Главная - Аюрведа
Реальная история “8 марта”. Права проституток, евреи и Клара Цеткин

"Международный" женский день 8 Марта

История празднования международного женского дня в нашей стране связана в первую очередь с именем Клары Цеткин. Клара Цеткин была не только ярой коммунисткой-социалисткой, но и такой же ярой феминисткой и активно отстаивала права женщин, и именно ее огромная заслуга в том, что такой праздник как 8 марта существует. Хотя в начале его создания он имел громадный политический окрас. Возник этот праздник как день борьбы за права женщин.

Клара Цеткин (урожденная Эйснер) родилась в 1857 году в саксонском городке Видерау в семье учителя. Родители гордились талантливой дочерью. Юную Клархен приняли на бесплатное обучение в знаменитую Лейпцигскую женскую гимназию Августы Шмидт. В своем заведении фрау Августа готовила будущую элиту Германии. На выпускном вечере, вручая 18 летней Кларе диплом, директриса сказала: «Наша гимназия будет гордиться тем, что здесь училась Клара Эйснер — восходящая звезда немецкой педагогики!» Но ее ожидания не оправдались. Клара Эйснер действительно стала звездой, но совсем в другом созвездии и при совершенно других обстоятельствах.

Спустя месяц после выпускного вечера в гимназии восходящая звезда немецкой педагогики стала посещать тайные собрания социал-демократов. Во время одного из таких полулегальных собраний товарищ Клара Эйснер выпрыгнула из окна, спасаясь от ареста, после чего оставаться в Германии ей было опасно. Клара эмигрировала в Париж, где познакомилась с русским революционером Осипои Цеткиным, который тоже был выслан из Германии. Там у них родилoсь двое детей, Максим и Костя. Осип и Клара были вынуждены жить в нищете, так как отец семейства упорно отказывался сотрудничать с так называемой буржуазной прессой, предпочитая печатать свои работы за гроши в левых изданиях. Клара была вынуждена упорно работать, чтобы хоть как-то прокормить детей и Осипа, к тому времени заболевшего туберкулезом. Это подорвало ее здоровье. Когда он умер, ей было 32 года, но выглядела она не меньше, чем на 50. Врачи поставили диагноз: нервное истощение.

Подъем рабочего движения в Германии и выход социалистической партии из подполья дали Кларе Цеткин возможность вернуться на родину. В 1892 году она переехала в Штутгарт, где стала редактором газеты «Gleichheit» (Равенство). Более 25 лет она руководила этой газетой, затем последовала «Лейпцигская народная газета». Она написала для различных социалистических изданий 952 статьи. Франц Меринг, видный левый немецкий социал-демократ, сказал: «Клара Цеткин и Роза Люксембург — единственные мужчины в нашей хлипкой партии». Товарищи по партии прозвали ее Дикая Клара, а ее боевую подругу Красная Роза.


Клара Цеткин (слева) и Роза Люксембург (справа)

Ее личная жизнь была бурной, но не слишком счастливой. В 41 Клара Цеткин вышла замуж за художника Фридриха Цунделя, который был моложе ее на 18 лет. Брак продлился 16 лет, еще полтора десятилетия Дикая Клара, не давала мужу официального развода.

Умерла Клара Цеткин 19 июля 1933 г. в Москве. Похоронена у Кремлевской стены. В бывшей ГДР была учреждена медаль имени Клары Цеткин, ее портрет был изображен на банкноте в 10 марок.

История возникновения праздника

Все началось в начале весны 1857 года. 8 марта 1857 года текстильщицы Нью-Йорка прошли «маршем пустых кастрюль» по Манхэттену. Они требовали равную с мужчинами заработную плату, сокращения рабочего дня (10-часовой рабочий день) и улучшения условий труда. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. С тех пор в Америке и Западной Европе началось широкое общественное феминистическое движение за предоставление женщинам таких же равных прав, как и мужчинам.


Прошло более 50 лет, и в последнее воскресенье февраля 1908 года более 15 000 женщин вновь вышли на улицы Нью-Йорка. Демонстрация была приурочена к тому самому «Женскому дню» 1857 года. Женщины вновь стали требовать сокращения рабочего дня и равных условий оплаты с мужчинами, выступили против ужасных условий труда, и в особенности против труда детей. Кроме того, выдвигалось требование предоставления женщинам избирательного права.

В следующем, 1909 году, Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин.

В 1910 году социалистки и феминистки провели Женский день уже по всей стране. Именно в этом же году делегатки поехали из США в Копенгаген на Вторую международную конференцию женщин-социалисток, в которой приняли участие более 100 женщин из 17 стран. Там они встретились с Кларой Цеткин и Розой Люксембург — бескомпромиссными борцами против удела немецких женщин, ограниченного тремя К — Kuche, Kinder, Kirche (кухня, киндер (дети) и кирха (церковь)). Кроме равных производственных прав с мужчинами и равную с мужчинами заработную плату, женщины добивались права избирать и занимать руководящие посты.

