Главная - Игры
Православный лицей. «Задача нашей школы — воспитывать “православный спецназ”

В православных школах Москвы высокое качество образования сочетается с духовно-нравственными ценностями. Это отражается не только в обязательных ритуалах: утренняя молитва, посещение Храмов, участие в Литургии, соблюдение постов, паломнические поездки и т. д., но и в способах преподавания некоторых общеобразовательных предметов (истории, биологии и литературы). Так, теория Дарвина преподается именно как теория. Помимо общеобразовательных дисциплин, воспитанники церковных школ изучают православную культуру и церковнославянский язык, Закон Божий. Как и во всех частных школах, в рассматриваемых учреждениях созданы все условия для комфортного обучения и отдыха: небольшие классы, численностью до 15 человек, эргономичная мебель, современное материально-техническое оснащение, опытные и талантливые педагоги.

Достоинства обучения в церковных школах

  • Правильное воспитание . В церковных школах дети стремятся учиться. Этому способствует особая атмосфера, настрой педагогов, индивидуальный подход. В обычных школах у детей формируются другие приоритеты: дорогая электроника, модная одежда, развлечения.
  • Ребята избавлены от негативного влияния извне . Детям свойственно копировать поведение взрослых. С учетом размытых границ морально-этических принципов в современном обществе, отсутствия правильного воспитания в обычных школах, такая тенденция приводит к большим проблемам: подростки начинают делать то, что для православного человека считается грехом.
  • Детям верующих родителей намного комфортнее находиться в окружении единомышленников .

В настоящее время существует два основных вида церковных школ: приходские и миссионерские. Первые открываются приходами РПЦ. Поступить в такие учебные заведения могут далеко не все желающие: семья, где воспитывается ребенок, должнарегулярно посещать приход, при котором действует школа, или хотя бы быть воцерковленной. В последнем случае потребуется благословение духовника семьи будущего воспитанника. В миссионерские школы могут принять детей не из воцерковленных семей – если родители и сам ребенок хочет учиться в церковной школе, его принимают.

Ознакомиться со всеми православными школами Москвы можно на страницах нашего каталога:

На сегодняшний день в Москве открыто около 30 православных школ. Рассмотрим самые популярные из них.

Православная школа «Ретро»

Православная школа «Ретро» расположена в ВАО Москвы по адресу ул. 4-я Гражданская, д.43, к.8. «Ретро» – одна из первых частных школ России. В 2016 году она отметила 25-летний Юбилей. В концепции воспитательного процесса школы лежат дворянские традиции XIX века и религиозная культура.

Дворянское воспитание – это особый образ жизни и стиль поведения. Учащиеся, придерживающиеся дворянской этики, вырастают честными, порядочными и искренними людьми. Учителя уважительно и внимательно относятся к каждому ребенку и требуют того же взамен.

Обучение тесно перекликается с православными традициями. Воспитанникам ненавязчиво, но настойчиво во время встреч с представителями Церкви, на уроках и в быту прививают религиозные принципы.Вместе с педагогами они регулярно посещают церковь, получают аттестат в храме Христа Спасителя.

Школа «Ретро» открыта для детей любой национальности, но обязательно православной веры. Руководство данного образовательного учреждения не стесняет детей в обычной повседневной одежде: воспитанники могут носить то, что хотят. Главное, чтобы наряд был чистым, соответствовал погоде и обстоятельствам. Однако каждая девочка должна иметь в своем гардеробе красивое бальное платье, а мальчик – смокинг или фрак на торжественные случаи: школьные балы, праздники и прочие мероприятия.

Особенности

  • «Ретро» – церковная школа полного дня, работающая с 9.00 до 18.30. Дети учатся, отдыхают, делают уроки под присмотром воспитателей, гуляют на свежем воздухе, посещают спортивные секции и творческие мастерские.
  • Доставка от места проживания до образовательного учреждения на микроавтобусе.
  • Четырехразовое питание.
  • Есть охрана, видеонаблюдение.
  • Во время школьных каникул руководство школы организовывает поездки за рубеж, экскурсии по городам РФ, туристические походы.

Образовательные приоритеты

«Ретро» обладает лицензией на образовательную деятельность и имеет государственную аккредитацию. Образовательная программа включает:

  • Углубленное изучение английского, немецкого и французского языков, русского языка и литературы, а также биологии, истории, экономики и математики.
  • Изучение светского и православного этикета, Истории мировых религиозных культур, Закона Божьего, культуры речи, психологии общения, музыки и хореографии.
  • Бесплатную подготовку к ЕГЭ и ГИА, есть экстернат и подготовка к школе, индивидуальная подготовка к поступлению в ВУЗы.
  • Воспитанники «Ретро» регулярно участвуют и занимают призовые места в конкурсах и на олимпиадах.

В школе регулярно проводятся тематические дни и вечера, балы и концерты, уделяется огромное внимание творческому воспитанию. Так, во второй половине дня дети занимаются музыкой (обучение игре на фортепиано и гитаре, вокалу), живописью, танцами, рукоделием, обучаются риторике и ораторскому искусству. Также в «Ретро» есть несколько спортивных секций и театральный кружок.

Церковная школа «Знак»

Частная школа «Знак», расположенная в СВАО Москвы по адресу: ул. ул. Абрамцевская, д.6А., выстраивает образовательный процесс на принципах христианской антропологии. В воспитательную программу школы включены молитвы, паломнические поездки, социальные мероприятия. Раз в месяц дети ходят в храм.

