Реклама

Главная - Психосоматика
Народы Африки презентация к уроку по географии (7 класс) на тему. Народы Африки

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Колониальное прошлое Африки ЗАДАНИЕ: выберите правильные утверждения 1.Колонизация материка началась ещё в древние века. 2.Страны Европы разделили между собой почти всю Африку к началу ХХ века. 3. Либерия и Египет – это страны, которые оставались свободными в начале ХХ века. 4.Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, превратили африканцев фактически в рабов. 5.Длительное господство колониальных держав способствовало быстрому развитию африканских стран. 6.В конце ХХ века Африка стала материком национально-освободительной борьбы, колониальная система рухнула. 7.В настоящее время в Африке нет колоний.

Cлайд 4

Закрепление изученного материала 1.Какой материк ученые считают прародиной современного человека? 2. К какой расе относится большая часть населения Африки? 3.Какие народы проживают в полупустынях и пустынях Южной Африки? 4. Эти «лесные люди» отличаются желтоватым цветом кожи, очень широким носом, малым ростом? Кто это? 5. Где в пределах материка проживает пришлое население европеоидной расы? 6. Какова численность населения Африки? Чему равна средняя плотность населения материка? 7.Как называется страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности?

Cлайд 5

Cлайд 6

Экваториальная раса Масаи Масаи до сих пор ведут полукочевой образ жизни на территории Кении и Танзании. Но строительство новых городов и рост уже построенных всё чаще заставляет их уходить из родных мест. Самый высокий народ Африки.

Cлайд 7

Хижины выстраиваются по кругу и ограждаются ветвями с колючками и шипами для защиты от львов. Молодые коровы и козы также содержатся внутри бомы (деревни). Масаи традиционно строят свои хижины из навоза. Это племя кочевников, они постоянно перемещаются в поисках корма и воды для скота. Поэтому их жилища не постоянны, но они должны простоять какое то время, пока масаи находятся на одном месте.

Cлайд 8

Пигмеи Первое древнейшее свидетельство о пигмеях оставил греческий историк V в. до х. э. Геродот. Самый низкорослый народ. Рост пигмеев - 140-150 см. Кожа у них золотисто-коричневого цвета, светлее, чем у других африканцев. «Дети леса» Пигмеи – народ кочевой. Несколько раз за год они оставляют свои дома и вместе со всем нехитрым скарбом уходят скрытыми тропами в самые глухие лесные уголки.

Cлайд 9

Пигмеи придумали очень эффективный способ ловли! Они бросают в реку специально сваренный растительный яд. Рыба засыпает и всплывает на поверхность. Тетивой для их крохотных луков служат вьющиеся растения. Свои миниатюрные стрелы они затачивают острым камнем и обмазывают растительным ядом. Глиняные горшки выменивают у соседних племен. Никаких запасов провизии пигмеи не делают. Если добыли мясо, то съедают его в тот же день.

Cлайд 10

Живут пигмеи в шалашах, похожих на небольшие зеленые бугорки. Огонь пигмеи поддерживают постоянно. При переходе на другую стоянку они несут с собой горящие головни, так как высекать огонь при помощи кремня очень долго и трудно. В землю втыкают лозу, которую перекидывают на определенной высоте через центр будущего жилища и укрепляют в противоположной стороне. Так получается куполообразный остов, который затем переплетают лианами, а сверху покрывают листьями. У пигмеев, знакомых с земледелием, крыши делаются из банановых листьев. Первые слои листьев просто накладывают друг на друга, а верхние, которые может унести ветер, связывают лианами.

Cлайд 11

Нилоты Масаи Тутси Пигмеи Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов Очень темная, почти чёрная кожа. Рост 180-200 см. Кожа менее тёмная, губы тонкие. Нос широкий. Коренастые, малорослые (150 см) Характеристика расы Название расы Народы Место проживания Характерные черты Экваториальная (негроидная) Экваториальная Европеоидная Промежуточная

Cлайд 12

Бушмены Бушмены – низкорослый народ, однако сложены они пропорционально. Бушмены гораздо светлее пигмеев и банту, имеют кожу желтоватого оттенка, свойственную жителям Южной Азии. «властители пустыни» Бушмены - древнейшее коренное население Южной и Восточной Африки. Живут в пустынях Калахари и Намиб, в окрестностях впадины Этоша в Намибии, в смежных с ней районах Ботсваны, Анголы и ЮАР; незначительное число в Танзании.

Cлайд 13

Никто в Африке не может сравниться с бушменами своим знанием природы. Бушмены – непревзойденные охотники и следопыты, художники и знатоки змей, насекомых и растений. Мужчины охотятся с помощью луков и стрел, наконечники которых отравленные ядом. Яд, парализующий нервную систему жертвы, добывают из высушенных и размолотых особых личинок жуков. Также расставляют силки из сухожилий животных у водопоев.

Cлайд 14

Обычно свой табор бушмены устраивают среди кустарника, за что, видимо, и получили от европейцев название – «кустарниковые люди» . Постоянное жилье бушменов незначительно отличается от временного. Они строят его, используя те же подсобные материалы с применением шкур антилоп. Бушмены – кочевники, и когда иссякает пища, они покидают это место и уходят в поисках ее дальше.

Cлайд 15

Бушмены Готтентоты Полупустыни пустыни Желтовато-коричневый цвет кожи. Широкое плоское лицо. Бушмены низкорослы, но тонкокостны. Название расы Народы Место проживания Характерные черты Экваториальная (негроидная) Нилоты Масаи Тутси Пигмеи Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов Очень темная, почти чёрная кожа. Рост 180-200 см. Кожа менее тёмная, губы тонкие. Нос широкий. Коренастые, малорослые (150 см) Экваториальная Европеоидная Промежуточная

Cлайд 16

Сейчас подавляющее большинство бербер ведёт оседлый образ жизни. Распространено пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, оливки, финиковая пальма, садоводство и огородничество). А скотоводы-кочевники разводят верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот. Жилища кочевников – палатки-шатры (тахамт), а оседлые племена живут в деревянных или каменных жилищах.

