Реклама

Главная - Практическая психология
Она сидела на полу история. Анализ стихотворения тютчева она сидела на полу

В русской литературе Федор Иванович Тютчев известен, прежде всего, как поэт-философ. Но он создал и множество проникновенных, чутких строк о любви, которые читаемы и любимы и по сей день. Любовная и философская поэзия автора взаимосвязаны единством взглядов, схожестью мотивов и трагизмом описываемого.

Особое место в подобной лирике Тютчева отдано циклу, адресованному Елене Денисьевой. В сорока семилетнем возрасте поэт, став государственным чиновником, главой семьи и популярным автором, влюбляется в однокурсницу своей дочки, студентку Смольного института, двадцатичетырехлетнюю Елену. Барышня ответила взаимностью. И между влюбленными начался страстный роман.

Отношения удавалось тщательно скрывать, пока девушка не забеременела, и, будучи скомпрометированной, была отчислена с позором за несколько дней до начала выпускных экзаменов. В городе разразился грандиозный скандал: болезненнее всего его переживала законная супруга Элеонора, которая совершенно не догадывалась об измене и даже часто приглашала Денисьеву к себе домой на чай, как подругу дочери.

Узнав правду, жена почувствовала себя униженной и оскорбленной. В порыве гнева она уничтожила большую часть писем мужа, в которых содержалось много посвященных ей стихотворений. Впоследствии они оказались утраченными безвозвратно. Как раз этому драматическому событию поэт посвятил стихотворение «Она сидела на полу…», написанное в 1858 году.

Если не изучить подоплеки, то может создаться впечатление идеалистической картинки с ноткой грусти: незнакомка, сидя на полу, разбирает стопу писем, берет их в руки, поднимает и бросает.

Тютчев обратился к лирической героине от третьего лица и используя прошедшее время. Он говорит, что она глядит на желтоватую бумагу, на которой сохранилось единство двух сердец, подобно тому, как следят души умерших с небес за оставленным ими телом, то есть потерянно, как бы со стороны.

Женщина будто не видит виновника своих мучений, что тихо стоит в отдалении. Тот хочет уйти, но боится нарушить этот создавшуюся тишину. Герой чувствует свою вину. Тютчев отметил, что смотря на женщину, мужчина готов бы упасть на колени и просить прощения за принесенное горе. Но весь трагизм состоял в том, что все эти слезы и просьбы не принесли бы никакого результата: само чувство к жене исчезло, ничего не возможно поделать. И любое примирение было бы ложью, которая только увеличила страдания обоих. Понимание этого вызвало у лирика необычайную грусть, будто еще одна страничка его судьбы перелистнута и вернуться к ней снова оказывается невозможным, как бы там ни было дальше.

Несмотря на довольно небольшой объем, произведение изобилует изобразительно-выразительными средствами. Главное место среди них занимают эпитеты: «знакомые листы», «невозвратимо пережитая жизнь», «горестные минуты», «убитая любовь» и другие. Они подчеркивают драматизм, невозвратность чувств некогда любящих друг друга людей.

Аллитерация, используемая в стихотворении, придает ему выразительность и некое осознание печальной определенности и ясности. Инверсия «стоял я молча» переносит внимание с дамы на героя, впоследствии делая акцент уже на переживаниях. Неповторимое сравнение груды писем с золой показывает, что истинное чувство может подарить неописуемое счастье, но и уничтожить его.

В данном случае любовь показана как некое судьбоносное чувство. По мнению Тютчева, она становится силой, готовой оторвать человека от земли и заставить парить над проблемами, но в то же время она может и бросить нас на землю, оставив страшные раны. Люди знают на что способна любовь, понимают, что она может разрушить их жизнь, забрать покой, но вновь бросаются в пламя страстей. И так будет всегда.

вокал: В.Пенькова
гитара: О.Фол


Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу…»
http://pishi-stihi.ru/ona-sidela-na-polu-tyutchev....