В этой школе православие не навязывается насильно, дети могут носить любую одежду. Сюда берут всех, кто хочет учиться, даже с другим вероисповеданием. Здесь нет строгости, военной дисциплины. Спокойствие и порядок – это хорошо, но этого невозможно достичь искусственным путем.

Особенности

«Знак» – школа полного дня с трехразовым питанием, подвижными играми, прогулками на свежем воздухе. На территории учреждения расположен собственный спортивный комплекс с бассейном, есть хорошая охрана.

Руководство школы уделяет огромное внимание не только духовному, но и физическому воспитанию, здоровью. Режим дня построен с учетом психофизического состояния и природных ритмов учеников.Классы оборудованы эргономичной мебелью, учитывающей анатомические особенности ребят, в частности, конторками Базарнова. Огромное внимание здесь уделяется подбору игровых форм обучения, способствующих эмоциональной вовлеченности ребенка в урок. Это могут быть тренинги, психологические игры и театральные постановки, проведению которых руководство школы уделяет особое внимание. Во второй половине дня дети занимаются в разных, интересных конкретному ребенку, студиях и кружках.

Образовательные приоритеты

В школе «Знак» работают квалифицированные педагоги с правительственными наградами, учеными степенями и почетными званиями.

Образовательная программа включает себя, помимо обязательных предметов из перечня ФГОС, основы православия и славянский язык, углубленное изучение английского языка. Кроме того, в качестве дополнительных услуг «Знак»:

  • Экстернат, подготовка к школе, ГИА и ЕГЭ, помощь психолога и логопеда;
  • Индивидуальное сопровождение детей с социальными затруднениями;
  • Индивидуальная работа с одаренными детьми;
  • Организация экскурсий, летние лагеря, конкурсы и олимпиады;
  • Огромный выбор спортивных секций, кружков, которые дети могут посещать во второй половине дня.

Елизаветинская гимназия

Елизаветинская гимназия занимает почетное место среди православных школ Москвы . Расположенная в историческом месте, Марфо-Мариинской обители, она впитала в себя утонченную культуру и благородство, заповеди о нравственном просвещении и духовном укреплении преподобной мученицы Елизаветы.

Обучающий процесс здесь организован в духе христианского миросозерцания. Кроме общих дисциплин, дети изучают церковнославянский язык, общаются с местным священником, Артемием Владимировым. Гимназия тесно взаимодействует с Марфо-Мариинской обителью: каждую среду воспитанники гимназии участвуют в Божественной обедне. Расписание занятий и режим дня составляются с учетом постов и православных праздников. Все ученики носят школьную форму. Чтобы поступить в Елизаветинскую гимназию детям необходимо получить благословение своего священника.

Особенности

  • Елизаветинская гимназия работает в режиме пансиона.Дети могут находиться под присмотром всю неделю.
  • Во время школьных каникул работает лагерь.
  • Есть группа дошкольной подготовки, рассчитанная на 1 год. Если ребенок успешно усвоил материал, он автоматически становится воспитанником гимназии и зачисляется в первый класс.
  • Количество мест в рассматриваемой церковной школе ограничено. Если ребенок не посещал подготовительные курсы, в начале зимы предшествующего обучению года необходимо записаться в лист ожидания.

Образовательные приоритеты

В Елизаветинской гимназии преподают общеобразовательные предметы, утвержденные ФГОС, с углубленным изучением математики, истории и литературы, английского языка. В средней школе дети изучают второй европейский язык, а также латинский и церковнославянский.

Занимаясь нравственным воспитанием учеников, педагоги гимназии, вместе с духовником Артемием Владимировым, прививают любовь к творчеству. Большое внимание здесь уделяется искусству: живописи, поэзии, музыке, театру. В гимназии открыто несколько спортивных секций: танцы, художественная гимнастика, восточные единоборства и шахматы.

Церковная гимназия «Радонеж»

Православная гимназия «Радонеж», расположенная в ЮЗАО Москвы, ориентирована на детей, чьи родители хотят, чтобы ребенок получал христианское воспитание и качественное образование. Гимназисты соблюдают пост, участвуют в православных обрядах, молятся. У гимназии есть духовный попечитель – архимандрит МелхиседекАртюхин.

На территории учреждения расположен Храм Иоанна Богослова. В нем регулярно проводятся богослужения. Каждая неделя в школе начинается с молебна. Дети участвуют в воскресных и праздничных обеднях, помогают петь. Совсем недавно в гимназии появился новый обычай – каждый первый понедельник месяца в Храме совершается Литургия с участием МелхиседекаАртюхина.

Особенности

  • Календарный план школы составляется с учетом годового круга богослужений РПЦ;
  • Гимназия «Радонеж» получила многочисленные награды от Правительства Москвы;
  • Многие преподаватели гимназии имеют ордены и награды РПЦ;
  • Во время каникул руководство гимназии организовывает паломнические поездки в монастыри РФ и зарубежья.

Образовательные приоритеты

Воспитанники гимназии изучают обязательные предметы, включенные в ФГОС. Русский язык и литература, история, философия, риторика, закон Божий, русская словесность, церковнославянский язык изучаются углубленно. Также дети учаттри иностранных языка (немецкий, латынь и английский).

На территории гимназии расположено несколько спортивных секций, есть хор, студия дизайна, несколько художественных студий, компьютерный клуб.

Церковная школа «Живоносный Источник»


Православная школа «Живоносный Источник» расположена в ЮАО Москвы возле ст. м. Царицыно. Учрежденная в 1998 году, она дает возможность детям глубже исповедать христианскую веру и получить хорошее образование. Воспитанники школы во время больших православных праздников принимают участие в Литургии.

