Главная - Практическая психология
Социальная структура древнеегипетского общества. Социальная структура древнего египта Особенности распределения земель

Социальная структура оформилась ко времени Среднего царства, в период Нового царства произошло ее усложнение. Эта структура подобна египетской пирамиде, на вершине которой находился фараон, на ступеньку ниже – высшее чиновничество и жречество, высшие военачальники, далее – номовая знать, среднее чиновничество и жречество – общинники – царские люди – рабы. Благосостояние господствующего класса зависело от положения в должностной иерархии. Расширение господствующего класса происходило за счет зажиточного коестьянства в связи с усложнением объема и функций государственной власти. Существовала система общегосударственного перераспределения рабочей силы, особенно царских людей.

3. Государственный строй Египта

Во главе государства находился фараон , у которого была вся полнота государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная. Фараон – живой бог, для поклонения которому был создан сложный церемониал и обряды почитания. Почитались как боги и умершие фараоны.

Реальную роль в управлении государством играл царский двор. Во главе его был первый помощник фараона – джати (визирь) . Его функции:

    глава финансового ведомства (государственные житницы и “золотая палата”);

    руководство общественными работами (ирригация и царские постройки – государственный архитектор);

    градоправитель столицы и высшая полицейская власть;

    глава высшей судебной инстанции (6 судебных палат или “великих домов”);

    глава военной власти (в эпоху Нового царства).

В подчинении фараона и визиря находились руководители отдельных ведомств по различным отраслям управления (строительство, ремесло, внешняя и внутренняя торговля и т. д.), у которых в подчинении был огромный штат чиновников. В обществе высоко ценилась грамотность, т. к. должность писца являлась первым шагом в чиновничьей карьере. Помимо штатных чиновников существовали “послушные призыву” (из разных социальных слоев), которые выполняли отдельные приказы и поручения.

На уровне местного управления главной фигурой оставался номарх, у которого имелись те же полномочия, что и у фараона, но в масштабе подчиненной ему области. У него был свой штат чиновников. На низшем административном уровне существовали общинные советы, которые обладали судебной, хозяйственной и административной властью на местах, и общинные старосты на выборной основе. В эпоху Среднего царства советы теряют значение, а старост заменяют государственные чиновники.

Армия формировалась из ополчения и лишь отдельные отряды из наемников-ливийцев. В эпоху Нового царства происходит увеличение доли наемников и повышение профессионального уровня солдат, что способствовало победам Египта над внешними врагами. Дальнейшее увеличение доли наемников в условиях ослабления царской власти привело к тому, что армия стала источником смут.

Суд не был отделен от администрации. На местах судебные функции имели общинные органы, в номах – номархи (“жрецы богини истины”). Высший надзор за судопроизводством осуществлял визирь, а высшая судебной инстанцией был фараон, который мог назначать чрезвычайных судей. Судебные функции имелись и у храмов. Судопроизводство письменное. Были в Египте и тюрьмы – административные и хозяйственные поселения преступников, привлеченных к работам. Их деятельностью занималось ведомство “поставщика людей”.

История Др. Египта берет свое начало около 3000-2300 лет до н.э. в эпоху образования Раннего цар¬ства, ставшего первым гос-вом на Земле. Постепен¬но первое гос-во увеличивало свое могущество и ста¬новилось державой, претендующей на мировое господство. Во главе гос-ва стоял фараон, имевший абсол. власть: весь Египет, его природные ресурсы, трудовые, материальные и культурные ценности счи¬тались собственностью фараона. Само гос-во отож¬дествлялось с понятием «ном», или дом фараона. Общественная жизнь отражала содержание и струк¬туру древнеегипетской религии – политеизма. Политеизм – это вера в пантеон, или множество богов. Боги Др. Египта олицетворяли природные яв¬ления и одновременно явления общественного поряд¬ка. Птах – бог воды, земли и мирового разума, со¬здатель всего сущего. Он почитался как покровитель искусств и ремесел и изображался только в образе человека. Особым почитанием он пользовался у жи¬телей Мемфиса, но по версиям жрецов др. городов возникновение мира началось с первобытного водно¬го хаоса – Нун, из которого возникает бог Солнца, Атум, превратившийся в бога Ра, и вся последующая иерархия богов: бог воздуха Шу, богиня влажности Тефнут, бог земли Геб, богиня неба Нут и др. Боги¬ня Маат имела важное соц. значение и олицетворя¬ла социальный порядок. Окружающий мир разделялся в мировоззрении древних египтян на земной мир и мир загробный, над которыми одинаково светило солнце Ра. Мифология и религия египтян стали основой веры в заупокойный культ, заключавшийся в протесте против смер¬ти, которую они считали «ненормальностью» и уст¬раивали пышные празднества по умершему. Египтя¬не верили в бессмертие души человека, или в его бессмертный двойник – Ка. Несогласие египтян с неизбежностью смерти поро¬дило вероучение, по которому смерть не есть конец жизни и умерший может воскреснуть. Это вероуче¬ние сделало необходимым постройку мастаб и пира¬мид. Мастабы – это многоярусные захоронения с ячейками для утвари, обеспечивающей существова¬ние умершего за порогом смерти. Одна из первых пирамид была построена около 5 тыс. лет назад в честь фараона Джосера. Она отличалась ступенчато¬стью строения и возвышалась как лестница в небо. Самая знаменитая и грандиозная по своим масшта¬бам пирамида строилась в течение 20 лет и была воздвигнута вблизи г. Гиза в честь фараона Хеопса.

16Даосизм: теория, практика, отражение в литературе и искусстве

Даосизм зарождается в VI-V вв. до н.э., это рели¬гиозно-философское учение о Дао, или о жизненном пути --едином, объективном законе, которому под¬чинен весь мир. Его основателем является Лао-цзы, а его представителем – Чжуан-цзы. Даосы высту¬пали против системности и логики изложения, а их трактаты изобиловали иносказательными притчами. Они писали о том, что составляет неуловимость пу¬стоты вне композиции и структуры. Но в то же вре¬мя даосизм есть вполне целостное учение, в котором все подчинено главной категории – тому, что «скры¬то», «чудесно», «божественно», –Дао. Для даоса мир беспределен и вечен, а земные мерки безнадежно ограничены. В книге «Дао дэ цзин» Лао-Цзы сравнивает Дао с пустотой, лежащей в основе мира и пребывающей в недеянии (у вей), но в то же время нет ничего, что бы оно ни сделало, и в своем действии оно неисчер¬паемо: «Превращения невидимого Дао бесконечны. Дао – глубочайшие врата рождения». Путь Дао – это путь бесстрастного познания сути всего суще¬ствующего. Форму бытия Дао Чжуан-цзы определя¬ет как «естественность», которая выступает всеобъ¬емлющим единством всего сущего, по отношению к которому не может быть никакого воздействия извне. «Естественность» как единое есть не само бытие, но принцип бытия – «пустота», или «совершенная чис¬тота» (небытие). Само Дао подчинено неудержимо¬му потоку «духовных перемен (шень хуа) естествен¬ности» и обретает себя в акте самоотрицания ил"и возвращения к истокам, Дэ – это немыслимая искусность и творческая сила естественной, спонтан¬ной деятельности человека. Дэ есть добродетель, не осознающая себя добродетелью, и потому, когда она создает сущее, не стремится им обладать, а когда руководит, не считает себя властелином. Человек, наделенный добродетелью, или дэ, внутренне совер¬шенен и способен подчинять себе людей. Даоская аскеза стремится к возвращению к истокам через достижение состояния естественности, обретаемого в спонтанном действии или недеянии. В искусстве даосизм утверждал преемственность несотворенного хаоса и технической деятельности людей в неисчерпаемой конкретности бытия. Красота у даосов представляет, согласно закону символиче¬ской формы, контрастное единство сокрытия и вы¬ражения. Полноценном выражением стилистическо¬го единства традиционной культуры Китая становят-, ся живопись, музыка, поэзия. Искусство было направлено к внутренней реализации человеч. духа, не имеющего внешней формы и доступного лишь символическому выражению. Можно сказать, что ис¬кусство Др. Китая –- это творческое развертывание Дао как истока должного, прекрасного, полезного, но не сводимого ни к долгу, ни к красоте, ни к пользе. Основной темой древнекитайского искусства стано¬вится идея «пустоты» (сюй), или реальности, все в себя вмещающей и себя опустошающей. Пустота в даоской философии означала и отсутствие наличия, и предельную целостность, и бесконечную перспек¬тиву самотрансформации бытия. Символизм «само¬опустошающейся пустоты», т.е. самораскрывающей¬ся реальности, превосходит не только свои проявле¬ния, но и сам принцип проявлений.

3.Особенности власти фараона

Правда, нельзя сказать, что на протяжении всего существования Древнего Египта власть фараона носила постоянно безраздельный характер. Периоды спада и расцвета были характерны и для его влияния тоже. Например, к концу Древнего Царства значение царя стало ослабевать. Количество его земель уменьшилось от постоянных подачек и подарков чиновникам, казна опустошалась армией приживальщиков и нахлебников. Политический кризис сменился экономическим. Подобное явление можно было наблюдать и в некоторые годы Среднего царства. Тогда номархи стремились получить в свои руки максимально возможные привилегии и власть, что снижало общий авторитет фараона. В целом же крайняя замедленность эволюции социальной структуры была отличительной особенностью общественного устройства Древнего Египта.

