Разделы сайта
Выбор редакции:
- Трехсот спартанцев не надо — хватит и одного: русский солдат, якут, с пулеметом наперевес останавливает грузинскую колонну в дни битвы за Южную Осетию Русский солдат не пропустил грузинскую колонну
- Презентация - война за независимость и образование сша
- Иллидан - герои Heroes of the Storm (HOTS)
- Андрей михайлов - средневековые легенды и западноевропейские литературы Средневековые мифы и легенды
- Наркомания как общественное явление Наркомания как общественное явление
- Решение головоломки с пирамидой в Ордене Истины в Torment: Tides of Numenera Багровый рассвет приветствует искателя лиловый закат знаменует
- Демоверсия устной части огэ по русскому языку
- Княгиня ольга — духовная мать русского народа
- Сатанинский алтарь Ленина
- Почему щелочной гидролиз сложных эфиров процесс необратимый
Реклама
Математические игры для дошкольников на улице. Дидактические игры по математике для дошкольников |
Играем в математику. Математическое развитие дошкольника - это качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математический развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Для того чтобы дети не испытывали трудности в освоении школьной программы воспитатели и родители должны приложить усилия для развития интереса к математике в дошкольном возрасте. Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игровой и занимательной форме и с красочными, эстетически оформленными пособиями ребенку легче запомнить, развить мыслительную деятельность, сообразительность, правильно оценить различные ситуации, принять самостоятельные решения, приобрести новые знания, умения и навыки. Я предлагаю познакомиться с пособиями для математических дидактических игр. Цифровые цветочки - выполнены в трех вариантах, сделаны в фотошопе, картинки выпущены цветным принтером, вырезаны, наклеены на картон и повторно вырезаны с кантом. Я их рекомендую для использования в трех играх: «Найди соседей цифры...»
«Игра с прищепками - считай быстро» Это захватывающая математическая дидактическая игра, которая проверяет знания и гибкость ума. Помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета. Результат вычислений должен совпасть с тем результатом, который отображен графическим изображением картинок в центре цветка на дидактических карточках. «Игра с прищепками - состав числа» Развивать представления детей о составе числа; закреплять умение соотносить число с цифрой; упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее; побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших; развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения; воспитывать интерес к играм математического содержания; развивать мелкую моторику рук. В этой игре, дополнительно к цветам с цифрами сделаны еще бабочки, всего их 132 штуки они отображают все примеры счета в приделах десятка на плюс и минус. «Посади бабочку на цветок» Счет в пределах 10. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать внимание, память, мышление и логику. Воспитывать чувство взаимопомощи, самоконтроль и мотивацию к учению. 02.06.2016 Viktoria Soldatova Приветствую всех родителей, заботящихся о развитии своих детей в интерактивной форме. Сегодня мы с вами обсудим математические игры для дошкольников. При этом затронем разные их варианты. Уже не раз говорилось, что все дети индивидуальны, именно поэтому вам уважаемые родители, нужно подобрать вид игры, который заинтересует вашего дошкольника. Ведь только увлеченность занятием даст стимул к развитию математических способностей.
Давайте с вами вспомним что такое игра и почему она так важна нашим детям. В ней участвуют два или более игроков, которые применяют смекалку, выстраивают стратегии, соблюдая при этом правила. Конечный результат зависит от поведения и применения знаний всех игроков в данных направлениях. Помимо развлекательного характера подобные забавы несут очень серьезную обучающую функцию. Во взрослой жизни математические игры находят применение в таких профессиях как экономист, политик, юрист. Очень советую почитать о теории игр на Википедии . Организуя жизнь детей в игре, родители развивают многогранную личность дошкольника. Таким путем дети узнают новое, учатся сосредотачивать внимание, развивают память, творческие способности, логическое мышление, воображение. Дидактические математические игры для дошкольниковРазвивать математическое мышление можно с раннего детства. Для этого существует множество игровых способов, одним из которых являются дидактические игры. Они содержат в себе: поставленную задачу, действие по правилам, результат. Задания усложняются в соответствии с возрастом. Если в 2 года ребенку показываете логическую цепочку из 2 предметов, то старшему дошкольнику в 5 лет можно ее выстраивать из 4-5 предметов. Условия подобных игр – выполнение учебной цели и их проведение в интерактивной обстановке. Дидактическая игра – Геометрическая мозаикаУ нас она живет уже очень давно, но не теряет своей актуальности. Подобный материал можно подготовить самостоятельно, вам нужно будет вырезать из цветной бумаги множество разных геометрических фигур. Затем подготовить карточки с узнаваемыми ребенком объектами. То и другое заламинировать. Поначалу ребенок просто копирует то что видит на готовом рисунке, при этом учится сопоставлять детали по форме и цвету, тренирует внимательность. Затем сам начинает фантазировать и уже может создать свои изображения без опоры на образец. Теперь включается воображение, наглядно-образное мышление. В обоих случаях развивается мелкая моторика. Источник фото maam.ru Наша дидактическая геометрическая мозаика покупная. Она хранится в удобном чемоданчике, все детали деревянные с магнитом на обратной стороне. Таким образом мой дошкольник может собирать сюжеты не только на стенках чемоданчика, но и на магнитной доске висящей и нас на стене. Прилагаются карточки с 50 изображениями разного уровня. Вот такую простую чашку можно собрать на начальном уровне. На сегодняшний день моему сыну 5 лет 7 месяцев, и порой он все еще хочет работать по образцу, используя более сложные модели. Но чаще его можно застать за сборкой собственного рисунка. Прелесть подобного приобретения не только в компактности хранения и уверенности, что детали не потеряются. Но также в возможности принести собранное родителям и показать что получилось. Если мама принимает непосредственное участие в занятиях, то в процессе ненавязчивого называния фигур, ребенок обязательно их усвоит. Вместе можно составлять сказку из получившихся персонажей. Более подробно об можно прочесть в отдельной статье. Со временем попробуйте поиграть в “Угадай что это”. Дошкольник самостоятельно собирает рисунок, а родитель должен угадать что на нем изображено. Создавайте шедевры поочередно. Еще интересней если пришли маленькие гости, тогда развлечение обеспечено всем. Наш набор я приобрела в Амазон, он выпущен компанией Imaginets . Это действительно качественный продукт. Но если вы не проживаете за пределами России, можно посмотреть подобные мозаики в Интернет-магазинах. Обращайте внимание на разнообразность геометрических фигур и наличие карточек с образцами. Дидактическая игра – Что неправильно?В нее можно играть как с предыдущими магнитными фигурами, также и с объемными. Дидактическим материалом могут быть любые игрушки в наборе, счетные мишки разных цветов, природный материал – шишки и желуди, например. Играть лучше с несколькими детьми, чтобы присутствовал соревновательный эффект, тогда действительно получается весело. Игроки отворачиваются, родитель быстро расставляет логическую цепочку в которой нарушен ход. Это может быть фигура другого типа, другого цвета, ее отсутствие в логической цепочке или наоборот излишнее присутствие. По команде игроки поворачиваются и быстро произносят увиденную ошибку. Выигрывает тот, кто больше раз определил ее. Лучше договориться заранее до какого счета играть, мы обычно соревнуемся до 10, а потом хочется повтора . Александр соревнуется с папой, а я устанавливаю логические цепочки. Что развивает эта детская дидактическая игра:
На моем блоге уже были описаны интереснейшие математические игры с дидактическими материалами, которые я делала своими руками, в статье . Подвижные математические игры для дошкольниковДвижение важно всем детям, но именно средним и старших дошколятам оно жизненно необходимо. И если девочки могут спокойно сидеть и собирать мозаику в течении 15-30 минут, то мальчикам это просто не дано природой. Поэтому, планируя математические игры для дошкольников я не могла обойти такой важный их вид как подвижные. Наблюдая за детьми, могу сказать, что подобные занятия приносят удовольствие и мальчикам, и девочкам. Мои постоянные читатели уже знакомы с Эстеллой, подружкой Александра, которая по понедельникам приходит к нам в гости. Я всегда стараюсь организовать досуг ребятам и предлагаю им мои игры, когда вижу перерыв в их собственных. Дети с удовольствием воспринимают предложения поиграть, я в этих развлечениях участвую только как комментатор и арбитр. Подвижная игра – Собери правильный предметНам понадобилось:
Эту математическую подвижную игру я проводила на террасе. Четыре стула поставила попарно друг от друга на приличном расстоянии. В одном конце выложила геометрические фигуры, в другом поставила емкости для принесенных трофеев. Объяснила детям правила игры: У каждого на стуле есть геометрические фигуры по 8 штук каждой. Взяла их в руки и мы назвали виды – это нужно сделать, чтобы убедиться, что все игроки их знают. Дети становятся около стульев с корзинками, на счет 3 бегут к стулу с фигурами и берут только одну из заданных. Возвращаются, чтобы положить ее в емкость и так до тех пор пока не соберут все 8 штук. Выигрывает тот кто собрал первый. Итак, мною были подготовлены: квадраты, круги, цилиндры, треугольники, прямоугольники, кубы. Все предметы я выбрала из имеющихся игрушек, стараясь, чтобы геометрическая фигура была сразу узнаваемой. Три вида фигур положила на стул каждому ребенку. В первом раунде предлагалось перенести в корзинку Александра – квадрат и Эстеллы – треугольник. Во втором, круг и прямоугольник, а в конце оставшиеся цилиндр и куб. В завершении игрокам уже не нужно выбирать правильную фигуру, но азарт подвижной соревновательности продолжает присутствовать. Если вы уверены, что ваши дошкольники знакомы с объемными геометрическими фигурами, то игру можно усложнить выбрав только их. Также можно подобрать предметы похожие на определенную форму. Например лопатка или пластмассовое деревцо напоминающие треугольник, мячик – шар, колба для экспериментов – цилиндр. Оглядитесь вокруг и уверена, что вы найдете подходящие предметы. Подвижная игра – Соедини точки с цифройПо стилю проведения она похожа на предыдущую. Но в этом случае игрокам нужно положить карточку с цифрой на карточку с таким же количеством точек. У нас все еще остался набор “Математика с пеленок” от компании Умница, именно им я и воспользовалась. Подобные карточки легко сделать самим, так как вам понадобится небольшое их количество. Точки можно проставить от руки или наклеив липкие кружочки, как на товарах со скидкой. Подобные подвижные математические игры для дошкольников развивают знание цифр, их сопоставление с количеством, внимательность, соревновательность и стремление к победе. Эстелле был подготовлен набор карточек от 0 до 10, Александру от 20 до 30. Сразу стало понятно, что у девочки ноль вызвал затруднение, а мальчик не смог в быстром темпе определить на глаз большое количество точек. Объяснить понятие нуля не составило труда, а вот Александру мне пришлось заменить карточки от 11 до 21. Дети играли 4 раза, счет 2:2 . Чтобы разместить большие карточки с точками, мы перешли в квартиру. Сдвинув обеденный стол в сторону, удалось получить 4 метра разбега . Описанные мною две математические игры, дали детям возможность не только подвигаться, но также было видно, что они воспринимаются ими как развлечение. Настольные математические игры для дошкольниковЯ опишу только несколько математических настольных игр, которые у нас есть в наличии и заслуживают внимания. Чем они хороши? Во-первых, настольные игры увлекают всех членов семьи, что имеет большую вероятность совместного времяпрепровождения. Во-вторых, их не нужно подготавливать, как те о которых я написала выше. В-третьих, они направлены на развитие разных аспектов: знания состава числа, умение складывать числа, развивают логику. Чтобы завершить рассказ об играх детей у нас дома, напишу сразу о напольной игре. Хотя если у вас есть длинный стол, то она может стать и настольной . Richard Scarry’s Busytoun – такого ее название и конечно же она будет любима детьми, которые знакомы с книгами этого автора: Город добрых дел, Книжка про машинки , Книжка о хорошем поведении. Возрастная категория игроков 3+, с этим я абсолютно соглашусь, но и ребята старшего дошкольного возраста тоже с удовольствием в нее играют. Я приобретала ее в Амазон, если вы введете в русский поисковик название, то увидите эту математическую игру для детей на русском рынке. Я бы сказала, что это первый шаг в счете, так как здесь игрокам после прокручивания стрелки, нужно сделать определенное количество шагов на пути к цели. Ребята развивают умение играть по правилам, соблюдать очередность, внимательность – это здесь один из главных факторов, знакомятся с песочными часами. Суть заключается в следующем: Игроки выбирают себе персонажи из любимых книжек, всего их 4. По очереди крутят стрелку и в зависимости от ее остановки, применяют действия: отсчитывают шаги принимая решения по выбору дороги, ищут указанный объект. Персонажи двигаются к острову на котором расположен пикник с едой. На острове сидят поросята, которые как известно, очень прожорливы. Если стрелка остановилась на поросенке, то одно из блюд “съедается” противниками. Цель – прибыть на остров до того как поросята всё съедят. Необычность игры в том, что проигравшего игрока здесь нет, так как играют против поросят. Это командный выигрыш или проигрыш. Вы наверное заметили уважаемые родители, что дошкольникам сложно дается проигрыш. Многие дети плачут и даже отказываются от участия. В данном случае подобное не происходит. Отмечу еще один плюс: когда стрелка выпадает на Золотого жука с лупой, нужно взять одну карточку из колоды, на которой изображен объект поиска. Переворачиваются песочные часы и дети начинают искать указанные предметы в городе. Это отлично развивает внимательность, а если вы изучаете английский язык, то послужит отличной практикой, так как рисунки на карточках подписаны на английском. Продолжая тему деток, которые не любят проигрывать, расскажу об этой замечательной настольной игре. Она была куплена мною, когда ребенку было 4,5 года. Рекомендация 6+ меня не смутила, так как Александр уже давно усвоил счет в пределах десятка. До этого мы играли в несколько настольных игр и ни с одной не было подобной ситуации. Но в этой развивается не только сложение в пределах десятка, если быть точной до 9, а также быстрая реакция и внимательность. Ребенок не мог считать так быстро как я, а поддаваться не имеет воспитательного смысла. После нескольких проигрышей, он плакал и начал отказываться от участия. Пришлось выдержать паузу, затем объяснить, что если что-то не получается так как хотелось бы, то это можно улучшить только путем практики. Наш вариант коробки сверху на фотографии и он абсолютно идентичен с русским. В итоге, через 2-3 месяца Александр вышел на фантастический уровень сложения в пределах 9 и стал меня обыгрывать! Прилагающийся звонок производит на детей завораживающее впечатление, мы стали использовать его и в наборе Фрукто 10, который будет описан ниже. Однозначно, говоря про математические игры для дошкольников, Халли Гали стоит на ведущем месте в практике на сложение, доведение его до автоматизма. Очень похожа на предыдущую, но воспринимаются