под психическим возрастом принято понимать уровень развития умственной, эмоциональной, нравственной, реакреационной, психосексуальной сторон психики. Их иногда называют индикаторами психического возраста. В зависимости от уровня их развития по сравнению с соответствующими среднестатистическими нормативами судят о психической зрелости для данного возраста или о психическом возрасте. Как свидетельствует практика физического воспитания , дошкольного и школьного образования, медицинского контроля состояния здоровья и др., оценка истинного возраста человека является крайне важной и непростой проблемой. Лица одного и того же паспортного возраста иногда значительно отличаются друг от друга по биологическому возрасту. В свою очередь, биологический возраст во многом находит отражение в психическом возрасте, в зрелости анализаторных систем организма и в целом в физиологической, психической и психофизической дееспособности индивидов. При этом возрастные различия могут достигать от трех до пяти лет. Данные науки свидетельствуют о том, что дети разного биологического возраста отличаются друг от друга по физическому и интеллектуальному развитию, показателям моторики, или, как принято говорить, по уровню зрелости отдельных систем организма. В связи с этим специалисту, будь то в системе образования или физического воспитания, здравоохранения и др., очень важно знать истинный возраст ребенка, в противном случае он вынужден рассматривать своих подопечных как равных по возрасту, «мерить» их одной и той же «меркой», предъявлять равные требования. А это чревато неправильными выводами, а в ряде случаев, как, например, в спорте, очень часто приводит к отсеву иногда потенциально одаренных ретардированных (имеющих замедленные темпы роста и развития) детей, в других случаях - к перегрузкам еще не сформировавшегося организма и даже к различным недугам, в том числе сердечным заболеваниям, перенапряжениям миокарда и т. п. Прежде чем рассматривать факторы, определяющие возраст человека, необходимо остановиться на основных закономерностях индивидуального развития человека и определении некоторых понятий.
Все перечисленные явления постоянно присутствуют в процессе роста, но их вклад зависит от конкретного периода индивидуального развития. Например, число клеток мозга определяется уже к 4-5 месяцам беременности, а число мышечных волокон окончательно устанавливается только после рождения.
В этой связи часто говорят о зрелости отдельных систем организма: половая зрелость - полное достижение организмом функциональной способности к воспроизводству. Костная зрелость - полная оссификация скелета у взрослого человека. Зубная зрелость (зубной биологический возраст) определяется на основе числа и последовательности прорезывания зубов и сопоставления этих данных с существующими стандартами (ниже будет разобран данный вопрос подробно). Основное различие между ростом и созреванием состоит в том, что рост фокусируется на размерах тела, а созревание - на темпах их достижения, но эти процессы неразрывно связаны между собой, и они отражают в целом уровень развития или развитие (биологическое, психологическое, психическое, социальное). Для правильного управления процессами обучения и воспитания педагоги много раз делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию. Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей, характерных для определенного периода жизни. Сущность возрастных изменений особенно наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связаны между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в интеллектуальной, социальной и духовной сферах. Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные) - только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. В онтогенезе человека выделяют несколько периодов, для каждого из которых характерны определенные закономерности роста и развития. В этой связи необходимо остановиться на периодизации хронологического возраста. Согласно периодизации, принято выделять следующие периоды и границы (табл. 4). Таблица 4. Возрастная периодизация онтогенеза человека.
