Реклама

Главная - Личность
Уделить серьезное значение тяжелый поступок. Лексические нормы речи

Задания на знания языковой нормы. Имя существительное Укажите ошибку в образовании формы родительного падежа множественного числа. а) много барж д) нет туфлей б) нет гольфов е) много помидоров в) пара чулков ж) нет полотенец г) вдоль побережий з) пять вёдер Укажите слова в форме и.п. множественного числа должно быть окончание –Ы (-И)? а) округ д) мастер б) буржуа е)директор в) интервью ж)конферансье г) реле з) ателье


Какое из выделенных слов склоняется а) книга о Тарасе (Шевченко) б) встречи с Николаем (Дурново) в) стихи Анны (Франк) г) сказки Ганса Христиана (Андерсен) д) участвовать в (КВН) е) рабочий (КАМАЗ) Укажите неправильное согласование по роду. а) строгое жюри д) оживлённое Сочи б) российский МИД е) вкусное пюре в) шумный Тбилиси ж) мальчик – круглый сирота г)Алёша – такая з) старый вуз сластёна


Имя прилагательное Укажите какое прилагательное не имеет степеней сравнения. а) умный д) забавный б) жёсткий е) стремительный в) красивый ж) слепо г) стальной з) тёмный Укажите ошибку в образовании степеней сравнения. а) удобный - удобнее б) дешёвый - дешевле в) сильный – более сильный г) крепкий - крепчайший д) плохой - плоше е) ранний - раньше


Числительное Укажите ошибку в употреблении числительных. а) выдать учебники обоим ученикам б) не хватает полутора центнеров пшеницы в) жильцы девяноста домов г) пятеро подруг д) со ста рублями е) прочитать лекцию двухстам пятидесяти трём Местоимение В каком случае нет грамматической ошибки. а) об той б) ничто в) у ей г) тоскуешь по нас д) об том доме е) в сколько параграфах


Укажите ошибку. а) возле её б) в честь его в) вопреки им г) поговорил с кое-кем д) об этих днях е) об тех людях Глагол Укажите пример без грамматической ошибки. а) одеть платье д) жгёт листву б) надевать пальто е) ездию каждое лето в) не ложьте на стол ж) лягте поудобне г) не бежите быстро з) поехайте туда зимой


Ударение падает на второй слог в слове а) инструмент д) кухонный б) прибыл е) удобнее в) километр ж) формировать г) звонишь з) средства Укажите ошибку в образовании формы глагола. а) Иван увидел, что они тоже бежат. б) Как только он выздоровеет совсем, надо будет уехать. в) Яд каплет сквозь его кору. г) Он заметил, что из детских глаз капают слёзы. д) Кому неволя опротивеет, тот сможет из неё вырваться.


1. Найдите случаи нарушения лексических норм, связанных с употреблением слов в несвойственных им значениях: а) В парке было заложено тридцать два дерева. б)Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. в) Многочисленные предки А.С.Пушкина живут сейчас в России, Франции, Англии и даже в Америке. г) В поступившей в библиотеку партии книг оказалось несколько дефективных экземпляров.


2. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в результате смешения паронимов. а) Учёный стоял у источников ракетостроения. б) Учитель вынужден был ещё раз объяснить новый материал. в) Госпожа Простакова избивает крестьян за малейшую повинность. г) Она пришла в цветистом платье. д) Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие растений.


3.Найдите ошибки, связанные с нарушениями лексической сочетаемости. а) Уделить серьёзное внимание; б) Пыль наводнила воздух; в) Тяжёлый поступок; г) Повысить кругозор. 4.Укажите слова, употребляющиеся в научном стиле. а) подружка б) аргумент в) хромосома


5.Найдите диалектные и профессиональные слова и впиши их в таблицу. ДиалектныеПрофессионализмы Доехал казак до станицы. Для изготовления этой детали нужно использовать фрезу. В это время года в этих местах собирают дикую редьку, жалицу, медуницу. Книга была издана на ротапринте. Суппорт – это часть металлорежущего станка. Казак напоил своего коня из криницы. Тропинка терялась в частой молодой поросли или, как её тут называют, чапыге. Грунтовка холста заняла у художника много времени. Рефлексия





1.Отметь словосочетание, в котором прилагательное употреблено в прямом значении: а) железный человек б) железная воля в) железная дисциплина г) железная кровать 2.Значение какого слова определено неверно? а) Аршин – старая русская мера длины. б) Аккорд – соединение нескольких музыкальных звуков. в) Вокализ – музыкальный инструмент. г) Колорит – сочетание красок, цветов.