Вдохновленная действиями «американских социалистических сестер», Клара Цеткин предложила поставить на конференции вопрос о том, чтобы женщины во всем мире выбрали определенный день, когда они будут привлекать общественное внимание к своим требованиям. Это прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие. Конференция горячо поддержалa это предложение, результатом которого явилось возникновение Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Надо отметить, что точная дата этого дня на этой конференции так и не была определена. Впервые Международный женский день был проведен 19 марта 1911 году в Германии, Австрии, Дании и некоторых других европейских странах. Эта дата была выбрана женщинами Германии, потому что в этот день в 1848 году король Пруссии перед угрозой вооруженного восстания дал обещание провести реформы, включая невыполненное введение избирательного права для женщин. В 1912 году этот день женщины отметили не 19 марта, а 12 мая. И лишь с 1914 года этот день стали отмечать 8 марта. Он пришелся на воскресенье. С тех пор эта дата закрепилась и стала традиционной.

В России этот день женщины отмечают ежегодно с 1913 года. Так как Россия жила тогда, в отличие от всей Европы, по юлианскому календарю, то Международный женский день у нас в стране отмечался не 8 марта, а 23 февраля. (Это надо же такому случиться, что День Советской aрмии и Военно-морского флота совпал с 8 марта!)

23 февраля 1917 года женщины Петрограда вышли на улицы города с лозунгами «Хлеба и мира».


Некоторые стихийные митинги перешли в массовые стачки и демонстрации, стычки с казаками и полицией. 24—25 февраля массовые стачки переросли во всеобщую забастовку. 26 февраля отдельные стычки с полицией вылились в бои с вызванными в столицу войсками. Создан Совет рабочих и солдатских депутатов, одновременно создан Временный комитет Государственной думы, который сформировал правительство. Таким образом, именно Международный женский день 1917 года явился одним из спусковых крючков, приведшим к Февральской революции, в результате которой в России была свергнута монархия и установилось двоевластие Временного правительства и Петросовета. 2(15) марта Николай II отрекся от престола , временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. А 8 марта 1917 г. исполком Петросовета постановил арестовать царя и его семью, конфисковать имущество и лишить гражданских прав.

Международный Женский День 8 марта был популярен в мире в 1910—1920-е годы, но потом его популярность сошла на нет. Сегодня на Западе такого праздника нет, а вместо 8-го марта там активно отмечают другой женский день — День матери.

С первых лет Советской власти 8 марта был государственным праздником, но обычным рабочим днем. Только в 1965 году его объявили выходным и нерабочим. В 1977 г. ООН приняла резолюцию 32/142, призвав все страны провозгласить 8 марта днем борьбы за женские права. Этот день объявлен выходным в некоторых республиках бывшего СССР, а также в Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго (там это праздник конголезских женщин), Лаосе, Македонии, Монголии, Непале, Северной Корее и Уганде. Список весьма впечатляющий и, самое главное, весьма характерный. В Сирии 8 марта отмечают День Революции, а в Либерии — и вовсе как День памяти павших. Постепенно Международный женский день потерял свою политическую окраску, став «днём всех женщин».

После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Киргизии, Туркмении и Азербайджана. В Эстонии, Латвии, Литве, Грузии и Армении Международный женский день официально отменен. В Узбекистане его празднуют как День матери. В Армении 7 апреля отмечают новый праздник Материнства и Красоты.

Православная церковь и 8 марта

В Русской православной церкви считают празднование Международного женского дня 8 марта «неуместным». По мнению диакона Андрея Кураева, праздник 8 марта был задуман не как день прославления женщин вообще, но женщин с определенными качествами: «8 марта — не день женщины, а праздник определенного типа женщин, день женщины-революционерки. И потому в тех странах, где революционная волна начала ХХ века захлебнулась, празднование Революционерки не прижилось».

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Традиция празднования 8 Марта вошла в наш быт, но православные люди не забывают и не забудут о том, что она связана с революционными движениями, которые принесли много страданий людям».

Христианам нет необходимости пользоваться этим днём, чтобы воздать должное женщинам. Все христиане говорят о великом назначении женщин не только в праздничные дни, посвященные Божией Матери, избранной для великого дела спасения человечества. По православной традиции женщин принято поздравлять в Неделю жен-мироносиц (2-е воскресенье после Пасхи), которые в утро Воскресения спешили ко Гробу Христа и первыми получили радостную весть о Его воскресении из мертвых. Задумаемся о том, какой разный идеал женщины: эмансипированная мужеподобная революционерка vs. заботливая и чуткая жена-христианка.