Cлайд 17

С началом арабских завоеваний в конце VII века происходит арабизация и исламизация берберского населения, особенно в XI-XII веках. В то же время сохраняется выраженное этническое самосознание.

Cлайд 18

Алжирцы Туареги Египтяне Берберы Север Африки Юг Африки Смуглая кожа, тёмная окраска волос и глаз, удлинённый череп, узкий нос и овальное лицо Название расы Народы Место проживания Характерные черты Экваториальная (негроидная) Нилоты Масаи Тутси Пигмеи Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов Очень темная, почти чёрная кожа. Рост 180-200 см. Кожа менее тёмная. Губы тонкие. Нос широкий. Коренастые, малорослые (150 см) Экваториальная Бушмены Готтентоты Полупустыни пустыни Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Бушмены низкорослы, нотонкокостны Европеоидная Промежуточная

Cлайд 19

Эфиопы Малагасийцы п-ов Сомали о.Мадагаскар Более светлая, но с красноватым оттенком кожа. Смешение монголоидной и негроидной рас Название расы Народы Место проживания Характерные черты Экваториальная (негроидная) Нилоты Масаи Тутси Пигмеи Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов Очень темная, почти чёрная кожа. Рост 180-200 см. Кожа менее тёмная, губы тонкие. Нос широкий. Коренастые, малорослые (150 см) Экваториальная Бушмены Готтентоты Полупустыни пустыни Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Бушмены низкорослы, но тонкокостны Европеоидная Алжирцы Туареги Египтяне Берберы Север Африки Смуглая кожа, тёмная окраска волос и глаз, удлинённый череп, узкий нос и овальное лицо Промежуточная

Cлайд 20

Cлайд 21

В Африке проживает более 200 народов, относящихся к 16 различным языковым семьям. Карта распространения языков

Cлайд 22

В целом густо населены долины Нила (1200 чел./км2), приморская зона - страны Марокко, Алжир, Тунис, районы орошаемого земледелия Судана, оазисы Сахары, окрестности крупных городов (100-200 чел. км. кв.). Низкая плотность населения отмечается в Сахаре – менее 1, в Тропической Африке – 1-5, в сухих степях и полупустынях Намиб и Калахари – менее 1 чел. /км2. На размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические факторы, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.

Cлайд 23

3.Как изображаются на карте незаселенные территории? Есть ли они на территории материка? 4. Какова плотность населения на востоке материка? 5. Какая плотность населения преобладает в бассейне реки Конго? Вопросы к тематической карте: 1.Покажите на карте районы с наибольшей плотностью населения (более 100 чел/км2). 2.Покажите на карте районы с наименьшей плотностью населения (менее 1 чел/км2).

Cлайд 24

Численность Африки на 2011 год составила 1,04 млрд. человек. Средняя плотность населения континента невелика – 34,2 чел./км2. На размещение населения влияют природные условия и исторические факторы - последствия работорговли и колониального господства. В Ы В О Д: Густо населены долины Нила, приморская зона Средиземноморья, государства Восточной Африки, оазисы Сахары, окрестности крупных городов. Низкая плотность населения отмечается в Тропической Африке, в сухих степях и полупустынях Намиб и Калахари, а в отдельных областях Сахары население вообще отсутствует.

Cлайд 25

Родился в 1918 году. Первый чернокожий президент ЮАР c 10 мая 1994 по 14 июня 1999, один из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида. Лауреат Нобелевской премии мира 1993. Почётный член более 50 международных университетов. «Быть свободным значит не просто скинуть с себя оковы, но жить, уважая и приумножая свободу других» Нельсон Холилала Мандела

Cлайд 26

Патрис Эмери Лумумба (2 июля 1925 - 17 января 1961) Политический и общественный деятель, первый премьер-министр Демократической Республики Конго в 1960. Национальный герой Заира, поэт и один из символов борьбы народов Африки за независимость. Основатель (1958) и руководитель партии Национальное движение Конго.

Cлайд 27

Т е с т 1. В АФРИКЕ ПРОЖИВАЕТ... ЧЕЛОВЕК. а) менее 500 млн., б) 500 млн. - 850 млн., в) около 1 млрд. 2. В ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ АФРИКЕ ПРЕОБЛАДАЕТ НАСЕЛЕНИЕ... РАСЫ. а) негроидной, б) европеоидной, в) монголоидной. 3. НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ: а) малагасийцы, б) арабские народы, в) народы банту. 4. САМЫЕ НИЗКИЕ НАРОДЫ АФРИКИ НАЗЫВАЮТСЯ: а) пигмеи, б) лилипуты, в) бушмены. 5. НАИБОЛЕЕ ДРЕВНИЕ ОСТАНКИ ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ НАЙДЕНЫ В: а) Египте, Ливии, Алжире, б) Нигерии, Габоне, Чаде, в) Танзании, Кении, Эфиопии. 6. ОДИН ИЗ САМЫХ ВЫСОКИХ НАРОДОВ АФРИКИ: а) бушмены, б) масаи, в) арабы. 7. ПРИШЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ ПРОЖИВАЕТ: а) на экваторе, б) на побережье Гвинейского залива, в) на северном и южном побережье материка.

Cлайд 1

Обряды, церемонии и ритуалы в ЮАР Выполнила: Ученица 9 «Б» класса Медведева Анастасия Учитель: Кузякова Галина Валерьевна

Cлайд 2

Традиции Говоря о традициях Южной Африки, следует вести речь об обычаях и ритуалах, основанных на традиционных верованиях коренных южноафриканских племен, которые, несмотря на непрерывное смешение и объединение разных народностей Африки и наряду с постоянным подавлением традиционных культур в течение долгих лет апартеида, сумели сохранить свою традиционную культуру в проживаемых регионах. Официально в ЮАР всего лишь девять коренных народов, а если посчитать всех представителей аборигенов, получится несколько десятков. Но основными, самыми яркими и многочисленными являются народы – зулу, коса и банту.

