Главная - Женские имена
Анализ стихотворения Лермонтова «Утес. Анализ «Утёс

Одним из самых ярких и впечатляющих пейзажно-философских произведений Лермонтова, относящихся к его позднему периоду творчества, является его стихотворение «Утес» (1841 г.), написанное незадолго до преждевременного ухода из жизни выдающегося поэта. И хотя в то время Лермонтов находился в сложном душевном состоянии, и по свидетельствам некоторых очевидцев, даже предвидел скорое окончание своего бренного пути, в стихотворении «Утес» нет никакого намека на прощание или что-то похожее в этом роде. Читатели впервые познакомились с ним в 1843 году, когда его публиковал литературный журнал «Отечественные записки» спустя 2 года после смерти Лермонтова.

Главная тема стихотворения

Данное произведение великий поэт создал, находясь под влиянием великолепных видов и пейзажей окружающей его природы Кавказа, к которой он относился с особым трепетом и превращал в своих произведениях в живое существо, способное мыслить, чувствовать и переживать.

Пропитанное духом одухотворенной романтики стихотворение «Утес» трудно назвать оптимистичным, его главной темой в очередной раз является одиночество главного героя (в данном случае это утес, с которым автор ассоциировал и лично себя) в окружающем мире, ощущение того что он чужой и лишний в этой жизни.

Изумительной красоты пейзажная зарисовка южной природы, которую с таким мастерством передал гениальный поэт в двух небольших четверостишиях, наполнена тяжелыми душевными переживаниями автора, она носит глубокий философский смысл и имеет несколько трактовок.

Некоторые литературные критики говорят о том, что целью автора в данном произведении было пересечение и сравнение материальных и духовных ценностей, ответ на вопрос какую роль они играют в нашей жизни и что из них важнее. Утес в этом случае играет роль всего мирского и обыденного, а тучка нечто эфемерное, неземное и божественное. Их союз был недолговечным и случайным, тучка поутру покидает утес и он остается на прежнем месте в печали «тихонько плачет он в пустыне». Так Лермонтов хотел показать людям насколько они часто в первую очередь заботясь о насущном, забывают о своей душе, а ведь достигнуть настоящего счастья и гармонии можно только объединив эти два начала. По мнению поэта, душа вечна и подобно золотой тучке может путешествовать где угодно безо всякого для себя вреда, в то время, как тело (утес) без души будет вечно мучиться и страдать. Красота и беззаботность золотой тучки и старого, морщинистого утеса подчеркивают различие понятий материального и духовного мира.

Также существует мнение литературных экспертов что стихотворение «Утес» посвящается не единению двух начал, а описыванию человеческих взаимоотношений совершенно непохожих друг на друга людей, в которых тучка это молодая и легкомысленная особа, а утес-великан - немолодой, умудренный опытом мужчина, годящийся по возрасту ей в отцы. Поэт описывает их короткий миг общения, который показался для них обоих весьма приятным, но юной прелестнице он вскоре наскучил и она, например, нашла себе более подходящую по возрасту или по интересам компанию. А довольно немолодой мужчина, подобно старому и морщинистому утесу-великану, остается не у дел и остро ощущает свое одиночество, ненужность, чувство глубокой печали и растерянности.

Структурный анализ стихотворения

При написании стихотворения автор использовал пятистопный хорей, а также двухсложную стопу, имеющую ударение на первом слоге, применяется опоясывающая рифмовка. Настроение двух четверостиший диаметрально отличаются друг от друга, первое пропитано ощущением жизнерадостности и веселья, второе - печали и грусти. Для полной передачи чувств и настроения данного произведения поэтом были использованы следующие средства художественной выразительности: олицетворение (тучка ночевала, утром умчалась, утес задумался, утес плачет), метафора (играя по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, старый утес), перифраз (влажный след в морщине утеса - следы слез). Чередование звуков «р», «л», «в» (аллитерация) и повторение звуков «о» и «а» (ассонанс) придает произведению особой плавности и выразительности.

Стихотворение «Утес» во многом можно назвать автобиографическим, ведь оно раскрывает глубокий внутренний мир поэта с его переживаниями и чувствами, оно отличается глубоким смыслом и неоднозначностью, в нем каждый найдет что-то свое, близкое и понятное только ему.

