Разделы сайта
Выбор редакции:
- Пусть школьник почитает фантастическую трилогию
- Самые короткие басни крылова которые легко учатся
- Ты сер, а я, приятель, сед Анализ басни Волк на псарне
- Главный пограничник советского союза
- День образования военной инспекции минобороны рф Военная инспекция министерства обороны российской федерации
- Причины восстания черниговского полка
- Азот и его соединения Союз азота с алюминием 6 букв
- Консультация для родителей "Детям о космосе" консультация (подготовительная группа) на тему Дети должны знать и называть
- Андрей Фурсов «Вперед, к победе!
- Сравнительный оборот с союзом «чем …, тем …» с примерами
Реклама
Школа и просвещение в России в XVII веке. Влияние западноевропейских держав на образованность в россии Подготовка медицинских кадров школа русских лекарей |
Подготовка лекарей в Московском государстве долгое время носила ремесленный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лекарей, затем несколько лет служил в полку в качестве лекарского помощника. Иногда Аптекарский приказ назначал проверочное испытание (экзамен), после чего произведенному в звание лекаря выдавали набор хирургических инструментов. В 1654 г. во время войны с Польшей и эпидемии чумы при Аптекарском приказе была открыта первая на Руси Лекарская школа. Существовала она на средства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме того, ученики изучали латинский язык, анатомию, фармацию, диагностику болезней ("знамена немочей") и способы их лечения. Во время военных действий функционировали также годичные школы костоправного дела (Заблудовский II.Е. История отечественной медицины. - Ч. I. - М.: ЦОЛИУВ, 1960. - С. 40.). Преподавание в Лекарской школе было наглядным и велось у постели больного. Анатомию изучали по костным препаратам и анатомическим рисункам. Учебных пособий еще не было. Их заменяли народные травники и лечебники, а также "докторские сказки" (истории болезней). В XVII в. в Россию проникли идеи европейского Возрождения, а вместе с ними и некоторые медицинские книги. В 1657 г. монаху Чудова монастыря Епи-фанию Славинецкому был поручен перевод сокращенного труда Андреаса Веза-лия "Эпитоме" (изданного в Амстердаме в 1642 г.). Е.Славинецкий (1609-1675) был весьма образованным и одаренным человеком. Он окончил Краковский университет и преподавал сначала в Киево-Моги-лянской академии, а затем - в Лекарской школе при Аптекарском приказе в Москве. Сделанный им перевод труда А.Везалия явился первой в России научной книгой по анатомии и использовался в преподавании анатомии в Лекарской школе. Эта рукопись долгое время хранилась в Синодальной библиотеке, но впоследствии была утрачена и по сей день не найдена (Куприянов В. В., Татевосянц Г.О. Отечественная анатомия на этапах истории. - М.: Медицина, 1981. - С. 66-68.). Считают, что во время Отечественной войны 1812г. она сгорела при пожаре Москвы. Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской школы высокие требования. Принятые на учебу обещали: "... никому зла не учинить и не пить и не бражничать и никаким воровством не воровать...". Обучение длилось 5-7 лет. Лекарские помощники, прикрепленные к иноземным специалистам, учились от 3 до 12 лет. В разные годы количество учеников колебалось от 10 до 40. Первый выпуск Лекарской школы, ввиду большой нехватки полковых лекарей, состоялся досрочно в 1658 г. Функционировала школа нерегулярно. За 50 лет она подготовила около 100 русских лекарей. Большая их часть служила в полках. Систематическая подготовка врачебных кадров в России началась лишь в XVIII в. Подготовка лекарей в Московском государстве долгое время носила ремесленный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лекарей, затем несколько лет служил в полку в качестве лекарского помощника. Иногда Аптекарский приказ назначал проверочное испытание (экзамен), после чего произведенному в звание лекаря выдавали набор хирургических инструментов. В 1654 г. во время войны с Польшей и эпидемии чумы при Аптекарском приказе была открыта первая на Руси Лекар ская школа. Существовала она на средства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме того, ученики изучали латинский язык, анатомию, фармацию, диагностику болезней ("знамена немочей") и способы их лечения. Во время военных действий функционировали также годичные школы костоправного дела. Преподавание в Лекарской школе было наглядным и велось у постели больного. Анатомию изучали по костным препаратам и анатомическим рисункам. Учебных пособий еще не было. Их заменяли народные травники и лечебники, а также "докторские сказки" (истории болезней). Е.