Главная - Личность
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация методическая разработка (7 класс) на тему

План-конспект урока на тему:

«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Цели урока:

    Образовательные цели:

1) Провести сравнительный анализ методов католической контрреформации, выявить ее причины, цели, влияние на дальнейшую судьбу европейских стран .

2) В ходе работы продолжить формирование научного мировоззрения с помощью научных понятий «контрреформация», Игнатий Лойола, орден иезуитов.

    Воспитательные цели:

1) Предоставить учащимся возможность оценить цели и средства руководителей Реформации и Контрреформации.

    Развивающие цели:

1) Продолжить развитие у учащихся умений выделять главное в тексте учебника и исторических источниках (выделить методы католической Контрреформации).

2) Продолжить формирование у учащихся исторического мышления (определять причины и следствия Реформации и Контрреформации).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта «Европа в XVI -первой половине XVII в.», учебник «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800», 7 класс, А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов, схема на доске, тесты.

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение темы и целей.

Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.

Учитель обращается к ученикам:

    Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе.

    Ребята, что такое Реформация?

    Каковы были причины Реформации в Германии?

    Каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне?

    Каковы были основные идеи учения Мартина Лютера?

    Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел».

    Что получили от Реформации различные слои населения?

Изучение новой темы.

План изучения новой темы:

    Жан Кальвин - богослов, церкви, основатель .

    Кальвинистская церковь.

    Контрреформация.

    Орден иезуитов.

    Жан Кальвин - богослов, церкви, основатель .

Рассказ учителя:

Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.

Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение – кальвинизм .

Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавший верующих более 1000 лет: «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?»

Кальвин утверждал, что…

    Судьбы людей предопределены Богом.

    Никто из верующих не знает собственного предопределения.

    Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд.

    Именно труд был знаком спасения души.

Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.

    Кальвинистская церковь.

    Распространение кальвинизма по Европе.

    Контрреформация.

Самостоятельная работа учащихся с учебными материалами:

Учитель предлагает учащимся изучить 3 главных вопроса новой темы в группах. Затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке.

Задание группам :

Группа 1: Расскажите об устройстве кальвинистской церкви. Информация на стр. 103 учебника.

Группа 2: Докажите, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы. Информация на стр. 104 учебника.

Группа 3: Расскажите о борьбе католического духовенства с протестантизмом. Информация на стр. 104 учебника.

Выступление групп с отчетом об изученном материале.

Учитель предваряет выступление:

В 40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение.

После выступления задаются вопросы всему классу:

Какие слои населения горячо поддержали кальвинизм, почему?

Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?

Физкультминутка

    Орден иезуитов.

Рассказ учителя:

Идеи Жана Кальвина впоследствии распространились не только в Швейцарии, но и в Голландии, Франции, Шотландии, Англии. Поэтому для того чтобы остановить победное шествие Реформации, католическая церковь приняла экстренные меры, создав монашеский орден иезуитов, целью которого была защита церкви от ереси.

1540 г. - Образование ордена иезуитов.

Контрреформация – борьба католической церкви с реформационным движением.

Основателен ордена иезуитов был Игнатий Лойола.

Сейчас давайте попытаемся выяснить, какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви?

миссионерство, благотворительность, развивали образование, читали проповеди на национальных языках, занимались воспитанием детей из разных семей.

убивали соперников, всегда наготове были яд и кинжал, иезуиты были послушным орудием террора в руках папы Римского

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы заполним таблицу «Методы борьбы иезуитов с протестантами», читая пункт «Орден иезуитов» на стр. 104.

    Попытки реформ и Тридентский собор.

Рассказ учителя:

Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, но ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. Папы пытаются вернуть утерянные позиции, а главное – источник своих богатств – десятину. Проводятся первые попытки реформирования церкви – во второй половине XVI в. Католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.

Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший почти 18 лет.

Тридентский собор:

    Строгое соблюдение духовенством всех предписаний и указаний папы.

    Исключительное право церкви толкования Священного писания.

    Укрепление инквизиции.

    Запрет на продажу индульгенций.

    Открытие семинарий для католических священников.

    В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось.

Таким образом, победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства.

Итоги урока:

Закрепление:

Вопросы – стр. 107 учебника.

Домашнее задание:

Параграф 12, вопросы к параграфу, записи в тетради.

Оценки за урок.

Разделы: История и обществознание , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Презентация к уроку















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Педагогические цели: показать процесс распространения Реформации в Европе; проследить ход борьбы католической церкви с Реформацией, подчеркнув причины и следствия этой борьбы. Сравнить процесс Реформации в Германии и Швейцарии, раскрыв роль Жана Кальвина. Рассмотреть методы борьбы католической церкви с Реформацией, выяснить значение Реформации для истории.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные ): владение знаниями по истории Европы XVI; умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения.

Личностные результаты : готовность и способность к образованию и самообразованию, сформированность навыков в образовательной деятельности, проявление интереса к зарубежной истории и культуре; ориентация на выполнение моральных норм.

