Главная - Аюрведа
Памятка по русскому языку. Памятки по русскому языку Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой

1. В русском языке 33 буквы.
2. Звуки бывают гласные и согласные.
3. Букв, которые обозначают гласные звуки – 10 (а, о,у,ы,и,ы,е,ё,ю,я,э).
Гласных звуков – 6 [а], [о], [у], [ы], [и], [э].Буквы е, ё, ю, я играют две роли1) обозначают два звука, если:- стоят в начале слова;- стоят после гласного звука;- стоят после Ь или Ъ знаков2) обозначают мягкость предыдущего согласного.
4. Согласные звуки бывают: твёрдые и мягкие; глухие и звонкие.

Всегда твёрдые (не имеют мягкой пары) - [ж], [ш], [ц]. Всегда мягкие (не имеют твёрдой пары) - [ч], [щ], [й].
Парные согласные по глухости - звонкости б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
5. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают.


Предложение

Предложение – это группа слов, связанных по смыслу и грамматически. Предложение имеет законченную мысль.

По цели высказывания

По интонации

По строению

Повествовательные

Восклицательные

Распространенные

Вопросительные

Невосклицательные

Нераспространенные

Побудительные

Предложения, в которых содержатся сообщения, ответы на вопросы, называются повествовательными.
Предложения, в которых содержится вопрос, называются вопросительными.
Предложения, в которых выражается желание побудить кого-либо к действию, называются побудительными. В них могут содержаться совет, приказ, просьба.
Предложения, в которых выражаются сильные чувства, эмоции, называются восклицательными.
Распространенные предложения состоят из главных членов предложения и второстепенных.
Нераспространенные предложения состоят только из главных членов предложения.

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.

Подлежащее – это главный член предложения, обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который указывает на то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает? что делают? какова? и т.д.

Имя существительное

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? В предложении имя существительное бывает подлежащим и второстепенным членом. Различают одушевленные им.сущ (кто?) и неодушевленные им.сущ (что?) Имена существительные бываютмужского рода – он, мой женского рода – она, моя среднего рода – оно, моё
Имена существительные изменяются по числам и падежам.

Изменение имен существительных по падежам называется склонение.
Различают 3 склонения имен существительных.

Чтобы определить безударный гласный в окончании имени существительного в ед.ч., нужно определить падеж и склонение.

Падежи имен существительных.

Падежи Вопросы Предлоги
Именительный Кто? Что?
Родительный Кого? Чего? От, до, из, без, у, для, около, в
Дательный Кому? Чему? К, по
Винительный Кого? Что? В, на, за, про, через
Творительный Кем? Чем? Под, над, за, перед, с, между
Предложный О ком? Очем? В, на, о, об, обо, при
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. - и - и
Д.п. - е - и
Т.п. - ой, - ей
П.п. - е - е - и


Морфологический разбор имени существительного

1. Имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос…

2. Начальная форма – И.п., ед.ч.

3. Постоянные признаки (одушевленное или неодушевленное, род, склонение)

4. Непостоянные признаки (число, падеж)

5. Роль в предложении.


Образец разбора имени существительного

К осени скворцы собираются в шумные стаи.

К осени - (к чему?, когда?), сущ., предмет, н. ф. - осень, неодуш, ж. р., 3 скл., ед. ч., Д. п., обстоятельство времени.

Имя прилагательное

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? каков? чей?
Имя прилагательное изменяется по падежам, числам и родам (в единственном числе).
Имя прилагательное согласуется с именем существительным (какого числа, рода, падежа имя существительное, от которого зависит прилагательное, такого же числа, рода и падежа имя прилагательное).
В предложении имя прилагательное чаще всего является второстепенным членом.
Безударное окончание имени прилагательного определяется по вопросу – какое окончание в вопросе, такое окончание и у прилагательного

(но! нужно обращать внимание на твердость или мягкость согласного)
Начальная форма имени прилагательного – И.п., ед.ч., мужской род (какой?)


Морфологический разбор имени прилагательного

1. Зависит от сущ. …., отвечает на вопрос, имя прилагательное, обозначает признак предмет.

2. Начальная форма – И.п., ед.ч., м.р.