они совершенно по разному. Игроков может быть от 2 до 5, смысл сводится к тому же: как можно быстрее найти число 10 путем сложения. Допускаются варианты игры по цветам и по типу изображенных фруктов. Во Фрукто 10 не получается работать так быстро как в Халли Галли. Напряженная работа ума в этой игре идет не только на поиск цифр и их сложение, но и на сортировку фруктов по типу, а их на каждой картинке по 4. Чему научился мой дошкольник играя в эту настольную игру – получать 10 складывая несколько чисел. Например: 2+2+6 или 3+4+3. Подобные вычисления нужно произвести быстрее соперника и мой сын меня обыгрывает! Даный набор выпущен компанией “Банда умников”. Проанализировав обе математические игры на сложение, я посоветую начать с Халли Галли и через время вводить . Которая хотя и рекомендуется детям 7+, но имеет множество вариантов, поэтому идеально подойдет старшим дошкольникам. Настольная игра Калах семейства МанкалаПризнаюсь, что в нашей семье ее называют просто Манкала. Это логико математическая игра на двух игроков, которая прекрасно подойдет дошкольникам и школьникам. Покупала я ее из-за деревянной коробки, представляя какие развивающие занятия смогу с ней организовать. Но придя домой и разобравшись с правилами, поняла, что ее применение будет по назначению. Она развивает логику, выстраивание стратегии, просчитывание ходов наперед. В ней нет случайных победителей, если ошибся с расчетом, то проиграл. Папа с Александром увлекаются ею очень часто – понравилась обоим. Муж видит потенциал и глубокий смысл игры. Мне она чем-то напоминает Нарды, только кубики здесь бросать не нужно. Обязательно прочитайте об истории возникновения Манкалы , люди не могли ошибаться веками . Не советую приобретать пародии типа 2 в 1, берите именно классический Калах. Если не найдете в деревянной коробке, то есть еще картонный вариант , он будет в разы дешевле. Ну что же дорогие друзья, надеюсь что описанные мною математические игры для дошкольников пригодятся вам в развитии детей. А настольные помогут провести совместное время с семьей весело и полезно. Напомню, что у меня уже описаны наши и игры с . Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями в соц. сетях. Прошу вас не копировать текст целиком, лучше воспользоваться кнопочками ниже. Чтобы не пропустить новинки блога, подпишитесь!Вас также может заинтересовать:КомментарииТатьяна Июнь 3, 2016 в 05:17 Надя и Лука Июнь 3, 2016 в 05:21 Людмила Власова Июнь 3, 2016 в 06:57 Katrin Июнь 3, 2016 в 07:14 Елена Наталья Букина
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №29 (для детей дошкольного возраста ) г. Сухой Лог, 2017г. 1. Пояснительная записка…. …. 3 2. Игры с цифрами и числами….…4 3. Игры с геометрическими фигурами…. 11 4. Игры по разделу величина….20 5. Игры на логику…. 22 Пояснительная записка «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» Коменский Я. Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте . Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития мышления, логики и внимания. Для успешного овладения знаниями по разделам формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) большая роль отводится дидактическим играм. Игра – ведущий вид деятельности детей , только в игре ребенок ненавязчиво усваивает и успешно закрепляет знания. Каждая из игр по ФЭМП решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей . Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня. Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей , целью, назначением, содержанием занятия. Игры с цифрами и числами 1. Дидактическая игра «Собери цветочки» Возраст 6 - 7 лет Цель : закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10. Оборудование : лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10. Методика проведения : Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку. 2. Дидактическая игра «Саночки» Возраст 6 - 7 лет Цель : закрепить умение различать соседей числа. Оборудование : карточки-саночки с числами, карточки с числами. Методика проведения : Воспитатель предлагает отправиться на зимнюю прогулку на саночках. Дети по желанию выбирают себе любые карточки : кто с числами, кто с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги : с саночками в одну, а с цифрами в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали : нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару : ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей . Как только все встают парами, отправляются по группе на зимнюю прогулку, сделав кружок, раскладывают карточки снова на столе и игра продолжается Игра может проводиться до трех раз. 3. Дидактическая игра «Угощение для белочки» Возраст 6 - 7 лет Цель : закрепление прямого и обратного счета в пределах 10. Оборудование : карточки в форме орехов и грибов с цифрами от 1 до 10, два шнурка разноцветных, картинка или игрушка белочка. Методика проведения : Воспитатель загадывает загадку о белке : С ветки на ветку Могу я летать. Рыженький хвост Никому не поймать. Некогда летом В лесу мне играть Надо грибы Для зимы собирать. (Белка) Демонстрирует картинку или игрушку белки, просит помочь белочке : собрать орехи и грибы. Дает задание собрать орешки от одного до десяти, нанизав на шнурка, а грибы от 10 до одного. Проверяет выполнение, просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке. Усложнения : Можно собирать четные числа и нечетные в прямом и обратном порядке. 4. Дидактическая игра «Соберем урожай» Возраст 6 -7 лет Цель : закрепить состав чисел 6,7,8. Оборудование : три корзинки с ячейками, карточки морковка и капуста с примерами на состав чисел 6,7 и 8. Методика проведения : Воспитатель загадывает загадку об осени : Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и ёлочек, я. (Осень) Проводит беседу о заботах колхозников на полях осенью. Предлагает помочь собрать морковь и капусту, правильно разложив по корзинам. Проверяет выполнение задания (можно для проверки предложить счетные палочки) . Усложнения : Можно предложить детям соревнование : кто быстрей и правильно соберет урожай? 5. Дидактическая игра «Помощь бабушке Федоре» Возраст 6 - 7 лет Цель : закрепить умение сравнивать числа при помощи знаков больше, меньше и равно, различать цифры от 1 до 12. Оборудование : картинка бабушки Федоры, карточки с изображением посуды, небольшие белые листочки, скрепки, простые карандаши. Методика проведения : Воспитатель зачитывает отрывок из сказки К. И Чуковского "Федорино горе": "И кастрюля на бегу Закричала утюгу : "Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу! " Вот и чайник за кофейником бежит, Тараторит, тараторит, дребезжит. " Ребята, из какой сказки посуда? Что случилось с ней? Кто ее обидел? Как можем помочь Федоре? Чтобы вернуть посуду, нужно правильно расставить знаки : больше, меньше или равно! Предлагает детям внимательно рассмотреть карточку и выполнить задание. 6. Дидактическая игра «Рыбалка» Возраст 6 - 7 лет Цель : познакомить и закрепить состав чисел 6, 7 и 8. Оборудование : карточки рыбки с примерами на состав чисел 6,7 и 8; 3 ведерка с ячейками. Методика проведения : Воспитатель предлагает детям разложить улов рыбака по ведрам. Ребята, нужна ваша помощь - срочно необходимо накормить обитателей аквапарка : белый медведь съедает рыбу только 8 кг, тюлень - 6 кг, а дельфин - 7 кг. Ошибиться нельзя, будьте внимательны . Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужное ведро. Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре. 7. Дидактическая игра «Большая стирка» Возраст 6 - 7 лет Цель : познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10. Оборудование : карточки вещей с примерами на состав чисел 8,9 и 10; три стиральных машинки с ячейками. Методика проведения : Предложить детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам. Ребята, близится праздник 8 марта, чтобы сделать маме подарок давайте поможем ей постирать белье. 8. Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой» Возраст 6 - 7 лет Цель : познакомить и закрепить состав чисел 5,6,7 и 8. Оборудование : карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улика с ячейками. Методика проведения : Воспитатель обращает внимание на домики, прикрепленные на доске, уточняет, чьи они. Создает проблемную ситуацию : Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик. Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик. Как только все дети справляются с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь . Усложнения : Можно предложить детям соревнование : кто быстрей поможет пчелкам попасть домой. Играть можно индивидуально и по подгруппам. Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел. 9. Дидактическая игра «Морское путешествие» Возраст 6 -7 лет Цель : закрепить умение решать примеры на + и – в пределах 6 - 11. Оборудование : карточки лодочки с примерами на + и – в пределах от 6-11; четыре причала с ячейками. Методика проведения : Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, выбрав себе лодочку, и разойтись по группе. Дети выбирают карточку-лодочку, гуляют по группе, внимательно рассматривают ее , считают свой пример. По сигналу воспитателя «Швартуйся!» : дети выбирают нужный причал и причаливают свою лодочку. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Игры с геометрическими фигурами 1. Дидактическая игра «Портрет» Возраст 4- 5 лет Цели : * Учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы. * Закрепить умение различать понятия величины * Упражнять в умении различать геометрические фигуры. * Развивать навык ориентировки на листе. Оборудование : «волшебная коробка» с игрушками или картинками : зайчик, котик, птичка, снеговик; рамочки, наборы геометрических фигур круг, овал, треугольник разной величины : большой, чуть меньше и самый маленький. Методика проведения : Воспитатель обращает внимание на «волшебную коробку» . Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур. Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно : На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг. Кто получился? Молодцы, ребята, правильно угадали – это зайчик! Воспитатель достает из коробки и показывает зайчика. Дети убирают фигуры, игра продолжается. Воспитатель дает указания детям, они раскладывают фигуры. «Птичка» «Кошка» Игру можно использовать для индивидуальной работы, как часть занятия для работы в подгруппах. 2. Дидактическая игра «Приключения колобка» Возраст 4- 5 лет Цели : *Закрепить умение различать круглые формы в овощах, фруктах и ягодах. * Упражнять в умении называть различать основные цвета. * Развивать логическое мышление. Оборудование : картинки - колобок и радуга, картинки овощей, фруктов и ягод по цветам радуги круглой формы. Методика проведения : Воспитатель : Сегодня к нам гости пришел сказочный герой : он круглый, от бабушки ушел. Кто это? Правильно, колобок! Выставляет картинку колобка на доске. Колобок приглашает вас в путешествие. Катился колобок по лесу и вдруг увидел, как облачко опустилось на полянку, а из него волшебная разноцветная дорожка показалась. Что это за дорожка такая? Правильно, это радуга! Выставляет на доску картинку : облако с радугой. Захотелось нашему колобку прогуляться по радуге. Запрыгнул он на красную полоску радуги и вдруг превратился… Как вы думаете, чем мог стать наш колобок на красной дорожке? Какие овощи, фрукты или ягоды бывают круглыми и красными? Помидор яблоко редиска малина Молодцы, ребята. И покатился наш колобок дальше на оранжевую полоску. Апельсин хурма тыква мандарин В какие овощи, фрукты или ягоды мог превратиться наш колобок? Помидор яблоко абрикос репка Правильно, на зеленую. Игра продолжается по аналогии. Зеленая полоска радуги Зеленое яблоко горох арбуз капуста виноград крыжовник Голубая полоска радуги Голубика Синяя полоска радуги Синий виноград Фиолетовая полоска радуги Слива капуста картошка Воспитатель : Вот и закончились приключения нашего колобка! 3. Дидактическая игра «Почини платье» Возраст 5-6 лет Цель «дырами» . Оборудование : силуэты платьев с «дырами» и детали для починки платьев. Методика проведения : Воспитатель предлагает помочь Золушке починить платья для сестер. Необходимо каждую деталь поставить правильно на свое место. Ребенок должен назвать, какими геометрическими фигурами починил платье. Усложнение. Можно детали разделить пополам, предложить самостоятельно вырезать заплатки. 4. Дидактическая игра «Почини сапоги» Возраст 4-5 лет Цель : уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами» . Оборудование : силуэты сапог с «дырами» и геометрические фигуры : круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Методика проведения : Воспитатель обращает внимание детей на сапоги : сапожнику нужна помощь, прохудились сапоги, их следует починить : найти нужную заплатку и положить на соответствующую дырку. Ребенок берет геометрическую фигуру, называет ее, подбирает : куда она подходит. Воспитатель проверяет правильность выполнения. 5. Дидактическая игра «Рассели гостей» Возраст 4-5 лет Цель Оборудование : карточка-схема и набор игрушек мелких. Методика проведения : Воспитатель предлагает расселить гостей в новый дом. Дети по указанию воспитателя ставят игрушки на соответствующие фигуры. Например, лягушка живет в комнате с квадратными окнами, ребенок должен поставить игрушку лягушку на круг, и т. д. 6. Дидактическая игра «Расскажи, что изображено на картинке» Возраст 4-5 лет Цель : закрепить умение видеть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) в изображении предметов окружающей действительности и называть их. Оборудование : картинка с изображение предметов из геометрических фигур. Методика проведения : Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, что он видит на картинке и из каких геометрических фигур состоит предмет. Например, желтое солнышко – оно круглое, облака – овальной формы и т. д. 7. Дидактическая игра «Подбери пару варежке» Возраст 4-5 лет Цель : закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их. Оборудование : карточки-варежки, с изображением на них орнамента из геометрических фигур. Методика проведения : Воспитатель предлагает ребенку помочь подобрать пару варежке и рассказать, каким узорам они украшены. 8. Дидактическая игра «Прятки» Возраст 4-5 лет Цели : и называть их. * Развивать логическое мышление, умение анализировать. Оборудование : карточка с изображением; набор геометрических фигур : круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Методика проведения : Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку и назвать, какие фигуры изображены на карточке. Обращает внимание, что геометрические фигуры расположены в ряды, некоторые спрятались. Воспитатель предлагает поставить по местам геометрические фигуры. 9. Дидактическая игра «Укрась салфетку» Возраст 4-5 лет Цели : * Закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их. * Развивать логическое мышление, воображение. Оборудование : карточка 15x15; набор геометрических фигур : круги, квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы. Методика проведения : Воспитатель предлагает детям украсить салфетки для своих мам геометрическими фигурами : кто как хочет. Выполнив задание, ребенок должен рассказывает : какими фигурами украсил салфетку и где их располагал. Игры по разделу величина 1. Дидактическая игра «Собери пирамидку» Возраст 4-5 лет Цели : * Закрепить умение составлять изображение пирамидки из овалов разной величины в порядке убывания. * Уточнить названия цветов. Оборудование : овалы разного цвета и величины. Методика проведения : Воспитатель предлагает ребенку назвать величину разложенных на столе овалов и их цвет, составить пирамидку. 