Славинецкий (1609-1675) был весьма образованным и одаренным человеком. Он окончил Краковский университет и преподавал сначала в Киево-Могилянской академии, а затем - в Лекарской школе при Аптекарском приказе в Москве. Сделанный им перевод труда А.Везалия явился первой в России научной книгой по анатомии и использовался в преподавании анатомии в Лекарской школе. Эта рукопись долгое время хранилась в Синодальной библиотеке, но впоследствии была утрачена и по сей день не найдена. Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской школы высокие требования. Принятые на учебу обещали: "... никому зла не учинить и не пить и не бражничать и никаким воровством не воровать...". Обучение длилось 5-7 лет. Лекарские помощники, прикрепленные к иноземным специалистам, учились от 3 до 12 лет. В разные годы количество учеников колебалось от 10 до 40. Первый выпуск Лекарской школы, ввиду большой нехватки полковых лекарей, состоялся досрочно в 1658 г. Функционировала школа нерегулярно. За 50 лет она подготовила около 100 русских лекарей. Большая их часть служила в полках. Систематическая подготовка врачебных кадров в России началась лишь в XVIII в. Лекари, которые оказывали врачебную помощь гражданскому населению, чаще лечили на дому или в русской бане. Стационарной медицинской помощи в то время практически не существовало. При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В 1635 г. при Троице-Сергиевой лавре были сооружены двухэтажные больничные палаты, которые сохранились до наших дней, так же как и больничные палаты Ново-Девичьего, Кирилло-Белозерского и других монастырей. В Московском государстве монастыри имели важное оборонное значение. Поэтому во времена вражеских нашествий на базе больничных палат создавали временные госпитали для лечения раненных. И, несмотря на то, что Аптекарский приказ монастырской медициной не занимался, в военное время содержание больных и их лечение во временных военных госпиталях на территории монастырей осуществлялось за счет государства. XVII в. явился также временем создания на Руси первых гражданских больниц. Около 1652 г. боярин Федор Михайлович Ртищев организовал в своих домах две гражданские больницы, которые считаются первыми правильно устроенными гражданскими больницами на Руси. В 1682 г. был издан указ об открытии в Москве двух больниц ("шпитален") для гражданского населения, предназначенных для лечения больных и обучения лекарскому делу. (В этом же году в Москве была учреждена Славяно-греко-латинская академия.) Торговые отношения и политическое сближение с Западом, наметившиеся во времена Иоанна IV Грозного и заметно укрепившиеся с воцарением на престол дома Романовых (1613), имели своим следствием и приглашение к царскому двору иноземных докторов, аптекарей и фельдшеров из Англии, Голландии, Германии и других стран. Иноземные врачи в то время пользовались большим уважением и почетом в Московском государстве. Однако круг лиц, пользовавшихся их услугами, был весьма ограничен (как правило, царским двором). При дворе Бориса Годунова (1598-1606) служило уже несколько иноземных врачей, главным образом немцев. Первые доктора медицины из российских людей появились в XV в. Среди них Геогрий Дорогобыча (ок. 1450-1494), получивший степень доктора философии и медицины в Университете г. Болонья (1476). Впоследствии он был ректором Болонского университета (1481-1482), работал в Венгрии (1482-1485), читал лекции в Краковском университете (с 1485 г.). Его труд "Прогностическое суждение текущего 1483 г. Георгия Дрогобы-час Руси, доктора медицины Болонского университета", изданный в Риме на латинском языке, является первой печатной книгой российского автора за рубежом. В 1512 г. степень доктора медицины в Падуе (Италия) получил Франциск Ско рина из Полоцка (выдающийся белорусский первопечатник и просветитель). Впоследствии он работал в Праге, Вильно, Кенигсберге. Таким образом, XVI-XVII вв. на Руси были временем становления аптек и аптечного дела, начала подготовки врачей из прирожденных россиян, создания первых больниц в городах - временем зарождения государственной организации медицинского дела на Руси. Рис.: Главная аптека с медицинской