Жертвенная любовь к жене, матери, сестре обязывает нас заботиться о них, защищать, радовать их своей любовью и вниманием. Создание семьи - это не только знакомство, ухаживание и свадьба, но и каждодневное служение в любви. А для того, чтобы будни семейной жизни наполнить радостью, необходимы знаки внимания. Поэтому - дарите подарки и цветы любимым женщинам, и не только на 8 марта.

Обе немецкие коммунистки порой смешивали политику, партийную дисциплину и интимную жизнь. Коктейль получался гремучий.

Цеткин товарищи по партии часто называли Дикой Кларой, подчеркивая таким образом свойственную этой женщине бескомпромиссность суждений, способность к самым неожиданным поступкам и идеям.

Например, в период мощного революционного всплеска, который накрыл Германию в 1918 году, Клара, занимавшая видное положение в партийном руководстве, высказала весьма оригинальное предложение по стимулированию боевого революционного духа восставших. Она всерьез предложила женщинам – сторонницам социалистического феминизма, устраивать праздники свободной любви для коммунистических боевиков. Кто хорошо воюет против «прогнившей монархии», тот получает потом максимум плотских удовольствий! (История умалчивает, насколько густыми оказались в итоге ряды добровольных революционных «ублажительниц», но то, что случаи подобного «награждения за революционный труд» тогда встречались, из документов известно.)

Столь же оригинальный «секс-метод» был предложен Цеткин двумя годами позже, – во время военных действий, развернувшихся в 1920-м между Советской Россией и «панской» Польшей. Будучи членом Рейхстага Веймарской республики, Клара на одном из заседаний заявила с трибуны, что ни один вагон с оружием для польских войск, со станками для военных заводов, построенных в Польше капиталистами Антанты, не должен пересечь границу Германии! А обеспечить такой бойкот, по мнению революционерки, могли «сознательные пролетарские женщины»: они должны предлагать свою любовь любому рабочему, отказывающемуся участвовать в выполнении военных заказов.

Столь же своеобразно она согласилась однажды решить «женский вопрос» для своей ближайшей подруги и единомышленницы. В 1907 году 22-летний сын Клары Константин стал любовником Розы Люксембург, которая была старше него почти на 15 лет. Цеткин, наверняка, была не в восторге от подобного мезальянса, однако никаких решительных действий (в том числе и по партийной линии) против соблазнительницы предпринимать не стала, хотя отношения между двумя выдающимися немецкими революционерками на какое-то время стали весьма натянутыми.

Отнюдь не банальными были и семейные узы самой Клары, в девичестве Айсснер. С первым своим мужем, революционером Осипом Цеткиным она прожила 7 лет, так и не оформив официального брака, зато взяв его фамилию.

В 1897-м, через 8 лет после смерти гражданского супруга 40-летняя уже Клара без памяти влюбилась в студента Академии искусств, будущего художника Георга Фридриха Цунделя. И хотя он был моложе дамы-«партайгеноссе» на целых 18 лет, вскоре они сыграли свадьбу.

Наступил период «буржуазного благополучия». Цундель получал много заказов на портреты, и внушительные гонорары его позволили супругам уже через несколько лет купить собственный дом, а в 1906-м – обзавестись и вовсе удивительным по тем временам имуществом: автомобилем. Однако поездить на нем вместе получилось не так долго. В предвоенном 1914-м Клара и Георг разошлись. (Почти одновременно «разбежалась в разные стороны» и другая пара – сын Константин и соратница по партии Роза. Оба эти схожих события вновь сделали двух женщин подругами.)

Дикая Клара потом еще долгие годы мстила своему «бывшему», не давая ему согласия на официальный развод. Этот юридический акт состоялся лишь почти полтора десятилетия спустя, и освободившийся от прежних уз художник только тогда смог жениться на давно любимой им женщине – Пауле Бош, к слову сказать, дочери основателя знаменитого электротехнического концерна.

Младшая подруга Роза Люксембург прожила куда более короткую жизнь, она была убита в 1919-м.

Чтобы получить немецкое гражданство ей, совсем молоденькой еще уроженке Царства Польского, пришлось вступить в фиктивный брак с подданным немецкого кайзера Густавом Любеком. Но через девять лет случилась и настоящая любовь - с молодым Константином Цеткиным.

Их отношения поначалу складывались вполне благопристойно. Юноша вместе с матерью Кларой Цеткин присутствовал в Штутгарте на очередном съезде Второго интернационала. Здесь он увидел и услышал Розу, чьи эмоциональные речи с трибуны привели его в полный восторг. Вскоре после этого революционерка вызвалась быть наставницей Константина в изучении вопросов марксизма. Ну а дальше эти «политзанятия» вдвоем перешли в любовные отношения. Судя по всему, сын лучшей подруги так и остался главным мужчиной в сердце Люксембург на всю ее оставшуюся – недолгую уже, – жизнь. После их разрыва Роза так и не вышла больше замуж.

