Главная - Тайны мира
Принципы взаимодействия детского сада со школой. Взаимодействие детского сада и школы как единого образовательного учреждения
  • Условия публикации
  • Получение свидетельства

Технические характеристики: 14 кегль, интервал 1,5; выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, текстовый редактор Word 98-2007.

Графики, схемы, рисунки, фотографии также прислать отдельным прикрепленным файлом в формате jpg или png. Также можно прислать презентацию и видео-материалы

Оформление текста: название статьи прописными буквами, полужирно, по центру, без переносов. Строкой ниже, через интервал, по центру – инициалы, фамилии авторов, ученая степень (если есть), звание (если есть), далее на следующей строке – должность и наименование организации полностью, указать город и регион.

В конце статьи можете/желательно указать ваши конт данные: эл. почту (для связи с вами если у читателей появится желание вам написать)

Библиографический список приводится в алфавитном порядке в конце статьи. Ссылки на источники приводятся в тексте в круглых скобках.

Read More

Для получения свидетельства о публикации необходимо:

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства- дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:

  1. работа с детьми;
  2. взаимодействие педагогов;
  3. сотрудничество с родителями.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в театрализованной деятельности;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • творческие мастерские;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • семейные вечера, тематические досуги;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
  • заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

  • создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
  • улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
  • углубление интереса к жизни в школе;
  • оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

Представленный материал по осуществлению преемственности и формам преемственных связей дошкольного и начального общего образования является теоретико-прикладным обобщением опыта работы и совместной деятельности ДОУ и школ района «Преображенское», ВАО, города Москвы. Данная совместная работа образовательных учреждений нашего района выявляет необходимость дальнейшего изучения актуальной для современного образования проблемы преемственности и повышения эффективности работы в этом направлении.

Литература:


  1. Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
  2. Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования» (Проблема обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте), Москва, 1956.
  3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. (Институт общей и педагогической психология АПН СССР, Москва), Вопросы психологии. – 1971. – №4.

Сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения

Автор: Галицкая Майя Александровна, учитель русского языка ГУО "Недойская базовая школа Буда-Кошелёвского района" Гомельской области Республики Беларусь

Тема: сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения
Актуальность проекта:
В современном обществе ребёнок становится полноценным членом общества только тогда, когда усвоит социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Это возможно при условии эффективной адаптации ребёнка в школьном коллективе, с одной стороны, а с другой – способности противостоять тем жизненным коллизиям, которые мешают его развитию, самореализации, самоутверждению.
Одной из главных помех при адаптации первоклассника в школьной среде является стрессовая ситуация, в которую он попадает, приходя в школу. Смена места пребывания, окружения, ритма деятельности, содержательности его повседневной жизни негативно отражается на психике ребёнка. С этим связан и психологический кризис 6-и лет, который наступает в результате того, что нервная система малыша не справляется с той непомерной нагрузкой и новыми впечатлениями, которые появляются с переходом его на следующую ступень жизненного развития.
Таким образом, для наиболее успешной адаптации выпускника дошкольного учреждения необходимо, чтобы пограничный период смены деятельности и социального статуса ребёнка (дошкольник – младший школьник) проходил как можно спокойнее, учитывая при этом личностные и психологические особенности шестилетних детей.
Цели :
сглаживание последствий переходного периода детский сад – школа;
создание условий для максимально бесстрессовой адаптации первоклассника в школе.
Предполагаемый результат: выпускник детского дошкольного учреждения социально адаптирован и социально защищён согласно психовозрастным потребностям, готов к началу обучения в общеобразовательной школе.

Задачи:
воспитывать активность ребёнка во взаимодействии с окружающей средой;
вырабатывать культуру поведения (выработка привычек и правил поведения в обществе);
вырабатывать социальную культуру (правильное отношение к окружающей действительности, к природе);
воспитывать гражданственность (правильное отношение к труду, общественной и частной собственности);
научить ребёнка применять имеющиеся у него знания, умения и навыки общения и взаимодействия с окружающим миром;
дать соответствующие возрасту общеобразовательные знания, представления о себе и окружающих;
формировать национальную культуру (уважение к государственным символам, сохранение культурных традиций страны, воспитание на историческом национальном наследии);
развивать уровень креативности (способности к творчеству) посредством вовлечения в различные виды деятельности;
повысить игровую культуру шестилеток, так как центральное новообразование психики ребёнка этого возраста – сюжетно-ролевая игра.

