Разделы сайта
Выбор редакции:
- Трехсот спартанцев не надо — хватит и одного: русский солдат, якут, с пулеметом наперевес останавливает грузинскую колонну в дни битвы за Южную Осетию Русский солдат не пропустил грузинскую колонну
- Презентация - война за независимость и образование сша
- Иллидан - герои Heroes of the Storm (HOTS)
- Андрей михайлов - средневековые легенды и западноевропейские литературы Средневековые мифы и легенды
- Наркомания как общественное явление Наркомания как общественное явление
- Решение головоломки с пирамидой в Ордене Истины в Torment: Tides of Numenera Багровый рассвет приветствует искателя лиловый закат знаменует
- Демоверсия устной части огэ по русскому языку
- Княгиня ольга — духовная мать русского народа
- Сатанинский алтарь Ленина
- Почему щелочной гидролиз сложных эфиров процесс необратимый
Реклама
Сочинение по рассказу В. Солоухина «Мститель |
Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Название рассказа «Мститель» привлекает своей загадочностью. Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыты какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история. Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающего зло. Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом. Главные герои - школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествованию от первого лица, - автор. Этот рассказ - воспоминание детства с последующим переосмыслением. В основе новеллы лежит конфликт-интрига. Работая на пришкольном участке, ученики «веселились», насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевают обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести. К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся отвечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь. «Мне делается легко от приятного решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели». Рассказ Солоухина "Мститель", краткое содержание (для читательского дневника) которого мы рассматриваем, рассказывает о двух школьниках. На первый взгляд, это просто детский рассказ, но как он поучителен! Удар в спинуВ один теплый и солнечный день школьников отправили сажать картошку на школьном участке. Ребята, довольные возможностью отвлечься от арифметики, с восторгом принялись за дело. Конечно, занимались они не только картошкой. Любимым занятием стало формирование шариков из комьев земли. Насаживая их на длинный прутик, ребята их бросали. Шарики летели на удивление далеко. Развлекался таким образом и наш герой, имени которого автор не называет. И тут он почувствовал сильный удар в спину. Это Витька Агафонов ударил одноклассника таким шариком по спине и со всех ног бросился бежать. Герою стало невообразимо обидно. Даже плакать захотелось. Нет, не от боли. Зачем же так, в спину, а главное - за что?! Ведь дрались они с Витькой в последний раз два года назад. ВендеттаОн начал планировать месть. Решил пригласить Витьку в лес жечь теплинку и там отдубасить. По уху съездить, а потом в нос? Или по спине дать сзади, как и он? Когда на следующей перемене наш герой подошел к Витьке с предложением, тот сразу насторожился. Решил, что его ждет драка. Но одноклассник уверил, что давно забыл про обиду. Витька поверил и расплылся в радостной улыбке. Его доверчивость немного покоробила героя. Прогулка по лесуИтак, мальчишки пошли в лес. Витька наслаждался природой, а наш герой только и думал о мести. Прикидывал, по какому месту треснуть друга. А чтобы огонь мести не угасал, герой рассказа Солоухина "Мститель" (в кратком содержании это отражено) постоянно подпитывал его обидой. Мальчик все обдумывал, как и когда ударить обидчика. Внезапно Витька увидел шмеля, который вылетел из норки. Глаза у него сразу загорелись. Мальчик предположил, что в норке может быть мед. И наш герой снова отложил акт возмездия. Мальчишки вырезали лопатки и начали рыть. Намучившись с твердым грунтом, наконец добрались до мягкой земли. Но никакого меда там не оказалось. Что там делал шмель - осталось загадкой для ребят. На опушке Витька заприметил грибы. Рыжики росли густо и были очень красивы. Мальчик тотчас предложил сбегать за солью, чтобы поджарить их на костре. Вот обед был бы! Наш герой подумал, что о мести придется забыть на некоторое время. У Витькиной матери удалось украсть несколько куриных яиц. Ребята закопали их в ямку, и на этом месте начали разводить теплинку. Думали, что яйца от жара огня запекутся и будут очень вкусными. Мальчики собрали хворост. Постепенно костер разгорелся небольшим, но стойким пламенем. Огонь выплясывал, словно девушка на танцах. Герой рассказа Солоухина "Мститель", краткое содержание которого мы рассматриваем, даже подумал, что Витька вовсе не так плох, как он думал. Но треснул-то он его за что между лопаток? Ребята собрали рыжики, когда костер разгорелся. Витька насаживал на прутик свой первый рыжик, и его спутник подумал, что это идеальный момент для свершения мести. Но решил отложить ее. Рыжиков хотелось сильнее, чем мстить. Мальчик просто не хотел признаваться себе, что давно перестал злиться на Витьку и желание мстить пропало. Грибы оказались очень вкусными. И так как соль еще не закончилась, ребята решили собрать еще рыжиков. Наконец они, довольные, наелись. Но наш герой не мог насладиться отдыхом в полной мере - его мысли были заняты предстоящей местью. ПрощениеГерой рассказа Солоухина "Мститель", краткое содержание которого мы обсуждаем, понимает, что время мести пришло. Он отчаянно ищет, как можно продлить этот замечательный день. И приглашает Витьку на речку, смыть сажу. И вот мальчики отправились домой. Витька доверчиво идет вперед, и его спутник понимает, что очень трудно ударить человека в спину. Он больше не чувствует злости и обиды. Он решает спустить Витьке с рук утренний удар. Вот если это повторится - уж он ему задаст! На душе нашего героя неожиданно становится легко. Этот легкий, но поучительный рассказ был написан прекрасным детским писателем - В. Солоухиным. "Мстителя" в интересно будет прочитать не только детям, но и их родителям. Обида - это тяжелый камень, который несет тот, кто ее испытывает. И лишь избавившись от него, он имеет возможность чувствовать легкую, ничем не замутненную радость. Ведь счастье зависит только от нас. Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Сочинение по литературе на тему: Рецензия на рассказ В. А. Солоухина “Мститель”Другие сочинения:
Класс: 11 Цель: Через исследование событий помочь осмыслить конфликт рассказа. Задачи. Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная: воспитание думающих, отвечающих за свои поступки людей, умеющих радоваться победе над самим собой. 1. В. Солоухин. Рассказ “Мститель” - не дочитывать до конца 2 абзаца. 2. Тип урока - углубление и корректировка восприятия произведения в процессе его анализа. 4. Вид - развитие критического мышления. 5. Методы обучения - аналитически – оценочный, поисковый. 6. Формы работы учащихся - работа в парах; работа с таблицей и художественным текстом, выразительное чтение, беседа. 7. Самооценка, взаимооценка. 8. Художественный программный текст, таблица “Стратегия критического мышления”. 9. “Обучение жизненно – важным навыкам”, Н. П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт. С.- П., Образование – культура, 2002 год. План урока. 1. Вступительное слово - 2-3 мин. 2.Беседа с классом - 4 мин. 3. Аналитическая работа по тексту - 20- 22 мин. 4. Выразительное чтение рассказа - 4 мин. 5. Рефлексия - 6-7 мин. 6. Вывод - 3 мин. 7. Итог - 2 мин. 8. Д/з. - 1 мин. Ход урока Детство не только яркая, Вопросы к уроку: (запись на доске) На что похожа месть? Почему рассказ назван “Мститель”? I. Слово учителя о писателе. (Используется вступительная статья учебника литературы) II. Беседа с классом. Какого цвета ваше настроение? / учащихся на партах цветные лепестки из бумаги, они приклеивают их на общий лист в виде цветка. Значение цветов дети уже знают. Если нет - есть возможность сейчас об этом поговорить/. (Значение цветов: Синий - умение сопереживать, жёлтый – изменчивость, красный – воля к победе, зелёный – упорство, способность к критическому анализу, фиолетовый – желание нравится, коричневый – отсутствие удовлетворённости, чёрный – болезненность переживаний, белый – ожидание изменений.) Какие ассоциации вызывает у вас слова месть, мститель? (Месть - намеренное причинение зла с целью отомстить за обиду) Знакомо ли вам чувство, которое испытывает герой в начале рассказа? Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Каким был их финал? Работа с эпиграфом Согласны ли вы с высказыванием Солоухина о роли детства в жизни человека? III. Аналитическая работа по тексту (с применением таблицы “Стратегия критического мышления”) - работа в парах. 1. Выделите в тексте проблему (Внутренний конфликт: желание отомстить – нежелание бить доверчивого приятеля, т.е. детская обида - умение прощать, принять правильное, мудрое решение). 2. Опишите проблему Вспомогательные вопросы: Кто из героев вам более симпатичен? Почему? Каковы герои?
Итак:В чём проблема героя? (Рассказчик хочет отомстить за обиду, но всё время отодвигает, оттягивает этот момент.) 3. Определение вариантов решения проблемы (А) побить Б) простить) 4. Решение проблемы Вспомогательные вопросы: Какой из вариантов, на ваш взгляд, наилучший? Почему? (Простить, потому что при мысли о мести у Витьки “под ложечкой начинает ныть и сосать”. Он радуется любой отсрочке мести.) Как поступили бы вы? Что лежало в основе плана мести героя? (Обман) Назовите этапы решения проблемы рассказчиком. (1. Обида. 2. “Злодейский замысел”. 3. Искусственное разжигание обиды. 4. Интерес к предложениям Витьки. 5. Общие интересы.) IV. Выразительное чтение рассказа до конца 5. Рефлексия Был ли финал рассказа неожиданным для вас? Что помогло тебе принять решение, близкое к авторскому? (Почему ты ошибся?) Почему рассказ назван “Мститель”? (В названии звучит авторская ирония: несочетаемость грозного названия и финальной фразы: “Мне делается легко и приятно от принятого решения не бить Витьку” …) Довольны ли вы таким финалом? (Выбор решения - важный момент в жизни каждого человека. Правильный выбор нужно учиться делать с детства. Витька - молодец. Он помог разобраться в своих чувствах рассказчику, который может теперь себя уважать.) Изменился ли цвет вашего отношения к героям? Наклейте лепестки нового цветка. Чем он отличается от прежнего? Почему? Сделайте комплимент тому ученику, чьи ответы вам понравились больше всех (3-4 уч-ся) Д/з: Дать ответ на вопрос: На что похожа месть? Какие уроки извлёк рассказчик из этой истории? Стратегия решения проблем
|
Популярное:
Новое
- Презентация - война за независимость и образование сша
- Иллидан - герои Heroes of the Storm (HOTS)
- Андрей михайлов - средневековые легенды и западноевропейские литературы Средневековые мифы и легенды
- Наркомания как общественное явление Наркомания как общественное явление
- Решение головоломки с пирамидой в Ордене Истины в Torment: Tides of Numenera Багровый рассвет приветствует искателя лиловый закат знаменует
- Демоверсия устной части огэ по русскому языку
- Княгиня ольга — духовная мать русского народа
- Сатанинский алтарь Ленина
- Почему щелочной гидролиз сложных эфиров процесс необратимый
- Путешествие в древний Новгород