Главная - Практическая психология
Творческая лаборатория первые шаги в науку. Положение о Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке

Чернилевская О. Н. - учитель изобразительного искусства, педагогический стаж 21 год, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ, победитель Приоритетного национального проекта «Образование» 2007г., 2016 г., «Педагог года - 2006» Наро-Фоминского района, финалист конкурса «Педагог года Подмосковья - 2007», победитель муниципального этапа Конкурса на присуждение премии Губернатора Московской области «Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов".

Первые шаги в науку

Первые шаги в науку

Тема проекта:

Инновационные и информационные технологии

Тематика:

Наука

Муниципальное образование:

Наро-Фоминский г.о.

Краткое описание проекта:

Одним из основных направлений развития современного образования, согласно Национальной общеобразовательной инициативе «Наша новая школа» является работа с одаренными детьми. Задача школы – выявлять и развивать обучающиеся с высоким уровнем творческой активности и высокой мотивационной сферой, направленной на учебно-познавательную деятельность.
С приходом на должность учителя изобразительного искусства в Селятинскую СОШ №1 в 2007 году (параллельно обучаясь в аспирантуре и занимаясь педагогической наукой) у меня появилось желание прививать интерес к научному поиску ученикам. В 2008 году под моим руководством в школе было организовано научное общество учащихся «Творчество и поиск». Так был создан круг единомышленников: педагогов и обучающихся, которые подпитывают друг друга освоим энтузиазмом и творческой энергией. Педагоги осуществляют научное руководство работ одарённых школьников.
Под моим руководством юные исследователи выполняют проекты по интересующим их темам. Работа планируется на год. В начале учебного года определяются этапы и структура проекта. В первом полугодии работаем над теоретической частью проектов, во втором – практической. В результате написанные за год проекты принимают участие в конференциях и интеллектуальных конкурсах разного уровня. Результаты также представляем на школьном ежегодном «Бале наук». Его готовит класс, в котором я являюсь классным руководителем.
Первые исследовательские работы моих подопечных ограничивались знаниями в предметной области «Искусство» (мною была возглавлена художественно-эстетическая секция). Но практика показала, что в научном познании детей нужно двигаться не от специализации учителя, а от интересов юных исследователей. Так повышается мотивация в ходе выполнения работы, что, безусловно, сказывается на итоговом результате. Кроме того, школьные исследовательские проекты часто выходят за рамки образовательной программы, чем способствуют развитию и ученика, и его научного руководителя.
Вначале мы с ребятами представляли свои проекты только на уровне района: на районной конференции начальных классов «Мир глазами детей» и районной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Позже, чувствуя уверенность в своих силах, решили выйти на более высокий уровень. Теперь с результатами своих работ мы знакомим участников и членов жюри областной конференции «Юный исследователь», областного конкурса юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист», Всероссийского фестиваля детских открытий и инициатив «Леонардо», областного конкурса проектов и исследовательских работ обучающихся образовательных организаций, посвящённых памятным датам военной истории и др.
Среди достижений в исследовательской деятельности моих воспитанников можно отметить: дипломы победителя, призёра, участника Районной конференции «Мир глазами детей» (2011, 2012, 2013 годы); три диплома победителя, три диплома призёра районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» (2011, 2012, 2013, 2014 годы); два диплома победителя и диплом призёра регионального этапа Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»; диплом I степени и золотая медаль победителя (2012 год), два диплома II степени и серебряные медали (2015, 2017 годы), дипломы победителей в номинациях «Юный исследователь» (2013 год) и «За верность творческому поиску» (2016 год), восемь дипломов финалистов Всероссийского фестиваля детских открытий и инициатив «Леонардо» (2012, 2013, 2014 гг.); два диплома финалистов Международного фестиваля детских открытий и инициатив «Леонардо» (2011 год). Юные исследователь одержали победы на муниципальном (2016, 2017 гг.) и региональном (2016 г.) уровнях Московского областного конкурса учебно-исследовательских работ «Юный архивист», посвящённого 75-летию начала войны и Московской битвы 1941-1942 гг., а также один старшеклассник стал победителем на муниципальном и региональном уровнях Областного конкурса проектов и исследовательских работ обучающихся образовательных организации, посвященный памятным датам военной истории.
Особый интерес детей, родителей и педагогов вызвал Всероссийский Фестиваль детских открытий и инициатив «Леонардо». Он поддерживается Минобрнауки РФ и ведущими ВУЗами страны. Победители получают право поступления в ВУЗы на льготной основе, педагоги, подготовившие обучающихся, награждаются наградами федерального значения. Самые активные и результативные школы награждаются высшей наградой – звездой «Леонардо». Результаты фестиваля публикуются в федеральном журнале «Вестник образования».
Имея опыт участия со своими учениками в фестивале «Леонардо» (с 2010 года), в 2014 году я вышла с предложением открыть представительство в нашем районе. Методический центр и УпО Наро-Фоминского района поддержали данную идею. Оформив необходимый пакет документов, я стала официальным региональным представителем Всероссийского оргкомитета по проведению мероприятий Благотворительного фонда наследия Менделеева в Наро-Фоминском районе. Так в районе уже трижды проводился региональный этап «Леонардо». Мною проводится предварительный просмотр и отбор работ. Руководство методического центра определяет состав членов жюри и организовывает региональный фестиваль на базе одной из Наро-Фоминских школ. Выявляем лучшие работы и рекомендуем их для участия в финале фестиваля.