3. Постоянные признаки - не

т4. Непостоянные признаки (число, падеж, род ед.ч.)

5. Роль в предложении.

Образец разбора имени прилагательного

В зелёных лугах всё лето цветут одуванчики.
Зелёных (в лугах)- каких?, прилаг., признак предм., н. ф. - зелёный, мн. ч. , П. п., определение

Глагол

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Начальная форма глагола – это неопределённая форма.
Неопределённая форма глагола Что делать? Что сделать? Не изменяется по числам и временам, оканчивается на -ть, -чь, -ти

Глаголы изменяются по числам и временам.

Глаголы прошедшего времени в ед.числе изменяются по родам.

От рода зависит окончание глагола.

М.р. что делал?- нулевое окончание

Ж.р. что делала?- окончание -а

Ср.р. что делало?- окончание -о

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам.

Изменение глаголов по числам и лицам называется спряжением.

Глаголы бывают I и II спряжения
К I спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме пред – ть, имеют суффиксы А,О,У,Ы,Е и глаголы-исключения: брить, стелить
Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме пред –ть имеют суффикс И и 11 глаголов-исключений: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидетьгнать, держать, дышать, вертетьи зависеть, и терпеть
Чтобы определить безударный гласный в окончании глагола, нужно поставить глагол в неопределённую форму.

Если глагол I спряжения, то в окончании надо писать букву – Е, если II спряжения – то букву –И.

Глаголы бывают 1-го, 2-го, 3-го лица.

I спряжение II спряжение
лицо Ед.ч. Мн.ч лицо Ед.ч. Мн.ч
1 -у, -ю -ем 1 -у. –ю -им
2 -ешь -ете 2 -ишь -ите
3 - ет -ут, -ют 3 -ит -ат, -ят

НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех, которые без НЕ не употребляются: неволить, ненавидеть, нездоровится, негодовать, недомогать, недоумевать.
Морфологический разбор глагола

1. Глагол, отвечает на вопрос, обозначает действие предмета.

2. Начальная форма – неопределённая форма.

3. Постоянные признаки: спряжение.

4. Непостоянные признаки: число, время, лицо (в наст.и буд.времени), род (в прош.времени ед.ч.)

5 Роль в предложении – сказуемое.

Образец разбора глагола.

Мощный ураган срывал крыши с дачных домов.

Срывал - что делал?, глагол, действие предмета, н. ф. - срывать, I спр., ед. ч., пр. в., м. р. , сказуемое

Фонетический разбор слова (образец)
Сентябрь -– 2 слога

с - [с′] – согл., глух., мягк.
е - [и] – глас., безуд.
н - [н] – согл., звон., тв.

т - [т′] – согл., глух., мягк.

я - [а] – глас., удар.
б - [б] – согл., звон, тв.

р - [р′] – согл., звон., мягк.
ь - [ - ]

8 б., 7 зв.

Ручеёк – 3 слога

р - [р] – согл, звон, тв.

у - [у] – глас., безуд.

ч - [ч′] – согл., глух., мягк.

е - [и] – глас., безуд.

ё - [й′] – согл., звон., мягк. [о] – глас., удар.

к - [к] – согл., глух., тв.
6б., 7 зв.

Морфемный (разбор слова по составу)

1. Определить часть речи. (Существительное, прилагательное, глагол);

2. Выделить окончание. (Окончание это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении);

3. Показать основу слова. (Основа - это часть слова без окончания, в основу входит корень, суффикс, приставка);

4. Выделить корень. (Корень - это главная часть слова, в корне заключен смысл однокоренных слов, чтобы найти корень. нужно подобрать как можно больше однокоренных слов);

5. Выделить приставку(часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования однокоренных слов) и суффикс (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования однокоренных слов).

Разбор предложения

1. Какое предложение по цели высказывания?

2. Какое предложение по интонации?

3. Распространенное оно или нераспространенное?

4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.(Повествоват.,невосклиц., распростр.)
Что? Грибы - это подлежащее. Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое. От подлежащего вопрос задать нельзя.З адаем вопрос от сказуемого.Пошли (где?) в лесу – это Вт.член.-обстоятельствоПошли (когда?) после дождей – это Вт.член.- обстоятельствоПосле дождей (каких?) теплых – это Вт.член. - определение

по цели высказывания:

- повествовательное,

Вопросительное,

Побудительное.