Работа с детьми:
научить детей вступать в контакт с окружающими, со сверстниками так, чтобы не нарушить имеющихся отношений;
вовлекать ребят для закрепления навыков в многоплановые социальные контакты на основе интереса к определённым видам деятельности;
принципы и методика работы с детьми в процессе взаимодействия должны находиться в строгом соответствии с психологическими закономерностями формирования личности;
создать все условия для выявления и развития потенциальных внутренних резервов личности;
оказать психологическую помощь в приспособлении к меняющимся условиям повседневной жизни;
помочь усвоить национальные и общечеловеческие нравственные ценности;
научить ребят применять имеющиеся у них знания, умения, навыки человеческого общения в повседневной жизни.
Работа с педагогическими кадрами:
создание учебно-воспитательной системы, способствующей обмену опытом и взаимосотрудничеству школы и детского сада;
организация и методическое обеспечение взаимодействия членов педагогического коллектива школы с членами воспитательского состава детсада.
Объект проектной деятельности (база внедрения):
Дошкольники 4 – 6 лет.

Субъекты проектной деятельности:
члены педагогического коллектива школы:

Педагог – организатор;
- школьный психолог;
- педагог-дефектолог (при необходимости);
- социальный педагог;
- руководители кружков;
- учителя начальных классов;
- учитель, принимающий выпускников детсада;
- лидер детского объединения.
- творчески работающие учителя.

Члены ученического коллектива школы:
- актив системы детского самоуправления;
- актив БРПО (Белорусская республиканская пионерская организация);
- ребята, посещающие кружки и занятия по интересам;
- "Октябрята";
- ребята, желающие оказать помощь в сотрудничестве.

Родительская общественность;
Члены воспитательского состава детского сада.

Формы и методы работы:
Вовлечение в совместную игровую деятельность школьников разных возрастов и дошкольников;
Организация совместного проведения мероприятий, КТД различной направленности (игровых, познавательных, развивающих, творческих, интеллектуальных);
Организация экскурсионных программ для дошкольников в рамках «школа – сад»;
Организация и проведение совместной творческой деятельности (выставок, конкурсов, фестивалей);
Работа социально-психологических служб по изучению личностно-психических качеств и свойств каждого ребёнка с последующим внедрением дифференцированных, личностно ориентированных методов и форм работы;
Индивидуальная работа по формированию, развитию и усовершенствованию знаний, умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями, требуемых ситуацией.

Сроки и графики внедрения:
5 лет
Этапы планирования:
Подготовительный этап - 2 года:
Создание творческой группы из составов учителей, воспитателей, школьников и родителей;
Разработка программы сотрудничества и взаимодействия общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Планирование учебно-методических комплексов;
Разработка комплексно-целевой системы педагогической деятельности и взаимодействия;
Создание аналитического материала для диагностики реализации проекта.

Основной этап – 2 года:
Проведение плановых учебно-методических мероприятий для участников проектной деятельности;
Выявление, обобщение и распространение лучшего опыта участников проектной деятельности по сотрудничеству и взаимодействию общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Организация и внедрение учебно-воспитательной программы взаимодействия;
Наблюдение за выполнением проектной деятельности;
Аналитическая деятельность по реализации задач проекта.

Заключительный этап – 1 год:
Мониторинг и оценка результатов проекта;
Информационно-аналитическая работа по подведению итогов проектной деятельности;
Сопровождение первоклассников в первый год обучения в школе.

Критерии, по которым будет отслеживаться качество проекта:

1. Уровень социализации и адаптации детей на пограничном периоде «сад – школа»:
Уровень мотивации детей на учёбу;
Оценка возможности каждого ребёнка проявить свой творческий потенциал;
Степень реализации ценностных ориентаций первоклассника;
Степень влияния на детей различных факторов социального окружения;
Место школы в формировании личности ребёнка;
Уровень подготовленности детей начать обучение в школе.

2. Степень соответствия воспитательных услуг запросам и ожиданиям родителей:
Сравнительный анализ мнений первоклассников, участников
проектной деятельности, родителей относительно удовлетворённости проводимой работой.

3. Оценка социокультурной ситуации:
Оценка деятельности субъектов проектной работы по развитию общекультурного кругозора учащихся;
Уровень коммуникативных умений первоклассников;
Уровень ценностных ориентаций;
Уровень воспитанности детей, наличие негативных явлений в адаптации первоклассников, их анализ;
Наличие социокультурных мероприятий в проектной деятельности;
Состояние взаимоотношений между первоклассниками и другими членами школьного коллектива.
Нормативное обеспечение:
Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»;
Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка».