*********
Советская официальная версия утверждает: 8 марта избрали в честь забастовки, организованной работницами текстильных фабрик Нью-Йорка 8 марта 1857 года. Они требовали улучшения условий труда, а именно - светлых и сухих рабочих помещений, 10-часового рабочего дня, равной с мужчинами оплаты труда (в чём-то они походили на современных дам, которые трудятся гораздо меньше, а требуют зарплат на уровне мужчин). Демонстрантов разогнали.

И хотя о событиях в Нью-Йорке нет никаких отзывов в тогдашней прессе (!), дотошные историки выяснили, что 8 марта 1857 г. было... выходным днем. Довольно странный день для забастовки, не так ли?.. Неудивительно, что “хромой” официальной версии про 8 марта не верят, а если и верят, то не до конца.

Да, американские женщины устроили демонстрацию. Однако за свои права боролись тогда не текстильщицы из Нью-Йорка, а обыкновенные... ПРОСТИТУТКИ. Представительницы древнейшей профессии прошли тогда по Манхэттену. Женщины требовали выдать зарплату матросам, которые были не в состоянии заплатить за интимные услуги, и по состоянию на 8 марта 1857 года уж сильно задолжали публичным женщинам. С такой женской «заботой о ближнем» и вышли в тот день американки. Полиция разогнала манифестации, однако женщины наделали много шуму. Это событие, говорят, в те времена даже назвали «женским днём».

Кроме того, 8 марта 1910 года известные немецкие революционерки, развращенные Роза Люксембург и Клара Цеткин вывели на улицы немецких городов местных ПРОСТИТУТОК. Требуя прекратить бесчинства полиции и позволить им создать профсоюз, они хотели защитить права женщин древнейшей профессии и приравнять их к тем, кто печёт хлеб, шьёт обувь, или, к примеру, работает на текстильной фабрике. Говорят, Клара тогда добилась своего. А затем в Советском Союзе демонстрацию женщин лёгкого поведения просто подменили на демонстрацию «трудящихся женщин».

Существуют и совсем необычные версии происхождения данного «праздника». Но ясно одно - никакого отношения к всеобщему международному женскому дню, ко всем женщинам и какой-либо их заслуги - речи не идёт.

Напомним, что для поздравления матери - есть ДЕНЬ МАТЕРИ, зачем оскорблять своих матерей и поздравлять их с историческим ДНЕМ ПРОСТИТУТОК-революционерок?

Что касается самих шлюх, то почему бы и нет (при этом не обязательно иметь в виду профессию, шлюха - это состояние души). Только им подойдут не цветы, а скорее презервативы и лекарства от венерических заболеваний.

Ну и конечно, зная эту подноготную, можно со смелой душой поздравлять с этим праздником яростных коллег женского пола, перекладывающих бумажки в офисе и попивающих чай, кофе, требующих при этом высокой оплаты труда и привилегий, заявляющих, что на них держится мир...

Экология познания: Официальная версия гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который якобы провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат.

Кто же вышел на улицы Нью-Йорка – текстильщицы или проститутки?

Версия первая, официальная: «День солидарности трудящихся женщин»

Официальная версия гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который якобы провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат.

Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о такой забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года – было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.

В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить «международный женский день 8 марта». Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, и тем самым «обращать внимание общественности на свои проблемы».

Изначально праздник назывался «международный день солидарности женщин в борьбе за свои права». Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было. Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.

Этот «праздник» активно продвигала подельница Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз «великой фразой»: «Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды». 8 марта стало официальным праздником в России в 1921 году.

Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы

Историки до сих пор «спорят» была ли Клара Цеткин еврейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Однако, стремление Цеткин связать 8 марта, с еврейским праздником Пурим, неоднозначно намекает на то, что таки была.

Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Есфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами.

Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Есфирь убедила его не то, что не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех врагов евреев, включая самих персов. Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля – начало марта). Восхваляя Есфирь, евреи стали праздновать Пурим (день массовой резни персов). Дата «празднования» была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.

Версия третья, о проститутках

Третья версия происхождения праздника, пожалуй, самая скандальная для всех, кто с трепетом ожидает «международный женский день».

В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Женщины древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые воспользовались их услугами, но не имели денег заплатить проституткам.

В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы.

Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке – незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день «женским» и «международным», как это предложила Цеткин.

Сама Клара Цеткин проводила подобные акции. Все в том же 1910 году, вместе со своей подельницей Розой Люксембург, она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием «прекратить бесчинства полиции». Вот только в советской версии проституток заменили на «трудящихся женщин». опубликовано

Просвещения ради хотим напомнить дорогим читателям, что не всякий праздник, даже популярный, несёт в своей основе доброе начало.