Стихотворение «Утес» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до роковой дуэли. Как отмечают библиографы поэта, многие его последние произведения наполнены чувством смерти. Лермонтов часто ссорился с сослуживцами, нередко являлся зачинщиком дуэлей. Хотя стихотворение «Утес» и лишено предчувствия собственного конца, но и в нем прослеживается трагизм смерти. Рассуждая о материальной и духовной сторонах жизни, Лермонтов наделяет свое произведение романтическими чертами, высокими и благородными чувствами.

Стихотворение наполнено яркими образами природы. Благодаря олицетворению тучка и утес предстают перед читателями не только живыми существами, умеющими думать и чувствовать, но и приобретают человеческие черты. Утес лишен способности к движению, он остается на одном месте. Эпитеты «старый» и «морщинистый» позволяют понять, что лирический герой находится уже в достаточно преклонном возрасте. Он устал от жизни, перестал испытывать радость к ней. В противопоставление ему выступает тучка, жизнерадостная и легкая. И на мгновение она дарит утесу счастье и покой. Интересно то, что на момент написания стихотворения Лермонтову было всего 28 лет, но уже тогда ощущал он себя стариком. Не найдя способности реализовать себя в мире сотканном из противоречий, поэт искал гармонию в природе.

Стихотворение соединяет духовное и материальное единство жизни. Тучка, легкая и быстрая, ассоциируется с душой человека, с его духовным началом. Она является гостьей утеса-великана, тучка не задерживается надолго: рано утром она уходит «по лазури весело играя». Утес является воплощением мирского и обыденного, его можно не только видеть, но и осязать. Весьма примечательно, что тучка может дальше странствовать по свету и быть счастлива, в то время, как утес без своей «новой знакомой» чувствует одиночество и пустоту. Ему тяжело перенести расставание с тучкой, поэтому он «тихонько плачет в пустыне»,

Жизнь человека – это соединение двух начал материального, которое воплощено в теле, и духовного. Душа может благополучно существовать в не тела, как считает поэт. Однако тело без души обреченно, и если не на смерть, то на муки.

Вариант 2

Есть стихотворения, которые считаются для поэтов своеобразной лебединой песней. К примеру, для Есенина таким является До свиданья друг мой.., а если говорить о творчестве Лермонтова, то чем-то похожим вполне возможно назвать Ночевала тучка золотая. Стихотворение написано за несколько недель до гибели, которую, как свидетельствуют некоторые современники, сам поэт искал довольно активно.

Сюжет стихотворения рассказывает о расставании тучки и великана-утеса, который после этого тяжело тоскует. Созданные образы обуславливают множество смысловых оттенков, которые варьируются от вполне понятного сравнения тучки с маленькой и беззащитной девушкой, оказавшейся под защитой громадного и сильного мужчины, до разнообразных вариаций на тему мимолетного ощущения счастья или прозрения, которые нередко оставляют только след в нашей душе, но сами исчезают и мы тоскуем по этим приятным мгновениям, которые канули в Лету.

Если посмотреть на стихотворение поверхностно, оно также вполне может напоминать нечто наподобие детской считалочки. Хотя такие считалочки нередко обладают каким-то глубоким трудноуловимым смыслом или даже неким мистическим флером. К примеру, вспоминается известная английская Twinkle, Twinkle, Little Star, созданная в начале 19 века, которая представляет собой ряд риторических вопросов к звездочке.

Такая легкость и простота описания в действительности способна скрывать существенный подтекст. Лермонтов создает таковой в основном на рассмотрении темы близости-разлуки.

Помимо этого следует отметить довольно интересную палитру контрастов, которая создает целую градацию образов от тяжелого и печального, до радостного, легкого, игривого. Тучка сама по себе является золотой, в отличие от типичного для тучки свинцового цвета, тучка играет на лазури и полна веселья. Утес в свою очередь – великан, стар и погружен в раздумья.

Одиночество тоже является контрастным эпитетом, который свойственен именно утесу, ведь тучка тоже является одинокой, но этим не тяготится, так как обладает подвижностью. Утес прикован к своему одиночеству и поэтому прикосновение золотой и свободной игривой тучки делает его на краткие мгновения счастливым, но этим мгновениям не суждено длиться вечно и радость ускользает как тучка, плывущая по небу.

Учитывая отмеченную в начале ситуацию написания стихотворения, мы также вполне можем трактовать сюжет как зашифрованное описание расставания с телом. Душа как золотая тучка оставляет тело, по сути, прикованное к бренному миру.