Cлайд 3

Обряды в ЮАР Несмотря на разность верований коренных народов Южной Африки, основу их составляют множество табу и вера в высшие силы природы. Сила и управление сосредоточены в руках мужчин. И самый сильный культ - это вера в мужское божество, а так же в переселение духов и сверхъестественные силы. В черной вере нет религиозной иерархии, верховных жрецов или глав духовенства. Эту роль выполняют люди в каждом племени – шаманы, знахари, старшие, даже сам вождь. Особые традиции сопровождают обряды бракосочетания и похороны, поскольку во всех религиозных группах сильны традиции брака и семьи – в этом едины все племена.

Cлайд 4

Cлайд 5

Многоженство разрешено традиционно, и количество жен ограничивается финансовым состоянием. За каждую жену положено платить выкуп (лобола) - в коровах. Средний размер лобола – десять-двенадцать коров. По традиции разрешение на замужество дает вождь.

Cлайд 6

ЮАР, Нкандла. Президент Южной Африки Джейкоб Зума с помощью магических ритуалов пытается остаться лидером партии Африканский национальный конгресс. Он приехал в родное селение ради того, чтобы заручиться поддержкой духов предков в борьбе с другими кандидатами.

Cлайд 7

Комана(котапа) - обряд дождя. Обряд дождя проводится в племени лобеду два раза в год для посвящения детей в глубочайшие секреты племени. По сути своей обряд очень болезненный. Юноша или девушка проходит сначала через строй, а затем им делают четыре надреза на каждой щеке ото рта до уха. Затем всем, прошедшим посвящение показывают священные барабаны, один из которых является главным – это барабан, вызывающий дождь. Одновременно участникам церемонии рассказывают о духах предков, которых необходимо всегда помнить и приносить им жертвоприношения, в противном случае предки обидятся и накажут любого, если ими будут нарушены нормы поведения и законы племени.

Cлайд 8

Сказания и легенды Южной Африки Местные племена очень сильно верят в сказания и легенды. По одной из них подводные жители, обитающие на дне водоемов и рек, затаскивают людей под воду и делают их своими рабами навеки. Убежать из этого рабства удается очень немногим. Поэтому аборигены к воде подходят с опаской. Рыбу и рыбопродукты практически не едят. Практически все верят в Токолоша, пузатого домового. Он прячется в углах, и крадет девушек. От этого дома традиционно строились с круглыми стенами, без углов. Токолош

Cлайд 9

Культура Вуду 10 января в приморский городок Уида, считающийся неофициальной столицей религии вуду, со всего мира съезжаются тысячи поклонников мистических африканских культов. Они приносят жертвы различным божествам, принимают участие в мистических ритуалах, просят помощи у шаманов. Религия Вуду характеризуется прежде всего верой в то, что мир населен добрыми и злыми духами, от которых зависит здоровье и благосостояние людей. С 1993 года день Вуду официально провозглашен национальным праздником. Представители традиционных африканских мистических культов со всего мира встречаются в приморском городе Уида, который считают колыбелью вуду, чтобы вместе вознести молитвы богам и духам и принести им жертвы. Прямо на пляже под пальмами каждая из сект вуду воздвигает свою палатку, в которой можно принести в жертву петуха, поучаствовать в обрядах и ритуалах Вуду, а новичкам - вступить в члены братства.

Существовали две формы хозяйства:

    присваивающее – охота, собирательство и рыболовство (бушмены, пигмеи и готтентоты),

    производящее . Классификация зависит от преобладания скотоводства или земледелия. Разработкой классификации современных производящих форм хозяйства аборигенов Африки занимался советский исследователь Ю.Д. Дмитриевский.

    Скотоводы-охотники саванн жаркого пояса (фульбе-борро, масаи), полуоседлые и полукочевые скотоводы-земледельцы жаркого пояса (фульбе, галла), кочевники и полукочевники аридной зоны жаркого пояса (туареги, тубу).

    Пашенное земледелие с домашним хозяйством (амхара, тигре; Египет и ЮАР); оседлое мотыжное земледелие в тропическом жарком поясе (йоруба, хауса); мотыжное земледелие, рыболовство, охота жаркого пояса (сорко, балунда).

Сегодня выделяется 14 ХКТ с учетом современного развития животноводства и земледелия.

Охотники, собиратели, рыболовы. К ХКТ бродячих охотников-собирателей саванн и лесов жаркого пояса и бродячих охотников пустынь и сухих саванн относились бушмены и пигмеи .

Бушмены были оттеснены из Центральной Африки на юг в начале I тыс. от Р.Х. Сейчас проживают в Намибии, Ботсване, ЮАР, Танзании. У бушменов нет единого самосознания 7 . Численность их около 85 тыс. человек (40 тыс. человек из них в Намибии). Выделяют три группы бушменов: хейкум (восточная территория Овамбо), ауэн (юг Калахари), кунг (северо-запад и центр Калахари).

У бушменов сохраняется половое разделение труда.

Среди мужского населения были распространены как пассивные формы охоты на птиц (силками), так и активные на крупных животных (охота гоном, охота с организацией засады). Но основной оставалась загонная форма охоты. Основным объектом охота являлись антилопы. В охоте использовали отравленные нервопарализующими ядами костяные наконечники стрел. Лук был простой с тетивой из сухожилий животных.

Охотничья добыча принадлежала всей группе и делилась поровну.

Женщины занимались выделыванием шкур животных, которую они после этого высушивали, а затем несколько часов растирали и разминали руками. Оставшиеся части тела животного также использовались. Сухожилия натирали золой и протягивали, делая из них ремешки. Из костей делали заготовки будущих инструментов. Помимо этого женщины занимались собирательством с помощью палки-копалки. Бушменам не был известен металл. Все это поразительно напоминает австралийских аборигенов, поскольку здесь также как и там, около 80% пищи бушменов – продукты собирательства. Собирали дикий лук, колючие огурцы, сочные и сладкие семена травы, корнеплоды, дикие дыни и арбузы, дикий мед, мелких насекомых. Кормовая территория, как и в Австралии, находилась вокруг тотемного источника.