Открытие представительства фестиваля «Леонардо» дает возможность отбора исследовательских работ на местах, что даёт нам определённые преимущества. Проведение Фестиваля в регионе обеспечивает не только выбор лучших проектов (и тем повышает качество работ на Всероссийском этапе), но и способствует получению школьниками опыта публичного выступления, ответов на вопросы членов жюри. Юные исследователи и их научные руководители получают возможность увидеть свои ошибки до финала, проконсультироваться с другими участниками, выслушать конструктивные замечания, исправить и доработать проект. После оглашения результатов регионального этапа, для членов делегации на базе УМЦ провожу консультацию: дорабатываем проекты, исправляем неточности, убираем все «шероховатости» в научном аппарате - готовимся к финалу. По нашему мнению, именно этим объясняется успешное выступление в 2015, 2016 и 2017 годах участников делегации нашего района. Наши достижения: 3 золотых медали, 5 серебряных, 1 бронзовая, а также 6 дипломов лауреатов. Медалисты старшей и средней группы 2016 и 2017 гг. награждены путёвками в Международный детский центр «Артек» на смену «Путь к Олимпу». Там собираются юные исследователи, которые под руководством ведущих учёных страны обучаются и развиваются. Среди данных достижений района 3 серебряные меда и две путёвки получили дети, работавшие под моим непосредственным научным руководством. Один ученик в 2016 году за высокие достижения в исследовательской работе стал участником Президентского форума "Будущие интеллектуальные лидеры России" (г. Ярославль).
Участникам фестиваля предоставляется уникальная возможность общения с ведущими учеными страны. Получить внимание, похвалу и замечания специалистов такого уровня в школьном возрасте – большая удача.
Кроме повышения уровня познания, Фестиваль предоставляет участникам возможности эстетического и культурного развития. Знания о столице большой Родины, полученные на уроках и классных часах в стенах родных образовательных учреждений, приумножаются в ходе экскурсии по городу. В течение трёх дней умственная деятельность финалистов сменяется восприятием искусства в музеях и театрах Москвы.
Дополнительная мотивация участия в Фестивале учтена организаторами по отношению к педагогам и образовательным учреждениям. Самые активные учителя получают благодарности и нагрудные знаки всероссийского уровня. Самые активные школы – Звезду «Леонардо». Этот почетный символ Фестиваля мы с радостью привозили в свою школу уже дважды (2012 и 2015 гг.). За активную работу с одарёнными детьми я награждена грамотами МАУ ДПО «Учебно-методический центр» (2008-2011, 2013 гг.), тремя региональными (2015, 2016, 2017 гг.) и восемью федеральными грамотами (2010-2017), а также двумя нагрудными знаками Благотворительного фонда наследия Менделеева (2016, 2017 гг.).
Важно отметить, что в большинстве случаев, дети, попробовавшие один раз свои силы в малой науке, испытавшие муки и радость творчества, почувствовавшие вкус победы, остаются в научном обществе до окончания школы. Каждая следующая тема ученического проекта является следствием предыдущей работы. Каждый следующий проект требует от исследователя еще более серьезного отношения, большей затраты времени и вызывает все больше эмоций, которые в свою очередь порождают еще больший интерес. Работа над каждым новым проектом является логическим следствием предыдущих исследовательских работ и причиной будущих научных интересов. Впоследствии они часто являются определяющими в выборе профессии. Выпускники, участники школьного научного общества, с благодарность вспоминают пережитое и теперь, будучи студентами, искренно благодарят за приобретенный опыт.
Особый интерес для развития личности ребенка представляют семейный исследовательские проекты. Сотрудничество по принципу учитель – ученик – родитель в проектно-исследовательских работах реализовывается наилучшим способом. Здесь не просто развивается ребенок, имеет возможность развить и реализовать свои научно-организаторские способности учитель, но и укрепляются семейные узы, формируются семейные традиции и ценности. Как важно, когда родители активно способствую развитию ребенка, помогают ему в его творческих начинаниях, поддерживают его интересы и создают условия для появления новых знаний.
Работа с одарёнными детьми удовлетворяет требованиям непрерывности и целостности современного образования, а также взаимосвязи социальных институтов (семьи, средней и высшей школы), единства образования и науки. Самоопределение на ранних этапах обучения, выбор профессиональной траектории, обоснование выбранной жизненной цели, осознание значимости будущей трудовой деятельности для личностного саморазвития и развития общества – ключевые задачи, которые решаются в ходе работы с одарёнными детьми.
Таким образом, организация проектно-исследовательской работы школьников имеет огромное влияние на многогранное развитие подрастающего поколения. Безусловно, стремление к творчеству, желание заниматься исследовательской работой не появляется само по себе. Этому может способствовать желание много узнать, учитель и семья. Наша школа - это школа, в которой ребята учатся и занимаются творчеством, тем делом, которое им по душе. Поддержка педагогов в их работе с одарёнными детьми способствует активному развитию подрастающего поколения, повышению интереса к отечественной науке, становлению «интеллектуального капитала» Подмосковья и нашей страны.