Любовная лирика Федора Тютчева является одной из самых ярких и волнующих страниц творчества поэта. Стихи, посвященные избранницам, наполнены чувственностью, эмоциональностью и нередко трагизмом. Все дело в том, что в 47 лет Тютчев, будучи уважаемым и высокопоставленным государственным чиновником, счастливым семьянином и достаточно известным поэтом, влюбился в 24-летнюю воспитанницу Смольного института благородных девиц Елену Денисьеву. Их тайный роман протекал бурно и безмятежно до тех пор, пока не выяснилось, что потомственная дворянка, отданная на попечение своей петербургской тетки, ждет от поэта ребенка. Грандиозный скандал, разразившийся в обществе, не мог остаться тайно для супруги поэта, Элеоноре Тютчевой, которая очень болезненно переживала измену супруга. В порыве отчаяния она даже уничтожила значительную часть переписки с поэтом, в которой содержалось множество посвященных ей стихов, оказавшихся безвозвратно утерянными. Именно этому грустному событию Тютчев посвятил свое стихотворение «Она сидела на полу…», созданное в 1858 году.
Если не знать предыстории его написания, то создается впечатление очень идиллической и немного грустной картины, когда таинственная незнакомка, усевшись на пол, перебирает старые письма и «как остывшую золу», берет их в руки, а потом снова бросает. Автор обращается к героине своего произведения в третьем лице и в прошедшем времени, отмечая, что она смотрит на пожелтевшие от времени страницы писем, которые хранят в себе радости и горести, как-то отстраненно, «как души смотря с высоты на ими брошенное тело» . И при этом словно бы не замечает виновника своих страданий, который стоит в стороне и чувствует себя явно лишним в этой странной компании женщины и писем, некогда таких дорогих, а сейчас потерявших всю свою ценность. Автор отмечает, что в этот момент он «пасть готов был на колени», но понимал, что исправить уже ничего невозможно, и хрупкие листы, являющиеся вещественным доказательством некогда пылкой любви, равно как и само чувство, обречены на гибель. Да и автор уже не является для героини своего произведения осязаемым человеком из плоти и крови, постепенно превращаясь в «милую тень», мираж, фантом. Осознание этого вызывает у Тютчева глубокую грусть, словно бы еще одна страница его непростой жизни оказывается перевернутой и рассыпается пеплом, как старые письма.
Несмотря на всю пикантность и двусмысленность ситуации поэт не нашел в себе сил расстаться с женой, но при этом и от своих чувств к Елене Денисьевой отказаться не сумел. В таком любовном треугольнике поэт прожил 14 лет, до самой смерти Денисьевой, которую нежно называл Лелечкой. Она скончалась от чахотки, подарив Тютчеву троих детей, двоим из которых также суждено было умереть. Все эти годы поэт заботился о своей второй семье и продолжал любить обоих женщин. Денисьеву за незаурядный ум, смелость, красоту и ту жертву, которую она принесла во имя их странного союза, стоившего ей репутации и наследства. Супругу – за понимание и умение прощать. Примечательно, что именно с согласия Элеоноры Тютчевой дети поэта, рожденные вне брака, получили его фамилию. И после смерти Денисьевой именно супруга стала для поэта главной утешительницей, разделив с ним его душевную боль.
Стоит также отметить, что поэт пережил обеих своих возлюбленных. Но даже после их смерти продолжал посвящать свои женщинам стихи, трогательные, нежные, наполненные искренним восхищением и любовью, а также благодарностью за то, что они скрасили жизнь автора, привнеся в нее немного радости, света и тепла.

Любовная лирика Ф. Тютчева относится к самым ярким и волнующим страницам творчества этого талантливого поэта. Стихи, которые автор посвящал избранницам, просто переполнены эмоциональностью, чувственностью, а нередко даже трагизмом.

История написания

История написания произведения может помочь читателю сделать правильный стихотворный анализ. «Она сидела на полу...» Тютчев написал уже в зрелом возрасте. Когда поэту было 47 лет, он был уважаемым человеком и счастливым семьянином. Но так случилось, что в этот момент Федор влюбился в девушку 24 лет - Елену Денисьеву. Его чувство оказалось взаимным, и между двумя людьми вспыхнул бурный роман, который безмятежно протекал до тех пор, пока не выяснилось, что Елена ждет ребенка. В обществе разразился грандиозный скандал, он не мог не коснуться законной супруги Тютчева - Элеоноры. Измену мужа она переживала очень болезненно. В момент отчаяния ею была уничтожена значительная часть переписки с Федором, которая содержала в себе большое количество стихов, посвященных именно ей. Произведения были безвозвратно утеряны. Это грустное событие описано поэтом в стихотворении «Она сидела на полу...». Ф. Тютчев написал его в 1858 году.

