Разделы сайта
Выбор редакции:
- Наркомания как общественное явление Наркомания как общественное явление
- Решение головоломки с пирамидой в Ордене Истины в Torment: Tides of Numenera Багровый рассвет приветствует искателя лиловый закат знаменует
- Демоверсия устной части огэ по русскому языку
- Княгиня ольга — духовная мать русского народа
- Сатанинский алтарь Ленина
- Почему щелочной гидролиз сложных эфиров процесс необратимый
- Путешествие в древний Новгород
- Валентные возможности атомов
- Хмурый жлоб порошенко приехал в европу в дырявых носках
- Образец психологического тестирования для поступления на специальность «Правоохранительная деятельность Психологический тест в колледж мчс
Реклама
Вновь об экологической безопасности. Проблемы экологической безопасности россии Охрана окружающей среды создает рабочие места и стимулирует экономику |
В последнее время появляется огромное количество научных материалов, посвященных одной из острейших мировых проблем – проблеме экологии. Ученые (юристы-экологи, биологи, химики и др.), а также журналисты в средствах массовой информации постоянно указывают на вероятность глобальной экологической катастрофы, способной повлечь самые негативные последствия для человека. Для решения экологических проблем первоначально необходим факт признания их существования на государственном уровне. Ввиду этого своевременным представляется принятие нормативных правовых актов федерального уровня, касающихся экологии России: Федеральный закон «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1994 г.); Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.); Концепция национальной безопасности Российской Федерации (2000 г.); «Экология и природные ресурсы России (2002 – 2010 гг.)», Федеральная целевая программа (2001г.) и Экологическая доктрина Российской Федерации (2002 г.). Во всех указанных документах среди важнейших государственных задач можно обнаружить «коренное улучшение экологической ситуации в стране». В них констатируется острая необходимость выхода страны из сложившейся экологической ситуации и основными направлениями признаются: создание эффективной законодательной базы; реконструкция объектов промышленности и обеспечение их современным оборудованием; стимулирование научной деятельности в сфере экологии, экологическое просвещение и воспитание населения и т.д. Анализ содержания приведенных документов выявляет следующее: несмотря на издание с 1994 г. нормативных правовых актов в области обеспечения экологической безопасности, в 2002 г. в Экологической доктрине снова говорится о том, что в России на данный момент складывается ситуация, характеризуемая как экологический кризис. В связи с этим отмечается необходимость «формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии». Остается неясной цель принятия предшествующих документов, если они не были реализованы. Тем не менее, отмечая декларативность вышеуказанных документов, нельзя не признать их положительные моменты: осуществляется формирование стратегии государственной политики в сфере экологии; указывается на основные направления деятельности при реализации данных программ; указывается на необходимость выполнения международных договоров по охране окружающей среды; сформулированы основные причины негативной тенденции в состоянии окружающей природной среды. Реализация требований законов, регулирующих эколого-правовые отношения в стране, не всегда осуществляется на должном уровне. Вследствие этого степень негативного антропогенного воздействия на окружающую природную среду в настоящее время достаточно высока. По некоторым данным, более чем в 200 городах России, среди которых Тольятти, Кемерово, Екатеринбург, Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва, значительно превышены допустимые нормы концентрации в воздухе веществ, опасных для здоровья человека. Только в Москве ежегодно в атмосферу их выбрасывается около 1600 т и каждый житель столицы за год вдыхает до 150 кг 51 . Качественным сдвигом в деле улучшения экологической обстановки в Москве можно признать вывод за пределы столицы промышленных предприятий (например, Московского нефтеперерабатывающего завода). Однако нет гарантий, что перенесенные на новое место производства будут соответствовать экологическим нормативам. Одна из мировых экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы, – глобальное потепление. Многие ученые склонны рассматривать в качестве основной причины данного явления рост концентрации углекислого газа (СО 2) в атмосфере. При удвоении концентрации СО 2 температура вблизи земной поверхности увеличится, по разным оценкам, на 1,5° – 4,5°. Красноярский институт биофизики представил оригинальную математическую модель, предсказывающую необратимое разрушение биосферы при той динамике роста концентрации углекислого газа в атмосфере, которая наблюдается сейчас. Если человечество не перестанет сжигать органическое топливо и вырубать леса, по расчетам ученых, в 2107 г. наступит настоящий экологический «конец света» – температура резко возрастет, подавляющее большинство видов растений и животных погибнут. И даже существование нomo sapiens как вида будет поставлено под угрозу. Более того, этот процесс может пойти быстрее, поскольку полученные результаты верны лишь в рамках современных взглядов на функционирование биосферы. 