по интонации:

- невосклицательное,

- восклицательное.

    Найти главные члены - грамматическую основу предложения.

    Рассказать о строении предложения:

по наличию второстепенных членов:

- распространенное,

- нераспространенное.

Образец синтаксического разбора простого предложения

На вершинах сосен играет солнечный свет.

Это предложение повествовательное, невосклицательное.

В предложении говорится о свете.

Что?- свет.

Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой.

На вершинах сосен играет солнечный свет .

Свет что делает? – играет.

Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.

На вершинах сосен играет солнечный свет .

Главные члены предложения- свет играет.

Свет играет.

Предложение распространенное.

Словосочетание

    Выделить словосочетание из предложения:

- из группы подлежащего;

- из группы сказуемого;

- из группы второстепенных членов.

    Найти главное и зависимое слова и указать тип словосочетания по главному слову:

Именное;

Глагольное;

Наречное.

Образец синтаксического разбора простого словосочетания

На вершинах сосен играет солнечный свет .

Перед работой со словосочетанием необходимо найти главные члены предложения.

Помните: главные члены не являются словосочетанием - это грамматическая основа предложения.

Второстепенные члены предложения-

На вершинах сосен, солнечный.

Выделяем словосочетание из группы подлежащего (слово связанное вопросом с подлежащим)

Свет какой? солнечный.

Главное слово Светсолнечный

Выделяем словосочетание из группы сказуемого (слово связанное вопросом со сказуемым)

Играет где? на вершинах.

Главное слово играет (т.к. от него задается вопрос), зависимое – на вершинах. Словосочетание глагольное (т.к. главное слово является глаголом)

Выделяем словосочетание из группы второстепенных членов (слово связанное вопросом со второстепенным членом)

Вершинах чего? сосен.

Главное слово вершинах (т.к. от него задается вопрос), зависимое – сосен. Словосочетание именное (т.к. главное слово является существительным)

Разбор слова по составу

Порядок разбора слова по составу.

    Определить слово как часть речи.

    У изменяемого слова найти окончание.

    Указать основу слова.

    Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни в сложных словах.

    Выделить приставки и суффиксы (если они есть).

Схема разбора по составу имени существительного

Выпечка

Изменить слово по числам

Мн. число- выпечки

Окончание- а, основа -выпечк

Вижу- выпечку

Окончание- а, основа -выпечк

Найти корень

Печь

Корень- печ

Определить приставку

Приставка-вы

Определить суффикс

Суффикс- к

Схема разбора по составу имени прилагательного

Душевный

Определить окончание, найти основу, для этого:

Изменить слово по родам (какая, какой, какое)

Душевная, душевное

или изменить слово по падежам (подставить слова: есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю)

Вижу- душевного, рад-душевному

Окончание- ый, основа -душевн

Найти корень

Подобрать однокоренные слова с другими суффиксами и приставками или без суффиксов и приставок

Бездушный, душа

Корень- душ

Определить приставку

Нет приставки

Определить суффикс

Суффиксы- ев, н

Фонетический разбор слова

Порядок фонетического разбора

    Выделить слоги, указать, сколько их в слове.

    Показать место .

    Дать характеристику (ударные или безударные), какими буквами они обозначены.

    Дать характеристику согласных звуков (парные – непарные, твердые – мягкие, - глухие), какими буквами они обозначены.

    Указать количество звуков и .

вода - во – да-2 слога
[в] - согл., парн. тв., звон.
[а] - гласн., безударн.
[д] - согл., парн. тв., звон.
[а] - гласн., ударн .
4 букв, 4 звука

вьюга – вью-га- 2слога
в [в"] - согл, мяг., парн. звон.
ь -
[й"] - согл., непарн. мяг., звон.
ю [у] - глас., удар.
г [г] - согл., парн. твер., звон.
а [а] - глас, безуд.
5 букв, 5 звуков

Фонетический разбор слова.

Буквы служат для записи звуков на письме (буквы мы пишем и читаем,

звуки мы слышим и произносим).