Двери школы «Живоносный источник» открыты не только для детей прихожан, но и для всех тех, кто желает учиться и освоить истины Евангелия.

Особенности

  • Индивидуальный подход в обучении для каждого воспитанника. Работа преподавателей строится так, чтобы каждый из учеников вышел на предельный для его возможностей уровень.
  • Небольшие классы, численностью до 12 человек.
  • Психолого-логопедическое сопровождение.
  • Есть группа продленного дня, где дети выполняют домашние задания под присмотром воспитателей.
  • Индивидуальные занятия и консультации по предметам.
  • В школе регулярно проводятся экскурсии с посещением театров, выставок, музеев.

Образовательные приоритеты

Помимо общеобразовательных дисциплин, здесь преподают церковнославянский язык, православную культуру, церковное пение. Хор в «Живоносном источнике» существует более 15 лет. За это время ученики школы принимали участие во многих известных конкурсах и фестивалях. В частности, 10 лет назад школьный хор стал лауреатом конкурса «Таланты Московии».

В школе регулярно проводятся предметные недели, конкурсы, спектакли, отмечаются концертами и постановками церковные праздники.

1990-е годы мы часто вспоминаем как «лихие», разрушительные, беспросветные, а один православный пастырь сказал, что эти годы надо канонизировать. Ведь именно в это время, невзирая на экономические трудности, мы стали свидетелями возрождения национального и религиозного самосознания нашего народа, возвращения исторической памяти, и в частности, – возникновения, воссоздания школ и гимназий, дающих духовное воспитание.

В 1991 г. по благословению и по инициативе православно-просветительного общества «Радонеж» была основана православная гимназия «Крылатское». А по сути, возникновение этой школы – как и нескольких других православных, авторских школ – это социальный заказ родителей, поиск ими школы, максимально отвечающей вызовам времени.

Вначале это учебное заведение существовало как православные классы при школе № 1130 в Крылатском. Началось преподавание Закона Божия, в качестве учебного пособия было возвращено «Родное слово» Ушинского, появилась «Первая учебная книга по церковно-славянскому языку» – репринт, переизданный в Ростове-на-Дону.

Светская школа, в которой находились православные классы, не смогла обрести с ними взаимопонимание, и вскоре возникло самостоятельное юридическое лицо – Православная гимназия «Крылатское», а в 1998 году окончательно утвердилось и современное название – Школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Когда для школы было выделено здание бывшего детсада, то сотрудница СЭС сказала: «Всё равно у вас ничего не получится, потому что я атеистка и коммунистка». А спустя некоторое время, конечно, поняла, что с серьёзными педагогами незачем ругаться.

Бессменный директор и духовник школы – протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святого Духа в посёлке Первомайское и строящегося храма Воскресения Христова в Новой Москве, педагог по первому образованию, выпускник МГПИ им. Ленина. Весьма ценны оказались в 1990-е годы для возрождающейся России принявшие сан военные, врачи, педагоги, ибо они задавали тон, сообщали цельное мировоззрение собиравшимся вокруг них людям, общему делу. Матушка Мария Махонина – завуч школы, некоторое время продолжала ещё работать заместителем декана в педагогическом институте, а сегодня ведёт методическую и организационную школьную работу.

Всё перевешивали вера в Бога, вера в будущее своей страны и желание трудиться

Как и во всех школах, созданных в 1990-е г, учителя во многом использовали дореволюционный опыт. Преподавать пришли исключительно энтузиасты. У всех были за плечами философские факультеты разных вузов, институт им. Баумана и… отсутствие навыка работы в школе. Однако всё перевешивали глубокая вера в Бога, вера в будущее своей страны и желание трудиться.

Первый год существования школы запомнился детям и учителям летним паломническим лагерем рядом с Иоанно-Богословским монастырём под Рязанью, а уже осенью отправились в плавание по Волге на теплоходе «Иван Сусанин». На следующий год школа организовала паломнический лагерь рядом с Иоанно-Богословским монастырём под Рязанью. Всем ныне уже выпускникам памятны поездки, когда юные паломники обошли с иконой православные святыни Углича и Ярославля, участвовали в Божественной литургии в Толгском монастыре. Можно себе представить, как тогда, в 1990-е годы, отрадно и удивительно звучали церковные песнопения для иностранных туристов, случайно оказавшихся на экскурсии в монастыре.

За эти годы школьники часто посещали Покровский скит в Дивеево, Святогорский монастырь в Пушкинских горах, «тамбовский рай» святителя Феофана Затворника, Псково-Печерский монастырь, Киево-Печерскую лавру, Оптину пустынь. Они не просто ездили поклониться святыням, но всегда несли какое-то послушание, помогали обители. Эта сопричастность народной жизни, подлинной, а не той, которую нам показывают в телесериалах, даст этим детям глубокое понимание характера народа, исторического предназначения своего Отечества.

Сопричастность народной жизни даст детям понимание исторического предназначения своего Отечества

В гимназии, помимо общеобразовательных предметов, изучаются основы православной веры, церковнославянский язык, иностранные языки. Преподаватели, среди которых несколько кандидатов наук, участвуют в педагогических и научных конференциях, публикуются в академических и ведущих методических изданиях, составляют компьютерные тестовые программы, читают телевизионные лекции, работают переводчиками на международных конгрессах. Учитель биологии Александр Юрьевич читает курс в МГУ, ездит с лекциями по православной биоэтике по всей России, недавно с циклом лекций был приглашён в Абхазию.

