Главная - Тайны мира
Умение определять место звука в слове. Формирование навыков звукового анализа

Определение позиции звука

в слове

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МКДОУ Д/С

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №25

СОРОКИНА ОЛЬГА БОРИСОВНА


Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.

Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук слышится в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

К простым формам фонематического анализа относятся способность выделять звук на фоне слова и способность выделять звук из слова.

Сложными формами фонематического анализа являются количественный, последовательный и позиционный анализ (И. А. Смирнова).


Выделение звука на фоне слова - Выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет); - Определение первого звука в слове; последнего звука в слове; - Установление места звука (начало, середина, конец слова);


Для узнавания звука в слове: - ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине слова); - согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки М, Н, Р, Л, или глухие согласные К, Т, П, X, С, Ц, Ч, стоящие в конце слова), а звонкие согласные не используются, так как в конце слова оглушаются; - любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).


Для определения первого звука в слове: - ударные гласные; - сонорные согласные; - щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ; - остальные согласные звуки. Для определения последнего звука: - легче всего из конца слова выделяются глухие взрывные согласные; - ударные гласные; - сонорные согласные; - щелевые согласные. Для определения места (начало, середина, конец слова) Основная задача: объяснить ребенку, что начало слова – это первый звук, конец слова – последний звук, все остальные звуки находятся в середине слова.


Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая: - сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком; - далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова; - затем умственное действие переходит в речевой план - ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук; - и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.


Дети часто путают «начало», «середину» и «конец» слова. Чтобы помочь им, в работе использую карточки-схемы («рыбки») для определения места звука в слове. Голова рыбки – начало слова, туловище – середина, хвостик – конец слова. «Рыбки» нужны для занятий в старшей группе, а дети подготовительной группы ориентируются в структуре слова, и можно использовать карточки-схемы без «рыбок».



  • Упр. «Назови первый звук в именах детей». Аня, Уля, Оля, Осип, Ира, Игорь, Эля, Эдик.
  • Упр. «Рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается их название»
  • Игра «Кто лучше слушает?» Выбрать из рассказа слова, начинающиеся на звук [О]. Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Дети поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.
  • Упр. «Прослушай слова и назови звук, который слышится в начале слова». Осень, астры, уши, имя, ужин, армия, эхо.

Упр. «Подбери слова со звуком [А] для куклы Ани, со звуком [О] для Оли».

Логопед показывает детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, даёт им имена в зависимости от темы занятия. Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали.


Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке.

Длинная и гибкая,

Охотится за рыбками,

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может ….

(удочка)


Упр. «Найди сбежавший звук».

Логопед читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать ""сбежавший" звук. За каждый правильно названный звук дается фишка.

Примерные тексты для игры: Жил на свете человек. Скрюченные _…ожки, И гулял он целый век по скрюченной _…орожке. А за скрюченной рекой в скрученном _ …омишке Жили летом и зимой скрюченные _…ышки. И стояли у ворот скрюченные елки, Там гуляли без забот скрюченные _…олки. И была у них одна скрюченная _…ошка, И мяукала она сидя у окошка.


Подбери названия овощей, фруктов, ягод, которые начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

Овощи: кабачок, лук;

Фрукт: персик;

Ягоды: крыжовник.


Дидактическая игра "Доскажи звук".

Логопед произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове. Ребенок должен договорить нужный звук. Если звук назван неправильно, участник выходит из игры. Выигрывает самый внимательный, не сделавший ни одной ошибки. В качестве речевого материала можно использовать известные детям стихи и потешки.

Ходит по лесу хорек, хищный маленький звере…. Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё…. Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал зая…. Поскорее наливай мне в стакан горячий ча….


Упр. «Кто больше?»

Цель : Учить находить на картинке слова с заданным звуком. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова). Оборудование : сюжетные картинки, на которых изображены предметы с заданным звуком, фишки. Детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. Детям требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в середине, в конце). За каждое правильно названное слово даётся фишка. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.


Игра «Цепочка»

Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее.

