Разделы сайта
Выбор редакции:
- Трехсот спартанцев не надо — хватит и одного: русский солдат, якут, с пулеметом наперевес останавливает грузинскую колонну в дни битвы за Южную Осетию Русский солдат не пропустил грузинскую колонну
- Презентация - война за независимость и образование сша
- Иллидан - герои Heroes of the Storm (HOTS)
- Андрей михайлов - средневековые легенды и западноевропейские литературы Средневековые мифы и легенды
- Наркомания как общественное явление Наркомания как общественное явление
- Решение головоломки с пирамидой в Ордене Истины в Torment: Tides of Numenera Багровый рассвет приветствует искателя лиловый закат знаменует
- Демоверсия устной части огэ по русскому языку
- Княгиня ольга — духовная мать русского народа
- Сатанинский алтарь Ленина
- Почему щелочной гидролиз сложных эфиров процесс необратимый
Реклама
Односоставные предложения. Неполные предложения |
Любое предложение русского языка можно подразделить на составные части, которые в науке носят название «члены предложения». Среди них выделяются главные и второстепенные. Без главных не может существовать большая часть предложений, они образуют его основу, а второстепенные делают текст более информативным и насыщенным. Что же представляют собой главные и второстепенные чл. предложения? ГлавныеПодлежащее и сказуемое в предложении - это и есть главные его члены.
Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности . На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: "Настроение что делало?" Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее (что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало (подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности. Как узнать подлежащее и сказуемое при разбореЧтобы не допустить ошибку, разбираясь, где подлежащее, а следует воспользоваться таблицей-подсказкой. Прежде всего, следует найти действующее лицо, задав вопрос: «Кто? Что?», это и будет подлежащее. Далее ищут сказуемое. ВторостепенныеЧтобы разобрать предложение по членам, следует уметь находить и обстоятельства, определения и дополнения. Именно они и являются второстепенными членами, назначение которых - конкретизация и уточнение главных (или других второстепенных). Как их найти?
Приведем пример. Найдем главные и второстепенные чл. предложения: Маленький мальчик торопливо шел по тропинке. Есть разобрать предложение по членам, получится так: (какой, определение) Маленький (кто, подлежащее) мальчик (как, обстоятельство) торопливо (что делал, сказуемое) шел (по чему, дополнение) по тропинке. Каждый главный и второстепенный чл. предложения отвечает на свой вопрос, несет определенную нагрузку и выполняет в предложении собственную роль. Как распознатьЧтобы не допустить ошибок при выявлении дополнений, определений и обстоятельств, можно воспользоваться такой сводной таблицей-подсказкой.
Чтобы выявить, какой член предложения перед нами, следует прежде всего задать вопрос. Дополнительные подсказкиЧтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга. Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого - группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:
В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным - сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным. Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки. Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение. Сложные случаиНе все главные и второстепенные чл предложения выглядят очевидно. Сложные, но интересные случаи разнообразны:
Главные и второстепенные чл. предложения необходимо выделять правильно при синтаксическом разборе предложения. Чтобы понять, что такое второстепенные члены предложения, нужно совсем немного - уяснить суть самого предложения, а это уже полдела. ОсноваДля начала необходимо выделить основу фразы (подлежащее и сказуемое). Два основных слова/словосочетания, обозначающих о чем/о ком говорится и что именно рассказывается. 1. Вася пел. 2. Максим молчал. 3. Николай ногой качал. В первых двух предложениях все предельно просто (понятно, кто и что делал), выделить главные члены предложения, то есть основу, несложно. Второстепенные словаВ третьем появляется слово, дающее описание (чем производится действие). Такие слова - это уже второстепенные члены предложения, то есть те слова/словосочетания, которые поясняют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). Пример, приведенный выше, самый элементарный. Наша речь намного ярче, поэтому пополнить ряды таких пояснений по силам разнообразным частям речи: прилагательным или глаголам, числительным или местоимениям. Они могут быть определениями, обстоятельствами, дополнениями, приложениями. Формы предложенийК слову, все высказывания, имеющие второстепенные члены предложения, называются распространенными. Если в состав фразы вошли лишь подлежащее и сказуемое, то это нераспространенная форма. Первые два примера, приведенные выше, относятся к этой категории, а вот последнее уже нет. Если пример, приведенный выше, слегка видоизменить и превратить в одно целое, то мы получим сложное предложение, состоящее из нескольких основ. (Вася пел, Максим молчал, Николай ногой качал.) Оно содержит три отдельные основы в своем составе, что дает нам право называть его сложносочиненным. Однородные словаИмеющая одну основу простая форма предложения допускает в себе и главные, и второстепенные члены предложения. Изменим предложение следующим образом: Вася, Максим и Николай то молчали, то пели, то ногами качали. Мы получим простое предложение с однородными членами. Такая форма простого предложения называется осложненной. То есть "Вася, Максим и Николай" составят основу, будут главными членами предложения, так как являются теми, о ком говорится (в данном случае считаются подлежащим), а вот «пели, молчали, качали» - сказуемыми, объясняющими действие тех, о ком речь. Слово «ногами» является второстепенным членом предложения. Если добавить к «ногам» «руки и головы», мы получим несколько второстепенных слов, относящихся к одной основе и отвечающих на один вопрос. У нас появятся однородные второстепенные члены предложения: Вася, Максим и Николай то молчали, то пели, то ногами, руками, головами качали. СинтаксисЗнаки препинания при однородных членах предложения ставятся практически всегда, простое это перечисление или имеются повторяющиеся союзы, исключений не так много. Не ставится запятая, если фраза считается устоявшейся (ни себе ни людям, ни рыба ни мясо, и т. д.), если слова соединены союзом (Вася, Максим и Николай то молчали, то пели и ногами качали), разделительным союзом (Вася, Максим и Николай молчали или пели?). Именно второстепенные члены предложения украшают наш язык, делают его богаче, ярче и интереснее. Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения. Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении. Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт . Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах. Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ). Неполные конструкции распространены в сложных предложениях: Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ). Обратите внимание! Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления. В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение. Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ). В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ). В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации: (Песков). Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено. Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес . И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено. Обратите внимание! Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее: 1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения. Весенний лес ; Вход в зал ; 2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние. Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные . Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире: За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях: в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи: За ночным окном - туман (Блок); в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей: в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части: Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы; в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы: Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ). План разбора неполного предложения