Универсальные учебные действия (метапредметные результаты): регулятивные - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов; познавательные - владение навыками разрешения проблем; проявление готовности и способности к самостоятельной и ответственной информационной деятельности; коммуникативные - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе групповой работы, учитывать позиции другого; владение языковыми средствами.

Основное содержание темы : причины, сущность борьбы за Реформацию в Щвейцарии, борьба католической церкви с Реформацией.

Основные понятия : Реформация, Контрреформация, кальвинизм, протестантская церковь, иезуит, пресвитеры.

Даты : 1509-1564 дата жизни Жана Кальвина, 1536 - приезд Кальвина в Женеву, 1540 - создание Ордена иезуитов.

Выдающиеся личности : Жан Кальвин, Филипп II, Игнатий Лойола.

Образовательные ресурсы:

  • А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. Новая история 7 класс, Москва, "Просвещение" , 2010
  • авторская презентация
  • настенная карта "Европа в XV-XVI веках"
  • энциклопедия для детей. Всемирная история, Москва, Мир энциклопедий Аванта+, 2006

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

II. Стадия вызова.

Учитель в ходе небольшой беседы о Реформации в Германии подводит учащихся к пониманию и формулированию темы урока.

Записывается тема урока и проблемное задание "Каково значение Реформации?" (слайд 1 и 2)

III. Стадия осмысления.

План изучения нового материала:

1) Учение Жана Кальвина.

2) Женева - "Рим кальвинизма".

3) Контрреформация.

а) Орден иезуитов;

б)деятельность испанского короля Филиппа II;

в) деятельность инквизиции

4) Значение Реформации.

1) Учение Жана Кальвина.

Слово учителя:

События в Германии нанесли удар по могуществу католической церкви. Идеи Реформации начали распространяться и в других странах: Нидерландах, Франции, Дании, Норвегии, Швейцарии. Стали появляться новые протестантские течения. Одним из крупнейших центров Реформации стала Швейцария.(слайд 3)

Работа с учебником параграф 12. Задания для учащихся.

Прочитайте и выпишите основные идеи Жана Кальвина.

Главная идея кальвинизма – учение о предопределении:

Судьба человека заранее определена Богом

Единственная возможность узнать свою судьбу – успех в деле

Для спасения одной веры мало, надо упорно трудиться

Служение Богу состоит в том, что бы выполнять то, что тебе предначертано

Проверка записей (слайд 4, 5, 6).

2) Женева - "Рим - кальвинизма" (слайд 7,8)

Кальвинистская церковь также называется Пресвитерианской

Пресвитер – выборный глава Кальвинистской церкви

Пасторы – проповедники, которые выбирались из образованных горожан

Признавали только крещение и причащение

Кальвин придавал устройству своей церкви гораздо большее значение, чем германские реформаторы, Кальвинистская церковь должна, по замыслу своего создателя, вести сразу борьбу на два фронта: против папистов и против философов, т.е. светских мыслителей.

Вопрос классу: Как вы думаете, почему так было?

В 1553 в Женеве был сожжен на костре испанский ученый Мигель Сервет, не признававший догмат о Троице. Ушли в прошлое веселые праздники, карнавалы, музыка, танцы. Роскошь была запрещена.

Вопрос классу: Почему Женева стала "Римом кальвинизма"?

3) Контрреформация (слайд 9, 10, 11)

Контрреформация – католическое движение, которое своей целью ставило - восстановление авторитета католической церкви и Папы Римского.

Контрреформацию поддержали Испания, Италия, Франция

Папа Римский объявил протестантов еретиками

Работа в микрогруппах. (слайды 12, 13,)

  • 1 группа. Задание. Найти ответ на вопрос в учебнике: Каковы цели создания Ордена иезуитов?
  • 2 группа. Кто руководил Орденом иезуитов?
  • 3 группа. Какие методы использовали иезуиты7
  • 4 группа. Чем вошел в историю испанский король Филипп II?
  • 5 группа. Какова роль инквизиции в борьбе в Реформацией?

Обсуждение ответов на вопросы.

Слово учителя: рассказ о Тридентском соборе. (слайд 14)

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР - 1545

Заседал 18 лет

Был созван для разрешения разногласий между католиками.

Одна часть католиков была за реформы, другая – против.

По решению Собора, было решено отказаться от реформ, подтвердилось верховенство Папы Римского над Собором, церковь должна была строго выполнять его распоряжения.

Сторонники реформ добились отмены продаж индульгенций.

4) Значение Реформации. Обращение к проблемному вопросу. Обсуждение. Запись основных мыслей. Проверка записей с помощью слайда 15.

Реформация оставила в истории глубокий след, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества

Реформация вызвала массовые народные движения, направленные также и против феодальных порядков

В результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, создались условия для развития национальных государств

IV. Итоги урока. Стадия рефлексии.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вспоминаются главные понятия темы и проводится рефлексия.