Методическое обеспечение:
Научно-методические материалы по проблеме проекта;
Методические наработки членов педагогических коллективов школы и детского сада;
Методическая литература.

Конференция: Современный подход к преподаванию

Организация: МБДОУ № 65 «Машенька»

Населенный пункт: г. Набережные Челны

Существенные изменения, происходящие в социально-экономическом устройстве России XXI века, требуют реформирования системы образования. Сегодня, как отмечают многие ученые, вместо базового образования, служившего человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требуется «образование на всю жизнь».

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций , способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» .

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, таких как: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации).

Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом .

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей

В настоящее время используются всевозможные методы и формы работы с родителями, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

Инновационный подход к традиционным формам работы предполагает активизацию поведения родителей, включение в различные виды деятельности, организацию экспертизы с их стороны, а также внесение предложений.

Ниже мы рассмотрим, какие на сегодняшний день существуют традиционные формы работы с семьями, и, соответственно, какие инновационные подходы можно использовать в рамках данных мероприятий.

Все многообразие форм можно условно разделить на две большие подгруппы:

1) работа с семьей внутри детского сада (непосредственная работа с семьями);

2) работа с семьей за пределами детского сада.

I . Работа с семьей внутри детского сада

1. Посещение семьи ребенка

Данная форма работы много дает для изучения семьи, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания.

Видя ребенка в семейной среде, воспитатель более глубоко познает его интересы, имеет возможность ближе подойти к самому ребенку. Он может выявить положительные приемы воспитания, которые рекомендует другим родителям, а также использует в индивидуальном подходе к ребенку в детском саду.

2. Дни открытых дверей

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить поведение и умения своего ребенка с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений.

День открытых дверей , являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать и привлечь к участию.

Проводится в форме экскурсии по детскому саду с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или старший воспитатель беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Данная форма работы очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

3. Беседы

Проводятся как индивидуальные , так и групповые.

И в том, и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Эффективность бесед может быть повышена при их целевом характере (по запросу родителей), внесении в содержание элементов дискуссии.

4. Консультации

Проводятся как в индивидуальной , так и в групповой форме.

Цель консультации - усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Формы проведения консультаций различны:

Квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;

Обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию;

Практическое занятие (например, на тему: «Как учить с детьми стихотворение»).

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы . Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

При инновационном подходе эффективность может быть повышена при соблюдении принципа консультирования в сочетании с обратной связью , а также измерением отсроченного результата , т.е. того, как влияют консультации на решение конкретных проблем.

5. Собрания-встречи, круглые столы с участием родителей

Здесь обычно обсуждают актуальные проблемы воспитания с привлечением специалистов. На заседания приглашают родителей, письменно или устно выразивших желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами.

Эффективность данной формы существенно повысится, если педагог применит активизирующие методики, такие как:

групповая дискуссия , повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей;
видеокоррекция , связанная с проигрыванием заданий, сопровождаемых видеозаписью поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка. Запись затем просматривается и анализируется;

игры, моделирующие проблемы и решения в триаде ребенок-педагог-родитель;
совместные действия , основанные на совместном выполнении родителем и педагогом действий, заданий;

конструктивный спор , который поможет сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций;
вербальная дискуссия , обучающая культуре диалога в семье, обществе.

6. Родительские собрания

Проводятся групповые и общие родительские собрания (для родителей всего учреждения).

Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей, при этом выбирается тема, злободневная для данной группы.

Инновационным моментом в данном процессе может стать активизирующая роль родителей с внедрением следующих технологий: элементов тренинга, мастер-классов, семинаров, видеопрезентаций, показа видеозаписей, сделанных на занятии.

7. Родительские конференции

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки» , чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются также конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции.

К конференции готовится выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников и членов семей.

Конференции направлены на обобщение и распространение опыта семейного воспитания. Если же подходить с инновационных позиций , в ходе конференций педагоги, специалисты, родители в занимательной форме смогут моделировать и проигрывать жизненные ситуации . Это не только даст возможность родителям накапливать профессиональные знания в области воспитания, но и будет способствовать установлению доверительных отношений и с педагогами, и со специалистами.