3.Определи пару слов, не являющихся синонимами: а) думать - мыслить в) мороз - метель б) бой - побоище г) ошибка – промах 4.Отметь строку, в которой все слова являются неологизмами: а) кольчуга, золотник, дискозал; б) луноход, атом, цирюльник; в) картридж, дискета, видеодвойка.


5.Найди соответствия. 1) чело а) очень 2) длань б) напрасно 3) зело в) лоб 4) вотще г) рука 6. Укажи ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении: а) светлый ум, железная бочка, горячий чай; б) горькая судьба, общий язык, чистая скатерть; в) золотые руки, холодный ум, горячее сердце.



Тест в форме ЕГЭ (8 класс) 1.Найдите ошибку в ударении (ударный гласный обозначен прописной буквой). а) звОнит в) алфавИт б) шофЁр г) взялА 2.У какого слова лексическое значение определено неверно? а) зодчество – строительное искусство, архитектура б) жюри – группа специалистов, присуждающих премии на конкурсе в) изморось – иней на ветках деревьев, на проводах г) изумрудный – ярко-зелёный


3.В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении а) железный гвоздь, золотые руки б) железная воля, золотые часы в) золотые руки, железная воля г) золотые часы, железный гвоздь 4.Укажите лишнее слово в ряду синонимов. а) блестеть в) светлеть б) сверкать г) сиять


5.Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы они составили текст. А. Никто ни единого звука не слышит и даже не слушает. Б. Они великолепно понимают друг друга: они читают. В. И всё же люди оживлено беседуют. Г. Бывает так: никто ничего не говорит. а) Г, А, Б, В в) А, В, Б, Г б) Г, А, В, Б г) Г, В, Б, А Проверь себя



Алкогóль анáлог апострóф асимметри я афéра Баловáть, балóванный бáрмен блоки ровать бомбардировáть бюрокрáтия. Вало. Вóй вéрба вероисповéдание включи ть, включи шь водопровóд. Газопровóд гастронóмия гéнезис гéрбовый гренки (и грéнки) Двою родный дефи с диспансéр договóр, договóры досу г дремóта Жалюзи Зави дный, зави дно завсегдáтай задóлго заи ндеветь заку порить занятóй (человек) зáнятый заржáветь звони т, звони шь знамéние Избалóванный и здавна и конопись инáче и скра исчéрпать Каталóг каучу к кáшлянуть квартáл кладовáя крапи ва краси вее кремéнь кулинáрия (и кулинари я) Лóмоть (и ломóть) лососёвый Мáркетинг мастерски медикамéнт мéльком (и мелькóм) мизéрный (и ми зерный) мусоропровóд мышлéние Надóлго намéрение наркомáния нефтепровóд новорождённый нормировáть Обеспéчение облегчи ть ободри ть оптóвый осуждённый отчáсти Партéр пиццéрия (и пиццери я) предвосхи тить премировáть прибы вший придáное призы в приобретéние псевдони м пулóвер Раку шка (и рáкушка) рáпорт ржáветь (и ржавéть) Свёкла сиротá, сирóты соболéзнование созы в сосредотóчение столя р Тамóжня, тамóженник танцóвщица торт, тóрты ту фля Увéдомить углуби ть, углублённый украи нский, украи нец упрóчение усугу бить (и усугуби ть) Факси миле фенóмен фети ш фóрзац Хвóя ходáтайство хозя ева христиани н Цемéнт цепóчка Чéрпать Шофёр, шофёры Щавéль Экспéрт, экспéртный

Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения 1)Змеи относятся к животным класса пресмыкающих. 2) При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на проезжей части. 3) Это был беспрецендентный случай. 4) Ребенок должен привыкнуть сам убираться у себя в комнате.

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом» ? а) совесть б) долг в) стыд г) благородство 2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый» ? а) порядочный б) гуманный в) преданный г) добрый 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «система взглядов на природу и общество» ? а) мировоззрение б) наука в) кругозор г) мнение

4. Каково лексическое значение слова «театр» в предложении Отношение к прошлому может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, театру, представлению, декорации и как к документу? а) род искусства, художественное отражение жизни посредством сценического представления б) учреждение, организация, занимающиеся устройством представлений в) здание, в котором происходят представления г) совокупность драматических произведений какого либо писателя 5. В каком значении употреблено слово «строгий» в предложении Да, вдохновение - это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст? а) очень требовательный, взыскательный б) не допускающий никаких снисхождений, суровый в) не допускающий никаких отклонений, выполняемый точно и неукоснительно г) не допускающий отклонения от принятых норм поведения и морали