Согласно схеме периодизации онтогенеза человека, выделяют еще три периода - пожилой, старческий возраст и период долгожителей. Старение - это совокупность биологических процессов, происходящих в органах и системах организма в связи с возрастом, сокращающих адаптационные возможности организма и повышающих вероятность смерти. Для школьных и спортивных педагогов наиболее интересна периодизация детского, подросткового и юношеского возраста. Это связано с тем, что основной контингент учащихся спортивных школ - мальчики и девочки от 4-5 до 16-18 лет (табл. 5). Таблица 5. Периодизация детского возраста. Дошкольное детство (от 3 до 6 лет) - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи, где проходило основное развитие и воспитание ребенка, расширяются до пределов улицы, города, страны. Ребенок впервые попадает в детский коллектив, начинает включаться в специально организованный образовательно-воспитательный процесс в рамках дошкольных образовательных учреждений. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему, конечно, еще недоступно. Кроме того не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Младший школьный возраст (6-10 лет) называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх, но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него начинает появляться другая логика мышления. Учение для него становится значимой деятельностью , которая оценивается взрослыми. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу (в 6 или 7 лет), он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося «Я сам», ребенок стремился действовать в этом мире предметов. В 7 лет он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением оцениваемой взрослыми учебной работы. Как считает Л. И. Божович, кризис 7 лет - это период рождения социального «я» ребенка. Изменение социального статуса ребенка, связанное с началом школьной жизни, предполагает психологические изменения в деятельности. Они проявляются в сложности усвоения нового режима деятельности, изменении взаимоотношений с семьей, выработке нового типа взаимоотношений с учителями и одноклассниками, возникающих затруднениях в учебной деятельности. В начале младшего школьного возраста все усилия ребенка направлены на усвоение своей новой роли в обществе - роли ученика. К 8-9 годам при нормальном развитии событий ребенок адаптируется к школьной жизни и начинает проявлять интерес к другим видам занятий, в том числе и к занятиям физической культурой и спортом. 4.2. Становление личности младшего школьника
Средний школьный возраст (10-15лет) называют еще «подростковым возрастом». Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Векторы психического и физического развития не идут параллельно, границы того периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже, пубертатный кризис может начаться и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. В связи с этим подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое развитие. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем в относительно спокойный период времени буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются ощущением разбитости, печалью и полной пассивностью. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Подросток вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Осознание этого состояния приводит к заключениям типа: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Бурный рост и перестройка организма в подростковом возрасте резко повышают интерес к своей внешности. Формируется новый образ своего физического «я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенок остро переживает все изъяны внешности, как действительные, так и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, излишний вес или худоба - все это расстраивает подростка, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявлять понимание и тактичность. На старший школьный возраст (15-18 лет) приходятся ситуации поиска смысла жизни, своего места в динамично изменяющемся мире. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Иногда в этом возрасте все еще существуют значительные внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими. Динамика развития в возрасте от 15 до 18 лет (ранняя юность) зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми , существенно влияющими на процесс самоопределения. В переходный период от подросткового возраста к юношескому возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается. При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста - этапа эмансипации от взрослых - обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. С родителями обсуждаются вопросы жизненных перспектив, будущее профессиональной деятельности. Старшеклассник относится к близкому взрослому, как к идеалу. В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах: в области человеческих взаимоотношений, моральных норм, различных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «я» - каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Отношения с взрослыми хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Общение со сверстниками необходимо для самоопределения в ранней юности, но оно имеет совсем другие функции, чем общение со взрослыми. Если к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется на будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, как будет любить уже взрослый человек. В то время начинает формироваться нравственная устойчивость. В своем поведении старшеклассник более ориентируется на свои собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего небольшого жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной. Изменения, происходящие в старшем школьном возрасте, связаны с завершением формирования соматотипа, сформированностью представления о собственной уникальности, эмансипацией от родителей, возникновением потребности в романтической любви, построением новой системы отношений с родителями, поиском смысла жизни. 4.3. Социальное становление личности подростка
Рост организма может быть определенным и неопределенным. Определенный рост - рост прекращается к определенному времени: птицы, насекомые, млекопитающие, человек. Неопределенный рост – постоянный рост: растения, рыбы, земноводные. Возрастная периодизация жизни человека (1965).