Игра «Волшебные бусы».

Игры могут быть устные, с перекидыванием мяча,

Это один из вариантов игры «Цепочка слов».

а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению. Начинаем с картинки, помеченной специальным значком.

Начинает игру логопед, он прикрепляет сначала определенную бусинку. Дети называют картинку, выделяют и определяют последний звук, после чего находят картинку, где этот звук слышится в начале слова, и прикрепляют следующую бусинку, и так до тех пор, пока все бусинки не будут «нанизаны». Затем дети проговаривают слова еще раз, четко выделяя первый и последний звуки.


Игра «Подумай, не торопись».

Детям предлагается:

  • Подобрать слово, чтобы первый звук был [К], а последний звук [Т];
  • Ответь, какое слово получится, если к слогу [НО] добавить один звук.
  • Подобрать слово, которое начинается на последний звук слова сто л ;
  • Вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова лис а ;

Упражнение «Найди место звука»

Цель: закреплять умение определять место звука в слове.

Ход игрового упражнения: педагог произносит слова, ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает фигурку в начало (середину или конец) дорожки.

Нажимая на зажим, дети легко перемещают фигурку по карточке.



Игра «Собери колесо”

Подбираем картинки в названии которых слышится звук [С]. Определяем позицию звука в слове.


Игра «Аквариум»

Цель: закреплять умение определять место звука в слове.

Если звук [Ш] слышится в начале слова, пускаете рыбку в первый аквариум, в середине слова - в средний, в конце слова – в последний…


Игра «Весёлый паровозик».

Цель: Учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.

Картинный материал: картинки с заданным звуком в начале, середине и конце слова.

Ход игры: На крыше вагончика находится схема из трех квадратиков: в первом вагончике закрашен первый квадратик, во втором – второй, в третьем – третий. Детям нужно поместить картинки в соответствующие вагончики. Если заданный звук слышится в начале слова, то картинку помещают в первый вагон и т.д.


Игра «Рассели картинки по квартирам».

«Расселить» картинки с заданным звуком в три подъезда: в первый подъезд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, во второй – в середине слова, в третий подъезд– в конце слова.


Работа с карточками.

  • Придумай слово к заданной схеме.

игра "Закрась окошечко, где живёт звук"

Цель: определение места звука в слове.


Игра «Чудесный мешочек».

Ребёнок берёт из мешочка игрушку, или предметную картинку, называет и определяет местоположение заданного звука в слове.


Игра «Телевизор».

Цель : Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Оборудование : «телевизор» и ленты с картинками предметов (для просмотра в телевизоре). Описание игры : На экране телевизора появляются изображения разных предметов. Дети называют то, что изображено на картинке и определяют место звука в слове.


игра «Рыболовы»

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука.


Игра «Угадай-ка»

Угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.


Игра «Зайцы».

Цель: Учить определять наличие заданного звука в слове.

Ход игры: На крышах вагончиков размещены картинки, обозначающие звуки. Логопед размещает в вагоны пассажиров с заданным звуком, но одна картинка заданного звука не имеет. Ребенок – контролер находит «зайца», т.е. лишнюю картинку.



После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Для этогонапоминаем не хитрые правила

Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают:

Гласные - эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходя изо рта, не встречает никакой преграды. Гласный звук обозначаем красным квадратом.

Характеристика гласных :

А, О, У, Ы, Э - обозначают твёрдость согласных;

Я, Ё, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.

Согласные - эти звуки произносятся с шумом, при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде зубов, губ. Согласный звук может быть:

Ш, Ж, Ц - всегда твёрдые . Твердый звук обозначаем синим цветом.

- мягкий, если его смягчает гласная я, ё, ю, и, е или Ь (мягкий знак).

Й, Ч, Щ - всегда мягкие . Мягкий согласный звук обозначаемзеленым цветом.

б) - глухой согласный - обозначаем зачёркнутымколокольчи­ком.