52 Важным представляется не только осознание возможности наступления подобной катастрофы, но и понимание того, что бездействие сегодня может привести к бедствию завтра. Тем не менее, сиюминутная финансовая выгода превалирует над страхом отдаленной экологической катастрофы, которая представляется достаточно абстрактно. Крайне плохо обстоит дело с водными ресурсами России. Проблема обеспечения населения чистой водой стоит очень остро, несмотря на множество рек, водоемов, расположенных на территории страны. Основная проблема – сброс в водные объекты недостаточно очищенных и неочищенных сточных вод промышленными предприятиями и объектами хозяйственно-бытового назначения. Как показывает зарубежная практика, проблема вполне решаема при наличии достаточного целевого финансирования. Так, например, в Финляндии с 70-х годов XX в. инвестирование в охрану водной среды было поставлено на должный уровень и сегодня в 80% озер и 40% рек качество воды оценивается как хорошее и вода может быть использована для поставки населению. В России дело обстоит несколько иначе. Так, в государственной стратегии 1994 г. указывалось на необходимость осуществления программы «Возрождение Волги», но в Федеральной целевой программе 2001 г. в разделе I сказано, что «особенно неблагополучно состояние окружающей природной среды в бассейне реки Волги». Однако в III разделе отмечаются определенные улучшения экологической обстановки в бассейне этой реки: так, сброс загрязненных сточных вод в 2000 г. по сравнению с 1995г. уменьшился на 843 млн. м 3 . То есть на государственном уровне признается, что федеральная целевая программы по возрождению Волги выполняется не полностью, хотя ее бюджет до 2010 г. равен годовому бюджету всей страны. В данной ситуации необходимо учитывать то обстоятельство, что многим предприятиям выгоднее уплачивать штрафы, чем затрачивать немалые суммы на установку систем очистки промышленных выбросов и сбросов либо закупку нового оборудования, отвечающего экологическим требованиям законодательства. Так, согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований, в частности, при эксплуатации предприятий влечет наложение штрафа, в том числе на юридическое лицо, в размере от 50 до 100 МРОТ. Представляется, что такая сумма не столь существенна для предприятия и мала по сравнению с затратами, необходимыми для устранения причин нарушения. Специалисты утверждают, что в ближайшие годы неминуемо должны произойти техногенные катастрофы, вызванные авариями на химических, металлургических производствах. Данное утверждение основано на исследовании используемого оборудования, давно и безнадежно устаревшего, а также в результате несоблюдения методик хранения и уничтожения отходов производства. Не последнюю роль играет стоимость утилизации. Так, например, утилизация 5 кг хлороформа, по московским расценкам, стоит около 4 тыс. рублей. С точки зрения предпринимателя вылить химическое вещество в канализацию или просто на землю значительно дешевле, точнее бесплатно. Практически во всех научных статьях говорится о необходимости экологического воспитания и образования населения, введения спецкурсов в школах и высших учебных заведениях, однако практика показывает низкую эффективность подобного обучения. Школьные программы построены таким образом, что учащимся не слишком интересны экологические проблемы. Необходимы специальные разработки психологов и педагогов для составления продуманной и эффективной школьной программы. Некоторые вузы готовят специалистов по таким специальностям, как «Экология», «Радиационная безопасность человека», «Биоэкология» и т.д. Однако дальнейшее трудоустройство молодых специалистов проблематично, в том числе и по причине крайне низкой оплаты труда. Международное сотрудничество необычайно важно для решения экологических проблем, так как решить их одному государству не под силу, учитывая, что для реального изменения бедственного положения в сфере экологии необходимы объединенные усилия всех стран. В качестве примера международного реагирования на нарушения прав человека в области экологии можно привести финальную Декларацию международной конференции, прошедшей в Испании в ноябре 2000 г., которая признает использование обедненного урана в Ираке в 1991 г. и в Югославии в 1998 г. крайне опасным для человека и постановляет, что его использование в качестве оружия будет расцениваться как военное преступление против человечества. Некоторые страны оказывают другим государствам финансовую помощь. Например, Финляндия финансирует проекты (в том числе и российские) по охране окружающей среды, причем выделяемые суммы превышают 100 млн. евро. В литературе часто высказывается мнение, что необходимо создание экологических судов 53 . Загруженность судов общей юрисдикции необычайно высока и рассмотрению дел об экологических правонарушениях уделяется недостаточно внимания в сравнении с серьезностью проблемы. Создание экологических судов позволило бы более полно, эффективно и быстро рассматривать такие дела. Экологическое законодательство специфично и обширно, а его неправильное или неполное применение может повлечь ухудшение экологической обстановки. Поэтому одним из условий создания экологических судов следует считать, как представляется, проведение специализированной подготовки судейского состава. Для эффективного предотвращения экологических правонарушений и преступлений представляется необходимым