2. Дидактическая игра «Собери яблоки» Возраст 4-5 лет Цели : предметов * Упражнять в умении соотносить предметы с нужной величиной. Оборудование : картинка с изображением яблони, яблочки разной величины : большие, поменьше и самые маленькие, 3 корзинки разной величины. Методика проведения : Воспитатель загадывает загадку : Загляни в осенний сад Чудо - мячики висят. Красноватый, спелый бок Ребятишкам на зубок. (Яблоко) На столе перед ребенком раскладывает картинку яблони с яблоками разной величины, уточняет одинаковые ли по величине яблоки на яблоне. Демонстрирует ребенку корзинки, уточняет какие они по величине, предлагает собрать яблоки в нужные корзинки. 3. Дидактическая игра «Наведи порядок на кухне» Возраст 4-5 лет Цели : * Закрепить умение различать величину предметов : большой, поменьше, самый маленький. * Упражнять в умении раскладывать предметы слева направо в порядке возрастания и убывания . Оборудование : карточки с изображением посуды разной величины : большие, поменьше и самые маленькие. Методика проведения : Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду, которая лежит перед ними на столе, уточняет названия, цвет и величину. Предлагает навести порядок на кухне, расставив посуду в порядке убывания, возрастания слева направо . Дети расставляют посуду, называют в порядке убывания, возрастания . Игры на логику 1. Дидактическая игра «Сказка по клеткам» Возраст 5-6 лет Цели : * Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам. Оборудование : карточка с клетками, фишки - картинки с изображением предметов. Методика проведения : Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку, уточняет расположение цифр на ней, и фишки с изображением предметов, предлагает назвать : кто на них изображен. Педагог объясняет задание, чтобы получилась сказка нужно внимательно слушать и ставить фишки на нужную клеточку. Воспитатель начинает рассказывать сказку : «Жила была девочка Маша (4,3, отправилась она гулять в лес (4,2) . Высоко в небе парила птичка (1,2) . Ласково светило солнце (1,4) . На полянке Маша увидела красивые цветы (3,5) . Скоро Маша увидела красивую бабочку (2,1) . Хорошо летом в лесу». Если ребенок правильно выполнял задание, то получится вот такая сказка по клеткам. Вариантов сказок может быть очень много, все зависит от вас! 2. Дидактическая игра «Фантазеры» Возраст 5-6 лет Цели : * Закрепить умение строить по схеме из деталей игры. * Развивать образное мышление, воображение. Оборудование : схемы, игра «Колумбово яйцо» . Методика проведения : 1 вариант игры. Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, но для этого нужно построить корабли по схемам из деталей игры. Дети строят по схемам корабли. 2 вариант игры. Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебный лес и построить животных и птиц, которые могут обитать в этом лесу из деталей игры. Дети придумывают изображения зверей и птиц. 3. Дидактическая игра «Вырастим цветы» (Блоки Дьеныша) Возраст 5-6 лет Цели : * Закрепить знания о геометрических фигурах. * Развивать образное мышление, воображение. Оборудование : карточка-схема - «Полянка со стебельками» , наборы геометрических фигур : круги, квадраты, треугольники по 5 шт. красные, синие и желтые; схемы для серединок и лепестков цветов, готовый образец. Методика проведения : Воспитатель показывает схему полянки : Ребята, посмотрите, на цветочной полянке случилась беда : злая волшебница заколдовала цветы - сделала их невидимыми. Волшебной стране срочно нужна ваша помощь, нужно расколдовать цветы. Внимательно рассмотрите схемы для серединок и положите правильно нужные геометрические фигуры. А сейчас рассмотрите схемы для лепестков, будьте очень внимательны , и выложите лепестки нужными геометрическими фигурами. Воспитатель для проверки предлагает готовый образец. Оценивает деятельность детей в игре , хвалит выполнивших правильно задание. С теми, кто затруднился, проводит индивидуально еще раз игру. Схемы для серединок цветов. Схемы для лепестков. Готовый образец : 4. Дидактическая игра «Загадки и отгадки» Возраст 5-6 лет Цели : * Развивать образное мышление, воображение. * Упражнять в умении выкладывать из счетных палочек предметы по схеме. Оборудование : счетные палочки на каждого ребенка и карты-схемы. Методика проведения : Воспитатель читает загадку и предлагает детям из счетных палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу. По волнам дворец плывет, Закружу, заверчу, в небеса улечу. На себе людей везет. (вертолет) (корабль) Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (рыбка) 5. Дидактическая игра «Реши задачку» Возраст 5-6 лет Цели : * Развивать образное мышление, воображение. * Упражнять в умении выкладывать цифры из фасоли. Оборудование : фасоль в тарелочке на каждого ребенка. Методика проведения : Воспитатель предлагает решить стихотворную задачку, а ответ выложить на столе из фасоли. Как-то ночью под кусточком Пять ворон на крышу сели, Грибы выросли опять. Да еще к ним прилетели. Два грибочка, три грибочка. Отвечайте быстро, смело Сколько будет? Ровно. (пять) Сколько всех их прилетело? (семь) Игры, направленные на математическое развитие дошкольников старшей группыИгра «Будь внимателен». Цель: закреплять умение различать предметы по цвету. плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, фиолетовое платье. Описание : дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские предметы. Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх. Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа, и т. д. Игра «Сравни и заполни». Цели: развивать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ; закреплять представления о геометрических фигурах. Игровой материал и наглядные пособия: набор геометрических фигур. Описание: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса. Игра «Заполни пустые клетки». Цели: закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки. : геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов. Описание : играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса. Игра «Чудесный стаканчик». Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду. Игровой материал и наглядные пособия : 10 стаканчиков из-под йогуртов, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик. Описание : на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает. Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше». Игра «Праздник в зоопарке». Цель : учить сопоставлять число и количество предметов. Игровой материал и наглядные пособия : мягкие игрушки, счетные палочки (пуговицы). Описание : поставить перед ребенком игрушки животных. Предложить их «покормить». Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц). Игра «Длинномер». Цель: закреплять понятия «длина», «ширина», «высота». Игровой материал и наглядные пособия: полоски бумаги. Описание : педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину. Игра «Пройди в ворота». Игровой материал и наглядные пособия: карточки, «ворота» с изображением чисел. Описание: детям раздаются карточки с разным числом кругов. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах». Игра «Разговор чисел». Цель: закреплять прямой и обратный счет. Игровой материал и наглядные пособия: карточки с числами. Описание: дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»? Игра «Не зевай!». Цели: закреплять знание счета от 1 до 10, умение читать и записывать числа. Игровой материал и наглядные пособия : числовые карточки, фанты. Описание : детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять. Кто не успел быстро выполнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу-шутку, отгадать загадку и др.). Обучение старших дошкольников математике - ответственное и сложное дело. Как рассказать пяти-шестилетнему малышу о времени и пространстве, числах и величинах, чтобы это было и интересно, и познавательно? На помощь воспитателю придут разнообразные дидактические игры и игровые упражнения, причём материал для их проведения необязательно покупать - его можно изготовить самостоятельно. Зачем и как заниматься математикой с детьми старшей группыОбучение математике играет важную роль на всех современных этапах образования, от дошкольного до высшей школы.