В качестве питья использовали кровь, смешанную с жидкостью из желудка антилопы, также пили молоко антилоп. В качестве питья использовали дыни «тсама » и водянистые коренья. Добывали бушмены и грунтовую воду: обвязывали пучком травы конец длинного полого стебля, втыкали его в песок и присыпали по краям, утрамбовывали песок ладонью. Затем они изо всех сил всасывали через стебель воздух, создавая вакуум. Вода начинала подниматься по стеблю, а затем ее сплевывали в скорлупу страусовых яиц. Запасали воду на охотничьих тропах, закапывая её в страусовых яйцах, затыкая отверстия пучком травы.

Традиционным жилищем бушменов является ветровой заслон, а одеждой - набедренная повязка.

В настоящее время бушмены живут на территории национальных парков (в ЮАР и Ботсване) на государственном пансионе. В некоторых районах они работают на рудниках, поскольку обладают зорким зрением и чувствительными пальцами.

В Юго-восточной Африке часть бушменов под влиянием других народов переходит к земледельческо-скотоводческой культуре.

Пигмеи 8 коренные жители саванн в центре континента, оттесненные банту в тропики. Не имеют общего самоназвания, общего языка. Расселены они весьма разбросано. Названий пигмеев значительное количество: батва, бамбути, бабинга, кви, бонго, коа и др. Расселены пигмеи в районе современных Конго, Демократической республики Конго, Бурунди, Руанды, Уганды.

Известны пигмеи были еще и в Древнем Египте как карлики-танцоры.

Но только европейцы по настоящему открыли мир этого народа.

Основными занятиями пигмеев являются охота, собирательство и всевозможные виды охоты. Рыбная ловля носила весьма ограниченный характер.

Женщины постоянно носили с собой плетеную корзину или сплетенный из листьев и тростника мешок на голове. Собирательство давало 70% пищи, а в рацион пигмеев входили: грибы, гусеницы, сотовый мед, съедобные коренья, трава, листья, орехи и пр.

Охота была сугубо мужским занятием. Но у пигмеев женщины имели право принимать участие в загонной охоте. Была известна форма охоты «вдогон» с собаками. Среди приспособлений для пассивных форм охоты особое распространение получили ловушки и западни. В ходе охоты применялись лук и стрелы. Пищу готовили на углях.

Одежда состояла из набедренной повязки, украшений из кости и обычаем стачивания передних зубов.

Образ жизни пигмеев носил кочевой характер, а их движение было обусловлено поиском новых охотничьих территорий, дающих не только продукты охоты, но и собирательства. В социальном смысле все общество делилось на группы, состоящие из 6-7 семей, живущих и кочующих совместно. Продукты охоты распределялись равномерно между всеми членами группы. Счет родства носил патрилинейных характер, а поселения у всех групп пигмеев были вирилокальными. Уже в 10 лет дети поселяются отдельно и строят свои детские хижины.

Существовал институт старейшин. Все основные вопросы рассматривались на совете охотничьей группы. При этом следует отметить, что существовало обычное право с своей системой правосудия. Самым тяжелым наказанием было запрещение охотиться со всей группой, изгнание.

У пигмеев довольно давно существуют контакты с негроидными народами. Предметом обмена служили сельскохозяйственные продукты, ремесленные изделия наконечники стрел и копий.

Готтентоты (эндоэтноним тоннар ). Охотились на китов, тюленей, мелких зверьков, но главным занятием было разведение горбатых длиннорогих зебу. При развитии техногенной цивилизации и изменении экологии района юго-западного побережья Африки (современная Намибия) произошли и изменения и в промысловой деятельности готтентотов, которые почти полностью отошли от китобойного промысла (т.к. киты ушли от берегов Африки) и перешли к рыбной ловле.

Скотоводы. Существовало несколько типов скотоводства:

Кочевое скотоводство характерно для Западной Африке (туареги, фульбе-бороро, тедда), Северно-Восточной Африке (сомали, беджа, галла, масаи, нуэры, баккара), части Восточной (карамоджин, сук, нанди, масаи), а также для некоторых народов, проживающих в Юго-Западной и Южной (часть зулу, гереро, готтентоты). Разводили крупнорогатый скот – быков, горбатых зебу, коз, овец, верблюдов, у туарегов - лошади. Продукция скотоводства давала пищу, одежду, музыкальные инструменты (напр. из копыт делали табакерки), использовалось как транспорт. Сезонные перекочевки зависели от дождя, мухи «це-це» по территории нескольких государств (например галла кочевали по Эфиопии, Сомали, Кении; туареги – по Западной Сахаре, Мали, Нигерии). Верблюдоводство обеспечивало караванный путь через сахару, но была острая борьба за пастбища. Общество кочевников имело строгую военную организацию, имелись «имхары» – воины и имгады «пастухи».

Сочетание скотоводства и земледелия наблюдалось у зулусов. Причем женщины занимались ручным земледелием, а мужчины отгонным скотоводством. Туареги нанимали харатинов (население оазисов) в форме «хаммасет», т.е. на правах 1/5 урожая или «ариль» – 1/2 урожая. Часть фульбе в ноябре (в сухое время) на юг, а женщины и дети остаются дома, в марте возвращаясь мужчины занимались земледельческими работами. Галла Эфиопии в сухое время откочевывали в долины, где разводили и продавали зебу, овец, лошадей, свиней для европейцев.

Земледельцы Ручное земледелие было развито по всей территории Африки кроме пустынь. Из местных культур с глубокой древности культивировались зерновые (просо-сорго, несколько сортов пшеницы, ячмень) и корнеклубные (ямс, бобовые, горох), масляничные (кунжут, пальмы), цитрусовые, кофе, перец. Из Азии с арабами был завезен банан, лук, сахарный тростник, гранат, рис. Из Америки - кукуруза, батат, какао, помидоры, орахис.