Период новорожденности . Приспособление ребенка к новым для него условиям внешней среды. Начинают функционировать система внешнего дыхания, желудочно-кишечный тракт, меняется характер кровоснабжения, со стороны центральной нервной системы преобладают процессы торможения. Температура тела неустойчива в первые дни (+/-2,5 градуса). К концу недели катаболическая фаза сменяется анаболической. Начинается рост тела, улучшаются показатели ферментативных и других систем. Грудной возраст . Значительное усиление обменной активности при выраженной незрелости систем. Увеличение числа клеток. Размеров органов. Формирование и специализация органов, увеличение массы тела, изменение состава крови: замена фетального гемоглобина на более зрелый гемоглобин. Органы пищеварения, дыхания имеют очень ограниченные возможности. Быстро происходит созревание центральной нервной системы и периферической нервной системы. Приобретение и накопление условно-рефлекторных связей. К концу года повышается психомоторное развитие ребенка. Изменение длины тела.Масса тела новорожденного. У детей до года увеличение длины тела на 1 см сопровождается увеличением массы на 280 – 320 г. У детей более старшего возраста определяется по формулам. Поверхность тела на 1 кг его массы у новорожденного в 3 раза больше, чем у взрослого. Масса мозга новорожденного 330 – 430 г. К концу первого года жизни увеличивается в 2 – 2,5 раза, к концу второго года в 3 раза. После 7 лет увеличение мозга замедляется, а к 20 – 29 годам достигает максимума.(1355г у мужчин и 1220 г у женщин). Количество борозд и извилин у новорожденного такое же, как и у взрослого, но их дифференцировка и развитие выражены слабо. Дифференцировка нервных клеток идет в первые 5 – 6 месяцев и заканчивается в основном к 8 годам. Кора больших полушарий по строению похожа на кору больших полушарий взрослого человека. Совершенствуется двигательная область коры и появляется способность к тонким коордиционным движениям. Активное развитие спинного мозга, к 2 годам как у взрослого. К 4 годам формируется нижний носовой ход, способствующий согреванию и очищению воздуха. Жизненная емкость легких, количество альвеол к концу дошкольного периода, как у взрослого. Жизненная емкость легких в 4 года – 1100 мл, в 6 лет -1200 мл. Масса сердца к 5 годам увеличивается в 4 раза, к 6 годам в 11 раз по сравнению с исходной. Происходит окончательная дифференцировка. К5-7 лет прорезаются постоянные большие коренные зубы (первые – слева). Органы чувств. К 5 – 7 годам хорошо развиты все виды чувствительности кожи. Продолжается совершенствование иммунной системы. Процесс иммунизации заканчивается до половой зрелости. Сроки полового созревания для девочек -12-16 лет, для мальчиков – 13 – 18 лет. В этот период наблюдается быстрое скачкообразное увеличение размеров тела, жизненной емкости легких, мышечной силы и работоспособности. Это пубертатный период. В это время максимальная скорость роста у мальчиков – до 10 см в год. У девочек немного меньше. Пубертатный период у девочек на 2 года меньше. У многих детей наблюдается регулярное сезонное увеличение длины тела (весной быстрее, осенью – медленнее). С изменением роста совладает изменение скелетных размеров, мышечной массы, рост печени, почек. Детство стремится к жизни, отрочество пробует ее, юношество упивается ею, зрелый возраст вкушает ее, старость ее жалеет, дряхлость привыкает к ней. Пьер Буаст, французский лексикограф XVIII-XIX вв. Развитие человеческого организма происходит непрерывно, на протяжении всей жизни, и в процессе индивидуального развития человека, как и любого биологического организма, можно выделить ряд периодов, этапов возрастной биографии, каждый из которых имеет свои характерные черты. Продолжительность каждого из этих периодов определяется биологическими особенностями организмов данного вида, а также во многом зависит от действия экологических факторов. Помимо действия биологических и экологических факторов, на продолжительность того или иного периода развития человека, как существа биосоциального, оказывают влияние и общественные факторы (экономическое состояние среды обитания, степень интеллектуального развития, образ жизни). Понятие периода жизни человека тесно связано с понятием «возраст». Под возрастом принято понимать: 1) период времени от рождения организма до настоящего или любого иного момента; 2) биологическую эволюцию организма, т.е. характеристику его жизни, отражающую момент рождения, рост, развитие, созревание и старение. Различают хронологический (паспортный, календарный) и биологический (анатомо-физиологический) возраст. Хронологический возраст - это период от рождения до момента его исчисления, т.