Лермонтов - Утес (анализ)

Лермонтов написал произведение под названием очень эпичным «Утес» в 1841 году. Это стихотворение было написано за некоторое время до своей гибели. А, как известно, Михаил Лермонтов кончил свою жизнь на дуэли, где трагически погиб. Критики думают, что возможно, писатель уже как будто бы чувствовал свою смерть, так как именно в этом его стихотворении чувствуются весьма необычные мысли, которые раньше были ему несвойственны. Также, и сам смысл может навести на такое чувство.

Лермонтов писал это произведение очень вдумчиво, хорошо представляя всех тех «персонажей», которые присутствуют в произведении. Утес, золотая тучка на небосводе, ночь и утро – все это маленькие, может незначительные мелочи, но которые застелют задуматься читателей. Особенно, главным в произведении является утес-великан. Он могуч, но никак не грозен, ведь в стихотворении присутствует доброта и какая-то необычная радость, такая светлая и чиста, что читая это маленькое произведение, стоит задуматься и хочется радоваться. Это произведение очень маленькое, так как оно состоит всего лишь из двух строф, которые состоят из четырех строчек.

В самом произведении, как оказывается, если присмотреться, существуют два эпичных лирических героев. Это тучка, которая как описывается, золотая и такая легкомысленная пр своему существу, а также, утес-великан, который очень могуч и силен. Именно эти два персонаж в произведении показывают немного другую сущность двоих людей. Тука золотая – это как будто бы легкомысленный человек, который воспринимает все легко и обычно. Он весел и не слишком много думает о тяжелой жизни, и его в жизни этой ничего не держит, так как он не имеет каких-либо очень важных ценностей. Утес-великан же. Это вообще полная противоположность тучке. Так как его характер полностью отличается от этого человека. Утес – это как будто бы человек, который внешне очень силен, и даже где-то могуч, но внутри – он не так силен, так как он умеет сильно и глубоко любить и верить в добро. Такой человек добр и верит в какие-то ценности в нашем мире, в который многие перестали верить по-настоящему. Лермонтов в своем произведении по-разному показывает этих двух личностей, которые у него скрыты под тучкой и великаном-утесом.

Лермонтов специально противопоставляет их в своем стихотворении. Но исследователи по своему трактуют это произведении, которое очень красиво, хоть и мало по размеру своему.

Анализ 4

Утес - это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приёма олицетворения.

Например: "Золотая тучка", "Старый утёс". Если заглянуть внутрь стихотворения мы можем узнать, что это стихотворение написано про одинокость. Я представил, что "старый утес" - это старик, которому не хватает внимания, ему очень одиноко. Он был очень высок, но все проходили мимо. Впервые он был рад, что какая-то тучка пролетела или же остановился хотя бы возле утеса. Под словом "Золотая тучка" подразумевается, какой-нибудь молодой человек, которые всегда на высоте.

Такие слова из стихотворения: "Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко " Обозначают, что "старый утес" не забыл его. Что этот след ему как бы дорог. Но после ухода ему стала опять же грустно, скучно, одиноко. Здесь показывают схожесть или олицетворяют природу и человечество. Все действия, переживания, печаль, грусть и абсолютно все эмоции переходят к человеку. Такие строки из стихотворения: "Утром в путь она умчалась рано" показывают наступление грусти, одинокости. Автор ярко подчеркнул такие моменты и смог передать все с природы на человека.

В последних строках:

"Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне"

автор ясно показывает, что "старый утес" не смог сдержать слезы от такой боли. Если заглянуть или просто представить мы можем увидеть много чего. Скорее всего автор писал о себе, становился "старым утесом" и очень скучал по этому человеку ("золотая тучка"), именно это смогла нам выразить нам все эти переживания. Можно "золотую тучку" сравнить с легкомысленными людьми, которые большую часть жизни живут и рассчитывают на хорошую сторону. А вот "старого утеса" скорее всего можно сравнить с мудрым человеком, который большую часть жизни провел в одиночестве и очень хорошо понимает отрицательные качества и чувства человека такие как: грусть, боль, печаль, обида и так далее. Автор затрагивает любую душу, единстве, душевой гармонии.

Стихотворение "утес" написан в двусложном стихотворном размере - пятистопный хореем. Кроме того, в этом стихотворений были затронуты такие литературные приемы как: метафора, эпитеты, ассонанса, аллитерация, и многие другие приемы.

