Реклама

Главная - Психосоматика
Представление военнослужащих к назначению на воинскую должность, освобождению от воинской должности, присвоению воинского звания (восстановлению в воинском звании) и увольнению с военной службы. Присвоение «внеочередного» воинского звания Рапорта на звани

Статьей 41 ДУ ВС РФ предусмотрено, что поощрения: "присвоение воинского звания ефрейтора, старшего матроса"; "присвоение очередного воинского звания досрочно, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности"; "присвоение воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в военном образовательном учреждении профессионального образования, не выше воинского звания полковника, капитана 1 ранга" - применяются в отношении военнослужащих за особые личные заслуги.

Статьей 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены составы военнослужащих и воинские звания. Старшинство воинских званий определяется последовательностью их перечисления в указанной статье названного Федерального закона от воинского звания "рядовой" ("матрос") к более высокому.

Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными. Так, войсковому воинскому званию "ефрейтор" соответствует корабельное воинское звание "старший матрос".

Как было указано выше, военнослужащему присвоение воинского звания возможно за особые личные заслуги.
Нормативного определения особых личных заслуг не установлено, однако под ними принято понимать добросовестный правомерный поступок, связанный со "сверхисполнением" конкретным военнослужащим своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения поощрения. Заслуга характеризуется не только внешним, т.е. объективным, действием, но и внутренним, т.е. субъективным, отношением к поступку, наличием позитивных целей и мотивов поведения военнослужащего, т.е. не может служить основанием для применения указанного поощрения поступок, формально подпадающий под указанные признаки, но совершенный при достижении негативных (например, неправомерных) целей и при наличии негативной мотивации. Мотив - это внутреннее побуждение к действию*(77). Более подробно понятие "заслуга" рассматривалось в § 1 настоящей главы.

Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового или матроса (п. 12 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы), поэтому оно не является очередным и для него не установлены сроки прохождения (п. 2 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).
Данное поощрение, в соответствии со ст. 23 ДУ ВС РФ, могут применять воинские должностные лица от командира отдельного батальона (корабля 2 и 3 ранга) и выше, а также командир отдельной воинской части, пользующийся согласно ст. 11 ДУ ВС РФ властью командира батальона, т.е. должностные лица, имеющие право издавать приказы по личному составу (в соответствии с подп. "а" п. 73 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30).
Ходатайство о присвоении указанного воинского звания целесообразно инициировать командиру взвода. Необходимо иметь в виду, что для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, обладающих лидерскими качествами, но не занимающих должности младших командиров, данное поощрение является достаточно значимым, так как оно дает им возможность официально приобрести старшинство над своими сослуживцами, оказывать помощь в управлении личным составом командирам отделений и заместителям командиров взводов.
Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов или старшин (п. 13 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).
Досрочно присвоение очередного воинского звания применяется к военнослужащим всех категорий, в том числе проходящим военную службу по призыву, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности (должности). Исключение составляют две категории военнослужащих: генерал-полковники (адмиралы) и генералы армии (адмиралы флота), к которым указанный вид поощрения не применяется, так как сроки военной службы в воинском звании для них не устанавливаются (п. 3 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).
Пункт 4 ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также п. 10 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы не содержат ограничений по сроку выслуги в предыдущем воинском звании при принятии решения о досрочном присвоении звания.
Следует отметить, что в соответствии с подп. "д" п. 2 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы одной из основных задач аттестации военнослужащих является представление военнослужащих к присвоению очередных воинских званий досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности.
В Вооруженных Силах Российской Федерации аттестация проводится в соответствии с Порядком организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 444.
Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии.
Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана.
На заседании аттестационной комиссии рассматриваются, в частности, представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности, при этом аттестационный лист не составляется.
Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменное заключение по итогам рассмотренного представления.
Во время заседания аттестационной комиссии секретарь комиссии в обязательном порядке должен вести протокол заседания аттестационной комиссии в письменной форме и желательно с подробным отражением хода заседания и всех рассматриваемых в нем вопросов. Примерная его форма приведена ниже.

