Разделы сайта
Выбор редакции:
- Уральские рабочие в армии колчака
- Профильные смены в детских лагерях
- История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты
- Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения
- Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты
- «Очарованный странник Краткое содержание очарованный странник
- Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т
- Поэзия бодлера. Бодлер шарль пьер. Стихи и музыка
- Как решать математические ребусы
- Расписание уроков шаблон для заполнения в ворде
Реклама
Как и каким показан иван иванович рассказчик. Чехов “Крыжовник” |
Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча. Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком. Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой. При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро». Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать. Чимша-Гималайский Иван Иваныч – герой рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»Чимша-Гималайский Иван Иваныч — характеристика персонажа Чимша-Гималайский Иван Иваныч - ветеринарный врач, дворянин, персонаж также рассказов «Человек в футляре» (здесь дается его портрет: «высокий, худощавый старик с длинными усами», а также сообщается, что живет он на конском заводе около города) и «О любви». В «Крыжовнике» он выступает в роли рассказчика, повествующего о своем брате Николае Ивановиче, мечтой которого стало приобретение усадьбы и крыжовник в саду. Его можно считать резонером, выражающим близкие автору мысли. И. И. удивляется духовной узости своего брата, несмотря на любовь к нему, потому что, по его мнению, «уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе - это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». И. И. считает, что сытость и праздность «развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», и видит это на собственном брате, добившемся наконец исполнения своей мечты. В уста героя Чехов вкладывает слова, ставшие афоризмом: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». И. И. обращает острие критики и против самого себя, находя и в себе те же недостатки - самодовольство, филистерство, склонность поучать, «как жить, как. веровать, как управлять народом». Он сокрушается, что немолод и уже не годится для борьбы. Выражая протест против современного социально-нравственного состояния общества, И. И. говорит: «Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать». С жилкой, просящею улыбкой, как будто просит лично для себя, он призывает более молодого помещика Алехина делать добро. Литература и литературоведение: Сюжеты произведений Вы прочитали готовую разработку: Чимша-Гималайский Иван Иваныч – герой рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» Все для школы: темы сочинений, разработки уроков. Изложения и пересказы сюжетов. Конспекты уроков и поурочное планирование. Сценарии, диктанты и контрольные для проведения уроков.Учебные пособия и тематические ссылки для школьников, студентов и всех, занимающихся самообразованиемСайт адресован учащимся, учителям, абитуриентам, студентам педвузов. Справочник школьника охватывает все аспекты школьной программы. Поиск на сайтеТематические сочинения
Заказать работуОбъявленияШкольные уроки: темы сочинений, разработки уроков. Для, тех, кто учится в школе, или готовится поступать в институт, пригодятся бесплатные готовые домашние задания, в котором все смогут ознакомиться с решениями по предметам школьной программы. | Статьи Рассказ «Крыжовник» Чехова был написан в 1898 году и считается одним из лучших произведений русской классической литературы XIX века. Он вошел в «Маленькую трилогию» автора, включающую также рассказы «Человек в футляре» и «О любви». В «Крыжовнике» Чехов развивает тему «футлярности» , ограниченности, раскрывая ее через образ помещика Николая Иваныча. Композиция произведения построена на приеме «рассказ в рассказе» – историю Николая Иваныча рассказывает своим знакомым его брат, Иван Иваныч. Главные героиИван Иваныч – ветеринарный врач, старший брат Николая Иваныча. Николай Иваныч – помещик, младший брат Ивана Иваныча. Буркин – учитель гимназии, друг Ивана Иваныча. Алехин Павел Константиныч – небогатый помещик, «мужчина лет сорока», у которого остановились Иван Иваныч и Буркин. Иван Иваныч и Буркин шли по полю. Впереди виднелось село Мироносицкое. Буркин попросил спутника