е. разность между датой исследования и датой рождения. Биологический возраст - совокупность признаков, характеризующих биологическое состояние организма, уровень его жизнеспособности и общего здоровья. Хронологический возраст имеет четкие границы во времени - час, день, месяц, год. При этом биологические особенности данного конкретного организма не учитываются. Биологический возраст определяется всей совокупностью обменных, анатомических, функциональных, регуляторных, психологических особенностей , приспособительными возможностями организма. Он также представляет собой определенные отрезки времени, но в отличие от календарного временные интервалы биологического возраста, на протяжении которых происходят необратимые возрастные изменения, ограничены менее четко. Именно эти временные промежутки используются в качестве критериев возрастной периодизации жизни человека, так как многие показатели функционального развития организма, его систем соотносятся прежде всего с биологическим возрастом и в меньшей степени с календарным. Биологический возраст может не соответствовать хронологическому. При некоторых патологических состояниях (например, при прогерии*) биологический возраст опережает календарный, а при некоторых других - отстает от него (например, при инфантилизме*). Расхождение сроков хронологического и биологического возраста зависит и от конституциональных и расовых особенностей организма, состояния здоровья человека, региональных отличий, связанных с климатическими условиями, режимом и характером питания и т.д. Выделение возрастных периодов носит достаточно условный характер, а представление о возрастных периодах относительно. Но для практических целей такое деление необходимо. Критерии, по которым определяются те или иные этапы жизни, те или иные возрастные периоды человека, их продолжительность зависят от ряда факторов. Это в первую очередь биологические особенности организма, во-вторых, социальные факторы (условия среды обитания, уровень жизни), в-третьих, уровень научных знаний и состояние здравоохранения. Имеют значение и другие факторы, влияющиекак на состояние здоровья человека, так и на его мировоззрение. Большое значение определение возраста, выделение возрастных периодов имеют для оценки качества жизни. К параметрам, позволяющим оценить качество жизни, относятся: биологический возраст; психологический возраст (самоощущение возраста); поведенческий возраст (осанка, походка, выбор одежды, речь, манера общения с окружающими); сексуальный возраст (отношение к лицам противоположного пола, реальные половые возможности); волевой возраст (умение ставить цель и добиваться ее выполнения, сохранность волевых качеств на протяжении жизни). Возрастные периоды - это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов, систем организма и всего организма в целом. На протяжении жизненного цикла человека - от зачатия до смерти - можно выделить три основных периода: период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, половой, психологической зрелости; период относительной стабильности, зрелости функциональных систем организма; период угасания, ослабления и деструкции* функциональных систем во время старения организма, наступающий после прекращения репродуктивной* функции. Границы между теми или иными возрастными периодами не всегда можно четко установить, особенно у взрослого человека. Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, и оно отражает прежде всего этапы созревания нервной системы, внутренних органов, жевательного аппарата, становление высшей нервной деятельности. Это объясняется тем, что именно в детстве качественно новые изменения протекают динамичнее. Для периода детства характерен непрерывный процесс роста и развития, когда органы и функциональные системы ребенка изменяются в соответствии с известными возрастными границами. Однако периоду детского возраста предшествует период внутриутробного развития, в котором можно выделить стадии эмбрионального (первые II лунных месяца) и плацентарного (с III по X лунный месяц) развития. Таким образом, в детском возрасте выделяют: А. Внутриутробный этап:1) стадия эмбрионального развития (первые II лунных месяца); 2) стадия плацентарного развития (с III по X лунный месяц). Б. Внеутробный этап: 1) период новорожденное™ (до 4 нед); 2) период грудного возраста (с 4 нед до 12 мес); 3) преддошкольный, или старший ясельный, период (от I года до 3 лет); 4) дошкольный период (с 3 до 6-7 лет); 5) младший школьный период (с 6-7 до 11-12 лет); 6) старший школьный, или подростковый, период (с 12 до 16-18 лет). Наиболее значимые изменения в организме детей происходят на первом году жизни, когда буквально каждый месяц сопровождается качественно новыми, весьма ощутимыми сдвигами в развитии, позволяющими очень точно и достоверно выделить эти небольшие этапы жизни ребенка. Такое детальное и точное разграничение невозможно осуществить ни в какой другой возрастной период. Тем не менее в жизни взрослого человека также можно выделить определенные этапы, или возрастные периоды. Однако классификация этих периодов и их временные границы могут меняться, что связано с развитием научных знаний в области возрастной физиологии, биологии человека, развитием геронтологии, а также изменениями в окружающей среде и образе жизни. В настоящее время выделяют следующие периоды в жизни взрослого человека: 1) юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 лет до 21 года у мужчин); 2) зрелый возраст (от 20 до 55 лет у женщин, от 21 года до 60 лет у мужчин). Он в свою очередь подразделяется на два подпериода: а) от 20 до 35 лет у женщин, от 21 года до 35 лет у мужчин - I подпериод зрелого возраста; б) от 35 до 55 лет у женщин, от 35 до 60 лет у мужчин - II подпериод зрелого возраста. Ряд исследователей выделяют в зрелом возрасте