В гимназии сегодня 140 учеников с 1 по 11 классы. Выдающийся педагог-практик Антон Макаренко убедился на практике, что директор школы должен хорошо знать всех учеников и их родителей. Нынешнее объединение пяти-семи городских школ под руководством одного директора уже показало, насколько это разрушительно для воспитания и образования школьников.

Гимназия Иоанна Богослова имеет государственную аккредитацию и право выдавать аттестаты государственного образца. На мой вопрос, как дети, учащиеся в православной школе, «вписываются» в образовательный госстандарт, завуч школы Мария Махонина отвечает: «Государственный стандарт не предполагает стандарта содержания, он предполагает требования к условиям осуществления образовательного процесса, к структуре программы, к результатам обучения: чему ученик научится и будет иметь возможность научиться. Наши действующие стандарты созданы по модели болонской системы, похожи на программу международного школьного бакалавриата. Поэтому наш новый министр образования говорит о необходимости менять именно их содержание».

Непобедимое оружие – русская классика, основанная на евангельских истинах

Наверное, у всех, учившихся в советской школе, остались в памяти уроки литературы, где в той или иной мере учитель передавал нам через литературные произведения правду Божию. У наших учителей литературы было непобедимое оружие – русская классика, основанная на евангельских истинах, хранящая свой первоисточник – слово Божие. В гимназии Иоанна Богослова литературу преподаёт член Союза писателей и Союза журналистов Татьяна Сергеевна Шеханова, в прошлом – редактор в издательстве «Художественная литература». Со школьниками она ездит в Дом художника, театры, чтобы послушать художественное чтение Народной артистки России Антонины Кузнецовой: в прошлом году А. Кузнецова читала цикл из мировой литературы, в нынешнем году – цикл «Мой золотой век». А учиться искусству беседы, искусству слушать музыку гимназисты, её ученики, ездят на музыкальные циклы к Светлане Виноградовой. Это не просто музыковедческие беседы, а дар влюблять в музыку, объяснять путь к созиданию, рассказывать о жизни гениев – трудной, полной преодолений, подвигов. «Каждый концерт, подготовленный Светланой Виноградовой, – это и разговор по душам... нет, не с залом, а с каждым, кто в нем присутствует: от пятилетнего малыша до седовласых слушателей», – говорит Т.С. Шеханова.

Для школьников нередко организовываются встречи с писателями. Благодаря этому дети сами обращаются к творчеству, посещают Литобъединение в Славянском центре, которым руководит поэт и литературовед Ирина Георгиевна Панова. Творческие связи возникли у школы с Академией русской литературы, с Литературным институтом, где до недавнего времени проводились ежегодные совещания молодых дарований. Ребята участвуют в обсуждениях новых произведений, встречаются с поэтами и прозаиками, активно включены в культурную жизнь столицы и Зарубежья.

В этом году в гимназии выпущены три первые книги учеников (серию так и назвали «Первая книга гимназиста»): книга стихотворений десятиклассника Ильи Ермолкина, победителя и лауреата многих конкурсов чтецов и поэтов, книга романтических сказок одиннадцатиклассницы Анастасии Ветвицкой и книга детских стихотворений с рисунками выпускницы школы, ныне студентки художественного колледжа Елены Колоновой. «Кто знает, – говорит учитель, – может быть, эти первые опыты станут началом большого творческого пути. Бог наградил человека созидательной силой. Я уверена, что если человек – созидатель, он уже не станет разрушителем».

Многие из учеников гимназии, ныне успешно овладевающих курсом наук, пришли из частных и государственных школ. Это подтверждение того, что окружающая атмосфера, внутренний строй школы весьма важны. Здесь они развиваются в активном творческом режиме, включены в духовное и культурное поле гимназии.

Учитель Т.С. Шеханова уверена: «Литература учит градации чувств, мыслей, переживаний. Учит ответственности перед собой, своим родом и народом в целом. Учит мыслить и изъясняться не ущербно, а по-человечески – с уважением, любовью, милосердием к окружающим. Учит не считывать информацию, а чувствовать и понимать мир. Себя. Своих близких. Свой народ. Свою веру. И беречь это. И любить – деятельно и честно. Доблестно, как сказал один из моих учеников, Георгий Чиркин, который учится во втором классе. Это главная роль литературы, как и настоящего искусства в целом».

В последнее десятилетие значительно сократилось количество часов на изучение литературы в школе. Однако хочется верить, что, благодаря самоотверженности наших учителей, недальновидные реформаторы не смогут отлучить детей от желания мыслить, понимать прошлое и настоящее своего Отечества, характера своего народа, чему и учит литература. «Даже небольшие по объему произведения древнерусской литературы поражают ребят прежде всего ощущением монументальности, цельности характеров, весомостью слова, идеей деятельного милосердия и – абсолютной современностью. Обращаясь к размышлениям о национальном характере в современной литературе, мы тянем нити от “Слова...”, “Поучения Владимира Мономаха”, “Жития Сергия Радонежского” к образам Михаила Шолохова, Евгения Носова, Валентина Распутина, Владимира Крупина», – говорит Т.С. Шеханова.

Выпускники школы учатся в МГУ, МИФИ, МАИ, МАРХИ, МПГУ, МГИМО, Московском лингвистическом университете, Медицинской академии, Московской и Коломенской духовных семинариях, в православном Свято-Тихоновском богословском университете. Все школьные труды способствуют этому. Среди учеников есть призёры Всероссийской олимпиады школьников, других престижных конкурсов и олимпиад. Гимназия создала и свою олимпиаду – «Свеча России», которая ставит своей задачей приобщение школьников к богатой культурной и исторической российской традиции, воспитание патриотизма. В этой олимпиаде участвуют дети из разных городов России.