рассказать обещанную ранее историю. Однако неожиданно пошел дождь, и мужчины решили укрыться от непогоды у Алехина в Софьино. Хозяин встретил их на пороге одного из амбаров за работой – мужчина был весь в пыли, в грязной одежде. Алехин очень обрадовался гостям и пригласил их в дом. Сходив в купальню, гости и хозяин расположились в креслах. Служанка подала чай с вареньем, и Иван Иваныч приступил к обещанному рассказу. У Ивана Иваныча был младший брат Николай Иваныч, «года на два помоложе» . Отец, Чимша-Гималайский, оставил им «потомственное дворянство» , а также имение, которое вскоре после его смерти отобрали за долги. Все детство мальчики провели в деревне. Служа с девятнадцати лет «в казенной палате» , Николай Иваныч скучал по воле. У него появилась мечта купить маленькую усадьбу, где непременно будет расти крыжовник. Мужчина постоянно читал «хозяйственные книжки» , объявления о продаже земли, мечтал о том, как будет проводить время в деревне. Иван Иваныч, хотя и любил брата, но его желания не разделял. «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку» . Стараясь скопить как можно больше денег, Николай «недоедал, недопивал» , одевался, «словно нищий» . Когда ему минуло сорок лет, мужчина женился на старой, некрасивой вдове с деньгами все с той же целью – купить усадьбу с крыжовником. Ее деньги он положил в банк на свое имя, а саму женщину «держал впроголодь» . Жена начала чахнуть и через три года умерла. Николай Иванович, не виня себя в смерти жены, вскоре купил «сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе» , так как рядом стояли заводы. Однако Николай Иваныч не опечалился: «выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком» . В прошлом году Иван Иваныч поехал проведать брата. Николай Иваныч «постарел, располнел, обрюзг» . «Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин» . Николай Иваныч уже судился с обществом и заводами, заставлял мужиков называть себя «ваше высокоблагородие» . У него развилось «наглое» самомнение, он начал говорить «только истины» , словно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно» . Более того, называл себя дворянином, будто забыл, что их дед был мужиком, а отец солдатом. Вечером подали крыжовник, «собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты» . Николай Иваныч, прослезившись, с волнением ел по ягодке, восторгаясь тем, как же это вкусно, хотя на самом деле крыжовник был жестким и кислым. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека» , «который достиг цели в жизни» , им «овладело тяжелое чувство» , близкое к отчаянию. Всю ночь Иван Иваныч слышал, как Николай Иваныч вставал и брал по ягодке крыжовника. Иван Иваныч размышлял о том, что мы постоянно видим счастливых людей, но ничего не знаем о тех, то страдает. «Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча» . Счастливые люди живут словно в «гипнозе» , не замечая многого вокруг себя. «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком» , что рано или поздно стрясется беда. Иван Иваныч понял, что тоже жил довольно и счастливо. Он говорил те же слова, что и его брат, поучал, «как жить, как веровать, как управлять народом» , но он уже не в том возрасте, чтобы что-то менять. Иван Иваныч неожиданно поднялся и подошел к Алехину. Он начал пожимать хозяину руки, прося не успокаиваться, продолжать делать добро, ведь смысл жизни именно в этом, а не в личном счастье. Потом все сидели и молчали. Алехину хотелось спать, но ему было интересно с гостями. В то, что говорил Иван Иваныч, он не вникал – слова врача не имели отношения к его жизни. Наконец гости отправились спать. «Дождь стучал в окна всю ночь» . ЗаключениеВ «Крыжовнике» Буркин и Алехин не понимают, какую идею пытался донести до них своим рассказом Иван Иваныч. Мужчины восприняли историю Николая Иваныча как обычный бытовой случай, не вынеся из нее никакой морали. Равнодушное молчание со стороны собеседников Ивана Иваныча подтверждает его мысли, что счастливые люди живут словно в «гипнозе» , в своеобразном «футляре» достижения собственного счастья. Пересказ «Крыжовника» будет интересен школьникам, а также всем, кто интересуется творчеством А. П. Чехова и русской литературой. Тест по рассказуПроверьте запоминание краткого содержания тестом: Различия между настоящей и выдуманной жизнью в рассказе А. П. Чехова «Крыжовник»Рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» входит в так называемую «маленькую трилогию» писателя (помимо этого произведения, сюда относятся рассказы «О любви» и «Человек в футляре»). Данные рассказы объединены общими героями – ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, учитель гимназии Буркин и мелкий помещик Алехин встречаются и рассказывают друг другу житейские истории. Эти истории объединены общей проблематикой. В самом общем смысле ее можно обозначить как взаимоотношения человека и жизни: что человек делает, чтобы быть счастливым, почему он боится жизни, какую роль он играет в улучшении общего строя жизни и т.