Найдите случаи нарушения лексических норм. Исправьте ошибки 1) В парке было заложено тридцать два дерева. 2) Л. Н. Толстой был ярким феном своего века. 3) Оратор говорил очень конспективно. 4) Многочисленные предки А. С. Пушкина живут сейчас в России, Франции, Англии и даже в Америке. 5) Он мыслил оригинально и всегда говорил банальности. 6) На празднике было немало веселых инцидентов. 7) Этот галантный сервиз, сервированный на крахмальной скатерти, произвел на меня незабываемое впечатление. 8) Индейцы - коренные аборигены Америки. 9) Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.

а) Из глаголов и существительных составьте и запишите словосочетания. Укажите вид связи. Играть, иметь, повысить, усилить, нанести, одержать, потерпеть, оказать, излагать, открыть, внести, принять, предпринять. (Роль, мнение, внимание, ущерб, вклад, поражение, помощь, попытка, счет, интерес, решение, победа, значение). б) Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Уделить серьезное значение, тяжелый поступок, представить слово для доклада, ухудшение уровня жизни, повысить кругозор, поднять тост, пройти шаг, навлекать внимание, сделать поступок.

ПАРОНИМЫ Паронимы - это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения. Ср. : единый (общий, объединенный) - единичный (единственный, отдельный); факт (событие, явление, случай) - фактор (момент, существенное обстоятельство в каком нибудь процессе, явлении).

Объясните разницу в значениях словосочетаний Опасный человек - опасливый человек; главный герой - заглавный герой; освоить прочитанное - усвоить прочитанное; осудить действия - обсудить действия; представить возможность - предоставить возможность; тактичные шаги - тактические шаги; техническое исполнение - техничное исполнение; хозяйские дела - хозяйственные дела.

Объясните различия между паронимами, составьте предложения с каждым из них. Факт - фактор, командированный - командировочный, одеть - надеть, абонент - абонемент, отборный - отборочный, будний - будничный, добровольный - добровольческий; демократический - демократичный, длинный - длительный, нестерпимый - нетерпимый, невеж да - невежа, духовный - душевный, компания - кампания, пребывать - прибывать.

Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов. 1) Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 2) Ученый стоял у источников ракетостроения. 3) Госпожа Простакова избивала крестьян за малейшую повинность. 4) Артист завоевал признательность зрителей. 5) Командировочному документов. пришлось долго ждать оформления 6) Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный. 7) Народ терпел двойственный гнет.

Исправьте ошибки, вызванные неправильным употреблением фразеологизма (незнанием его значения, пропуском или вставкой слова, смешением двух фразеологизмов, искажением грамматической формы фразеологического сочетания, невниманием к его стилистической окраске и т. д.). 1) Белая ворона - так иногда называют человека совестливого, неравнодушного к тому, что происходит вокруг. 2) На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло. 3) В важном деле нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. 4) Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши. 5) Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 6) Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 7) Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 8) Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 9) В процессе переговоров стороны решили пойти на попятную. 10) У них все было шито крыто белыми нитками. 11) Он знал всю его подноготную жизнь.

1. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ? а) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии интенсивно развиваются в последние десятилетия. б) Хроникальное сообщение - образец ИНФОРМАЦИОННОГО жанра. в) В этом документальном фильме много очень ИНФОРМАЦИОННЫХ эпизодов. г) Каждый выпускник школы должен овладеть приемами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста. 2. В каком предложении вместо слова ВРАЖЕСКИЙ нужно упо требить ВРАЖДЕБНЫЙ? а) Разведчики под покровом ночи отправились во ВРАЖЕСКИЙ тыл. б) Артиллеристы метким выстрелом подбили ВРАЖЕСКИЙ танк. в) По его ВРАЖЕСКОМУ взгляду все сразу поняли, что он пришел не с мирными намерениями. г) До позднего вечера во ВРАЖЕСКОМ лагере горели костры. 3. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ? а) Хвойный лес ОДЕЛ все горы. б) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ОДЕТЬ детей завтра. в) После ливня в туфлях и улицу не перейдешь, придется ОДЕТЬ сапоги. г) Танцоров ОДЕЛИ в национальные костюмы.

1. Соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени не соответствует нормам литературного языка и является грубой ошибкой. Недопустимы выражения более интереснее, более худшее, несколько поподробнее, самый строжайший и т. Д 2. При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, из которых они состоят. В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед двенадцатым декабря. Запомните: сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (т. е. 22, 23, 24, 32, 33, 34. . . 102, 103, 104 и т. д.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе (сутки, ножницы, щипцы и т. п.), в литературной речи невозможны. В случае необходимости соответствующих обозначений следует использовать синонимические замены существительных или употреблять составное числительное не в име нительном или винительном падежах. Например: рошло П двадцать два дня, купили тридцать три штуки ножниц, в течение двадцати двух суток и т. п.

Запомните: собирательные числительные употребляются только - с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот; -с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, трое суток; -с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое незнакомых лиц; -с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое; -с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли трое опоздавших, бегут двое. Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола, а также с существительными мужского рода - названиями взрослых животных.

1. В каком предложении нарушены грамматические нормы? а) В старших классах необходимо более глубокое изучение литературы. б) Зимой путь через горы был значительно опаснее. в) Дорога будет отрементирована в самое ближайшее время. г) При дневном освещении рисунок казался еще более отчетливее и ярче. 2. В каком предложении нарушены грамматические нормы? а) Анна в игре ловче своих подруг. б) Вкус приготовленного блюда горше из за переизбытка перца. в) В России нет озера глубже Байкала. г) Палитру на картинах начинающего художника следует признать более богаче, чем на полотнах его учителя.

Исключи двусмысленность в употреблении местоимений! 1. Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно. 2. В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 3. В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо. 4. Директор попросил секретаря не впускать к себе посетителей в обеденный перерыв 5. Мать велела сыну налить себе чаю. 6. Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату.

Употребление деепричастий и причастий Запомните: при употреблении в речи видо временные формы причастий и деепричастий должны соотноситься со смыслом всего предложения. Неправильный вариант: Политики, еще вчера имеющие большое влияние, сегодня почти забыты (причастие имеющие употреблено в форме настоящего времени, в то время как значение причастного оборота соотносится с действием, происходившим в прошлом).

Исправьте ошибки. 1) Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов Мурманского драмтеатра. 2) Специалисты отметили несомненные достижения в этом прежде отстающем виде спорта. 3) Средства, отправлявшиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием. 4) Так мы и вернулись, ничего не купивши. 5) Тишину нарушали временами сорвавшиеся с высоты сосен комья снега. 6) В соревнованиях по шахматам молодой спортсмен, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 7) Отдельные виды продукции фабрики, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время не имеют спроса.

НАРУШЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ Нормы управления: характеристика кого, на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению

ЗАПОМНИ беспокоиться о ком тревожиться за кого идентичный чему надеть что на что обращать внимание сходный с чем одеть кого во что уделять внимание чему на что отзыв о чем превосходство над чем рецензия на что преимущество перед чем предостеречь от чего препятствовать чему уверенность в чем уплатить за что предупредить о чем тормозить что вера во что оплатить что

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления. 1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления? а) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе. б) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов. в) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей. г) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы. а) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой. б) Поэт воспевает свою Родину, отчий край. в) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни. г) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи. Найдите вариант правильного употребления падежных форм. а) Девочка очень бережно относилась с книгами. б) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву. в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян. г) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

Согласование сказуемого с подлежащим 1. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство (типа большинство студентов, ряд предприятий), сказуемое может стоять как в единственном (при неодушевленных), так и во множественном (при одушевленных) числе. Например: Ряд столов стоял в аудитории. Большинство студентов сдали зачет. 2. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу из п. 1. Сравните: Двадцать человек пришли на экзамен. - Прошло пять лет. 3. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу. 4. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа. Например: На столе лежат три учебника; Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма; В другой класс будет переведено три или четыре ученика. 5. С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре). Например: Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал. 6. При подлежащем, выраженном относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа. Например: Все, кто не потерял головы, были против (Сергеев. Ценский); Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко).

Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим 1. Ряд мероприятий, посвященных 120 -летнему юбилею И. А. Бунина, пройд. . т в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход. . т сорок один человек. 3. Несколько наших старшеклассников принимал. . участие в городской олимпиаде. 4. Ко мне пришли те, кто был. . рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал. . на экзаменах глубокие знания. 6. Ряд специалистов направлен. . на заводы Урала, часть инженеров командиру. . тся в Сибирь. 7. В памяти всех, кто близко знал. . Платонова, он остался великим жизнелюбом.

В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их. 1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.