Выпускница гимназии Иоанна Богослова Елена Аркадьевна Осипова, ныне супруга священника и дипломированный славист, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы, вспоминая о годах учёбы, говорит о том, насколько важно научить детей молиться, открыть для них существование духовного мира. Дорогим воспоминанием осталось и то, что, помимо поездок на Соловки, в Коневский Рождество-Богородичный монастырь на Ладожском озере, Свято-Успенскую Вышенскую обитель, на Каргополье, летом 2015 года учащиеся и педагоги школы вместе с её директором и духовником, протоиереем Сергием Махониным, посетили Республику Сербскую, Черногорию и собственно Сербию, побывав на ныне оккупированном, но по-прежнему не сломленном сербском Косове.

«Во время учёбы в школе учащиеся постепенно духовно возрастают, приобщаются к живительным истокам национальной культуры и традиции, что способствует формированию у них национального самосознания в духе славянского братства и единства, – говорит Е.А. Осипова. – Думается, что такой подход в образовании и воспитании прекрасно соотносится со словами выдающегося русского философа и мыслителя XX века И.А. Ильина, который в одной из своих работ подчеркивал, что в основе подлинного образования и воспитания лежит стремление пробудить в ребёнке духовное начало, сформировать из него “духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером”. И отец Сергий Махонин, духовник и директор школы, в своей статье “Образ учителя как духовная проблема” показал, что истинное образование подразумевает воссоздание в человеке образа Божия, и что “методика воспитания – это одновременно и методика спасения”».

Есть у православной гимназии Иоанна Богослова своя особенность – это открытость славянскому миру. Что позволяет, помимо прочего, более глубоко и трезво взглянуть и на западноевропейскую культуру, выявить лучшие её черты и особенности. А здесь есть на чём объединиться, особенно после тех ударов, которые приняла на себя православная Сербия на рубеже XX–XXI веков и какой пример стойкости веры она показала всему миру: и врагам Православия, и его хранителям.

В православных гимназиях, помимо европейских языков, как правило, изучается ещё новогреческий или сербский. Греческий – потому что от греков пришла наша вера, духовная и культурная традиция, отчасти где-то и общеевропейская. А почему сербский? Преподаватель сербского языка, председатель Общества русско-сербской дружбы, известный славист и переводчик Илья Михайлович Числов глубоко убеждён в том, что Сербия русскому человеку сегодня гораздо нужнее, чем Россия самой Сербии («Конечно же, здесь и сейчас , на данном, коротком отрезке истории, который, однако, странным образом совпал с рубежом веков, с концом второго и началом третьего тысячелетия христианской эры»). «Греки – наши общие учителя, – говорит Илья Михайлович, – сербы же показали нам, говоря словами великого русского философа Ивана Ильина (хорошо, кстати, знавшего эту братскую славянскую страну и ее народ), как можно и должно сопротивляться злу силой, как ратовать за веру православную – сейчас, в XXI веке, точно так же, как и во времена святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, Лазаря Косовского. Сербы и сегодня напоминают нам, что можно, оказывается, быть глубоко верующими православными христианами – и при этом людьми, исполненными национального достоинства, любить род свой славянский и отнюдь не чуждую нам европейскую культуру. Они никому не позволят унизить своё имя, как не позволят и чужакам говорить от их имени. Магия “общечеловеческих ценностей” на них не действует. Не только воинствующим либералам, но и псевдохристианам, экуменистам, сербы отвечают твердо и решительно: мы не дадим вам безнаказанно замахиваться на основы нашей народной жизни, на нашу историю и ее продолжение в дне сегодняшнем, ведь это – богодарованная реальность, а не плод людского тщеславия или воображения».

Специфика сербской национальной традиции – единство веры и крови, единство национального, расового и духовного. И сербы не видят в этом никакого противоречия. Они считают, что такое двуединство не только не ослабляет христианскую веру в народе, но, наоборот, усиливает ее, потому что подобная «теория и практика» идет ещё от святого Саввы, который, созидая национальную церковь, первым делом заменил трех епископов-иноплеменников тремя сербами. Со времён святителя Петра Цетинского, который вёл православный народ в бой против турок с мечом в одной руке и с крестом в другой. Мученическая смерть православных христиан на Косове в 1990-е годы (так погибали и прежние косовские мученики – с мечом в руке, на поле, политом не столько сербской, сколько турецкой кровью) свидетельствует о неизменной судьбе сербского народа – хранить свою веру «даже до смерти».

Педагог И. М. Числов замечает, что в основном дети занимаются сербским языком по желанию родителей (а иногда и по послушанию). Между тем именно от таких детей чаще всего и бывает толк, а вовсе не от тех, кто с показным энтузиазмом (и чисто прагматическими целями) кидается на «экзотику» – возможность выучить редкий язык. Ни у преподавателя, ни у самих устроителей школы не вызывает сомнения, что специалисты по сербскому языку сейчас востребованы, но при этом – настоящие специалисты, понимающие, что такое сербская традиция, а не скороспелые «продукты современного мира». События трёх последних десятилетий показали, что сербы в настоящее время нам ближе, чем все остальные зарубежные славянские народы вместе взятые; вспомним хотя бы, как откликнулось наше общество на войну в бывшей Югославии, на агрессию США и НАТО.