Территориально земледелие делится на саванное (зерновые, хлопок) и тропическое (корнеклубные, бобовые, бахча, цитрусовые). Практиковался севооборот с перелогом для восстановления плодородия. В деревнях Тропической Африки обычно было 2 типа участков – огороды у дома и поля вдали от деревни с сезонными станами. Из орудий труда использовались топор, нож, мотыга. Обработка почвы и посевная было уделом мужчин, а обработка всходов и сбор урожая - мужским. Работы чередовались по сезонам. Одним из самых известных народов-земледельцев были ХАУСА, у которых оно сочеталось с домашним животноводством (мелкий рогатый скот и лошади). В Руанде и Бурунди преобладало террасное земледелие.

Плужное земледелие . Распространено было в Судане, Эфиопии и Египте. Плуг (сабан) был без отвала из-за тонкого плодородного слоя, при этом зерно поступало через канал в ручке. В качестве тяглового животного использовали быков, лошадей, мулов, ослов и даже верблюдов. Преобладала подсечно-огневая двухпольная система земледелия с севооборотом. Сбор урожая 2 раза в год – сентябрь-октябрь и февраль-март. Выращивали также технические культуры как подсолнечник, перец и цитрусовые. В Конго есть большие плантации кофе, в Уганде бананов.

Материальная культура Пища . Самым распространенным в Африке являются всевозможные каши и похлебки (просяные, кукурузные, маниоковые), арахис, горох, рыба. Мясная пища в рационе питания занимала меньшую роль (птица, козлятина, дичь) причем ее не консервируют, ее жарили в пальмовым или арахисовом масле. В ходу были овощи тыква, корнеплоды, из фруктов - бананы. Африканцы любят острые специи и соусы, которыми приправляют и каши и похлебки. Из молока делают творог, кислое молоко. Рыбу обычно варят или вялят. Из напитков употребляют просяное или ячменное пиво, пальмовое вино. Питались обычно дважды в день утром и вечером после окончания полевых работ, причем муку или крупу толкли только один раз в день.

Из земледельческий продуктов питания обычной была просяная каша “фура ” с молоком и “тува ” каша из сорго или риса. Ели каши обязательно с приправами и подливами из листьев с чесноком, помидорами, пряностями солью. У йоруба любимым был суп с перцев, рыбой и кукурузой. Хлеб, лепешки, шарики из вареного риса. В Эфиопии была самая разнообразная пища. У богатых это густые мясные супы с перцем, чесноком, яйцами, парное мясо, мясо на углях, баранина в соусе. Простокваша, сметана, творог с чесноком, пчелиный мед, ячменное пиво. Преобладают корнеклубные - ямс, маниока, которые мочат в воде, рубят в корыте и растирают, после чего месят, скручивают в жгуты, которые обертывают в банановые листья и варят на пару. Из маниоки пекут также хлеб. Мука из маниоки используется на кашу с курицей или рыбой. Яйца африканцы-земледельцы обычно не едят. Скотоводы ели обычно кислое молоко, сыр, масло (кроме масаев), финики. Во время перекочевок брали с собой мясной порошок, смешанный с просяной мукой, которые разводили в воде. Любили пить бычью кровь с молоком.

Бушмены мясо пекли в золе или обжаривали в котлах и враз съедали. Кроме того употребляли в пищу насекомых (гусениц, улиток, кузнечиков. термитов), которых пекли в пальмовых листьях. Вместо дорогой соли употребляли золу растений и не знали приправ как соседние народы. Любили жевать растения галлюциогены.

Жилище . На севере Африки в старых городах сохраняются кривые улочки с глухими стенами и обязательно площадь в центре с мечеть и караван сараем у базара. Села земледельцев-скотоводов имели поляну в центре с мастерскими, навесом, где решались все общественные дела, ритуальная хижина с барабанами, масками. У скотоводов основным типом поселения был расположенные по кругу каркасные жилища с входным проемом, куда на ночь загоняли скот. У юношей были свои отдельные поселения. У охотников были только сезонные.

Жилище у африканцев-земледельцев имело круглую в плане форму каркасно-глинобитной формы с камышовой конической крышей, как бы висящей на столбах над стенами.

В саванне строительным материалом была пальма, солома, бамбук, в пустыне глина, камень, кусты, трава. Иногда несколько поселений со входом во двор, отд. зернохранилище в виде амбара из жердей, обмазанных глиной на столбах. При входе гостиница. На стены, обмазанные глиной наносили рисунки сцены охоты, резьба на стойках. Внутри разноцветные циновки. Из общественных зданий были святилища, храмы, ритуальные гостиницы, в Эфиопии дворцы.

Одежда . Носила социальный знак и отличалась по набору, покрою, материалу в разных частях Африки. В Центральной Африке у мужчин была не сшитая юбка до колен (бакуба) из луба с вышитым узором, плетеная шляпа с перьями, на груди крестообразная повязка с кожаным передником и украшениями из раковин, на руках и ногах браслеты, на поясе топор и опахало. На плечи накидывалась шкура леопарда символ знатности и власти. В Судане у мужчин фески, чалмы, шаровары, в Конго штаны и сапоги.. У нилотов головные уборы делались даже из засохшего жидкого навоза. У Бушменов и готтентотов употреблялись кожаные передники украшенные цветными крыльями насекомых, бисером, перышками. В Западной Африке, Эфиопии, Мадагаскаре более была распространена сшитая тапа у полинезийцев).