Г Л А С Н Ы Е

Гласных букв 10 : а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.

Гласных звуков всего 6 - [а] [у] [о] [э] [ы] [и]. Количество слогов определяется количеством в нём гласных звуков: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

А, О, У, Э, Ы – обозначают твёрдость согласных звуков.
Я, Ё, Ю, Е, И – обозначают мягкость согласных звуков.

Йотированные гласные буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука Я - [йа] Ю- [йу] Е – [йэ] Ё – [йо] , если стоят:
- в начале слова (ёж, яблоко, юла)
- после Ъ и Ь (съешь, семья, подъём)
- после гласных букв (споём, союз, военный)

Буквы е, я, ю, ё обозначают один звук [э], [а], [у], [о] после согласного только под ударением .
век - [в"эк], мяч- [м"ач"], блюз - [бл"ус], мед - [м"от]

В безударном положении эти буквы после согласного обозначают звук [и]
ряды [р’ и д ы] лесок [л’ и с о к]

С О Г Л А С Н Ы Е

Согласные бывают парными/непарными по звонкости/глухости, по твердости/мягкости.

Парные по звонкости/глухости

Звонкие: б, в, г, д, ж, з

Глухие: п, ф, к, т, ш, с

Непарные по звонкости/глухости

Звонкие: л, м, н, р, й (сонорные, что в переводе с латинского значит «звучные». )

Глухие: х, ц, ч, щ

Непарные по твердости/мягкости

Твёрдые:ж, ш, ц

Мягкие: й, ч, щ Их работа

Образуют существительные

–ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк

рыба – рыб к а

ключ – ключик
замок – замочек
друг – дружок
малый – маленьк ий
сухой – сухоньк ий
Ваня – Ванечк а
игла – иголочк а
дед – дедушк а
поле – полюшк о

Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок

–чик-
-щик-
-тель-
-ниц-

лес – лес ник

возить – возчик
барабан – барабанщик
учить – учитель
учить – учительниц а
радист – радистк а

Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий

Образуют прилагательные

–ск-
-ов-
-ев-
-н-

скала – скал ист ый

город – городск ой
горох - горохов ый
шаль – шалев ый
лето – летн ий

Образуют глаголы

–и-
-е-
-ова-(-ёва-)

Ива-(-ыва-)

звук – звуч а ть

рана –рани ть
белый – беле ть
зима – зимова ть
кольцо – кольцева ть
укачать – укачива ть
открыть -открыва ть

учить – учить ся – учу сь лечить – лечиться – лечусь

Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.

Формообразующие суффиксы

-чита ть нести

Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.

-читаю – чита л говорю – говорил

Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

Род имен существительных

Главные и второстепенные члены предложения

Части речи

Изменение глаголов по лицам и числам

Части речи

ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1.Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово, поставь ударение, раздели на слоги.

Например: ВОК-ЗАЛ.
2. Словарные слова.
Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова на это же правило, т.е. словарное. Например: Ва гон, вокзал, однажды.

Составь и запиши предложение с этим словом. Например: Вагон тронулся.
3. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово, поясни значение заглавной буквы.

Например: Саратов - название города. Подбери и запиши ещё 2 слова на это же правило, подчеркни в них эту орфограмму. Составь и запиши предложение.
4. Сочетания: жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова с этим сочетанием.

Например: ужин, чижик, лыжи. Подчеркни сочетания. Составь и запиши предложение.
5. Перенос слов,
Выпиши слово, раздели на слоги, потом раздели для переноса.

Например: у/че/ник, уче-ник.

6. Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это же правило.

Например: пеньки, коньки, угольки. Составь и запиши предложение.
7. Парные согласные.
Выпиши слово, подчеркни парный согласный, подбери проверочное слово.

Например: Мороз – морозы, дружки – дружок. Напиши ещё 2 слова на это же правило.

Составь и запиши предложение.
8. Безударные гласные.
Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни безударную гласную, подбери проверочное слово. Например: морской – море. Напиши ещё 2 слова на это же правило.

Составь и запиши предложение.
9. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово, напиши 2 слова на это же правило. Например: ручьи, муравьи, соловьи.