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Выявление и поддержки одаренных обучающихся в разных областях научного познания; формирование интеллектуального потенциала Подмосковья и страны.

Задачи проекта:

Выявление и диагностика одаренности детей и подростков;
- раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;
- создание условий развития у обучающихся творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, формирования умений работы с методами и приемами научного поиска;
- организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации;
- реализация научно-познавательных возможностей обучающихся, расширение перспектив научного развития в среде научных сообществ (от школьного до всероссийского уровней);
- содействие повышению престижа и популяризации научных знаний;
- воспитание активной жизненной позиции.

Достигнутые результаты за последний год:

Проект "Первые шаги в науку" способствует развитию одарённых детей Наро-Фоминского района и МАОУ Селятинской СОШ №1 в частности, реализации научно-познавательного потенциала школьников; направлен на повышение уровня образования, престижа науки и научных знаний.
Достигнутые результаты в 2016 году:
1. Московский областной конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист», посвящённого 75-летию начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и Московской битвы, 25.05.2016 г. (I место);
2. III Всероссийский конкурс творческих работ имени Ю.М. Иконникова. Номинация "Патриот - и есть ли слово лучше", май, 2016 г., (участник);
3. Межрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ студентов и школьников «Служение Отечеству: события и имена», 01.10.2016 г., (участники);
4. Региональный этап областного конкурса проектов и исследовательских работ обучающихся образовательных организаций, посвящённых памятным датам военной истории «Великая отечественная война в лицах и событиях», октябрь 2016 г., (победитель);
5. Областной конкурс проектов и исследовательских работ обучающихся образовательных организаций, посвящённых памятным датам военной истории, 22.11. 2016 г., (победитель);
6. Муниципальный этап всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», 20.11. 2016 г., (победитель);
7. Областной этап всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», 25.12. 2016 г., (финалист);
8. Региональный этап Всероссийского фестиваля детских открытий и инициатив «Леонардо», 20.02.2017 г., (победитель, призёр);
9. Всероссийский фестиваль детских открытий и инициатив «Леонардо», 31.03-02.04.2017 г., (серебряный призёр; приз путёвка в "Артек");
10. Муниципальный этап областного конкурса проектов и исследовательских работ обучающихся образовательных организаций, посвящённых памятным датам военной истории «Великая отечественная война в лицах и событиях», май, 2017 (два победителя).

Социальная значимость проекта:

Выявление и развитие одарённых детей, создание возможностей для развития интеллектуального потенциала Подмосковья и страны; популяризация научных знаний, повышение качества образования и престижа учёного.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