В каком предложении допущена грамматическая ошибка? а) Вопреки правилам дорожного движения, водители маршрутных такси совершают обгон по трамвайным путям. б) МГУ проводит набор студентов как на дневное, так и на вечернее отделения. в) Те, кто много курят, нередко страдают заболеваниями верхних дыхательных путей. г) Малое предприятие выпускает горизонтальные и вертикальные жалюзи. а) При подготовке к экзаменам я изучил много специальной литературы. б) В настоящее время граждане России получают паспорт в 14 лет. в) Двоеточие ставится не только в сложном предложении, но и в простом. г) Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.

Употребление однородных членов предложения В ряд однородных членов нельзя включать видовые и родовые понятия, поэтому нельзя сказать: я купил в магазине фрукты, апельсины и печенье; При однородных членах можно опускать только одинаковые предлоги: они несли поднос с тарелками, ложками, вилками; Не сочетаются как однородные существительное и инфинитив (Я люблю футбол и плавать).

Найдите предложение с грамматической ошибкой. а) Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но и голоса птиц. б) Пушкин описывает пугачевское восстание и критически высказывается о нем. в) Тире ставится не только перед обобщающим словом, но и между подлежащим и сказуемым. г) Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина. а) Я уважаю и восхищаюсь своими родителями. б) На выставке детского творчества можно увидеть работы как совсем юных художников, так и тех, кому исполнилось 13- 15 лет. в) Термин «женская проза» можно использовать по отношению к творчеству таких писательниц, как В. Токарева, Т. Толстая, Л. Улицкая. г) Художники любуются природой и одухотворяют ее. а) Постоянные покупатели имеют скидки на товар и возможность участвовать в экспресс-лотерее. б) Хорошей формы спортсмены добиваются не только упорными тренировками, но и особым режимом питания. в) В современном зоопарке можно увидеть животных, рыб, птиц, питонов. г) На картинах художников-портретистов перед нами предстают лица знаменитых поэтов, писателей,

Ошибки в употреблении причастных оборотов Причастный оборот следует употреблять перед определяемым словом или после него; Нельзя употребить действительное причастие в конструкции «сын, воспитывающийся отцом» . Правильно: «сын, воспитываемый отцом» Причастия не употребляются с частицей бы (выступление, вызвавшее бы возражения).

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов. 1) Деепричастие обозначает добавочное действие к основному, которое совершает подлежащее. Следовательно, действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, должны относиться к одному подлежащему. Нельзя сказать «возвращаясь домой, меня застал дождь» , так как в этом предложении подлежащим является слово дождь, оно совершает основное действие (застал), деепричастие возвращаясь не может обозначать добавочное действие к основному, так как по смыслу относится к отсутствующему в предложении субъекту я. Чтобы исправить ошибку, необходимо заменить деепричастный оборот на придаточное предложение и ввести в него отсутствующий субъект: когда я возвращался домой, меня застал дождь. 2) Деепричастный оборот не может употребляться в безличном предложении, так как в нем нет и не может быть подлежащего. Нельзя сказать: «Подходя к лесу, мне стало холодно» . Здесь уместно использовать придаточное предложение: «Когда я подходил к лесу, мне стало холодно» .

Ошибки в построении сложных предложений 1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных слов. Неправильный вариант: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь тогда, если результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими. 2. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным. Между союзным словом «который» и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе. Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая специально пришла на встречу. 3. Смешение прямой речи и косвенной. Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу. 4. Не могут быть однородными придаточное и причастный оборот Неправильный вариант: Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение.

В каком предложении чужая речь неправильно оформлена? а) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту» . б) «Мадам, вам завернуть или так полетите? » - спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу. в) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло» . г) «Талант! - говорил он. - Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!» а) «Здорóво, парень, - сказала она печально. - Как живешь? » б) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!» в) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь» . г) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали. а) В письме А. С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка» , что она «. . . написана вопреки всем правилам драматического искусства» . б) Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда» . в) По словам Л. Н. Толстого, «искусство - высочайшее проявление могущества в человеке» . г) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить» .

В первую очередь – семантика слов. Если лексическое значение слов несовместимо, то их сочетание невозможно, например: ехать пешком, стеклянный суп, прислониться к ветру. Хотя иногда семантически несовместимые слова могут сочетаться в целях создания художественного образа: вспомним знаменитые «алюминиевые огурцы» В. Цоя.

Вместе с тем случается и так, что по смыслу слова как будто и подходят для выражения того или иного значения, однако не образуют словосочетания: мы говорим склонить голову и преклонить колени , но не наоборот; можно сказать круглый год , но не круглый час ; бывает глубокая ночь , но не глубокий день ; возможна глубокая осень , но не глубокая зима и т.д.

Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется контаминацией – неправильным объединением элементов похожих по смыслу словосочетаний. Например: уделить значение (из уделить внимание и придать значение ); улучшить уровень (из улучшить качество и повысить уровень ); произвести в солдаты (из произвести в офицеры и разжаловать в солдаты ).

3. К сожалению, стремясь сделать свою речь выразительной, многие перегружают ее лишними, пустыми словами, т.е. страдают многословием. Так возникает явление, называемое речевой избыточностью.

Негативные стороны данного явления очень наглядно показал В.Г. Костомаров, который проанализировал отрывок из одной популярный брошюры:

«Правильная механизация нашего строительства является мощным и действенным средством и важнейшей основой резкого повышения производительности труда». Фраза, как будто, правильная, но, отмечает ученый, «автор брошюры не заметил, что прилагательные … в его речи лишь загромождают предложение … и отвлекают внимание. В самом деле, что дает сообщение правильная механизация? Ведь всем понятно, что неправильная механизация впрок не пойдет. Неточно утверждение нашего строительства, так как механизация повысит производительность труда не только в данном (нашем) строительстве, но и во всяком другом строительстве. Не следовало бы употреблять и два почти равнозначных определения: мощное средство всегда будет действенным. Мало проясняет мысль трафаретное резкое повышение, и, наконец, просто неверно говорить о важнейшей основе, ибо нет основ важных и неважных: быть основой – значит быть главным, основным, важнейшим». .

Излишними, избыточными, являются определения в словосочетаниях типа исправить имеющиеся ошибки, поздравить с достигнутыми успехами, приветствовать приглашенных гостей, обсудить результаты проведенных выборов.

К явлениям речевой избыточности относится и так называемый плеоназм , или частичное совпадение значения слов, образующих словосочетание. Следует избегать в речи таких выражений, как прейскурант цен, неожиданный сюрприз, вернуться обратно, главная суть, заранее предчувствовать и т.п., так как они не соответствуют лексической норме.


Грубой речевой ошибкой считается также тавтология , т.е. неоправданное повторение однокоренных слов, слов, близких по значению или даже одного и того же слова в пределах одного предложения либо небольшого фрагмента текста. Тавтология делает речь неуклюжей, косноязычной, неблагозвучной. Вот лишь два примера тавтологии. Один – из сочинения абитуриента: «Независимость родиныне зависит от пола человека (?), проживающего на ее территории.»; другой – из «деловой бумаги»: «Вслед за пунктом 7 следовал пункт следующего содержания, впоследствии изъятый».

4. Ценность и правильность того или иного слова, того или иного оборота определяется только в связи с другими элементами данного текста. Иными словами, речь будет соответствовать лексическим нормам лишь тогда, когда будет соблюдаться принцип уместности . Под уместностью следует понимать требование такого отбора языковых средств, при котором речь отвечает целям и условиям общения. Традиционно различают уместность контекстуальную, стилистическую иличностно-психологическую. Остановимся на этом подробнее.

А. Контекстуальная уместность определяется речевым окружением. Наиболее характерными в этом смысле являются 2 типа ошибок:

– семантическое несоответствие употребляемого слова (словосочетания) общему смыслу высказывания («Павел Власов посвятил жизнь побоям жены.»; «Какие шикарные похороны!»; «Стоят наши березки в подвенечном саване.) »;

– употребление анахронизмов , т.е. слов (выражений), не соответствующих данной исторической эпохе Круиз Чичикова по помещикам (?) заканчивается (?) Плюшкиным»; «Лиза была домработницей в доме Фамусова»; «Печорин – фанат русских пейзажей»).

Б. Стилистическая (стилевая) уместность – это учет способов отбора лексики в соответствии с используемым функциональным стилем – научным, деловым, разговорным и т.д. Проблему стилистической уместности можно проиллюстрировать известным примером Л. Успенского:

«Когда двое мальчишек в школе говорят между собою, только педант найдет недопустимой реплику:

– Ты опять пару хватанул? Эх ты! То пара, то кол … Срежешься на экзамене, и выставят из школы.

Но если вы увидите … письмо директора родителям, где говорится: «Уважаемые товарищи! Поскольку ваш сын опять хватанул пару, а в табеле у него то пара, то кол, он непременно срежется на экзамене, и я вынужден буду выставить его из школы», вы решите, что директор по меньшей мере странный человек.

Слова и там и тут одинаковые, все они значатся в наших словарях, содержание сказанного одно и то же. Все правильно, но в одном случае так говорить принято, а в другом – не принято. Стилистически неуместно.» .

