Разделы сайта
Выбор редакции:
- Пусть школьник почитает фантастическую трилогию
- Самые короткие басни крылова которые легко учатся
- Ты сер, а я, приятель, сед Анализ басни Волк на псарне
- Главный пограничник советского союза
- День образования военной инспекции минобороны рф Военная инспекция министерства обороны российской федерации
- Причины восстания черниговского полка
- Азот и его соединения Союз азота с алюминием 6 букв
- Консультация для родителей "Детям о космосе" консультация (подготовительная группа) на тему Дети должны знать и называть
- Андрей Фурсов «Вперед, к победе!
- Сравнительный оборот с союзом «чем …, тем …» с примерами
Реклама
Молодые люди скоро дошли до размышлений что. Презентация на тему " сложноподчиненное предложение" |
Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) то стали восхищаться великолепными декорациями (4) которые создали молодые художники.4)1, 2, 3, 45)2, 3, 46) 1, 2, 37) 1, 3, 4
Задание 19. 7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 1. Лес просыпался (1) и(2) хотя в чаще было еще сыро и сумрачно (3) но птицы уже начинали петь (4) а чуть позже на поляне появились первые бабочки. 2. Мы слишком рано приехали на пристань (1) и (2) чтобы скоротать время до отплытия теплохода (3) отправились к ближайшему кафе (4) где можно было покойно выпить чашечку кофе и обсудить планы на ближайшие несколько дней. 3. Становится как-то спокойней на душе (1) когда спустя долгие годы вновь попадаешь в знакомый с детства уголок природы (2) и (3) как ни отвык от тишины и медленного течения времени (4) с наслаждением слушаешь шелест старых лип. 4. Собакевич в четверть часа с небольшим доел всего осетра (1)так что (2) когда полицмейстер вспомнил было о нем (3)то увидел (4)что от произведения природы оставался один хвост. 5. Только в степи начинаешь понимать (1) сколько радости может дать человеку даже самая маленькая река(2) и каждый глоток воды здесь ценится по-особому. №3. Задание 19. 8.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 1.Я присел под лиственницей (1) чтобы отдохнуть (2) и (3) пока мои друзья готовили ужин (4) меня охватила сладкая дремота. 2. Море гудело все величавее (1)и (2) хотя влажный ветер валил с ног на обрыве (3) мы стали спускаться вниз (4) чтобы посмотреть на сверкающий пеной прибой. 3. После того как все достопримечательности города были осмотрены (1) решено было остаток вечера посвятить дегустации национальной кухни (2) и(3) когда навстречу попался небольшой французский ресторанчик (4) то друзья не раздумывая согласились на приглашение официанта и расположились за столиком на тенистой веранде. 4.В дверь настойчиво постучали (1) и (2) если бы не строгий запрет родителей (3) то Димка наверняка бы не удержался от искушения проверить (4) кто стоит за дверью. 5. У Егора не было музыкального слуха (1) и (2) сколько ни занимались с ним преподаватели (3) петь он так и не научился (4)зато в футболе ему не было равных во дворе. Задание 19.9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 1. Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2)если ты приедешь (3) я охотно расскажу о том (4)что меня теперь волнует. 2. Стояла жара (1) и (2) если вдруг налетал ветерок (3) и приносил с собой прохладу (4)деревья благодарно кивали ветвями. 3.Становится как-то спокойно на душе (1) когда спустя долгие годы вновь попадаешь в знакомый с детства уголок природы (2) и (3) как ни отвык ты от тишины и медленного течения времени (4) с наслаждением слушаешь шелест старых лип. 4.С Кузнецкого моста я заехал на кондитерскую на Тверской (1) и (2)хотя желал притвориться (3) что меня в кондитерской преимущественно интересуют газеты (4)не смог удержаться от нескольких сладких пирожков. 5. На собрании садового товарищества говорили о том (1) что (2)если не заменить электрические столбы (3)то зимой поселок может остаться без света (4) а старые опоры могут рухнуть под тяжестью снега. Задание 19.10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 1. Душа А.П. Чехова всегда страдала от скуки и праздности жизни (1) и (2)когда к писателю пришла огромная слава и преданная любовь к нему всего (3) что было в русском обществе умного и честного (4) он не замкнулся в недостижимости холодного величия. 2. Собака с минуту колебалась (1) но (2) когда мальчик протянул руку и позвал ее (3) призывно помахала хвостом (4) и с опаской подошла поближе. 3. Как только мы разложили в комнатах свои вещи (1)то все немедленно решили осмотреть город (2)но (3) так как экскурсионные автобусы отправлялись только через два часа (4) решили идти пешком. 4. Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу (1) и (2) если пристально вглядеться (3)то можно было увидеть ее тончайшее кристаллическое строение (4) и поразиться этому чуду природы. 5.Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника. Задание 19.11. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 1. Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить (1) то Виктор попал сюда впервые (2) и (3) хотя по рассказам знал многое (4) поражался всему (5) что видел. 2.Они заговорили о здоровье графини и общих знакомых (1) и (2) когда прошли те требуемые приличием десять минут (3)после которых гость может встать (4)Николай поднялся и стал прощаться. 3.Осень кончалась (1) и (2)хотя днем над землей еще царило влажное тепло (3) по ночам лужи уже покрывались коркой льда (4) а утром воздух был точно стеклянный. 4.После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков. 5. Маленькая девочка громко смеется (1) потому (2)что ей весело (3) и (4) весна шумит на дворе. . Задание 19.12. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 1.Умение сказать так (1) чтобы вас слушали и понимали (2) есть великое умение (3) которое дается весьма немногим (4) и (5) которым никто не имеет права пренебрегать. 2.В доме сразу услыхали стук копыт по мостовой (1) и (2) когда топот затих у входной двери (3) и сквозь стену донеслись голоса (4) хозяева замерли в тревожном ожидании. 3.Доиа мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника. 4.Гоголь верил в то (1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2) и (3) когда его поэма попала в руки читателей (4)он напряженно ждал минуты чудесного преображения. 5. Словарь отражает то(1) что происходит в мире (2) и (3)хотя не обязательно знать все содержание словаря (4)надо уметь пользоваться этой книгой. Задание 19. Ключи Формулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак. Правильный ответ 1, 2, 3, 4. В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, или сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Приведённая выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырёх простых предложений. Первое из них главное. К нему присоединено придаточное изъяснительное при помощи союзного слова каким . Третье предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза на Четвёртое представляет собой придаточную часть со значением времени и присоединяется к третьему при помощи временного подчинительного союза когда . Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: тему «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи». Сложноподчинённое предложение предполагает присутствие главной и придаточной части. Обнаружить, какое предложение является главным, а какое придаточным, позволяет подчинительный союз или союзное слово, которое может быть помещено только в придаточном предложении. От главного предложения задается вопрос к придаточному. Именно по характеру вопроса мы и определяем вид придаточного предложения. Установить границу придаточного и главного предложения достаточно легко: придаточная часть начинается с подчинительного союза или союзного слова: Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели, выгоды и «умного результата» (Д. С. Лихачёв). Как видим, это повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое предложение состоит из главного предложения и придаточного причины, которое присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ИБО. Вид придаточного мы определили по вопросу: почему? по какой причине? Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено впереди главного: «Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством» (Д.С. Лихачёв). Придаточное УСЛОВИЯ начинает предложение, затем следует главное. Правильно расставить знаки препинания в этом задании поможет знание темы «Виды придаточных предложений». Именно эту информацию содержит приведённая ниже таблица. Помните, что при определении вида придаточных мы опираемся на вопрос, который задаем от главной части к придаточной.
Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо знать и виды соподчинения придаточных предложений. Существует три вида соподчинения придаточных предложений главному: последовательное, однородное, параллельное. При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе — к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.:
При последовательном подчинении иногда союзы оказываются рядом, и надо знать о пунктуации на стыке союзов .