увеличить значимость профилактики. Среди профилактических мероприятий следует отметить широкое освещение в литературе, средствах массовой информации опасности совершения экологических правонарушений и преступлений, их последствий для человека, видов ответственности. Особенно эффективно воздействие телевидения, так как визуальное восприятие, например кадров экологического бедствия, будет более эффективно, чем прочитанная информация об этом бедствии. Профилактические мероприятия должны разрабатываться при совместном участии природоохранных и правоохранительных органов, а также общественных организаций. Одним из методов профилактики можно считать и налоговое стимулирование предприятий. Так, согласно ст. 254 Налогового кодекса РФ «расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов... и другие аналогичные расходы» относятся к производственным расходам, т.е. предприятие-налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму данных расходов. О ПОНЯТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ * С 1992 г. в нашей стране началась реализация Федеральной программы «Экологическая безопасность России» . В 1993 г. Конституция Российской Федерации провозгласила высшей ценностью– человека, его права и свободы, а обязанностью государства – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2). Сегодня конституционное право (ст. 42) каждого гражданина – право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, реализуется в ряде нормативных актов. Словосочетание «экологическая безопасность и её обеспечение» стал самым распространенным в правовых документах и в средствах массовой информации. 4 июня 2003 г. прошло заседание президиума Госсовета Российской Федерации, на котором был представлен план по совершенствованию экологической доктрины и Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002 – 2010 годы)» . На заседании отмечено, что впервые за более чем десятилетний период в России зарегистрировано ухудшение ряда важнейших показателей состояния окружающей природной среды. В настоящее время уже 15% территории страны могут быть отнесены к зонам экологического бедствия. В более чем 40 субъектах Российской Федерации загрязнение атмосферного воздуха и источников питьевого водоснабжения значительно превышает санитарные нормы. Предпринимаемые меры не приводят, к сожалению, к оздоровлению экосистемы 54 . Среди первоочередных мер, связанных с обеспечением экологической безопасности, участники заседания называли восстановление платы за загрязнение окружающей среды. Одна из главных задач экологического права – обеспечение экологической безопасности населения и природных территорий, в том числе сохранение здоровья населения, поддержание экологического правопорядка, предотвращение экологических катастроф и т.д. Впервые понятие «экологическая безопасность» употреблялось в перечне объектов экологических преступлений наряду с такими, как экологический правопорядок, окружающая среда, здоровье человека и др. в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. (ст. 85). И с этого момента данное понятие приобрело широкое применение в правовой науке, в законодательстве. Но экологическая безопасность имеет не только правовое, но и социальное значение. Правовое регулирование экологической безопасности связано с появившимся в экологическом праве разделом, регулирующим вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями. Многие авторы включают экологическую безопасность населения и территорий в предмет (объект) экологического права (А.К. Голиченков), некоторые отрицают целесообразность этого (М.М. Бринчук). И.Ф. Панкратов считает, что состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и окружающей среды от угроз, которые могут возникнуть в результате вредных природных и техногенных воздействий на нее, а также в результате экологических правонарушений, и экологическая безопасность должны рассматриваться как система мер по предотвращению и ликвидации последствий воздействия на окружающую среду вредных природных явлений, стихийных бедствий, техногенных катастроф, загрязнения окружающей среды. Экологическая безопасность, считает О.Л Дубовик, – это состояние защищенности окружающей среды, населения, территорий, хозяйственных и иных объектов от различных угроз, возникающих вследствие негативных изменений компонентов окружающей среды в результате антропогенной деятельности, природных явлений и противоправных деяний. Экологическая безопасность обеспечивается комплексом правовых, организационных, финансовых, материальных и информационных мер, предназначенных для прогнозирования, предотвращения, ликвидации реальных и потенциальных угроз безопасности, смягчения их последствий. Угроза экологической безопасности выражает повышенную вероятность гибели отдельных природных объектов, существенного загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, масштабы которой определяются исходя из размеров поражения окружающей среды, его устойчивости, возможности устранения, воздействия на жизнь и здоровье населения 55 . Экологическая безопасность – важная составляющая национальной безопасности государства. Общее понятие безопасности и ее объектов сформулированы в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г.). В ст. 1 Закона записано, что безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества государства. К числу жизненно важных необходимо отнести и экологические интересы, сохранение качества окружающей среды как необходимого условия существования человека. Вместе с тем, до сих пор нет полной ясности в определении содержания самого понятия «экологическая безопасность» и его сущности. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. в ст. 1 под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. На наш взгляд, это определение требует уточнения и внесения изменений в существующий Закон. Экологическая безопасность – это более емкое понятие, и, по нашему мнению, правильнее трактовать его как состояние защищенности не только «природной среды», это словосочетание следует заменить более точным по содержанию понятием «окружающая среда» , которое включает в себя как природную среду, так и антропогенные объекты. Антропогенный объект – это объект, созданный человеком для обеспечения его потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. Но, говоря об экологической безопасности, связывая ее с жизненно важными интересами человека, нельзя отрицать, что и антропогенные объекты должны быть включены в категорию понятия «экологическая безопасность». Обеспечение экологической безопасности – система действий по предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, включая отдаленные. Из приведенного определения экологической безопасности можно выделить три ее объекта: человек, общество, окружающая природная среда. Трудно не согласиться с мнением М.М. Бринчука, что вопрос экологической безопасности человека и общества наиболее целесообразно рассматривать в контексте экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, так как, во-первых, экологическая безопасность человека и общества может обеспечиваться лишь в рамках их экологических прав и интересов и, во-вторых, в законодательстве должны быть предусмотрены механизмы обеспечения соблюдения и защиты этих прав и интересов 56 . С учетом изложенного, понятийный аппарат и, в частности понятие экологической безопасности в экологическом праве, требует точного определения через раскрытие его содержания. Подробное решение параграф § 10 по географии для учащихся 9 класса, авторов А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина 2011
Обеспечение экологической безопасности во многом зависит от выбора пути: будут приниматься меры в рамках старой традиции (неустойчивое развитие) или будут выбраны для этого концепция и стратегия устойчивого развития. Неустойчивое развитие предполагает резкий рывок, революционные преобразования в сфере обеспечения экологической безопасности. Так, сторонники этой концепции считают, что необходимо жесткое и решительное вмешательство государства в регулирование процессов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и гидросферу. Наиболее прогрессивна позиция тех, кто считает, что обеспечивать экологическую безопасность необходимо через устойчивое развитие. Устойчивое развитие (англ. sustainabl development, более точный перевод – непрерывно поддерживаемое развитие) – термин, предложенный Международной комиссией по окружающей среде и развитию (комиссия Брундтланд) в докладе «Наше общее будущее» (1987; русский перевод 1989) для обозначения социального развития, не подрывающего природные условия существования человеческого рода. Устойчивое развитие, по определению комиссии Брундтланд, «это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои потребности». Принцип устойчивого развития был поддержан ООН. Вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2, Рио-де-Жанейро, 1992), в которой участвовали представители 179 стран, перевела идею устойчивого развития в плоскость конкретных международных обязательств и планов. Президент Российской Федерации Указом № 440 от 1 апреля 1996 года утвердил Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. В Концепции отмечается, что, следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Концепция была принята по рекомендации ЮНСЕД, в документах которой предлагалось правительству каждой страны утвердить свою национальную стратегию устойчивого развития. В Российской Федерации стратегия устойчивого развития еще не принята, но работа над ней идет. Особо хотелось отметить роль Государственной Думы Федерального Собрания. Комиссия Государственной Думы по устойчивому развитию подготовила и издала «Научную основу стратегии устойчивого развития Российской Федерации». Первоначально устойчивое развитие рассматривалось в контексте поиска ответа на экологический вызов, но такой ответ предполагает системное решение множества экономических, социальных, демографических, научно-технических и иных проблем современной цивилизации. В научной литературе выделены следующие основные принципы устойчивого развития : − каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в благоприятной для него окружающей среде; − социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей в допустимых пределах хозяйственной емкости экосистем; − развитие должно осуществляться не во вред окружающей природной среде и обеспечивать возможность удовлетворения основных жизненных потребностей как нынешних, так и будущих поколений людей; − сохранение окружающей природной среды должно составлять неотъемлемую часть процесса устойчивого развития, в одно целое должны быть соединены экономическое развитие, социальная справедливость и экологическая безопасность, которые в