О бычно русские предпочитали лечиться домашними средствами. У иностранцев вызывал изумление самый распространенный способ самолечения русских: «Чувствуя себя нездоровыми, они обыкновенно выпивают хорошую чарку вина, всыпав в нее заряд ружейного пороха, или смешав напиток с толченым чесноком, и немедленно идут в баню, где в нетерпимом жару потеют часа два или три». Если болезнь не отступала, обращались к лекарям. Профессия лекарей - «лечцов» - передавалась из поколения в поколение, от отца к сыну. Лекари специализировались по различным видам болезней и способам их лечения: костоправы, рудометы, помясы, чепучинные, чечуйные, кильные и очные мастера. П о наблюдениям иностранцев, простое население не верило иностранным врачам и считало их пилюли «нечистыми». Куда более гостеприимный прием был оказан заграничным докторам в царском дворце. При дворе Ивана Грозного милостиво принимали многих европейских докторов. Особым доверием пользовался ученый врач и математик Арнольд Линдсей. Князь Курбский ревниво отмечал, что Грозный к Линдсею «великую любовь всегда показывавше, кроме него лекарства ни от кого не приймаше». Царь Иван Васильевич считал доктора почти чудотворцем. Однажды Грозный сгоряча убил одного своего боярина, но потом раскаялся и позвал Линдсея: «Исцели слугу моего доброго, я поиграл с ним неосторожно». Но тут даже знаменитый врач только руками развел. Н а Руси заморских докторов принимали за колдунов-чернокнижников, способных отвести порчу, предвидеть будущее. Надо сказать, что астрология действительно играла в тогдашней западной медицине немаловажную роль. Один из докторов - Елисей Бомелий - специально выдавал себя за кудесника, используя суеверие Грозного. Л етописец записал: «К царю немцы прислали немчина лютого волхва, нарицаемого Елисей, и быть ему любим и в приближении». По заданию грозного царя Бомелий изготавливал яды, от которых потом в страшных мучениях погибали на царских пирах заподозренные в измене бояре. В конце концов царь сам испугался козней своего придворного колдуна, и к немалой радости народа Бомелий был подвернут жестокой казни - сожжен заживо. В конце правления царь Иван Васильевич все же подошел к организации врачебного дела всерьез. По царскому указу был образован Аптекарский приказ - специальное ведомство, занимавшееся, прежде всего, здоровьем самого самодержца и его семьи. Первоначально Аптекарский приказ располагался в Кремле, в каменном здании напротив Чудского монастыря, здесь же находилась и дворцовая аптека. На территории Кремля между Боровицкими и Троицкими воротами был устроен Аптекарский сад, где выращивались лекарственные растения. И з Англии для работы в новом приказе была выписана целая группа опытных специалистов - докторов, хирургов, аптекарей. Руководитель Аптекарского приказа - аптечный боярин - играл важную роль при царском дворе, ведь в его ведении было «остерегательство великих государей здоровья», защита царской семьи от злых чар и «лихого зелья» (яда). Борис Годунов, фактический правитель страны при немощном царе Федоре Ивановиче, помимо прочих важных государственных дел, лично руководил Аптекарским приказом. К огда Борис Годунов сам стал царем, то увеличил штат Аптекарского приказа, привлек на службу большое число иностранных специалистов. Годунов задумал дать высшее медицинское образование и русским людям. Группа молодых дворян впервые была послана для обучения в Западную Европу. К сожалению, из-за начавшейся Смуты эти первые студенты так и не вернулись на родину. Ц арская аптека уже располагала значительным количеством медикаментов. Когда весной 1605 г. в войсках, посланных против самозванца Лжедмитрия, вспыхнула эпидемия дизентерии, Борис Годунов «прислал всякого питья и всякого зелия, кои пригодны к болезням, и оттого учинити им помощь великую». П осле смерти Годунова в Москве вспыхнуло восстание. В толпе распространились слухи, будто иноземные лекари получили от Годунова несметные богатства и наполнили свои погреба всякими винами. Лекарства в ту пору действительно изготовляли, как правило, на основе спирта. Имущество аптекарей было разграблено, а запасы лекарственных спиртовых настоек полностью опустошены. В результате, как передавали очевидцы, после бунта пятьдесят человек отравились насмерть и еще столько же от выпитого повредились в уме. А птекарский приказ был возрожден только после Смуты в 1620 г. Теперь он стал не придворным, а общегосударственным учреждением, призванным оказывать медицинскую помощь «всяким чинов людям». Новые задачи потребовали расширения штатов докторов, лекарей и аптекарей. Подавляющее большинство специалистов составляли, как и раньше, иностранцы. Русские власти стремились подготовить для страны собственных врачей. Но пока за границу посылались хотя и уроженцы России, но не коренные россияне, а дети иностранных специалистов. З а счет русской казны был отправлен в Лейденский университет «для обучения докторской науке» Валентин Бильс, сын личного врача царя Михаила Федоровича. Бильс-младший вернулся в Россию и поступил на службу в Аптекарский приказ, хотя и был потом отчислен «за малое искусство». Были посланы за государственный счет «в научение дохтурству за море» два сына другого иностранного доктора - Артура