Составь и запиши предложение
10. Двойные согласные.
Напиши слово 3 раза, подчеркни удвоенный согласный.

Например: аллея, аллея, аллея.

11. Предлоги.
Выпиши слово, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово.

Например: в лесу - в_(сосновом) лесу. Напиши ещё 2 слова на это же правило.

Составь и запиши предложение.

12. Приставки.
Выпиши слово, выдели приставку, напиши ещё 2 слова с этой приставкой.

Например: побежал, поехал, посмотрел.
Составь и запиши предложение.
13. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово, подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму.

Например: грустный - грусть. Напиши ещё 2 слова на это же правило.

Составь и запиши предложение.
14. Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни Ъ, напиши ещё 2 слова на это же правило. Например: подъезд, съезд, объезд. Составь и запиши предложение
15. Мягкий знак после шипящих.
Выпиши слово, укажи род существительного, подчеркни Ь.

Например: речь - ж. р., обруч - м. р.

Напиши ещё 2 слова на это же правило. Составь и запиши предложение.
16. Частица не с глаголом.
Выпиши слово, напиши ещё 2 глагола с частицей не.

Например: не ел, не хотел, не гулял.
Напиши ещё 2 слова на это же правило. Составь и запиши предложение.

17. Окончания имён существительных.
Выпиши слово, укажи склонение и падеж, выдели окончание.

Например: к пристани-3 скл., Д. п.; в деревне-1 скл., П п.
Напиши ещё 2 слова на это же правило. Составь и запиши предложение.

18. Имена существительные мн. ч., Р. п.
Выпиши слово, подчеркни шипящий, укажи число и падеж.

Например: задач - мн. ч., Р. п.
Напиши ещё 2 слова на это же правило. Составь и запиши предложение.

19. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
Выпиши глагол, укажи неопределённую форму и спряжение, выдели окончание. Например: пишет (писать) - 1 спр., строят (строить) - 2 спр.
Памятка. 1 спр. - глаголы с окончаниями -е, -ут, -ют; все остальные и (брить, стелить). 2 спр. - глаголы с окончаниями -и, -ат, -ят; глаголы на -ить и (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, дышать, слышать).
Напиши ещё 2 слова на это же правило. Составь и запиши предложение.