д. Вывод писателя неутешителен – он наблюдает опошление человека, превращение его в мещанина и обывателя в самом худшем смысле этого слова. Об этом, в частности, повествует рассказ «Крыжовник». Ветеринарный врач Иван Иванович рассказывает простую, казалось бы, историю о своем родном брате. Николай Иванович имел в жизни мечту – он хотел купить домик в деревне с небольшим участком земли, стать помещиком и зажить в свое удовольствие: «… будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть но целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». В мечтах героя была одна маленькая деталь – он грезил о крыжовнике с собственного участка. Эта ягода стала для него символом его тихого уединенного счастья, его жизненной цели, смысла жизни. Мы сразу же видим негативное отношение к такой мечте рассказчика Ивана Ивановича. За его словами мы угадываем мысли и самого Чехова: «И говорят также теперь, что если наша интеллигенция имеет тяготение к земле и стремится в усадьбы, то это хорошо. Но … уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм, лень…» Поэтому, мне кажется, что писатель выбрал крыжовник – эту кислую, неказистую на вид и вкус ягоду – для олицетворения мечты героя неслучайно. Крыжовник подчеркивает отношение Чехова к мечте Николая Ивановича и, шире, к тенденции мыслящих людей уходить от жизни, прятаться от нее. Такое «футлярное» существование, показывает писатель, ведет, во-первых, к деградации личности. Вспомним, как изменился Николай Иванович, когда воплотил свою мечту. Это изменение коснулось его физической формы – новоявленный помещик потолстел, стал вести малоподвижный образ жизни, подурнел: «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло». Деградировала и его внутренняя сущность. Хотя, скорее всего, просто вышло наружу все то, что в «канцелярской» жизни героя не могло раскрыться. Николай Иванович стал самоуверенным, несколько наглым, имеющим на все свою точку зрения и старающимся ее высказать во что бы то ни стало. Кроме того, этот герой стал «заботиться» о своей душе. Автор с иронией пишет: «И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью. А какие добрые дела? Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно». Все, на этом «подвиги» героя закончились. Он был полностью доволен своей жизнью. Можно быть уверенным, что так он будет жить до самой старости и умрет в полном довольствии собой. Против такого отношения к жизни, против такого духовного, нравственного «заплывания жиром» протестует Иван Иванович и вместе с ним сам Чехов. Как можно быть довольным своим существованием, когда жизнь вокруг полна горя и несправедливостей: «Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье. »? Но вокруг «всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания. » Важно, что Николай Иванович получил свою усадьбу уже ближе к пятидесяти годам. На что же он потратил свои лучшие годы, когда можно было «перескочить через ров или построить через него мост», а не стоять и ждать, «пока он затянется илом»? Сначала Чимша-Гималайский сиднем сидел в своей канцелярии, закрывшись от всего мечтой об усадьбе. Он читал лишь «садовую» литературу и объявления в газетах о продаже имений, проводил время за построением планов и рисованием чертежей. Все остальное его не интересовало. Даже женился герой только к сорока годам лишь ради денег. Вместо того чтобы хотя бы наслаждаться жизнью с любимым человеком, Чимша-Гималайский существовал рядом с нелюбимым существом, практически морил ее голодом ради экономии и получения вожделенных «трех акров земли». В итоге герой достиг своей цели, но в чем ценность его жизни? «Есть ли вообще смысл в таком мелком, ничтожном существовании?» — вопрошает автор. В связи с этим конфликт рассказа «Крыжовник» можно обозначить как контраст между возможностями русского интеллигента и его реальной жизнью, между потенциалом человека и его реальным земным прозябанием, между настоящей жизнью и выдуманным, футлярным существованием. «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя. Делайте добро» (А. П. Чехов «Крыжовник»)Рассказ «Крыжовник» входит в «маленькую трилогию» А.