Главная - Женские имена
Природа в стихах И. Бунина: анализ стихотворения "Вечер"

Замечательный образец пейзажной лирики – написанное в 1909 году произведение Бунина «Вечер». На первый взгляд, стихотворение носит характер описания природы, на самом же деле оно имеет двойственную суть. Поэт в рифмованной форме изложил момент размышления лирического героя о главном в жизни человека – об ощущении счастья.

Пейзажная лирика поэзии выражена в следующих описаниях: внизу – за сараем в саду деревья с желтыми кронами, наверху – глубокое голубое небо и светящееся на его фоне облако. Бунин добавил в стих несколько разноплановых

Ощущений: обонянием лирический герой воспринял чистоту деревенского воздуха; слух привлек голос птицы, севшей на подоконник и гудение молотилки; зрением он выхватил момент наступления вечера. Все это сопровождается глубокими философскими раздумьями о понятии счастья в человеческой жизни.

В первой строке – утверждающая фраза о том, что людской натуре свойственно тосковать о пережитых в прошлом счастливых моментах. Следующая – повествует об ошибочности подобного видения счастья, ведь оно «всюду» – и в минувшем, и в настоящем мимолетном моменте, и в туманном будущем; оно в красоте растительного мира, в

Возможности дышать сладким свежим воздухом. Вторая катрена «Вечера» заканчивается мыслями персонажа о человеческой поверхностности: «Мы мало видим, знаем».

Следующий за ней трехстрочный стих показывает, как герой отвлекается от занятия с книгами на прилетевшую птичку. И финальный терцет выступает в виде прозрения автора: я «счастлив». Лирический герой, позабыв на миг о своем суетном занятии, сумел по-настоящему открыть глаза, уши, органы обоняния, все естество, он прозрел, ощутив единство с тем, что его окружало. Таким образом он познал счастье.

Название произведения «Вечер» способствует настроению погруженности во внутренний мир. Рефлексия дала возможность взглянуть на вещи иным взглядом, поняв их сущность. Плавное, лирическое творение обращает человека к живой природе, к ее живописным картинам, пьянящим ароматам и дивным звукам.

Цели:

    закрепить знания о средствах художественной изобразительности;

    развивать навыки анализа поэтического текста;

    развивать умение высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения;

    воспитывать внимательное и бережное отношение к слову.

Задача: раскрыть особенности творческой индивидуальности И.А.Бунина.

Сверхзадача: воспитывать умение быть талантливым читателем, потребность в анализе художественного текста.

Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.

Форма урока: анализ поэтического текста.

Методы: эвристическая беседа, поисково-исследовательский.

Приёмы: творческое чтение, выразительное чтение.

Дидактические принципы: научность, наглядность, доступность.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран.

На экране картинка – книга, на ней лежит роза, звучит классическая музыка. Чайковский «Времена года. Июнь».

ХОД УРОКА

Здравствуйте. Садитесь.
Сегодня я хочу поговорить с вами о поэзии. Это понятие для вас не новое. С самого раннего детства поэтическое творчество является неотъемлемой частью вашей жизни. Мама пела вам колыбельную, читала стихотворения А.Барто. Когда вы пришли в школу, ваши учителя стали учить вас быть внимательным к каждому поэтическому слову,

    Слайд «Текст под лупой»

анализировать стихотворение. Я тоже со своими учениками читаю и анализирую стихи. Вот недавно один из них на уроке литературы спросил: «Зачем мы так подробно разбираем стихотворение? Неужели поэт размышляет над выбором каждого слова?»
Как вы считаете, нужно ли нам анализировать поэтический текст, разрушая, возможно, тем самым первое целостное впечатление? Ответы учащихся .
Мне кажется, что нужно анализировать, потому что это помогает нам стать квалифицированными талантливыми читателями, ведь именно на них, по мнению С.Я.Маршака, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

    Слайд со словами Маршака, фото.