Коллаж с лучшими фотографиями прошлых лет

Православная Церковь имеет благочестивую традицию отмечать особую роль прекрасной половины человечества спустя две недели после Пасхи – на праздник святых Жен-Мироносиц. Мы вспоминаем благочестивых жен, ставших свидетельницами чудес, страданий, смерти и воскресения Исуса Христа. Популярный же ныне светский «международный женский день» 8 марта , на наш взгляд, не только не уместен к празднованию в это время, но и в истории своего появления имеет подоплёку и мотивы, не совместимые с христианской моралью.

Четырехчастная икона: Испрошение тела Христа у Понтия Пилата. Снятие со Креста. Положение во гроб. Явление Ангела женам Мироносицам. Век: XV. Источник: lib.pstgu.ru

Святые Жены-Мироносицы – это Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна. Это они – те самые женщины, которые из любви к Спасителю Исусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать Его тело миром, как полагалось по обычаю иудеев. Это им первым явился Воскресший Спаситель. От них же произошло самое радостное приветствие: «Христос Воскресе!».

Праздник Недели (воскресенья) святых Жен-Мироносиц издревле почитался на Руси. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта чисто русской праведности - подчёркнутое целомудрие христианского брака, как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси.


Праздник в Неделю Свв. Жен-Мироносиц

Другая черта древнерусской праведности - особый «чин» вдовства. Вдовые русские княгини не выходили замуж повторно, хотя такой брак допускался Церковью. Многие после погребения мужа постригались и уходили в монастырь. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротка, терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их Софья, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.


Явление Ангела женам-мироносицам
Век: XVII Источник: lib.pstgu.ru

Каждая женщина, которая верна своему, данному Богом предназначению, является мироносицей по жизни - несет мир своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать.

Итак, 8 марта/23 февраля – отправная точка Февральской революции, которая спустя полгода переросла в Октябрьский переворот и привела к образованию СССР…

История 8 марта. Факты, люди, биографии

Вернёмся к истории становления 8 марта в качестве женского праздника в СССР и России. Описаение зарождения традиции праздника было бы неполным без биографии его идейных вдохновительниц, которые по кускам пришлось собирать в интернете. Удивительно, что огромные пласты информации буквально стёрты в казалось бы безграничном интернет-пространстве. Как уже указывалось, данные Википедии при кажущейся разносторонности оказываются наиболее однобокими и ретушированными.

Главными инициаторами празднования «международного женского дня» в большевистской России были увековеченные в названиях улиц многих городов Клара Цеткин и Александра Коллонтай . Они неоднократно убеждали В.И. Ленина сделать 8 марта официальным коммунистическим праздником.

Биография Александры Коллонтай

Александра Коллонтай

Александра Коллонтай родилась в Болгарии в 1871 году в зажиточной семье. Выйдя замуж в 18 лет за своего троюродного брата, через пять лет она оставила мужа и сына, чтобы участвовать в революционном движении:

«Я хотела быть свободной, - признавалась она. - Маленькие хозяйственные и домашние заботы заполоняли весь день, и я не могла больше писать повести и романы… Как только маленький сын засыпал, я шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина» .

При этом в доме было много прислуги, а сама Коллонтай никогда ничего не стирала и не готовила.Она едет в Цюрих, где знакомится с Розой Люксембург, Георгием Плехановым, Владимиром Ульяновым. Весной 1917 года по поручению партии она стала вести революционную работу среди моряков.

По предложению Ленина Коллонтай зарегистрировала свой брак с балтийским матросом Павлом Дыбенко , который был на 17 лет моложе неё. Позднее он стал наркомом по морским делам. Записью их брака была начата первая советская книга актов гражданского состояния (ЗАГС): им было выдано свидетельство о браке под номером 1.

Семейную идиллию омрачало только одно: идея «свободной любви», которую стала активно проповедовать Александра Михайловна Коллонтай. В книгах «Дорогу крылатому Эросу» и «Любовь пчел трудовых» Коллонтай изложила основные положения своей теории «революции полов». Ей принадлежит изречение о том, что “отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды” .

В своём политическом памфлете 1921 года «Коммунистическая мораль в сфере супружеских отношений» она развивала эту мысль. Жаль нигде в сети не удаётся отыскать эти творения молодого советского общества…

После революции Коллонтай вошла в ЦИК партии, возглавила Отдел по охране материнства и младенчества (!) и Коллегию по охране и обеспечению материнства и младенчества. «Политика этих структур строилась на том постулате, что охрана материнства как специфической функции женщины является прямой обязанностью государства».

При этом Коллонтай в течение целых двадцати лет не видела своего единственного сына и не проявляла к нему никакого интереса. К семье она относилась крайне скептически, полагая, что женщины должны служить интересам класса, а не обособленной ячейке общества. В статье «Отношения между полами и классовая мораль» она писала: «Для рабочего класса большая „текучесть“, меньшая закреплённость общения полов вполне совпадает и даже непосредственно вытекает из основных задач данного класса».