«В любой европейской культуре, несмотря на то, что история – процесс апостасийный (имею в виду культуру прежде всего западных народов), мы находим какие-то достоинства и должны уметь донести их детям, чтобы они это ценили, понимали и умели даже на неправославную традицию (та же английская литература, германский эпос и немецкий романтизм, античное наследие) посмотреть православными очами. А уж коли речь идёт о сербской православной традиции, то здесь нам точно есть чему поучиться», – говорит И.М. Числов.

Им предстоит противостоять веку сему с его материализмом и холодом безбожия

Перед самой Пасхой 2016 г., а также в апреле 2017 г. в Сербском посольстве в Москве и на других площадках в Москве, как всегда при поддержке Общества Русско-Сербской дружбы и Союза писателей России, прошёл Международный конкурс поэзии – дети исполняли песни на сербском языке, литературные произведения русских и сербских классиков. Выступали и ученики гимназии Иоанна Богослова. «Молюсь преподобному Сергию: // Пошли своих иноков в Сербию…» – звучали стихи из детских уст, и с отрадой думалось: эти дети уже сегодня – защитники культурного, исторического, духовного пространства России и славянского мира. Даже в Барнауле зажёгся светлый огонёк сербской культуры: в 2016 г. педагоги прислали на конкурс видеозапись выступлений детей на сербском языке. Поклон этим учителям, делающим благое дело, выходя за рамки предписываемых программ и собственных сил. Сегодня, когда Сербия едва ли не единственный союзник России в Европе, эти объединяющие посылы необходимы…

Обучение в школе Иоанна Богослова, как и для всех учащихся православных гимназий, в конце мая завершается торжественной литургией и вручением аттестатов в Храме Христа Спасителя. Накануне этого события духовники школ соборно служат молебен у раки преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В прежние времена воины, перед тем как отправиться на битву, испрашивали благословения у Преподобного. Так, гимназисты испрашивают благословения на дальнейшую учёбу, понимая, что им предстоит противостоять веку сему с его материализмом, холодом безбожия, а зачастую и с откровенным и даже агрессивным богоборчеством.

На вопрос, кого вы воспитываете в своей школе, отец Сергий Махонин говорит: «Православный спецназ – людей, которые, приходя в любую среду, понесут слово Божие, свет Христовой веры». Эту будут не только священники, но и учителя, врачи, учёные, менеджеры, инженеры, способные думать сначала о благе Отечества и народа, а потом уже о своем собственном благополучии, быть самоотверженными, честными и ответственными на выбранной стезе.

Как всё начиналось

Когда в 2001 году по просьбе местных жителей Сретенский монастырь взялся возродить неподалеку от своего рязанского скита разорившийся колхоз, названный впоследствии «Воскресение», то внимание тогда еще архимандрита Тихона (Шевкунова), ныне митрополита Псковского и Порховского, привлекла и Михайловская школа-интернат. Сретенская братия стала общаться с детьми, помогать с обеспечением продуктами, одеждой, привозила подарки.

Тогда в Сретенской семинарии учился студент, у которого первое высшее образование было педагогическим. Он и сам уже время от времени бывал с другими семинаристами в Михайловской школе-интернате. Летом 2004 года даже устроили совместный летний лагерь во Фрязино для учеников воскресной школы Сретенского монастыря и Михайловской школы-интерната. Провозившись пару месяцев с этими детьми, познакомившись с ними поближе, только что рукоположенный тогда семинарист с первым высшим педагогическим образованием отец Владимир Щетинин сам, без приглашения, приехал к ним на линейку 1 сентября. Дети радостно бросились к нему. Но все они были… в пионерских галстуках. Понятно, какая с ними по инерции советских разнарядок велась воспитательная работа…

Возглавить Михайловскую школу-интернат отца Владимира благословили Святейший Патриарх Алексий II, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и отец Тихон (Шевкунов). 1 октября того же 2004 года отец Владимир был утвержден в должности директора. Началась уже каждодневная работа. Дети были очень трудные.

Эти дети «трудные» - потому что им самим трудно: у каждого - травма, обида на родителей, на жизнь

Но «трудные» - это не только и не столько те, с кем нам, педагогам и воспитателям трудно, но прежде всего те, кому трудно, - убежден отец Владимир.

Детвора была из такой среды, что при проведенном тогда же сразу анонимном опросе все из 146 детей ответили, что пробовали курить и пить спиртное. И это сообщали ученики с 1-го по 9-й класс, то есть дети от 7 до 15 и чуть больше лет (если обучение началось с опозданием или в силу сложных в семье обстоятельств прерывалось).

Однажды ночью у отца Владимира зазвонил телефон.

Если я кому-то пожалуюсь и не выполню их требование, мне угрожают отомстить, поймав где-то на улице, - сообщала воспитательница об отправлявших ее в город принести им спиртное старших учениках, которые были и без того подвыпившими.

Эта внутриинтернатовская шпана и младших ребят - тех, кому было по 10-11 лет, - по ночам будила, выстраивала в коридоре и ставила ультиматум: «Мы вам даем час, чтобы каждый из вас принес нам по 10 рублей. Что хотите, делайте: в город идите, просите ночью у кого-то, на тротуарах ищите, воруйте…»

С этими старшими я ничего уже не успел сделать, - говорит отец Владимир. - Они вскоре после того, как я пришел, выпустились. Знаю, что один из них отсидел в тюрьме, другой уже второй срок отбывает. Они были очень спортивными - возможно, это была та ниточка, за которую можно было бы попытаться их вытянуть…

Путь к иной жизни

А вот тот, кто много в свое время претерпел от установленной этими хлопцами «дедовщины», Алексей, сирота, потом уже воспитывался в совершенно иной атмосфере. Он и в храме за богослужениями алтарничал, пономарил, и спортом стал активно заниматься, да так, что получал призовые места, в том числе на районных соревнованиях. Выпустился, получил как сирота квартиру по госпрограмме, поступил в колледж на специальность программиста. Сразу же себя ориентировал на продолжение учебы в Радиотехнической академии Рязани, куда потом и поступил. Отслужил срочником в Кремлевском полку. Из академии перевелся в институт нефтеперерабатывающей промышленности. Служит в «Росгвардии». Нашел себе очень хорошую девушку, она поет на клиросе. Приезжал недавно брать благословение на брак. Постоянно посещает храм. Верующий, воцерковленный человек.