8. Педагогический совет с участием родителей

Потенциал данной формы может стать более высоким при инновационном подходе , если родители участвуют на всех этапах педсовета, в первую очередь при непосредственном проведении заседания, когда они могут выступать в качестве экспертов и критиков.

9. Интервью с родителями

Данная форма работы дает педагогу возможность установить не только соответствующую атмосферу в общении с родителями, но и обратную связь - в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

В рамках инновационного подхода повышение эффективности интервью возможно и при обратной связи, и при условии его применения и демонстрации причинно-следственных связей (между мнением родителей и принятыми в связи с этим управленческими решениями).

10. Родительская почта (телефон доверия)

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. На основе анализа воспитатель планирует дальнейшую работу.

С позиции инновационного подхода такая форма работы будет более эффективна, если реализуется принцип равноправности: родители спрашивают - педагог отвечает, педагог спрашивает - родители отвечают. На этой основе совместно планируется общая деятельность.

11. Анкетирование

Цель: получить информацию о составе семьи, об особенностях семейного воспитания, о положительном опыте семейного воспитания или о трудностях и ошибках.

В рамках инновационного подхода анкету могут составлять сами родители. За достоверность информации будет отвечать родительский комитет (инициативная группа).

12. Наглядная информация (наглядная пропаганда)

Педагогическая пропаганда

Как известно, это разнообразные стенды, уголки краткой информации .

В рамках инновационного подхода можно дополнить стенды настольной тематической информацией, составленной по запросам и заявкам родителей. А уголки, которые обычно размещают в коридорах, у входа в детский сад, в раздевалке или в пролете между переходами - заменить стендами в свободном доступе для родителей, чтобы они могли размещать там наиболее интересные, с их точки зрения, высказывания классиков по темам воспитания или предложения по обмену книгами. Не помешает размещенный здесь же планшет , где подобраны детские рисунки по книгам, которые им читают дома. Активизирующим элементом может стать и комплектация библиотеки по инициативе родителей (в том числе и виртуальная), и аннотации , подготовленные ими же (в том числе и на сайте детского сада).

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки . Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Раздел детского творчества в приемной

В традиционной форме теме занятия, программному содержанию отведено место в специальном кармашке, а детские работы, окантованные в рамки, висят на стенде.

В рамках инновационного подхода в приемной можно выделить место для домашнего творчества детей , в том числе совместного со взрослыми.

Стенд оформляется силами родителей, которые презентуют творчество своих детей. За педагогом остается комментирующий материал, например, запись такого содержания: «Данные работы выполнены в технике коллажа, оригами».

Советы врача

В инновационном плане сами родители могут предлагать материалы, на их взгляд наиболее актуальные, для профилактики простудных заболеваний, о новых методах закаливания, высказывать свое мнение о прививках, о работе персонала в той или иной поликлинике.

Доска объявлений

В традиционном варианте содержит только официальную информацию, которая вывешена в строго отведенном месте.

При инновационном подходе в качестве поощрения спонсорства можно использовать следующие варианты объявлений:

а) выражение благодарности от имени администрации тем родителям, кто оказывает помощь в благоустройстве участка, помещений групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, кто занимается с детьми, участвует во многих мероприятиях;

б) благодарность от лица родителей тем родителям, кто помогает приобретать игрушки, расчищать участок от снега, заклеивать окна на зиму, кто принимает участие в подготовке к утреннику и т.д.;

Плакат «Звезда недели»

Обычно плакат вывешивают в групповом помещении на самом видном месте.

Цель - формирование положительной Я-концепции, развитие самооценки, самосознания ребенка.

Как правило, плакат оформляют родители совместно с ребенком. В красочной форме представляется рассказ о малыше. Как известно, звездой недели периодически становится каждый воспитанник.

Еще одним предложением для родителей могут стать плакаты:

- «Коллаж интересов»;

- «Все обо мне»;

- «Мой плакат».

Это своего рода домашние задания и для родителей, и для детей, для выполнения которых необходим лист ватмана, фото ребенка, членов его семьи и друзей, рассказ об увлечениях.

II . Работа с семьей за пределами детского сада

Данные формы работы направлены в первую очередь на расширение воспитательного пространства образовательного учреждения, повышение воспитательного потенциала семьи.

1. Киноуниверситет и кинолекторий

Демонстрация как короткометражных научно-популярных, хроникально-документальных, так и полнометражных художественных фильмов. В настоящее время широко применяется видеозапись реальной жизни ДОУ.

