Разделы сайта
Выбор редакции:
- Уральские рабочие в армии колчака
- Профильные смены в детских лагерях
- История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты
- Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения
- Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты
- «Очарованный странник Краткое содержание очарованный странник
- Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т
- Поэзия бодлера. Бодлер шарль пьер. Стихи и музыка
- Как решать математические ребусы
- Расписание уроков шаблон для заполнения в ворде
Реклама
Современная психодиагностика. Личностные опросники |
Методика исследование волевых качеств личности. Цель: оценить уровень развития собственных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки. Каждый Опросник (в данной методике их пять) позволяет диагностировать два параметра вышеперечисленных волевых качеств: выраженность и генерализованность. Под выраженностью волевого качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков. Под генерализованностью – универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности. Инструкция: Прослушайте внимательно каждое суждение и подумайте, насколько оно для вас характерно. Исходя из этого выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в бланке ответов напротив номера соответствующего суждения. Варианты ответов: 1. Так не бывает. 2. Пожалуй, неверно. 3. Может быть. 4. Наверное, да. 5. Уверен, что да. Ответив на вопросы первого опросника, переходим к следующему и так до конца, пока не заполним весь бланк ответов. Бланк ответов.
Целеустремленность. 1. Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь. 2. Неудача на экзамене побуждает меня заниматься с удвоенной энергией. 3. Мои интересы не устойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни. 4. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться в жизни. 5. Во время занятий мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом. 6. Если уж я ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно. 7. На большинстве занятий я ставлю перед собой конкретные задачи. 8. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело. 9. Четкое планирование работы не характерно для меня. 10. Я редко задумываюсь над тем, как можно применить знания, получаемые в вузе, в будущей практической работе. 11. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей. 12. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает. 13. У меня есть главная цель к жизни. 14. После неудачи на экзамене долго не могу заставить себя заниматься в полную силу. 15. К общественной работе я отношусь с меньшей ответственностью, чем к учебной. 16. Как правило, я заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу. 17. Я постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их. 18. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это проясниться по ходу работы. 19. Всегда стараюсь до конца выполнить любое, в том числе общественное, поручение. 20. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что я достигну поставленной цели. Смелость, решительность. 1. Принимая какое-нибудь решение, я всегда реально оцениваю свои возможности. 2. Я не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай. 3. Мне трудно выполнять свои обещания. 4. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта. 5. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием. 6. Я легко освобождаюсь от тревоги, опасений страха. 7. Установив для себя распорядок дня, я четко его придерживаюсь. 8. Меня часто мучают сомнения. 9. Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я. 10. Вряд ли я смогу рискнуть предотвратить несчастный случай. 11. Когда я анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свой действия. 12. Как правило, я избегаю рискованных ситуаций. 13. Я не испытываю страха перед сильным соперником. 14. Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую жизнь», но с утра все шло по-старому. 15. Возможность конфликта заставляет меня держать свое мнение при себе. 16. Обычно мне легко удается справиться со своими сомнениями. 17. Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки. 18. Я с трудом преодолеваю страх. 19. Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово. 20. Возможность рискнуть доставляет мне радость. Настойчивость, упорство. 1. Начиная любое дело, я уверен, что сделаю все возможное для его выполнения. 2. Я всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав. 3. Я не в состоянии принудить себя заниматься на фоне усталости. 4. На экзаменах я «борюсь» изо всех сил до последнего момента. 5. Мне трудно доводить дело до конца общественные дела. 6. Для меня характерны планомерность, систематичность в работе. 7. На занятии я заставляю себя полностью выполнить задание, даже если очень устал. 