1. Выступление на районном педагогическом марафоне по теме «Проектная деятельность на уроках ИЗО и черчения как мотивация к изучению предметов», г. Наро-Фоминск, 27.03.2009 г., 15 человек.
2. Школьный «Бал науки: Глаза твоей души – твой светлый разум», МОУ Селятинская СОШ №1, 21.05.09г., 120 человек (администрация школы, ученики 5-8 классов, учителя-предметники и родители).
3. Выступление на отчетном заседании Управляющего Совета школы по теме «Научное общество в школе. Предпосылки его открытия и перспективы развития», МОУ Селятинская СОШ №1, 24.09.2009 г., 50 человек.
4. Выступление областной Интернет-конференции «Система непрерывного образования на базе «РКЦ-ММЦ» как педагогическая инициатива МГОУ в рамках проекта «НАША НОВАЯ ШКОЛА по теме: «Применение информационной среды на уроках изобразительного искусства и художественного труда как средства творческого развития младших подростков», г. Москва, Институт открытого образования МГОУ, 22.10.2009 г., 30 человек.
5. Выступление на районном семинаре директоров по теме «Научное общество в школе «Предпосылки открытия и перспективы развития», открытое мероприятие «Бал науки», МОУ Селятинская СОШ №1, 19.02.2010 г., 40 человек.
6. Выступление на областном научно-методическом семинаре «Час ученичества, он в жизни каждой торжественно неотвратим» по теме «Роль учителя в творческом развитии подростка», Г.Москва, ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, 01.03.2010 г.
7. Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы философии» по теме «Одарённый ребёнок: пути выявления и развития в общеобразовательной школе»; г. Красноярск, сентябрь 2011 г., 50 человек.
8. Выступление на районном семинаре учителей математики «Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся. Портфолио ученика как результат творческой деятельности» по теме «Научное общество в школе. Предпосылки открытия и перспективы развития», МОУ Селятинская СОШ №1, 25.10.2010 г., 30 человек.
9. Выступление на областном семинаре «Выявление и поддержка одаренных детей в области искусства» по теме: « Научно-исследовательская деятельность подростков в художественно-эстетической области как средство выявления творческой одаренности и фактор творческого развития», МОУ Гимназия "Тарасовка" Пушкинского р-на, 19.11.2010г., 35 человек.
10. Выступление на районном семинаре завучей по теме: «Особенности организации НОУ в школе», МОУ Селятинская СОШ №1, 23.12.2010 г., 30 человек.
11. Школьный «Бал науки» (отчетное мероприятие Научного общества учащихся «Творчество и поиск»), МБОУ Селятинская СОШ №1, 16.05.2012 г., 120 человек.
12. Доклад на IV Всероссийском форуме «Молодёжь в развитии села». Круглый стол №3 «Совершенствование воспитательной работы в учебных заведениях» по теме: «Нравственное воспитание подрастающего поколения посредством искусства в условиях общеобразовательной школы», г. Москва, ВВЦ, 12-13.10.2012 г., 150 человек.
13. Выступление на районном семинаре заместителей директоров школ по воспитательной работе по теме «Школьное научное общество учащихся как форма работы с обучающимися по развитию одаренности», МБОУ Селятинская СОШ №1, 30.10.13 г., 25 человек.
14. Выступление на областной научной сессии «Инновации в художественной педагогике» по теме «Взаимодействие семьи и школы в реализации ученической проектно-исследовательской деятельности художественно-эстетической направленности», г. Москва ГБОУ ВПО МО «Академии социального управления», 19.12.2013 г.
15. Школьный «Бал науки» (отчетное мероприятие Научного общества учащихся «Творчество и поиск»), МБОУ Селятинская СОШ №1, 30.04.2014 г., 120 человек.
16. Мастер-класс на II районном слете-фестивале победителей и лауреатов конкурсов профессионального мастерства по теме «Работа с одаренными детьми. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся», г. Наро-Фоминск, СОШ №3, 24.09.2014 г., 14 человек.
17. Районный семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по теме «Организация методической работы в условиях введения ФГОС». (Организация мероприятия и выступление по теме «Работа с одаренными детьми. Возможности и перспективы»). МБОУ Селятинская СОШ №1, 28.11.14 г., 40 человек.
18. Выступление на педагогическом совете «Риски введения ФГОС» по теме «Риски в работе с одарёнными детьми», МАОУ Селятинская СОШ №1, 10.04.2015 г., 60 человек.
19. Мастер-класс на районном «Методическом автобусе» клуба «Профессионал» победителей и лауреатов конкурсов профессионального мастерства по теме «Возможности и перспективы развития детской одарённости в общеобразовательном учреждении», г. Верея, 28.04.2015 г., 12 человек.
20. Выступление на Международной научно-практической интернет-конференции «Ресурсы развития военно-патриотического воспитания молодёжи в образовательной среде школы» (К 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне) по теме «Патриотическое воспитание обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности, основанной на интеграции предметов «История России» и «Изобразительное искусство», г. Москва, ГБОУ ВПО МО «Академии социального управления», 29-30.04.2015 г., 200 человек.
21. Выступление на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования профессиональной компетентности учителей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, педагогических работников образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО, НОО, О(С)О» по теме "Развитие профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства в процессе организации проектно-исследовательской деятельности школьников", г. Москва ГБОУ ВПО МО «Академии социального управления», 14.05.2015 г., 50 человек.