И сегодня на уроке мы с вами попробуем, вчитываясь в каждое слово, раскрыть творческий мир Ивана Алексеевича Бунина. Тема нашего урока «Мастерство Бунина-поэта».

    на экране портрет Бунина, годы жизни поэта 1870 – 1953 8 ноября, название урока

Иван Алексеевич Бунин – признанный классик русской литературы, её первый нобелевский лауреат – известен более как прозаик, хотя всю свою жизнь он сам считал себя прежде всего поэтом, сердился, что стихи его не нашли должного признания у современников. Может быть, так произошло потому, что он начал писать стихи на рубеже прихода новой поэзии, буквально перед нею. Он внутренне не принял новых, а они его. Но он и сам был новым. Нет, не символистом, не акмеистом. Но новым. В чём же было его мастерство и его новизна? Попробуем это понять. Предлагаю вам сегодня стать учёными-исследователями. Я буду вашим научным руководителем. Предметом нашего исследования будет стихотворение И.А. Бунина «Вечер». Текст стихотворения напечатан на листках, с которыми вы будете работать – делать различные пометы, записывать выводы, это ваш рабочий материал, который вы используете при выполнении письменного домашнего задания. Обратите внимание – на доске записаны аспекты анализа лирического произведения, опираясь на которые, вам будет понятна последовательность нашей совместной работы. (Доска. Аспекты анализа лирического произведения: ведущая тема, жанр, композиция, лирический герой, особенности поэтической лексики, изобразительные средства иносказания (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение и др.), поэтический синтаксис, звукопись, идея, стихотворный размер, ритм и рифма, способы рифмовки.) Существует множество алгоритмов, схем анализа поэтического текста, но не один из них не может быть универсальным, потому что каждый выбирает свой путь постижения поэзии. Я выписала только те аспекты, которые сегодня помогут нам постичь мастерство Бунина-поэта.
Итак, послушайте стихотворение и определите его тему.

    Чтение стихотворения сопровождается иллюстрациями картин известных художников и тихим звучанием музыки. Чайковский «Времена года. Октябрь».

Какова же тема стихотворения? Счастье
Тема не новая. Как называют такие темы в литературе?
Вечные
Почему же, размышляя о счастье, Бунин называет своё стихотворение «Вечер»?
Чтобы разобраться в этой загадке, проанализируем стихотворение. Начнём анализ с жанра. К какому жанру относится данное произведение? Подсказка в количестве строк стихотворения.
Сонет – 14 строчек.
Бунин обращается к традиционному в мировой литературе жанру, который был популярен ещё в эпоху Возрождения. Почему же именно сонет? Вот ещё одна загадка. А разгадывать её мы начнём с определения этого жанра. Прочитайте его.
На экране – определение сонета.
Тезис – антитезис – синтез определяют композицию сонета.
Какой тип речи будет преобладающим в сонете?
Текст-рассуждение.
– В чём особенность лирического героя сонета?
Это не просто герой, передающий свои чувства, это человек мыслящий, ищущий ответа н
– Очём же размышляет лирический герой?
(О счастье)
– Посмотрим, каким образом строит свои размышления лирический герой. Прочитайте первую строфу и укажите в ней тезис
(законченное утверждение) .

    Первая строфа

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
– Что указывает на то, что это тезис?
Точка в конце предложения. Наречие «всегда», ограничительная частица «лишь».
– По законам жанра за тезисом должен идти антитезис. Найдите его.
А счастье всюду. Какие языковые средства позволяют понять, что это антитезис? Предложение начинается с противительного союза «а», лексический повтор слова «счастье».
Какую стилистическую фигуру использует поэт? Какова её роль?
Антитеза. С помощью антитезы создаётся эффект резкого контраста.
Какое значение играет местоимение «мы» в первом предложении?
Местоимение «мы» указывает на то, что первый тезис принадлежит большинству.
А кому принадлежит антитезис?
Лирическому герою.
Какое значение имеет вводная конструкция в начале следующего предложения?
Лирический герой ищет доказательства тому, что счастье ВСЮДУ.
Назовите существительные в последнем предложении, которые поясняют наречие «всюду».

