Главная - Стресс
План работы классного руководителя. Планирование работы классного руководителя Примерный план работы классного руководителя

СЕНТЯБРЬ

неделя

мероприятия

работа

классные

школьные

общегородские

с активом класса

1. Классный час, посвященный Дню знаний

Праздник Первого звонка

Операция «Внимание -дети!»

Операция Всеобуч

День рождения города

Кросс «Золотая осень»

Общее собрание – выбор актива класса

1.Беседа о ведении дневников

2.Кл.час «Что год грядущий нам готовит?» (задачи на новый уч. год)

Актив класса – планирование мероприятий на 1 четверть

- сбор сведений о родителях (для классного журнала»

- индив. беседа о занятости в свободное время (группа риска) совместно с соц.-псих. службой школы

1. Беседа по ПДД

2. Кл. час «Текущие дела»

3. Анкетирование «Мои 10 Я» (для род.собр.)

Родительское собрание «Агрессия. Ее причины и последствия»

1. Экскурсия в осенний парк

Учебная группа – проверка дневников (ведение)

ОКТЯБРЬ

неделя

мероприятия

работа

классные

школьные

общегородские

с активом класса

с родителями, учителями –предметниками, школьной псих. службой, УДО

-

1. «Поговорим о вежливости» (поведение в школе, дома, общественных местах и на улице)

День Учителя

Дежурство по школе

Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

Диджейская группа – подготовка к Дню Учителя

Редакционная группа – выпуск праздничной газеты

Классный час «Мои увлечения и мои таланты»

Индивидуальная беседа с неуспевающими

Классный час «Это интересно знать»

Беседа «Подросток и закон»

Трудовая группа – распределение постов дежурства по школе

Классный час - диспут «Книга или компьютер?»

Беседа с учителями предметниками о проблемах в классе

1. Классный час «Итоги 1 четверти». Беседа по ПДД, о безопасности дома и на улице во время осенних каникул

2. Деловая игра «Экомаркировка»

Актив класса – планирование мероприятий на 2 четверть

НОЯБРЬ

неделя

мероприятия

работа

классные

школьные

общегородские

с активом класса

с родителями, учителями –предметниками, школьной псих. службой, УДО

ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ

1. Диспут «Мои «хочу» и мои «могу»

2. Беседа по ПДД

Неделя естествознания

Посещение музеев

Конкурс агитационных листовок «Опасно! Стихийное бедствие!»

27 ноября – праздничная программа «Самая счастливая из женщин – женщина с ребенком на руках»

Конкурс рисунков «Единая служба спасения – 01»

Конкурс творческих работ «Зеркало природы»

1. Классный час «Всего одна рюмка…»

2. Беседа «Как бороться с конфликтами»

Учебная группа – проверка дневников (экран успеваемости)

Беседа со школьным психологом по теме кл.часа «Как развивать свой интеллект. Школа интеллектуального развития»

1. Беседа о поведении в школе, на переменах, в школьной столовой

Кл.час – тренинг «Как развивать свой интеллект. Школа интеллектуального развития»

Редакционная группа – оформление уголка по ПДД

Индивидуальная беседа с родителями неуспевающих учащихся

ДЕКАБРЬ

неделя

мероприятия

работа

классные

школьные

общегородские

с активом класса

с родителями, учителями –предметниками, школьной псих. службой, УДО

Кл. час «Учись учиться»

Беседа «Экология у тебя дома»(Деловая игра «Экодом»)

День здоровья «Первый снег»

День биоразнообразия

Конкурс праздничного украшения школы, газет, елочных игрушек

Спортивная группа – подготовка к Дню Здоровья

Беседа с учителями предметниками по поводу успеваемости класса

Кл. час «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности»

Анкетирование по теме родительского собрания

Трудовая группа – проверка состояния мебели в классе

Диджейская группа – подготовка к новогоднему огоньку

Родительский комитет – подготовка к новогоднему огоньку

Индивидуальная встреча с родителями неуспевающих учащихся

Беседа по ПДД

Кл. час «Твои права и обязанности»

Учебная группа – проверка дневников (экран успеваемости)

Родительское собрание «Поощрение и наказание детей в семье»

Классный новогодний огонек (совместно с родителями)

Кл.час «Твоя безопасность на зимних каникулах»

Актив класса – планирование мероприятий на 3 четверть

ЯНВАРЬ

неделя

мероприятия

работа

классные

школьные

общегородские

с активом класса

с родителями, учителями –предметниками, школьной псих. службой, УДО

1 – 11

января

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ

Кл.час «Как повысить культуру речи»

Анкетирование «Жизнь в классе глазами учеников»

День здоровья «Зимние забавы»

Конкурс «Волшебных сказок»

Спортивная группа – подготовка к Дню Здоровья

Посещение уроков истории, географии, обществознания

Беседа по ПДД

Кл.час «Скажи, кто твой друг, и…»

Трудовая группа – составление графика дежурства по классу и школе

Индивидуальная беседа, совместно с соц. педагогом с родителями детей группы риска

Кл.час – тренинг «Как улучшить свою память»

Учебная группа – проверка дневников (экран успеваемости)

ФЕВРАЛЬ

неделя

мероприятия

работа

классные

школьные

общегородские

с активом класса

с родителями, учителями –предметниками, школьной псих. службой, УДО

Кл.час «Ты живешь на земле Сталинграда»