заседания аттестационной комиссии ___________________________
(наименование воинской части)

Председатель комиссии ______________________________________________


фамилия, инициалы)
Члены комиссии: ____________________________________________________
(воинская должность, воинское звание,
____________________________________________________________________
фамилия, инициалы)
Секретарь комиссии _________________________________________________
(воинская должность, воинское звание,
____________________________________________________________________
фамилия, инициалы)

В качестве спорного момента в вопросе проведения аттестации военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации следует назвать содержание абз. 2 п. 6 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы: при представлении военнослужащего к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой должности аттестационный лист не составляется, т.е. военнослужащий аттестуется, но без составления аттестационного листа. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа)*(78). На это обстоятельство обращает внимание А.М. Терехин, отмечающий, что данная норма повторяется и в новом приказе министра обороны Российской Федерации о порядке организации и проведения аттестации военнослужащих*(79).
Однако, по сути, представление (наградной лист) - это тот же аттестационный лист, содержащий отзыв, характеристику на военнослужащего, оценку его деловых, личных и нравственных качеств, процесса и итогов его служебной деятельности и т.п.
Следует обратить внимание на то, что оформление перечисленных документов несет риски коррупционных проявлений.
Например, на рассмотрение аттестационной комиссии воинской части представлен наградной лист на военнослужащего. Аттестационной комиссией может быть рассмотрена только эта кандидатура, даже если члены комиссии считают, что более достоин награждения другой военнослужащий.
Сразу же возникает вполне логичный вопрос: "Кем и по чьему указанию подготовлен наградной лист именно на этого военнослужащего?"
Конечно же, наградной лист подготовлен кадровым органом по решению командира воинской части (или по указанию более высоких органов военного управления).
Однако такие указания очень далеки от объективной оценки деятельности представляемого к награждению военнослужащего и исходят из субъективного мнения, т.е. дискреции или усмотрения соответствующего воинского должностного лица без учета мнения аттестационной комиссии.
На практике такой подход приводит к тому, что аттестационные комиссии практически не участвуют в решении наиболее важных задач аттестации, превратившись в формальный орган, который вообще не извещают о проводимых назначениях и награждениях (присвоениях), либо членам аттестационной комиссии предлагают расписаться под уже готовым, а нередко уже реализованным решением командира (начальника) воинской части.
Новый приказ министра обороны Российской Федерации о порядке организации и проведения аттестации военнослужащих "не сломал" данную негативную тенденцию*(80).
Важным условием также является установленное п. 10 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы право военнослужащего обжаловать аттестационные выводы (объективность, законность) и порядок проведения аттестации вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации (решения по представлению), а также в суд (примерные формы жалоб по указанным вопросам приведены в приложении 7 к настоящему изданию).
Представление к присвоению воинского звания досрочно оформляется в соответствии с п. 12 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, на бланке установленного образца по форме согласно приложению N 3 к указанной Инструкции.
Применение поощрения "присвоение очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, до майора, капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в военном образовательном учреждении профессионального образования, не выше воинского звания полковника, капитана 1 ранга":
- в отношении осуществляется министром обороны Российской Федерации, руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
- в отношении прапорщиков (мичманов) осуществляется командующим армией (флотилией), командующим войсками военного округа, фронта, флотом, им равными и выше (п. "е" ст. 26 и ст. 29 ДУ ВС РФ);
- в отношении сержантов (старшин) осуществляется командиром полка (командиром отдельного батальона, командиром отдельной воинской части), им равным и выше), но не выше воинского звания старшины (главного корабельного старшины) - п. 4 ст. 23 Положения о порядке прохождения военной службы.
Таким образом, поощрение в виде присвоения очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, может быть применено ко всем категориям военнослужащих, за исключением высших , но также за особые личные заслуги (ст. 41 ДУ ВС РФ). У военнослужащего должен истечь срок военной службы в предыдущем воинском звании, установленный п. 2 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы.
Порядок оформления представления к присвоению воинского звания на ступень выше аналогичен порядку присвоения воинского звания досрочно.