совокупности определяют основные критерии развития; − выживание человечества и стабильное социально-экономическое развитие должны базироваться на закономерностях биотической регуляции при сохранении биоразнообразия в биосфере; − рациональное природопользование должно основываться на неистощимом использовании возобновимых и экономном использовании невозобновимых ресурсов, утилизации и безопасном захоронении отходов; − экологобезопасное хозяйствование должно базироваться на усилении взаимосвязи экономики и экологии, формировании единой (сопряженной) экологизированной экономической системы развития; − реализация надлежащей демографической политики должна направляться на стабилизацию численности населения и оптимизацию масштабов его деятельности в соответствии с фундаментальными законами природы; − необходимо широкое использование принципа упреждения, опережающего принятия эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф; − важным условием перехода общества к устойчивому развитию является искоренение бедности и предотвращение больших различий в уровне жизни людей; − использование разнообразия форм собственности и механизма рыночных отношений должно быть ориентировано на гармонизацию социальных отношений при обеспечении общественной безопасности; − в перспективе, по мере реализации идей устойчивого развития, должно возрастать значение вопросов рационализации масштабов и структуры личного потребления населения; − сохранение малых народов и этносов, их культур, традиций, среды обитания должно быть одним из приоритетов политики государства на всех этапах перехода к устойчивому развитию; − развитие международного сотрудничества и глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления целостной экосистемы Земли должно быть подкреплено принятием государствами соответствующих международных соглашений и иных правовых актов; − необходимы свободный доступ к экологической информации, создание соответствующей базы данных с использованием в этих целях глобальных и национальных коммуникаций и других средств информатики; − в ходе развития законодательной базы следует учитывать экологические последствия предполагаемых действий, исходить из необходимости повышения ответственности за экологические правонарушения, обеспечивать компенсации лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды; − экологизация сознания и мировоззрения человека, переориентация системы воспитания и образования на принципе устойчивого развития должны способствовать выдвижению интеллектуально-духовных ценностей на приоритетное место по отношению к материально-вещественным; − суверенные права каждого государства на разработку собственных природных ресурсов должны реализовываться без ущерба экосистемам за пределами государственных границ; в международном праве важно признание принципа дифференцированной ответственности государства за нарушение глобальных экосистем; − ведение хозяйственной деятельности должно осуществляться с отказом от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены. Несомненно, понимание и реализация указанных принципов устойчивого развития потребует серьезных мировоззренческих трансформаций. Выживание и непрерывность развития общества в глобальном масштабе должны достигаться без количественного роста многих традиционных параметров и, прежде всего, экстенсивного роста производства. Колоссальные изменения, происшедшие в мире, потребовали поиска новых форм жизнедеятельности, организации нового мирового порядка. В результате этого поиска человечество пришло к идее устойчивого развития. Концепция и стратегия устойчивого развития – это понимание того, что удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно ставить под угрозу способности будущих поколений удовлетворять потребности. Современный мир испытывает от острой экологической ситуации угрозы экологической безопасности. Трудно предположить, что в ближайшие годы мы станем свидетелями значительного уменьшения экологических угроз, рисков, опасностей. Несомненно, что это практически не может произойти в рамках старых традиций неустойчивости. Серьезное улучшение состояния экологической безопасности в ближайшей перспективе возможно только на пути устойчивого развития. 1. Мазур, И.И. Опасные природные процессы. Вводный курс. / И.И. Мазур, О.П. Иванов. – М. : Экономика, 2004. – 702 с. 2. Муравых, А.И. Стратегическое управление экологической безопасностью / А.И. Муравых // Безопасность Евразии. – 2001. – № 1. – С. 607–636. Готовимся к экзамену: экспресс-контроль. 1. Выберите верные утверждения, характеризующие Восточно-Европейскую равнину. а) В основании равнины лежит древняя докембрийская платформа; б) большая часть территории равнины располагается в области резко континентального климата; в) северная часть равнины подвергалась древнему оледенению; г) реки имеют преимущественно снеговое питание; д) природные зоны сменяются с севера на юг от тундры до степей; е) на территории равнины самая большая плотность населения в России. Ответ: а, в, д, е 2. Выберите верный ответ. На Западно-Сибирской равнине преобладает: а) тайга; б) смешанные леса; в) тундра. 3. Выберите верный ответ. Река Обь протекает по территории: а) Восточно-Европейской равнины; б) Среднесибирского плоскогорья; в) Западно-Сибирской равнины. 