Сочинение
Первые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений. В первых сборниках «Дорога», «Загорье», «Сельская хроника» Твардовский пишет о новой деревне, о людях села. Он обращается к теме крестьянского труда, передает его поэзию. В стихах 1930-х годов Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, воплощающего в себе духовную красоту, высокую мораль (цикл стихов о Даниле, «Ивушка», «Не стареет твоя красота…»). Уже в сборниках 1930-х годов проявляется своеобразная поэтическая манера Твардовского. Основу его поэзии составляют традиции народно-поэтического творчества: установка на разговорный язык, не осложненный метафорами и поэтическими фигурами; использование меткого народного слова, пословиц, поговорок, введение в стих устойчивых поэтических оборотов фольклора. Из народной поэзии вошли в творчество Твардовского некоторые постоянные мотивы, например мотив дороги, Дома, испытания героя на пути к счастью или к цели. Можно говорить и о более глубоком влиянии народно-поэтического творчества на поэзию Твардовского. Это сказывается в тех мировоззренческих принципах, которые положены в основу образа героя и определяют его характер: традиционные крестьянские ценности, народная мораль, народное отношение к труду. Такие качества и определили подлинную народность поэзии Твардовского. В поэзии 1930-х годов развиваются такие черты, как повествовательность, событийность, которые позже приведут Твардовского к жанру баллады («Отец и сын», «Баллада о товарище», «Баллада об отречении»). В годы Великой Отечественной войны в поэзии Твардовского сливаются публицистический накал, лирическая эмоциональность, эпический взгляд на события. Стихи военной поры объединены в сборники «Возмездие» и «Фронтовая хроника». Военная поэзия Твардовского тематически не отличалась от творчества других поэтов. Основные темы - непокоренная Родина («Партизанам Смоленщины»), высокое мужество и патриотизм советского солдата («Когда пройдешь путем колонн…», «Граница», «Новогоднее слово»), священная месть («Возмездие»). Тема войны, памяти о погибших за свободу Родины остается одной из главных в творчестве Твардовского и в послевоенный период («Я убит подо Ржевом…»). И у мертвых, безгласных Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она - спасена… Послевоенные стихи Твардовского наполняются философским осмыслением времени. Поэт говорит о смысле жизни и творчества («Нет, жизнь меня не обделила…», «Признание»), о чести человека, о связи человека с природой («Разговор с Падуном», «Снега потемнеют синие…»).К концу 1960-х годов Твардовский многое понял и переосмыслил: …вольно или невольно Было, вышло не то, не так. Историю советской страны он воспринимает как суровый опыт, который должны учесть будущие поколения. Он судит себя и своих сверстников с высоких нравственных позиций, понимает, что долг поэта говорить правду, «как бы ни была горька». Твардовский считает необходимым, чтобы каждый человек сделал все, чтобы исправить ошибки в жизни. В стихотворении «Час мой утренний, час контрольный…» поэт уверен, что можно еще повернуть историю: Но еще не бездействен ропот Огорченной твоей души. Приобщая к опыту опыт, Час мой, дело свое верши. Введение в Чехословакию в 1968 г. советских танков болью отозвалось в лирике Твардовского. Он воспринял этот акт как наступление на свободу, как крушение всех надежд («В чем хочешь человечество вини…», «Маркс, Энгельс, Ленин, знать бы вам…»). Твардовский ощущает свою трагическую вину за то, что происходит в нашей стране. Он лирически анализирует собственную биографию, а через нее - биографию всего поколения, поднимается до философского осмысления «жестокой судьбы»: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, - Речь не о том, но все же, все же, все же… Чувство сопричастности общей судьбе было неотъемлемой частью мышления поэта в его поздней лирике. Его стихи - это разговор с самим собой, наедине. Обобщающие темы позднего творчества - я и мир, я и путь жизни, я и смерть, я и народ. Это опыт познания через самопознание. В лирическом цикле «Памяти матери» поэт в воспоминаниях путешествует с матерью по дорогам ее жизни и всего народа. Мотив связи времен организует весь цикл и сливается с мотивом Дома, истоков. Память присуща не только человеку, но и природе. В стихотворениях «Как неприютно этим соснам в парке…», «Газон с утра из-под машинки…», «Береза» память природы - это метафора связи всего в мироздании, выражение единства. Поэт обостренно чувствует конец личного бытия отдельного человека, отмеренность срока жизни. Но общность всего в мире, текучесть времени позволяют преодолеть эту конечность, обрести продолжение в потомках, в шелесте деревьев, в метельной круговерти. Трагизм неизбежного конца просветляется сознанием ненапрасности жизни («Прощаемся мы с матерями…», «Время, скорое на расправу»). От констатации фактов социалистического строительства через постижение души народной на войне Твардовский пришел к философскому пониманию жизни и судьбы человека и страны.