Коллонтай также возглавляла советское общество «Долой стыд» , члены которого в 1920-е годы нагишом ходили по Москве и другим городам. Одной из самых массовых акций общества был нудистский парад по улицам Москвы и Красной Площади, который возглавила сама 50-летняя Александра Коллонтай.

Идейным вдохновителем голых пролетариев был верный сын ленинской партии и близкий друг Льва Троцкого Карл Радек, возглавлявший колонны раздетых, марширующих по Красной площади у стен священного Кремля. В обществе состоял также и Маяковский.


Владимир Маяковский и Карл Радек принимали участие в деятельности общества “Долой стыд”

Карл Бернгардович Радек руководил отделом внешней политики Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и отдела Центральной Европы наркомата внешних дел, где отвечал за политику экспорта революции.

В те годы зарубежные журналисты и дипломаты делали множество снимков с мест событий; ныне те снимки хранятся в архивах США, Великобритании, Бельгии, Германии; снимки отечественных ответственных лиц либо хранятся в закрытых архивах, либо вывезены и проданы за рубеж. Исследователь Сергей Агарков указывает: «Партия в последующем очень негативно относилась к тому периоду, когда пропагандировала сексуальную свободу, распущенность. Достать снимки, протоколы и документы об обществе «Долой стыд!» труднее, чем какие-то документы НКВД. Фотографии демонстраций на Красной площади, – а их несколько десятков, – они так упрятаны в архивы партии, что до них трудно докопаться, некоторые вывезены за рубеж». Источник информации – maxpark.com

Отношения Коллонтай и второго мужа наркома Дыбенко закончились печально: Коллонтай уличила его в измене, затем он стрелял себе в сердце, но не попал. Она дождалась его выздоровления и покинула навсегда. Затем приняла предложение возглавить дипломатическую миссию в Норвегии.

В июле 1938 года бывшего наркома морских дел Дыбенко расстреляли. Коллонтай пережила его на 14 лет. Она работала в Мексике, Швеции, участвовала в создании проекта нынешнего Совета Безопасности ООН, была членом делегации СССР в Лиге Наций.

В 1943 году ее разбил удар, и почти 10 лет она передвигалась в инвалидной коляске. Умерла первая женщина-дипломат в 1952 году.

Биография Клары Цеткин

Клара Цеткин (урождённая Айснер) – одна из самых известных деятельниц международного социалистического и женского движения. Именно ей в советское время записывали в заслугу учреждение Международного женского дня.

Клара распутная

Клара родилась в 1857 году в Германии в семье сельского учителя. Выделялась любознательностью и цепкой памятью: в 9 лет девочка прочла всего Гёте и Шиллера, с удовольствием декламировала их стихи.

Сообщалось, что в 18 лет родной отец отлучил Клару от церкви за распутство.

В 20 лет, обучаясь в Лейпциге, Клара Айснер вступила в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). В это же время она познакомилась со своим будущим спутником жизни – русским революционером-эмигрантом Осипом Цеткиным, вместе с которым вскоре была вынуждена уехать в Цюрих, спасаясь от усилившихся в Германии гонений на социалистов.

Вскоре Цеткины переселились в Париж, где Осип и Клара продолжили заниматься партийной деятельностью. В 1889 году Осип, чьей фамилией стала подписываться Клара, умер от туберкулёза, однако, несмотря на двоих сыновей свой брак они так и не зарегистрировали официально.

Клара революционная

Клара Цеткин активно участвовала в подготовке и работе Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже в 1889 году, где выступила с речью о роли женщин в революционной борьбе, а с 1892 года, вернувшись в Германию, стала издавать газету СДПГ для женщин “Равенство”.

В 1897 году, когда ей было сорок лет, Клара влюбилась в студента Академии искусств художника Георга Фридриха Цунделя, который был моложе её на 18 лет. Вскоре они поженились. Успешная продажа работ Цунделя (заказных портретов) позволили им купить в 1904 году довольно просторный дом в под Штутгартом. Видом из его окон любил любоваться Владимир Ленин. Ещё через пару лет супруги купили автомобиль.

В 1914 году супруги расстались. Поводом стало различное отношение к Первой мировой войне. Клара Цеткин выступала против империалистической войны, а Георг наперекор ей записался добровольцем в армию. Клара переживала уход супруга и долгие годы не давала ему официального развода. Только в 1928 году (ей было почти 71) она согласилась на развод, и художник тут же женился на своей давней избраннице Пауле Бош, дочери основателя электротехнического концерна Роберта Боша, которой к моменту их официального бракосочетания уже давно перевалило за 30.