4. Выберите верные утверждения, характеризующие природу Урала. а) Западный и восточный склоны равномерно увлажнены; б) Уральские горы имеют небольшую высоту; в) Урал состоит из нескольких горных цепей, протянувшихся параллельно в меридиональном направлении; г) Урал богат полезными ископаемыми; д) вершины Уральских гор покрыты ледниками. Ответ: б, в, г 5. Выберите верный ответ. Крайняя северная континентальная точка России расположена на полуострове: а) Ямал; б) Кольском; в) Таймыр; г) Чукотском. 6. Выберите верные утверждения, характеризующие Северо-Восточную Сибирь. а) Здесь находится полюс холода Северного полушария; б) это территория, приуроченная к области кайнозойской складчатости; в) здесь повсеместно распространена многолетняя мерзлота; г) природные зоны сменяются с севера на юг от тундры до лесной зоны; д) это золотоносная провинция России; е) эта территория слабо заселена. Ответ: а, в, г, е 7. О каком из природных районов идет речь? Молодое горное сооружение образовалось в альпийскую складчатость. Здесь находятся самые высокие вершины в России. Ярко выражена высотная поясность. В горах имеются крупные месторождения полиметаллических руд. Ответ: Северный Кавказ 8. Выберите верный ответ. Действующие вулканы есть на территории: а) Чукотки; б) Алтая; в) Урала; г) Камчатки. 9. Установите соответствие между объектами Всемирного природного наследия России и территорией, где они расположены. 1. Долина гейзеров. А. Алтай. 2. Алтай - Золотые горы. Б. Приморский край. 3. Озеро Байкал. В. Камчатка. 4. Центральный Сихотэ-Алинь. Г. Юг Восточной Сибири. 10. Установите соответствие между реками и территориями, по которым они протекают. 1. Терек. А. Восточно-Европейская равнина. 2. Северная Двина. Б. Западно-Сибирская равнина. 3. Иртыш. В. Дальний Восток. 4. Уссури. Г. Северный Кавказ. Экологическая проблема имеет многовековую историю, однако она обострилась со второй половины XIX столетия по мере индустриализации планеты. За последние 100 лет было уничтожено около 1/4 обрабатываемой земли и около 2/3 лесов нашей планеты. Каждое десятилетие в мире теряется 7% плодородных почв. В настоящее время ежегодно с полей выносится 26 млрд т плодородного слоя. Кризисный характер проблема приобрела уже с конца 50-х - начала 60-х годов нашего столетия. Каждые два года прибавляется 12 млн га опустыненных земель. Интенсифицируется массовое сведение лесов на планете; каждую секунду их площадь сокращается на пол гектара, а каждые два года - на площадь, равную всей Финляндии. Наступление экологического кризиса идет высокими темпами во всех странах мира, на всех континентах. Экологическая проблема проявляется в: § ухудшении окружающей среды, § загрязнении ее отходами, § в угрозе самому существованию человека. Экологический кризис , проявляющийся в напряженных отношениях между человеком и природой, характеризуется несоответствием развития производительных сил, общественных форм их развития и биологических возможностей биосферы. Традиционно главными направлениями экологического кризиса являются следующие: § вывод из землепользования растущих размеров (площадей) культивируемых земель в результате чрезмерного употребления химических удобрений, засоления почв, ветряной и водной эрозии и т.д.; § все большее химическое воздействие на продукты земледелия и животноводства, воду, среду обитания человека, уничтожение лесов и т.д.; § растущий объем выброса в атмосферу Земли загрязнителей (сотни тысяч тонн окиси углерода, углеводеродов, сернистого ангидрида и т.д.); § стремительное наращивание отходов, превращение значительных земельных площадей в свалки различных промышленных отходов, в результате чего сокращаются полезные площади земли и расширяются территориальные очаги с повышенной опасностью для жизни людей; § рост количества атомных электростанций. Примером экологической катастрофы является Чернобыльская трагедия, которая понесла за собой смерть людей, омертвление городов, земель, лесов, вод, перенос по воздуху на тысячи километров особо опасных радиационных загрязнителей и их выпадение в виде осадков на города и села. Важно отметить роль регионального сотрудничества в охране окружающей среды. В рамках ЕС разрабатывается региональная стратегия охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов европейского региона на длительную перспективу (Европа является самым кризисным в экологическом отношении континентом). Страны с развитой экономикой расходуют в среднем до 1-2% ВВП на экологические нужды. Однако величина ущерба, наносимая природной среде ежегодно исчисляется примерно 4-6% стоимости их ВВП. По данным ООН, на природоохранные мероприятия в 1970 г. было затрачено 40 млрд. долл., в 1980 г. – 75 млрд., в 1990 г. – 150 млрд., а в 2000 г. (оценка) – 250 млрд. долл. На конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. была принята «Повестка дня на 21 век », в соответствии с которой среднегодовые расходы на осуществление в развивающихся странах мероприятий по решению экологических проблем должны составлять свыше 600 млрд. долл. США. В нашей стране согласно принятой в 1995 г. Программе «Экологическая безопасность России » утверждается, что примерно 100 млрд. руб. (1,3% ВВП) необходимо ежегодно вкладывать в восстановление нарушенной экологии. Международная комиссия по охране окружающей среды и развитию ООН разрабатывает краткосрочные и долгосрочные программы улучшения качества окружающей среды и общей экологической обстановки, критерии