Дия. Получил медицинское образование в Кембридже сын переводчика Посольского приказа Иоган Эльмстон. П ервый русский доктор медицины появился только в конце XVII века. Им стал выпускник Московской славяно-греко-латинской академии Петр Постников. Он блестяще окончил в Италии Падуанский университет, объехал ведущие научные центры Европы для «большего совершения в медицине». Постников всерьез увлекся исследованиями и хотел уже отправиться в Неаполь, где проводились опыты на животных. Однако на это последовал запрет. «Поехал ты в Неаполь, как в твоем письме писано, живых собак мертвить а мертвых живить, - писал Постникову посольский дьяк. - Сие дело не гораздо нам нужно». Е сли высшие должности докторов в XVII веке занимали иностранцы, то низший медицинский персонал пополнялся уже русскими. В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта первая в России медицинская школа, готовившая лекарей и аптекарей. Обучение было в основном теоретическое, только на последнем пятом году учебы ученики работали как помощники лекарей. Школа имела военно-медицинское направление, ее выпускники распределялись по стрелецким полкам для «лечбы ратных раненых людей» - шла тяжелая русско-польская война за освобождение Украины. В ыросшему Аптекарскому приказу уже было тесно в Кремле. В 1657 г. царь Алексей Михайлович распорядился: «Государев Аптекарский двор и огород перенести от Кремля города за Мясницкие ворота и устроить в огородной слободе на пустых местах». В 1672 г. по указу Алексея Михайловича вблизи торговых рядов у Красной площади была открыта новая общедоступная аптека, где следовало «продавать водки и спирты и всякие лекарства всяких чинов людям». Торговля лекарствами разрешалась только аптекарям, всех других предупредили, чтобы они под угрозой наказания «в рядах москательном, овощном, зелейном аптекарских лекарств не держали и не продавали». В се лекарства отпускались по рецепту с обязательной печатью назначившего его доктора. Лекарства стоили дорого и расходились плохо, хотя даже европейские дипломаты отмечали хорошее качество продававшихся в Москве медикаментов. Основной доход московской аптеки давал содержавшийся при ней кабак. Продававшиеся там целебные спиртовые настойки далеко не всегда покупались с лечебными целями. Ч асть медикаментов - опий, камфора, хина - доставлялись в Россию из-за границы. Другие лекарства изготовляли на месте, широко используя богатый опыт, накопленный русской народной медициной. В XVII веке в Москве существовало уже несколько аптекарских садов и огородов - у Мясницких ворот, у Каменного моста, в Немецкой слободе и других местах. Помимо целебных растений, там устраивались пасеки. Мед считался важнейшим лекарственным средством. Поиск лечебных растений в окрестностях Москвы был частью практики учащихся лекарской школы. А птекарский приказ выяснил места произрастания редких целебных растений по всей стране, направляемые туда «травники» обеспечивали в нужное время сбор, хранение и доставку растений в Москву. Кое-где на крестьян была возложена особая «ягодная повинность» - заготовлять лекарственные растения. В столицу везли зверобой, чернобыльник, валериану, медвежье ухо, дикую гречу и землянику, можжевеловые ягоды, солодовый корень. В московских аптеках при изготовлении лекарств смешивались растения, мед, медвежий и даже вороний жир, различные металлы и минералы. П ри царе Федоре Алексеевиче во время войны с Турцией Москва оказалась наводнена ранеными ратниками. Аптекарскому приказу пришлось срочно устроить «палатку для дохтурского сидения по осмотру болящих» - так в России зародилась амбулатория. Для тяжелых и «бездомовных» раненых на Рязанском, Вологодском и Казанском подворьях были впервые устроены большие временные госпитали. В 1682 г. Федор Алексеевич издал указ об учреждении в Москве постоянных госпиталей («шпиталей») - на Гранатном дворе, у Никитских ворот и в Знаменском монастыре. При «шпиталях» предполагалась организация особой аптеки, где «лекарства можно прочих держати недорогия, однакож пользу будут чинити». Госпитали должны были стать центрами практического медицинского обучения. Царский указ гласил: «Больных и увечных лечить можно, и у того дела молодым дохтурам немалая польза, и в науке своей изощрение, и вскоре учение и искусство каждого дохтура при лечбе познати». Р анняя смерть царя Федора Алексеевича не позволила реализовать его указ о создании в Москве первых гражданских больниц. Выводить российскую медицину на качественно новый уровень пришлось уже Петру Алексеевичу. Юный царь застал в медицинской сфере серьезное растройство дел. Внутри Аптекарского приказа между докторами и лекарями вместо доброго