Согласно п. 2 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы сроки для прохождения службы в воинских званиях установлены следующие: рядовой (матрос) - пять месяцев; младший сержант (старшина 2 статьи) - один год; сержант (старшина 1 статьи) - два года; старший сержант (главный старшина) - три года; прапорщик и мичман - три года (воинское звание указанным военнослужащим выше воинского звания старшего прапорщика или старшего мичмана присвоено быть не может (п. 4 ст. 23 Положения о порядке прохождения военной службы); младший лейтенант - два года; лейтенант - три года; старший лейтенант - три года; капитан, капитан-лейтенант - четыре года; майор, капитан 3 ранга - четыре года; подполковник, капитан 2 ранга - пять лет.
Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военное учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается два года (п. 4 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).
Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами. Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не установлены (п. 3 ст. 2 указанного Положения). Воинские звания высших присваиваются военнослужащим Президентом Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (подп. "а" п. 1 ст. 23 Положения о порядке прохождения военной службы).
Еще одним серьезным недостатком правового регулирования данных поощрений является то, что они в настоящее время рассматриваются многими офицерами как применяемые командирами далеко не всегда объективно. В связи с этим необходимо исключить формализм при подготовке документов для присвоения воинского звания, оценивать заслуги военнослужащего по таким показателям (объективным критериям), как*(81):
- уровень профессиональной подготовки, знание общевоинских уставов, наставлений, своих обязанностей по занимаемой воинской должности и их выполнение, готовность к выполнению обязанностей при переводе с мирного на военное и в военное время, совершенствование профессиональных знаний в системе командирской (профессионально-должностной) подготовки и самостоятельно, ученая степень и ученое звание, умение применять полученные знания на практике, область деятельности, в которой аттестуемый проявил наибольшие способности и достиг высоких результатов, наличие боевого опыта;
- личная дисциплинированность и исполнительность, требовательность к себе и подчиненным;
- организованность в работе, умение определить главное направление в обеспечении высокого уровня боевой и мобилизационной готовности, способность качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке;
- умение руководить, обучать и воспитывать подчиненный личный состав и сочетать высокую требовательность с заботой о нем;
- оценка состояния подразделения (воинской части, соединения, объединения), которым командует, или участка работы, за который отвечает военнослужащий (дисциплина, уровень укомплектованности, боевая и мобилизационная готовность, боевая подготовка, освоение военной техники и оружия, состояние вооружения, военной техники и материально-технических средств, состояние командирской (профессионально-должностной) подготовки, наличие резерва кандидатов для выдвижения на высшие должности, направления на учебу и работа с ними, качество работы с младшими офицерами и т.п.);
- способность критически оценивать свою деятельность, творчески подходить к делу, настойчивость в выполнении должностных обязанностей, авторитет в воинском коллективе, умение организовать обеспечение защиты государственных секретов, моральные и психологические качества.
Сроки военной службы в воинском звании сокращаются при выполнении военнослужащими задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера. Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 июля 1993 N 5481-I (с изменениями и дополнениями) время выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, засчитывается в срок прохождения указанными военнослужащими военной службы в воинском звании на льготных условиях - один месяц военной службы за три месяца.
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и представления им дополнительных гарантий и компенсаций" от 31 марта 1994 г. N 280).
Перечни воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или привлекаемых для выполнения задач при вооруженных конфликтах, а также периоды выполнения каждой воинской частью таких задач объявляются директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 3 приказа министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9) или приказами ФСБ России.
Военнослужащему может быть присвоено очередное воинское звание до майора, капитана 3 ранга включительно на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, за особые личные заслуги. Указанное поощрение может применяться только к офицерам, у которых истек срок военной службы в присвоенном воинском звании (п. 11 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).
Например, на практике возникают вопросы о присвоении очередного воинского звания "майор" при увольнении в запас по организационно-штатным мероприятиям (подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") офицера в звании "капитан", прослужившего с 1990 по 2001 гг. в должности заместителя начальника штаба батальона.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
В то время действовали следующие сроки нахождения в воинских званиях: капитан, капитан-лейтенант - три года.
Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности.