1) Как я усвоил новый материал? (хорошо, надо немного доработать, ничего не понял)

2) Как я работал на уроке?(активно, не очень активно, не работал)

3) Как работала моя группа?(активно, не очень активно, не справилась с заданиями)

V. Информация о домашнем задании. Параграф 14. Уметь рассказать о Жане Кальвине.


План урока: Жан Кальвин и его учение о предопределении, Жан Кальвин и его учение о предопределении, Кальвинистская церковь, Кальвинистская церковь, Орден иезуитов, Орден иезуитов, Борьба пап и католических королей против Реформации, Борьба пап и католических королей против Реформации, Закрепление. Закрепление.






Жан Кальвин и его учение о предопределении Родился в 1509 г. Получил хорошее образование, в совершенстве овладел латынью. В 1533 г. Объявил себя протестантом. Бежал в Швейцарию. Родился в 1509 г. Получил хорошее образование, в совершенстве овладел латынью. В 1533 г. Объявил себя протестантом. Бежал в Швейцарию.


Учение Жана Кальвина 1. Судьба человека предопределена Богом 2. Успех в делах – знак избранности Богом 3. Человек должен упорно работать и добиваться успеха, чтобы получить подтверждение того, что он избран Богом 4. Обогащение, накопительство, предпринимательство – Богоугодное дело


Кальвинистская церковь Церковь признавала два обряда – крещение и причастие; Церковь признавала два обряда – крещение и причастие; Церковная община не подчинялась городским властям и пользовалась правом самоуправления; Церковная община не подчинялась городским властям и пользовалась правом самоуправления; За отступление от учения Кальвина верующих жестоко наказывали. За отступление от учения Кальвина верующих жестоко наказывали.





§12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

Воронков Д. П.

МБОУ гимназия № 7.


Жан Кальвин

  • 10 июля 1509 – 27 мая 1564;
  • С 1632 года – протестант;
  • За протестантские проповеди и распространение протестантской литературы подвергается преследованию и в 1535 году покидает Францию;
  • Труды: «Сон душ», «Наставление в христианской вере», «Катехизис»;
  • С 1536 года – в Женеве: проповедует, постепенно становится самым авторитетным человеком в городе.

Идеи Жана Кальвина

  • Каждая церковная община должна пользоваться самоуправлением в делах веры;
  • Из Церкви нужно убрать все, что в Библии не требуется;
  • Богу принадлежит верховная власть во всем;
  • Одни люди изначально определены Богом к спасению, а другие – к погибели. Это предопределение не зависит от человека и его образа жизни;
  • Непогрешимо только Священное Писание, а все человеческие труды (даже самого Папы Римского) – не священны;
  • Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей, поэтому монашество не угодно Богу.

Реформы Жана Кальвина

  • В Женеве устанавливалась Кальвинистская церковь;
  • Кальвин постепенно сосредоточил в своих руках всю власть в городе;
  • Устав церкви предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью верующих;
  • Широко применялась смертная казнь;
  • В Женеве исчезли зеркала, театры, праздники. Любые развлечение осуждались новой церковью.

Контрреформация – это церковная политика борьбы с распространением протестантизма

Методы борьбы с протестантизмом:

  • Вероучение;
  • Духовная и структурная перестройка Церкви;
  • Монашеские ордена;
  • Политическая деятельность.

Папа Пий IV

  • « Индекс запрещенных книг »: преследованию подвергался не только автор, но и продавец, издатель и читатель;
  • Создан орден иезуитов для борьбы с протестантизмом;
  • Вселенский собор католической церкви в Триденте (1545 - 1563): отвержение протестантизма, утверждение непререкаемой власти Папы Римского.

Орден Иезуитов

  • «Общество Иисуса» - мужской монашеский орден;
  • Кроме трех основных обетов (бедность, послушание и целомудрие) дают четвертый – «послушание папе римскому в вопросах миссий»

Основатель – св. Игнатий Лойола,

 


Читайте:



Когда узнали, что Земля круглая?

Когда узнали, что Земля круглая?

Как плоская истёртая монета, На трёх китах покоилась планета. И жгли учёных-умников в кострах - Тех, что твердили: «Дело не в китах». Н.Олев Выйдя...

04 1922 г рапалльский договор основные положения

04 1922 г рапалльский договор основные положения

был заключен между РСФСР и Германией 16 апреля 1922 и установил нормальные дипломатические и консульские отношения между обоими государствами. 5...

Администрация угрожает проверками и увольнением, родители - расправой

Администрация угрожает проверками и увольнением, родители - расправой

Как защитить ребенка от нападок сверстников: советы родителям Это настоящая пытка - быть объектом нападок сверстников. Многие из нас знают об...

Русская народная сказка "Василиса прекрасная" план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Русская народная сказка

Муниципальное образование Ленинградский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 станицы...

feed-image RSS