П.Чехова, которая посвящена «футлярным людям». У каждого из героев — Беликова, Николая Ивановича Чимши-Гималайского, Алёхина — свой футляр. Им они закрываются от противоречий окружающего мира. Случай из жизни своего брата рассказывает помещику Алехину и учителю Буркину ветеринарный врач Иван Иванович. В начале рассказа дается его портрет: «освещенный луной у входа в сарай сидел высокий худощавый старик с длинными усами». Рассказ начинается с поэтического описания природы, утреннего дождя. Голоса рассказчиков и автора при этом сливаются в любви к родным бескрайним просторам: «И оба они знали, что это берег реки, там луга, зеленые ивы, усадьбы, и если встать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползающую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна». Такое значительное место пейзажу в рассказе уделено неслучайно. Земля широка и удивительна, однако человек своими мелкими целями, пустым существованием не соответствует ее величию. Перед нами разворачивается «обыкновенная» история духовного обнищания человека. С девятнадцати лет Николай Иванович Чимша-Гималайский работал маленьким чиновником, переписывал бумаги. Оба брата выросли на воле, в деревне. Младший из них отличался «кротким, добрым» нравом. Может, именно поэтому он так тосковал по просторам. Постепенно его тоска выросла в манию покупки небольшого имения на берегу реки или озера. Он мечтал, что будет есть щи на свежем воздухе, целыми часами сидеть у забора и глядеть на поле. Лишь в этих мещанских, ничтожных мечтах он находил единственное утешение. В своей усадьбе герой очень хотел рассадить крыжовник. Эту цель он сделал смыслом всей своей жизни. Не доедал, не досыпал, одевался как нищий. Он копил и клал деньги в банк. Привычкой для Николая Ивановича стало читать ежедневные газетные объявления о продаже имения. Ценой неслыханных жертв и сделок с совестью он женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги. Фактически герой свел ее в могилу, уморив голодом. Наследство позволило Чимше-Гималайскому купить долгожданное имение с крыжовником. Николай Иванович даже не задумывался о том, что он виновен в смерти человека. «Деньги, как водка, делают человека чудаком»,- говорит Иван Иванович. В этой связи ему вспомнилось два страшных, трагических случая. В городе жил купец, который съел с медом все свои деньги, выигрышные билеты, чтобы они никому не достались. Барышник на вокзале обеспокоен лишь тем, что в сапоге его отрезанной ноги осталось двадцать пять рублей. Эти отдельные случаи свидетельствуют о потере человеком собственного достоинства. Жизнь людей утратила свою значимость. На первый план выдвигаются корыстные интересы, деньги, жадность. Эта страшная болезнь поразила душу Николая Ивановича, обратила ее в камень. Он приобрел себе собственность, но она оказалась не такой, какой он представлял себе в мечтах. Фруктового сада, крыжовника, пруда с уточками не было. По обе стороны его земли находились два завода, «кирпичный и костопальный». Но Николай Иванович не обращал внимания на грязную среду. Он посадил двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком. Свое приобретение герой торжественно назвал в свою честь – «Гималайское тож». На рассказчика эта усадьба произвела неприятное впечатление. Везде канавы, заборы. Невозможно было проехать. Чехов использует точные бытовые и психологические детали. Ивана Ивановича встретила «рыжая собака, похожая на свинью». Ей было лень даже залаять. Из кухни вышла голоногая «толстая, голоногая кухарка, тоже похожая на свинью». Наконец, сам барин «располнел, обрюзг, — того и гляди хрюкнет в одеяло». Главный герой обрисован гротескно. Он уже мало напоминает человека. Брат рассказывает о своей жизни. В день именин он служил в деревне молебен, потом ставил мужикам полведра водки. На этом его благодеяния заканчивались. «Ах, эти ужасные полведра!