согласия царила «вражда, ссора, клевета и нелюбовь»... Младшие чины проявляли к докторам «непослушание», а в делах - «нерадение». Н астоящей причиной конфликта в Аптекарском приказе было противоречие между двумя направлениями в медицине - высокоученой теорией иноземных докторов и практикой русских лекарей. Русские врачи - лекари и аптекари - не были намерены терпеть над собой докторское начальство. К тому же лекари, бессонно трудившиеся рядом с больными, оказывавшие помощь раненым на поле брани, получали жалованье во много раз меньшее, чем иностранные специалисты, которые нередко выписывали рецепты, не видя пациента в глаза. В ажнейшая заслуга Петра I в развитии врачебного дела в России состоит в том, что ему, наконец, удалось объединить западную медицинскую теорию с практикой русского лечебного дела, соединить в одном квалифицированном враче изжившие себя средневековые специализации - доктора, лекаря и аптекаря (терапевта, хирурга и фармаколога). М едицина была одним из увлечений царя Петра I, быть может, самым неприятным для его приближенных. Петр постоянно носил с собой два набора инструментов - измерительных и хирургических. Считая себя опытным хирургом, царь был рад прийти на помощь, заметив у кого-то какой-нибудь недуг. К концу жизни у Петра скопился целый мешок лично вырванных им зубов. Г лавное же, Петр I видел в современной эффективной медицине непременный атрибут цивилизованного передового государства. В 1701 г. был издан указ, разрешавший любому, русскому и иностранцу, открыть вольную аптеку. Вскоре в Москве появилось восемь новых аптек. Однако главной оставалась казенная аптека, получившая новое здание у Воскресенских ворот Китай-города (на месте нынешнего Исторического музея). П о описанию современников, аптека представляла «прекрасное здание, высокое, с красивой башней на передней стороне». В аптеке имелись кладовая лекарственных трав, аптечная лаборатория, научная библиотека. Иностранцы признавали, что главная московская аптека «может считаться одной из лучшей аптек в мире как в смысле обширности комнат, так и в отношении разнообразия снадобий, царствующего в ней порядка и изящества кувшинов для лекарств». В здании аптеки также располагалась заменившая Аптекарский приказ Медицинская канцелярия. В 1706 г. по указу Петра I в Москве за Яузой, напротив Немецкой слободы, был основан «гофшпиталь для лечения болящих людей». Первоначально госпиталь располагался в нескольких деревянных двухэтажных флигелях со светлицами, окруженными садом с лекарственными растениями. Помимо своей прямой задачи, госпиталь выполнял роль учебного заведения, в котором впервые готовили не ученых докторов и не ремесленников-лекарей, а врачей, одинаково компетентных как в теоретических, так и в практических вопросах. У же в 1707 г. при Московском госпитале начала действовать медико-хирургическая школа европейского уровня. Учеба велась на латыни, поскольку ученикам надлежало пройти полный университетский курс. Первыми студентами госпитальной школы стали выпускники Московской славяно-греко-латинской академии. Руководил обучением лейб-медик Петра I Николай Бидлоо, отказавшийся от школярской зубрежки в пользу обучения непосредственно у постели больного. Программа Московской госпитальной школы ни в чем не уступала, а в практической части превосходила тогдашние программы медицинских факультетов западных университетов. В 1712 г. состоялся первый выпуск Московской госпитальной школы. Иностранные доктора настороженно приняли своих русских коллег, предлагая считать их простыми лекарями. На это Петр I наложил свою резолюцию: «Чтоб никто из иностранных дохторов никакой обиды в чести или в повышении чина российского народа от него изученным хирургам являть не дерзал!». Д. Никитин, кандидат исторических наук, na-warshavke.narod.ru В истории Отечества XVI – XVII века занимают особое значение. В Северо-Восточной Руси укрепило свои позиции Московское государство. Население к концу XVI в. составляло более 7 млн. человек, насчитывалось более 220 городов. Развивается общегосударственное законодательство, в XVII в. усиливается ориентация России на западноевропейские ценности. При изучении ответов на первого вопроса рекомендуем выделиться следующее: 1. на основные направления деятельности московских царей по укреплению единой государственности; 1.2.отражение практики врачевания и помощи больным, призрения калек и немощных в общегосударственных документах («Судебник» 1550г.), решения Стоглавого собора - «Стоглав») Второй вопрос имеет следующее содержание: 2.1. два направления эмпирической медицины: народная и монастырская, их содержание; 2.2. травники и лечебники как отражение народного опыта. Отрасли народного врачевания; 2.3. в XIV - первой половине XV вв. в России было основано 180 монастырей. Во многих из них были построены больницы. Обратите внимание на особенности излечения, в т.