22. Выступление на региональном круглом столе «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в процессе изучения предметов искусства в условиях реализации ФГОС ОСО» по теме «Научное общество учащихся как фактор развития исследовательских компетенций обучающихся», г. Москва, ГБОУ ВПО МО «Академии социального управления», 22.10.15 г., 55 человек.
23. Выступление на III Международной научно-практической конференции «Воспитание подрастающего поколения в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы развития» по теме «Воспитательный потенциал проектно-исследовательской деятельности учащихся», ГБОУ ВПО МО «Академии социального управления», 16.03.2016 г., 200 человек.
24. Выступление на региональном педагогическом марафоне (в рамках Регионального Форума «Передовые педагогические практики в образовательном пространстве Московской области») по теме «Особенности развития детской одарённости», г. Наро-Фоминск, 30.03.2016 г., 15 человек.
25. Выступление на педагогическом совете «Работа с одарёнными детьми в рамках ОУ», МАОУ Селятинская СОШ №1, 15.04.2016 г., 60 человек.
26. Мастер-класс на районном «Методическом автобусе» клуба «Профессионал» победителей и лауреатов конкурсов профессионального мастерства по теме «Организация проектно-исследовательской деятельности в ОУ. Школьное научное общество», МБОУ Петровская СОШ, 26.04.2016 г., 10 человек.
27. Школьный «Бал науки», МАОУ Селятинская СОШ №1, май 2016 г., 110 человек.
28. Открытое мероприятие «Бал науки» на районном «Методическом автобусе» клуба «Профессионал» победителей и лауреатов конкурсов профессионального мастерства, МАОУ Селятинская СОШ №1, 26.04.2017 г., 30 человек.
29. Школьный «Бал науки», МАОУ Селятинская СОШ №1, 05.05.2017 г., 120 человек.
Результаты проекта «Первые шаги в науку» отражены в научных публикациях:
1. Чернилевская, О.Н. Проектно-исследовательская деятельность как фактор патриотического развития школьников и повышения профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства. [Текст] О.Н. Чернилевская // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 2. – М.: АСОУ, 2016. – 1537 с. – С. 594-601.
2. Чернилевская, О.Н. Планируемые результаты по предмету «Изобразительное искусство» (5-7 классы). [Текст] О.Н. Чернилевская // Планируемые результаты обучения. Музыка. Изобразительное искусство. Искусство. Мировая художественная культура. Народное творчество: методические рекомендации / под ред. Д.В. Корнева, Г.П. Сергеевой. – Балашиха: МБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр», 2015. – 208 с. – С.46-85.
3. Чернилевская, О.Н. Патриотическое воспитание обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности, основанной на интеграции «Истории» и «Изобразительного искусства». [Текст] О.Н. Чернилевская // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно -практических конференций / Науч. ред. Л.Н. Горбунова. – М.: АСОУ, 2015. – 3151 с. – С.1285-1294. http://asou-mo.ru/conf-e.shtml
4. Чернилевская, О.Н. Достижение личностных результатов основного общего образования средствами изобразительного искусства. [Текст] О.Н. Чернилевская //- Воспитание подрастающего поколения в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции: АСОУ, 2014. http://asou-hud-estet.jimdo.com/
5. Чернилевская, О.Н. Семейный исследовательский проект как средство формирования личности ребенка. [Текст]. О.Н. Чернилевская // Сибирский учитель. № 6 (91), декабрь 2013. – С. 51-56.
6. Чернилевская, О.Н. Искусство выпрямляет душу. [Текст] О.Н. Чернилевская //Учительская газета. № 2 от 15 января 3013 г. – М. – 24 с. – С. 14.
7. Чернилевская, О.Н. Научные общества в общеобразовательной школе. [Текст] О.Н. Чернилевская // Развитие творческой молодежи в информационной образовательной среде: Монография / Бочаров М.И.и др. Под общ. Ред. Зенкиной С.В. - М.: МАКС Пресс, 2012. - 192 с. - С.158-164.
8. Чернилевская, О.Н. Основные направления преподавания изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС. [Текст] О.Н. Чернилевская // Подготовка образовательных учреждений к введению Федеральных образовательных стандартов основного общего образования. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура: Методические рекомендации / под ред. Г.П. Сергеевой, И.А. Переверзевой. – Кашира: МБОУ «Учебно-методический центр», 2012. – 64 с. – С.24-38.
9. Чернилевская, О.Н. Творческое развитие подростков в процессе интеграции изобразительного искусства и художественного труда в рамках школьного научного общества учащихся. [Текст] О.Н. Чернилевская // Образование. Наука. Научные кадры № 4/11 - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – С. 244-246.
10. Чернилевская, О.Н. Теоретические предпосылки творческого развития подростков. [Текст] О.Н. Чернилевская // Образование. Наука. Научные кадры №3/11 - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – С. 181-184.
11. Чернилевская, О. Н., Шишов, С. Е. Актуализация проблемы творческого развития подростков как социально значимой необходимости. [Текст] О.Н. Чернилевская, С.Е. Шишов // Актуальные проблемы философии: Сборник научных работ студентов и молодых ученых по итогам Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск: СибГТУ, 2011. – С. 142-145.
12. Чернилевская, О.Н. Научное общество учащихся – форма просветительства и творческого развития учителя и подростков. [Текст] О.Н. Чернилевская// Традиции просветительства в деятельности образовательных учреждений Подмосковья: сборник научно-методических статей / сост. и отв. ред. Г.П. Сергеева, И.В. Пигарева. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. – С. 43 - 47.
13. Чернилевская, О.Н. Информационная среда на уроках изобразительного искусства и художественного труда как средство творческого развития младших подростков. [Текст] О.Н. Чернилевская // Совершенствование технологий работы с одаренными детьми: Сборник научных статей (материалы интернет-конференции). / Под редакцией проф. Крившенко Л.П. - М.: ООО Диона, 2009. – С. 32-37.

Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ» – это мероприятие для школьников в возрасте от 7 до 14 лет, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью. Национальная система «Интеграция» предлагает участникам создать проект со своими идеями, разработками или исследованиями и представить его для оценки перед экспертным жюри.

Конкурс состоит из двух туров – Всероссийский заочный конкурс и Всероссийский очный конкурс (детская конференция). : конкурсные материалы направляются на экспертизу в экспертные советы по электронной почте [email protected] . Всероссийский очный конкурс : выступления соискателей с результатами своей работы и их защита перед жюри – экспертными советами.

Цель конкурса

Основной целью проведения конкурса является создание условий для формирования интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской, интеллектуальной деятельности обучающихся младшего и среднего возраста; получение возможности донесения результатов трудов обучающихся в виде докладов и печатных изданий, как до широкого круга специалистов, так и до сверстников, желающих приобщиться к исследовательской деятельности.

Всероссийский заочный конкурс

Конкурсные материалы направляются на экспертизу в экспертные советы по направлениям конкурса. На основании протоколов экспертных советов Оргкомитет принимает решение об утверждении результатов заочного тура Конкурса и присвоении его победителям звания «Лауреат заочного тура Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке».

К участию в конкурсе допускаются работы, подготовленные одним или двумя авторами под руководством одного научного руководителя.

Тезисы победителей заочного конкурса публикуются в сборнике тезисов конкурсных работ. Сборник издается до начала очного мероприятия, вручается всем участникам детской конференции, а также размещается на сайте. Для правильного оформления тезисов ознакомьтесь со статьей «Рекомендации по подготовке тезисов»

Всероссийский очный конкурс

Предусматривает выступления соискателей с результатами своей работы и их защиту перед жюри – экспертными советами. С подробным описанием регламента выступления на очном мероприятии ознакомьтесь в статье «Памятка участника очного мероприятия»

Соискатели имеют право представить на защиту только одну работу и только по одному из направлений Конкурса.

Победители очного Конкурса и их научные руководители, принимавшие участие во Всероссийской конференции, награждаются дипломами «За победу во Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» и именным Золотым знаком отличия «Первые шаги в науке» . С фотоотчётом о прошедших мероприятиях можно ознакомиться .

Направления конкурса

- биология;
- география;
- информационные технологии, математика;
- история, военная история;
- краеведение;
- культурное наследие и современное искусство;
- лингвистика;
- литературоведение и литературное творчество;
- медицина и здоровый образ жизни;
- психология, социология;
- родословие;
- сельское хозяйство;
- технологии и техническое творчество;
- физика;
- химия;
- экология, безопасность жизнедеятельности

Научные руководители

В рамках детской конференции для преподавателей, организаторов научной, творческой и проектной работы с детьми и молодёжью и сопровождающих традиционно проводятся педагогические форумы, научно-методические семинары с выдачей соответствующих свидетельств.

Обращаем внимание научных руководителей конкурсных работ соискателей на то, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.04.2014 г. № 276 (зарегистрирован Минюстом России 23.05.2014 г. за № 32408) «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» …высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе …выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

С размером целевого финансирования можно ознакомиться на странице «Целевое финансирование и документы»

Отправка участником пакета документов на конкурс означает согласие участника со всеми условиями Положения о конкурсе, а также согласие на обработку персональных данных участника в соответствии с ФЗ-152 «О персональных данных», публикацию результатов конкурса на сайте, информационную рассылку.

Елена Куткина
Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку». Развитие познавательной активности старших дошкольников

Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку »

Развитие познавательной активности старших дошкольников

Краткая аннотация проекта

Целью данного проекта является организация работы педагогического коллектива ГБОУ школа 536 ДО7 в обеспечении условий для развития личности старших дошкольников , в усвоении ими представлений о взаимосвязи природы и человека, в овладении способами взаимодействия с окружающей средой.

Эта работа будет осуществляться через исследовательскую поисково- познавательную деятельность , протекающую в форме экспериментальных действий. В процессе разных форм работы, обеспечивается мироведение детей, их личностный рост.

Проект краткосрочный , рассчитан на 9 занятий, имеет узкую специализацию (свойства материалов) . Проект включает в себя несколько этапов реализации (подготовительный, внедренческий, обобщающий этапы) .

При подтвержденных позитивных результатах в дальнейшем эта работа будет продолжаться. Планируется на основе проекта наработать программно-методические материалы по взаимодействию ДО с семьей, педагогами дополнительного образования.

Исполнителем является педагог-психолог Куткина Е. Ю.

Для реализации проекта создана инициативная группа педагогов, в состав которой вошли : воспитатели Силаева А. В., Парфёнова Н. А.

Актуальность

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии проникли в жизнь каждого человека, в том числе и дошкольника . Как следствие произошло вытеснение интереса к предмету и его свойствам, интересом к средствам передачи информации об окружающем мире. При этом процесс решения познавательных задач заместился подбором готовых стереотипных ответов. Что привело педагогов дошкольных учреждений к осознанию необходимости изменения подходов к познавательному развитию ребенка .

Подверглось существенным изменения и Российское образование. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации требует от педагога, чтобы программы обеспечивали развитие личности , в том числе мотивации и способности детей в различных видах деятельности, в определенных направлениях развития и образования .