следующие группы: а) молодой возраст - до 45 лет; б) средний возраст - 45-60 лет. На границе зрелого и пожилого возраста ввиду важности происходящих в организме процессов выделяют особый возрастной промежуток - климактерический период (от 45 до 60 лет у женщин, от 50 до 60 лет у мужчин); 3) пожилой возраст (от 55 до 75 лет у женщин, от 60 до 75 лет у мужчин); 4) старческий возраст (от 75 до 90 лет); 5) позднестарческий, или макробиотический, возраст (после 90 лет; таких людей называют долгожителями). Возрастные границы этих периодов достаточно условны, особенно это касается старших возрастных групп . В мире общепринятого определения пожилого возраста не существует. Обычно за основу берут возраст выхода на пенсию, но в разных странах он не одинаков, различен он и для мужчин и женщин, для разных профессиональных групп. К тому же с увеличением продолжительности жизни, улучшением условий существования он может изменяться. Выделение этапов жизнедеятельности человека обусловлено различными анатомо-физиологическими, психологическими, социальными особенностями, различиями в некоторых потребностях, а также способах их удовлетворения. Поэтому периодизация жизни человека имеет важное значение как для конкретной сестринской деятельности, так и для разработки рекомендаций адекватных режимов жизни, питания, профилактики заболеваний, стандартов ухода за людьми разных возрастных категорий и т.д. При этом деятельность медицинского персонала, в том числе сестринского, в каждом из возрастных периодов имеет свои особенности, о чем подробнее будет сказано в последующих главах. В этапах жизни человека можно выделить несколько наиболее важных, критических, периодов, так называемых горячих точек возрастной биографии, которые характеризуются более значительными физиологическими, психологическими и морфологическими изменениями, требующими повышенного внимания со стороны как медицинского персонала, так и самого человека и его ближайшего окружения. К таким периодам относятся прежде всего период новорожденное™, период полового созревания (пубертатный), климактерический и период старения. Такие критические периоды есть и в зрелом возрасте, и связаны они как с физиологическими, так и в большей степени с психологическими и социальными особенностями того или иного периода жизни. Это третья «горячая точка» возрастной биографии человека (первая - период новорожденное™, вторая - пубертатный возраст), приходящаяся на период от 20 до 25 лет (с возможными колебаниями в зависимости от этнических, культурных особенностей тех или иных групп в пределах 4 лет). Этот период в целом совпадает для мужчин и для женщин. Следующие «горячие точки» жизненных этапов мужчины и женщины по возрасту не совпадают. Для женщин это возраст около 30 лет, для мужчин - около 40. Это, во-первых, традиционная европейская система:Луна определяет 1-й – 3-й годы жизни,
|
Еще в прошлом столетии женщина 30 лет считалась пожилой. При поступлении в родильное отделение будущую маму относили в категорию старородящих и одаривали неодобрительными взглядами. В наши дни ситуация в корне изменилась. Сейчас 40-летняя беременная женщина мало кого удивляет. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и другими критериями.
Тенденция заставила мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы. В частности, изменилась классификация возрастов ВОЗ.
Классификация ВОЗ
Согласно имеющимся данным, Всемирная Организация Здравоохранения делит людей на следующие группы и категории:
При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.
Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.
Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.
Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.
Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.
Влияние возраста на человека
Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.
Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет. Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию. Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.
В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.
Что касается мужской части населения, она также подвержена депрессивным состояниям. В результате представители сильной половины человечества в среднем возрасте рушат семьи, создавая новые с молодыми девушками. По мнению психологов, таким образом мужчины пытаются удержать уходящие годы.
Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.
Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.
Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет +/-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.
Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.
В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Демоверсия устной части огэ по русскому языку
- Княгиня ольга — духовная мать русского народа
- Сатанинский алтарь Ленина
- Почему щелочной гидролиз сложных эфиров процесс необратимый
- Путешествие в древний Новгород
- Валентные возможности атомов
- Хмурый жлоб порошенко приехал в европу в дырявых носках
- Образец психологического тестирования для поступления на специальность «Правоохранительная деятельность Психологический тест в колледж мчс
- Что предсказывали России знаменитые предсказатели?
- Когда узнали, что Земля круглая?