Доктрина управления и подчинения в Древнем Египте

Система верховной власти не могла бы быть жизнеспособной, не окружи себя властитель когортой вельмож, своих ближайших соратников. Для того чтобы удержать и гарантировать их лояльность, фараон отдает часть богатств, земли, делегирует определенные полномочия, укрепляя систему правления. Но в присутствии фараона знать все равно должна была вести себя скромно и приниженно – им даже не всегда дозволялось стоять рядом с царем. В любом случае египетская аристократия была важнейшим звеном социальной иерархии, поддерживающим власть верховного правителя и обладающим большими правами и полномочиями.

На равной ступени со знатью располагаются жрецы, которых фараоны всячески поощряли в максимальной степени, учитывая влияние веры на обычных граждан, которые поклонялись богам в культовых храмах, находившихся в ведении жрецов. Жречество получало значительные объемы богатств и земель. Жизнь каждого жителя Древнего Египта была неразрывно связана с религией, поскольку египтяне верили, что жрецы наделены исключительной способностью общаться с Богами. Жрецы подтверждали на официальном уровне божественное происхождение и статус правителя. Используя авторитет жрецов, фараоны могли проводить всевозможные непопулярные общественные, налоговые и социальные реформы, объясняя это стремлением исполнить волю Богов. Этому ни один египтянин не мог противостоять или возражать. Верховному жрецу храма подчинялись низшие чины – уабу. Они заботились о храме, проводили ритуалы и осуществляли подношения богам: все соответствовало заведенному порядку и традициям. Жрецы-астрономы следили за звездами и предсказывали будущее, чтецы проговаривали молитвы и священные тексты, библиотекари следили за папирусами и таблицам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

древний египет фараон царство

Введение

1.1 Историография вопроса

2.3 Древнеегипетская повседневность в эпоху Нового царства

3. Своеобразие государственного устройства и властеотношений в Древнем Египте эпохи Нового царства

3.1 Роль фараона в организации и функционировании системы государственного управления

3.2 Институт везирата в эпоху Нового царства

Заключение

Список использованной литературы и источников

Приложение

Введение

Одним из древнейших государств мира является Египет. История этого древнего государства во всех аспектах интересна ученым из разных стран, разных научных дисциплин. Египет интересен по сей день, его история. Все стороны жизни Древнего Египта являются предметом изучения ученых: кто стоял во главе государства, какова была внешняя и внутренняя политика, экономическая жизнь страны, социальная структура и имущественные отношения, военная организация государства, жизнь фараонов и жрецов, культура и искусство, повседневная жизнь египтян, положение женщины в обществе и т.д. Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - 345 с.

С Древним Египтом связано много загадочного и таинственного. С этим и связан широкий интерес к этой древней цивилизации. Первыми, кто заговорил об этой стране, были древние греки. Ученые, философы Древней Греции увидели в египетских иероглифах таинственные знаки, которые не имели отношения к реальной жизни.

С восхищением и удивлением говорил о изображениях богов Древнего Египта Геродот. Он изумлялся тому, что они были изображены с головами птиц на огромных пирамидах, его поражали священные быки и крокодилы. Даже могучий Рим, вступив в более тесные отношения с Египтом, не сумел сорвать с него мистического покрова загадочности.

Лишь спустя восемнадцать веков туман, окружавший страну фараонов, начал немного рассеиваться. Первые серьезные исследования Египта начались в период правления во Франции Наполеона Бонапарта. Он вместе со своим войском и учеными совершил экспедицию в Египет. После этой экспедиции тайны древнего государства раскрывались одна за одной.

Самое большое, особое внимание и по сей день привлекает эпоха Нового царства. К ней относится правление XVIII, XIX, и XX династий египетских фараонов. Они были самые могущественные за всю многовековую историю Древнего Египта. Эта эпоха продолжалась около пятисот лет (1580-1085 гг. до н.э.). Именно в этот период государство достигло наивысшего расцвета. Территория Египта увеличилась. Цивилизация достигла наибольшего блеска и развития.

Эпоха Нового царства была ознаменована и небывалыми прежде религиозными реформами Эхнатона, которые должны были подорвать огромную роль жреческой верхушки в жизни египетского общества. Египетское государство, находясь на вершине политического могущества, делает попытки изменить традиции, порядки, которые вели к ограничению правления фараонов. Это нашло отражение во многих областях культуры и искусства.

Целые поколения ученых из покон веков волновало: причины возвышения страны в эпоху Нового царства, особенности государственного устройства и управления, благодаря которым это возвышение смогло осуществиться и поддерживаться на протяжении практически пятисот лет, формы проявления властных отношений, своеобразие отношений собственности и т.д.

Источники, которые дошли до нас и находились в распоряжении исследователей, не могли дать объективные ответы на все вопросы, которые возникли и возникают с каждым днем.

Многие аспеткы жизни Древнего Египта в эпоху Нового царства и сейчас остаются предположениями, гипотезами. Это все вызывает устойчивый интерес к данной проблематике.

Именно это явилось причиной нашего обращения к теме Египет в период Нового царства в данном исследовании.

Одной из наиболее спорных проблем исторической науки стала проблема определения сущности древнеегипетской цивилизации, отнесения ее к определенной классификации, определенному типу на основании господствующего способа производства и т.д. Именно это направление является и наиболее дискуссионным, поскольку в позициях исследователей обнаруживается больше разногласий, чем сходства, но тем интереснее обратиться к рассмотрению их мнений. Поэтому и исследование особенностей государственно-политического и социально-экономического развития Древнего Египта в эпоху Нового царства мы попытаемся осуществить именно под этим углом зрения.

Хронологические рамки исследования: 1580-1085 гг. до н.э. При этом учитывали то, что исследование повседневной жизни древних египтян периода Нового царства требует обращения как к более раннему, так и к более позднему периодам египетской истории, то есть к предпосылкам возвышения египетского государства и последствиям, которые это возвышение имело в последующей истории страны.

Наиболее востребованы на сегодня в российском обществе являются работы по истории религии, культуры и искусства Древнего Египта. Они посвящены положению личности, повседневной жизни египтян. Эти работы позволяют реконструировать далекие времена, представить себе жизнь жителя Древнего Египта.

В условиях же рыночных отношений издатели заинтересованы в выпуске именно той литературы, которая найдет своего читателя. Поэтому подавляющее большинство выходящих сегодня работ по истории Древнего Египта носят, скорее, научно-популярный, чем научный характер, красочно оформлены, сопровождаются популярными комментариями, даже работы известных ученых.

На этом фоне исследования более узких вопросов, специальных проблем, связанных с отдельными сферами жизни древнеегипетского общества, в том числе его экономикой, внутренней и внешней политикой, положением отдельных социальных слоев общества, взаимоотношениями фараонов и жречества и т.п., появляются лишь в материалах научных и научно-практических конференций, изданиях высших учебных заведений и т.п., которые, к сожалению, не всегда доступны рядовому исследователю. По этой причине основные теоретические позиции в выпускной квалификационной работе будут основаны на монографических исследованиях более раннего периода историографии, фундаментальных исследованиях ведущих отечественных историков-египтологов.

Исследование темы, заявленной в названии данного дипломного исследования, осложняется и тем, что существует проблема нахождения и использования древних источников, связанных с историей Древнего Египта. Прежде всего, в литературе отмечается, что имеет место явная неравномерность источников по различным периодам древнеегипетской истории в смысле их количества и качества, а также с неравномерной разработанностью соответствующих отрезков истории.

Данное состояние источниковой базы создает для ученых серьезные проблемы с восстановлением и реконструкцией истории Древнего Египта.

Во временном отношении источники сохранились довольно неравномерно. Так, тексты на знаменитых египетских папирусах дошли до нас только от сравнительно позднего времени (П и особенно 1 тысячелетие до н.э. 1 тысячелетие н.э.); документов хозяйственного и правового содержания дошло довольно мало, а первый судебник найден сравнительно недавно и мало изучен.

Известно, что на папирусах записывались тексты, главным образом, религиозного и литературного, изредка научного содержания, хотя дошли и документы (главным образом, от конца П-1 тысячелетия до н.э. и римского времени) о казенных ведомств, а также в сравнительно небольшом числе (кроме более поздних периодов) - и юридические сделки. Если к этому добавить, что египетские тексты ученые понимают значительно менее точно, чем вавилонские, то можно прийти к выводу, что восстановление картины социально-экономической жизни древнего Египта дело трудное. Не случайно здесь до сих пор очень многое остается неясным, а историка и экономиста здесь явно опережают искусствоведы, филологи и т.д.

На общем фоне сохранившихся и дошедших до нас древнеегипетских источников в более выгодном положении находятся памятники эпохи Нового царства. Это, главным образом, летописи египетских царей, выбитые на стенах воздвигнутых храмов, биографии воинов, сохранившиеся на поминальных плитах, более поздние литературные тексты, которые запечатлели яркие эпизоды бесчисленных военных походов, столь характерных особенно для начального периода эпохи.