В 1907 году 22-летний сын Клары Константин, который ходил на собрания созданной ей женского крыла СДПГ, стал любовником другой его активистки – 36-летней Розы Люксембург. Из-за этого Клара была некоторое время в ссоре со своей единомышленницей и подругой Розой. Спустя несколько лет, когда Клара Цеткин разошлась с художником Георгом, её сын в это же время а бросил Розу Люксембург, и общее горе их опять сблизило – ну чем не истинное проявление социалистической женской солидарности…

На Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене в 1910 году по предложению Клары Цеткин было принято решение о праздновании Международного женского дня.

В 1917 году за пропаганду против Первой мировой войны руководство СДПГ отстранило Цеткин от работы в редакции газеты “Равенство”. В том же году она приняла участие в основании Независимой социал-демократической партии (НСДПГ).

Цеткин и свободная любовь

В брошюре “Женский вопрос и социализм” Цеткин пишет о противоречии между выполнением женщиной одновременно профессиональных и семейных обязанностей и видит преодоление этого противоречия в участии женщин в революционной борьбе. По призыву Цеткин в ноябре 1918г. сторонницы социалистического феминизма устраивают праздники свободной любви для коммунистических боевиков. В 1920 г., во время советско-польской войны, Цеткин заявляет с трибуны Рейхстага:

“Ни один вагон с оружием… для польских войск, со станками для военных заводов, построенных в Польше капиталистами Антанты, не должен пересечь границу Германии”. Для этого мобилизуются “сознательные пролетарские женщины”, предлагающие свою любовь любому “сознательному рабочему”, отказывающемуся участвовать в выполнении военных заказов.

В 1920 году в возрасте 63 лет Клара Цеткин впервые поехала в Советский союз. В последующие годы Цеткин часто приезжала в Москву для участия в конгрессах Коминтерна.

Соратники по партии недаром звали Цеткин “дикая Клара”. Она была чуть ли не единственной среди немецких социал-демократов, кто поддержал ленинские методы революции. Это поссорило её с большинством бывших соратников и фактически вынудило под конец жизни переехать в СССР. Но и отсюда не постеснялась написать гневную отповедь французскому революционеру Паулю Леви, возмутившемуся показательным расстрелом 413 коммерсантов во время красного террора:

“Вы не точны в фактах, – писала она. – Начать следует с того, что расстрелянных было 402. И давайте для начала вспомним великие строки Киплинга: “В час возмездья сожми мою руку, мой друг, будет хладной она, как клинок”.

С 1925 г. Цеткин постоянно жила в СССР, в правительственном санатории Архангельское. Ее мучили страшные удушья и почти невыносимые боли в ногах. Но она не прекращала диктовать статьи. Даже в последнюю минуту жизни её мысли были обращены не к собравшимся у постели родственникам, а к погибшим боевым соратникам – Розе Люксембург и Карлу Либкнехту.

В похоронной церемонии немецкой революционерки приняли участие 600 тысяч человек. Прах Цеткин был помещен в урне в кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Биография Розы Люксембург

Роза Люксембург

Роза Люксембург (настоящее имя Розалия Люксенбург) родилась 5 марта 1871 г. в русской Польше, была пятым ребёнком в бедной еврейской семье, отец был коммерсантом. Блестяще училась в Варшаве и Швейцарии, куда эмигрировала для занятий политической агитацией.В 1893 г. Роза вместе с революционерами Тышкой, Мархлевским, Варским и другими участвовала в основании социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ), возглавила её печатный орган «Справа роботнича». В этот же период она вела ожесточенную борьбу с Польской социалистической партией (ПСП), хотя Плеханов и Энгельс относились к этой борьбе далеко не одобрительно.Для того, чтобы получить немецкое гражданство, ей пришлось оформить фиктивный брак с немецким подданным Густавом Любеком.В 1907 году у 36-летней Розы начался длительный роман с 22-летним сыном Клары Цеткин Константином, о чём свидетельствует их многолетняя переписка (написано около 600 писем). Однажды Константин вместе с матерью посетил заседания очередного съезда Второго Интернационала, состоявшегося в Штутгарте, и был восхищён пламенными речами Розы Люксембург. Вскоре она стала его наставником в изучении марксизма, а заодно и любовницей.


Фрагменты биографии Клары и Розы глазами иудеев – сайт Jewish News

Как сообщалось выше, такая любовь сначала поссорила между собой двух пламенных революционерок крайне свободных взглядов. Однако со временем развод Клары Цеткин со вторым мужем Георгом Цунделем и почти одновременный разрыв сына Константина с Розой снова сблизил давних подруг - они периодически встречались в доме Клары под Штутгартом, а также вели переписку. Больше ни в каких браках Роза Люксембург не состояла и детей не имела.