Фильмы могут монтировать и озвучивать специалисты и предлагать их родителям для домашнего просмотра. Видеокамеры помогут родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы.

2. Читательские конференции на тему книг о воспитании

Конференции организуют библиотеки, приглашая на встречи родителей с детьми. Здесь, совместно с писателями, поэтами, социологами, обсуждаются тематические книги и публикации.

При инновационном подходе организаторами конференции выступают родители, а дети и педагоги - ее участниками.

3. Тематические выставки

Цель - пропаганда достижений дошкольного образования и воспитания, лучшего опыта семейной педагогики, рассказы о лучших воспитателях района.

В рамках инновационного подхода эта форма может быть направлена на презентацию творческих детских работ. Выставки также могут содержать материал о творчестве и родителей, и детей. Площадки для выставок предоставляют родители в зависимости от их места работы.

4. Библиотеки для родителей при дошкольных учреждениях

Цель - усилить информационное воздействие ДОУ. Как правило, услугами библиотек могут пользоваться родители детей, не посещающих дошкольное учреждение. В ряде случаев эта услуга бывает платной.

В рамках инновационного подхода библиотеку могут создавать сами родители и самостоятельно курировать ее комплектацию.

5. Выступления воспитанников детских садов

Цель - показать результаты воспитательной деятельности учреждения.

Повысить эффективность данной формы могут выступления детей и родителей по принципу «минута славы» , составление номеров самими родителями, привлечение тренеров, педагогов из центров дополнительного образования, музыкальных школ, которые посещают дети.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями , основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.

1. Семейные клубы

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

2. Вечера вопросов и ответов

Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени воспитатели должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

3. Вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей

4. Спортивные развлечения, посиделки

5. Совместные спектакли

6. День добрых дел

7. Библиотека игр

Какой вывод можно сделать из вышеизложенного? Анализ традиционных форм работы ДОУ с семьей позволяет увидеть: потенциал для развития взаимоотношений возможен. Но при условии повышения активности семьи, участия родителей в работе дошкольного учреждения.

Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГОС

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Когда мы говорим о взаимосвязи между детским садом и начальной школой, мы выделяем два понятия:

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе;

Преемственность между дошкольным учреждением и школой.

Что же такое преемственность ?

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Необходимость преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе вариативных программ и технологий отмечается рассогласование преемственных связей. Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры . Все больше она уступала место “обучению на занятиях” . В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.

Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход , который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельностный подход ?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Учитывая ведущие виды мышления дошкольников – наглядно-действенное и наглядно-образное , одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности, является метод наглядного моделирования , который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и ставить цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата).

При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Таким образом , построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.

Внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в дошкольные образовательные учреждения и принятие ФГОС начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

ФГОС «оградили» нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться .

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Формы осуществления преемственности.

1. Работа с детьми:

Экскурсии в школу;

Посещение школьного музея, библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

Консультации с педагогами ДОУ и школы;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Ожидаемые результаты.

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

Обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

Гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

Комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

1. Общественные дошкольные учреждения осуществляют широкую программу воспитательно-образовательную работу по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до поступления в школу, прежде всего, семьей и дошкольным учреждением.

Цель и задачи общественного дошкольного воспитания /семья, ДОУ, школа/ определены общими целями воспитания с учетом специфики возраста детей. Таким образом, значение преемственности в работе ДОУ и школе:

· Условие успешного осуществления задачи подготовки детей к школе.

· создание условий для реализации в педагогическом процессе единой, динамичной и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает формирование личности.

· сближение условий воспитания и обучения, благодаря чему переход к новым условиям обучения осуществляется с наименьшими психологическими трудностями.

· естественное вхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективности обучения с первых дней пребывания в школе.

2. Итак, условием успешного осуществления задачи подготовки детей к обучению в школе является наличие преемственности в работе детского сада и школы - содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников.

Работа по установлению преемственности со школой имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.

Условием преемственности в методах и формах выступает единство их направленности на обеспечение сознательности, прочного усвоения знаний, развитие умственных способностей и творческой активности, как в школе, так и в д/с.

Общими чертами занятия и урока должны быть:

1. программность содержания;

2. четко организованная временная регламентация;

3. руководящая роль педагога;

4. использование научнообоснованных методов и приемов.