ч. их роль в лечении раненых воинов; 2.4. остановитесь на опыте создания первых гражданских больниц – частных богаделен, «шпитален» для населения. Русь, Россия никогда не были в изоляции от других стран. Развивалась торговля, дипломатические отношения, приглашались иноземцы («немцы») в качестве специалистов и учителей. Это расширяло познание русских людей и о иноземной медицине и лекарственных средствах. Однако, торговые ворота зачастую открывали путь эпидемиям, которые в средние века бушевали в Европе. XIV - XVI вв. в истории медицины России были самыми страшными по своим последствиям от эпидемий и пандемий. В третьем вопросе важно выделить главное из имеющихся многочисленных фактов и событий:: 3.1. общая история и факторы распространения инфекционных болезней в XV - XVII вв.; 3.2. народное лечение и профилактические меры населения; 3.3. первые карантинные мероприятия властей, как необходимость предосторожности и поворота государства к развитию медицинского дела. С XV века власти стали активно привлекать иноземцев – медиков, которые несли новые идеи и практику, связанные с развитием анатомии (А.Везалий ), новой хирургии (А.Паре ), терапии (Парацельс ), физиологии (У.Гарвей ). Врачебные школы Запада все активнее отходили от христианства и монастырской медицины, которая не воспринимала научных достижений. В четвертом вопросе обратите внимание на существенные явления и процессы: 4.1. мероприятия Ивана III, Ивана IV (Грозного) по созданию светской медицины. 1581 г. – устроение придворной Государевой аптеки – шаг к созданию центрального органа по организации медицинского дела; 4.2. расширение функций Государевой аптеки в конце XVI – начале XVII вв. Учреждение около 1620г. Аптекарского приказа и зарождение элементов государственной медицины. Аптекарские огороды (1672г.); 4.3. аптечное дело в XVII в., система обеспечения лекарственными средствами. Опорные аптекарские склады в провинции; 4.4. кадровое обеспечение - московская врачебная школа (1654г.) при Аптекарском приказе, ее краткая история и значение; 4.5. Соборное Уложение 1649г. Исторические проблемы, слабые стороны в организации российской медицины в XVII в. Последний, пятый , вопрос темы посвящен началу процесса вхождения представителей славянского сообщества в европейскую научную медицину: 5.1. врачи – иностранцы при дворе русских царей и их роль в утверждении новой медицины и подготовки кадров. 5.2. лекари и доктора медицины. Сущность деятельности и отличие. Подготовка докторов в 3ападной Европе и лекарей в Московском государстве; 5.3. первые доктора медицины из представителей восточных славян: Георгий Дрогобич – Котермак (1450-1494), энциклопедист Николай Коперник (1473 – 1543), просветитель и первопечатник Франциск Скорина (1490-ок.1551) , врач – переводчик Епифаний Славинецкий (1609 - 1675), доктор медицины Петр Васильевич Постников (1676 – 1716). Достижения европейской медицины, становление медицинской организации в России, создание больниц и начало подготовки врачей из прирожденных россиян явились этапными в развитии Отечественного медицинского дела. В то же время возникла необходимость ускорить темпы и последовательность организации здравоохранения, создать условия для развития медицинской науки и системной подготовки врачей. Не сформировалось к концу XVII в. и гражданское здравоохранение. Решение этих проблем предстояло в будущем XVIII веке. Обратите внимание студентов на предложенные вопросы для самопроверки знаний 1. Русская народная и монастырская медицина периода Золотой Орды и борьбы за создание центрального государства. 2. Борьба с эпидемиями «повальных болезней» и первые шаги государственного регулирования медицинского дела. Государева аптека, Аптекарский приказ. 3. Подготовка кадров в лекарских школах. Первые доктора медицины из «прирожденных россиян» 4.Идеи государственного призренияв «Стоглаве», в период правления династии Романовых в XVII в. Первые городские приюты для бедных больных, нищих и пьяных. Развитие сестринского ухода. Литературные источники 1. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. 2. Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.И. История сестринского дела в России. – СПб.: СПб ГМА, 1998. 3. Самойлов В.О. История российской медицины. – М.: Эпидавр, 1997. Глава I. Допетровская Русь. 4. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. Часть III, глава 5. Дополнительные 1. Бужилова А. Французская болезнь Французская болезнь по-русски. – Родина, 2005, № 3, с. 79-81. 