Люксембург стала видной фигурой крайне левого крыла германской социал-демократической партии. Она проявила себя как талантливый журналист и оратор, многократно и долго сидела в польских и немецких тюрьмах. Она общалась с Плехановым, Бебелем, Лениным, Жоресом, вела с ними полемику.

Находясь летом 1906 г. в Финляндии, Роза Люксембург написала брошюру «Массовая забастовка, партия и профсоюзы», в которой обобщала опыт русской революции и формулировала в свете этого опыта задачи германского рабочего движения. Брошюра получила высокую оценку В. И. Ленина.

Однако после революции она резко критиковала большевиков за установление в России однопартийной диктатуры, попрание демократических свобод и подавление оппозиционных партий.

В сентябре 1918 года Роза Люксембург написала статьи, изданные посмертно в 1922 году под заглавием «Русская революция. Критическая оценка слабости». Она предсказала, во что выльется подавление политических свобод ленинской «диктатурой пролетариата»:

«С подавлением свободной политической жизни во всей стране, жизнь и в Советах неизбежно всё более и более замирает. Без свободных выборов, без неограниченной свободы печати и собраний, без свободной борьбы мнений, жизнь отмирает во всех общественных учреждениях, становится только подобием жизни, при котором только бюрократия остаётся действующим элементом… Господствует и управляет несколько десятков энергичных и опытных партийных руководителей. Среди них действительно руководит только дюжина наиболее выдающихся людей и только отборная часть рабочего класса время от времени собирается на собрания для того, чтобы аплодировать речам вождей и единогласно одобрять предлагаемые резолюции. Таким образом - это диктатура клики, несомненная диктатура, но не пролетариата, а кучки политиканов».

Р. Люксембург Русская революция. Критическая оценка слабости (1918)

После подавления восстания берлинских рабочих в январе 1919 года Люксембург была арестована вместе с соратником по партии Карлом Либкнехтом, а по дороге с допроса в тюрьму они были убиты конвойными. По свидетельству капитана Пабста, который допрашивал Розу Люксембург, её увезли из отеля «Эден», где проводился допрос, забили прикладами, выстрелили в висок и сбросили в Ландверский канал.

Вместо заключения

Если оставить за рамками рассмотрения крайне радикальные и надуманные версии, то следует признать политическую подоплёку праздника. Он представлял собой удобное средство манипулирования массами для исполнения реальных целей революционно настроенных лидеров. Позднее дух и настрой праздника удачно подошёл советской власти для укрепления своих позиций – создания монопольного авторитарного тоталитарного государства.

По официальной версии, просьбы двух феминисток Клары Цеткин и Розы Люксембург такподействовали на Ильича, и добрых 60 лет советские женщины, вооружившись транспарантами выходили с маршами в поддержу угнетаемых в капстранах.

Официальным нерабочим днём этот «праздник» был объявлен в СССР только в 1975 году – в пику ООН, объявившим тот год «международным годом женщины».

Страны, в которых сейчас официально празднуется 8 марта: Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Кирибати, Китай (официально рабочий день для всех), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной только для женщин), Молдова, Монголия, Непал, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Еритрея, Латвия.

Можно спорить и рассуждать о том, насколько важна в праздничный день предыстория этого события. Безусловно, найдутся те, кому внимание мужчин приятнее и дороже всяких условностей. К тому же большинство мужчин устроены таким образом, что им гораздо проще «проставиться» в чётко обозначенный день, нежели утруждать себя романтическими мыслями в течение года.

Есть зерно в этих словах, но если взять шире – корень зла лежит как раз в том, что с забвением благочестивых традиций мужчины стали воспринимать женщин как чужеродные обособленные объекты, а не хранительниц домашнего очага и верных спутниц жизни. Может поэтому дарить цветы и оказывать внимание жёнам в течение года так редко приходит им на ум?

Статья готовилась редакцией сайта «Старообрядческая Мысль» с 2009 по 2015 годы. Перепечатка приветствуется со ссылкой на источник – сайт .

 


Читайте:



Когда узнали, что Земля круглая?

Когда узнали, что Земля круглая?

Как плоская истёртая монета, На трёх китах покоилась планета. И жгли учёных-умников в кострах - Тех, что твердили: «Дело не в китах». Н.Олев Выйдя...

04 1922 г рапалльский договор основные положения

04 1922 г рапалльский договор основные положения

был заключен между РСФСР и Германией 16 апреля 1922 и установил нормальные дипломатические и консульские отношения между обоими государствами. 5...

Администрация угрожает проверками и увольнением, родители - расправой

Администрация угрожает проверками и увольнением, родители - расправой

Как защитить ребенка от нападок сверстников: советы родителям Это настоящая пытка - быть объектом нападок сверстников. Многие из нас знают об...

Русская народная сказка "Василиса прекрасная" план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Русская народная сказка

Муниципальное образование Ленинградский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 станицы...

feed-image RSS