У скотоводов одежда шилась из шкур. У мужчин треугольный кусок материи между ног и накидка “кароса” в виде плаща из шкуры быка или шакала. У женщин использовался передник с бахромой из мерлушки. У земледельцев обычной была юбка из сухой травы, шкура леопарда и украшения в виде оберегов и амулетов, зубов хищника, змеиной кожи и травы. Или использовалась хлопчатобумажная ткань из нескольких полос, завязанных узлом на левом плече. Мужчины носили “кенте”, облегающий тело кусок материи длиной 4 м и шириной 2,5 м с многочисленными полосами или орнаментом в виде стручка у воинов. У женщин одежда состояла из 3 кусков один на бедрах, второй в виде бюстгальтера, третьим прикрывали голову. В Судане была сшивная одежда с поясом. У туарегов, йоруба одевались в широкие шаровары, длинная рубаха-безрукавка и вторая рубаха с капюшоном- накидкой на голове. Обовью служили сандалии, туфли “сабо” без задников и сапоги.

Особое значение имели прически: пучок у лба говорил о почитании старших, на макушке 2-3 пучка обозначали сиротство, если на затылке, то значит не доверяет жене своих тайн. Клок волос над правым ухом приемный сын ссорится с отчимом, а если у левого, то это знак на родство с вождем деревни. На голо стригут больного, вдову, малайских женщин красавец. Косматая шевелюра знак траура. Иногда волосы смазывают глиной и делают прическу в виде блина на макушке, что обозначает знак дружбы и родства. Есть прически в виде рогов, в форме шляпы, в виде смазанного маслом клока на макушке для оберега или знака замужества у женщин.

Ремесла . 1. Металлургия и кузнечество была известна африканским народам со средневековья. Для плавки использовали земляные печи или термитники высотой до 80 см и диаметром 50 см с мехами. Плавили медь, железо, сплавы, булатную сталь, различные украшения кольца, браслеты, инкрустация проволокой, барельеф, гирьки для взвешивания. При литье украшений использовали технику потерянного воска. Известны были наконечники стрел, мотыги, метательные ножи. Существовали касты кузнецов (напротив у мусульман кузнецы считались презренные).

2. Ткачество разноцветных материалов у земледельцев. Существовали касты мужчин красильщиков, использовавших сок растений. Использовались 2 типа станков вертикальный (для женкой одежды) и горизонтальный. В джунглях вместо хлопка использовали мбугу из пальмы-рафии. Использовали ткани “бадинга” с рисунком. Скотоводы покупали ткани у земледельцев.

3. Резьба по дереву исключительно мужское занятие, главным образом в лесных районах где нет ислама. Ножами и резцами делали маски, подголовники-скамеечки, чаши, ступы, барабаны, лодки. Изображения фетишей знаков власти.

4. Плетение в основном женское занятие, циновки с рисунком, плетеная посуда из крашеной соломы. На головах носили специальные шляпы для ношения кувшинов.

5. Гончарство было также женским занятием, вручную простой формы без обжига.

Культура Африки так же разнообразна, как и сам континент. Эта статья поведает лишь некоторую информацию об африканской культуре и познакомит Вас с этим красивым континентом.
У любой страны есть свои традиции, своя культура. Культура Африки выделяется среди культур всех остальных стран мира. Она настолько богата и разнообразна, что через весь континент меняется от страны к стране. Африка – единственный единый континент, который сочетает в себе разные культуры и традиции. Вот почему Африка очаровывает и привлекает туристов со всего мира. Культура Африки основана на африканских этнических группах и их семейных традициях. Все африканское искусство, музыка, литература отражают религиозные и социальные особенности африканской культуры.

Африка - собрание культур
Есть мнение, что человеческая раса зародилась на африканской земле 5-8 миллионов лет назад. Множество разных языков, религий и видов экономической деятельности развивались в Африке. Другие народы с разных частей света мигрировали в Африку, например, арабы приехали в северную Африку еще в VII веке. К XIX веку они перебрались в восточную и центральную Африку. В XVII веке здесь, у мыса Доброй Надежды, обосновались европейцы. А их потомки переехали уже в ныне существующую Южную Африку. Индийцы поселились в Уганде , Кении , Танзании и Южной Африке.

Народы Африки
В Африке много племен, этнических групп и общин. Популяция многих общин составляет миллионы, племен же насчитывается всего несколько сотен. Каждое племя тщательно соблюдает свои традиции и следует культуре.
Афар - племенной народ Африки, обосновался на Эфиопских землях. У Афар своя культура. Они, в основном, кочевники, живущие за счет домашнего скота. Афар – последователи исламской религии. Если будете двигаться в сторону высокогорного плато в Эфиопии, то встретите народ Амхара. Это фермеры, говорящие на своем языке. На их лексику и морфологию оказали влияние арабский и древнегреческий языки.
Республика Гана – обитель Англо-Эксе. В Гане живет шесть основных этнических племен: Акан (включая Ашанти и Фанти), Эве, Га и Адангбе, Гуан, Груси и Гурма. Племена танцуют ритуальные танцы под барабаны и даже имеют три военных части с целью защиты племенной африканской культуры. Народ западной Африки Ашанти верит в духов и сверхъестественные силы. Мужчины – полигамны, что считается проявлением благородства. Здесь говорят на таких языках, как чви, фанте, га, хауса, дагбани, эве, нзема. Официальным же языком в Гане считается английский.
Народ Баконго населяет территорию от Конго до Анголы вдоль атлантического побережья. Баконго производят какао, пальмовое масло, кофе, юрену и бананы. Скопление множества маленьких деревень образуют огромное племенное сообщество, члены которого являются непоколебимыми последователями культа духов и предков. Племя Бамбара - основное племя Мали – в основном, фермеры, занимающиеся земледелием и скотоводством. Племя Догон – тоже фермеры, известные своим искусным дизайном, резьбой по дереву и замысловатыми масками. Для своих танцев они надевают 80 различных масок, выбор которых зависит от праздника. Есть еще племя Фулани, или племя Мали, известные так же, как Фульфульде или Пеул. Фуланис – самое многочисленное кочевое племя в мире.
Путешествуя по северо-восточной Замбии , Вы встретите народ Бемба с очень тонкими религиозными убеждениями, основанными на поклонении верховному богу Леза. Люди Бемба верят в его магические силы, а также в то, что он награждает плодородием. Берберы – одно из старейших племен Африки. Берберы живут во многих африканских странах, их большая часть населяет Алжирию и Марокко . Берберы исповедуют ислам. Народ Аке живет на юге республики Кот-д’Ивуар, который верит в одного верховного Бога, у которого свое имя в каждой религии. На так называемом Берегу Слоновой Кости так же проживают и другие племена - Дан, Акан, Ани, Аовин, Бауле и Сенуфо.
Страну Малави называют «теплым сердцем Африки» за теплый климат и дружелюбный народ. Этнические группы Малави: самая многочисленная группа Чева, Ньянджа, Яо, Тумбука, Ломвэ, Сена, Тонга, Нгони, Нгонде, а также азиаты и европейцы.