    Сад, сарай, воздух.

Какое слово не вписывается в этот ряд? Почему? Сарай – непоэтическая деталь
Зачем же поэт использует такое непоэтическое слово?
Это всё наша жизнь. Высокое и низкое. Поэзия и проза = 1-й вывод (записать)
В предложении есть доказательства тому, что слово сарай прозаическое.
Не наделено эпитетом.
Какие из этих существительных поэт наделяет эпитетами?
Сад осенний, воздух чистый.

    экран

Давайте попробуем выяснить, случаен ли выбор прилагательных в этом предложении? «Осенний» – слово нейтральное, употреблено в прямом значении.

    Картина Левитана «Осень».

Какие ассоциации рождает это прилагательное? Грусть и поэзия в обыкновенном ничем не приукрашенном слове.
Осень часто ассоциируется с определённым периодом жизни человека. Каким?
Зрелость.
Почему именно осенью лирический герой размышляет о счастье?
И в жизни Бунина осень стала судьбоносным временем года: родился осенью, известие о присуждении Нобелевской премии получил осенью и умер осенью.
– Теперь обратимся к следующему эпитету – «чистый».

    Вернуться к слайду с существительными.

Почему воздух чистый? Подберите синонимы: свежий, приятный, прохладный. Когда можно почувствовать чистый воздух? Когда открыто окно.
– Это предположение подтверждает метафора
«воздух, льющийся в окно».

    Экран

Это не случайно, ведь слово окно образовано от слова око – глаз.

    Окно – общеслав. Образовано с помощью суфф. -ъно от око (глаз).

Открытое окно становится способом познания мира. Вместе с лирическим героем мы видим предметы, на которые смотрит он. А можем ли мы услышать то, что происходит за окном? Давайте попробуем.
– Послушайте ещё раз строфу. Какие звуки чаще всего повторяются и с чем они ассоциируются у вас?

    Вернуться к слайду с первой строфой

(Звукопись. Аллитерация: /сч/, /с/, /ш/, /ч/, /ст/. Повторяются свистящие и шипящие звуки. Слышим дуновение ветра, шелест листвы…) С помощью аллитерации – приёма звукописи – мы не только видим предметы, ощущаем движение воздуха. Какие чувства, как вы считаете, испытывает лирический герой? Невольная радость… Спокойствие… Лёгкость от ветра и чистого воздуха… Продолжим наблюдать за мыслями и действиями лирического героя. Прочитайте второй катрен и проследите за направлением взгляда лирического героя.

    На экране – второе четверостишие.

Лирический герой обращает свой взор к небу.
– Давайте тоже посмотрим на небо. Что видим?
Что видит лирический герой?
Посмотрите, какими он видит небо и облако. Найдите средства выразительности, которыми поэт характеризует небо и облако.
Экран
Бездонное небо. Лёгкое белое облако. Такие словосочетания можно встретить в произведениях многих поэтов. Бунин не боится штампов. Почему?
Показывает обыденные предметы.
Чем необычно построение этого предложения? Обратите внимание на порядок слов в предложении.
Встаёт, сияет в сильной позиции.
– Какие глаголы традиционно используются для описания движения облаков?
Плывут, бегут, летят…
– Почему же Иван Алексеевич в своём стихотворении выбирает именно глаголы «встаёт» и «сияет»? Попробуем разобраться в этом с помощью словаря С.И. Ожегова.
Экран О каком сиянии может идти речь? Что может сиять (солнце, звёзды, лица)? Где встречались с сиянием? Сияют лики святых. Сияние исходит с неба. Божественное сияние.

    А.Рублёв «Троица».

У Бунина в другом стихотворении есть такие строчки: «Я заглянул в лицо небес». В привычном, обыденном увидел необычное. Успел поймать миг.
– Почему успел поймать этот миг?
Давно слежу за ним…

    Второе четверостишие.