экологической безопасности. Проблема сохранения почв и лесных ресурсов Деградация окружающей природной среды в результате нерационального природопользования: § обезлесение – сокращение площади под естественной растительностью, прежде всего лесной. В период возникновения земледелия и животноводства лесами было занято 56% земной поверхности. Через 10 тыс. лет их площадь сократилась до 30%. Ежегодно уничтожается более 20 тыс. км 2 . § истощение земельных ресурсов в результате расширения земледелия и животноводства. В результате процесса деградации почвы ежегодно их мирового с/х оборота выбывает около 7 млн га плодородных земель, которые превращаются в пустоши. К концу 80-х более ½ потерь приходилось на четыре страны: Индию, Китай, США и СССР. Выделяют следующие виды деградации: ü Водная и ветровая эрозия ü Химическая деградация – засорение тяжелыми металлами, химическими соединениями ü Физическая деградация – разрушение почвенного покрова при горных, строительных работах Причины деградации почвы: Чрезмерное пастбищное скотоводство (перевыпас скота), характерное для развивающихся стран С/х деятельность.. Процесс деградации наиболее присущ землям Азии и Африки и протекает на засушливых землях. В настоящее время общая площадь опустынивания земель составляет 900 тыс. км 2 . Проблема отходов Одной из экологических проблем является проблема загрязнения мировой экологической системы отходами производственной и непроизводственной деятельности человека. Отходы делятся на жидкие, твердые и газообразные: Таблица 8. Под экологической безопасностью понимается защищенность населения и экосистем от негативных последствий природных и техногенных катастроф, а также антропогенного воздействия на качество окружающей среды. Очевидно, что для сохранения или достижения допустимого уровня экологической безопасности должен осуществляться комплекс превентивных и реабилитационных природоохранных мероприятий. При этом мероприятие считается эффективным, если затраты на его реализацию ниже, чем на ликвидацию возможного экологического ущерба. Цель будет достигнута в случае сохранения качества окружающей среды или восстановления его до безопасного уровня. В качестве интегрального критерия качества окружающей среды используется величина экологического риска, под которой понимается вероятность гибели биологической системы (организма, популяции и населения) под влиянием отдельного или совокупного антропогенного воздействия за определенный период времени . В масштабах страны для оценки качества окружающей среды используют стратегические экологические риски. Их величины рассчитывают при прогнозировании последствий чрезвычайных ситуаций общенационального масштаба . К последним (согласно постановлению Правительства РФ №1094 от 13.06.1996) относятся ситуации со следующими параметрами: 1) площадь зоны чрезвычайной ситуации превышает размеры двух субъектов РФ; 2) материальный ущерб составляет более 5 млн минимальных размеров оплаты труда; 3) число пострадавших превышает 500 человек либо нарушены условия проживания более 1 тыс. человек. В данной статье предпринята попытка проанализировать влияние ряда антропогенных факторов на экологическую безопасность России или, другими словами, на величину стратегических экологических рисков. Химическое загрязнение атмосферы и гидросферыВ табл. 1 приведены официальные статистические данные о химическом загрязнении окружающей среды. По этим данным за последние 5 лет XX в. на 5–10% уменьшились выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, водозабор из природных источников и сброс загрязненных сточных вод. Таблица 1. Антропогенное воздействие на качество окружающей среды в России в конце XX века (по данным Госкомстата РФ)
Однако данные, приведенные в таблице, не полны. Если учесть, что промышленный потенциал за рассматриваемый период снизился в 2–3 раза, уменьшение негативных влияний на окружающую среду должно было бы быть гораздо более значительным. Кроме того, согласно статистическим данным количество автомобилей на территории России за последние 5 лет XX в. увеличилось в 2,5 раза. Это стало причиной перераспределения ответственности за загрязнение атмосферы между стационарными источниками и автомобильным транспортом. Установлено, что последний является причиной около 80% поступлений токсичных веществ в атмосферу . Таким образом, антропогенное воздействие на качество воздуха, обусловленное совокупной эмиссией загрязняющих веществ из стационарных и передвижных источников, будет значительно превышать официальные данные. Уменьшение годового сброса сточных вод в 2000 г. по сравнению с 1995 г. составляет 2,2 млрд м 3 , а уменьшение забора воды из природных водоисточников – 7 млрд м 3 . Их отношение составляет около 3,5, что свидетельствует об относительном увеличении сбрасываемых стоков без очистки. Очевидно, что сокращение сброса сточных вод связано, прежде всего, с синхронным падением забора воды. Этот вывод подтверждается и данными табл. 2. С 1985 по 1998 г. общий объем сточных вод сократился в 1,3 раза, тогда как относительный вклад неочищенных сточных вод возрос в 2,5 раза. Следовательно, поток загрязняющих веществ в гидросферу должен был возрасти по крайней мере в 2 раза. Таблица 2. Тенденции изменения общих объемов сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водоемы России, за период времени с 1985 по 1998 г.