Образец разбора Мужики - за топоры (А.Н. Толстой). Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Я хотел подарить маме на день рождения шкатулку или шляпку или шёлковое кашне. 2) По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо. 3) На Птичьем рынке можно было как купить понравившуюся живность так и просто полюбоваться ею. 4) Сверкнула молния и лес на несколько мгновений озарился невыразимо ярким светом наполнился причудливыми тенями. 5) Коперник размышлял над Птолемеевой системой мира и поражался её сложности и искусственности нелогичности и запутанности. Пояснение (см. также Правило ниже). Расставим знаки препинания. Подчеркнём поставленные запятые. 1) Я хотел подарить маме на день рождения шкатулку, и ли шляпку, или шёлковое кашне. В одном ряду три ОЧ по модели: О , или О , или О , поставили две запятые. 2) {По ночам подмораживало} и {звёзды усеивали небо}. Сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, нет запятой . 3) На Птичьем рынке можно было КАК купить понравившуюся живность, ТАК И просто полюбоваться ею. Простое предложение с двойным союзом, поставили одну запятую . 4) {Сверкнула молния}, и {лес на несколько мгновений озарился невыразимо ярким светом, н аполнился причудливыми тенями}. Сложносочинённое предложение, во втором простом ряд ОЧ без союза, две запятые . 5) Коперник размышлял над Птолемеевой системой мира и поражался её сложности и искусственности, н елогичности и запутанности. Простое предложение с двумя рядами ОЧ. Во втором ряду ОЧ соединены попарно, по модели О и О , О и О , поставили одну запятую Ответ: 35 Ответ: 35|53 Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ В этом задании проверяются знания двух пунктограмм: 1. Запятые в простом предложении с однородными членами. 2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И. Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем. Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34. Условные обозначения: ОЧ - однородные члены. ССП - сложносочинённое предложение. Алгоритм выполнения задания должен быть таким: 1. Определяем количество основ. 2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу. 3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2). Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение. 15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХОднородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него. Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы. В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения. В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны . Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила. Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых. 15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.Общая схема : О , О , О . Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится. Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки. 15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИОбщая схема : О и/да/либо/или О . Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится. Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки. Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно . Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме. Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов . 15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.Общая схема : О , О и О . Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится. Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки. 15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дваждыПравило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами Общая схема : О , и О , и О . Общая схема : и О , и О , иО . Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки. Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки. Более сложные примеры : Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени. Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ. Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ. Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ. Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него. Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания. Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении. Рассмотрим примеры. Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2. Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать. 15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)Схема: О , а/но/да О Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся. Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно . Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд. Пример 3: Мал золотник, да дорог . 15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИСхема: О , илиО , или О Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда: Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь. Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины. После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4) 15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие. Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых . Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом . Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна . Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно. Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией. Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами. 15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарноОбщая схема: Схема: О и О , О и О Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп): Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде . Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий . Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии. 15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены. А снег шёл и шёл. Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными Сказал так сказал, пойду проверю. Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и. Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель. 15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИСложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое. Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья. В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда: 1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и); 2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли); 3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же). 15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом: а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал . Схема: [предстоит ], и [он знал ]. В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места. Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ]. б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни. Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ]. в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ]. 15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложенииВ школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена . Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи: Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу . Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу. Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения , а во вторых, общий смысл предложения. Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать. Теперь более сложный пример 1 : На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина . В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую. Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится . Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются. |
Популярное:
Новое
- Презентация - война за независимость и образование сша
- Иллидан - герои Heroes of the Storm (HOTS)
- Андрей михайлов - средневековые легенды и западноевропейские литературы Средневековые мифы и легенды
- Наркомания как общественное явление Наркомания как общественное явление
- Решение головоломки с пирамидой в Ордене Истины в Torment: Tides of Numenera Багровый рассвет приветствует искателя лиловый закат знаменует
- Демоверсия устной части огэ по русскому языку
- Княгиня ольга — духовная мать русского народа
- Сатанинский алтарь Ленина
- Почему щелочной гидролиз сложных эфиров процесс необратимый
- Путешествие в древний Новгород