Традиции Африки
Как Вы уже поняли, африканская культура смешалась в бесчисленном множестве племен и этнических групп. Арабская и европейская культура тоже привносит черты уникальности в общую культуру Африки. Поскольку самым важным аспектом культуры в Африке является семья, расскажем о семейных обычаях поподробнее.
Согласно одному африканскому обычаю народа Лабола, жених перед свадьбой должен заплатить отцу невесты, дабы возместить потерю дочери. По традиции оплата производится в виде скота, но в сегодняшние дни отцам невест возмещают ущерб деньгами. Эта традиция имеет очень древние корни, считается, что она помогает сплотить две семьи, в результате возникает взаимное уважение между семьями, более того отец невесты убеждается в том, что жених способен содержать и во всем обеспечивать его дочь.
Согласно многим традициям свадьбы играют в ночь на полную луну. Если луна светит неярко – это плохой знак. Родители невесты не празднуют свадьбу долгую неделю, так как для них это печальное событие. Полигамия присутствует во многих африканских культурах. Как только мужчина становится способным содержать всех своих женщин, ему можно жениться. Жены делят между собой домашние обязанности, воспитание детей, приготовление пищи и т.д. Считается, что полигамия сплачивает многие семьи и помогает заботиться о благосостоянии других. Семья – самая важная ценность африканской культуры. Члены большой семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу в трудную минуту, охотятся вместе и воспитывают детей.
С самого раннего возраста детям уже рассказывают о важнейших ценностях племени и воспитывают в них осознание важности семьи. Каждый член семьи занимается своим делом, обязанности распределяются согласно возрасту. Все работают на благо племени и вносят свой вклад согласно назначенным обязанностям и святым традициям и культуре Африки.
Возраст для обряда посвящения у каждого племени разный. Во многих племенах по достижении взрослого возраста мальчикам делают обрезание, а в некоторых племенах и девочкам. Обрезание или обряд очищения длится несколько месяцев и во время обряда запрещается кричать и плакать. Если обрезаемый кричит, значит он трус.

Языки Африки
В Африке говорят на сотнях диалектах и языках. Самые основные из них – арабский, суахили и хауса. Нет какого-то единого языка, на котором говорят в большинстве стран Африки, поэтому в одной стране может быть несколько официальных языков. Многие африканцы говорят на малагасийском языке, английском, испанском, французском, бамана, сесото и т.д. В Африке существует 4 языковых семьи, придающих стране разнообразие и единство одновременно – афро-азиатская, нигер-кордофанская, нило-сахарская, койсанская.

Еда и культура Африки
Еда и напитки Африки полностью отражают разнообразие культур и племенных традиций. Национальная африканская кухня включает традиционные фрукты, овощи, мясные и молочные продукты. Рацион простого деревенского жителя состоит из молока, творога и сыворотки. Кассава и ямс – корневые овощи, которые наиболее часто используются в приготовлении блюд. Средиземноморская кухня от Марокко до Египта полностью отличается от сахарской кухни. Народы Нигерии и западной Африки любят чили, а немусульманские народы имеют в рационе даже алкогольные напитки. Тей – известное медовое вино, популярный алкогольный напиток во всей Африке.
О культуре Африки можно говорить бесконечно. Африка – это огромный континент с множеством стран, где живут разные народы, каждый со своими уникальными традициями. Африка – колыбель цивилизации – мать разнообразия культур! Традиций и обычаев. Можно немного заблудиться в африканской дикой природе, но в богатых традициях Африки заблудитесь абсолютно. И Африку никому не сломить, это единственный континент, который несмотря на многочисленные трудности продолжает вдохновлять и очаровывать всех людей мира. Если решитесь отправиться в Африку, то будьте уверены, что едете туда с открытым умом и, самое главное, с открытым сердцем. И вы вернетесь домой с маленькой Африкой, навсегда поселившейся в уголке Вашего сердца. Эта статья лишь знакомит Вас с Африкой – живой энциклопедией для тех, кто хочет узнать больше о нашей красивой планете.

Народы Африки

Зайцева Елена Владимировна

учитель географии

МБОУ г.Иркутска СОШ № 73



ПИГМЕИ

Пигмеи - жители лесов,

лес для них - источник всего необходимого для жизни.


ПИГМЕИ

Пигмеи отличаются низким ростом

(у мужчин - 142-145 см.),

желтоватым оттенком кожи,

узкими губами, узким и низким переносьем. До расселения банту пигмеи занимали

всю Центральную Африку, затем были вытеснены в область тропических лесов.


ПИГМЕИ

Сохранили архаичную первобытную культуру.


ПИГМЕИ

Занимаются охотой, собирательством и рыболовством.


ПИГМЕИ

Оружие - лук со стрелами,

часто отравленными,

с железным наконечником

(железо выменивают у соседей),

иногда - небольшое копье.

Широко используют западни и ловушки.


ПИГМЕИ

Кочуют по лесу группами из 2 - 4 семей.


ПИГМЕИ

Живут в небольших деревнях, на полянах и на просеках. Хижины сплетают из гибких прутьев

и покрывают листьями.


ПИГМЕИ

Строительство и ремонт жилища -

занятие пигмейских женщин.

Настоящей глины, способной скрепить постройки,

здесь нет, и дожди разрушают пигмейские строения.

Поэтому их приходится часто ремонтировать.