Эти документальные источники эпохи Нового царства имеют два неоценимых преимущества:

а) они, как правило, современны описанным в них событиям и относительно более объективно передают то, что действительно случилось;

б) если их достаточно много и можно убедиться в том, что большое или малое количество определенного типа документов не обусловлено случайным стечением обстоятельств их находки, то они позволяют сделать некоторые выводы относительно частоты или редкости тех или иных общественных явлений в эпоху, которую они освещают.

Так, в частности, степень развития древнеегипетского общества в эпоху Нового царства, соответствующий ему уровень развития системы права обусловил частотность издания ряда правовых актов (декретов, грамот, должностных инструкций и т.д.), которые дошли до нас и позволяют сделать достаточно четкие выводы о том, как развивались правовая и судебная системы страны.

Что же касается таких повествовательных (нарративных) источников, как чисто литературные произведения или сочинения древних историков, то они сообщают нам не о самих фактах, а лишь о том, что по поводу этих фактов думали историки или писатели либо общество, к которому они принадлежали. Соответственно, далеко не все детали произошедшего, содержащиеся в таких источниках, достоверны. Это снижает степень достоверности данной группы источников, однако, не снижает их общекультурного значения, их роли как свидетельств стиля и образа мышления древних египтян.

В данном дипломном исследовании мы использовали источники, которые содержатся в ряде научных работ, посвященных истории Древнего Египта. Так, надписи на гробницах, древних сооружениях, свидетельствующие о положении фараонов и жрецов, полномочиях везиров, положении рабов, аристократических кругов Древнего Египта и т.д., содержатся в упомянутой выше монографии В.И. Авдиева Военная история Древнего Египта в специальном разделе. Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - 345 с. Такой же раздел, в котором опубликованы различные государственные акты, должностные инструкции, отдельные виды хозяйственных документов, содержится в монографии И.М. Лурье Очерки древнеегипетского права ХVI-Х в.в. до н.э. Лурье И.М. Египетский дом времени Нового царства // Труды Гос. Эрмитажа. Т. П. - Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1958. - С.12 - 18. Подавляющая же часть источников (надписей, изображений на древних сооружениях, гробницах и т.д.) разбросана по многочисленным научным статьям, монографиям, принадлежащим перу разных авторов и написанным в разные годы.

Объект данного исследования - Древний Египет эпохи Нового царства.

Предметом исследования являются особенности государственно-политического и социально-экономического развития страны в указанный период ее истории.

Цель выпускной квалификационной работы: анализ особенностей государственно-политического и социально-экономического развития Египта в эпоху Нового царства на фоне предшествующих и последующих событий дневнеегипетской истории.

Для достижения этой цели представляется необходимым решить следующие исследовательские задачи:

1) Проанализировать основные исследовательские подходы к изучению древнеегипетской истории, сложившиеся в историографии.

2) Рассмотреть предпосылки возникновения XVIII династии как первой династии эпохи Нового царства.

3) Проанализировать особенности экономического и социального развития Древнего Египта в эпоху Нового царства.

4) Охарактеризовать своеобразие государственного устройства и властеотношений в Древнем Египте эпохи Нового царства.

5) Рассмотреть и проанализировать повседневную жизнь египтян.

Методологической основой написания выпускной квалификационной работы являются принципы историзма и объективности.

Практическая значимость состоит в том, что отдельные его части могут быть использованы студентами гуманитарного факультета для работы на семинарах по Новой истории Востока, а также учителем истории и обществознания при подготовке уроков и факультативных занятий.

1. Древний Египет как пример восточной деспотии

1.1 Историография вопроса

История Древнего Египта как в историографии Европы, так и в отечественной историографии исследуется с позиции ее противопостовления европейским цивилизациям. Это связано с представлениями о коренном различии между Западом и Востоком. Этот подход возник в науке достаточно давно, а интерес к Востоку у философов Европы, историков и писателей появился еще в XVII в. Афанасьева В.К. Шумерская культура // История древнего мира (Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой). - М.: Наука, 1982. Т. 1. - С. 78-90.

Теоретические построения ученые Европы воздвигали ставя в основу религию, т. е. Библию они использовали как исторический источник. Так же они использовали сведения греческих и римских писателей. Так же ученые учеными использовались известия, которые они получали от послов Европы, которые находились на службе при дворах восточных владык; использовали легенды, которые рассказывали путешественники. Не менее важным были данные, полученные от миссионеров, которые не только пытались приобщить людей стран Востока к христианской религии, но и сами узнавали не мало нового, делали открытия для себя и, сами того не подозревая, для человечества о странах Востока, о ее жителях. В том числе это все касалось и истории Египта.

При этом их отношение к общественному строю древнего Востока колебалось от идеализации, восприятия этого строя как идеального (Л. Левайе, Вольтер, Ф. Кенэ) до резкого осуждения, предостережения от попыток следовать таким образцам (Ф. Бернье, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дефо). Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - 345 с

В целом же господствовала точка зрения о различии между странами Запада и Востока. В основе этого различия стоит отсутствие на Востоке частной земельной собственности. Считалось, что земля на Востоке принадлежит государю. И именно это и составляет составляет основу так называемого восточного деспотизма, всеобщего рабства.

Эта точка зрения имела место в различных вариантах и в начале ХIХ в., в частности, в трудах А. Смита, Р. Джонса, Дж. Стюарта Милля. С иных позиций рассматривали восточные докапиталистические общества К. Маркс и Ф. Энгельс, подходившие к их характеристике с позиций закономерной смены способов производства. В частности, среди перечисленных в Критике политической экономии К. Маркса способов производства назван азиатский, предшествующий античному, однако, больше ни в каких его трудах этот способ не встречается. Позже способ производства древних восточных обществ был обобщенно включен в первобытнообщинный строй. Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. / В. В. Солкин. - М.: Алетейя, 2001. - 324 с.

Конец ХIХ в. и начало ХХ в. ознаменовались бурным развитием востоковедения, накоплением новых фактов, разобраться в которых было довольно непросто. Поэтому среди концепций, связанных с древними восточными обществами, вновь появились идеи об особом азиатском способе производства, а также об извечном восточном феодализме.

Так, в 1933 г. советский историк В.В. Струве в докладе «Проблема зарождения, развития и упадка рабовладельческого общества древнего Востока» обосновывает вывод о том, что общество древнего Востока при всех своих особенностях было рабовладельческим. Струве В.В. Проблемы истории Древнего Востока в советской историографии // Вестник древней истории. - 1947. - № 3. - С. 20-28.

К аналогичным выводам пришел А.И. Тюменев, и именно взгляды, идущие от названых авторов, стали преобладать среди советских историков на протяжении всего послевоенного периода, найдя отражение и в Истории Древнего Востока профессора В.И. Авдиева Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - 345 с. .

На протяжении всего советского периода в развитии отечественной историографии направления исследовательской работы ученых-египтологов были обусловлены марксистско-ленинской методологией науки, в которой безоговорочно господствовал классовый подход в оценке исторических событий. Поэтому и выходившие в эти годы работы, посвященные истории Древнего Египта, в значительной степени были скованы рамками этой методологии, акцентируя внимание на классовой борьбе трудящихся масс против эксплуатировавших их аристократов, жрецов и чиновников Древнего Египта. С этой позиции изучались и все иные сферы жизнедеятельности государства, в том числе культура и искусство.

Наиболее значимыми исследованиями 50-60-х гг. ХХ в., когда наблюдался всплеск интереса к истории Древнего Египта, связанный со значительными археологическими находками, в том числе зарубежными, стали работы В.И. Авдиева Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - 345 с. , И.М. Лурье Лурье И.М. Египетский дом времени Нового царства // Труды Гос. Эрмитажа. Т. П. - Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1958. - С.12 - 18. , Ю.Я. Перепелкина Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. / Ю. Я. Перепелкин. - СПб.: Нева, 2001. - 534 с. и др.

Эти работы, по сути, заложили основы глубокого исследования советскими историками различных сфер жизни Древнего Египта, в том числе и эпохи Нового царства. На наш взгляд, они и сегодня остаются монументальными работами, в которых сделана попытка охватить вниманием широчайший спектр вопросов, наиболее полно раскрывающих своеобразие государственного управления, социально-экономических отношений, внешней политики, специфики властных отношений и т.д. в Древнем Египте.

Монография В. И. Авдиева посвящена завоевательным походам египетских владык. Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта / В.И. Авдиев: В 2-х томах. - М.: АН СССР, 1948-1959. Т. 2 «Период крупных войн в Передней Азии и Нубии в ХУ1-ХУ в.в. до н.э.» - М.: АН СССР, 1959. - 999 с. С этим автор связывает и необходимость централизации власти, власть должна принадлежать одному человеку - фараону. Так же автор связывает это и с необходимостью бурного развития экономики государства.

Автор отмечает, что на протяжении большого количества времени историю древнего Востока изучали в основном с точки зрения политических событий, наряду с этим изучалась культура и религия стран народов Востока. Однако, роль социально - экономических событий, считает автор, огромна.