Проверяемые безударные гласные



Правописание парных согласных

Непроизносимые согласные

Алгоритм написания мягкого знака на конце имен существительных после щипящих

Знаки препинания при обращении

Фонетический разбор

 Памятки по русскому языку для фотоальбомчиков (каждый лист для 4 учеников) Составила учитель начальных классов МОУ Меленковская СОШ №1 Клокова Марина Николаевна Меленки 2010 г. В русском языке - 33 буквы Гласных букв - 10, звуков - 6 Согласных букв -21, звуков - 36 Не обозначают звуков: ь, ъ аоуэылмнйрбвгдзжьяеюеипфктсшхцчщъ Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц] Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]В русском языке - 33 буквы Гласных букв - 10, звуков - 6 Согласных букв -21, звуков - 36 Не обозначают звуков: ь, ъ аоуэылмнйрбвгдзжьяеюеипфктсшхцчщъ Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц] Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]В русском языке - 33 буквы Гласных букв - 10, звуков - 6 Согласных букв -21, звуков - 36 Не обозначают звуков: ь, ъ аоуэылмнйрбвгдзжьяеюеипфктсшхцчщъ Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц] Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]В русском языке - 33 буквы Гласных букв - 10, звуков - 6 Согласных букв -21, звуков - 36 Не обозначают звуков: ь, ъ аоуэылмнйрбвгдзжьяеюеипфктсшхцчщъ Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц] Всегда мягкие: [й], [ч], [щ] ЖИ - ШИ - пиши с буквой И ЧА - ЩА - пиши с буквой А ЧУ - ЩУ - пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. ЖИ - ШИ - пиши с буквой И ЧА - ЩА - пиши с буквой А ЧУ - ЩУ - пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. ЖИ - ШИ - пиши с буквой И ЧА - ЩА - пиши с буквой А ЧУ - ЩУ - пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. ЖИ - ШИ - пиши с буквой И ЧА - ЩА - пиши с буквой А ЧУ - ЩУ - пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной - одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной - одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной - одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной - одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки) Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки) Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки) Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки) Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции). Дома - домик, носы - носЧтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции). Дома - домик, носы - носЧтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции). Дома - домик, носы - носЧтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции). Дома - домик, носы - носЧтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н. Зуб - зубы - зубной.Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н. Зуб - зубы - зубной.Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н. Зуб - зубы - зубной. Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н. Зуб - зубы - зубной. Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой. Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами. Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой. Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами. Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой. Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами. Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой. Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами. Разбор предложения. 1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённоеРазбор предложения. 1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённоеРазбор предложения. 1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённоеРазбор предложения. 1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённоеИмя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что? Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом) собственное (Миша) или нарицательное (мальчик) Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё)Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что? Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом) собственное (Миша) или нарицательное (мальчик) Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё)Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что? Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом) собственное (Миша) или нарицательное (мальчик) Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё)Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что? Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом) собственное (Миша) или нарицательное (мальчик) Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё) Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное изменяется: * по числам (единственное, множественное) * по родам (мужской, женский, средний) Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется. Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное изменяется: * по числам (единственное, множественное) * по родам (мужской, женский, средний) Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется. Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное изменяется: * по числам (единственное, множественное) * по родам (мужской, женский, средний) Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется. Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное изменяется: * по числам (единственное, множественное) * по родам (мужской, женский, средний) Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др. Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую, ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете) Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др. Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую, ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете) Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др. Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую, ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете) Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др. Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую, ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете) Частица НЕ с глаголом пишется отдельно. Личное местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что? Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они - это личные местоимения. Личное местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что? Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они - это личные местоимения. Личное местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что? Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они - это личные местоимения. Личное местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что? Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они - это личные местоимения. Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. (Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.) Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. (Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.) Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. (Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.) Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. (Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.) > Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) > Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) > Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е - соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) > Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) > Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) > Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е - соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) > Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) > Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) > Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е - соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) > Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) > Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) > Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е - соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход)