Слова великого учёного подтверждает сама жизнь: без овладения математическими знаниями успешное и полноценное существование современного человека немыслимо. Она окружает нас всюду: время и пространство, счёт и форма - всё это математика. Одной из целей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является формирование у малышей начальных математических представлений и понятий, умения ориентироваться в сложном для детского понимания абстрактном мире чисел, величин, временных отрезков. Работа по обучению детей математике в детском саду ведётся последовательно и целенаправленно, усложняясь год от года, что отражено и в образовательных программах. Из счётных палочек дети могут в том числе выкладывать геометрические фигуры В старшей группе формирование элементарных математических представлений - ФЭМП - служит не только средством всестороннего развития воспитанников, но и готовит их к школе. Не все дети после старшей группы пойдут в подготовительную. Многих ждёт школьная парта. Задача воспитателей старшего звена - дать детям объём знаний, умений и навыков, который обеспечит им комфортный переход на новый этап жизни и послужит крепкой опорой на первых порах обучения в школе. Задачи обучения математике в старшей группеОпределён также ряд задач по основным разделам программы обучения математике. Задачи ознакомления детей со счётом и количеством - самые объёмные. Это, в первую очередь, относится к действиям со множествами (группами). Детей необходимо научить:
Обучение количественному и порядковому счёту в пределах десяти преследует такие образовательные задачи:
Навыки счёта пригодятся детям с первых дней в школе При знакомстве с величиной следует:
Большего эффекта в изучении детьми математики позволяет добиться комплексный подход - сочетание разных типов деятельности в рамках занятия Совершенствуется и расширяется круг представлений детей о форме:
Работа по ориентировке в пространстве включает в себя развитие умений:
Задачи по обучению ориентирования во времени:
Ориентироваться во времени старшие дошкольники учатся с помощью модели часов Кроме обучающих и развивающих, педагог планирует и воспитательные задачи каждого вида деятельности на основании конкретной темы:
Без решения воспитательных задач занятие имеет мало ценности . Потому что вся работа ДОУ направлена в первую очередь на становление гармонично развитой личности, базовые качества которой - доброта, человечность, уважение к окружающим. Занятие как основная форма обучения математике в ДОУРазвивать математические представления старших дошкольников можно в разное время: в часы утреннего приёма, на дневной прогулке и во вторую половину дня. Формы работы тоже разнообразны: индивидуальные (с 1–3 детьми), групповые (с группами от 4 до 10 детей) и коллективные, то есть со всеми детьми сразу. Наиболее высоких результатов педагог может добиться, умело сочетая все три формы обучения. Основной формой работы по ФЭМП традиционно является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Наглядные пособия помогают усвоить абстрактные знания Именно такое занятие, охватывающее всех детей группы, позволяет систематически и наиболее полно давать им знания, трудные для восприятия малышей, вооружать умениями и навыками в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) и образовательных программ. Организованная образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе проводится раз в неделю в первой половине дня, после завтрака . Рекомендуется ставить занятие математикой первым, а после него - физкультуру, музыку или изобразительную деятельность. В понедельник и пятницу занятия с повышенной умственной нагрузкой не проводят, лучше выбрать день в середине недели. Структура и временные рамки занятия по ФЭМПНОД по формированию математических представлений имеет чёткую структуру. Длительность занятия обычно составляет 25 минут, но оно может быть чуть дольше, если воспитатель запланирует интеграцию образовательных областей (соединит математику с экологией, рисованием, аппликацией). Структура занятия по математике в старшей группе ДОУ:
В середине занятия обязательно проводится физкультминутка. Она может быть математического содержания или даже в форме дидактической подвижной игры: например, детям даётся задание сделать количество движений (наклонов, приседаний, прыжков), равное числу на карточке, которую покажет воспитатель. Весёлая физкультминутка быстро снимет усталость и напряжение Основные приёмы, используемые на занятиях по ФЭМП в старшей группеНа занятиях математикой широко используются практические, наглядные и словесные методы приёмы обучения. Причём если все они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, то позволяют наиболее полно раскрыть тему занятия и достичь высоких результатов. Из практических методов широко применяются упражнения и игра. Упражнение представляет собой последовательно выполняемые действия, неоднократное повторение которых приводит к выработке навыка и закреплению полученной информации. Различают репродуктивные и продуктивные упражнения: Без подкрепления наглядностью усвоить абстрактные математические понятия малышам просто не удастся. Наглядные приёмы присутствуют на каждом занятии по ФЭМП. Это:
Среди словесных приёмов наиболее часто встречаются:
Такие математические операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение на занятии по ФЭМП могут выступать в качестве самостоятельны х приёмов, с помощью которых решаются задачи НОД. Изучение простых операций с числами в дальнейшем становится основной для понимания более сложных Существует также группа специальных приёмов, используемых только на математических занятиях:
Специфичны и приёмы, используемые при изучении определённых математических понятий:
Все эти приёмы находят своё отражение в дидактических упражнениях и играх. Красочные дидактические материалы не только обучают детей полезным навыкам, но и влияют на формирование эстетического вкуса Игра по праву считается наиболее распространённым методом не только на занятии по ФЭМП, но и во всех видах занятости в ДОУ. Однако в организованной образовательной деятельности игра не служит средством развлечения ребёнка, а способствует выполнению педагогических целей и задач. Поэтому и называют её дидактической, то есть обучающей. Роль дидактической игры на занятии по ФЭМП в старшей группеБезусловно, игра - ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте, и её необходимо использовать на занятиях как можно чаще. НОД (непосредственно образовательную деятельность) по развитию математических представлений обычно организуют в игровой форме, с использованием в ходе неё нескольких игр, привлечением сказочных персонажей, необычных сюжетов. Однако не стоит забывать, что занятия по математике имеют дидактическую цель, в соответствии с которой следует в разумных долях сочетать игровые развлекательные моменты с упражнениями и заданиями, требующими проявления умственных усилий, внимания, собранности, усидчивости. Это приносит образовательную пользу и соответствует возрастным особенностям детей: им всё больше нравится не просто играть, а узнавать новое, побеждать, добиваться результата.