К распаду древнего общинного строя приводил рост производительных сил. И это создавало экономические предпосылки для возникновения рабства и экономической эксплуатации. И именно рабство привело к возникновению деспотий на древнем Востоке, считает автор.

О развитии древнеегипетского права в эпоху Нового царства не мало говорил и писал французский историк И. М. Лурье. Лурье И.М. Египетский дом времени Нового царства // Труды Гос. Эрмитажа. Т. П. - Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1958. - С.12 - 18.

При этом глубина научного подхода обусловливает исследование автором своеобразия государственного управления в стране в целом, специфики властных отношений, взаимоотношений между различными слоями древнеегипетского общества, что неизбежно отразилось на особенностях функционирования судебной системы, классовой по самой своей сути и являвшейся одним из государственных институтов, в котором реализовывалась деспотия царской власти, особенно в эпоху Нового царства.

Ю.Я. Перепелкин, начав исследовать историю Древнего Египта с частных вопросов, впоследствии стал автором одной из наиболее значительных монографий, посвященных истории древнего Египта и выдержавшей не одно переиздание. Перепелкин Ю.Я. Меновые отношения в староегипетском обществе // Советское востоковедение. - 1949. - № 6. - С. 30-42.

Работы отечественных историков, посвященные исследованию отдельных сфер жизнедеятельности Египетского государства, выходят и в 1970-1980-е гг. Конечно, традиционно преимущественное внимание исследователей привлекали наиболее загадочные страницы древнеегипетской истории, в силу чего наиболее активно изучались религиозные воззрения египтян, а также созданные ими произведения искусства, конечно, египетские пирамиды, жизнь фараонов и т.п. В этой связи назовем работы Е.С. Богословского Богословский Е.С. Древнеегипетские мастера: По материалам из Дер эль-Медина. / Е. С. Богословский. - М.: Наука, 1983. - 465 с. , Н.А. Померанцевой Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. / Н. А. Померанцева. - М.: Искусство, 1985. - 623 с. , М.А. Коростовцева Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. / М. А. Коростовцев. - СПб.: Летний сад, 2000. - 376 с. , М.С. Кагана Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование строения мира искусства. / М. С. Каган. - Л.: Наука, 1972. - 476 с. и др.

В то же время на этом фоне появляются исследования по социально-экономической и политической истории Древнего Египта (О.Д. Берлев, Т.А. Дейнека, Ю.Я. Перепелкин, Богословский Е.С., И.А. Стучевский и др.), истории развития межгосударственных отношений Египта с другими государствами древнего мира.

С позиций социально-экономической и политической истории И.А. Стучевским исследуется и такая сложная сфера жизни Древнего Египта, как взаимоотношения власти фараонов и жречества, в том числе как наиболее яркое их проявление - реформы Эхнатона.

Именно изучение особенностей социально-экономической жизни в Древнем Египте позволило исследователям сделать выводы о том, что, в отличие от других стран Востока, в этой стране исключительно рано (к сер. Ш тыс. до н.э.) исчезла независимая сельская община в силу ее поглощения государством, что создало благоприятную почву для развития деспотии власти.

Вероятно, это связано с изменением общечеловеческих приоритетов в российском обществе в целом, обостренным вниманием к судьбе отдельной личности в истории. В этой связи назовем работы таких авторов, как О.Д. Берлев, А.О. Большаков, В.А. Головина, А.Б. Зубов и О.И. Павлова, С. Игнатов, Н.Л. Павлов и др. Выходят и обобщающие работы научно-популярного плана. Осуществлено также немало переизданий работ общепризнанных авторов - таких как Б.А. Тураев, Ю.А. Перепелкин, М.А. Коростовцев.

1.2 Становление деспотии в Древнем Египте

Древний Египет это одно из тех государств, где очень четко прослеживается становление деспотии. Изучение черт восточной деспотии показывает ее необходимость, зависимость формы правления от источника власти, от состояния политики, экономики, культуры страны.

В странах Древнего Востока вся власть была в руках одного правителя: фараона, царя, халифа. Он решал, что будет: основные вопросы по внешней политике, внутренней политике. Все реформы, законы принимались и утверждались именно им. Никто не имел право указывать правителю, что ему делать, как поступить. За попытки противоречить как - либо повелителю, люди могли быть приговорены к смертной казни. Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. -/ О. Д. Берлев. - М.: Наука, 1972. - С.234.

Не было никаких выборов или даже попытки демократии. Все попытки людей хоть как - то влиять на политику своей страны жестоко пресекались. Власть, как правило, в странах древнего Востока передавалась по наследству, от отца к сыну. Так же могли в следствие этого быть и были перевороты. Так же владыка, правитель государства считался лицом божественным. Бог на небесах, фараон на земле - считали египтяне. Ему приписывались функции божества, люди считали, что раз власть дана богом, она не может быть отнята никем. Они верили и поклонялись богам, соответственно должны были, исходя из своих убеждений любить и почитать своего правителя.

Все земли, которые находились во владении государства принадлежали только правителю. Он мог сам распоряжаться этими землями так, как он хочет. В этом досточно большое отличие от стран Запада, так как там земля принадлежала отдельным людям. А во время феодальной раздробленности, царю вообще только принадлежал свой феод, то есть земли, на которых работают именно его крестьяне. Такого нет в истории в данные периоды, в которые они были на Западе нет на Востоке, не было. Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. -/ О. Д. Берлев. - М.: Наука, 1972. - С. 23.

Глава страны в Древнем Египте обладал религиозной и светской властью. Что это значит. Он имел право законодательной, исполнительной, военной, судебной власти. Издавал законы, приводил их в действие, судил. Был главнокомандующим в египетской армии. Кроме этого всего он обладал и религиозной властью. Фараона почитали и боготворили как сына божьего.

Фараона обожествляли. Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - С.212.

Считалось, что если ты не выполнил приказ фараона это всё равно что противоречить воле самого бога. Его власть была непререкаема. Так же кроме фараона, государством управляло огромное количество чиновников. Они активно помогали фараону. Но, чиновничий аппарат работал очень медленно, сложно. Был громоздким, но имел мало толку.

Человек ценился невысоко, он был рабом обстоятельств, порядка, традиций, культуры. Деспотия в странах Востока - последствия состояния общества, наличие общинных отношений. Деспотия могла сосредоточить силы народа на создании ирригационных систем, ведении военных действий. Но деспотия тормозила развитие личности, его раскрепощение. Она была причиной застойного характера развития стран Древнего Востока.

Государство в Египет возникло на территории течения Нила. Основная отрасль экономики страны - сельскохозяйственное производство. Люди занимались земледелием. Так как именно для этого был благоприятный климат. Здесь было мало лесов. Египет считался даром Нила, люди пели хвалебные песни Нилу, где восхваляли его. Именно благодаря разливам Нила египтянам удавалось заниматься земледелием. Сначала Египет представлял собой множество государств, которые без конца между собой воевали. Никто не хотел подчиняться.

Много лет спустя здесь остается, образовывается два государства - Северный и Южный Египет. Между ними происходит ряд сражений, после которой победу одерживает царь Южного Египта. Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - С.213.

Древний Египет за многие века существования претерпел огромные изменения. Власть в Египте постоянно менялась, вернее форма власти. Но всё же, это была поздняя монархия. Власть в руках одного фараона. Он мог сделать всё, что захочет. Устанавливать законы, отменить их, наказывать людей, судить, приказать.

Огромное количество людей умирало при строительстве пирамид. Один фараон стремился перещеголять другого могуществом, красотой своей пирамиды. Чем красивее и больше пирамида, тем сильнее и могущественнее считался фараон. Поэтому для каждого фараона это было важно. При чем в руках главы государства была не только светская власть, но и религиозная. Его почитали как сына бога.

В истории Древнего Египта выделяют следующие этапы развития:

Раннее царство (ХХХI-ХХIХ вв. до н.э.);

Древнее царство (ХХVIII-ХХIII вв. до н.э.);

Среднее царство (ХХII-ХVIII вв. до н.э.);

Новое царство (ХVI-ХI вв. до н.э.). Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - С.213.

Древний Египет (Раннее царство) представляло собой небольшие полугосударства. Это объединения сельских общин вокруг храмов. Эти полугосударственные образования назывались номы. Во главе такого нома был жрец. Жрец обладал религиозной властью, следовательно потом становился главой этого государства.

Государство было необходимо каждому жителю Египта. Так как только при условии, что будет такое объединение люди помогали друг другу строить сооружения. Потому что единственным видом работ, одним из немногих, было занятие земледелием. Но для того, чтобы успешно заниматься земледелием, нужно было строить сооружения. Египет был даром Нила. Но, когда происходили разливы Нила топились близ ближайшие территории, для того, чтобы дом, землю не потопило строили сооружения. Так же нужно было сделать так, чтобы эта вода сохранилась. Так как за разливом следует засуха.

В период Древнего царства номы объединяются и было образовано два государства - Верхний Египет и Нижний Египет. В период своего основания они не имели сильной верховной власти. А деспотия предполагает сильную единоличную власть. Таким образом, они были очень далеки от деспотии.

Спустя много лет они укрепляются, появляются мощные и сильные правители. Каждый из них хочет объединить Египет под своим началом. Начинается война между этими странами. После ряда войн государство объединяется под верховенством Верхнего Египта.