Цель урока:
Эпиграф:
А.Т. Твардовский
Методические приёмы:
Ход урока
I
. Проверка домашнего задания
II. Слово преподавателя
Творчество Твардовского всегда опиралось на народную традицию, его стихи внешне просты, демократичны, понятны читателю. Своей задачей поэт считал художественное постижение народной жизни, народной души, поэтому главный герой лирики поэта — человек из народа.
Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Лирика А.Т. Твардовского»
Урок 4. Лирика А.Т. Твардовского
Цель урока:
показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта. Эпиграф:
«Вся суть в одном- единственном завете...» А.Т. Твардовский
Методические приёмы:
лекция с элементами беседы, анализ стихотворений. Ход урока
I
. Проверка домашнего задания
Чтение лирических стихотворений Твардовского, их краткий анализ с точки зрения традиции. Отмечаем, что любимыми поэтами Твардовского были Пушкин и Некрасов. Их влияние, особенно некрасовское, очевидно. Заметны есенинские интонации («Сельское утро», «Размолвка»). II. Слово преподавателя
Творчество Твардовского всегда опиралось на народную традицию, его стихи внешне просты, демократичны, понятны читателю. Своей задачей поэт считал художественное постижение народной жизни, народной души, поэтому главный герой лирики поэта - человек из народа. Его стихи 30-х годов, составившие «Сельскую хронику», как позже определил сам поэт, были продиктованы «восторженной и безграничной верой в колхозы». Но все же «Сельская хроника» выделялась среди произведений тех лет уважительным отношением к людям, вниманием и любовью к ним. И в жанровом отношении стихи приближены к народной традиции. Например, стихотворение «Не стареет твоя красота» напоминает величальную песню: Честь великая рядом с тобой В поле девушке стать молодой. Всюду славят тебя неспроста - Не стареет твоя красота. А в стихотворении «Катерина» интонации причитания, плача: А куда ж ты, Катя, уходишь от нас... Главным настроением стихотворений является оптимизм, даже если речь идет об отпевании (стихотворение «Ивушка».) Твардовский замечал, конечно, многочисленные страдания и беды, которые принесла народу коллективизация. Порой в его произведениях звучали совсем не идиллические мотивы. Стихотворение «Братья» (1933) завершалось вопросом: «Что ж ты, брат? / Как ты брат? / Где ж ты, брат? / На каком Беломорском канале?». Однако преобладает оптимистичный тон: Счастлив я. Отрадно мне С мыслью жить любимой, Что в родной моей стране Есть мой край родимый. «Станция Починок», 1936 Стихотворения, составившие фронтовую хронику (а Твардовский участвовал и в финской, и в Великой Отечественной войнах), разнообразны по жанру. Это и публицистические стихотворные призывы - «Настанет срок народ-герой / Сметет врага с земли родной, И слава первого удара - она навеки за тобой»), «Партизанам Смоленщины» («Эй, родная, смоленская, / Сторона деревенская, / Эй, веселый народ, / Бей! / Наша берет!»), и сюжетные «новеллы» о героях войны и их подвигах («Рассказ танкиста», «Дом бойца»), и картины солдатского быта («Спичка», «Армейский сапожник»). Эти стихотворения сыграли свою роль в годы войны. Но непреходящее значение имеет лирика военных лет, тяготеющая к напряженному раздумью, к углубленности, лаконичности формы. Таково стихотворение «Две строчки» (1943) - воспоминание о финской «кампании»: Среди большой войны жестокой, С чего - ума не приложу, - Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу, Примерзший, маленький, убитый На той войне незнаменитой, Забытый, маленький, лежу. Твардовский в эти, да и последующие годы видел предназначение поэта в сохранении памяти, в продолжении общего дела, за которое отданы жизни солдат, чувствовал «навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе». Это стало главным мотивом его послевоенной лирики. III. Чтение и анализ стихотворений