звонкий согласный - обозначаем колокольчиком

Чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет – глухой)

Буквы мы видим и пишем (фотография звука)

Слог - это когда два звука сложились вместе - согласный и гласный. Слог - это часть слова. Если ребёнок затрудняется разделить слово на слоги, можно предложить ребенку прохлопать слово по частям, или положить ладонь под подбородок и произнести слово отчётливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребёнок сможет определить, сколько в слове гласных звуков.

Скольковсловегласных, столькоислогов.

Слово - состоит из звуков и слогов, обозначает предметы, их признаки и действия.

Чтобы определить, на какой гласный звук падает ударение, можно предложить ребёнку при произнесении слова по слогам топнуть на ударный слог ногой или стукнуть кулачком по столу, при этом гласный тянуть.

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:выделение звука из слова, определениепервого звука,установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковойанализ.

Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные, синие, зеленые), в речевом плане, по представлению.

Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Слова, которые не следует даватьдля анализа:

Слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь,

Слова со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными,

В этих случаях написание слова расходится с егопроизнесением, значит слово трудно для анализа.

Ниже приводится перечень слов,в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа.

Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове)

А:Аня, азбука, аист, ангел, армия, астра, арфа, арка

О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осы, обувь.

У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей, урна.

И: Игорь, ива, ирис, иней, искра, избы, иволга, иглы.

Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран, танк,

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

Ы: дым, сын.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове)

Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - как объяснить ребёнку где в слове находится звук (начало, середина, конец). звук

Есения

Подскажите как лучше и практичней объяснить ребёнку: где находится
звук (в начале, середине или конце). Ни как не может понять что от него
требуют и не слышит на слух


Ирина

Возможно, у ребёнка трудности с пониманием смысла слов "начало", "середина", "конец", т.е. с ориентировкой в пространстве.

Чтобы ребёнок их усвоил, можно взять, например, несколько (лучше 5) игрушек, например, животных, поставить их друг за другом (слева направо, естественно). После этого обсудить с ребёнком:

Кто стоит в начале,

Кто в конце,

Кто в середине,

Кто первый,

Кто последний.

В следующий раз всё это можно повторить, но уже на других игрушках.

С этой же целью хорошо использовать иллюстрацию к сказке "Репка" (обсудить те же вопросы).

А можно ещё взять игрушечный поезд, и рассмотреть, где у него начало, где конец, где середина.

После такой предварительной работы можно уже переходить к графической схеме слова.


Inna

А я делаю стандартную рыбку; голова-начало,туловище-середина,хвост-конец:-D

Правда,ребенок,должен это уметь делать и на слух......


Лариса

Потом вопросы к ребенку

Когда слово... "село" в автобус, где был звук..., покажи пальцем. (если ребенок не помнит, повторяю все что выше написала)

А это у автобуса что? Начало, середина, конец?

Значит звук... в слове... где спрятался? В начале, середене. конце?

Этот звук сегодня может поехать на этом автобусе?

Почему ты так решил?


Лариса

Все аналогично.

Выясняю понимает ли ребенок слова "начало", "середина", "конец". Отрабатываю эти понятия до автоматизма на всем чем только можно - змеи, поезда, карандаши и прочее.

А затем использую "волшебный автобус" - в этом автобусе может проехать только то слово, в котором звук... стоит... (в начале, середине. конце слова).

Рассматриваем автобус (он большой, нарисованный и вырезанный) , выясняем где у него начало, середина и конец. Затем произношу слово, утрированно выделяя заданный звук, когда произношу слово, пальцем веду по автобусу, и в нужном месте при артикулировании звука задерживаюсь (для некоторых детей даже пальцем по автобусу стучу).


Лариса

Когда мы выясняем с детьми где находится звук в начале, середине или конце слова, мы началом считаем первый звук в слове, концом - последний, все остальное - середина, назависимо от размера слова. Все так делают?


Ольга

Для начала я использую сказку "Репка". На ее персонажах можно выяснить, понимает ли ребенок понятия "начало" , "конец" и "середина" и в течение 3-4 занятий подряд эти персонажи появляются друг за другом. По мере того, насколько ребенку стало все понятно, персонажи заменяются символами. Мои ученики не знают проблем с этим.