2. Власов П.В. Обитель милосердия. - М.: Моск. рабочий, 1991. 3. Мирский М.Б. и др. Приказная медицина – важный этап в истории Отечественного здравоохранения. – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2005, № 5, с. 53-56. 4. Миронов С.П. и др. Кремлевская медицина (от истоков до наших дней). – М.: Известия, 1997. 5. Мирский М.Б. Немецкие медики в средневековой Руси (XV – XVII века). – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2003, № 3, с. 51-53. 6. Такала И.Р. Веселие Руси: История алкогольной проблемы в России. – СПБ.: «Журнал «Нева», 2002. 7. Федорова Г.В., Ахтулова Л.А., Щербаков Д.В. История гигиены. Учеб. пособ. /Под ред. Г.В. Федоровой. – Омск: Изд-во Ом ГМА, 2007. 8. Яровинский М.Я. Века Москвы медицинской /под ред. А.М. Сточика. – М.: Медицина, 1997. Рябиков Олег Евгеньевич родился 7 сентября 1965 года в старейшем городе России, г. Дербент, имеющим зафиксированную в летописях историю развития более 5 000 лет. Воспитывался дедом и бабушкой, после смерти которых в возрасте 11 лет был перевезен родителями в Башкирию, где и закончил и школу и медицинское училище. Первый массаж сделал в возрасте 8 лет, ногами, соседу по просьбе бабушки после смерти деда, когда получил похвалу и 300 грамм «золотого ключика» решил стать врачом. Окончательное решение лечить людей пришло во время тяжелой болезни бабушки и осознания собственного бессилия и невозможности ей помочь. Лекарем впервые «обозвали» на о.Кунашир в 1986 году во время оказания экстренной помощи при крушении вертолета. Первичную школу массажа прошел на о. Шикотан у доброго доктора Сергеева, в те же времена получил и первые навыки банного дела на о. Танфильева у старшего прапорщика на пограничной заставе. Решил стать массажистом во время реабилитации после ранения в центральном госпитале ВМФ г. Владивостока, ощутив на себе его целительные и восстановительные возможности. Профессиональную массажную подготовку начал в 1987 году на базе Кисловодского медицинского училища, дальнейшее самообучение продолжает и по сегодняшний день.
Семь веников Лекаря
Сколь есть на Руси мастеров-искусников ремесла банного, столь и техник парения. Всяк веник в разную руку по разному ложиться да по разному ходит. Коли простый чёс банный, то всяк мастер, а коли ЛАДный чёс в баньке надобен, то таков мастер редок, не во всякой волости сыщешь….. Шаг 1. Постепенный, предварительный нагрев и начальные механические воздействия, имеющие осознанную направленность, снижают напряженность тканей любой локализации, любого происхождения. Организм «отказывается» от напряжения, дрожи, тканевой неподвижности, появляется чувство расслабленности и это влечет необходимость дальнейших действий, углубленного механического воздействия, дополнительного растяжения мышц, связок, суставов. Комфортность процедуры обеспечивается именно медленным, постепенным нагревом, при подавленной стадии спастики и выраженной фазой расширении сосудов. Человек ощущает «благостное» проникающее тепло. Внешним признаком расширения сосудов (правильной реакции) является кожная гиперемия (покраснение), пульс усиливается, артериальное давление понижается! (происходит перераспределение крови). Нам нужна именно эта реакция, она есть наше стремление приносящее наибольшую пользу организму. Мы повышаем обмен и ускоряем кровоток. Задачи подготовительного этапа: А. Открытие пор и получение первичного выпота. Видов исполнения большое количество, мы рассмотрим технику «неделя» (семь). Атрибуты: - 7 веников (подготовленные по технологии «легкий веник»);
Все движения выполняются от легкого касания до отведения веника на 15-20 см от тела. Гость сидит на полке на двух вениках уложенных ручками в стороны. Руки на коленях. Ноги в горячем травяном отваре на веничном ложе, прикрыты веником. Шаг 2. На рабочем столе льняная ткань, пропитанная травяным настоем или пластиковая простыня для обертывания, поверх выложенные веники. О силе воздействия травяных пеленаний–обертываний можно говорить бесконечно, так как по силе и глубине воздействия масел и травяных композиций нанесенных на предварительно разогретое тело с очищенными выпотом порами, процедура не имеет аналогов. Выкладка веников: - Один под головой;
Парильщик производит активное растирание заранее приготовленным травяным составом. Подбор состава для растирания, очищения, питания и тонизации подбирается с учетом: - ДОШИ (используются теплые или холодные свойства растений и масел);