Даже в таких случаях автор смог полностью раскрыть нужную тему и смог передать нам все это. Автор раскрыл свою душу и правда, что не полностью, но все таки мы можем сопереживать с ним в такие дни. Это стихотворение призывает достижению самой высокой точки своей души, внутренней гармонии, умение жить с остальными в хороших отношениях.

Анализ стихотворения Утес по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Андрея Белого Родине (Рыдай, буревая стихия)

    Произведение, написанное после революции 1917 года, выражает видение автором России, произошедших в ней изменений и его мысли о будущем страны.

  • Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

    «Я помню чудное мгновенье» – известное стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил своей Музе – красавице Анне Керн. В стихотворении описаны реальные эпизоды из жизни писателя.

  • Анализ стихотворения Кедрина Аленушка 5 класс

    Прежде чем приступить к анализу стихотворения, надо вспомнить, когда оно было написано. Понять, какие чувства были на душе у поэта. Октябрь 1942 года, идет война до окончания которой еще долгих три года. Это известно сейчас, а тогда

  • Анализ стихотворения Еще люблю, еще томлюсь Фета

    Лирика Фета нередко отличалась элементами философского отношения к действительности и некоторой печали. Как правило, его тоскливые настроения связывает с фигурой Марии Лазич, возлюбленной, которую он утратил

  • Анализ стихотворения Осень Майкова 7 класс

    Аполлон Майков – известный поэт, рождённый в творческой семье. Поэтому он с детства впитал любовь к искусству и литературе.

Жизнь и творчество великого русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова кажутся яркой вспышкой молнии на темном небе. Этот талантливый человек не дожил и до 30 лет, но все же успел оставить после себя великое наследие произведений, пропитанных смыслом, любовью к родине, природе и своему народу. Стихотворение «Утес» Лермонтов написал в 1841 году, за несколько недель до своей кончины. Хоть многие библиографы уверены в том, что поэт догадывался о завершении своего бренного существования на земле, в данном произведении нет и намека на прощание или что-то в этом роде.

Стих «Утес» Лермонтов сочинил, пребывая в восхищении от окружающих пейзажей. Его внутренний мир по-особенному воспринимал природу, поэт относился к ней как к живому существу. Хоть произведение и пропитано романтикой, его нельзя назвать счастливым. Всего в двух небольших четверостишьях Михаил Юрьевич смог передать глубокий жизненный смысл.

Большинство литературных критиков сходятся во мнении, что при написании стихотворения «Утес» Лермонтов пожелал объединить духовное с материальным, сравнить между собой божественность, неземную красоту тучки и обыденность, мирскую сущность камня. Люди очень часто забывают о своей душе, акцентируя внимание на теле. Автор хотел напомнить о том, что достичь гармонии и можно, но только лишь объединив эти два начала.

Некоторые исследователи творчества поэта немного иначе трактуют смысл стихотворения. Они считают, что, сочиняя «Утес», Лермонтов пожелал изобразить судьбы двух непохожих друг на друга людей. Тучка может символизировать молодую красотку, полную жизненных сил и счастья. В свою очередь утес - это далеко немолодой, умудренный жизненным опытом мужчина. Смотря на ветреную незнакомку, которой годится в отцы, он отчетливо понимает, что его время прошло, радостные дни остались в далеком прошлом. Мужчине хорошо в компании девушки, она скрашивает его серые будни, но, когда она уходит к своим друзьям и подругам, он лишь отчетливее ощущает свою никчемность и одиночество, понимая, что для него нет места в мире молодых людей. Душа без тела может находиться, она очень даже счастлива, возвращаясь в мир иной, а вот земная оболочка без нее обходиться не в силах, она страдает и плачет. Яркий контраст между материальным и духовным миром создал Лермонтов. «Утес» - стихотворение, содержащее в себе глубокий скрытый смысл. Тучка изображена невесомой, веселой и жизнерадостной, а вот обрывистая скала видится читателю старой, несчастной, уставшей от жизни.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утес» в некоторой степени можно назвать автобиографическим. Конечно, поэт не был в буквальном смысле стариком, но даже среди своих сверстников он чувствовал себя чужим. Михаил Юрьевич очень рано повзрослел, его мировоззрение и мудрость выказывают в нем умудренного жизненным опытом человека. Он устал от собственной жизни, от окружающего его мрака. Лермонтов не мог обрести счастье, поэтому ему оставалось лишь смириться с непониманием и обречь себя на одиночество.

Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.

Предполагаемые результаты:

  • Предметные: активизировать знания по биографии М.Ю.Лермонтова, повторить изобразительно-выразительные средства языка, отработать схему чтения “настроения” текста, углублять навыки первичного анализа стихотворного текста(лирического произведения).
  • Метапредметные: пополнить словарный запас, познакомить с картинами М.Ю.Лермонтова и с романсом на его стихи.
  • Личностные: способствовать воспитанию чувства сострадания, желания помочь человеку, оказавшемуся в одиночестве.

Урок выстроен в логике системно-деятельностного подхода.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Использование ТСО: на уроке были задействованы компьютер, проектор, SMART – интерактивная доска. Также использованы были мультимедийная презентация , видеофрагмент, аудиозапись.

В классе, в котором проводился урок, обучается 26 человек. Социальная обстановка стабильная, дети доброжелательные, в основном со средними способностями.

Этап урока Действия учителя Действия учеников
Организационный момент. Добрый день всем! Я рада вас снова видеть! Готовы активно поработать? С чем вы уходите с каждого урока, ребята? Приветствуем друг друга (слайд 1) Презентация
Проверка домашнего задания. На сегодняшнем уроке мы снова будем работать с оценочным листом.
Проверим домашнее задание. У каждого из вас есть перед собой табличка со словами, значение которых мы выясняли на прошлых уроках. Ваша задача – соединить термины и их определения линиями. Приступайте.
А теперь проверим. Обменяйтесь с соседом по парте листочками. На слайде вы видите подобную табличку, кто уверен, что справился с работой и может выполнить ее на доске? Ну а теперь я покажу вам ключ. Обратите внимание на баллы внизу. И поставьте оценку соседу по парте.
Обменяйтесь листочками. Посмотрите свои ошибки и отметь те в оценочном листе, как вы справились с заданием.
Самостоятельная работа по домашнему заданию. Способ проверки: взаимопроверка и проверка по эталону. (Слайд 2)
Актуализация знаний. Итак, озвучим эти понятия, ведь работать с ними мы будем и на сегодняшнем уроке. Озвучивают понятия – изобразительно-выразительные средства языка и “лирический герой”.
Целеполагание и планирование работы. А теперь переходим к главному – к теме сегодняшнего урока. Тема звучит следующим образом: “Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Утес”. Я предлагаю вам постараться наиболее точно сформулировать нашу учебную задачу на этот урок, выбрав ее из предложенных в задании 2 оценочного листа. (ответ – на слайде по щелчку)Проверьте себя.
Кто озвучит цель нашей работы на уроке?
Ну а теперь я предлагаю вам попробовать спланировать нашу работу. В оценочном листе вы видите этапы урока. Сможете ли вы выстроить урок так, чтобы нам было удобно работать?
Проверка домашнего задания.
Постановка цели.

Работа с лексикой стихотворения (можно спросить, что такое лексика).


Справились? А теперь проверим. У кого верно? (Слайд 4)
Выполняют учебную задачу: выбор цели, затем – следующую, планирование.

Обсуждаем в классе, если есть варианты, и приходим к одному выводу.

(Слайд 3-4)

Мотивация. Ребята, что такое утес?

На слайде вы видите картину… Называется она “Окрестности села Караагач”. автор ее – М.Ю.Лермонтов. На ней вы видите утес… может, это и не тот самый, из стихотворения, но он очень похож на него. Послушайте, пожалуйста, стихотворение (читаю).

Это небольшое стихотворение так вдохновило его читателей, что более шестидесяти композиторов написали музыку и появились прекрасные романсы на эти стихи. Послушайте один из них в исполнении Александра Матюхина .

Отвечают на вопрос. Лексическая работа.

(Слайд 5)

Слушают стихотворение.

Слушают романс

Лексическая работа. – О чем это стихотворение? Назовите двух героев (утес и тучка).
– Речь идет только о природных явлениях?
В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений.
Беседа о фигурирующих в стихотворении образах утеса и тучки. Делятся впечатлениями о прочитанном стихотворении и возникших ассоциациях.
Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним (в результате работы создается таблица).
Тучка.
Утес.
Проверяем.
Какой прием помог нам говорить об утесе и о тучке как о живых людях?
Дети. Олицетворение.
Сколько частей в стихотворении? (2)
Кому посвящена 1 часть (1 строфа) стихотворения? (Тучке.)
2 часть (“ строфа) – (утёсу).
По описанию эти картины одинаковые? Они противопоставлены друг другу. Какой приём здесь использовал автор?
Составляем лексические цепочки, заполняем таблицу 1. (Слайд 6)
Контраст.