Inna

Лариса-автобус в студию! ;-)


Ирина

Я начинаю с того, что работаем несколько занятий с первым звуком "С какого звука начинается слово? Какой звук я произношу первым?" Произношу утрированно первый звук. Привожу пример. Работаем только с гласным звуком (под ударением).Когда дети научатся выделять первый звук в слове, я говорю, что звук... хитрый, хочет поиграть с нами в прятки. Он прячется в разных местах слова: последний,в середине. Для наглядности, нам помогает ёжик, который бежит по дорожке и останавливается, когда слышит звук. На доске дорожка, разделённая на три части, средняя длиннее первой и последней. Или домик, и дети ищут, где прячется звук в домике. (За основу взята идея Ткаченко). Игровая мотивация помогает детям усвоить этот трудный материал, но фонематический слух не у всех сформирован в достаточной мере, чтобы выделять звук из слова, поэтому не всем одинаково легко, но игра нравиться и мы продолжаем тренироваться.


Лариса

Про "автобус в студию" - картонный вариант у меня уже давно изжил себя.

Я хорошо и быстро рисую, поэтому последние лет 5 автобус изображаю на доске за несколько секунд (иногда при ребенке, иногда до начала занятия), а детям, перед тем как начинать искать место звука в слове, развиваю мелкую моторику и зрительный анализ - они находят недостающие детали и дорисовывают их. Иногда разрешаю ребенку дикотвать что я сейчас этому автобусу нарисую - для ОНР-щиков это работа над словарем по теме транспорт.

Как выберусь на работу с фотоаппаратом, так размещу фотографии в пособиях.


Марина

Девочки, слово имеет своё пространство (квазипространство), оно пролегает во времени. А для маленького ребёнка сложно соотнести пространство линейное и временное, особенно тому, кто имеет нарушение фонематического слуха. Для них слово - что-то скомканное в комочек. Мы должны этот комочек развернуть в одну ниточку. Здесь писали об анализировании наглядно-зрительного пространства (змеи, поезд,...), но мне кажется, что начинать нужно с анализа временнОго ряда. Хороший пример со сказкой "Репка". А я делаю ещё проще - анализируем сутки и режимные моменты в них. Сначала мы проснулись, потом пошли в садик, потом пришли домой, уже темно, легли спать. Раскладываю в линеечку картинки с режимными моментами (не много), объясняю понятия "начало","середина", "конец" (дня!). Потом подкладываю схему, начерченную на картонке-линейке. Лариса правильно говорила, хорошо бы рисовать при них, тогда они считают это своим открытием, лучше понимают. Потом медленно произношу слово...


Марина

(продолжение)

Порядок "отлова" звука в слове элементарный - сначала некоторое время только начало и конец, потом - середина. И только через несколько занятий выставляю ряд игрушек или картинок для анализа зрительно-пространственного ряда, для дальнейшего ознакомления со звуко-буквенной схемой. Это тоже надо, для опоры на работу лба.


Татьяна

Согласна со всеми. Если ребенок не берет на слух, значит надо идти в обход - давать зрительные опоры. И они хороши в любом виде. Я иногда даже ручку, или указку применяю - что под рукой.


Анна

А я использую карточки с паровозом (сама нарисовала для каждого ребенка) или простой карандаш и произнося слово, ведем пальчиком и голосом выделяем нужный нам звук.


Ольга

Я начинаю формирование понятий "первый", "последний" за полгода-год. Думаю, что понятие "звук" для детей чересчур абстрактное и непонятное, а вот понятие "слово" ближе, степень его усвоения можно проверить с помощью картинок. Например: Сколько слов я сказала? (Кот, молоко.) Ребенок может проверить себя, выкладывая картинки. Так вот. Я называю сначала 2, а впоследствии 3 слова, обычно очень конкретные (например, животные), и прошу разложить картинки в той же последовательности (это делает 1 человек на доске). А потом спрашиваю: так кто же из животных пришел первым, в начале? (Обязательно оба этих выражения, чтобы если не усвоилось одно, была подсказка за счет другого). Кого я назвала сначала? Постепенно переходим только на слуховое восприятие, без картинок. Тогда к моменту обучения грамоте понятия ПЕРВЫЙ и ПОСЛЕДНИЙ уже усвоены. Но иногда проделываю то же и со звуками (выставить в такой же последовательности.ю назвать 1, последний).