Любовь к Елене стала и радостью, и горем в жизни поэта. Он не смог развестись с женой, но отказаться от счастья с Денисьевой у него также не получилось. Так, просуществовал почти 14 лет. Тютчев прожил дольше обеих женщин, но свои чувства и благодарность он сохранил в своем сердце и к одной, и ко второй.

Анализ стихотворения «Она сидела на полу...» Ф. Тютчева

Очень часто в произведениях Федора Тютчева описаны такие чувства, которые человек переживает в некие переломные моменты своей жизни. Известное стихотворение «Она сидела на полу...» имеет четыре строфы, и каждая наполнена не только чувством, но и глубоким смыслом. С помощью некоторых слов автору удалось передать эмоции так, чтобы каждый читатель смог прочувствовать состояние героини стихотворения.

Первая строфа

В первой строфе повествуется о женщине, которая разбирает старые письма, сидя на полу. Здесь не нужен даже междустрочный анализ. «Она сидела на полу» - Тютчев только с помощью этих четырех слов смог передать часть тех эмоций, что чувствовала женщина. Только в ее позе уже можно уловить страдания и беззащитность. Далее читателю становится ясно, что вся эта груда писем когда-то была очень дорога для героини. Именно поэтому она сначала берет каждый листок в руки, а затем отбрасывает в сторону. Автор дает понять, что на данный момент они уже ничего не значат для нее.

Вторая строфа

Вторая строфа доносит до читателя настоящую человеческую трагедию. Такие глаголы, как "сидела", "глядела", "брала", "разбирала", помогают сделать ("Она сидела на полу..."). Тютчев с помощью этих слов изображает поведение героини. Все и употребляются только в Это добавляет характер воспоминания. При этом подчеркивается тягостность момента ностальгии.

В конце второй строфы присутствует многоточие, которое означает паузу, как бы незаконченную мысль. В этом многоточии можно увидеть страдания души главной героини по счастливой прошлой жизни.

Третья строфа

В этих строках показаны воспоминания женщины. Героиня перебирает в памяти пережитые ею счастливые минуты, которые уже ничего не значат в настоящее время и которые уже никогда не вернуть. Словосочетание «сколько жизни» в первой строчке образует смысловое кольцо со словом «убитой» в последней строке. Этот момент усиливает ощущение переживаний и глубокого трагизма.

Четвертая строфа

С помощью последней строфы можно провести заключительный анализ «Она сидела на полу...». Тютчев показывает читателю человека, который, вероятно, является виновником всех страданий героини. Этот человек прочувствовал всю боль, которую переживала женщина в тот момент. Он даже готов перед ней упасть на колени, но в то же время понимает, что уже невозможно ничего изменить, чувства обречены, их нельзя возобновить, как ни старайся.

Мнение Толстого

Лев Толстой данное стихотворение отметил двумя буквами «Т. Ч.», что означает "Тютчев. Чувство". Известный писатель считал, что в этом стихотворении поэт смог передать те чувства, которые практически невозможно выразить с помощью слов. В жизни бывают такие моменты, когда в человеке борется большое количество эмоций, что очень сложно объяснить, а Тютчеву удалось это передать в своем стихотворении.

Для многих и сейчас остается актуальным произведение «Она сидела на полу...». Анализ стихотворения показал, что такой момент может случиться в жизни каждого человека. Возможно, для кого-то данный шедевр является вершиной творчества, а для кого-то - просто поэзией. Можно сказать лишь одно: такие строки никого не оставят равнодушным.

Стихотворение «Она сидела на полу» Тютчев написал в 1858 г. Оно было напечатано в том же году в журнале «Русская беседа» во втором томе.