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, также за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в военном образовательном учреждении профессионального образования, - не выше воинского звания полковника, капитана 1 ранга.
Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание, в том числе и досрочно.

Так называемое «внеочередное» воинское звание присваивается военнослужащему за особые заслуги, в качестве поощрения.

Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.

Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).

Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).

Сохранение воинского звания при переходе из одного вида государственной службы в другой и возникающие проблемы

При поступлении на военную службу гражданину, проходящему или проходившему службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в таможенных органах РФ и имеющим специальное звание, присваивается воинское звание командиром (начальником), имеющим право на присвоение соответствующего воинского звания, после переаттестации. Переаттестация производится аттестационной комиссией воинской части, в которую поступил на военную службу гражданин, имеющий специальное звание, с учетом его должностного предназначения, деловых и морально-психологических качеств, военной или специальной подготовки, служебного опыта. А при переводе в обратном направлении воинское звание сохраняется. Данный факт говорит о том, что еще не решено очень большое количество проблем по взаимодействию видов государственной службы. Это является своего рода препятствием во взаимодействии видов государственной службы.

Таким образом, современное состояние военной организации Российской Федерации характеризуется тем, что, кроме организаций, решающих задачи в интересах обороны и безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы, в нее входят государственные организации и органы, решающие задачи обеспечения деятельности указанных организаций. Это свидетельствует о чрезмерном расширении рамок военной организации государства, что не является оправданным в мирное время. Такое состояние военной организации не было характерным до начала 90-х гг. прошлого столетия для нашего государства и не характерно для аналогичных организационных структур развитых государств.

Также нет единого мнения о месте военной службы в системе государственной службы Российской Федерации. Концептуальное значение имеет методологический подход, согласно которому государственная служба едина по своей правовой природе и различна по решаемым задачам. Из этого следует ее дифференциация по различным направлениям деятельности государства и соответственно дробление ее на виды. Под видом государственной службы понимается ее специализация по содержанию, которая, в свою очередь, обусловливается целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них. Ответ на вопрос о месте военной службы в системе государственной службы имеет важное теоретическое значение, поскольку позволяет сформулировать концептуальные положения о структуре института государственной службы, ее разновидностях и как следствие предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе и ее видах.

Г.В. Атаманчук, считающий государственную службу целостным социально-правовым институтом, т.е. не суммой служб на различных уровнях и в различных подсистемах государственного аппарата, а единой государственной службой одному государству, ее создавшему, с соответствующим объемом и структурой, условно делит ее на гражданскую государственную службу (в органах представительной, исполнительной и судебной власти), военную государственную службу (в армии и приравненных к ней структурах) и специальную государственную службу (в административных органах).

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной программе „Реформирование службы Российской Федерации“ (2003 - 2005 годы)» от 19 ноября 2002 г. N 1336 предлагают деление государственной службы на гражданскую, правоохранительную и военную. Недостатком предложенной классификации является то обстоятельство, что к правоохранительной государственной службе будет отнесена служба в организациях и органах, суть деятельности которых не состоит в осуществлении правоохранительных функций (например, дипломатическая, фельдъегерская, аварийно-спасательная, в противопожарных органах).