Безусловно, это требует от педагога пересмотра технологий, ориентируя его на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения .

Среди всевозможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

К сожалению, анализ современной практики дошкольного образования показывает, что педагоги до сих пор сохраняют дисциплинарные приемы в работе, характерные для учебной модели взаимодействия с ребенком, что значительно снижает возможности появления у дошкольников самостоятельного познавательного опыта . Объектная позиция, в которую попадает ребенок, приводит к снижению его мотивации в познавательной деятельности .

Названные обстоятельства свидетельствует об обострении противоречия между повышением требований к средствам поддержки детской инициативы в познавательной деятельности и недостаточной разработанностью комплексного методического сопровождения процесса формирования познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте .

Эти противоречия определили проблему исследования : поиск наиболее оптимальных педагогических условий использования экспериментального метода в познавательном развитии ребенка старшего дошкольного возраста .

Цель :

Развитие познавательной активности дошкольников старшего возраста в процессе детского экспериментирования.

Задачи :

1. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

2. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование;

3. Создать и внедрить модель процесса развития устойчивого познавательного интереса и исследовательской активности в поисково – исследовательской деятельности дошкольников ;

4. Удовлетворить любознательность детей в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности;

5. Помочь детям овладеть основополагающими культурными формами упорядочения опыта.

6. Расширить представления детей об окружающем мире;

7. Развивать дошкольника в социально-личностном направлении;

8. Сформировать у родителей мотивацию к работе с детьми над развитием познавательной активности .

Предполагаемые результаты :

в отношении детей :

положительная динамика интеллектуальной компетентности дошкольников ;

повышение уровня развития любознательности ;

обладание исследовательскими умениями и навыками;

повышение уровня развития познавательных процессов ;

речевое развитие ;

развитие личностных характеристик;

умение представить и защитить проект .

- в отношении родителей :

расширение включенности семьи в процесс развития исследовательского поведения детей – как внутреннего ресурса раскрытия их способностей и одаренности;

повышение родительской ответственности за процесс и результаты развития личности собственного ребенок;

повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Методические приемы обучения :

информационно-познавательный :

беседа, объяснение, уточнение, сравнение, анализ, вопросы и др. ;

игровой :

создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, квест и др. ;

наглядный :

иллюстрации, показ, презентации и др. ;

практический :

выполнение практических действий детьми .

Этапы работы :

I этап. Подготовительный (Организационный) :

Изучение и анализ методической литературы по теме;

Составление планирования детской экспериментальной деятельности;

Подбор основного оборудования и материала

II этап. Внедренческий

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности;

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей

III этап. Обобщающий

Определение эффективности проведённой работы;

Анализ полученных результатов;

Обобщение результатов деятельности на педагогическом совете, презентация для воспитателей, буклеты для воспитателей и т. д.

На 1 этапе работы изучались материалы, в которых даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности .

Анализ методической литературы по данной теме, выявил ряд предполагаемых достоинств экспериментальной деятельности с детьми, а именно :

Более глубокое усвоение предметного содержания;

Высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;

-развитие творческого мышления;

Большое количество идей, их глубина, оригинальность;

Эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.

Было принято решение в занимательных опытах и экспериментах выявить свойства и качественные характеристики материалов неживой природы : глина, дерево, металл и материалов рукотворного мира : стекло, пластмасса, ткань, бумага, резина; в заключительном этапе эксперимента, подведении итогов и формулировании выводов использовать графическое фиксирование (схема) . Был составлен план детской экспериментальной деятельности.

Был осуществлён подбор основного оборудования и материала. Было решено - в работе использовать обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

На 2 этапе реализации опыта проводился комплекс мероприятий с детьми и родителями по экспериментальной деятельности.

Реализация комплекса мероприятий с детьми и родителями по экспериментальной деятельности.

Мероприятия

1. Занятия – эксперименты.

2. Квест «Поиски сокровищ » (Познавательная игра- развлечение по итогам изученного материала)

3. Выставка «Изучаю, экспериментирую, делаю» (детско-родительское творчество)

4. Онлайн - консультации родителей по детскому экспериментированию : «Организация экспериментальной работы по ознакомлению со свойствами материалов и их качественными характеристиками»

5. Создание альбома по детскому экспериментированию (сотворчество родителей и педагогов)

3 этап включает в себя анализ эффективности реализации опыта.

Мониторинг овладения детьми экспериментальной деятельностью показал устойчивую познавательную активность дошкольников (высокий и средний уровни познавательной активности ) .

В первую группу (высокий уровень) вошло 9 детей, что составляет – 56,25%. Познавательное отношение у дошкольников к экспериментальной деятельности устойчиво. Они проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видят проблему. Активно высказывают предположения. Осознано выбирают предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. В диалоге со взрослым поясняют ход экспериментальной деятельности. Доводят дело до конца. Формулируют в речи, достигнут или нет результат. Делают выводы.

Ко второй группе (средний уровень) относятся 7 детей - это 43,75%.