Предполагается, что стихотворение посвящено второй жене Тютчева Эрнестине. Отношения Тютчева с женщинами были запутанными. Первая его жена Элеонора умерла при трагических обстоятельствах, но вскоре Тютчев женился на Эрнестине. Он был знаком с Эрнестиной задолго до смерти первой жены. Но на втором десятке лет счастливого брака с Эрнестиной ситуация повторилась. В 1849 г. Тютчев полюбил Елену Денисьеву, которая была почти в два раза младше его. С этих пор долгих 14 лет, до смерти Денисьевой, Тютчев разрывался между двумя женщинами. Эрнестина была мудра и сохранила брак. Но она должна была испытывать отчаяние. Именно таково состояние героини стихотворения «Она сидела на полу».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру интимной лирики. Оно написано в лучших традициях романтизма. Лирический герой и героиня стихотворения описаны в момент наивысшего напряжения чувств, они одиноки и готовы к действию, но отказываются от него как от бесполезного. Накал страстей ещё усиливается, не находя разрядки.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх катренов. Первый, второй и четвёртый – жанровая сценка, описание разбирающей груду писем женщины (первые две строфы) и наблюдающего за этим лирического героя (последняя строфа). В третьей строфе лирический герой обращается к содержанию разбираемых писем, которое ему известно, потому что он сам писал их.

Тема стихотворения – конфликт между когда-то близкими людьми, угасшие чувства. Основная мысль: любовь, даже угасшая, не оставляет человека никогда, живая в его сердце как грусть, сожаление, боль, которые останутся с ним навечно.

Тропы и образы

Образ героини лишён каких бы то ни было подробностей. У неё нет ни внешности, ни имени, заменённого местоимением она . И всё же образ женщины очень конкретен. Через внешность (позу и действия) Тютчев передаёт её внутренний мир.

Начало стихотворения должно было шокировать читателя 19 в. Это наша современница может сидеть в джинсах на полу и рыться в бумагах. Если дворянка в 19 в. сидит на полу, это значит, что в её жизни случилось что-то вопиющее, что у неё просто подкосились ноги или она не в себе.

Отношение героини к письмам как к остывшей золе (сравнение) означает, что они были для неё бесполезными и бессмысленными. Но героиня всё-таки берёт их в руки. Очевидно, она выбрасывает только письма, принадлежащие лирическому герою.

Описав смятение в душе героини, Тютчев обращается к единственной в стихотворении её характеристике – взгляду, который называется чудным, то есть странным (хотя в оригинальном слове чудно глядела ударение на у , очевидно, для ритма).

В сравнении второй строфы вся суть состояния героини, вся гамма её чувств. Её взгляд сравнивается со взглядом душ на оставленное тело. Это и сожаление, и облегчение, и освобождение, и шаг к новому, и несомненное окончание земной жизни. Письма для героини мертвы, как мертвы отношения с человеком, их написавшим. Недаром же Тютчев использует эпитет знакомые листы, как будто говорит о людях. С другой стороны, листы знакомы не только героине. Лирический герой узнаёт в них свои письма.

В третьей строфе как раз появляется мотив убитой любви и радости. Эта строфа отличатся от трёх других по эмоциональному накалу. Внешне всё по-прежнему остаётся спокойным, но из сердца лирического героя вырываются восклицания, подчёркнутые междометием о . Жизнь прошлого, оставшуюся в письмах, Тютчев характеризует как невозвратимо пережитую , а минуты называет горестными (эпитеты).

Мотив смерти остаётся и в четвёртой строфе. Лирическому герою «страшно грустно». Слово страшно – более сильное наречие, чем очень . Грусть была настолько сильна, как будто он ощутил присутствии милой тени (эпитет), то есть вспомнил об умершей. Эта покойница и есть любовь. Причастие присущая – старославянизм, означающий находящаяся здесь же . Сегодня мы бы сказали присутствующая .

Лирический герой, в отличие от героини, не теряет головы. Он молча стоит в стороне и раскаивается в чём-то, готов пасть на колени, но не падает. То ли он чувствует бесполезность такого поступка, то ли не признаёт до конца свою вину. Но мужская фигура, возвышающаяся над в изнеможении сидящей на полу женской – символ неразрешимости конфликта между влюблёнными.