Военная реформа в конечном счете предполагает реформирование военной организации государства, в том числе выведение из военной организации государственных органов, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации: ФСБ России, СВР России, Федеральной службы охраны, ФАПСИ, Гостехкомиссии при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы специального строительства, Главного управления спец программ, ФПС России, т.е. предложенная в Законе классификация видов государственной службы в ближайшее время может «устареть», что потребует последующего изменения законодательства.

В основу классификации должен быть положен критерий, позволяющий сгруппировать наиболее близкие по характеру служебной деятельности виды государственной службы. По нашему мнению, методологически обоснованным для указанных целей является критерий использования тех или иных методов решения, стоящих перед государственными организациями и органами, в которых исполняется государственная служба, задач. Методы решения задач государственными организациями и органами обусловливают особые организационные отношения между лицами, в них входящими. По указанному критерию государственная служба может быть разделена на следующие виды: гражданскую, специальную (военизированную) и военную.

Цели государства - это пути для удовлетворения его потребностей, которые достигаются решением определенных государственно-значимых задач. Военная служба обеспечивает независимость, государственный суверенитет и целостность государства специфическими военными методами.

Заключение

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно - технических и дорожно - строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Порядок прохождения военной службы определяется Федеральным законом «О статусе военнослужащих, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особенности прохождения военной службы при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах и пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации и войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Список литературы

Источники

1. Конституция Российской Федерации. М., 2003.

2. Федеральный закон от 27.05.1998г. № 76-ФЗ „О статусе военнослужащих“

3. Федеральный закон от 27.05.2003г. № 58-ФЗ „О системе государственной службы Российской Федерации“

4. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1999г. №1237

Литература

5. „Комментарий Федерального закона “О системе государственной службы Российской Федерации» (постатейный) (под ред. А.Н. Козырина) (Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006)

6. «Комментарий к Федеральному закону от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ „О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации“ (постатейный) (В.Р. Попова, И.М. Хужокова) (Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006)

7. „Комментарий к Федеральному закону “О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 Г. N 58-ФЗ" (постатейный) (издание второе, переработанное и дополненное) (А.Н. Ткач) (ЗАО Юстицинформ, 2005)

8. «Комментарий к Федеральному закону „О статусе военнослужащих“ (постатейный) (издание четвертое, переработанное и дополненное) (А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев) (» За права военнослужащих", 2005)

9. «Комментарий к Федеральному закону „О воинской обязанности и военной службе“ (постатейный) (под ред.В.Г. Стрекозова) (Издательство „За права военнослужащих“, 1999)

10. „Государственная служба Российской Федерации“, Д.М. Овсянко, 2007

11. „Увольнение военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям должно производиться в строгом соответствии с законом“ (А.Н. Шимкин, П.И. Гаврюшенко, О.В. Грибанов) (» Право в Вооруженных Силах", 2006, N 8)

12. «Лишение воинского звания» (Я.В. Лобов, С.Н. Шарапов) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 8)

13. «Актуальные вопросы правового регулирования прохождения военной службы не на воинских должностях» (З.Х. Акчурин, М.Н. Федулова) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 5)

14. «Актуальные вопросы перемещения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на нижестоящие должности» (С.В. Шанхаев) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 4)

15. «Порядок заключения нового контракта военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации» (А.А. Журавлев) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006)

16. «Вопросы правового регулирования присвоения специальных воинских званий» (С.В. Шанхаев) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006)

17. «Приостановление военной службы» (Т.А. Московец) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006)

18. «Порядок присвоения воинских званий и пути его совершенствования в Вооруженных Силах Российской Федерации» (П.И. Гаврюшенко, А.И. Окунев) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006).

Воинское звание – это неотъемлемая часть любой армии, и российская здесь не является каким-то исключением из общих правил. Именно благодаря им в Вооруженных силах обеспечивается субординация. Помимо этого, чем выше звание, тем больше прав у военнослужащего. Здесь, кстати, не стоит забывать, что в ВС РФ есть также и такое понятие, как должность.