Игры и игровые моменты на занятиях по ФЭМП разных типовПо главной дидактической цели выделяют следующие типы НОД по математике:
Каждому типу занятий присущи свои особенности, и использование игр и игровых моментов на них различается. Занятия по освоению нового материалаЗанятия по освоению нового материала содержат много информации и практических действий. Дидактические игры на них проводят во второй части, для закрепления услышанного. Также воспитатель использует игровой момент для мотивации познавательной деятельности, чтобы вызвать у детей интерес к освоению новой темы. Можно использовать такой игровой приём, как появление сказочного персонажа с проблемой, решение которой требует овладения новыми знаниями. Например, при изучении темы «Часть и целое. Половина и четверть круга» воспитатель после организационного момента озвучивает тему: «Ребята, сегодня мы узнаем, как разделить круг на две и четыре равные части, и как называются эти части круга». Казалось бы, обычное начало занятия. Но тут раздаётся плач за дверью (работа помощника воспитателя). Педагог выходит и возвращается с двумя игрушечными медвежатами. Медвежата принесли с собой круг сыра (плоская двухсторонняя модель, которую лучше для большего соответствия настоящему сыру распечатать на принтере и склеить). Детям будет интереснее выполнять упражнение, если их мотивировать Медвежата очень огорчены. Им подарили большой кусок сыра, но они не знают, как его поровну разделить. Один раз их обманула хитрая лисичка (отсылка к известной детям сказке), и теперь они пришли за помощью к детям. Воспитатель радостно принимает гостей: «Проходите, медвежата, устраивайтесь поудобнее. Вы очень вовремя. Ведь сегодня на занятии мы как раз и будем… Чему же мы будем учиться сегодня, ребята?» «Делить круг на две части», - отвечают дети. Воспитатель: «А какой формы сыр у наших медвежат?» - «Круглый». - «Как вы думаете, сможем ли мы им помочь? Конечно, мы и сами научимся делить круглые предметы на две части и медвежат научим». Таким образом создаётся мотивация детей; кроме того, дети видят возможное практическое применение новых знаний, что повышает их интерес к усвоению материала. Игровой сюжет позволяет детям легче осваивать новые знания В конце занятия воспитатель делит сыр на четыре одинаковые части и провожает медвежат «домой в лес», а с детьми для переключения внимания и разгрузки проводит короткую подвижную игру «Лесные друзья» (имитация походки мишки, прыжков зайца и т. д.). После физкультминутки можно провести одну дидактическую игру на закрепление ранее изученного, но связанную по сюжету с темой занятия, например, «Посчитай и покажи цифру». Воспитатель демонстрирует картинки с изображением лесных обитателей (три зайчика, пять белочек, два ёжика), а дети поднимают карточку с соответствующей цифрой.
В свободной продаже можно найти большое количество готовых наглядных пособий по ФЭМП Занятия по закреплению изученногоНа занятиях по закреплению и применению полученных знаний дидактической игре отводится больше места. В сочетании с дидактическими упражнениями игра способствует быстрому и, что самое прекрасное, нескучному углублению и обобщению знаний. Здесь будет уместно сочетание игровой, учебной и трудовой деятельности, что позволит сформировать практические навыки и умения. Нелишними будут элементы поиска, эксперимента, опыта. В гости вновь может прийти сказочный герой, но уже не с проблемой, а с просьбой помочь, научить. Например, при закреплении темы «Измерение длины условной меркой» к детям может прийти Красная Шапочка, которая просит их о помощи. Её бабушка переехала в новый дом, а к нему ведут три дороги. Красная Шапочка просит ребят измерить их и найти самую короткую. На столе у детей лежат «планы местности»: рисунки, где изображён домик и три линии к нему, прямая и две ломаные. Планы даются по одному на стол для обучения детей умению работе в паре, воспитанию сотрудничества и взаимопомощи. Условные мерки из картона есть у каждого ребёнка. Части «ломаных» дорожек должны соответствовать по длине условной мерке, прямая дорожка должна содержать мерку целое число раз. Задание на измерение условной меркой тоже может быть облечено в игровую форму Дети выполняют задание, измеряя дорожки и обозначая число вместившихся условных мерок точками на каждой дорожке. Сообща приходят к выводу: прямая дорожка самая короткая. Красная Шапочка благодарит ребят и предлагает поиграть в игры «Узнай геометрическое тело по описанию» (Красная Шапочка достаёт потом их из своей корзинки), «Далеко-близко», а также может загадать им загадки математического содержания или дать одну-две лёгкие задачи, к примеру: «Моя мама испекла шесть пирожков, один пирожок я подарила в лесу медвежонку. Сколько пирожков осталось?» Дидактические игры подбираются в зависимости от образовательных задач занятия, главное, чтобы они перекликались с общей темой. Проверочные занятияПроверочные занятия проводятся в конце полугодия и учебного года. Они не имеют сюжетной линии и состоят из разноплановых заданий, упражнений и вопросов, подобранных так, чтобы выявить уровень усвоение детьми материала по разным направлениям. На таких занятиях важно зафиксировать результаты, чтобы потом иметь возможность провести эффективную коррекционную работу. Комбинированные занятияКомбинированные занятия дают наибольший простор для проявления творческого потенциала педагога и изобилуют дидактическими играми, занимательными заданиями, загадками и логическими заданиями. Каждое занятие у опытного, увлечённого своим делом воспитателя проходит весело, оживлённо, в движении. Ребятишки заняты разнообразными приключениями: они путешествуют, ищут ответы на загадки, помогают сказочным героям или обитателям леса, и всё это эмоционально, радостно, с охотой. Зачастую современное комплексное или интегрированное занятие по ФЭМП - это объединённая единым сюжетом история с интересным началом, логично развивающейся цепью событий, в ходе которых решаются образовательные и воспитательные задачи, и счастливым финалом, доставляющим ребятне массу удовольствия и положительных эмоций. Положительные эмоции действительно помогают детям учиться Дидактические игры по математикеСуществует общее разделение дидактических игр:
На занятиях по ФЭМП применяются все три вида. В предметных играх используются:
Настольно-печатные игры можно приобрести в специализированных магазинах, но вполне реально изготовить их самостоятельно, причём в таком количестве экземпляров, чтобы на занятии хватило каждому ребёнку или каждой паре детей. Это:
Дидактическая игра «Поставь машину в гараж» поможет закрепить знания о составе числа К словесным играм относятся:
Но есть и более подробное деление именно математических дидактических игр в зависимости от выполняемых образовательных задач:
Таблица: примеры самодельных дидактических игр по ФЭМП для старшей группы
Отдельную группу составляют подвижные и пальчиковые игры математического содержания: в них ребёнок должен не только отвечать на вопросы, размышлять, но и выполнять определённые действия согласно игровому заданию или словам игры. Например, дидактические игры большой подвижности «Найди геометрическую фигуру», «Пройди по мостику», «Собери фрукты (цветы)» требуют от детей не только знания цифр, чисел, геометрических тел и фигур, но и проявления ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве. Фотогалерея: образцы самодельных печатных игр по ФЭМПИгра «Зверята на прогулке» использует образы животных Игра «Фигуры, по местам!» закрепляет понятия «верх», «низ», «центр» и другие Игра «Помоги Гному» воспитывает в детях доброту Игра «Нарисуем лето» очень нравится детям Проводим игровое занятие по ФЭМП в старшей группеЧтобы правильно организовать и провести занятие по математике, нужно определиться с его темой и задачами. Образовательные задачи НОД в соответствии с программными и методическими требованиями усложняются в течение учебного года: сначала идёт повторение изученного в средней группе, потом даётся новый материал, который систематически повторяется и углубляется. В конце учебного года проводятся обобщающие занятия. Распределение программных задач по месяцам учебного года примерно одинаково во всех дошкольных учреждениях, а вот темы могут не совпадать из-за расхождения в календарном тематическом планировании, несколько отличающемся в разных учебных заведениях. Поэтому, готовясь к занятию, педагог должен выбрать тему так, чтобы она соответствовала теме недели или месяца в перспективном планировании педагогической работы в целом.