Растирания-пиллинг и нанесения состава производим по схеме: Активным инструментом является веник и рука парильщика. Используем только продольные скольжения веника для избегания нанесения травмы кожного покрова. После поворота гостя на спину используем схему: грудная клетка, живот, ноги (по массажным линиям классического массажа). Перед пеленанием один из веников выкладываем на грудь другой на живот ручками друг к другу. Длительность обертывания 20-25 минут. Во время обертывания возможно проведения массажных действ на волосистой части головы и лице. Показан аурикуло-массаж, и мягкие техники освобождения С0-С1. Шаг 3. Под действием банного жара расширяются сосуды (просвет увеличивается почти вдвое), соответственно ускоряется крово-лимфообращение. Хорошо разогретая кровь приливает к коже, орошает ее и питает (к коже приходит около 40% резервной крови). Такой отток крови к перефирии облегчает работу сердца, тренируя сердечнососудистую систему, понижается артериальное давление, минутный объем сердца возрастает до 150%, а пульс до 120-140 ударов в минуту. Нередко в процессе процедуры возникает озноб. Это не патологическая, а вполне нормальная реакция, кровь нагревается, нагревает внутренние органы, организм включает третью очередь рефлексов, через нервные окончания кровеносных сосудов мозга. Парение проводится «поверх пеленания», т.е. состав применяемый для пиллинг-пеленания не смывается, а дополнительно как бы «вклепывается» в тело, усиливая его активность повышением температурного режима и физических воздействий. Выкладка веников: Исходное положение гостя: лежа на спине. Обрабатываем вениками все части тела. Используем классические приемы парения - поглаживания, стягания, припарка похлопывание с вытяжением. Акцентируем парение на животе: в области печени. Далее переходим к технике специального парения: «7 прихлопов» Выкладка веников: Проводим приемы классического парения или ЛАДного парения (банный чес) греем по схеме – от правой ноги до левого плеча, от левой ноги до правого плеча. Акцентируя парения на стопы, икроножные мышцы и позвоночник. По окончании прогрева, травяным настоем или водой необходимо охладить затылок, кисти и стопы гостя, затем помочь ему присесть и медленно вывести из парной. Шаг 4. На тело гостя, после предварительного, теплого или прохладного окупывания (в зависимости от выраженности доши и самочувствия) наносится масляная композиция. Как общее продолжение и усиление действия травяного пиллинг-пеленания, композиция определяется до начала процедуры, учитывая индивидуальные особенности организма гостя, типа кожи и поставленных задач. Положение для отдыха гость выбирает сам. Положение должно быть удобным для релаксации и полноценного отдыха гостя и работы парильщика. В классическом исполнении техники, на ноги гостя надеваются «колючие валенки». В валенки укладывается сено и надевается на ноги на 15-20 минут. Ноги предварительно натираются масляно-скипидарно-керосиновой смесью. В условиях СПА производиться массаж ног. Массаж может иметь несколько вариантов, но предпочтительными остаются азиатские техники рефлекс-массажа ног. До начала массажа гостю предлагается выпить 100-150 мл горячего напитка. Могут быть использованы классический чаи, сбитни или свежеприготовленные взвары, с учетом направленности программы, вкусов клиента и определенными показаниями. Шаг 5. Основная часть процедуры. Этот шаг нацелен на работу с мышцами, глубокими связками и сочленениями, используемые приемы и манипуляции выполняются на глубоко прогретых и расслабленных тканях, что делает их атравматичными, а поэтапное воздействие на ткани позволяет достичь наибольшего лечебно-оздоровительного воздействия. Исходное положение гостя: лежа на животе. Выкладка веников: Техника. Точки фиксации: Также, на этом этапе проводится растяжения-вытяжения. Манипуляции проводятся пошагово на фасциях, мышцах и суставах. Количество манипуляций зависит от опыта мастера, тренированности гостя, необходимости применения и температурного режима парной. Гармонизация или балансировка проводиться поэтапно, за ручки выложенных веников, не меняя вектора и без смещения веника, по принципу мио-фасциальных сепарационных техник. После поворота гостя на спину проводим активацию-компресс на область: |
Новое
- Самые короткие басни крылова которые легко учатся
- Ты сер, а я, приятель, сед Анализ басни Волк на псарне
- Главный пограничник советского союза
- День образования военной инспекции минобороны рф Военная инспекция министерства обороны российской федерации
- Причины восстания черниговского полка
- Азот и его соединения Союз азота с алюминием 6 букв
- Консультация для родителей "Детям о космосе" консультация (подготовительная группа) на тему Дети должны знать и называть
- Андрей Фурсов «Вперед, к победе!
- Сравнительный оборот с союзом «чем …, тем …» с примерами
- Уральские рабочие в армии колчака