В период Древнего царства, после объединения государство приобретает черты восточной деспотии. Во главе государства стоял верховный правитель - фараон. Фараон - царь Египта. Он обладает всей полнотой власти. Его наделяли пышным титулом правителя Верхнего и Нижнего Египта. Он воплощал в себе мощь и силу. Стучевский А.И. Аменхотеп - первый жрец Амона-Ра, царя богов, слуга фараона // Вестник древней истории. - 1976. - № 3. - С. 16.

Каждый раз, когда он появлялся или совершал какой - либо обряд это сопровождалось пышными церемониями, торжественные встречи проводились. Его встречали как бога, сына бога. Его почитали и преклонялись перед ним, перед его силой. С именем фараонов связывали всевозможные легенды, предания. В них показывалась вся мощь и сила фараона. Обычным людям запрещалось видеть лицо фараона под страхом смерти. Запрещалось произносить имя фараона. Имя фараона считалось священным. Свою мощь и силу фараоны показывали с помощью законом, обрядов, войн. При проведении войн они показывали сою силу, важность. Чем больше войн выиграл и провел фараон, тем сильнее и могущественнее он считался. Стучевский А.И. Аменхотеп - первый жрец Амона-Ра, царя богов, слуга фараона // Вестник древней истории. - 1976. - № 3. - С. 17.

Важно было проводить умную политику не только в самом государстве, но и за его границами. Внешняя политика должна была быть правильной. Так же, несомненно, фараон воплощал свою силу в построении пирамид. Каждый фараон приказывал строить пирамиды. Пирамиды строились огромные и шикарные. Они строились много - много лет. Их строило огромное количество людей. В жару люди сутками работали во всю свою мощь. Работали обычные люди, ими командовали. Били людей, если те останавливались или не хотели работать. Каждая пирамида стоила жизни тысячи людям. Но они все были красивы и воплощали в себе силу не только фараона, но и всего Египта. Их было огромное количество. Именно Древний Египет считается временем построения, появления большого количества пирамид.

Люди боялись не подчиняться фараону, его указу. Так как он обладал религиозной властью, т.е. власть его носила религиозный характер. Египтяне верили очень сильно в своих богов и считали, что если они не будут подчиняться слову фараона, то их покарает бог. Глава государства ведал делами культа, управлял государством, своими чиновниками, вельможами. Он мог назначить, а мог наказать высших чиновников. Он жаловал им титулы, давал земли. Люди считали, что именно от фараона зависит: будет урожай или нет, справедливость, безопасность. Безопасность представлял именно фараон совей внешней политикой.

Власть фараона передавалась по наследству. В основном передавалась от отца к сыну, от брата к брату, от дяди к племяннику. Очень редко, но такое случалось, власть переходила к женщинам. Но прежде чем престол будет принят новым правителем, должно было быть религиозное обоснование. Еще при жизни глава государства выбирал и короновал своего наследника. В Египте создался огромный чиновничий аппарат, бюрократический аппарат. Богословский Е.С. Государственное регулирование социальной структуры Древнего Египта // Вестник древней истории. - 1981. - № 1. - С.19.

Чиновники выполняли хозяйственные, военные, судебные, религиозные обязанности. При этом чиновничий аппарат представлял собой огромную сложную систему. Каждое ведомство подразделялось на подразделения. Богословский Е.С. Государственное регулирование социальной структуры Древнего Египта // Вестник древней истории. - 1981. - № 1. - С.21. Их было по два. Одно обслуживало Верхний Египет, второе - Нижний Египет.

Самыми грамотными в Египте должны были быть писцы. В основном именно они исполняли всю работу, все государственные дела. Они выполняли поручения чиновников: что - то записывали (законы), собирали налоги, раздавали продукты. За свою работу писцы получали зерно, землевладения, иногда и рабов. Писцы входили в привилегированное сословие. Свои знания и умения они так же передавали своим детям. То есть если твой отец писец, то ты тоже будешь писцом.

За службу они получали зерно, земельные владения и даже рабов. Писцы составляли привилегированное сословие. Знатность и богатство человека в Древнем Египте прежде всего определялись тем, какое место он занимал в чиновничьей иерархии.

У бюрократического аппарата был свой руководитель. Его называли - джати. Он возглавлял резиденцию фараона, управлял царским хозяйством. Джати обычно был близким родственником фараона. Уже в период Древнего царства джати фактически управлял всей страной. Он считался «казначеем богов» Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - С.234. , ведал всеми хозяйственными делами. Был верховным судьей. Ему докладывали обо всем, что происходило в стране. Сначала наместники шли к нему и говорили с ним, потом отправлялись к фараону.

Так же были и другие назначения и титулы. Например: носители царских сандалий, повара царского двора. У каждого из них были обязанности, которые они должны были безукоризненно выполнять. Носитель царских сандалий мог так же одновременно быть главнокомандующим армии. Однако со времени Древнего царства достаточно четко выделялись три направления государственной деятельности: финансовое ведомство по сбору налогов, ведомство публичных -работ, осуществлявшее, в частности, строительство ирригационных сооружений, и военное ведомство.

Верховным собственником земли считалось государство. Глава государства мог свободно распоряжаться землей. Как правило это было дворцовая земля, земля, на которой работали и жили обычные люди, храмовые земли, земля чиновников, жрецов. Все эти земли принадлежали государству, а именно царю. Фараон мог дать землю жрецу, церкви, чиновнику, писцу, а мог и отобрать ее.

Государство осуществляло наблюдение за разливами Нила, проводило строительство дамб, каналов, водохранилищ. Осушая заболоченные земли, обводняя засушливые, государство активно участвовало в получении высоких урожаев. Уже в Древнем царстве строились пирамиды, крепостные стены, величественные храмы.

В материальном производстве выделялись крупные земельные владения храмов и вельмож, имелись также общинные хозяйства.

Здесь производилось почти все необходимое для жизни (натуральное хозяйство), торговля была ограниченной. Хозяйства вельмож, храмов облагались налогами, а их работники и общинники платили в царскую казну подати. Белова Н.А. Политическая функция жречества в эпоху Нового царства // Шестая Дальневосточная конференция молодых историков. - Владивосток, 2001. - С. 60-65. Рабов было сравнительно немного, они использовались на тех же работах, что и свободные общинники. В правовом положении резкой грани между рабами и общинниками, работниками царских, храмовых, вельможных хозяйств не было.

Управление в областях (номах) осуществляли представители родовой знати - номархи. В Древнем царстве они были подчинены власти фараона, однако не раз проявляли склонность к обособлению. В поздний период Древнего царства, когда усиливается местный сепаратизм, а многие представители номовой знати добиваются получения иммунитетных грамот, экономическое и политическое могущество центральной власти падает. Происходит раздробление прежде единого государства на множество враждующих между собой самостоятельных княжеств Белова Н.А. Политическая функция жречества в эпоху Нового царства // Шестая Дальневосточная конференция молодых историков. - Владивосток, 2001. - С. 60-65. . Складываются отношения, в чем-то напоминающие феодальные. Для Египта наступает время смуты и упадка.

Ослабление центральной власти, политическая раздробленность Египта вели к разрушениям в ирригационных системах, упадку хозяйства, обнищанию населения, что и послужило толчком к новому объединению страны, созданию сильного государства - Среднего царства. Объединяющим началом, способствовавшим усилению центральной власти, становится культ Бога Солнца как главного божества, которому поклонялись египтяне.

В истории Среднего царства выделяется строительство новых ирригационных сооружений, в частности, в районе фаюмской котловины. Освоение новых земель, хозяйственный подъем сопровождались успешными военными походами, в ходе которых десятки тысяч пленных обращались в рабство. Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. / О. Д. Берлев. - М.: Наука, 1972. - С.223.

История Среднего царства заканчивается народным восстанием и завоеванием страны гиксосами. Противоречия внутри общества ослабили государственную власть, а развитие частной собственности и товарных отношений с интенсификацией методов хозяйствования и эксплуатации непосредственных производителей способствовали росту недовольства. Результатом стало восстание и разрушение государственности.

В период Нового царства так же была деспотия. Верховная и светская власть принадлежала так же фараону. Управление государственным аппаратом осуществлялось везирем. Это было второе лицо в государстве. Государственный аппарат представлял собой несколько подразделений: одни ведали финансами, другие - хозяйственными делами, так же управляли внешней политикой. Везир назначал также чиновников, возглавлявших управление четырьмя большими административными районами Египта.

Упорядочить бюрократический аппарат фараонам не удавалось, он к тому времени уже слишком сильно разросся. Однако так же существовало беспрекословное подчинение младших старшим. Были плюсы у такого подчинения: всё было централизовано. Но существовали и минусы - это сковывало инициативу, не всегда тот кто старше по званию был умнее и инициативнее.

Аппарат чиновников - громоздкий механизм, где каждый стремился ухватить себе лучший кусок земли, власти. Деятельность огромного количества чиновников характеризовалось огромными переписками, и это всё проходило очень медленно. Письма ждали долго, могли они вообще пропасть где - то и не дойти. Всюду была коррупция. Но несмотря на деление Древнего Египта на несколько периодов, нельзя сказать, что они сильно отличались друг от друга. Большаков О.А. Герой и общество в Древнем Египте // Вестник древней истории. - 1991. - № 2. - С. 3.