Учитель. Найдите контрасты.
Дети. Тучка – великан.
Тучка золотая – старый утес.
Умчалась рано – одиноко он стоит.
Весело играя – тихонько плачет.
Играет в лазури – стоит в пустыне.
Контрастом выступают первая и вторая строфы стихотворения.

Работают над понятиями “олицетворение” и “контраст”

Ищут контрасты в тексте стихотворения.

Какую роль играют выразительные средства в стихотворении? (они помогли оживить героев произведения, помогли показать чувства, которые эти герои переживают, помогли представить в цвете образы стихотворения)

Давайте ближе познакомимся с героями стихотворения.
ТУЧКА– какая она? Что мы о ней узнали?
(Тучка золотая Почему она золотая?)
(Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым цветом, а желтый цвет – цвет золота).
Какие действия совершала тучка? Прочти. Только ли о тучке идет речь? Кто мог совершать все эти действия?
(Человек. Молодая девушка).
Да, юная, молоденькая, легкомысленная, игривая, способная к движению, путешествиям девушка. Она веселая, жизнерадостная.

Рассуждают о роли выразительных средств в тексте стихотворения.

(Слайд 7)

Физкультминутка.

Физкультурная пауза.

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
Посидим-ка мы с тобою!

Выполняют движения, те, которые показывает учитель.

Работа с образами главных героев.

Почему ночевала на груди утеса– великана?
(Может быть, ближе к сердцу. Ей, наверное, было плохо.)
– Почему утеса– великана? Какой он – утёс?
(Он большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в трудную минуту.)
Почему “одиноко” стоит? (Прикован к месту, недвижим, никого нет рядом, и тучка его покинула.)
Почему остался влажный след в морщине старого утеса?
Может, это слезы тучки? (Ответы детей.)
А может это слезы утеса?
Встреча оставила след в его душе. Почему задумался глубоко? После встречи особенно остро переживаются чувства одиночества и обреченность на невостребованность.

– Почему тихонько плачет?
Тяжело, когда тебя кто-то покидает.
Утёс остается наедине со своими воспоминаниями. Его сердце переполняют чувства …КАКИЕ? Помогите мне.
(Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя.)
А теперь самый сложный вопрос: Кто поведал нам о своем одиночестве?
Лирический герой Лермонтова, одинокий человек.

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на текст.

Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт.

Вспоминают понятие “лирический герой”.

Самостоятельная работа: составление настроения текста. А сейчас я предлагаю вам каждому поработать самостоятельно.

В тетради сделайте три графы я, мы, все. Кто скажет, какую работу вы будете выполнять? (уточнить, что характеризовать будут 8 строчек). Но у меня есть просьба. Кто сможет нарисовать утес и тучку?(на доске, которая закрывается к стене)цветными мелками

Приступайте. В это время рисуют на доске.

А теперь проверим.

Поставьте плюсы в оценочном листе.

Выполняют самостоятельную работу по созданию таблицы “настроение текста”

Один человек рисует на доске утес и тучку, затем решаем, соответствует ли нарисованное тексту.

Отмечают после проверки результат в оценочном листе.

(Слайд 8)

Выразительное чтение. Кто попробует прочитать стихотворение в соответствии с тем какие стрелочки вы поставили.

Вам удалось передать чувства одиночества, тоски.

Выразительно читают стихотворение.
Рефлексия. Домашнее задание. В чем же главный смысл стихотворения? (Одиночество.)

Достигли ли мы запланированной цели урока?

Подведите итог на оценочном листе, поставьте себе оценку и передайте оценочные листы на первые парты.

Да. Одиночество – самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Если человек одинок, как ему помочь?

И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята, что где– то рядом есть те, кому одиноко. Пусть внутренний мудрый голос подскажет вам, как поступить.

Домашнее задание – на слайде.

Спасибо за урок, до новых встреч.

Ответы детей. (Слайд 9–10)

Подводят итоги урока, проговаривают, удалось ли достичь цели.