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого, высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) . Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно со взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать выводы по наводящим вопросам.

Дети с низким уровнем познавательной активности не выявлены .

Заключение

Данная работа доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, является мощным инструментом развития познавательной активности старших дошкольников .

Список используемой литературы :

Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска : поисковой деятельности детей дошкольного возраста »/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития ) .

Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников »/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

Короткова Н. А. «Познавательно -исследовательская деятельность старших дошкольников »/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой . Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. -СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2014.

Способ участия

1. по элект. почте: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Печатная версия наградного документа (отправка почтой РФ)

На конкурс принимаются исследовательские работы учащихся 5–9 классов по направлениям:

Научно-технические разработки : программные разработки; программные продукты для образования, науки, техники, экономики, искусства, созданные на основе стандартных пакетов прикладных программ; интернет-сайты; другие разработки, созданные на основе информационных технологий;

Разработки в области технического творчества, изобретательства; нанотехнологий; робототехники.

Естественные науки : астрономия и космонавтика; биология (общая биология, биология растений, биология животных), медицина; география; математика; программирование; физика; химия; экология (общая экология, промышленная исоциальная экология).

Гуманитарные науки : искусствоведение, история, культурная антропология (археология, этнография), военная история, политология, краеведение, культурология; лингвистика (русский, английский языки); литературоведение; педагогика и психология; право; экономика; философия.

Критерии оценки:

I. Исследовательский характер работы.
II. Новизна исследования, эвристичность.
III. Актуальность работы. Практическая и/или теоретическая значимость.
IV. Соответствие структуры работы общепринятым требованиям для научных трудов.
V. Грамотность и логичность изложения.

Формы оценки конкурсных работ:

Лауреаты I, II, III степени;
- участники: все остальные конкурсанты, не вошедшие в число лауреатов.
Количество призовых мест не ограничено и определяется качеством работ, участвующих в конкурсе.

Награждение. Что получают участники:

- По итогам заочного конкурса участникам высылается диплом Лауреата 1-й, 2-й или 3-й степени или свидетельство участника Всероссийского заочного конкурса "Шаги в науку". Педагогу – научному руководителю, подготовившему лауреата конкурса, выдаётся соответствующее свидетельство.

- Очный финальный тур :

Всероссийская конференция «Шаги в науку», которая будет проходить в 2 сессии: 1 сессия: с 24 по 26 апреля, 2 сессия: с 13 по 15 мая 2019 г.

Условия участия в заочном конкурсе исследовательских работ

Для участия в заочном конкурсе в оргкомитет отправляются:

Заявка организации, карточки участников (РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ФОРМЫ);

доклада для публикации в электронном журнале «Академиан» – не более 1 страницы; приложения, если есть.

Конкурсная работа, включая аннотацию (объем аннотации до 900 печатных знаков), объем работы составляет 10 – 20 страниц печатного текста. Аннотация располагается после титульного листа;

Папка с вложенными файлами перед отправкой архивируется . В названии папки указывается конкурс_город_краткое название учреждения_фамилия участника (русскими буквами), например: ШН_Братск_Гимназия №1_Иванов (нижнее подчеркивание без пробелов).

В теме письма эта же информация указывается так: ШН_Братск_Гимназия №1_Иванов.
В течение недели Вы должны получить подтверждение, что материалы получены. В противном случае необходимо продублировать отправку материалов с указанием в теме письма "Копия".

ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАБОТЫ БЕЗ СОАВТОРСТВА!

Требования к оформлению текста с работой

Текст конкурсной работы представляется на русском языке (или с обязательным переводом на русский язык) в электронном виде в формате Word, размер страниц А4, поля: слева – 2см, справа – 1 см, сверху и снизу – 2 см в текстовом редакторе Word, шрифт – семейства Times или Arial, размер шрифта 12 (кегль), выравнивание по ширине страницы.
Текст работы должен быть не более 20 страниц, машинописного текста.
Фотографии или приложения, относящиеся к работе, должны быть организованы отдельным файлом и иметь минимальное разрешение.
При заимствовании материала для работы из различного рода печатных или интернет источников необходимо приводить ссылки на данные источники с внесением их в список использованной литературы. Ответственность за нарушение авторских прав несет сам участник, а также его научный руководитель.

 


Читайте:



История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты

История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты

БЛАГОДАРНОСТИ Публикуя этот очерк, я должен для начала выразить благодарность двум людям, которым он многим обязан. В первую очередь Лорану...

Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения

Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения

Введение.Строение Вселенной в Древности 3Гелиоцентрическая модель Вселенной.Космологические модели Вселенной 1Космология 2Стационарная модель...

Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты

Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты

Украшает множество памятников и культуры. Один из таких - Царь-колокол. Памятник имеет не только выдающиеся размеры, но и интереснейшую историю....

Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Для изучения процессов, протекающих в организме, нужно знать, что происходит на клеточном уровне. А там важнейшую роль играют белковые соединения....

feed-image RSS