Таким образом, можно сказать следующее. Древний Египет, история Древнего Египта представляла и представляет большой интерес для изучения учеными. О истории этой необыкновенной страны мы можем узнать из различных источников: письменных, вещественных. И отечественные и зарубежные историки занимаются изучением истории государства. Историки, при написании своих работ использовали древние источники, основывались так же на Библии.

Древний Египет делится на царства: Древнее, Среднее, Новое царство. Каждое из них имеет свою историю, свои особенности. Но при этом существенных различий не наблюдается. Очень важно выделить следующее: на протяжении всей истории, развития и становления всех трех периодов, наблюдалась деспотия. Во главе государства был фараон. Фараон - царь Египта. Он обладал верховной духовной и светской власть. Его почитали и уважали, боялись. Простым людям строго запрещалось смотреть на фараона, произносить его имя. Он управлял страной с помощью огромного чиновничьего аппарата. Чиновничий аппарат возглавлял джати. Это был человек очень близкий к царю, как правило его родственник. Так же очень важными людьми в царстве были писцы. Это были грамотные люди, которые собирали налоги, что - то записывали, раздавали продукты. За свою работу они получали земли, зерно. Позднее в период Нового царства вторым человеком в государстве был визир. Он решал и проверял деятельность чиновников. Был огромен бюрократический аппарат. Он был очень громоздким, была коррупция. Деятельность осуществлялось с помощью писем, которые шли очень медленно, их было бесконечно много. Так же силу и мощь фараона представляла собой пирамида, которую приказывал построить для себя фараон. Строились пирамиды достаточно долго и стоили жизни огромному количеству людей.

2. Особенности социального развития Древнего Египта в эпоху Нового царства

2.1 Правление ХVIII династии как начало могущества Египта эпохи Нового царства

Основателем XVIII династии стал Яхмос Первый. Он определял направления внешней и внутренней политики. Направление внешней политики: традиционные для Египта: побережье Средиземного моря, Нубия.

Характер внешней политика Египта сильно изменился. Масштаб внешней политики увеличился в разы.

Самым важным в политике любого государство было и остается внешняя и внутренняя политика их правителей. Так как внутреннюю политику удалось фараонам урегулировать еще в период Древнего царства. Это объединение о всех номов в одно государство. Внешняя политика представляла собой сложный процесс. В основу внешней политики входило объединение с другими государствами. Это проводилось двумя путями: породниться нужно было. Фараон брал в жены дочь одного из царей других государств или сам отдавал свою дочь в жены. Или объявлял и шел войной. Для успешного проведения военных сражений необходима была мощная и сильная армия. Египетская армия для проведения активной политики египетская армия была реорганизована. Были введены отряды колесничих. Они были двух типов легкие и тяжелые. Легкие были запряжены двумя конями, весьма натренированными. Экипаж состоял из двух человек. При этом у обоих колесничих были щиты, для того, чтобы прикрываться от напора врага. Они врывались в ряды противника и мигом проводили там панику.

Для того, чтобы колесниц было как можно больше и они были хорошо прочно изготовлены, египтяне стали строить конные заводы. Они осваивали новую отрасль - коневодство. Люди обучались специальным навыкам и умениям. Получали необходимые знания для того, чтобы заниматься конями правильно, для того, чтобы хорошо натренировать их. Потом запрягать их в колесницы. Хорошая колесница состояла из хороших лошадей. Это должны были быть специально обученные люди. Управлять конным заводом считалось довольно почетной службой. Во главе конюшни стоял чиновник высшего ранга.

Так же не менее важным было и пешее войско. Оно так же играло важную, даже основную роль в сражениях. Его снабжали новым типом оружия.

Приняты новые типы оружия, два новых типа мечей: прямой массивный и серповидный легкий. Египетские войны стали лучше снаряжаться. Для надежной защиты стали одевать панцири, чего раньше никогда не делали. Войны в Египте, если сравнить их с воинами стран Европы, снаряжались очень легко. Это может быть связано с формой ведения военных действий, с климатическими условиями. Но, видя, что хорошее снаряжение необходимо, они стали снаряжаться лучше. Правда снаряжение их было намного легче, чем у европейских воинов. Но, и у воинов Египта было такое же снаряжение, имеется в виду по форме, объему, массе, какое и у их соперников.

Так же войска дополняли легковооруженные лучники и копейщики. Для всех видов войск проводились специальные учения. Они были обязательны для всех. Их проводили специально обученные люди. Эти тренировки способствовали повышению дисциплины. Войска обучались всевозможным маневрам.

Так же новый род войск, которые много лет спустя Петр I ввел в России, был военно - морской флот. Он был создан преимущественно для того, чтобы перевозить грузы, вести морские битвы. Военно - морской флот имел огромное значение для ведения битв. Так как само географическое местоположение Египта предполагает мореплавание. Но а в военном деле э то конечно же военно - морской флот. На них так же служили, работали специально обученные люди. Постоянно проводились с ними тренировки, их обучали этому делу. Так же было специальное снаряжение. Были люди, которые отвечали за целостность кораблей, за то, чтобы не было неполадок. Всё это постоянно проверялось, выделялись деньги на их снаряжение. Не раз египетский военно - морской флот показывал свою мощь и силу своим врагам.

В каждой стране, городе, которые им удалось завоевать, они воздвигали крепость. Крепость эта показывала всю мощь и силу египетского фараона.

В связи с военной активностью фараонов резко возросла численность армии. Совершенствовалось ее комплектование, проводился жесткий отбор, а потом и обучение отобранных.

Кроме самих египтяне в армии Древнего Египта так же служили наемники - иноземцы. Их роль резко возросла. А при 19 династии наемников было более половины армии. Армия нового типа по вооружению, уровню обученности была одной из лучших и многочисленных в то время.

Эта динсатия вела активно политику и захватывала территории, опираясь на мощь армии. Самыми впечатляющими и масштабными были захват территорий на побережье Восточного Средиземноморья. Им удалось захватить все эти территории не только благодаря мощи своей армии, но политической раздробленности этих регионов.

В то время такие государства как Хеттское царство, Ассирия, Вавилония переживали не очень хорошие время. Они не вмешивались во внтренние дела Сирии и Палестины. Только государство Митанни было опасным соперником и главным соперником Египта.. Оно свою силу увеличило в конце 16 - 15 в. До н. э.

Основной заботой и проблемой 18 династии фараонов стало нейтрализовать Митаннию. Те, в свою очередь стремились обезвредить фараонов, помогая ряду стран Востока.

Фараоны, которые остались здесь, начинают вести более активную политику в южном направлении. Преемниками фараона Яхмоса была захвачена обширная территория вплоть до 3 - го порога Нила. Царица Хатшепсут направила большую военно - торговую флотилию в страну Пунт. Тамошние правители преклонились перед ней и в знак своей покорности отправили многочисленные дары для царицы.

Когда на троне оказался пасынок царицы Тутмос, то активность завоевательной политики возросла. Тутмос был умным фараоном, честным, дисциплинированным. Он был не только дальновидным государственным деятелем, но и талантливым полководцем, что было немаловажно для политики страны. Свое внимание он сосредоточил на восточном средиземноморье. Именно эта территория являлась главной для проведения внешней политики фараона. Пятнадцать раз он во главе со своим войском одерживал здесь победы. Государство Митанни отозвало свои войска и уступило египтянам Сирию, Финикию, Палестину.

Благодаря мощи флота египтянам удавалось победить. Тутмос приказал перетащить корабли из моря на реку Евфрат. Так же переправить туда же войска. Таким образом северной границей египетского государства стал город Кархемиш, который расположен в начале Евфрата. Это было победой огромного масштаба, никогда Египет так далеко не вырывался, не расширял настолько свои территории.

Так же активную политику Тутмос проводил и на юге. На юге ему вместе со своим войском удалось покорить племена до 4 - го нильского порога. Опять же благодаря мощному флоту и воинам. Теперь Египет представлял собой огромное государство протяженностью на 3200 км.

Успешные завоевания фараона требовали напряжения всех сил государства: финансово, оснащение кораблей, воины. Нужно было отобрать лучших воинов и лучшие корабли для того, чтобы победить в этих сражениях. Безусловно здесь есть и огромная заслуга самого фараона. Но преемники и воины больше дальше думали не о новых завоеваниях, а о том, как закрепить уже приобретенные территории, как укрепить их. Для этого они строили там свои крепости. Но этого было недостаточно, так как в любой момент местное население могло создать бунт, поджечь эти крепости. Поэтому нужно было умную, грамотную политику проводить на этих территориях. Безусловно ввозить туда своих людей: воинов, чиновников, обычных людей, для того, чтобы разбавить местное население. А местное население перевести ближе к Египту, чтобы там они были под контролем.

Фараоны 18 династии создали огромную военную державу. Для этого они мобилизовали все материальные и людские ресурсы. На развитие египетской экономики и культуры оказывали влияние завоевания и ограбления завоеванных государств.