Наречие времени стоит в начале предложения – опять инверсия. Слово дважды вынесено в сильную позицию: начало предложения и перенос предложения на следующую строчку. Такой приём называется анжанбеман. Экран (новый термин)
Почему такое внимание к наречию времени?
Лирический герой следил за облаком невольно, не акцентировал внимания (Рыленков: «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться»). ( Фигура умолчания – намеренный обрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным) Лирический герой поражён красотой творения Бога. Восторг. Открытие истинного счастья, смысла жизни…

мы. Почему? Лирический герой уже не отделяет себя от других людей. Он тоже мало видит, знает. Может быть, он пришёл к этому выводу только что. «Мы» – я в том числе.
– Заканчивается предложение многоточием. Какова роль этого знака препинания?
( Фигура умолчания). Лирический герой поражён красотой творения Бога. Восторг. Открытие истинного счастья, смысла жизни…
От чувств, эмоций лирический герой идёт к осознанию того, что называется счастье.
И как вывод после этого открытия звучит следующее предложение:
Мы мало видим, знаем, / А счастье только знающим дано.
– Опять появляется местоимение
мы. Почему?
Кому, по мнению лирического героя, дано счастье?
Какой частью речи является данное слово?
Подберите синонимы.
Мудрец, философ…
С людьми какого возраста ассоциируются эти существительные?
Обратите внимание на год написания стихотворения – 1909. Посчитайте, сколько лет было тогда Ивану Алексеевичу (39 лет).
Можно сказать, что он вступил в пору зрелости, стал умудрённым жизненным опытом человек. В этом году Бунину была присуждена вторая Пушкинская премия и он был избран почётным академиком Российской академии наук.
Мы уже говорили о том, что пора зрелости традиционно связывается с таким временем года как осень. А с каким временем суток можно её соотнести?
И осень и вечер – это периоды жизни человека, когда он, возможно, начинает задумываться о своей жизни, о счастье, постигать смысл бытия. Но так ли это, узнаем, обратившись к терцетам. Ведь именно в них по законам жанра находится соединение противоречий и вывод.
Прочитайте самостоятельно 1-й терцет. Найдите в тексте, подчеркните и прокомментируйте 1 вариант – лексические средства выразительности, 2 вариант – синтаксические средства выразительности.

    На экране:

Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.

1 вариант: пискнула и села (непоэтическая лексика; глаголы в прошедшем времени – сиюминутное проявление жизни);»пискнула» – появляется звук, о котором мы не просто догадываемся – поэт называет его (начинает слышать); птичка (внимание к обыденному, привычному, маленькому «птичка», а не птица); книга – источник знаний; эпитет «усталый» – лирический герой сидит за книгами, приобретает знания и мудрость веков; миг – «есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».

2 вариант: предложения простые, повествовательные, невосклицательные, не осложнены. Лирический герой продолжает обращать внимание на обыденные предметы.
От книг (инверсия + анжанбеман).
Книга – это мир фантазии, вымысла. Нужно уметь соединять в себе мир реальный и мир художественный. Это тоже счастье.

Давайте обратимся ко 2-му терцету и подумаем, на какие части его можно разделить.

День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне… Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

1 ч. – состояние мира; то, что за окном.

Какие предложения в основе 1 части. Многоточие уже не будет фигурой умолчания.
Какое слово непонятно?

    На фоне Картины «Гумно». Гумно – 1. Помещение, сарай для сжатого хлеба. 2. Площадка для молотьбы. (Словарь С.И. Ожегова.)

Произведение Бунина "Вечер" написано в виде неспешного философского размышления на вопрос, что такое счастье?

В самом начале повествовательного рассуждения автор выделяет мысль о том, что для большинства людей счастье является всего лишь воспоминанием. Параллельно с этим Бунин хочет показать, что на самом деле счастье никогда не покидает нас и всегда находится рядом. Оно выражается в чистом воздухе, бездонном небе, пении птиц, все это стоит лишь слышать и видеть.