Лишь опыт христианского всепрощения может научить этих детей прощать, прежде всего своих родных

Те травмы, что есть у ребят, уврачевать вне Церкви не удастся, - уверен отец Владимир. - У большинства из них тяжелейшая обида на родителей (а соответственно, и на весь мир). Это корень их бед. А как вы им при том, что многие из них перестрадали, объясните, в чем здесь проблема? Только основываясь на заповеди о почитании родителей - тут ее явное нарушение. Лишь из опыта христианского всепрощения и можно этих детей научить: прости. Не можешь? Попроси Господа, чтобы дал тебе силы простить. Только почувствовав вкус Благодати, эти дети уже могут молиться за своих «кровных обидчиков». Мы даже уже традиционно в школе-интернате День матери отмечаем, когда дети и могут явить плоды своего прощения и любви, стараясь подготовиться и порадовать своих мам. Только так, простив, они сами от тисков повторения этих сценариев освобождаются: да, папа, мама ошиблись по человеческой слабости, но я теперь, сам исповедуясь, знаю, что все мы постоянно грешим, а попробуй-ка быть хорошим - вот это по-настоящему трудно.

Так «трудные дети» от провокативной стратегии создания трудностей всем и вся («пусть всем будет так же плохо, как мне») обращаются к внутреннему труду над собой. «В конце концов, если ты не почитаешь своих родителей, как твои дети будут почитать тебя?..» - зачастую для них это совершенно неожиданная постановка вопроса…

Выпускница школы-интерната Ксения, родив уже троих детей, всех неизменно крестит. Сама она некогда, еще в 5-м классе, днями просиживала в рваных джинсах на заборе, стреляя у проходящих мужчин сигаретки. Потом уже, когда интернату стал помогать Сретенский монастырь и сюда был назначен отец Владимир, воцерковилась, а сейчас посвятила свою жизнь воспитанию детей. Это при том, что, по всероссийской статистике, 80% детей в детских домах рождены такими же детдомовцами. Не говоря уже о первом месте нашей страны в мире по количеству совершаемых абортов. Выпускницы Михайловской школы-интерната, в отличие от своих сверстниц, тем более из других интернатов и детских домов, не приемлют аборты. Многие из выпускников и выпускниц берут у отца Владимира благословение на создание семьи. Приезжают вместе со своими избранницами, избранниками. Кого-то и из своих вторых половин воцерковляют. Просят обвенчать. Потом приносят и детей - кто-то уже и не одного - на Таинство Крещения.

Некоторые из выпускниц возвращаются и устраиваются в родной школе-интернате воспитательницами. Так, одна из них, Анна Игоревна Огрызкова, выпускница 2013 года, отмечает: «Школа-интернат - одна большая семья, где тебя выслушают, помогут, объяснят». Иметь такой тыл ребятам важно, не только пока они здесь учатся, но и потом: что бы в жизни ни случилось, они знают, где попросить помощи и совета. Да и в силу непосредственного участия в их жизни братии Сретенского монастыря и сретенских семинаристов сама Церковь уже воспринимается по-родственному.

Сама Церковь ребятами воспринимается уже по-родственному

На богослужении - и молодежь, и старики

Воспитанники Михайловской школы-интерната сызмальства или как только попадут сюда приобщаются к церковной жизни. Это не только уроки «Основ православной культуры», которые ведут глубоко воцерковленные верующие педагоги. Каждое воскресенье в 8:00 ребята усаживаются в автобус и едут в скит Сретенского монастыря на службу. За полчаса до службы, которая начнется в 9:00, они уже на месте. А в это время, пока дети готовятся к богослужению, за которым у каждого из них здесь свои послушания, автобус собирает по окрестным деревням бабушек-прихожанок - многим из них уже за 80. Есть двое дедушек, одному за 90. Когда старики приезжают сюда, в храм Казанской иконы Божией Матери, дети их встречают, помогают написать записки, поставить свечи. Служба началась. Вместе со всеми, в том числе с воспитателями и учителями, так же как с дедушками и бабушками, дети исповедуются, причащаются. Потом, пока автобус развозит престарелых участников Литургии вновь по домам, ребята за чашкой чая и вкусностями общаются со сретенскими семинаристами - 1-й курс традиционно живет в скиту в восстановленной Сретенским монастырем усадьбе «Красное», что искони на Руси значит «красивое».


Воспитание красотой - это тоже одна из неотъемлемых составляющих заботы об этих во многих случаях искалеченных душах. Мальчиков и девочек приобщают не только к красоте православного богослужения - поездки в картинные галереи, музеи, театры, филармонии при помощи Сретенского монастыря являются постоянными. С удовольствием дети посещают и проекты Патриаршего совета по культуре - те же исторические парки «Россия - моя история», где экскурсоводами являются уже знакомые им по 1-му курсу семинаристы. Часто также вместе с семинаристами ученики школы-интерната смотрят и обсуждают новые фильмы, как документальные, так и художественные.