Масштабы реабилитационных природоохранных мероприятий со временем либо остаются на примерно постоянном уровне (обработка отходов, сбор токсичных веществ из атмосферных выбросов), либо имеют тенденцию к уменьшению (рекультивация земель и лесовосстановление) (см. табл. 1). И, наконец, рост количества токсичных отходов в 1,6 раза свидетельствует об использовании устаревших технологий в промышленности для обеспечения экономического роста. Из приведенных материалов следует, что негативное влияние промышленности на качество окружающей среды усугубляется снижением усилий по ее реабилитации. Можно констатировать, что масштабы негативных последствий антропогенных воздействий со временем возрастают из-за отсутствия эффективной природоохранной политики в России. Причины возникновения современной ситуации, по нашему мнению, следующие: 1) игнорирование представителями всех ветвей власти концепции устойчивого развития, основным постулатом которой является равенство природного и экономического фактора в функции роста благосостояния населения; 2) отсутствие эффективной системы контроля качества окружающей среды, позволяющей правильно планировать превентивные природоохранные мероприятия. Для решения первой задачи требуются только усилия общественных экологических организаций, тогда как во втором случае необходимо применение новой научной концепции, основанной на методологии междисциплинарных исследований, а именно нормирования химического загрязнения окружающей среды с помощью величины экологического риска. Новый подход развивается в последние годы в рамках теории экологического скрининга, или анализа величины экологического риска . При этом используется несколько разноречивых определений величины экологического риска. Согласно развиваемым нами представлениям, величина экологического риска соответствует вероятности гибели биологической системы (организма, популяции, населения) за определенный период времени (например, 1 год). Ниже будут приведены примеры использования величин экологического риска для населения, обусловленные химическим загрязнением приземного воздуха и питьевой воды. Химическое загрязнение окружающей среды оказывает негативное воздействие на здоровье людей, если величина экологического риска превышает допустимый уровень. Последний принимается равным обратной величине продолжительности жизни биологической системы в естественных условиях, умноженной на коэффициент безопасности (или запаса). Так, при среднем биологическом возрасте человека 100 лет риск его гибели составит 10–2 чел./чел.·год. Как видно из табл. 3, эта величина согласуется с рисками гибели человека от болезней (Европа, Россия) и от несчастных случаев (США, Европа). В то же время, при примерно одинаковом природном фоновом уровне во всех странах (5,0х10–5–1,0х10–6), в России предельно допустимый уровень экологического риска на 2–4 порядка выше, чем в «цивилизованных странах». Очевидно, такое расхождение отображает тот факт, что величина экологического риска, обусловленная антропогенным воздействием, в Европе в 5–100 раз ниже, чем в России. Прежде всего это свидетельствует о высокой безопасности европейских технологий, которая достигается за счет дополнительных капиталовложений. Это означает, что параметры технологических систем приводятся в соответствие с требованиями по соблюдению стандартов экологической безопасности. Противоположный подход при реализации технической политики осуществляется в России, где нормативно-правовая база для обеспечения экологической безопасности населения формируется на основе сложившейся экономической ситуации, с минимальными коэффициентами безопасности. В конечном итоге такой «примиренческий» подход становится одной из главных причин возникновения зон экологических катастроф, где продолжительность жизни населения зависит от интенсивности выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Как видно из табл. 4, под влиянием нефтедобычи в Западной Сибири будут обязательно возникать экологически обусловленные болезни, что станет причиной падения средней продолжительности жизни людей до примерно 42 лет. Таблица 3. Осредненные величины экологического риска для населения различных регионов мира (чел./чел.·год)
Таблица 4. Экологический риск для населения, обусловленный химическим загрязнением воздуха и питьевой воды в отдельных регионах России
Величина индивидуального экологического риска, обусловленного фоновым содержанием газов и углеводородов в приземном воздухе Северного Каспия, в настоящее время превышает допустимый уровень. В связи с тем, что в ближайшие годы в этом регионе ожидается увеличение добычи нефти и газа по крайней мере в 10 раз, возможно формирование такой же экологически опасной ситуации, как в Западной Сибири. Замечания по поводу Плана действий по
реализации
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Пять факторов благополучия от компании IPSEN |
Новое
- Решение головоломки с пирамидой в Ордене Истины в Torment: Tides of Numenera Багровый рассвет приветствует искателя лиловый закат знаменует
- Демоверсия устной части огэ по русскому языку
- Княгиня ольга — духовная мать русского народа
- Сатанинский алтарь Ленина
- Почему щелочной гидролиз сложных эфиров процесс необратимый
- Путешествие в древний Новгород
- Валентные возможности атомов
- Хмурый жлоб порошенко приехал в европу в дырявых носках
- Образец психологического тестирования для поступления на специальность «Правоохранительная деятельность Психологический тест в колледж мчс
- Что предсказывали России знаменитые предсказатели?