Таблица: фрагмент календарно-тематического плана занятий по ФЭМП
Несколько советов молодым педагогам по организации игровых занятий. Про игры и упражненияНе перенасыщайте занятие игрой. Пусть она будет в меру и к месту. Для предметного занятия достаточно двух-трёх игр, для комплексного их количество можно увеличить до пяти или даже шести - при условии, что две из них будут короткими играми-забавами, не требующими особого напряжения внимания и умственных усилий. Можно сочетать три-четыре игры и викторину или отгадывание загадок. Некоторые воспитатели, стремясь сделать занятие насыщенным, используют много разноплановых игр, поэтому и дети утомляются, и сам педагог, не укладываясь в отведённое время, спешит и сводит результат на нет. В занятии должно быть место не только для игры и упражнения, но и для маленького стихотворения по теме, короткой беседы, времени на обдумывание вопросов. Игры - это интересно, но перенасыщать ими занятие не нужно Про ответы и ошибкиНе добивайтесь точных и правильных ответов от абсолютно всех детей. Вызывайте тех, кто активно, но культурно заявляет о своём желании высказаться, поощряйте за правильные ответы. Если ребёнок ошибся, лучше обратиться к самим детям и спросить, не хотят ли они что-то добавить. Ошибку необходимо исправить, нельзя, чтобы неправильный ответ отложился в памяти детей. Если вы видите, что ребёнок знает и хочет ответить, предложите ему высказаться, но не настаивайте в случае отказа.
Про демонстрационный материалРазмещайте демонстрационный материал так, чтобы его видели все дети. Очень удобен, даже незаменим в этом плане коврограф - отрез ковролина примерно два на полтора метра. Его располагают на видном месте перед столами детей и используют как демонстрационную доску. Все печатные материалы, картинки, фигурки героев крепятся и легко снимаются благодаря наклеенным с обратной стороны липучкам для одежды. Коврограф с успехом заменит обычную демонстрационную доску Про сюрпризные моментыСюрпризный момент - важная часть занятия, причём её можно использовать не только в его начале, но и в конце - как итог. Например, в одном из детских садов на занятии «Зимние загадки» дети выполняли задания волшебницы Зимы, чтобы получить её подарок. Всё это время на доске находился «снежный сугроб» из ватмана, состоящий из наложенных друг на друга «сугробов» разного размера. С каждым успешно пройденным этапом дети дули на «снег», воспитатель снимал один слой ватмана, сугроб становился меньше. Когда последнее задание было выполнено, дети подули на «сугроб» в последний раз и он «растаял». Что же за подарок ждал их? Красочное изображение нежного подснежника (в увеличенном виде, конечно). Волшебница Зима напоследок подарила детям первый цветок (занятие проводилось в конце февраля). А на обратной стороне последнего «сугроба» дети смогли прочитать её послание: «Весна близко». Такое завершение занятия создало радостное приподнятое настроение у ребят, которые, конечно, уже соскучились по весеннему теплу. Но интересная задумка педагога могла не сработать и не вызвать предполагаемый эмоциональный отклик, если бы дети увидели заранее, что скрывается под «снегом». Миг радостного открытия, эмоционального всплеска - главная ценность сюрпризного момента Поэтому мало задумать сюрпризный момент, нужно сделать так, чтобы дети о нём не узнали заранее. Подготовку сюрприза лучше проводить в отсутствие воспитанников, например, предложить им выйти в раздевалку и поиграть в словесную игру с помощником воспитателя, пока воспитатель готовит оборудование для занятия. Про моделирование и комментированное рисованиеДети зачарованно смотрят на рисунки и предметы, которые создаются у них на глазах. Поэтому вы быстрее и понятнее растолкуете им, что такое год и месяцы, если нарисуете солнце, разделённое на четыре части, с двенадцатью лучами. Рисование следует сопровождать рассказом, пояснением (такое рисование и называется комментированным). Изображение года в виде круга поможет дошкольникам осознать цикличность временных отрезков и их неизменность в следовании друг за другом.
Таблица: конспект занятия по ФЭМП на тему «В гостях у осени», автор Марина Корж
Самодельная печатная дидактическая игра «Поможем белочке собрать грибы» тренирует умение сравнивать числа Провести игровое занятие по формированию начальных математических представлений в старшей группе детского сада не так уж и сложно. Нужно только приложить немного старания и умения, проявить находчивость и фантазию - и яркое, насыщенное интересными играми и эстетически оформленным наглядным материалом занятие станет вашей педагогической изюминкой. |
Популярное:
Новое
- Презентация - война за независимость и образование сша
- Иллидан - герои Heroes of the Storm (HOTS)
- Андрей михайлов - средневековые легенды и западноевропейские литературы Средневековые мифы и легенды
- Наркомания как общественное явление Наркомания как общественное явление
- Решение головоломки с пирамидой в Ордене Истины в Torment: Tides of Numenera Багровый рассвет приветствует искателя лиловый закат знаменует
- Демоверсия устной части огэ по русскому языку
- Княгиня ольга — духовная мать русского народа
- Сатанинский алтарь Ленина
- Почему щелочной гидролиз сложных эфиров процесс необратимый
- Путешествие в древний Новгород