8. Часто я бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним. 9. Мне больше нравятся легкие, пусть даже менее результативные пути к цели. 10. Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение всего семестра, особенно по тем учебным предметам, которые даются с трудом. 11. Обычно я не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело. 12. У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель. 13. В основном я систематически готовлюсь к учебным занятиям в вузе. 14. Неудачи в период сессии резко снижают мою активность и желание продолжать учебу. 15. В споре я часто уступаю другим. 16. Я до конца выполняю даже скучную и однообразную работу, если это необходимо. 17. Я испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом. 18. Я не могу заставить себя работать систематически. 19. Выполняя общественные поручения, я всегда добиваюсь того, что необходимо. 20. Довольно часто я испытываю потребность проверить себя в трудных делах. Самостоятельность, инициативность. 1. Как правило, все важные решения я принимаю без посторонней помощи. 2. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком. 3. Я никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений. 4. При подготовке к учебным занятиям я довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограниваясь лекцией или учебником. 5. Отсутствие совета, поддержки со стороны преподавателя значительно снижает мои результаты на экзамене. 6. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности. 7. К практическим занятиям я стараюсь подойти творчески. 8. Я чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною. 9. Прежде чем что-то сделать, я всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомым. 10. В разговоре или при знакомстве я стремлюсь предоставить инициативу другому. 11. Для меня удобнее всего выполнять работу по известному образцу. 12. Обычно я отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными. 13. К общественной работе я отношусь неформально, стараюсь сделать ее не только полезной, но и интересной. 14. При изучении любого учебного предмета я не стремлюсь знать больше, чем требуется для сдачи зачета или экзамена. 15. Обычно я не задумываюсь над содержанием учебного материала, точно выполняю то, что предлагает преподаватель. 16. Я стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе. 17. Если я уверен, что прав, всегда поступаю по-своему. 18. Процесс творчества не привлекает меня. 19. Результаты моих выступлений на олимпиадах и конференциях практически не зависят от того, присутствует ли на них мой преподаватель (руководитель). 20. В любую работу я стремлюсь внести что-то новое, что повышает мой интерес к ней. Самообладание, выдержка. 1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо. 3. Я не могу нормально заниматься, если меня что-то тревожит. 4. В течение всего экзамена я четко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение. 5. Я совершенно не переношу боли. 6. Мне удается сохранять ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях. 7. Неприятности в вузе и дома не снижают качество моих занятий. 8. Долгое ожидание очень мучительно для меня. 9. Когда я встревожен, то волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой. 10. Во время экзамена я иногда не могу ответить даже то, что знаю. 11. Я считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека. 12. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть. 13. На экзамене всегда мобилизуюсь и нередко получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю. 14. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же. 15. На экзамене я с трудом владею собой. 16. Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он не уместен. 17. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения. 18. В сложной ситуации я обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение. 19. Я могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо. 20. Я специально учусь владеть собой. Обработка и интерпретация результатов. Обработайте ответы с помощью ключа, который одинаков для всех пяти опросников.
В ключе выделены две группы суждений: диагностирующие выраженность волевых качеств и диагностирующие генерализованность волевых качеств. Напротив номера суждения указано количество баллов (-2, -1, 0, +1, +2), которое присуждается за каждый вариант ответа. Эти оценки заносятся в бланк ответов рядом с номером ответа. Затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов отдельно по суждениям параметра выраженности и параметра генерализованности для каждого волевого качества. Для перевода на положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов и окончательные результаты заносятся в нижнюю часть протокола. Далее необходимо представить полученные результаты графически. В тетради чертится окружность