- восклицает рассказчик Иван Иванович. – Сегодня толстый помещик тащит мужиков на потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат ура, и пьяные кланяются ему в ноги». Если раньше его брат и не смел выразить свое мнение, то теперь он бросается словами направо и налево, рассуждает о телесных наказаниях, образовании. Автор прав: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое». Чимша-Гималайский стал считать себя коренным дворянином, хвастался этим. В довершение всего этого величия-ничтожества он дает попробовать выращенный им крыжовник. С «торжеством ребенка» герой с жадностью ел ягоды и повторял: «Как вкусно!». А на самом деле этот крыжовник был вязким, кислым. Оказывается, А.С. Пушкин прав: «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». К этому выводу приходит рассказчик. Но этот случай важен для него не просто как момент жизни, занятная история. Это мера понимания героем действительности. Иван Иванович меняет после встречи с братом свое отношение к жизни, делает глубокие обобщения: «Как, в сущности, много счастливых людей! Какая это подавляющая сила!» Страшно не желание приобрести свое имение, а самодовольство, замкнутость в этой усадьбе. Пока его брат наслаждается своим безмерным счастьем, кругом «бедность невозможная, темнота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем, во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился». Люди привыкли к полному бесправию и равнодушию: «Мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами». По мысли Чехова, один человек не может быть счастлив один среди общих бед и страданий, на трех аршинах земли: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». «Так жить нельзя!» — к такому важному итогу приходит Иван Иванович. Эту мысль поддерживает автор. Он рассказывает случай с братом, надеясь убедить слушателей в том, что «тишина» опасна. Мыслящего человека недостойна успокоенность, удовлетворенность эгоистическим счастьем, невмешательство в ход общественной жизни. Иван Иванович стремится вызвать у своих слушателей беспокойство, жажду справедливости. «Сколько можно смотреть на огромный ров?» – спрашивает слушателей Иван Иванович. Пора менять жизнь, думать не только о насущном, но и о будущем. Автор окружает рассказ героя различными описаниями широкого простора и скучной, неуютной обыденности, описанием комфортной гостиницы в усадьбе Алехина. От этих контрастов тянутся нити к дисгармонии всей современной жизни, тяготением человека к прекрасному и его узким представлением о свободе и счастье: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя. Делайте добро». Эти слова можно было бы сделать главным девизом любого достойного человека. Равнодушие и Отзывчивость в произведении Крыжовник, как написать сочинение?ЕГЭ 2018.Какие аргументы можно привести в сочинении на тему Равнодушие и Отзывчивость в произведении А.П. Чехова «Крыжовник»? Как написать сочинение на тему — Равнодушие и Отзывчивость в произведении А.П. Чехова «Крыжовник»? О чем писать сочинение на тему — Равнодушие и Отзывчивость в произведении А.П. Чехова «Крыжовник»? Равнодушие и Отзывчивость в произведении Крыжовник прослеживаются на примере брата Иван Иваныча. Для него идейная теория о том, что нужно во что бы то ни стало купить дом с крыжовником — охватила его разум. Мужчина женится во второй раз ради выгоды, он равнодушен к жене и к тому фактору, что она умирает. Не проявляет отзывчивость к близким и родным. Делает все исключительно для себя и выгоды. Таким образом он планирует разбогатеть и жить припеваючи. Но пока он идет к своей мечте — теряет всех рядом идущих. И когда заполучит свое «сокровище» будет жить в нем один. Как Кощей бессмертный и чахнуть над своим златом. Рассказ очень поучительный! Равнодушие и Отзывчивость в произведении «Крыжовник». В рассказе Чехова «Крыжовник» очень хорошо показано человеческое равнодушие и безразличие к окружающим. Иван Иваныч, герой этого произведения, рассказывает о своём брате Николае Ивановиче. У Николая Ивановича, с девятнадцати лет была мечта купить усадебку, пусть маленькую, но что бы на ней обязательно рос крыжовник. Николай Иванович добился своей мечты, он купил усадебку с крыжовником, но при этом он стал равнодушен к окружающим, так как своего личного маленького счастья он уже добился. Он проявляет равнодушие к людям которым плохо, для него кислый крыжовник стал венцом человеческих желаний. В этом произведении главный герой Николай Иванович всю свою жизнь посвятил одной мечте — жить в своем доме, как барин, и разводить крыжовник. Всю