В российской армии в настоящее время есть 2 вида воинских званий:

  • общевойсковые;
  • корабельные.

С первыми, наверное, все понятно. Корабельные звания присваиваются лицам, находящимся на военной службе в ВМФ. Помимо этого, нужно отметить еще некоторые важные моменты. В частности, в ряде случаев к званию добавляют также соответствующее слово или приставку. Например, гвардии полковник. В данном случае этот офицер служит в гвардейской части. У военнослужащих юридической или медицинской службы к званию добавляются слова «юстиции»/«медслужбы». Кроме того, воинское звание закрепляется за военными пожизненно. Иными словами, даже после выхода в запас, человек считается майором. Но при этом обязательно добавляется «в отставке».

В РФ на законодательном уровне утверждено разграничение таких понятий, как «военная служба» и «воинская обязанность». Давайте немного проясним этот момент. В первом случае речь идет о лицах, призванных на срочную службу. Отслужив положенный срок, они увольняются в запас. Сегодня призывники могут сами выбирать, как они будут служить «срочку» – по призыву или по контракту. У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы. Военная служба является особым видом госслужбы, и здесь действуют уже несколько иные законы. При этом здесь множество общих моментов, одним из которых выступают воинские звания. Они есть как у первой, так и у второй группы военнослужащих.

Сроки и особенности присвоения воинских званий в российской армии

Теперь давайте рассмотрим еще один момент, непосредственно связанный с военной службой и чинами. Речь идет о сроках и особенностях присвоения воинских званий в российской армии. Для начала хотелось бы отметить, что военнослужащих здесь можно разделить на такие группы, как:

  • солдаты и матросы;
  • сержанты и старшины;
  • офицеры – лица младшего, старшего и высшего начальствующего состава.

Обязательным требованием для получения очередного воинского звания является служба в течение определенного периода. Данный момент регламентирован очень строго.

Следует отметить, что здесь есть достаточно большое количество уточнений, но мы не будем на этом останавливаться подробно. Если солдатам и матросам очередное звание присваивается после 5 месяцев службы, то в других случаях срок измеряется уже годами. Он, в частности, составляет:

  • младший сержант – 1 год;
  • сержант – 2 года;
  • старший сержант – 3;
  • прапорщик – 3.

Такая же ситуация и с офицерским составом. Для получения повышения по службе они должны отслужить определенное количество лет:

  • младший лейтенант – 2;
  • лейтенант и старший лейтенант – 3;
  • капитан, майор – 4;
  • подполковник – 5.

Далее ситуация выглядит следующим образом. Для того чтобы стать офицером высшего начальствующего состава, полковнику нужно прослужить в данном звании не менее 2-х лет. Это еще не все. Нужно также прослужить не менее 1 года на должности, предусмотренной для высших офицеров. Без этого на повышение можно не рассчитывать. Впрочем, данный момент касается и остальных офицеров. Чтобы получить очередное повышение, перед этим военнослужащий обязательно должен занимать соответствующую должность. Вместе с тем для генерал-лейтенанта сроки военной службы не установлены. Исчисление начинается в момент присвоения звания.

Следует отметить, что в 2016 году президентов РФ были внесены изменения в законодательство. В частности, появилось такое понятие, как аттестация. Из-за этого получение очередных воинских званий несколько усложнилось. Если до этого, например, капитан был уверен, что прослужив 4 года, он автоматически получит очередное повышение по службе, то в настоящее время процедура выглядит по-иному. Военнослужащему, в частности, еще нужно будет доказывать начальству свою профессиональную пригодность. То есть восхождение вверх по карьерной лестнице немного усложнилось. Присвоение очередного воинского звания после внесения поправок в законодательство зависит от дисциплинированности военнослужащего и его поведения. Кроме того, в настоящее время действует более широкий перечень грубых дисциплинарных проступков.