диаметром 8 см. Из ее центра (нулевая точка) проводятся 5 радиусов, на которых наносятся деления от 0 до 40. Каждый радиус – показатель уровня выраженности одного из волевых качеств. Затем данные из бланка ответов переносятся на соответствующие радиусы с делениями. На каждый радиус наносятся по две точки: число баллов по параметру выраженности и по параметру генерализованности. Точки, обозначающие показатели выраженности всех волевых качеств, соединяются одной чертой, а точки, обозначающие показатели генерализованности, - другой. Получается два пятиугольника, расположенных внутри круга (пример представлен на рисунке). На основании графически представленных результатов делается заключение об уровне выраженности каждого волевого качества по параметрам выраженности и генерализованности. Методика разработана Н.Е. Стамбуловой. Испытуемым предлагается оценить уровень развития собственных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки. Каждый опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью - универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности. Инструкция: «Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в протоколе напротив номера соответствующего суждения. Варианты для ответов: «Так не бывает», «Пожалуй, неверно», «Может быть», «Наверное, да», «Уверен, что да». Ответив на вопросы первого опросника («Целеустремленность»), переходите к следующему, и так до конца, пока не заполните весь сводный протокол. Текст опросников Целеустремленность
Смелость и решительность
Настойчивость и упорство
Инициативность и самостоятельность
Самообладание и выдержка
Сводный протокол исследования
Обработка и интерпретация результатов Обработайте ответы с помощью ключа, который одинаков для всех пяти опросников:
Положения 1, 6, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18, 20 служат для диагностики выраженности волевых качеств, положения 2, 3, 4, 5, 7, 10, 13, 14, 15, 19 - для диагностики генерализованности волевых качеств. Напротив номера суждения указано количество баллов (-2, - 1 , 0, + 1 , +2), которое присуждается за каждый вариант ответа. Эти оценки заносятся в сводный протокол исследования рядом с номером ответа. Затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов отдельно по суждениям параметра выраженности и параметра генерализованности для каждого волевого качества. Для перевода на положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов и окончательные результаты заносятся в протокол. Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0–19 баллов - низкий уровень; 20–30 баллов - средний уровень; 31–40 баллов - высокий уровень. Полученные оценки всех волевых качеств необходимо представить графически в двух вариантах. Вариант 1. Чертится окружность (d = 8 см). Из ее центра (нулевая точка) проводятся 5 радиусов и на них наносятся деления. Каждый радиус – шкала оценки для одного из волевых качеств. Затем данные из протокола переносятся на соответствующие шкалы: на каждую шкалу наносятся по две точки (число баллов по параметру выраженности и по параметру генерализованности). Точки, обозначающие оценки выраженности всех волевых качеств, соединяются сплошными линиями, а точки, обозначающие оценки генерализованности всех волевых качеств, – пунктирными. Получается два пятиугольника, расположенных внутри круга (пример на рис. 3.2). На основании рисунка делается заключение об уровне развития каждого волевого качества по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0–19 баллов – низкий уровень; 20–30 баллов – средний уровень; 31–40 баллов – высокий уровень. Вариант 2. Строятся две координатные оси: выраженность свойства, изменяющаяся в континууме низкая – высокая (от 0 до 40 баллов), изображается вертикальной осью, а генерализованность, изменяющаяся в континууме узкая – широкая (также от 0 до 40 баллов), – горизонтальной осью. Область пересечения осей характеризует средний уровень развития волевого свойства по обоим параметрам. Каждое свойство в данной системе координат обозначается точкой. При присоединении точек (в случае использования всех опросников в комплексе) получается многоугольник. Анализируется: а) расположение многоугольника в координатных осях, указывающее на преобладающее направление в развитии волевых качеств; б) расстояния (в единицах шкалы) между крайними верхней и нижней, правой и левой точками многоугольника, свидетельствующие об относительной синхронности или гетерохронности в развитии волевых качеств с учетом обоих параметров. Целесообразно сравнить самооценки каждого студента со среднегрупповыми (желательно у мужчин и женщин отдельно). Завершить работу необходимо письменным заключением об уровне развития волевых качеств с учетом параметров выраженности и генерализованности. II. Опросник «Волевые качества личности» (М.