жизнь он шел к осуществлению своей мечты, ни на кого не обращая внимание. Даже жену своей жадностью извел. Это пример эгоизма в высшей степени, когда в погоне за собственным благополучием не видишь того, что делается вокруг тебя, когда ко всему, что не относится к твоей мечте, ты проявляешь полнейшее равнодушие и безучастность. Это-то и губительно для человека. Равнодушие приводит к деградации человека, опустошает его душу. Главная проблема данного произведения — нельзя быть равнодушным. Вокруг нас множество людей, многие из них нуждаются в помощи. Нельзя упиваться собственным благополучием и не видеть того, что около нас могут быть люди, испытывающие нужду (материальную, духовную, душевную), к которым нужно проявить внимание и участие, оказать посильную помощь. Только сотворенное ближнему добро может возвысить человека и подарить ему истинное счастье. www.bolshoyvopros.ru Анализ рассказа Чехова «Крыжовник»Творчество Антона Павловича Чехова в значительной мере посвящено «футлярной» жизни и маленьким людям, а многие его короткие рассказы и повести обличают общество и людей в пошлости, бездушии и мещанстве. К таким рассказам относится и «Крыжовник», написанный в 1898 году. Важно отметить то, в какое время было написано это произведение – это был период правления Николая II, который был последователем политики своего отца и не желал внедрять необходимые тому времени либеральные реформы. О чем рассказ «Крыжовник»?Чехов рассказывает о Чимше-Гималайском, который служит в палате и больше всего на свете мечтает о собственном имении. Его заветное желание – стать помещиком. Герой Чехова выгодно жениться, забирает необходимые ему деньги у жены и наконец-то приобретает себе желаемое имение. И исполняет еще одну свою заветную мечту, в имении он высаживает крыжовник. А его жена умирает, так как в своей погоне за деньгами, Чимша-Гималайский морил ее голодом. В рассказе «Крыжовник» Чехов применяет искусные литературный прием – рассказ в рассказе, историю о Николае Ивановиче Чимше-Гималайском мы узнаем от его брата. И глаза рассказчика Иван Ивановича – это глаза самого Чехова, таким образом он показывают читателю свое отношение к таким людям, как новоиспеченный помещик. Ответственность героя за выбор жизненной философииБрат главного героя поражается его духовной ограниченности, его ужасает сытость и праздность брата, а сама его мечта и ее исполнение кажутся ему высшей степенью эгоизма и лени. Ведь за время жизни в имении Николай Иванович стареет и дурнеет, он гордится тем, что принадлежит к дворянскому сословию, не понимая, что это сословие – уже отмирающее и на смену ему приходит более свободная и справедливая форма жизни, постепенно меняется устои общества. Но больше всего самого рассказчика поражает тот момент, когда Чимше-Гималайскому подают его первый крыжовник, и он в одночасье забывает о важности дворянства и о модных вещах того времени. В сладости посаженного им самым крыжовника Николай Иванович находит иллюзию счастья, он придумывает себе причину радоваться и восхищаться, и это поражает его брата. Иван Иванович раздумывает о том, как большинство людей предпочитают обманывать самих себя, лишь бы уверять себя в собственном же счастье. Причем он критикует и самого себя, находя у себя такие минусы, как самодовольство и желание поучать других жизни. Кризис личности и общества в рассказеИван Иванович раздумывает о нравственном и моральном кризисе общества и личности в целом, его беспокоит то нравственное состояние, в котором находится современный социум. И его словами к нам обращается сам Чехов, он рассказывает, как ловушка, которую люди создают для себя сами, мучает его и просит делать в будущем только добро и пытаться исправить зло. Иван Иванович обращается к своему слушателю – молодому помещику Алехову, а Антон Павлович этим рассказом и последними словами своего героя обращается ко всем людям. Чехов пытался показать, что на самом деле цель жизни – это вовсе не праздное и обманчивое ощущение счастья. Этим коротким, но тонко обыгранным рассказом он просит людей не забывать делать добро, и не ради призрачного счастья, а ради самой жизни. Вряд ли можно сказать, что автор отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни – нет, скорее всего, он пытается донести до людей то, что им самостоятельно необходимо ответить на этот жизнеутверждающий вопрос – каждому для самого себя.