В воскресенье обычно Литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Красное служит кто-то из сретенской братии - в основном тот, кто назначен на текущий год духовником 1-го курса семинаристов и проживает вместе с ними в скиту. А по субботам сам отец Владимир служит детскую Литургию, за которой поет хор воспитанников школы-интерната, мальчики алтарничают и пономарят, девочки следят за подсвечниками, готовят запивку, режут просфорки для причастников.

Важно дать опыт борьбы с грехом

Многие из окончивших Михайловскую школу-интернат и уже состоявшихся отцов, матерей семейств, профессионалов потом сами свидетельствуют:

Всего, чего я достиг, я бы не добился, не будь я воцерковленным человеком.

Это слова выпускника Сергея. У этого паренька на руках умерла от СПИДа мама. Он очень тяжело это переживал. Только Церковь и помогла. Он попал в Михайловскую школу-интернат уже в достаточно взрослом возрасте. Выпустившись, отслужил три года в армии морпехом. Ему понравилось. Остался контрактником. В ратном подвиге нашел себя.

Исповедь и... Прощение


Не все примеры столь успешны, - замечает отец Владимир. - Но главное - дать ребенку пережить опыт борьбы и при посредстве Благодати победы над грехом. Помню, когда еще только пришел сюда, застану кого-нибудь с сигаретой или за распитием алкоголя… А что толку их отчитывать? Понятно же: генетика такая, да и не было у них перед глазами другого примера, если папы, мамы пьют. «Ну, давай мы с тобой к исповеди подготовимся? - заведу, бывало, разговор. - Вот исповедуешься и увидишь, как это желание тебя отпустит… Ощути свободу». Потом предлагаешь: «Давай хотя бы три месяца продержимся, а? Там как раз Новый год подойдет… Ты какой подарок хочешь?» Надо всегда еще и какой-то стимул дать. А потом им уже самим нравится чувствовать свое превосходство над страстями. Срывы всегда возможны. Но вектор к другой возможной жизни эта душа уже получила.

И вот уже ребятам нравится чувствовать свое превосходство над страстями

И концерты, и паломничества

В Михайловскую школу-интернат постоянно приезжают не только семинаристы, но и прихожане Сретенского монастыря. Общаются, занимаются с детьми. Воспитанники школы-интерната и сами учатся заботиться о других - регулярно посещают Михайловский дом престарелых. Помогают, общаются, устраивают концерты к Рождеству Христову, к Пасхе. Точно так же, как и для самих ребят концерты устраивают к праздникам семинаристы. Такое взаимное служение друг другу - возможность пережить на опыте, что такое соборность.


Дети не только принимают гостей, но и сами много паломничают: к святыням Рязанской земли, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в Дивеево. Венцом всех этих душеполезных путешествий бывает многодневная поездка выпускников в Псково-Печерский монастырь, где теперь уже наместником является митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Там юноши и девушки даже потрудничать успевают, влиться в богослужебный ритм, пообщаться с духовниками прославленной обители. Эти воспоминания их потом поддерживают и согревают всю жизнь.


Сейчас никто из воспитанников не курит, не пьет, в школе-интернате нет «дедовщины» и прочих ранее фиксируемых преступлений.

Труды и надежды

Не хватает средств: из четырех корпусов реконструировать пока удалось только спальный

Прирожденный педагог, отец Владимир все эти годы бился еще и над реконструкцией обветшавших зданий школы-интерната: из основных четырех корпусов реконструировать пока удалось только спальный, чтобы по крайней мере жить дети могли в безопасности. Здесь же в классах (вообще-то рассчитанных на послеурочную самоподготовку) проходят основные школьные занятия. К сожалению, классов по химии и физике специально не оборудовано. Остальные здания, в том числе учебный корпус, признаны аварийными. Добиться выделения средств из областного бюджета очень сложно. Для самых маленьких воспитанников удалось в 2017 году, получив грант в 15 млн. рублей из президентского Резервного фонда, сделать пристройку к спальному корпусу со светлыми, отвечающими всем нормам и стандартам классами. Здесь занимаются ученики начальной школы. Но скоро они подрастут - в какие классы им идти придется дальше?..

Многое сделано, около 300 ребят получили тепло и внимание взрослых, шанс на созидательную счастливую жизнь.

Работа нескончаема, и многое еще сделать предстоит.

 


Читайте:



Презентация - война за независимость и образование сша

Презентация - война за независимость и образование сша

Война за независимость. Создание США План урокаНачало войныДекларация независимости СШАВоенные действия в 1776-1777 гг.Окончание войныИтоги и...

Иллидан - герои Heroes of the Storm (HOTS)

Иллидан - герои Heroes of the Storm (HOTS)

Иллидан - один из нескольких персонажей Heroes of the Storm, не имеющий энергии(маны, ярости). Исходя из этого, единственным ограничением для...

Андрей михайлов - средневековые легенды и западноевропейские литературы Средневековые мифы и легенды

Андрей михайлов - средневековые легенды и западноевропейские литературы Средневековые мифы и легенды

В мире есть множество старинных домов и древних замков, которые окутаны многовековыми легендами и, естественно, заселенных самыми настоящими...

Наркомания как общественное явление Наркомания как общественное явление

Наркомания как общественное явление Наркомания как общественное явление

Почти три четверти наших сограждан (73 %) полагают, что нецензурные выражения недопустимы «ни при каких обстоятельствах». Особенно часто...

feed-image RSS