В. Чумаков). Опросник «Волевые качества личности» (ВКЛ) предназначен для диагностики выраженности волевых качеств личности в возрасте от 18 до 35 лет. Его можно применять как в исследовательских целях, так и для решения практических задач, он не предназначен для ситуаций экспертизы. Методика направлена на общую оценку степени развития эмоционально–волевой регуляции, обеспечивающей сознательное, намеренное, осуществляемое на основе собственного решения поведение. Эта регуляция имеет сложную системную природу, включает в себя различные уровни, фазы, стадии Сложность измеряемой психологической реальности отражается в опроснике выделением различных шкал. Шкалы опросника образованы эмпирическим путем при помощи факторного анализа прилагательных, выделенных методом семантического сходства. Инструкция: «Читайте внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько это суждение характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из четырех предлагаемых вариантов и его номер поставьте в ответном листе (табл. 3.4) напротив номера соответствующего суждения. Варианты для ответов: 1. Верно; 2. Скорее, верно; 3. Скорее, неверно; 4. Неверно Помните, что в опроснике нет «плохих» и «хороших» ответов, так как речь идет не о Ваших способностях, а об индивидуальных особенностях Вашей личности. Не задумывайтесь над ответом слишком долго, важнее Ваша первая реакция, а не результат длительных рассуждений». Протокол исследования:
Текст опросника:
Обработка и анализ результатов: При обработке за ответ «верно» присваивается 3 балла, за ответ «скорее верно» – 2 балла, за ответ «скорее неверно» – 1 балл и за ответ «неверно» – 0 баллов, если вопросы прямые. Если вопросы обратные, то за ответ «верно» присваивается 0 баллов, за ответ «скорее верно» – 1 балл, за ответ «скорее неверно» – 2 балла и за ответ «неверно» – 3 балла. Баллы по шкалам подсчитываются на основе ключа к опроснику. Итоговый балл получается суммированием баллов по 9-ти шкалам. Для перевода сырых баллов в стены используются данные табл. 3.6 и табл. 3.7. Ключи к опроснику ВКЛ
Нормативная таблица для шкал опросника ВКЛ
Нормативная таблица для итогового балла опросника ВКЛ Итоговый высокий балл по опроснику ВКЛ получают ответственные, обязательные, инициативные, деятельные, уверенные, решительные, настойчивые, энергичные, хорошо контролирующие свои эмоции, независимые, самостоятельные, целеустремленные, собранные испытуемые. Таких людей можно назвать волевыми в том смысле, в каком это понимается большинством людей. Получившие высокий балл старательно выполняют свои обязанности, обладают хорошим лидерским потенциалом, быстро и независимо принимают решения, высоко активны. У них есть ясные жизненные цели и стремление настойчиво их достигать. От этих особенностей в основном зависит успешность деятельности тогда, когда эта деятельность не предъявляет очень высоких требований к способностям человека. При наличии высоких способностей диагностируемые качества являются дополнительным существенным условием успешности и стабильности деятельности. Вероятно, испытуемые с очень высоким общим баллом по тесту могут быть более фрустрированными и напряженными. Низкий балл по опроснику ВКЛ характерен для склонных к колебаниям, неуверенных, безынициативных, несамостоятельных испытуемых Они могут пренебречь своими обязанностями в ситуациях, когда внешний контроль за их действиями ослаблен. Как правило, они проявляют низкую активность, энергичность. У этой категории испытуемых могут быть проблемы с произвольной концентрацией внимания. Жизненные цели недостаточно осознанны, лидерские тенденции не выражены. Этих людей можно назвать безвольными в том смысле, как это понимают большинство людей. При условии равных способностей такие люди как правило достигают меньших или менее стабильных результатов в деятельности Возможно, испытуемые с низким баллом по тесту менее внутренне напряжены и фрустрированы. Имея в виду это обстоятельство, мы предлагаем с осторожностью применять оценочный подход к результатам тестирования. Интерпретация шкал опросника: Интерпретация проводится путем анализа девяти шкал, которые в совокупности дают целостную картину развития волевой регуляции поведения. 1. Ответственность. Высокий балл по этой шкале получают ответственные, обязательные испытуемые. Они, как правило, дисциплинированы и старательно выполняют свои обязанности. Есть сведения о положительной корреляции этой шкалы с фактором G методики 16 PF Кэттелла. У некоторых испытуемых с высоким баллом может быть повышенная тревожность. Низкий балл по шкале получают испытуемые, которых можно назвать ненадежными и несколько «безалаберными». Они не перегружают себя чрезмерными обязательствами, проще смотрят на жизнь и могут обладать более низкой тревожностью. 