В. личностно-психологическая уместность требует выражаться деликатно и тактично, доброжелательно и уважительно. С этим аспектом связаны так называемые слова-табу , т.е. лексические единицы, употребление которых запрещено по тем или иным внелингвистическим причинам. В данном случае можно говорить об этических причинах табуирования некоторых слов. Например, в разговоре о пожилом человеке нетактично и неуместно называть его стариком. В подобных ситуациях мы пользуемся так называемыми эвфемизмами , т.е. словами и оборотами, заменяющими табу: слово старик может быть заменено выражением мужчина преклонного возраста.

5. Нередко нарушение лексических норм возникает в результате так называемых «логических сбоев».

Речевые ошибки такого рода возникают:

а) при сопоставлении несопоставимых понятий. Например: «Речь героев Шолохова отличается от всех других героев (?)» Правильно было бы написать, что речь одних отличается от речи других;

б) при подмене понятий, например: «Радушные хозяева накормили нас разнообразным подбором (?) национальных блюд» Видимо, хозяева накормили гостей разнообразными блюдами.

6. А. Одно из важных качеств правильной речи – ее чистота. В последние два десятилетия в связи с кардинальными изменениями в политической, социальной жизни страны, а также в научно-технической сфере человеческой деятельности в наш язык хлынул мощнейший поток слов иноязычного происхождения. В связи с этим, рассуждая о чистоте речи, нельзя обойти вниманием проблему отношения к заимствованиям.

На наш взгляд, это отношение ни в коем случае не должно быть однозначным. Дело в том, что заимствования можно разделить на 4 группы, занимающие неодинаковое положение в лексической системе русского языка: 1) слова, являющиеся единственными наименованиями обозначаемых понятий, давно не осознаваемые как иностранные (школа, кровать, баня, слесарь); 2) слова, являющиеся единственными наименованиями обозначаемых понятий, но осознаваемые как иностранные (бюро, офис, штаб, сеанс, монитор); 3)наименования, имеющие исконно русские аналоги со своими особыми оттенками смысла (танцы – пляски, проблема – вопрос, фантазия – воображение, диспут – спор); 4) варваризмы – иноязычные слова, имеющие русские аналоги, совпадающие с ними по значению (голкипер – вратарь, презентация – представление, эксклюзивный – исключительный, саунд-продюссер – звукорежиссер, саммит – встреча в верхах).Думается, что «право на существование» в качестве органичной части словаря русского языка, безусловно, имеют заимствования, относящиеся к первым трем группам. А вот варваризмы включаются в речь нередко без необходимости. Вызывает тревогу тот факт, что в последнее время их стало слишком много. Однако русский язык, как живой и мощный организм, сам способен впитать в себя и подчинить своей системе самое лучшее и действительно необходимое из заимствований последних лет, а остальное, однодневное, наносное – выбросить, как ненужный балласт. Мы же, его носители, обязаны бережно относиться к существующим лексическим нормам, избирательно и разумно подходить к новым явлениям и процессам, происходящим в языке.

Б. Другой аспект проблемы чистоты речи –роль в речи различного рода штампов, шаблонов, стереотипов . С одной стороны, они необходимы и находятся в нашей памяти как готовые этикетные формулы выражения приветствия, благодарности, согласия и других интенций. Штамп вполне уместен в официально-деловой речи: в языке документов общеприняты и естественны также выражения, как «в связи с необходимостью срочного отъезда …»; «борьба с негативными явлениями …»; «довожу до Вашего сведения …»; «примите наши искренние извинения …» и т.п.

Однако, к сожалению, «заштампованы» даже такие стили и жанры, которые требуют выразительности и индивидуальности авторского почерка. В публицистике сплошь и рядом встречаем стертые,безликие обороты: «убедительная победа», «резкая критика», «горячая поддержка», «кровавый переворот» … В литературоведческих работах и школьных сочинениях читаем о том, что автор непременно «убедительно показывает», «талантливо раскрывает» такой-то характер, «ярко изображает» такого-то героя, такое-то социальное явление; наиболее частотны стереотипные определения «яркий, волнующий» (образ), «сочный» (язык). Ряд подобных шаблонов можно было бы продолжить. Такая манера изложения мысли не может считаться нормативной: подобные выражения, похожие, по словам Д.Э. Розенталя, на «стертые пятаки», должны иметь строго лимитированное употребление.