Конкурс строя и песни

Почта Святого Валентина

Спортивная группа – подготовка к смотру строя и песни

Род. комитет – подготовка конкурсов к 23 февраля и 8 марта

9- 15

февраля

Беседа по ПДД

Кл.час «Как научиться управлять собой»

Диджейская группа – подготовка к классному вечеру «Классный парень»

Кл.вечер «Классный парень»

Учебная группа – проверка дневников (экран успеваемости)

Индивидуальная беседа неуспевающими учащимися

Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

Кл.час «Текущие дела»

Диджейская группа – подготовка к классному вечеру «Классная девчонка»

МАРТ

неделя

мероприятия

работа

классные

школьные

общегородские

с активом класса

с родителями, учителями –предметниками, школьной псих. службой, УДО

Кл. вечер «Классная девчонка»

Анкетирование по теме род. собрания

Диспут «О красоте, моде, хорошем вкусе»

Конкурсная программа «Мисс Очарование»

Выставка декоративно-прикладного творчества

Беседа с психологом школы по теме «Внимание и внимательность»

Беседа по ПДД

Кл. час – тренинг «Внимание и внимательность»

Учебная группа – проверка дневников (экран успеваемости)

Беседа с неуспевающими учащимися (посещение на дому)

«Что? Где? Когда?» (экологический брейн-ринг)

Кл. час «Итоги третьей четверти»

Трудовой сектор – уборка класса

Диджейская группа – подготовка к классному часу «Посмеемся вместе…»

Родительское собрание «О родительском авторитете»

ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ

АПРЕЛЬ

неделя

мероприятия

работа

классные

школьные

общегородские

с активом класса

с родителями, учителями –предметниками, школьной псих. службой, УДО

Кл.час «Посмеемся вместе…»

Неделя информатики

Беседа по ПДД

Кл.час «Наркотики это свобода или зависимость, полет или падение»

Учебная группа – проверка дневников (экран успеваемости)

Кл.час «Окна моего дома. Что они значат в моей жизни»

Трудовая группа – подготовка к экологической акции

Индивидуальная беседа неуспевающими учащимися

Кл. час «Мои положительные качества и недостатки на чаше весов»

Спортивная группа – подготовка к экскурсии

Кл. экскурсия на природу совместно с родителями

Родительский комитет – беседа с неуспевающими учащимися (группа риска)

МАЙ

неделя

мероприятия

работа

классные

школьные

общегородские

с активом класса

с родителями, учителями –предметниками, школьной псих. службой, УДО

Кл.час «Урок Мира»

Беседа «Безвредного табака не бывает»

Акция «Ни кто не забыт, ни что не забыто»

Спортивная группа – подготовка к Дню здоровья

Беседа с родителями неуспевающих учащихся

Кл.час «Впереди переводные экзамены»

Беседа по ПДД

Учебная группа – проверка дневников (экран успеваемости)

Кл. вечер «День рождения класса»

Линейка «Последний звонок»

Диджейская группа – подготовка к классному вечеру «День рождения класса»

Родительский комитет – окончание учебного года, ремонт в классе

Беседа «Моя безопасность на летних каникулах»

Итоговый классный час. Акция «Узелок на память»

Трудовая группа – генеральная уборка класса

Родительское собрание: « Отношение ученика к учебной и художественной литературе.

Итоги года и задачи на следующий учебный год»