Вопросы и задания к рассказу "Человек в футляре" Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности. Как он относится к своему рассказу. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила. Каким показан Беликов? Почему о нем говорят "человек в футляре". Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли. Как и почему Беликов терроризировал город. Почему Беликов умер? Как понять фразу: "Хоронить таких людей... большое удовольствие". Вопросы и задания к рассказу "Крыжовник" Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик. Почему он не может заснуть, о чем задумался. В чем смысл слов рассказчика: "Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!" Какова роль описаний природы в рассказе. Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту. С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: "Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе". В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели. Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл. Вопросы и задания к рассказу "О любви" Как и каким показан герой-рассказчик. В чем дисгармоничность жизни Алехина. В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи. Заполнить таблицу по рассказу «Ионыч» Практическое занятие № 19. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишнёвый сад» Вопросы для обсуждения 1. Как определить жанр пьесы? Комедия? Драма? Трагикомедия? 3. В чем комичность образов Раневской и Гаева? А в чем их драматичность? Кто виноват в драматичности их жизни. 4. Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов). 5. Охарактеризуйте конфликт и проблематику пьесы. 6. "Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение - правда безусловная и честная", - писал Чехов. Какую же "безусловную и честную" правду мог увидеть Чехов в конце XIX века. Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов. 7. Как тема увядания дворянских гнезд показана в "Вишневом саде"? Что олицетворяет Фирс? А Яша. 8. Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская отказываются от предложения Лопахина. 9. Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев. 10. Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену. 11. За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное ли это в пьесе. 12. А что же главное? Отношения людей, различных общественных классов, но вне враждебности и непримиримой борьбы. Практическое занятие № 20. | УРОК 121. «Его врагом была пошлость»2. «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» На деревом этапе урока следует подчеркнуть своеобразие цикла «Маленькая трилогия»: Это трилогия о «футлярных людях». Повествователь является то рассказчиком, то слушателем. Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове - «Человек в футляре». Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский о своем брате - «Крыжовник». Помещик Алехин о себе, о своей любви - «О любви». В рассказах дается обобщенная картина жизни. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности? Как он относится к своему рассказу? Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила? Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футяре»? Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли? Как и почему Беликов терроризировал город? Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей… большое удовольствие»? Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик? Почему он не может заснуть, о чем задумался? В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»? Какова роль описаний природы в рассказе? С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»? В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели? Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл? Как и каким показан герой-рассказчик? В чем дисгармоничность жизни Алехина? В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи? Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев - неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.) Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться? Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа? Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».) Почему на рубеже 80-90-х годов Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека? Сможет ли Солодовников достичь того, о чем мечтает? Кто виноват в судьбе героев? Какой из рассказов ироничнее? Почему? Путь Старцева - это путь духовной деградации. А каков путь Солодовникова?