За этим занятием всегда можно увидеть только женщин. Девушек, еще не обзаведшихся семьей

и собственным домом,

согласно местным обычаям к этой работе не допускают.


МАСАИ

Масаи - это воинственные пастушеские племена, живущие в саванне.


МАСАИ

Масаи – самые высокие люди на Земле, двухметровый рост у них в порядке вещей.


МАСАИ

Самым эксцентричным элементом масайской культуры являются их племенные танцы. Классический масайский танец –

это высокий прыжок, после которого танцор обязательно притопнет ногой и осмотрит все вокруг гордым взглядом.


МАСАИ

Жители деревни одеты

в традиционную масайскую одежду,

называемую "чука".

Одеяние состоит из двух полотнищ красного цвета, расчерченных в клетку двойными синими полосами.


МАСАИ

Одни из мужчин стрижены коротко,

у других длинные волосы, украшенные массивными металлическими обручами и подвесками.


МАСАИ

В руках они постоянно держат короткое копье.

Когда воин останавливается, он втыкает копье

в землю заостренным концом, чтобы оно стояло вертикально, но никогда не кладет его на землю. Мужчины, не относящиеся к воинам,

постоянно носят в руках палку аналогичной длины.


МАСАИ

Женщины масаев также предпочитают красный цвет, но некоторые одеты и в синие клетчатые чука.

У всех головы выбриты, а у некоторых, к тому же, выщипаны брови и ресницы. Удаляют они и два передних зуба из нижней челюсти.


МАСАИ

Масайским женщинам живется не сладко.

Они строят и ремонтирую хижины,

переносят на своих спинах весь домашний скарб,

когда деревня перекочевывает на другое место, ухаживают за скотом.

Все на них: вода, еда и огонь.


МАСАИ

Родив и залепив пуповину ребенка сырой глиной,

они носят отпрыска за спиной, чтобы не мешал работать.


МАСАИ

А тех, кто постарше, запирают в специальной хижине,

служащей яслями.


МАСАИ

Уже с трехлетнего возраста

дети начинают

помогать матери по хозяйству.

Они ухаживают за мелким скотом,

живущим в плетеных сараях

на территории деревни.


МАСАИ

А затем и пасут коров в буше.


МАСАИ

Обычно селение состоит из десятка хижин, обнесенных двухметровым частоколом.


МАСАИ

Свои хижины масаи мастерят из веток и кустарниковых прутьев, замазанных густым слоем сухого навоза.


МАСАИ

Несмотря на то, что средний рост масаев

около 175 см, максимальная высота хижины насчитывает 1,5 метра,

что весьма затрудняет вход и пребывание в ней цивилизованному человеку.


МАСАИ

По краям жилища расположены спальные койки, сделанные также из прутьев, а в центре хижины обязательно находится очаг, который топят по-черному.


МАСАИ

При необходимости переместить деревню к другому пастбищу хозяева просто обстукивают свои дома палками, обмазка отлетает, и короб разбирается, легко переносится на новое место, где хижину собирают вновь.


Бушмены

Бушмены, народ, живущий в пустынных областях Намибии

и прилегающих районах ЮАР, Ботсваны, Анголы,

а также в Танзании.


Бушмены

Бушмены – низкорослый народ.

А вот какого цвета у них кожа,

сразу определить трудно.

В Калахари тратить воду на мытье – непозволительная роскошь,

и поэтому «естественные наслоения» мешают выяснить этот вопрос.



Бушмены

Бушмены никогда не держали скота.

Единственным домашним животным, которое всегда сопровождает бушмена, является собака.


Бушмены

Постоянное жилье бушменов незначительно отличается от временного. Они строят его, используя те же подсобные материалы с применением шкур антилоп.


Туареги

Туареги - народ группы берберов,

Северная Африка.

Туареги считаются самым лучшими

проводниками по пустыне.

У туарегов – матриархат, и всем в деревне заправляет старейшая женщина.


Туареги

Единственный в мире народ, у которого не женщины, а мужчины даже в домашнем кругу обязаны закрывать лицо повязкой, туареги (самоназвание кель тигельмуст - "народ покрывала").


Туареги

В одежде туареги предпочитают синий цвет, получаемый от краски индиго. Причём краской этой они одежду не пропитывают (воду экономят), а вколачивают её камнями. Поэтому при носке краска осыпается, попадает на тело и окрашивает его, за что туарегов прозвали «синими людьми».


Туареги

Tyapeг не чувствует влечения к таким занятиям, как охота или скотоводство или тем более земледелие. Его тянет к войне; он, не задумываясь, нападет на любого, кто ему помешает.


Туареги

У туарегов именно женщины владеют землями и семейными ценностями, и исключительно они имеют право на развод. Дом туарегов называют по имени хозяйки – его главы. В случае развода муж покидает дом, оставляя там жену и детей. Женщины сами выбирают себе мужа.


Во время кочевий туареги живут в шатрах, крытых кожами или грубой тканью.

Туареги


 


Читайте:



Евгений Евтушенко - биография, личная жизнь, жёны, дети поэта

Евгений Евтушенко - биография, личная жизнь, жёны, дети поэта

Легендарный писатель Евгений Евтушенко появился на свет в Сибири в 1932 году, и с самого рождения вся его жизнь была связана с переменами. Мать...

Правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ Правописание ча чу урок с презентацией

Правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ Правописание ча чу урок с презентацией

Карташова Светлана ВикторовнаУчитель начальных классоввысшей квалификационной категорииИркутская область, Иркутский районМОУ ИРМО «Карлукская СОШ»...

Предмет и задачи общей биологии

Предмет и задачи общей биологии

Биология - наука о жизни. Она изучает жизнь как особую форму движения материи, законы ее существования и развития. Термин "биология ",...

Эпоха правления Ивана III

Эпоха правления Ивана III

Победив в борьбе за великое княжение на Руси, московские князья продолжали усилия по объединению земель вокруг Москвы. Правление Ивана 3-го...

feed-image RSS