Читаем стихотворение «Я подо Ржевом» (желательно иметь тексты на каждой парте). Написано оно сразу после войны, в 1945-46 годах и первоначально имело другое название - «Завещание воина». Однако первая строка стихотворения стала «крылатой», стала символом трагически и просто оборвавшихся жизней. Твардовский в статье «О стихотворении «Я убит подо Ржевом» пишет, в частности, о двух запомнившихся ему эпизодах: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 года; и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт. Впечатления поездки под Ржев «были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце». Такие впечатления, такие встречи легли в основу этого стихотворения. Кто лирический герой стихотворения? (Повествование ведется от имени погибшего воина, этим подчеркивается связь, единство павших и живущих воинов. Герой близок автору преданностью Родине, верой в победу, самоотверженностью.)
В чем сила этого стихотворения? (Автор с документальной точностью в первой же строфе указывает конкретное место гибели героя: подо Ржевом, в безымянном болоте, в расположении пятой роты, на левом фланге. Происшедшее описывается без лишнего пафоса, просто и страшно:
Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, - Точно в пропасть с обрыва И ни дна ни покрышки. От человека не осталось ничего: «Ни петлички, ни лычки / С гимнастерки моей» нет и могилы - на поминки / Даже мать не придет». Но человек не исчез - он растворен в природе:
Я - где корни слепые Ищут корма во тьме, Я - где с облачком пыли Ходит рожь на холме; Я где крик петушиный На заре по росе; Я - где ваши машины Воздух рвут на шоссе... Он по ту сторону земной жизни, но и там его волнует, «Наш ли Ржев наконец?» Он призывает живых:
Вы должны были, братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье Эта кара страшна. Он из тех, кто «Все отдав, не оставили / Ничего при себе». И нет укора тем, кто остался цел: «Я вам жизнь завещаю, - / Что я больше могу?» Так конкретное становится общим, лирическое и эпическое, смерть и бессмертие, подвиг и утрата соединяются.)
I
V
. Слово преподавателя
Память войны всю жизнь не оставляла Твардовского. В 1966 году написаны строки: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, - Речь не о том, но все же, все же, все же... В этом трижды повторенном «все же» - и незатихающая боль утраты, и чувство вины, и ответственность за то, за что отданы жизни солдат. В стихотворениях послевоенных лет звучит и гордость одержанной победы, и вера в будущее, в успехи в мирном труде. Даже полет Гагарина осмысляется поэтом как звено всей народной жизни и истории. В стихотворении «Космонавту» (1961) Твардовский вспоминает летчиков военных лет и заключает: Так отразилась в доблести твоей И доблесть тех, чей день погас бесценный Во имя ваших и грядущих дней. В стихотворениях «Новосел», в цикле «Памяти матери» происходит переосмысление роли, которую сыграла коллективизация и раскулачивание в судьбе страны, ставшие трагическим переломом в жизни миллионов людей. В стихотворениях цикла - чувство неисполненного долга, мотив внутреннего суда над собой. В конце 60-х годов трагические краски в лирике сгущаются, звучат мотивы подведения итогов, прощания. Но и тут поэт сохраняет иронический взгляд: «Справляй дела и тем же чередом / Без паники укладывай вещички». Пересматривая критически свою жизнь, свое творчество, поэт имеет мужество признавать свои ошибки, мужество противопоставить свое «Я» официальному мнению. В стихотворении 1956 года «Моим критикам» он пишет: Все учить вы меня норовите, Преподать немудреный совет. Чтобы пел я, не слыша, не видя, Только зная: что можно, что нет... Но нельзя не иметь мне в расчете, Что потом, по прошествии лет, Вы же лекцию мне и прочтете: Где ж ты был, что ж ты видел, поэт? Самостоянье творческой личности - в стихотворении «Вся суть в одном-единственном завете...» - эта строчка стала эпиграфом к уроку. Завет этот заключается в следующем: «О том, что знаю лучше всех на свете, / Сказать хочу. И так, как я хочу». Поэтическим и гражданским осмыслением трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины, явилась поэма «По праву памяти», написанная в конце жизни (1966-1969). Она откровенна автобиографична, исповедальна и подводит итог многолетним трудным размышлениям поэта. Афоризмами стали строки: Кто прячем прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу. Одна неправда нам в убыток, И только правда ко двору! Лирический герой Твардовского плоть от плоти своего народа, сын своего времени. Он переболел всеми болезнями духа, которыми переболело советское общество. Но он и не снимал своей вины за все - за простодушную наивность, за иллюзии, за колебания. И в этом чувстве вины, чувстве ответственности и проявляется мужество и свобода человека, гражданина, поэта. V
. Проверочная работа
Домашнее задание
Подготовка к сочинению по творчеству А.Т. Твардовского.
Первые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений.
В первых сборниках «Дорога», «Загорье», «Сельская хроника» Твардовский пишет о новой деревне, о людях села. Он обращается к теме крестьянского труда, передает его поэзию. В стихах 1930-х годов Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, воплощающего в себе духовную красоту, высокую мораль (цикл стихов о Даниле, «Ивушка», «Не стареет твоя красота…»).
Уже в сборниках 1930-х годов проявляется своеобразная поэтическая манера Твардовского. Основу его поэзии составляют традиции народно-поэтического творчества: установка на разговорный язык, не осложненный метафорами и поэтическими фигурами; использование меткого народного слова, пословиц, поговорок, введение в стих устойчивых поэтических оборотов фольклора. Из народной поэзии вошли в творчество Твардовского некоторые постоянные мотивы, например мотив дороги, Дома, испытания героя на пути к счастью или к цели. Можно говорить и о более глубоком влиянии народно-поэтического творчества на поэзию Твардовского. Это сказывается в тех мировоззренческих принципах, которые положены в основу образа героя и определяют его характер: традиционные крестьянские ценности, народная мораль, народное отношение к труду. Такие качества и определили подлинную народность поэзии Твардовского.
В поэзии 1930-х годов развиваются такие черты, как повествовательность, событийность, которые позже приведут Твардовского к жанру баллады («Отец и сын», «Баллада о товарище», «Баллада об отречении»). В годы Великой Отечественной войны в поэзии Твардовского сливаются публицистический накал, лирическая эмоциональность, эпический взгляд на события. Стихи военной поры объединены в сборники «Возмездие» и «Фронтовая хроника». Военная поэзия Твардовского тематически не отличалась от творчества других поэтов. Основные темы - непокоренная Родина («Партизанам Смоленщины»), высокое мужество и патриотизм советского солдата («Когда пройдешь путем колонн…», «Граница», «Новогоднее слово»), священная месть («Возмездие»).
Тема войны, памяти о погибших за свободу Родины остается одной из главных в творчестве Твардовского и в послевоенный период («Я убит подо Ржевом…»).
И у мертвых, безгласных
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она - спасена…
Послевоенные стихи Твардовского наполняются философским осмыслением времени. Поэт говорит о смысле жизни и творчества («Нет, жизнь меня не обделила…», «Признание»), о чести человека, о связи человека с природой («Разговор с Падуном», «Снега потемнеют синие…»).К концу 1960-х годов Твардовский многое понял и переосмыслил:
…вольно или невольно
Было, вышло не то, не так.
Историю советской страны он воспринимает как суровый опыт, который должны учесть будущие поколения. Он судит себя и своих сверстников с высоких нравственных позиций, понимает, что долг поэта говорить правду, «как бы ни была горька». Твардовский считает необходимым, чтобы каждый человек сделал все, чтобы исправить ошибки в жизни. В стихотворении «Час мой утренний, час контрольный…» поэт уверен, что можно еще повернуть историю:
Но еще не бездействен ропот
Огорченной твоей души.