Также необходима преемственность педагогических требований и условий воспитания. Ведь приобретенные дошкольниками формы поведения, моральные представления и чувства являются фундаментом новых форм нравственного сознания в начальной школе. Школа в свою очередь создает условия для дальнейшего воспитания:



1. школа создает необходимые условия для дальнейшего качественного развития коллектевизма.

2. в школе происходит формирование высоких гражданских чувств /патриотизм, чувство долга/.

3. в школе продолжается работа по эстетическому воспитанию.

4. в учебно-воспитательном процессе школы происходит преемственное развитие всех сторон личности

Таким образом, направленность всего педагогического процесса в д/с и школе на всестороннее развитие личности ребенка является основополагающим условием для достижения преемственности.

Педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по этим направлениям: 2 части - содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой.

Формами организации совместной работы воспитателя и учителя могут быть:

· Посещения д/с, школы

· Участие в пед.советах

· Взаимное консультирование

· Совместное проведение родительского собрания

· Организация конференций

· Изучение программ воспитания и обучения и т.д.

в себя мотивационную готовность в стремлении ребенка к учению, желание быть школьником, определенный уровень волевого и социального развития.

Специальная готовность является дополнение к общей готовности, определяется наличием специальных зун.

4.Одним из важнейших условий практической реализации преемственности д/с и школы является установление делового контакта между воспитателями подготовительной группы и учителями 1 классов школы, что осуществляется в различных аспектах:

1. Информационно-просветительский аспект - взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы.

2. Методический аспект - взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и 1 классах школы.

3. Практический аспект - выражается с одной стороны в предварительном знакомстве с будущими учениками, с другой - в курировании бывших воспитанников во время их обучении в 1 классе школы.

Конкретными формами реализации данного содержания является непрерывное взаимодействие воспитателей и учителей и систематические посещения ими друг друга /школы, д/с/, т.е установление всестороннего содержательного сотрудничества между д/с и школой является залогом достижения высокого уровня подготовки детей к школе.

Роль семьи в развитии ребенка.

Семья играет большую роль в развитии личности ребенка: в усвоении норм поведения, развитии индивидуальных особенностей и способностей.

57.Планирование педагогического процесса в дошкольном учреждении. Педагогические требования к составлению планов работы

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее оп­ределенный порядок, последовательность осуществления воспи­тательно-образовательной работы с указанием необходимых ус­ловий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического процесса явля­ется та ПрогРамма, по которой работает дошкольное учреждение. В практику работы - современных детских садов входит тенденция демократизации всех сторон деятельности, основанных на твор­ческом подходе к разным процессам, в том числе и к планирова­нию. Отсюда каждый детский сад может сам выбирать виды и формы планирования и вкладывать в них определенное содержание. Пла­нирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возраст­ной группе. Основной Цельюпланирования является определение / Конкретных задач воспитательно-образовательной работы на кон­кретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечи­вающих выполнение программы.

Принципы планирования: научность, перспективность, конк­ретность, регулярность, последовательность, повторность. Ис­ходя из принципов планирование всей работы детского сада долж­но отвечать определеннымТребованиям:

1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.

2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов пе­дагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.

3. Планирование воспитательной работы должно предусматри­вать сохранение основных принципов воспитания и обучения.

4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности. ]

В планах воспитательно-образовательной работы получает конкретизацию содержание программы. При планировании Занятий Учитываются основные этапы усвоения (первичное восприятие, расширение и обобщение знаний и умений, использование их в жизни), предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения. Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. Планируется про­ведение наблюдений (программные задачи и основные приемы), дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами. Формирование нравственных качеств личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

Поэтому как самостоятельный Раздел нравственное воспитание не планируется. В плане находит отражение работа по формированию поведения и культурно-гигиенических навыков у детей (объем на­выков, последовательность их формирования, приемы воспитания). Что касается Игры, то планируется не игровая деятельность де­тей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми (задачи и приемы руководства).

Планирование Трудовой деятельности опирается на 2 группы задач: воспитание у детей трудовых умений и навыков и формирование при зтем нравственных качеств. Наиболее эффективным является планирование по формам организации труда (указывается объем и содержание труда детой, оборудование, а также методы и приемы обучения трудовым навыкам, индивидуальная работа).

Кроме того планированию подлежат кон­кретное содержание и формы организацииРаботы с родителями.

В практике работы дошкольных учреждений сложились следую­щие Видыпланирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.