Конец дня придает некоторую усталость герою и он, чтобы увидеть малую долю счастья отводит усталый взгляд на птичку, севшую на подоконник. В этих строчках заложен смысл того, что каждый человек способен сам для себя создавать такие условия, которые дадут возможность испытывать счастье сиюминутно.

На ощущение удовлетворенности влияет величина желаемого человеком. Бунин даёт понять, что поддержание гармоничного баланса между душой и телом доступно всем без исключения. Важно уметь испытывать радость каждого нового дня. Поэт сожалеет, что мы слишком мало видим и знаем, а счастье дано лишь знающим.

Лирический герой полностью погружается в красоту природы. Он любуется движением сияющего облака. Испытывает неподдельную радость к саду и воздуху. Явления природы насыщают его душевное состояние, позволяют испытывать эмоции. Вторая половина дня у многих вызывает чувство усталости, такое же состояние испытывает и герой произведения. Но он борется с этим с помощью самого простого, всего того, что доступно каждому.

Умиротворением и безмятежностью насыщается концовка стихотворения. Это ощущение возникает засчет конечного прилагательного употребленного в краткой форме "счастлив". Глаголы, которые характеризуют визуальное и аудиальное восприятие человека (вижу, слышу, знаю) говорят о том, что человек постиг своими органами чувств всю красоту окружающего мира. Этот великий дар дан человеку, чтобы он умел ценить каждую минуту своей жизни.

Звучание стихотворения в спокойной манере имеет связь с простым и ясным изложением. Волнение возникает только в последней строке засчет признания автором того, что он полностью счастлив.

Подробный анализ

Произведение представляет собой стихотворение, относящееся к пейзажной лирике поэта с элементами философии, рассматривающей в качестве основной темы проблему человеческого счастья.

Композиционная структура стихотворения состоит из четырех частей, в которых в образе лирического героя поэт пытается понять в чем заключает ощущение счастья.

Образ лирического героя поэт описывает в изображении сельского пейзажа, звучание и аромат которого слышит и наблюдает герой, погружаясь в размышления о счастье. Персонаж представляется поэтом уставшим и страдающим от своей одинокой жизни, передавая собственные чувства и переживания белому бумажному листу, при этом наслаждаясь чистотой и красотой ночного воздуха, вглядываясь в опустевшее небо и прислушиваясь к далекому гулу молотилки.

Отличительной особенностью стихотворения является применение поэтом различных приемов стихосложения, выраженных в первой строфе стихов в виде четверостишья, при этом следующие три строфы состоят из трех строк. Кроме того, стихотворение написано в пятистопном ямбе, сочетающемся с перекрестной рифмовкой и чередованием женских и мужских рифм, использующих пиррихий (стихотворная стопа из двух слогов). Однако стилевое содержание стихотворения заключается в простоте изложения с включением лишь небольшого числа тропов. Применение данных литературных приемов и средств позволяет наполнить содержание произведения оригинальным ритмом и плавным фразам.

Яркой иллюстрацией выразительных средств произведения является авторское использование художественных средств в виде эпитетов, метафор, сравнений, подчеркнутых чередой инверсий, заключающихся в прямом порядке слов и фраз, а также делающих акцент на короткие и длинные стихотворные строки.

Повествование произведение осуществляется путем развития антитезы об авторских сожалениях кратковременности счастливых моментов жизни, в которые человек не осознает ощущение счастья, а вспоминает о них лишь после их окончания.

В финале стихотворения поэтом делается вывод о предоставленной жизнью возможности для человека ежесекундно ощущать счастливые и неповторимые моменты, которые повсюду сопровождают людей, наделенных судьбой способностью чувствовать, любить и благодарить. Лирический герой уверен в значении внутреннего мира человека, богатого и многогранного, наполненного многочисленными источниками ощущения счастья.