  • Глава 4. Подготовка и профессиональное становление личности педагога
  • § 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
  • § 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования
  • § 3. Профессиональное самовоспитание учителя
  • § 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей
  • РазделIiтеоретико-методологические основы педагогики
  • Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке
  • § 1. Общее представление о педагогике как науке
  • § 2. Объект, предмет и функции педагогики
  • § 3. Образование как социальный феномен
  • § 4. Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики
  • § 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
  • Глава 6. Методология и методы педагогических исследований
  • § 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
  • § 2. Философские основания педагогики
  • § 3. Общенаучный уровень методологии педагогики
  • § 4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
  • § 5. Организация педагогического исследования
  • § 6. Система методов и методика педагогического исследования
  • Глава 7. Аксиологические основы педагогики
  • § 1. Обоснование новой методологии педагогики
  • § 2. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
  • § 3. Понятие о педагогических ценностях
  • § 4. Классификация педагогических ценностей
  • § 5. Образование как общечеловеческая ценность
  • Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности
  • § 1. Развитие личности как педагогическая проблема
  • § 2. Сущность социализации и ее стадии
  • § 3. Воспитание и формирование личности
  • § 4. Роль обучения в развитии личности
  • § 5. Факторы социализации и формирования личности
  • § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
  • Глава 9. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры
  • § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер
  • § 2. Теории формирования содержания образования
  • § 3. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования
  • § 4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
  • § 5. Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт)
  • § 6. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
  • Раздел III теория целостного педагогического процесса
  • Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление
  • § 1. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении
  • § 2. Понятие о педагогической системе
  • § 3. Общая характеристика системы образования
  • § 4. Сущность педагогического процесса
  • § 5. Педагогический процесс как целостное явление
  • Глава 11. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
  • § 1. Специфика проявления законов диалектики в педагогике
  • § 2. Законы и закономерности педагогического процесса
  • § 3. Понятие о принципах педагогического процесса
  • § 4. Принципы организации педагогического процесса
  • § 5. Принципы управления деятельностью воспитанников
  • Глава 12. Обучение в целостном педагогическом процессе
  • § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
  • § 2. Функции обучения
  • § 3. Методологические основы обучения
  • § 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
  • § 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
  • § 6. Виды обучения и их характеристика
  • § 7. Современные теории обучения (дидактические концепции)
  • Глава 13. Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического процесса
  • § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе
  • § 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике
  • § 3. Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива
  • § 4. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива
  • § 5. Основные условия развития коллектива
  • Глава 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе
  • § 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
  • § 2. Цель и задачи гуманистического воспитания
  • § 3. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
  • § 4. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
  • § 5. Тенденции и принципы гуманистического воспитания
  • Глава 15. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе
  • § 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
  • § 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
  • § 3. Формирование основ нравственной культуры личности
  • § 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
  • § 5. Формирование эстетической культуры учащихся
  • § 6. Воспитание физической культуры учащихся
  • Глава 16. Формы организации педагогического процесса
  • § 1. Понятие о формах организации педагогического процесса
  • § 2. Общая характеристика классно-урочной системы
  • § 3. Урок - основная форма организации педагогического процесса
  • § 4. Дополнительные формы организации педагогического процесса
  • § 5. Вспомогательные формы организации педагогического процесса
  • Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса
  • § 1. Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация
  • § 2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса
  • § 3. Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе
  • § 4. Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе
  • § 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников
  • § 6. Методы контроля эффективности педагогического процесса
  • § 7. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
  • Раздел IV основы технологии целостного педагогического процесса
  • Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя
  • § 1. Сущность педагогической технологии
  • § 2. Структура педагогического мастерства
  • § 3. Сущность и специфика педагогической задачи
  • § 4. Типы педагогических задач и их характеристика
  • § 5. Этапы решения педагогической задачи
  • § 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
  • Глава 19. Технология конструирования педагогического процесса
  • § 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
  • § 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
  • § 3. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса
  • § 4. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
  • § 5. Планирование работы классного руководителя
  • § 6. Планирование в деятельности учителя-предметника
  • Глава 20. Технология осуществления педагогического процесса
  • § 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
  • § 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности в педагогическом процессе
  • § 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
  • § 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
  • § 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
  • § 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников
  • § 7. Технология организации коллективной творческой деятельности
  • Глава 21. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
  • § 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя
  • § 2. Понятие о технологии педагогического общения
  • § 3. Этапы решения коммуникативной задачи
  • § 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации
  • § 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
  • § 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений
  • Раздел V основы управления педагогическими системами
  • Глава 22. Сущность и основные принципы управления педагогическими системами
  • § 1. Государственно-общественный характер управления системой образования
  • § 2. Общие принципы управления педагогическими системами
  • § 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления
  • Глава 23. Основные функции управления школой
  • § 1. Управленческая культура руководителя школы
  • § 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
  • § 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой
  • § 4. Функция организации в управлении школой
  • § 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении
  • § 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности
  • § 2. Педагогический коллектив школы
  • § 3. Семья как специфическая педагогическая система
  • § 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
  • § 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
  • Глава 25. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей
  • § 1. Инновационная направленность педагогической деятельности
  • § 2. Повышение квалификации учителей и их аттестация
  • § 5. Планирование работы классного руководителя

    Общие вопросы подготовки к составлению плана

    План работы классного руководителя - конкретное отображе­ние предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стра­тегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда целесооб­разность органичного сочетания перспективного плана воспитатель­ной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий.

    Опыт показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебную чет­верть. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися традициями школы и возможными указаниями со стороны органов управления образованием.

    В старших классах, если классный руководитель уже не первый год знает ребят, имеет представление об уровне их воспитанности, возможностях и интересах, можно составлять план на более дли­тельный срок, т.е. на весь учебный год. В младших классах или в том случае, если учитель плохо знает класс, целесообразнее пла­нировать воспитательную работу на четверть или полугодие.*

    * См.: Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. - М., 1984. - С. 77.

    Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предыдущего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на но­вый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспи­танников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспита­тельной работы в классе, традиции, официальную и неофициаль­ную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению пре­емственности в воспитательной работе.

    В конце учебного года рекомендуется провести с помощью школьного психолога диагностические "срезы" в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности и других параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а так­же к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и про­цессам окружающей действительности.

    Таким образом, подготовка к составлению плана воспитатель­ной работы классного руководителя сводится к сбору информа­ции о классном коллективе и отдельных воспитанниках. В ходе ее определяются доминирующие воспитательные задачи.

    Технология составления плана

    Подготовка к составлению плана работы классного руководи­теля завершается составлением характеристики классного кол­лектива и отдельных учащихся. Это начальный этап развертыва­ния технологической цепочки разработки программы жизнедея­тельности класса и учащихся на предстоящий период.

    Следующий этап предполагает знакомство классного руково­дителя с общешкольным планом воспитательной работы, кото­рый, как правило, готов к началу нового учебного года. Из него необходимо отобрать все те общешкольные мероприятия, а так­же общественно полезные дела по параллелям и группам клас­сов, в которых класс должен принять участие. Будучи соотнесен­ными с конкретными датами, эти мероприятия заложат основной каркас плана жизнедеятельности коллектива. Здесь необходимо подчеркнуть недопустимость отождествления планов работы классного руководителя и жизнедеятельности коллектива класса.

    Опытные педагоги после этих двух этапов приступают к фор­мулированию конкретных задач воспитательной работы с клас­сом на учебный год, продумыванию системы мероприятий и отбору реально выполнимых общественно полезных дел. Начинаю­щим классным руководителям рекомендуется предварительно со­отнести информацию, полученную на предыдущих этапах, с об­щими данными об особенностях возраста учащихся класса и имею­щимися рекомендациями в помощь классным руководителям.