Годовой план - это совмест­ная творческая работа всего коллектива. В нем определяются за­дачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности дет­ского сада. В план входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление конт­роля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности; г) административно-хозяйст­венная работа; д) связь между детским садом и школой. Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

I. Деятельность детей вне занятий (физкуль­турно-оздоровительная работа; воспитание культурно-гигиеничес­ких навыков; воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений; ознакомление с окружающим и развитие речи; ознакомление с природой; игра; труд; художест­венная самостоятельная деятельность; праздники и развлечения).

П. Обучение на занятиях.

Ш. Индивидуальная работа с детьми.

1У. Работа с родителями.

У. Учет работы.

У1. Дополнения.

К плану прилагаются список детей гр; ты, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.

Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.

Календарно-перспективный план Обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.

Ольга Стефанова
Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности

Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности .

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России .

Ключевым моментом в реализации преемственности является , как известно определение готовности ребенка к обучению в школе . Подготовка к школе является одной из составных частей обеспечение преемственности между дошкольником и школьными системами образования .

Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования , в обязательном порядке включающие в себя основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения ). Обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, рисование, конструирование, и др.) в рамках которых, к 6-7 годам происходит становление предпосылок учебной деятельности.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Главное, что необходимо ребенку – положительная мотивация к обучению. Ребенок воспринимает школу как очередную игру , которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, достаточно развитая мелкая моторика рук.

Но полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой. «Недоигранность» является серьезной проблемой в жизни 6-7 летних детей. Для успешного вхождения в школьную жизнь , для овладения необходимым социальным опытом важна ролевая игра. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «Мир вещей» и «Мир людей» . Все это необходимо будущему первокласснику.

Механизм осуществления преемственности , его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов , реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу .

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений . Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям :

1. Работа с детьми :

Экскурсии в школу ;

Посещение школьного музея , библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы ;

Участие в совместной образовательной деятельности , игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы ) ;

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом) .

2. Взаимодействие педагогов :

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа ) ;

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе ;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы ;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями :

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы ;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные» ;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов ;

Консультации с педагогами ДОУ и школы ;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе ;

образовательно -игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста , деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др .);

На протяжении уже нескольких лет наша дошкольная разновозрастная группа сотрудничает с филиалом «Желтухинская ООШ» .

Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности , мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования . Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном , позволяющим понять работу каждого изнутри.

Планируя работу, мы ориентируемся на портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения , который должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс.

В совместной работе эффективными стали такие формы взаимодействия , как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы , организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Воспитатели подготовительной группы посещают уроки по математике, русскому языку в первом классе. Учитель, который на следующий учебный год набирает первоклассников, посещает занятия по обучению грамоте в дошкольной группе . Знакомство со спецификой планирования работы в дошкольной группе и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы , знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

В течение года дважды проводится диагностика детей подготовительных групп школьным педагогом-психологом. Первая : в сентябре-ноябре – для выявления уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Вторая : в апреле-мае – для определения достигнутого уровня. Между диагностиками педагогом-психологом ведется работа по коррекции тех или иных отклонений совместно с воспитателями и родителями.

Экскурсии дошкольников в школьные музей и библиотеку оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети узнают условия и традиции школьной жизни .

В течение года дошкольники посещают кружок «Школа будущего первоклассника» . Где успевают привыкнуть и полюбить свою первую учительницу.

Хорошей традицией является то, что в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство , увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. И, самое главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дети подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, включаются в совместные игры, занятия.

Учащиеся школы , в свою очередь, являются участниками праздников и мероприятий в дошкольной группе , играя роли сказочных персонажей.

За весь год, наши дети много узнают о школе , с легкостью ориентируются в здании школы . С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.

 


Читайте:



История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты

История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты

БЛАГОДАРНОСТИ Публикуя этот очерк, я должен для начала выразить благодарность двум людям, которым он многим обязан. В первую очередь Лорану...

Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения

Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения

Введение.Строение Вселенной в Древности 3Гелиоцентрическая модель Вселенной.Космологические модели Вселенной 1Космология 2Стационарная модель...

Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты

Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты

Украшает множество памятников и культуры. Один из таких - Царь-колокол. Памятник имеет не только выдающиеся размеры, но и интереснейшую историю....

Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Для изучения процессов, протекающих в организме, нужно знать, что происходит на клеточном уровне. А там важнейшую роль играют белковые соединения....

feed-image RSS