2.2 Социальная структура древнеегипетского общества и особенности социально-имущественных отношений

Успешность военных походов не могла не отразиться на социальной структуре древнеегипетского общества. Основной добычей воинов в случае победы были не только земли, драгоценности, ценные вещи, но и прежде всего люди. Эти люди, которых захватывали египтяне превращались в рабов. Это были сотни тысяч человек. Все они становились, в основном, рабами. Их заставляли работать на земле: сажать, сеять, собирать, копать. Кто - то был хорошим мастером и помогал в мастерской. Так же они следили за скотом, участвовали в строительстве домов, храмов, каких - либо организаций и заведений.

Так же большую долю пленников приводили на царский двор, дворы храмов. Приводили их в поместья вельмож. Небольшую часть разделяли между людьми среднего происхождения и даже воины отбирали себе рабов. На царском дворе они выполняли все хозяйственные работы: на землях копали, сеяли, сажали. В доме у фараона: готовили еду, убирали, занимались какими- либо строительными работами. Если раб был хорошим мастером, то он мог заниматься и ремесленным делом. В храмовых хозяйствах они так же помогали и делали всю работу прислуги. А для воинов, имевших участки земли, работали на земле. Хозяева рабов давали им скудную пищу, одежду и крышу над головой.

В одном из документов говорится о том, что египетские воины очень любили делить захваченную добычу. Земли они сразу делили с рабами. Вместе с пленниками они приводили разнообразный скот: лошадей, коров, быков, козлов. Так же разнообразную утварь и предметы роскоши: вещи из золота и серебра, сосуды всевозможные, ожерелья и кольца, изделия из бронзы.

...

Подобные документы

    Социальная структура древнеегипетского общества и особенности социально-имущественных отношений. Роль фараона в организации и функционировании системы государственного управления. Правление ХVIII династии как начало могущества Египта эпохи Нового царства.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2015

    Египет в эпоху раннего и древнего царства, образование развитых неолитических общин. Объединение долины Нила в единое государство. Период Среднего царства, деление Египта, набеги ливийцев и кочевников. Эпоха нового царства и возвышения фиванских царей.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Политическое устройство Древнего Египта. Итоги правления фараонов Раннего царства. Древний Египет в период единства, консолидации страны. Экономическая основа власти фараона. Религия и система образования в Египте. Содержание египетских законов.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    История открытия гробницы Эхнатона. Периодизация истории Древнего Египта. Реформа Эхнатона как важнейшее событие эпохи Нового Царства. Внутренняя политика Эхнатона. Пантеон богов Древнего Египта. Проблема монотеистичности религиозной реформы Эхнатона.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2009

    Внешняя политика Египта периода Нового царства, реформа Эхнатона. Расцвет экономики, социальные отношения, архитектура и скульптура эпохи расцвета. Структура государственного управления. Египет при XIX и XX династиях. Взлет и падение Нового царства.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2009

    Политическая история Египта в эпоху Среднего Царства. Борьба Гераклеополя и Фив. Государственное управление и завоевательная политика. Восстание бедняков и рабов. Завоевание Египта гиксосами. Социально-экономическое положение и общественные отношения.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Особенности Египта периода раннего царства. Номовый аппарат управления. Характерные черты государства в переходный период. Особенности труда земледельца Среднего царства. Главные направления внешней политики Египта 1554-1075 гг., правящие династии.

    учебное пособие , добавлен 09.04.2014

    Направления военных походов египтян. Государственный строй Древнего Вавилона. Система законов царя Хаммурапи, перечень преступлений и наказаний. Государственный строй древнего Египта. Укрепление авторитета Фараона. Основные черты права Древнего Египта.

    презентация , добавлен 31.05.2012

    Зарождение древней цивилизации, направления и факторы, влияющие на данный процесс. Особенности организации отношений в обществе, его структура и принципы становления. Достижения науки и культура Древнего Египта. Особенности мифологии, боги и театр.

    презентация , добавлен 21.10.2014

    Рассмотрение государственно-политической структуры среднеегипетского царства, характеристика его социальной структуры и социальных отношений. Обстоятельства, приведшие к расцвету Египта в Эпоху Среднего царства. Причины покорения страны гиксосами.

Древний Египет - цивилизация Востока. И большое значение здесь имеет не географическая составляющая, а культорологическая и цивилизационная. Здесь главенствующую роль в развитии социума играла не частная собственность, а царско-храмовое хозяйство. Таким образом, социальная Древнего Египта, страны, где зародились одно из первых государств, развивалась весьма слабо. И это характерное отличие не только этой цивилизации, но и других восточных. Каковы были особенности социальной структуры Древнего Египта? Разберемся в статье.

Древний Египет: общие сведения

Прежде чем начинать разговор об хочется сделать краткий экскурс в историю царства. Итак, на пути развития Египет прошел через несколько эпох-царств: Раннее (нач. III тыс. до н. э.), Древнее (с XXVIII по XXIV век до н. э.), Среднее (с конца III тыс. по XVII век до н. э.), Новое (с XVI-XII по XI-VIII века до н. э.) и Позднее (с VII по IV-I века до н. э.).

Все эти периоды характеризуются крайне медленным развитием государственности. Следует отметить, что на протяжении своей истории цивилизация древних египтян то разделялась на две части (Верхнее и Нижнее царства), то соединялась в одно могучее государство, и все это посредством междоусобиц. Кроме того, велись постоянные захватнические войны. На фоне этих событий власть фараона только крепла, а классовое неравенство вылилось в рабовладельческий строй.

Население страны - африкано-хамитские ливийцы, нубийцы и семиты, - родом из Африки. Все эти народы выбрали для жизни территорию в долине нижнего Нила - это была естественная граница поселения, обеспечившая замкнутость и в какой-то степени защищенность.

Богатая не только плодородными землями, но и полезными ископаемыми местность полностью обеспечивала народ. Первые возникают в тот момент, когда возникает нужда регулировать разливы Нила постройкой ирригационных сооружений. Общество разделяется на тех, кто работой руководит, и тех, кто исполняет ее.

Образование и развитие государства

Так, примерно в V в. до н. э. начинает существовать государство Древний Египет. Состоит оно из нескольких номов (так в стране назывались примитивные поселения), а к IV в. до н. э. из них формируются два царства - Верхнее и Нижнее. Их же объединение связано с кровопролитными Это все происходит в период Раннего царства. Древнее же царство было сугубо централизованным периодом существования страны. После же Египет опять распадается на номы, причем каждый из них претендует на самостоятельность. Опять начинаются войны между

Объединить страну удалось лишь во время Среднего царства. Центром стал город Фивы. В конце - опять развал, войны и объединение в сильнейшую империю, претендующую на господство в Древневосточном мире (период Нового царства). Это время захватнических воин. После - опять упадок, из которого Древний Египет уже не вышел - его завоевывают персы, потом А. Македонский. Заканчивается его обособленное существование: теперь некогда могучая цивилизация - всего лишь

Государственный строй

Каким в государственном плане был Древний Египет? Социальная структура всегда исходит из политического устройства. Следует сказать, что во времена и централизации, и разобщенности всегда существовало деление страны на два округа - Северный и Южный. Управляли там наместники фараона. Сам же он закреплял свою административную власть титулом, в котором отмечалось: «Владыка двух стран».

Государство всегда было строго централизованным, периоды же разобщенности по времени были незначительны. На почве безоговорочной власти фараона возникает обширный бюрократический аппарат, также централизованный. Главенствующая после фараона роль в управлении государством отводилась царскому Двору, где главным был визирь. Именно ему и фараону подчинялись руководители ведомств, имеющие большой штат мелких и крупных чиновников.

На местах управляли номархи. Они имели безоговорочную власть, но исключительно в своем субъекте. У номархов также было в подчинении поместное чиновничество. На самой нижней ступени в этой системе стояли общинные советы с выбираемым старостой во главе. Они отвечали за судебные и административные дела, а также за хозяйственную деятельность.

Развитие общественных отношений

Рассмотрим, как развивалась социальная структура общества Древнего Египта на протяжении всей его истории. Изначально молодая страна представляла собой разрозненные города-государства, причем каждое жило по собственным законам и имело собственного правителя.

Государство периода Раннего царства было своего рода племенным союзом. Население страны представляло собой свободных крестьян, объединенных в общины. Им и выделялась властью земля для возделывания. Часть доходов от продуктов земледелия необходимо было выплачивать государству.

Именно в период Древнего царства происходит разлом в социуме, разделивший его на рабов и рабовладельцев. Структура общества Древнего Египта становится неоднородной: все определяют социальные и имущественные отношения. На первый план после фараона выходят жрецы. Именно с их статусом и авторитетом для народа связано наделение фараона безграничной властью, приравнивание к божеству.

Эпоха Среднего царства характеризуется не только масштабным разрастанием рабовладельческого строя (теперь невольников используют и в подсобных хозяйствах). Общественная структура Древнего Египта этого периода характеризуется тем, что общество все больше расслаивается. Так, появляются неджесы, мелкие собственники. Они, а также писцы, земледельцы и купцы, живут в достатке, а вот крестьяне и другие низшие слои едва находят средства для пропитания.