Стихотворение «Она сидела на полу» совершенно не нуждается в контексте биографии Тютчева, оно понятно любому независимо от того, знаком ли он с жизнью поэта. Но всё-таки стихотворение автобиографично. Эрнестина знала о Денисьевой и смогла жить с этим знанием. Кроме того, Тютчев действительно написал ей «груду писем» (эпитет), многие из которых она уничтожила, так что некоторые стихотворения, ей посвящённые, оказались безвозвратно утерянными.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, мужская и женская рифмы чередуются.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

* * *

Она сидела на полу
И груду писем разбирала -
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала -

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела -
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо-пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно-грустно стало мне,
Как от присущей милой тени

She was sitting on the floor
sorting letters which were old,
holding them before she threw them out
like ash gone cold.

Her look was strange
while she held those pages she knew so well,
as if she were a soul which peered down
at its abandoned shell.

So many irreversible events,
such life fulfilled and filled
with minutes of love and joy across the years!
How many grief-packed minutes killed!

Silent, I stood to one side
and my knees were ready to bend
as a fearful sadness crept into my heart,
as if at the ghost of a dear, old friend!

She sat upon the floor
Looking through a pile of letters,
She took them up and tossed them
Like so many cold ashes.
She took the familiar pages
And gazed at them strangely,
The way souls look from above
At their discarded bodies . . .
O, how much life was in them,
Life irrevocably lived!
O, how many bitter moments,
How much love and joy now dead! . . .
I stood silently aside
Ready to fall on my knees,
And I grew terribly sad,
As if in the presence of a dear ghost

Ona siedziała na posadzce
I stosy listów przeglądała,
I jak popiołu zimne garście
Brała je do rąk i rzucała.

Brała po jednym z listów stosu
I dziwnie na nie tak patrzyła,
Jak dusza patrzy tam z niebiosów
Na dało, które porzuciła.

O, ileż życia, kto policzy —
Niepowracalnie przeżytego,
O, ileż było tu goryczy,
Miłości, szczęścia straconego!

A ja milcząco z boku stałem,
I strach i smutek mnie ogarnął,
I na kolana upaść chciałem,
Jakbym zobaczył drogą zmarłą.

Na podu tu je čepila
I stara pisma prebirala,
Te poput hladna pepela
Kroz prste bi joj samo pala.

List poznat uzme, uzdiše,
I promatra ga zatečeno
Ko duša, kad se uzdiže
I gleda napušteno tijelo...

O, koliko života tu
Bje nepovratno proživljeno!
O, koliko nad ljubavlju
Je mrtvom suza proliveno!..

Postrance ja sam stajao
I kleknuo bih istog trena,
Tugovao i zdvajao
Pred tim što sad je draga sjena.

A padlón ült, körötte nagy
halom levél - azt válogatta,
hamuvá hült írásokat:
ezt olvasta, azt félredobta.

Felvett egy-egy képeslapot,
s megdermedt a csodálkozástól:
lelkek néznek így elhagyott
testükre az ég magasából.

Mily élet volt ez valaha,
és nem jön vissza soha többet!
Hány szomorú pillanata
megölt szerelemnek s örömnek!

Mellette álltam, csüggeteg,
némán, és majdnem térdre esve -
s elkomorodtam, mintha egy
kedves árny állt volna helyemre.

 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Почему щелочной гидролиз сложных эфиров процесс необратимый

Почему щелочной гидролиз сложных эфиров процесс необратимый

Для гидролиза сложных эфиров и всех остальных производных кислот необходим кислый или щелочной катализ. При кислом гидролизе получают карбоновые...

Путешествие в древний Новгород

Путешествие в древний Новгород

Зинина Л. В. МОУ «СОШ № 13» г. Железногорска Курской обл. Учитель начальных классов. Урок в 4 классе по окружающему миру по теме: «Страна...

Валентные возможности атомов

Валентные возможности атомов

Лекция 3. Кто на что способен или Валентные возможности атомов. 1. Строение Периодической Системы Каждый из присутствующих в аудитории обладает...

Хмурый жлоб порошенко приехал в европу в дырявых носках

Хмурый жлоб порошенко приехал в европу в дырявых носках

Россия не представляет непосредственной угрозы НАТО. Об этом заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг, подводя итоги на саммите в...

feed-image RSS