Теперь решение по поводу того, повышать военнослужащего или нет, принимается членами аттестационной комиссии, в состав которой входят его командиры и сослуживцы. Впрочем, как объяснил военный эксперт Виктор Мураховский, данное нововведение вовсе не означает, что офицер, не демонстрировавший в ходе службы роста своих профессиональных знаний, или систематически нарушавший дисциплину, может забыть о карьерном росте. На самом деле это не так, и на получение очередного звания впору рассчитывать даже нарушителям дисциплины. Военнослужащим просто нужно постоянно самосовершенствоваться, не словом, а делом доказывать – они действительно готовы к повышению.

Стоит напомнить, что система аттестации действовала в армии в советский период. Тогда она была одним из наиболее действенных методов воспитания военнослужащих. Сперва командиром готовились соответствующие документы, после чего они рассматривались специальной комиссией. Если ее члены принимали положительное решение, то представление отправлялось в высшую инстанцию. По каждому конкретному офицеру решение о присвоении очередного звания, вплоть до майора, принималось на уровне командующего округом. Более высокие назначения делались уже руководителем Министерства обороны.

Целью нововведений стало стремление повысить мотивацию офицеров при получении очередных званий. В российской армии оклад военнослужащего состоит из 2-х частей: выплата, получаемая офицером согласно званию, а также оплата труда за занимаемую должность. При этом во втором случае сумма более серьезная, чем во втором. Из-за этого присвоение очередного звания уже перестало восприниматься как форма поощрения. В итоге, многим офицерам стало безразлично, когда их повысят – сейчас, или двумя годами позже. Ведь в деньгах они все равно особо не теряют и не выигрывают.

После того как внесенные в законодательство изменения вступили в силу, военнослужащим, имеющим право на присвоение очередного звания, у которых есть те или иные препятствия для повышения, должны по итогам личной беседы узнавать причины отказа. Стоит отметить, что их обязательно следует доводить под роспись. Сам лист беседы при этом приобщается к личному делу военнослужащего.


Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
Для выпускников высших военно-учебных заведений установлен срок пребывания в звании лейтенанта 2 года.
Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности, подлежащей замещению высшими офицерами.
Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.
Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания. В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе.
В указанный срок засчитывается:
а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;
б) время приостановления военной службы;
в) время пребывания в запасе.
При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность одновременно, а при невозможности одновременного оформления - со дня назначения на высшую воинскую должность, ему присваивается очередное воинское звание, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии, что для этой воинской должности штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
Воинское звание может быть присвоено офицеру досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности, а также на одну ступень выше предусмотренного занимаемой штатной должностью за особые личные заслуги, если срок прохождения военной службы в предыдущем воинском звании истек, но не выше воинского звания майор (капитан 3 ранга).
Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, а также в адъюнктуре или военной докторантуре, очередное воинское звание до подполковника или капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании независимо от воинской должности, которую он занимал до поступления в указанное образовательное учреждение.
Воинские звания военнослужащим присваиваются:
а) высших офицеров - Президентом РФ по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
б) полковника, капитана 1 ранга - руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
в) иные воинские звания - должностными лицами, определенными руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Военный комиссар субъекта Российской Федерации присваивает воинское звание рядового гражданам, призванным на военную службу.
Должностные лица имеют право присваивать воинские звания военнослужащим, находящимся в их прямом подчинении.
Вышестоящее должностное лицо пользуется всеми правами по присвоению воинских званий, предоставляемыми нижестоящим командирам (начальникам).
Присвоение первого воинского звания офицера, воинского звания офицера досрочно, на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, а также воинского звания военнослужащим, успешно обучающимся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, до полковника (капитана 1 ранга) включительно производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Присвоение воинских званий прапорщикам (мичманам), сержантам (старшинам) досрочно, а также присвоение очередных воинских званий на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного для занимаемой штатной воинской должности: прапорщикам (мичманам) - не выше воинского звания старшего прапорщика (старшего мичмана), сержантам (старшинам) - не выше воинского звания старшины (главного корабельного старшины), производится должностными лицами, имеющими право присваивать данные воинские звания.
Напомним, что гражданам, пребывающим в запасе ВС РФ, очередные воинские звания могут быть присвоены по представлению должностного лица, руководившего военными сборами, только после прохождения этими гражданами военных сборов и сдачи ими зачетов, установленных МО РФ, но не более двух раз за время пребывания указанных граждан в запасе.
Военнослужащий может быть лишен воинского звания
только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. После снятия или погашения судимости гражданин может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание.
Заявление гражданина о восстановлении в воинском звании рассматривается военным комиссаром не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в военный комиссариат.
При наличии оснований для восстановления гражданина в прежнем воинском звании военный комиссар оформляет представление о восстановлении гражданина в воинском звании. Восстановление гражданина в воинском звании в этом случае может быть произведено приказом должностного лица, имеющего право присваивать это воинское звание, применительно к порядку его присвоения.
Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может быть снижен в воинском звании, а также восстановлен в прежнем воинском звании в порядке, определяемом Дисциплинарным уставом ВС РФ.