Чехов добавляет во вторую редакцию слова Нюхина, не свойственные ему: «Остановиться где-нибудь далеко-далеко в поле и стоять деревом, столбом, огородным пугалом, под широким небом, и глядеть всю ночь, как над тобой стоит тихий, ясный месяц, и забыть, забыть». Герой Нюхин вряд ли способен на такие слова. Это Чехов и его мысли, это его лиризм в сострадании человеку. Автор незримо присутствует в пьесах, что делает чеховскую драматургию особенно психологичной. Критик В. Я. Лакшин считает, что особенности психологизма драматургии Чехова проявляются: В раскрытии сложных образов персонажей не через борьбу контрастных страстей, а в обычной жизни. В иллюзии течения жизни, которая создается бытовыми деталями, бытовыми темами разговоров, - психологическая детализация. В общем эмоциональном тоне, который создается музыкой, звуками, паузами и т. п. В смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения героев. В многотемности диалогов: каждый герой ведет свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны. В отсутствии описания и объяснения психологии действующих лиц. В скупых художественных средствах, способствующих редкой психологической достоверности. В поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств. Автору важен подтекст, то, что за словами. В сложном подтексте, передающем не мысли героя, а суждения автора. В отсутствии стремительно развивающегося действия. Наиболее важные события происходят за сценой - внутренний динамизм. Во внешней и внутренней сути героев. В лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности финалов действий и пьесы в целом. Сообщение учителя об истории создания пьесы. Беседа с классом о жанре пьесы. Драматичен ли Лопахин? В чем комичность образов Раневской и Гаева? А в чем их драматичность? Кто виноват в драматичности их жизни? Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов). «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение - правда безусловная и честная», - писал Чехов. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX века? (Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов.) Как эта тема показана в «Вишневом саде»? Что олицетворяет Фирс? А Яша? Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская отказываются от предложения Лопахина? Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев? Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену? За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное ли это в пьесе? А что же главное? (Отношения людей, различных общественных классов, но вне враждебности и непримиримой борьбы.) 4. Система образов-персонажей. Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства. Как Раневскую характеризует отношение к Варе, к Ане, к слугам, к Лопахину, к Трофимову? Как ее характеризует отказ от предложения Лопахина? Как можно оценить доброту Раневской? Как понять слова Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться»? Что Раневская считает своими грехами и грехи ли это? А в чем ее настоящие грехи? Кто виноват в судьбе Раневской? Была ли возможность выбора? Расскажите о Гаеве. Чем он похож на Раневскую? Чем интересуется? Сравните их монологи перед шкафом. Как они их характеризуют? Почему они все успокоились после продажи вишневого сада? Чем близок хозяевам вишневого сада Симеонов-Пищик? Какие черты Лопахина привлекательны? Почему Петя говорит о нем «хищный зверь» и «нежная душа»? Как это понять? Какое качество в нем победит? Почему Лопахин не делает предложения Варе? О каком будущем России он говорит? В чем его противоречия? Почему он не раз называет жизнь «дурацкой», «нескладной»? В чем своеобразие речи Лопахина? Какова роль этих персонажей? Почему Петя показан иронично? Почему соединением разноплановых реплик его образ снижается? Сравните Лопахина и Петю. Почему один работает, а другой говорит? В чем образ Пети сходен с образом Гаева? Какое место занимает в пьесе Аня? Почему Чехов считал, что Аня должна говорить «молодым, звонким голосом»? Почему реплики Ани есть в конце каждого акта? Как образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы? Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы? 1. В основе рассказа - определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя. Это отражается в названиях рассказов, которые часто определяют конкретное место 2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату 3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения 4. Характер и особенности повествования, которое может вестись от лица автора или героя. Внешнее повествование может вестись от лица автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж - от лица героя. Объективность повествования 5. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей 6. Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль 7. Индивидуализация речи героев. Речь - отражение характера 8. Большая роль детали 10. Зрелый Чехов - отсутствие напряженного действия 11. Говорящие фамилии 12. Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне - смешно, внутренне - грустно 13. Малая форма и глубокое содержание 14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера 15. Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам, через монолог или диалог 16. Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается путем повторения, достигая абсурда 17. Триединство: место, время, действие 18. Зримость рассказов-сценок Урок может быть проведен и по одному рассказу, например, «Не в духе», «Кухарка женится», «Ну, публика!». Анализируя его, нужно найти, какие из особенностей чеховского стиля в нем есть. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Профильные смены в детских лагерях
- История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты
- Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения
- Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты
- «Очарованный странник Краткое содержание очарованный странник
- Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т
- Поэзия бодлера. Бодлер шарль пьер. Стихи и музыка
- Как решать математические ребусы
- Расписание уроков шаблон для заполнения в ворде
- Евгений Евтушенко - биография, личная жизнь, жёны, дети поэта