Приобщая к опыту опыт,
Час мой, дело свое верши.
Введение в Чехословакию в 1968 г. советских танков болью отозвалось в лирике Твардовского. Он воспринял этот акт как наступление на свободу, как крушение всех надежд («В чем хочешь человечество вини…», «Маркс, Энгельс, Ленин, знать бы вам…»).
Твардовский ощущает свою трагическую вину за то, что происходит в нашей стране. Он лирически анализирует собственную биографию, а через нее - биографию всего поколения, поднимается до философского осмысления «жестокой судьбы»:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Чувство сопричастности общей судьбе было неотъемлемой частью мышления поэта в его поздней лирике. Его стихи - это разговор с самим собой, наедине.
Обобщающие темы позднего творчества - я и мир, я и путь жизни, я и смерть, я и народ. Это опыт познания через самопознание. В лирическом цикле «Памяти матери» поэт в воспоминаниях путешествует с матерью по дорогам ее жизни и всего народа. Мотив связи времен организует весь цикл и сливается с мотивом Дома, истоков. Память присуща не только человеку, но и природе. В стихотворениях «Как неприютно этим соснам в парке…», «Газон с утра из-под машинки…», «Береза» память природы - это метафора связи всего в мироздании, выражение единства. Поэт обостренно чувствует конец личного бытия отдельного человека, отмеренность срока жизни. Но общность всего в мире, текучесть времени позволяют преодолеть эту конечность, обрести продолжение в потомках, в шелесте деревьев, в метельной круговерти. Трагизм неизбежного конца просветляется сознанием ненапрасности жизни («Прощаемся мы с матерями…», «Время, скорое на расправу»).
От констатации фактов социалистического строительства через постижение души народной на войне Твардовский пришел к философскому пониманию жизни и судьбы человека и страны.
Одной из значимых и вместе с тем противоречивых фигур в советской литературе стал А. Т. Твардовский, стихи и поэмы которого отличают близость к народной речи и фольклору, особая индивидуальность и неповторимость. и Великая Отечественная война, память о воинах, павших в боях за Родину, - вот, пожалуй, наиболее важные аспекты творчества поэта. Он стал свидетелем раскулачивания, утверждения и развенчивания тоталитарной системы Сталина, участником финской и Великой Отечественной войн. Богатый жизненный опыт и опора на действительность делают произведения Александра Трифоновича необычайно популярными у читателей. Особенности лирикиПри работе над произведениями Твардовский опирался на лучшие фольклорный традиции, учитывал особенности русского характера. Вот почему его стихотворения просты и понятны каждому читателю. Да и лирический герой, как правило, - это выходец из народа, изначально вызывающий у автора уважение и любовь. Сам поэт считал, что главной в его творчестве является актуальная во все времена тема памяти. В лирике Твардовского она находит отражение в размышлениях о родной семье, раскулаченной и высланной, когда будущий поэт был еще совсем юным. Например, в стихотворении «Братья» мы слышим нотки страдания и тоски по близким людям, с которыми он вынужден был жить в разлуке. Но особенно ярко находит воплощение тема памяти в лирике Твардовского о войне. Фронтовая хроникаКаждому известно, что поэт участвовал в финской кампании конца 30-х годов. А после начала Великой Отечественной отправился на фронт в качестве корреспондента, но всегда был на передовой. Поэт в полной мере познал все трудности полевой солдатской жизни и рассказывал о ней своим читателям. Военная лирика Твардовского разнопланова. Это и публицистические стихотворения, являющие собой призывы к борьбе с ненавистным врагом («Бойцу Южного фронта», «Партизанам Смоленщины»). И небольшие сюжетные стихотворения, напоминающие «новеллы» о героических подвигах («Рассказ танкиста») или солдатском быте («Армейский сапожник»). Наконец, стихи-размышления, проникнутые болью за судьбу народа и всей страны («Две строчки»). Но главное, что их объединяет, - осознание