    При определении доминирующих воспитательных задач надо исходить из принятого нами целостного подхода к организации педагогического процесса. Не разрозненные мероприятия по на­правлениям воспитательной работы, а реальные дела и разнооб­разные виды деятельности должны составлять основу планов. Задачи воспитания, а следовательно, и конкретное содержание на строго очерченный период времени должны определять социаль­ная, возрастная и индивидуальная ситуации развития. Социаль­ная ситуация как бы диктует идеи коллективных дел (что делать коллективу), возрастная обусловливает выбор форм деятельности, а ситуация индивидуального развития придает содержательный стороне работы с детьми неповторимость. Соответственно выде­ляются и три основных объекта внимания классного руководи­теля: коллектив, деятельность и индивидуальность.*

    * См.: Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1986. - С. 95 - 97.

    В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и дру­гие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри назван­ных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов.

    Когда план в целом сформирован, наступает период его "до­водки". Классный руководитель обсуждает его отдельные разде­лы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителя­ми и учащимися, а также осуществляет корректировку с плана­ми работ класса, детских общественных организаций. План класс­ного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изу­чения, направления работы с родителями. Он, образно выража­ясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг дру­га, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполне­ние которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников.

    Заключительный этап в технологической цепочке создания плана воспитательной работы - это его обсуждение на классном собрании, закрепление ответственных за организацию тех или иных мероприятий, распределение поручений активу и отдель­ным воспитанникам.

    Структура плана работы классного руководителя

    В реальной школьной практике планы работ классных руко­водителей имеют различную структуру. Это обусловлено различ­ными условиями функционирования школ и отдельных классных коллективов как педагогических систем. Структура, а следова­тельно, и сами формы планов работ зависят от уровня педаго­гической квалификации классного руководителя. Если опытный педагог может ограничиться кратким планом работ, то начинаю­щим учителям рекомендуется составление подробных, разверну­тых планов.

    Традиционная структура плана работ классного руководителя имеет следующий вид:

    1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.

    2. Воспитательные задачи.

    3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.

    4. Координация воспитательной деятельности учителей, рабо­тающих в классе.

    5. Работа с родителями и общественностью.

    Все планы классного руководителя должны открываться крат­ким анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой класса. Характеристика отражает уровень общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисципли­ну, а также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность, организованность, общественная активность и др. Анализируется структура межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы), преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентации, определяющих общественное мнение. Дается характеристика отдельных воспи­танников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения, отстающих в учебе и др.

    Во втором разделе формулируются основные, доминирующие воспитательные задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Их должно быть немного, чтобы исключить их формальное выполнение. Важно, чтобы задачи учитывали состояние классно­го коллектива, уровень его развития, а также общие задачи, стоя­щие перед школой. Поскольку нет одинаковых коллективов, то и задачи не могут быть одинаковыми даже в параллельных классах.

    Третий раздел несет на себе основную содержательную нагруз­ку, определяя как главные направления деятельности, так и спо­собы решения воспитательных задач. Именно этот раздел опреде­ляет структурное своеобразие плана, поскольку в нем отражаются те или иные подходы к развитию и формированию личности.

    Так, в соответствии с функциональным подходом в его крайних формах этот раздел включает содержание, формы и методы, не­зависимо друг от друга ориентированные на формирование основ мировоззрения; воспитание политической сознательности и об­щественной активности; нравственное воспитание и воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения; воспитание сознательного отношения к учению и развитие познавательной активности; формирование положительного отношения к труду и расширение политехнического кругозора; эстетическое и физичес­кое воспитание.* Если к этим многоплановым направлениям до­бавить не менее значимые с позиции функционального подхода экологическое, экономическое, гигиеническое, правовое воспита­ние, работу по профориентации и мероприятия по подготовке к семейной жизни, то становится очевидной нереальность такого плана работы для его воплощения в жизнь. Примерная форма такого плана имеет следующий вид:

    * См.: Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учебное пособие. - М., 1984. - С. 29.

    Если исходить из того, что личность школьника как целостная психическая система формируется не "по частям", что любой вид деятельности так или иначе отражается на ее формировании, то этот раздел плана принимает совершенно другой вид:

    Виды деятельности/

    Общест­венная

    Познаватель­ная

    Трудо­вая

    Худо­жествен­ная

    Спор­тивная

    Цен ностно-ориентационная

    Коммуникативная

    В четвертом разделе традиционного плана намечаются конкрет­ные мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе. Это могут быть педагогиче­ские совещания, специальные консилиумы, индивидуальные бе­седы с отдельными учителями и другие формы работы.

    Заключительный раздел "Работа с родителями" содержит круг вопросов, предлагаемых для обсуждения на родительских собра­ниях, хотя темы лекций и бесед могут корректироваться в зави­симости от складывающихся обстоятельств; намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания детей; планируются формы индивидуальной работы с родителя­ми, связь с родительским комитетом и возможности привлечения родителей к участию в жизни класса и школы.