2. Инициативность. Высокий балл по шкале характерен для инициативных, деятельных людей с высокими лидерскими тенденциями. Они выступают «зачинщиками» новых начинаний, стремятся что-то изменить. Хорошо проявляют себя в ситуациях, когда изменения необходимы и требуются новаторские подходы. В сочетании с высокой креативностью и интеллектуальными способностями могут быть очень продуктивны. При низкой креативности и способностях к анализу, особенно на руководящих постах, могут инициировать недостаточно продуманные и эффективные новации. Низкий балл получают пассивные испытуемые. Их устраивает существующее положение дел, и они не склонны что-либо менять. К лидерству сами не стремятся. Эффективны в ситуациях, требующих не столько изменений, сколько сохранения стабильности 3. Решительность. Высокий балл по шкале характерен для лиц, быстро и уверенно принимающих решения. Они не склонны к длительным сомнениям, колебаниям при осуществлении задуманного. Иногда быстрота принятия решения может быть вызвана импульсивностью. Низкий балл получают нерешительные, неуверенные, склонные к постоянным сомнениям лица. Решение принимается после длительных колебаний и не обладает достаточной устойчивостью. 4. Самостоятельность. Высокий балл демонстрируют люди, не нуждающиеся в постоянной психологической поддержке, стремящиеся самостоятельно принимать решения, обладающие способностью противостоять мнению группы, если оно отличается от их собственного. Низкий балл свидетельствует о низкой самостоятельности, внушаемости, зависимости от мнения группы. 5. Выдержка. Высокий балл характерен для людей, умеющих контролировать свои эмоции, терпеливо переносить нагрузки, справляться с монотонной деятельностью. Эти люди хорошо управляют собой, своими состояниями. В некоторых случаях выраженность этого качества может приводить к тому, что человек справляется с обстоятельствами, которые, возможно, целесообразнее было бы изменить. Низкий балл характерен для людей, свободных в проявлении эмоций, испытывающих трудности при необходимости переносить нагрузки или выполнять неинтересную работу. Им не хватает самообладания и трудно быть сдержанными. 6. Настойчивость. Высокий балл получают стойкие испытуемые, способные к преодолению препятствий на пути достижения цели. Неудачи не выбивают таких людей «из колеи». Они способны повторять снова и снова попытки для достижения задуманного. В определенных случаях эта черта может делать поведение недостаточно гибким. Низкий балл характерен для мягких людей. Неудачи деморализуют их, а препятствия часто заставляют отказаться от намеченного. 7. Энергичность. Высокий балл говорит об активности, энергичности. Такие люди деятельны, работоспособны, с оптимизмом смотрят на жизнь. Низкий балл получают испытуемые с невысокой активностью. Они быстро устают. Их можно назвать скорее пессимистами, чем оптимистами. 8. Внимательность. Высокий балл получают лица, способные к произвольной концентрации внимания. Они стабильно его удерживают в случае надобности, даже если деятельность не очень интересует их. Для них характерна собранность, глубокое погружение в работу. Низкий балл характерен для лиц, испытывающих трудности с произвольной концентрацией внимания. Они легко отвлекаются, с трудом сосредотачиваются, если деятельность не очень их интересует. 9. Целеустремленность. Высокий балл свидетельствует о наличии у испытуемого хорошо осознанных целей в жизни. Как правило, они стремятся планировать свое время и порядок выполнения дел. Таким людям бывает сложно в ситуациях, когда нет объективной возможности реализации целей. Низкий балл говорит о недостаточной четкости целей и упорстве в их достижении. Такие люди не всегда хорошо понимают, чего хотят. Им бывает сложно в ситуациях, где необходимо самим планировать свои дела. Оценочная анкета профессиональных и личностных качеств специалистов и основного персонала Фамилия, имя, отчество аттестуемого работника _________________ Должность _______________________________ (заполняется непосредственным начальником, независимым сотрудником и аттестуемым сотрудником - 3 экз.)) Из 5 высказываний по каждой категории выберите только одно по пятибалльной шкале
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Профильные смены в детских лагерях
- История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты
- Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения
- Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты
- «Очарованный странник Краткое содержание очарованный странник
- Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т
- Поэзия бодлера. Бодлер шарль пьер. Стихи и музыка
- Как решать математические ребусы
- Расписание уроков шаблон для заполнения в ворде
- Евгений Евтушенко - биография, личная жизнь, жёны, дети поэта