Записывают домашнее задание.

Оценочный лист.

………………………………………………………………………………………………………….
(Напиши здесь, как тебя зовут)

Текст задания Результат
1 Вы справились с заданием, правильно соединив понятия, или допустили 1-2 ошибки – ставьте “+”. Если же не справились, допустив 3 и больше ошибок – ничего не ставьте, вам есть, что повторить!
2
  1. Поближе познакомиться с творчеством М.Ю. Лермонтова.
  2. Понять смысл стихотворения “Утес” и подготовиться к выразительному чтению.
  3. Научиться выразительно читать стихотворение “Утес”.
3 Поставьте номера этапов – от 1 до 6.
Подведение итогов урока и домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения и прослушивание романса.
Самостоятельная работа и проверка.
Постановка цели и планирование работы.
Работа с лексикой стихотворения.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ошибок. Вы молодцы!
4 Работа с изобразительными средствами.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух -трех ошибок.
5 Работа с “настроением” текста.
Ставьте себе плюс, если у вас не более трех ошибок. Вы уловили настроение текста!
А теперь подведите итог.
Сколько плюсиков – такая и оценка!

Ты молодец! Спасибо за урок!

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,

По лазури весело играя;

Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс" для школьников

Произведение великого русского поэта относится к позднему периоду творчества. Лейтмотивом стихотворения "Утёс" выступает идея одиночества любви. Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывает о том, какой бывает любовь.

В этом стихотворении перед читателем предстают два главных героя: тучка золотая и утёс-великан. Поэт предлагает своё философское видение, в котором отношения между людьми переносятся на события природы, и сквозь призму природных явлений мы изучаем мысли и чувства людей.

Герои произведения - два противоположных образа. Золотая тучка - лёгкая, летучая, очень нежная красавица. В ней раскрывается игривое настроение, легкая влюблённость и открытость этому миру. Свободная игривая тучка привлекает утёс-великан. Он большой и тяжёлый, одиноко стоящий посреди пустыни. Возможно, он один может стать другом для тучки, скитающейся над безмолвной пустыней. И между ними возникает связь, как между родственными душами. Автор пишет об отношениях тучки и утёса:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана...

Для неё утёс стал ночным пристанищем, который мог приютить её на своей груди. Для него тучка стала мимолётным развлечением, о чём он мечтал посреди пустыни.

Пустыня стала тем местом, где встретились два живых создания, которые наполнены чувствами и способны любить. Их чувства соединились на короткое мгновение. Как будто пробежала искра, породившая тепло в груди старого утёса. Но несколько другие переживания в лёгкой непринуждённой тучке. Её мысли более лёгкие, переживания не такие глубокие. И на утро она без сожаления отправляется в дорогу, не переживая о чувствах утёса. Это видится автору так:

Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса.

Здесь мы читаем о том, насколько различными бывают чувства двух влюблённых созданий. Пусть они встретились и наполнились взаимной симпатией, но это временно. Именно о краткосрочности счастья любви плачет одинокий утёс:

Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Стихотворение вызывает сочувствие к бедному утёсу. Возможно, это автобиографические размышления, и отношения тучки и утёса раскрывают события из жизни Михаила Юрьевича.

Данное стихотворение учит нас глубже чувствовать друг друга, бережно относиться к близким людям. Это очень поучительный пример, как автору удаётся передать свои переживания, используя приём аллегории и перенося отношения между людьми на явления природы.

Уважение и признание творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, изучение особенностей его поэзии формируют правильные отношения и воспитывают личность.

 


Читайте:



Правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ Правописание ча чу урок с презентацией

Правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ Правописание ча чу урок с презентацией

Карташова Светлана ВикторовнаУчитель начальных классоввысшей квалификационной категорииИркутская область, Иркутский районМОУ ИРМО «Карлукская СОШ»...

Предмет и задачи общей биологии

Предмет и задачи общей биологии

Биология - наука о жизни. Она изучает жизнь как особую форму движения материи, законы ее существования и развития. Термин "биология ",...

Эпоха правления Ивана III

Эпоха правления Ивана III

Победив в борьбе за великое княжение на Руси, московские князья продолжали усилия по объединению земель вокруг Москвы. Правление Ивана 3-го...

Виды депривации в психологии

Виды депривации в психологии

(позднелат. deprivatio - потеря, лишение) (в психологии) - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в...

feed-image RSS