    В настоящее время считается общепризнанным, что планиро­вание по разделам в соответствии с основными направлениями воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и др.) "разры­вает" целостный педагогический процесс на части. Не охватыва­ет всего многообразия педагогических задач и деятельностный подход, хотя во многом он и снимает издержки гипертрофиро­ванного функционализма. Признание педагогической обществен­ности в последние годы получил вариант плана, предложенный Н.Е.Щурковой, в котором в органическом единстве нашли свое отражение комплексный, деятельностный и личностный в их индивидуально-творческой интерпретации подходы.* Выделяя в качестве основных объектов воспитания коллектив, деятельность

    воспитанников и развитие индивидуальности, Н.Е.Щуркова пред­лагает на большом листе (в целях оперативности и возможности работы с планом в течение года) после обозначения доминирую­щих задач выделить три соответствующих раздела: организация коллектива, организация воспитывающей деятельности и органи­зация работы по развитию индивидуальности. Форма такого пла­на работы классного руководителя имеет следующий вид:

    Организация воспитывающей деятельности

    Организация коллектива

    Организация работы по развитию индивидуальности

    Виды деятель­ности

    Средства

    Средства

    Обществен­но полезная

    Коллектив­ная твор­ческая дея­тельность

    Изучение учащихся

    Познава­тельная

    Самоуправ­ление

    с семьей

    Ценност-но-ориен-тацион-ная

    Проектиро­вание целей

    Работа с малым пед. кол­лективом

    Художе­ственно-творческая

    Влияние на межлич­ностные отношения

    Индивиду­альные воздей­ствия

    Свободное общение

    * См.: Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.

    Два вспомогательных раздела, которые располагаются на об­ратной стороне листа, должны содержать характеристику класс­ного коллектива и характеристику индивидуальных особенностей учащихся, в которых отражаются условия жизни воспитанников в семье (особенно если имеются сложности); их интересы и склонности (и в связи с этим какие кружки, секции, учреждения дополнительного образования они посещают, а если не посеща­ет, то почему); состояние здоровья и наиболее ярко выраженные личностные особенности.

    В практике воспитания сложились многообразные формы пла­нирования работы классных руководителей, и, учитывая специ­фические условия различных районов страны, города и села, школ-новостроек и школ, имеющих давние традиции, нет нуж­ды в жесткой унификации формы этого плана. Классный руко­водитель сам выбирает форму плана, ориентируясь на требова­ния, которые к нему предъявляются, и на свою педагогическую "Я-концепцию".

    Планирование и подготовка воспитательного мероприятия

    На основе перспективного плана воспитательной работы классный руководитель составляет план работы на неделю, ко­торый конкретизирует воспитательные мероприятия. Этот план целесообразно совмещать с дневником классного руководителя. Приведем различные варианты недельных планов классного ру­ководителя.

    Вариант 1

    Вариант 2

    Дни недели

    Основные формы работы

    с классом

    индивиду­

    с учите­

    с родите­

    учрежде­

    тельного

    образова­

    Вариант 3

    Объект особого внимания - это подготовка воспитательного мероприятия. Во многих случаях процесс подготовки намного значимее по силе воспитательного воздействия, нежели само ме­роприятие. Воспитательный эффект остается даже в том случае, если мероприятие по каким-либо причинам не состоялось (на­пример, не смог прийти приглашенный гость и т.п.). Общим правилом планирования воспитательной работы с классом явля­ется план лишь тех дел и мероприятий, которые могут быть тща­тельно, без спешки и штурмовщины подготовлены и качествен­но проведены, которые будут, безусловно, выполнены и прине­сут коллективу класса моральное удовлетворение, переживание радости успеха. При этом устойчивый воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и испол­нителями дела являются сами учащиеся.

    Целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел по методике И.П.Иванова.

    Предварительная работа воспитателей. Определяется роль дан­ного коллективного творческого дела (КТД) в жизни коллекти­ва, выдвигаются конкретные воспитательные задачи; намечают­ся варианты дела, которые будут предложены как возможные воспитанникам; строится перспектива возможного дела. На этой стадии идет поиск, разведка дел. Если коллектив на первом эта­пе развития, то педагоги сами выводят детей на общественно зна­чимую работу; если на втором - то в поиске участвует актив; если на третьем - все члены коллектива проводят поиск по на­меченным маршрутам (например, "класс", "микрорайон", "при­рода", "пресса", "малыши" и др.).

    Коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем собрании коллектива. Составляется общий план жизни коллек­тива на очередной период. Сначала работа идет в микрогруппах, а затем сообща решаются вопросы-задачи, например: для кого организуется КТД? Кому на радость и пользу? Кто будет участ­вовать? С кем вместе? Каким должен быть совет дела, кто в него войдет? Где лучше провести КТД? Как лучше его провести?

    В конце сбора сводятся воедино наиболее интересные, полез­ные предложения из микрогрупп, происходят выборы совета дела.

    Коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет план под­готовки и проведения КТД, организует микрогруппы для подго­товки добрых дел "по секрету". На этой стадии могут быть встре­чи с людьми, способными помочь в проведении дела, готовятся материалы, изучается литература, периодическая печать, органи­зуется пресс-центр и т.д.

    Опыт показывает, что в целом оправдавшей себя методикой организации коллективных творческих дел нельзя злоупотреблять. Имеется в виду то обстоятельство, что нельзя отказываться и от традиционных бесед, диспутов, конференций и других положи­тельно зарекомендовавших себя форм организации педагогиче­ского процесса. В этом случае классный руководитель готовит план или план-конспект, в котором отмечает: тему и форму ор­ганизации работы; цель и задачи ее проведения, время проведе­ния (дата, час); место проведения мероприятия; кому поручает­ся его подготовка и проведение (распределение поручений); обо­рудование и оформление; форму учета результатов проведенной работы. Тщательно продуманный план конкретного мероприятия - необходимое условие его качественного проведения, условие до­стижения предметного и воспитательного результатов.