Анализ стихотворения Вечер по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»

    Фет – это поэт девятнадцатого века. Афанасий Фет написал произведение, которое называлось и называется по сей час «Это утро, радость эта…» в 1881 году. Поэт был человеком

    Величайший русский поэт – А. С. Пушкин, был романтиком в душе. В его произведениях можно найти множество созерцательных прообразов, к коим и сам стремился поэт. Его душевной музой всегда была супруга – Наталья Гончарова

Иван Алексеевич Бунин - известный русский поэт и прозаик. Если в его прозе проскальзывают трагические предчувствия, то в стихах, наоборот, царит умиротворение и красота. Писатель очень сильно любил природу, чувствовал единство с ней, поэтому все его стихотворения живописны, реалистичны, пропитаны слуховыми и красочными впечатлениями. Поэтов, досконально знающих природу, единицы, и Бунин относится именно к ним.

Среди наиболее удачных работ стоит выделить стихотворение «Вечер». Оно полностью раскрывает чувства поэта, позволяет прочувствовать его настроение. Анализ стихотворения Бунина может натолкнуть на мысль, что «Вечер» относится к пейзажной лирике, ведь здесь так красочно описана природа за окном, осенний вечер, голубое небо, но это не совсем так.

Окружающий пейзаж является лишь поводом для лирических размышлений поэта. Угасающие лучики солнца, дарующие земле последнее тепло, чистый воздух, белые облака, проплывающие по небу, - все это наталкивает на мысль о том, Анализ стихотворения Бунина «Вечер» показывает, насколько герой близок самому автору. После прочтения стиха сразу же возникает образ сидящего в поместье в своем кабинете и загруженного повседневными делами человека. Он не замечает ничего вокруг, как тут его взор перемещается на окно, и он замечает совершенно другой мир, который приносит ему спокойствие и умиротворение.

Анализ показывает, что автор хотел подчеркнуть важность того момента, что все мы говорим о счастье лишь в Мы вспоминаем о безвозвратно прошедших днях, наполненных счастьем и весельем, грустим по этому поводу, но в то же время не ценим мгновений, дарующих нам Обо всем этом и написал в своем произведении Бунин. «Вечер», анализ которого позволяет разобраться в человеческих чувствах, очень точно передает все лирические размышления героя.

В своей работе автор пытается доказать, что счастье есть всюду. Для того чтобы его найти, необязательно ехать в заморские страны, оно может находиться рядом, прямо за распахнутым окном. Анализ стихотворения Бунина ярко показывает, что человек был погружен в собственные мысли, занимался какой-то рутинной работой, и тут, на миг лишь направив свой взор в окно, герой растворяется в природе, ее красках и звуках.

В самом конце стиха автор дает ответ на вопрос о том, кого можно считать счастливым, в своих строках «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Это значит, что испытать настоящее счастье может лишь человек с богатым внутренним миром. Каждый из нас уникален и многогранен, и находятся в нас самих. Анализ стихотворения Бунина доказывает, что человек является творцом своей судьбы. Если он заглянет в себя, познает свой мир, то он будет счастливым. Все, что есть вокруг, - это выдумки, прах и суета, нужно просто остановиться и понять свое предназначение.

Стихотворение написано в виде сонета, в нем используются метафоры, эпитеты, сравнения, поэтому оно очень удобно для восприятия и запоминания. Бунинский «Вечер» является шедевром философской лирики. Автор очень точно выразился о таком сложном чувстве, как человеческое счастье, в простой и яркой форме. Нужно лишь научиться наслаждаться каждым мигом, а если имеешь способность чувствовать, то это и есть настоящее счастье.

Стихотворение «Вечер» написано в 1909 году. Произведение является примером пейзажной лирики, хотя пейзаж в стихотворении не главный, он лишь толчок к внутренним размышлениям лирического героя. Присутствует элемент сюжета – читатель понимает, что лирический герой находится в своем поместье. Он в кабинете, погружен в собственные мысли… и вдруг его взгляд устремляется в окно. И мысли приобретают совершенно другое направление.