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПАМЯТКА №1 Как сделать звуко - буквенный разбор слова 1. Произнеси слово. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси слово по слогам. 2. Определи ударный слог. Произнеси слово, выделяя голосом ударный слог. 3. Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку. 4. Определи, каким является каждый звук: если гласный, то какой он ударный или безударный; если согласный - то какой он - звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, парный или непарный. Назови букву, которой обозначается каждый звук. 5. Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове. Образец устного рассуждения В слове заря два слога: заи ря. Слог ря ударный. Звуки в слове можно изобразить так: /зар"а/ Называю звуки по порядку: /з/ - согласный, звонкий парный, твёрдый парный; обозначается буквой "зэ"; /а/ - гласный, безударный; обозначается буквой а; /р"/ - согласный, звонкий непарный, мягкий парный; обозначается буквой "эр"; /а/ - гласный, ударный; стоит после мягкого согласного звука, обозначается буквой я. В слове заря - 4 звука, 4 буквы. Образец письменного разбора Заря /зар"а/ - 2 слога. з - /з/ - согл., звонк. парн., твёрд.парн.; а - /а/ - гласн., безударн.; р - /р"/ - согл., звонк. непарн., мягк. парн.; я - /а/ - гласн., ударн. 4 б., 4 зв. ПАМЯТКА №2 Как дать характеристику предложению 1. Прочитай предложение. 2. Определи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). Является ли предложение восклицательным? 3. Определи, простое это предложение или сложное. Если простое, то какое оно: распространённое или нераспространённое. Если сложное.то как соединены простые предложения в сложное (с помощью интонации или с помощью союзов и, а. но). Образец рассуждения Читаю предложение: Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М.Ю. Лермонтов Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации восклицательное. Данное предложение простое (в нём одна основа), распространённое. ПАМЯТКА №3 Как разобрать предложение по членам Образец рассуждения 1. Читаю предложение: Яркая звезда сверкала над лесом. 2. Нахожу подлежащее. Ставлю вопрос: о чём говорится в предложении? (О звезде.) В предложении слово звезда отвечает на вопрос что? Значит, слово звезда - подлежащее. Пдчёркиваю одной чертой. 3. Нахожу сказуемое. Ставлю вопрос: что говорится о подлежащем, о звезде? (Сверкала.) Слово сверкалаотвечает на вопрос что делала? Звезда (что делала?) сверкала. Значит, слово сверкала - сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. 4. Делаю вывод: подлежащее звезда и сказуемое сверкала - это главные члены предложения. 5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ставлю от подлежащего вопрос: звезда (какая?) яркая. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Ставлю от сказуемого вопрос: сверкала (где?) над лесом. 6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания: яркая звезда, сверкала над лесом. ПАМЯТКА №4 Как разобрать слово по составу 1. Прочитай слово и объясни его смысл. Определи, к какой части речи оно относится. Изменяется или нет? 2. Найди в слове окончание. Для этого измени слово. Изменяемая часть слова - это окончание. Выдели его нужным знаком. 3. Выдели в слове основу. Основа - это часть слова без окончания. 4. Найди в слове корень.Корень - это общая часть родственных слов. Для этого подбери родственные слова. Сравни их, выдели общую часть нужным значком. Это корень. 5. Найди в слове приставку (если она есть). Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой. Выдели приставку. 6. Найди в слове суффикс (если он есть). Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Выдели суффикс нужным значком. 7. Назови все части слова. ПАМЯТКА №5 Как подготовиться к диктанту по учебнику 1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. 2. Найди в каждом предложении слова, написание которых надо проверять. Определи, в какой части слова находится проверяемая или непроверяемая орфограмма. Подумай, как объяснить её написание. 3. Если не знаешь, как проверить слово, то запомни, как оно написано. 4. Обрати внимание на знаки препинания в предложениях. 5. Будь внимателен при записи каждого слова. ПАМЯТКА №6 Как подготовиться к письму по памяти 1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о ком или о чём говорится в тексте. 2. Найди в словах орфограммы. Подумай, как проверить их написание. Запомни написание трудных для тебя слов, проговори их по слогам. 3. Обрати внимание на знаки препинания, а в стихотворном тексте и на расположение строк. 4. Выучи текст наизусть. 5. Ещё раз внимательно прочитай текст или повтори его про себя, зрительно представляя написание каждого слова. Закрой книгу и напиши. 6. Прочитай написанное по слогам, сравни с исходным текстом. ПАМЯТКА №7 Как подготовиться к изложению ПАМЯТКА №8 Виды предложений Виды предложений по цели высказывания: По цели высказывания предложения делятся на: повествовательные (содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения); Дети учатся в школе; вопросительные (содержат вопрос о чём-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передаётся особой вопросительной интонацией, на письме - вопросительным знаком;также вопрос передаётся вопросительными словами (кто? зачем?), вопросительными частицами (неужели, ли, разве) и порядком слов): Дети учатся в школе? Кто учится в школе? побудительные (выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; интонационно это значение передаётся побудительной интонацией, также побуждение передаётся глагольными формами, частицами, междометиями и т.д.): Дети, учитесь в школе. По эмоциональной окраске выделяют предложения: восклицательные (в них содержание сопровождается выражением чувств говорящего; восклицание передаётся особой интонацией, эмоциональными частицами, междометиями, на письме - восклицательным знаком): Дети, учитесь в школе! не восклицательные (в них говорящий излагает содержание без выражения собственных эмоций): Дети должны учиться в школе.

 


Читайте:



Когда узнали, что Земля круглая?

Когда узнали, что Земля круглая?

Как плоская истёртая монета, На трёх китах покоилась планета. И жгли учёных-умников в кострах - Тех, что твердили: «Дело не в китах». Н.Олев Выйдя...

04 1922 г рапалльский договор основные положения

04 1922 г рапалльский договор основные положения

был заключен между РСФСР и Германией 16 апреля 1922 и установил нормальные дипломатические и консульские отношения между обоими государствами. 5...

Администрация угрожает проверками и увольнением, родители - расправой

Администрация угрожает проверками и увольнением, родители - расправой

Как защитить ребенка от нападок сверстников: советы родителям Это настоящая пытка - быть объектом нападок сверстников. Многие из нас знают об...

Русская народная сказка "Василиса прекрасная" план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Русская народная сказка

Муниципальное образование Ленинградский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 станицы...

feed-image RSS