размер шрифта

УКАЗ Президента РФ от 16-09-99 1237 (ред от 11-02-2013 с изменениями вступившими в силу с 11-02-2013) ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ... Актуально в 2018 году

Статья 22. Порядок присвоения очередного воинского звания

1. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

2. Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:

рядовой, матрос - пять месяцев;

младший сержант, старшина 2 статьи - один год;

сержант, старшина 1 статьи - два года;

старший сержант, главный старшина - три года;

прапорщик, мичман - три года;

младший лейтенант - два года;

лейтенант - три года;

старший лейтенант - три года;

капитан, капитан-лейтенант - четыре года;

майор, капитан 3 ранга - четыре года;

подполковник, капитан 2 ранга - пять лет.

5. Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания.

6. В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе.

В указанный срок засчитывается:

а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;

б) время приостановления военной службы;

в) время пребывания в запасе.

7. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность (должность) одновременно, а при невозможности одновременного оформления - со дня назначения на высшую воинскую должность (должность), ему присваивается очередное воинское звание, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии, что для этой воинской должности (должности) штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

При этом воинское звание высшего офицера присваивается с учетом требований пункта 3 настоящей статьи.

8. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в военно - учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, очередное воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в присвоенном воинском звании независимо от воинской должности (должности), которую он занимал до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру.

9. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера, занимавшему до поступления в военно - учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание полковника, капитана 1 ранга или высшего офицера, очередное воинское звание до полковника, капитана 1 ранга включительно присваивается в соответствии с занимаемой до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинской должностью (должностью) по истечении срока выслуги лет в присвоенном воинском звании.

10. Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).

11. Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.

12. Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).

13. Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).

14. Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание.

15. Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании.

 


Читайте:



Валентные возможности атомов

Валентные возможности атомов

Лекция 3. Кто на что способен или Валентные возможности атомов. 1. Строение Периодической Системы Каждый из присутствующих в аудитории обладает...

Хмурый жлоб порошенко приехал в европу в дырявых носках

Хмурый жлоб порошенко приехал в европу в дырявых носках

Россия не представляет непосредственной угрозы НАТО. Об этом заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг, подводя итоги на саммите в...

Образец психологического тестирования для поступления на специальность «Правоохранительная деятельность Психологический тест в колледж мчс

Образец психологического тестирования для поступления на специальность «Правоохранительная деятельность Психологический тест в колледж мчс

1. Экспресс-совет. Если не уверены в себе при прохождении психологической диагностики (психодиагностики), то выберите из своих знакомых людей того,...

Что предсказывали России знаменитые предсказатели?

Что предсказывали России знаменитые предсказатели?

Многие согласятся с тем, что Ностардамус считается самым известным и великим предсказателем в мире. Но, не смотря на его популярность, все его...

feed-image RSS