В начале стихотворения читатель наталкивается на антитезу: автор сожалеет, что о счастье мы только вспоминаем, тогда как оно вокруг нас. Весь дальнейший ход произведения доказывает и развивает начальную мысль героя. Великолепный осенний пейзаж за окном помогает нам это осознать, а героя вдохновляет на мысли о высоком предназначении человека.

Анализ стихотворения Бунина "Вечер"

Композиционно стихотворение Бунина разделено на антитезис, тезис, последующие три части и финальный вывод. Лирический герой пытается утвердиться в мысли, что счастье вокруг нас («всюду»). Не следует гоняться за ним по далеким «заморским странам», стоит лишь поднять глаза к небу и вот оно, – в чистом, льющемся из окна воздухе, в осеннем саду…

Наблюдая за невесомым белым облачком, герой переключается на другую мысль: человек знает и видит слишком мало, а познать счастье дано лишь знающему. Что автор хочет этим сказать? Какая связь между знанием и счастьем? К ответу на этот вопрос Бунин подводит нас лишь к концу стихотворения.

Далее взгляд героя привлекает севшая на окно птичка. Его усталые от книг глаза отдыхают, размышления растворяются в картинах природы: в опустевшем небе, далеком гуле молотилки. Лирический герой наполняется истинным покоем и умиротворением. И в этот момент ему открывается главный для всего стихотворения вывод: все в нем самом. Он слышит, он видит, следовательно, – он счастлив.

Здесь открывается смысл загадочной фразы героя о том, что счастье дается лишь знающему. Знающему о том, что все в нем самом – в человеке. Человек слышит, видит, он – неотъемлемая составляющая Божественной силы и пребывает рядом с ней. Разве этого недостаточно? Ведь все остальное – суета, прах, слабые измышления не желающего познать Истину человека. Эта мысль является основным итогом лирических размышлений героя, а вместе с ним и автора.

Чтобы усилить эту мысль, автор стихотворения прибегает к приемам художественной выразительности. Произведение написано обычным языком, оно содержит небольшое число тропов. Передавая прелесть осеннего вечера и соответствующее состояние героя, автор прибегает к эпитетам («чистый воздух»), метафорам («встает, сияет облако») и сравнениям («легким белым краем встает»).

Анализируя стихотворение «Вечер», находим чередование инверсии и прямого порядка слов, в результате создается оригинальный ритм, способный передать неровный ход мыслей главного героя: из плавного он сбивается на учащенный. Это же ощущение усиливается чередованием коротких и длинных строк в произведении. Размер «Вечера» – пятистопный ямб с пиррихиями, что, в свою очередь, придает стихотворению плавности.

Мы живем, мы имеем возможность слышать, видеть, чувствовать. В этом – величайшее счастье, в этом смысл нашей жизни. Каждый день жизни следует принимать, как подарок: пользуйтесь, наслаждайтесь и благодарите за все. Человек наделен душой, способной чувствовать, – вот самое большое на Земле чудо! Именно такое настроение возникает, именно к таким выводам подталкивает прочтение и анализ стихотворения "Вечер".

 


Читайте:



Евгений Евтушенко - биография, личная жизнь, жёны, дети поэта

Евгений Евтушенко - биография, личная жизнь, жёны, дети поэта

Легендарный писатель Евгений Евтушенко появился на свет в Сибири в 1932 году, и с самого рождения вся его жизнь была связана с переменами. Мать...

Правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ Правописание ча чу урок с презентацией

Правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ Правописание ча чу урок с презентацией

Карташова Светлана ВикторовнаУчитель начальных классоввысшей квалификационной категорииИркутская область, Иркутский районМОУ ИРМО «Карлукская СОШ»...

Предмет и задачи общей биологии

Предмет и задачи общей биологии

Биология - наука о жизни. Она изучает жизнь как особую форму движения материи, законы ее существования и развития. Термин "биология ",...

Эпоха правления Ивана III

Эпоха правления Ивана III

Победив в борьбе за великое княжение на Руси, московские князья продолжали усилия по объединению земель вокруг Москвы. Правление Ивана 3-го...

feed-image RSS