На этой страничке я буду размещать примеры звукового анализа, который мы с детьми выполняем на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Для чего делать звуковой анализ? Прежде, чем начать учить ребёнка читать и писать, надо убедиться в том, что он хорошо слышит и различает звуки речи. Иначе, в процессе обучения грамоте могут возникнуть проблемы.

Прежде всего мы учим ребёнка определять наличие звука в слове. Затем называем первый звук в слове (обычно начинают с гласных под ударением). Потом идёт позиционный анализ - учимся слышать, где находится звук: в начале, середине или конце слова. и, наконец, "высший пилотаж" - порядковый и количественный анализ (сколько звуков в слове и какова их последовательность).

Запомните: все виды звукового анализа выполняются НА СЛУХ!!! (взрослый произносит слово или показывает картинку, ребёнок повторяет слово или сам называет слово по картинке).

Ниже вы найдёте памятки, как правильно оформлять разные виды звукового анализа.

Прежде всего определимся с тем, как обозначаются звуки. Напомню, что звуки - это то, что мы слышим и произносим. Для звуковго анализа используются специальные символы звуков - цветные кружочки (их можно рисовать или выкладывать специальные фишки из любого материала, главное соблюдать цвет).

Позиционный анализ

Определяем, где слышится звук: в начале слова, в середине или в конце. Начало слова - это первый звук, с него слово начинается. Конец слова - это самый последний звук. Середина слова - это не первый и не последний. Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук. Например, определяем, где находится звук [а] в слове "аист". Произносим так: а-а-а-а-аист (звук в начале слова). Или звук [а] в слове "шарик". Произносим: ша-а-а-а-арик (звук в середине слова.)


Звуковой анализ слова

(количественный и порядковый)

Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. Составляем схему (или рисуем), где каждый звук обозначается определённым цветом: гласные звуки - красным, согласные твёрдые - синим, согласные мягкие - зелёным. В итоге ребёнок должен составить схему, назвать последовательно все звуки, дать каждому характеристику, определить, сколько всего звуков. Опираясь на схему, назвать выборочно звуки, например, назвать третий звук, назвать пятый звук.

Пример: выполняем звуковой анализ слова "лиса" (рекомендуемтся выделять последовательно каждый звук, чтобы отчётливее его слышать).

Выделяем первый звук: Л-Л-Л-ЛИСА. Первый звук [Л"] - согласный, мягкий. Обозначаем зелёным кружком.

Какой звук слышим после [И]? ЛИС-С-С-С-СА. Звук [С] - согласный, твёрдый. Обозначаем синим кружком.

Что слышим после [С]? ЛИСА-А-А-А-А - звук [А] - гласный, обозначаем красным цветом.

Все характеристики звука даются УСТНО (записывать не надо).

Назови все звуки в слове ЛИСА [Л"], [И], [С], [А]. Всего четыре звука.


 


Читайте:



История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты

История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты

БЛАГОДАРНОСТИ Публикуя этот очерк, я должен для начала выразить благодарность двум людям, которым он многим обязан. В первую очередь Лорану...

Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения

Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения

Введение.Строение Вселенной в Древности 3Гелиоцентрическая модель Вселенной.Космологические модели Вселенной 1Космология 2Стационарная модель...

Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты

Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты

Украшает множество памятников и культуры. Один из таких - Царь-колокол. Памятник имеет не только выдающиеся размеры, но и интереснейшую историю....

Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Для изучения процессов, протекающих в организме, нужно знать, что происходит на клеточном уровне. А там важнейшую роль играют белковые соединения....

feed-image RSS