    Для большинства классных руководителей планирование – это не очень приятная, простая и понятная процедура. Они считают, что план нужен администрации школы, и потому составляют его формально и не находят в этом своего интереса и смысла.

    Конечно, план классного руководителя – это только часть его работы, и отношение к планированию зависит от отношения учителя к воспитанию учеников вне урока. Большинство педагогов понимают значение такой работы и относятся к ней, по крайней мере, добросовестно, а многие находят в ней и большой личностный смысл и удовлетворение.

    Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.

    Начиная работу по планированию воспитательной работы в классе, прежде всего, важно осознать место и суть этого плана в системе деятельности самого классного руководителя, иначе говоря, ответить на вопросы: зачем, как и что планировать.

    Планирование, необходимое в первую очередь классному руководителю, а не администрации школы, является насущной частью его профессиональной деятельности в работе с детьми.

    Мы считаем, что первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы. А это: закон РФ “Об образовании”, “Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”, “Устав ОУ”, положение о классном руководителе.

    Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива, родителей учащихся и общественности, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой. Поэтому мы разработали структуру плана воспитательной работы для классного руководителя. Ею пользуются, как опытные педагоги, так и начинающие классные руководители.

    Структура плана воспитательной работы классного руководителя:

    1. Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год (если с классом работали ранее).
    2. Воспитательные цели и задачи на предстоящий период работы, основанные на анализе воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года.
    3. Характеристика классного коллектива совместно с социальным паспортом класса.
    4. Жизнедеятельность классного коллектива.
    5. Работа с родителями учащихся.
    6. Совместная деятельность с общественностью.
    7. Индивидуальная работа с учащимися (индивидуальная карта ученика, портфолио)
    8. Работа с учащимися из “группы риска”.
    9. Взаимодействие с учителями – предметниками.
    10. Педагогические наблюдения.
    11. Литература для проводимых мероприятий.

    Анализируя воспитательную деятельность за прошедший период, педагог выясняет, что сделано с классом:

    А) количество проведённых мероприятий, формы и методы проводимых мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, в общем, и в частности на отдельных воспитанников, которые находятся у педагога на контроле;

    Б) работа с органами самоуправления – активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе;

    В) работа с родителями – формы работы, их эффективность, результаты совместных КТД, активные родители, на которых опирается в работе педагог;

    Г) работа с общественностью – какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие, формы работы;

    Д) итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в процессе работы решены и что не удалось выполнить полностью и почему.

    Сделав вывод, классный руководитель видит: над, чем необходимо ему работать в этом году, какие цели и задачи поставить на будущее.

    Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога. В работе классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение. Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические.

    Необходимо при целеполагании опираться на пожелания учащихся (Приложение 1) и учитывать следующие требования:

    1. реальность – выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации;
    2. преемственность – осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;
    3. согласованность и непротиворечивость – включение в процесс целеполагания всех участников деятельности;
    4. конкретность – направленность на достижение результата, который можно “измерить”;
    5. диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.

    Итак, мы подошли к следующему этапу работы над планированием воспитательной деятельности – это диагностика и мониторинг развития классного коллектива. Мы применяем в этом случае несколько видов анкетирования всех участников воспитательного процесса:

    1. Уровни воспитанности, межличностных отношений (социометрия), познавательного интереса, в 5 – 11 классах – психологическая самоаттестация коллектива, удовлетворённость школьной жизнью, самооценка черт характера, для 7 – 11 классов профессиональная диагностика (Приложение 2)
    2. Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющими показателями по предыдущему учебному году, строится график развития классного коллектива и уже классный руководитель может наблюдать в каких областях ему, прежде всего, необходимо работать – ставятся конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие, а также планируются на будущее вперёд. Диагностика классного коллектива проводится минимально 2 раза в год – сентябрь и апрель (Приложение 3)

    Цели и задачи сформулированы и теперь необходимо ещё раз (а начинающий педагог впервые) составить характеристику своего классного коллектива. (Приложение 4)

    Жизнедеятельность классного коллектива строится по типу линейно- хронологического плана, где содержится перечень мероприятий, расположенных понедельно. Также определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из цели работы школы.

    1. Общекультурное направление – эстетическое развитие, культура здоровья, экология
    2. Общеинтеллектуальное направление – работа на уроке и внеурочная деятельность через внеклассные предметные мероприятия
    3. Социально-нравственное направление – самоуправление, профессиональная подготовка.

    В нашей школе планирование затрагивает 5 разделов: Искусство. Родословный корень; Окружающая среда. Здоровье; Интеллект; Жизнь в человеческом обществе (детская республика “Подросток”); Хозяин земли, т.е. согласно основных методических рекомендаций мы стараемся охватить основные виды внеурочной деятельности: познавательную, общественную, эстетическую, ценностно-ориетационную, досуговую.

    Мероприятия планируются исходя из социального заказа родителей, пожеланий учащихся и потребностей современного времени. Поэтому, чтобы в будущем легче было отслеживать эффективность проводимых воспитательных дел, педагог ведёт страницу “Педагогические наблюдения”, где фиксирует результативность проводимых мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, участие детей, родителей и общественности в реализации запланированных дел.

    Но при этом важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме – организационный и тематический) и одно коллективное дело. Остальное время отводится на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и текущие дела по заполнению документации классного руководителя.