Кроме того, безусловным табу для образованного человека должна быть бранная, ненормативная лексика . В современных условиях, когда воцарилась пресловутая свобода слова, нет не только официального запрета на использование таких слов и выражений, но, что гораздо хуже, нередко отсутствует даже необходимый самоконтроль. Именно поэтому, несомненно, лица, имеющие авторитет в обществе, не должны оставаться равнодушными к фактам откровенного бескультурья.

Весьма характерным по данному поводу представляется высказывание бывшего председателя российской телекомпании О. Попцова в программе «Вести» 15 июня 1995 г., когда проходила предвыборная кампания, связанная с избранием депутатов в 6-ю Государственную Думу. С экрана телевизора звучала ненормативная лексика, которую депутаты использовали в борьбе с конкурентами. О. Попцов, запретивший появление на экране некоторых фрагментов из теледебатов, прокомментировал свои запреты следующим образом: «Мат – это, безусловно, элементы лексики, но не элементы предвыборной агитации. У нас отменена политическая цензура, но цензура нравственная, все же, бесспорно, будет. Цензура будет касаться элементов насилия, хамства, хулиганства и откровенной глупости».

В связи с этим необходимо упомянуть и об Уголовном кодексе РФ, в котором есть специальные статьи, предусматривающие наказание за оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, так же как и за клевету, подрывающую репутацию человека (ст. 129 и 130).

Сказанное выше теснейшим образом связано с вопросом о чистоте речи, о необходимости соблюдения лексических норм русского литературного языка.

Подведем итог. Главные качественные показатели речи , построенной в соответствии с существующими лексическими нормами, – это:

1) ее предметная и понятийная точность;

2) правильность с точки зрения сочетаемости слов;

3) лаконичность (отсутствие избыточности);

4) уместность;

5) логичность;

Мы постоянно слышим, например, «предпринять меры» или «поднять тост» и даже не задумываемся о том, что говорить так - неправильно.

«Это не играет значения»

Нарушение лексической сочетаемости слов - очень распространенная ошибка. Мы постоянно слышим, например, «предпринять меры» или «поднять тост» и даже не задумываемся о том, что говорить так - неправильно.

Как правило, ошибка эта вызывается тем, что мы смешиваем похожие по смыслу сочетания. Например, из сочетаний «принять меры» и «предпринять шаги» получается ошибочное «предпринять меры». «Играть роль» и «иметь значение» - «играть значение».

Казалось бы, в чем проблема, ведь мы понимаем, о чем говорится. Однако в языке есть свои нормы и законы, которые необходимо соблюдать - чтобы оставаться грамотными людьми и сохранять «великий могучий русский язык» для будущих поколений. Поэтому давайте запомним:

Предпринять меры - предпринять шаги, принять меры

Играть значение - играть роль, иметь значение

Не имеет роли - не играет роли, не имеет значения

Дать поддержку - оказать поддержку

Поднять тост - произнести тост, поднять бокал за...

Одержать первенство - одержать победу, завоевать первенство

Быть в поле внимания - быть в поле зрения, быть в центре внимания

Стремительно ползет вверх/вниз - стремительно поднимается/опускается

Оплатить штраф - заплатить, выплатить штраф

Дешевые цены - низкие цены

Повысить выпуск продукции - увеличить выпуск продукции

Улучшить уровень (например, благосостояния) - повысить уровень (благосостояния)

Рост экономики - рост экономических показателей

Приобрести уважение - заслужить уважение

Оказать заботу - проявить заботу. опубликовано

 


Читайте:



Валентные возможности атомов

Валентные возможности атомов

Лекция 3. Кто на что способен или Валентные возможности атомов. 1. Строение Периодической Системы Каждый из присутствующих в аудитории обладает...

Хмурый жлоб порошенко приехал в европу в дырявых носках

Хмурый жлоб порошенко приехал в европу в дырявых носках

Россия не представляет непосредственной угрозы НАТО. Об этом заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг, подводя итоги на саммите в...

Образец психологического тестирования для поступления на специальность «Правоохранительная деятельность Психологический тест в колледж мчс

Образец психологического тестирования для поступления на специальность «Правоохранительная деятельность Психологический тест в колледж мчс

1. Экспресс-совет. Если не уверены в себе при прохождении психологической диагностики (психодиагностики), то выберите из своих знакомых людей того,...

Что предсказывали России знаменитые предсказатели?

Что предсказывали России знаменитые предсказатели?

Многие согласятся с тем, что Ностардамус считается самым известным и великим предсказателем в мире. Но, не смотря на его популярность, все его...

feed-image RSS