Захватнические войны в период Нового царства влияют прежде всего на увеличение сословия рабов. Все земли окончательно закрепляются за государством и храмами. Поэтому землевладельцы исчезают как класс. Причем к работе на жреческих землях не допускается никто, ее отдают провинившимся членам их же сословия. Жречество теперь - замкнутый класс, попасть в который можно только по родственному принципу.

Общая характеристика древнеегипетского общества

Итак, сделаем предварительные выводы, что в представлял собой Древний Египет. Социальная структура его имела следующие особенности:

  • Во главе стоял фараон, которого почитали за божество.
  • Форма правления - деспотия, причем именно для Египта характерно возведение служение царю в религиозный культ.
  • Особая роль отводилась жрецам.
  • Основа общества - сельская община, на которую опиралась власть на местах.
  • Четкое классовое деление.
  • Социальная структура древнего Египта в иерархическом порядке от высших слоев к низшим представляется следующим образом: фараон - жрецы и придворные вельможи - воины - крестьяне и ремесленники - рабы. Причем последние были выключены из общественной жизни полностью, потому что за людей их не считали, а называли «живым товаром». Об этом поговорим чуть позже.
  • Чиновничий аппарат был многочислен, но слабо разделен по обязанностям. Один человек мог отвечать и за административную деятельность, и за хозяйственную, и даже за выполнение определенных религиозных обрядов.

Власть фараона

Теперь поговорим отдельно о каждой общественной группе. Древний Египет, социальная структура которого базировалась на деспотизме, управлялся фараоном. Культ его позиционировал как равного богам. Соответственно, жречеством был разработан специальный ритуал поклонения богу-царю. Да и имена фараонов отражают божественное происхождение. Например, Аменхотеп - «Амон умиротворенный», Тутмос - «рожденный богом Тотом». Древние египтяне верили, что урожаи, благополучие, отсутствие войн зависит от бога-фараона.

Именно царь был главным владельцем египетских земель, которые мог дарить либо забирать. В его руках была сосредоточена судебная власть, он назначал верховных чиновников.

Власть передавалась по наследству по праву первородства, ведь у фараона, кроме первой жены, как правило, родственных ему кровей (часто имели место браки даже с родными сестрами) были еще другие жены и наложницы. Здесь все были в равном положении. А как же времена смут, когда одна династия сменяла другую? И здесь жрецы нашли «оправдание». По верованиям египтян, одного родства внутри божественного семейства недостаточно, нужно еще, чтобы божество вселилось в царя. Так и происходила смена правящих кланов. Причем, «вход бога» мог производиться не только в наследника, а также в сестру, жену и других.

Жрецы

Особенности общественной структуры Древнего Египта таковы, что фараон, при всей своей деспотичной власти, не смог бы править в одиночку. Он опирался прежде всего на жрецов, а также на чиновников-вельмож.

Первые - законодатели норм поведения и жизненных ориентиров. Так как жрецам принадлежала функция связи общества и богов, к ним прислушиваются даже фараоны. Получить сан жреца было не так-то просто: необходимо было долго и упорно учиться. С четырех лет накопленные знания начинали передаваться будущему поколению.

Институт служения богам был весьма развит: храмовые служители и работающие на светском поприще, хранители тайн и рукописей, провидцы - толкователи всевозможных знамений, и даже астрономы.

Одним словом, жрецы играли очень важную роль в жизни древнеегипетского общества. Их знания о ритуалах, воле богов, медицине и даже о земледелии и скотоводстве, передаваемые из поколения в поколение, считались сакральными, скрытыми от обычных обывателей. До сегодняшнего времени ученые-египтологи продолжают открывать то, что ведали служители культа.

Аристократия

Социальная структура общества цивилизации Древнего Египта, ее верхушка, не ограничивалась жречеством. Также фараон опирался на своих придворных вельмож. Это была аристократия, те, кто фактически управлял всеми сферами жизни страны.

Главный среди них был визирь, или джати. Этот человек был правой рукой фараона. Как правило, избирался он из правящей династии. Были случаи, когда место визиря занимал член аристократии, не родственный фараону, - это случалось в периоды ослабления целостности страны, так называемые переходные.

Итак, какие функции возлагались на джати? В его руках фактически был весь Древний Египет. Социальная структура была выстроена таким образом, что все вельможи, заведующие различными отраслями, отчитывались именно ему. Кроме того, визирь возглавлял:

  • Финансовые ведомства.
  • Общественные работы (например, ирригационные сооружения).
  • Он управлял жизнью столицы и осуществлял надзор в ней.
  • Отвечал за армию.
  • Возглавлял судебную власть.

Остальная аристократия подчинялась джати и фараону. Это были богатые люди, строившие себе гробницы и живущие в роскошных домах.

Чиновничество

Отдельного внимания заслуживают писцы. Они принадлежали к высшей аристократии и пользовались всеобщим уважением. В основном безграмотные люди населяли Древний Египет. Социальная структура общества, таким образом, позволила выделить писцам отдельную нишу.

Эти служащие не только записывали за фараоном его указы, но и умели высчитать уровень воды в Ниле, оценивали последствия на случай наводнений, знали запасы в водохранилищах. Они были важны и в сельском хозяйстве, и скотоводстве. Ведь только грамотный человек способен оценить после разлива Нила, каким будет урожай, и подсчитать количество скота либо приготовленного вина. Писцы были ответственны за сбор налогов.

К ним обращались за помощью, чтобы составить письмо (в том числе и личного характера), записать ритуальную молитву.

Что представляло собой чиновничество как социальная структура Древнего Египта? Кратко можно сказать так: они делились по рангам. Каждым номом заведовал определенный человек, которому в свою очередь подчинялись другие, ответственные за конкретные области хозяйства.

Армия

Мощный союз фараона, вельмож и жрецов способна была усилить только военная сила. Так возникает армия.

Место воина в древнеегипетском обществе было весьма почетно: у них были свои дома, имущество, земли. Единственное, чем они не распоряжались, - это своей жизнью. Ведь по решению фараона, подкрепленному жрецами, в любой момент могла развязаться война.

Стоит отметить, что в бой армия вступала с охотой. Ведь именно в результате захватнических войн люди обретали свое имущество.

Армия использовалась и для решения внутренних междоусобных конфликтов.

В пик развития Древнеегипетской цивилизации войско насчитывало 100 тысяч человек, оно было сильнейшим в мире.

Крестьяне и ремесленники

Самая многочисленная социальная прослойка Древнего Египта - крестьяне. Именно они кормили описанные выше сословия и обеспечивали их безбедное существование. Сами же крестьяне не могли похвастаться безбедным существованием. Скорее, наоборот: земля, которую они возделывали, была не их собственностью, соответственно, большая часть урожая и скота у крестьян забиралась. Нищие, голодные, они часто использовались на общественных работах.

Точно такая же жизнь была у ремесленников Древнего Египта. Мастерские, где они производили изделия, им не принадлежали. А хозяин-вельможа в качестве арендной платы забирал почти всю продукцию и перепродавал потом втридорога с помощью знакомых купцов и торговцев.

Рабы

Но самое незавидное положение было, конечно, у рабов. Египет - не единственное с рабовладельческим строем. Это было обычное для того времени общественное устройство.

Рабов не считали за людей, они были «живым товаром», продаваемым, покупаемым и захватывающимся в качестве трофея. Судьбы каждого раба находилась в руках рабовладельца: его можно было убить, покалечить. Причем нарушением права было убийство чужого невольника (это же «порча» имущества).

Свадьбы между рабами юридически ничего не значили: мужа и жену могли легко разлучить, например перепродать разным хозяевам.

Конечно, в стране вспыхивали восстания рабов. Так, «благодаря» одному из них ослабленную подавлением бунта страну легко удалось заполучить арабским кочевникам.

Общественные причины упадка цивилизации

Проанализировав все сословия Древнего Египта, можно сделать однозначный вывод: между ними не было единства, скорее, наоборот, - жестокая вражда и ненависть. Причем противостояние не ограничивалось линией "рабы, крестьяне - знать". Разбогатев, аристократия желает власти и начинает политические игры против фараона. Так бывает всегда в общественных системах с угнетателями и угнетаемыми. Результатом несовершенства социального устройства стал упадок цивилизации Древнего Египта.

 


Читайте:



04 1922 г рапалльский договор основные положения

04 1922 г рапалльский договор основные положения

был заключен между РСФСР и Германией 16 апреля 1922 и установил нормальные дипломатические и консульские отношения между обоими государствами. 5...

Администрация угрожает проверками и увольнением, родители - расправой

Администрация угрожает проверками и увольнением, родители - расправой

Как защитить ребенка от нападок сверстников: советы родителям Это настоящая пытка - быть объектом нападок сверстников. Многие из нас знают об...

Русская народная сказка "Василиса прекрасная" план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Русская народная сказка

Муниципальное образование Ленинградский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 станицы...

Пять факторов благополучия от компании IPSEN

Пять факторов благополучия от компании IPSEN

Факторы семейного благополучия Специалисту-психологу нередко приходится сталкиваться с проблемой анализа факторов семейного благополучия -...

feed-image RSS