    Проводимые воспитательные мероприятия, классный руководитель накапливает в своей методической копилке – это конспекты бесед по различным тематикам, планы КТД, сценарии и т.д..

    Работа с семьей предполагает наличие “Карты семьи” (Приложение 5) , тематику родительских собраний, работу с классным родительским комитетом. Отдельно фиксируются протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета. Как и при планировании воспитательной работы с классным коллективом, так и в работе с родителями, педагог записывает основную использованную методическую литературу для тематических мероприятий. Кроме классного руководителя, родительские собрания и классные мероприятия с воспитанниками планируются в работе социального педагога школы, валеолога и медицинского работника, заместителей директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе.

    Связь с общественностью является необходимым звеном плана воспитательной работы, т.к. учащиеся не живут изолированно, общаясь только со своими одноклассниками в школе и семьей. В этом разделе вносятся планы работы сельской библиотеки – музей, музыкальной школы, сельского Дома Культуры, реабилитационного центра города и других общественных организаций, которые могут внести существенный вклад в дело воспитания подрастающего поколения.

    Индивидуальная работа с учащимися необходима для отслеживания развития личности каждого воспитанника. Для этого разработана “Индивидуальная карта ученика”, где фиксируются его психо-физиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие (Приложение 6). “Портфолио ученика” - это, как правило, отдельная папка, в которую ученик вносит свои достижения по разделам:

    1. Резюме-знакомство
    2. Мои учебные успехи
    3. Научно-исследовательская и другая внеурочная деятельность
    4. Сундук регалий – грамоты, дипломы, медали, благодарности и др.

    Помощь по заполнению “Портфолио” оказывают родители, педагог контролирует наполняемость данной папки.

    Раздел, необходимый в работе педагога, - работа с учащимися из “группы риска”. Современная жизнь поставила многих подростков в условия необходимого выживания, поэтому некоторые из них попадая в сложные жизненные ситуации, ведут себя неадекватно. В результате – учёт классного руководителя, социального педагога и даже комиссии по делам несовершеннолетних. Педагог внимательно следит за развитием такого ребёнка, намечая индивидуальный план работы с ним, записывая встречи и беседы с таким учеником, давая необходимые советы воспитаннику и его родителям, подводя итоги такой индивидуальной работы.

    Работа с учителями – предметниками строится не только на консультации о слабо и хорошо успевающих учениках, но и отслеживании учащихся “зоны повышенного внимания”, т.е. ребят, к которым необходим индивидуальный подход в связи с их психо-физиологическими особенностями, ребят, которым необходима индивидуальная консультация по тому или иному предмету.

    По существу, создание плана воспитательной работы классного руководителя означает разработку проекта воспитательного процесса, в котором есть задачи воспитания и средства их достижения.

    Хотелось бы отметить, что не так важна форма плана и количество дел в нём, важно другое: знать детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы должны все время узнавать их, наблюдать, изучать специально и в ежедневном непосредственном общении. Любить – значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия. А терпеть – означает не спешить видеть их сразу такими замечательными, какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать. Всходы будут.

    Литература:

    1. Организация воспитательной работы в школе. Пособие для директоров общеобразовательных учреждений. Москва “Школьная пресса” 2004 г.
    2. Работа классного руководителя. Методическое пособие. Москва 2005 г.
    3. Воспитание сельского школьника. Байбородова Л.В., Чернявская А.П.. Москва 2002 г.
    4. Справочник для заместителя директора школы по воспитательной работе. Москва 2002 г.
    5. Научно-методический журнал “Классный руководитель” № 3 Москва 2003 г.
    6. Организация воспитательной работы в классе. Созонов В.П. Москва 2000 г.
    7. Воспитательная работа в школе. Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений. Москва “Школьная пресса” 2004 г.

    Задачи, особенности и системы организации воспитательной работы установлены Федеральным государственным образовательным стандартом. Главная цель - облегчение преодоления подростковых трудностей, своевременная социализация с учетом психологических особенностей учащихся разных возрастов.

    Образовательное учреждение - это объединение стараний и возможностей педагогического состава для адекватного воспитания, социализации, получения требуемых знаний. Только учитель сможет привить ответственности подросткам. совместно с грамотным распределением всего задействованного в учебном году времени - один из важнейших аспектов работы педагога как в начальной, так и в старшей школе.

    Планирование работы классного руководителя в начальной школе

    Основополагающий момент управления классом - наличие адекватного методического плана. Если максимально упростить описание, документ представляет собой точное и наиболее полное отображение хода всего учебного года с учетом даже небольших деталей воспитательной работы. Научная организация труда - залог качества всего процесса.

    Учитель обязан производить подбор самых действенных методик, направленных на достижение поставленных целей, применяя масштабный комплекс способов и средств воздействия. Подобные меры позволяют педагогу развить и вывести детский коллектив на новый, намного совершенный уровень. Благодаря этому Вы сможете активизировать каждого ученика в отдельности и весь класс в целом.

    Осуществив планирование своей работы в качестве классного руководителя , Вы реализуете следующие цели:

    1. изучение окружающих условий и общей атмосферы класса;
    2. знакомство с детским коллективом, выявление лидеров;
    3. определение собственных тактических задач и стратегий поведения;
    4. подбор оптимальных средств, методик и форм организации процессов;
    5. корректировка развития всего коллектива и отдельно взятых учеников;
    6. адекватная оценка дальнейшего прогресса.