автором личной ответственности за сохранение памяти о тех, кто отдал свои жизни ради освобождения Родины. Эта мысль никогда не покидала Александра Трифоновича как человека, и стала главным девизом поэта-Твардовского. «Я убит подо Ржевом»: лирический герой и основная мысльСтихотворение, написанное спустя несколько месяцев после окончания войны, сначала имело название «Завещание воина». Это не случайно, так как повествование в нем ведется от лица солдата, погибшего в боях за Ржев. Лирический герой - это обобщенный образ воина-освободителя, который, обращаясь ко всем оставшимся в живых, отмечает: «Вы должны были, братья, устоять…» Таким образом, даже после смерти русского солдата беспокоит судьба товарищей и страны. И ни в одной строчке нет укора за то, что он погиб, а другие остались живы. Ведь эта жертва не напрасна. Такова военная лирика Твардовского. Перед лицом огромной беды конкретное размывается и становится общим. А такие противоположные ценности, как гибель и вечное бессмертие, утрата и незабвенный подвиг, переплетаются настолько, что оказываются неотделимы друг от друга. «Книга про бойца»Самым известным произведением А. Т. Твардовского стала поэма «Василий Теркин», создававшаяся в годы войны. В ней предстает образ бравого солдата, прошагавшего вместе с автором весь боевой путь с 42-го по 45-й годы и воплотившего в себе лучшие качества русского человека. Теркин всегда оказывается в центре событий, попадает в различные передряги, но никогда не унывает, не теряет надежды и веры, находит выход из самой сложной ситуации. При этом герой не раз испытывает боль и горечь, может даже заплакать - подчеркивает Твардовский. Стихи поэмы также звучат то весело и бойко, то наполняются горечью и невыразимым чувством потери, как в главе «Переправа»: «Люди теплые, живые / Шли на дно…» И красной нитью через всю поэму проходит тема памяти о тех, кто навсегда остался лежать на полях сражений. Поэтому долг каждого человека - никогда не забывать о той великой цене, которую заплатил советский народ за мирное будущее. Поэмы А. Т. ТвардовскогоКоллективизация и раскулачивание («Страна Муравия»), Великая Отечественная война и героизм народа («Василий Теркин»), «оттепель» при Хрущеве («За далью - даль»), развенчивание культа личности и тоталитаризма («По праву памяти») - главные этапы исторического развития страны в 20-60-х годах XX века стали частью судьбы самого Твардовского и нашли отражение в его поэмах. Автор воссоздает на страницах произведений прошлое, чтобы еще раз напомнить современникам: каждый из нас ответственен за то, что происходит с народом и страной. Наиболее ярко эта мысль воплотилась в его последней поэме. «По праву памяти»Произведение долгое время находилось под запретом. Его композиция, состоящая из 3 частей, знакомит читателя с жизнью самого поэта, его юношескими мечтами и надеждами. А главное - Александр Трифонович открыто говорит о трагедии, постигшей деревню в 30-е годы. Именно тогда был раскулачен и сослан его отец-труженик. Так тема памяти в лирике Твардовского отчасти превращается в сыновнее покаяние не только перед своей семьей, но и перед всем русским крестьянством. Подобно приговору, звучат в поэме слова, адресованные «вождю народов» и так называемым «молчальникам»: «… забыть велят безмолвно… Но это было явной болью / Для тех, чей был оборван век». Автор вспоминает людей, которых знал лично, что делает произведение достоверным. Поэма в первую очередь посвящена молодежи и звучит как вечное напоминание о том, что историю нельзя делить на отрезки. Что в ней все взаимосвязано, и прошлое может повториться в настоящем или будущем. Именно поэтому уже в названии поэмы заявляется как основная тема памяти. В лирике Твардовского, таким образом, большое значение приобретает актуальная во все времена проблема: необходимо знать и любить свою семью и свою Родину и обязательно нужно помнить о пережитом. Только так можно двигаться вперед, избегая повторения страшных ошибок прошлого.
|