    Рассматривая процесс управления классом в действии, стоит знать основные принципы планирования работы классного руководителя в начальной школе . Выделим главные:

    • сочетание общественного и государственного начал;
    • разумное объединение планов на длительные и короткие сроки;
    • контроль за работой всей системы;
    • построение воспитывающей среды, имеющей ориентир на развитие личности;
    • целенаправленность и результативность.

    Целеполагание и планирование работы классного руководителя в целом напрямую связано с созданием индивидуальных документов отдельно взятого мероприятия, отрезка времени или выбранной программы. Современные школы применяют образцы:

    1. развитие индивидуальности учеников;
    2. общий план работы класса в выбранном периоде;
    3. схема ;
    4. перспективный, календарный и перспективно-календарный планы;
    5. организация внеурочных занятий и развивающей деятельности;
    6. работа по реализации поставленных задач в выбранном направлении;
    7. преподавательское видение всего учебного года и его частей (четверть, месяц и пр.).

    Планирование воспитательной работы классного руководителя - основополагающий аспект гармоничного развития детского коллектива.

    Технология планирования воспитательной работы классного руководителя

    Прежде чем приступать к составлению документации и самому этапу , педагог должен провести подготовительные действия. А именно, изучить имеющуюся информацию. Данные, получаемые учителем, могут быть внешними и внутренними.

    Вид данных

    Конкретика

    Результат изучения

    Внешняя информация

    Нормативно-правовые документы, информирующие о ключевых вопросах воспитания; научно-педагогическая литература по выбранной тематике

    Знание основных аспектов воспитания, умение заниматься планированием

    Внутренняя информация

    Система воспитания и план воспитательной деятельности в школе; программа образования в конкретном образовательном учреждении; циклограмма мероприятий на год

    Применение имеющихся знаний в реальной практике с конкретным детским коллективом

    Кроме изучения, структуризации и обработки данных, планирование работы классного руководителя предполагает коллективный анализ воспитательной среды всех учащихся. Результатом станет:

    1. возможность корректной формулировки поставленных задач;
    2. постановка целей систематического развития, а также их сроки;
    3. определение количества дел и мероприятий для вверенного коллектива;
    4. выявление задач, актуальных для решения в срочном или плановом порядке.

    Получение подробных ответов на все пункты и будет являться планом работы с детским коллективом начальной или старшей школы. Учителю остается лишь окончательно сформировать проект по имеющимся данным и назначить ответственных лиц на каждое мероприятие.

    План работы с классом должен быть разбит на несколько подпунктов, затрагивающих все сферы интересов детей и подростков. Оптимальное разделение мероприятий производится по следующим категориям:

    Направление

    Описание, примеры

    Работа с активом класса

    Проведение классных часов, распределение обязанностей, выбор старосты, организация дней самоуправления

    Работа с родителями

    Проведение родительских собраний, определение ответственных

    Гражданско-патриотическая деятельность

    Участие в гражданских праздниках, определение позиции учеников

    Интеллектуально-познавательная деятельность

    Проведение анкетирований и тестирований, участие в развивающих играх и мероприятиях, экскурсионная деятельность

    Трудовое воспитание

    Школьное дежурство, проведение уборок, сбор макулатуры

    Физкультурно-оздоровительная деятельность

    Участие в спартакиадах и спортивных мероприятиях

    Художественное воспитание

    Посещение музеев и выставок, участие в концертах

    Заключительный этап планирования рабочей деятельности с классом представляет собой определение финальной формы представления документа. Также педагогу требуется создать образец плана, которого он будет придерживаться в дальнейшей деятельности. Образец передается специалисту .

    Планирование работы классного руководителя с родителями

    В настоящее время не каждый родитель уделяет должное внимание полноценному развитию ребенка, после отправления его в школу. Для того чтобы дети росли нравственно здоровыми, важна именно . Противостояние семьи и школы недопустимо.

    Работа классного руководителя с родителями - это отдельный элемент планирования , которому педагог обязан уделить повышенное внимание. К подобным мероприятиям относятся:

    • определение активов класса (родительский комитет);
    • проведение собраний и обсуждение дальнейших совместных действий;
    • организация дней открытых дверей;
    • проведение субботников и ремонтных мероприятий;
    • индивидуальные действия с родителями;
    • помощь семьям, нуждающимся в психологической и педагогической поддержке;
    • награждение родителей.

    Организация работы с родителями позволит педагогу не только лучше узнать каждого ребенка и особенности его семьи, но и заручиться родительской поддержкой на время всего учебного процесса.

    Ответственный и необходимый документ, при помощи которого педагог сможет выстроить свою профессиональную деятельность максимально полно, интересно и продуктивно.

     


    Читайте:



    История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты

    История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты

    БЛАГОДАРНОСТИ Публикуя этот очерк, я должен для начала выразить благодарность двум людям, которым он многим обязан. В первую очередь Лорану...

    Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения

    Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения

    Введение.Строение Вселенной в Древности 3Гелиоцентрическая модель Вселенной.Космологические модели Вселенной 1Космология 2Стационарная модель...

    Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты

    Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты

    Украшает множество памятников и культуры. Один из таких - Царь-колокол. Памятник имеет не только выдающиеся размеры, но и интереснейшую историю....

    Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

    Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

    Для изучения процессов, протекающих в организме, нужно знать, что происходит на клеточном уровне. А там важнейшую роль играют белковые соединения....

    feed-image RSS