Стык союзов — это пространство в предложении между двумя союзами: между двумя подчинительными союзами; между сочинительным и подчинительным союзом. Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др. Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др. Сравните два предложения: \. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО+ЕСЛИ). В первом предложении у второго союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, поэтому на стыке союзов мы ставим запятую (ЧТО, ЕСЛИ). В втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде слова ТО (ЕСЛИ…ТО), поэтому на стыке союзов (ЧТО ЕСЛИ) мы не ставим запятой. При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению — однородными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду:
Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы не обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяющим два однородных придаточных, отсутствовала бы. Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах. |
Во втором предложеЦии два придаточных изъяснительных являются однородными, отвечая на один и тот же вопрос, который мы задаём от одного слова в главном предложении (объяснить ЧТО?), их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним не ставим. Так же можно прокомментировать и предложение № 3, приводимое ниже.
В четвёртом предложении мы видим, что при однородном подчинении (два придаточных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПОЧЕМУ.
В пятом предложение мы видим более сложный случай, когда второй союз при однородном подчинении опущен. Сложноподчинённые предложения с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением относятся к одному главному, но являртся разными по значению: «Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Лихачёву). Главное предложение — второе, первое придаточное присоединяется к нему при помощи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается предложение), второе придаточное (по порядку — третье) присоединяется к главному при помощи подчинительного союз^ ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточных относятся к одному главному, но являются разными по значению, т.е. мы видим параллельное подчинение. «Тот, кто дожидаемся удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать» (Франклин). Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные вопросы, являются придаточными разного вида, поэтому перед нами сложноподчинённое предложение с параллельном подчинением придаточных.
В задании 19 бывает рщё одна трудность: пунктуация перед союзом И. Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая, а в каком нет (знаки препинания не расставлены):
В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 мы поставим запятую: это стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 2, 3, 4. Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа: «мы ужинали», вторая грамматическая основа: «девочка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4. Для выполнения задания используйте следующий алгоритм:
Образец применения алгоритма при выполнении задания 19: Расставьте знаки препинания в следующем предложении: Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город. Это сложноподчинённое предложение, состоящее из главной части {«Летом прошлого года я окончил институт и просто поражен был») и двух придаточных {«когда приехал из Петербурга», «как изменился наш город»). В этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное подчинение придаточных предложений к главному. Придаточное времени присоединяется при помощи союза КОГДА, а придаточное изъяснительное связано с главным посредством союзного слова КАК. Перед союзом И, на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные члены: «окончил и поражён был». На месте цифры 2 зацятая необходима: это стык союзов И + КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 2, 4 занятые ставятся как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 2, 3, 4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Задание № 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В сказках часто повествуется о том (1) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой (2) и (3) если говорить о владимирских печах (4) то сказочники были недалеки от истину. Задание № 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройїи ещё несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело. ————————————————— 1————————————— Задание № 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Молодые люди ско^о дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения. Ответ:__________________________________ . Задание № 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок. Ответ:__________________________________ . Задание № 5. Расстарьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стояіь запятые. Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли решить (3) когда начать восхождение. Ответ:__________________________________ . Задание № 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над простором Волги. Ответ:______________________________ . Задание № 7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна. Ответ:__________________________________ . Задание № 8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил её на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него. Ответ:__________________________________ . Задание № 9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязанностью (4) так как это определялось семейными традициями. Слайд 2 Повторим СПП:
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно. Слайд 3 Подчинительные союзы:
Слайд 4 Союзные слова:который, какой, чей, какой, где, куда. откуда, отчего, сколько… Частицы: ли, лишь Слайд 5 Место придаточного предложения
Слайд 6 Виды придаточных предложений:определительные- (какой?) изъяснительные– (падеж. вопросы) обстоятельственные –(места, времени, условия, причины, цели, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения, уступки). Слайд 7 Придаточное определительное предложениеОколо дома посадите астры, нежные цветы которой украшают сад до ноября. Извилистые дорожки, плавные линии которых манят в глубину участка, делают сад загадочным. Слайд 8 Виды связи:последовательное подчинение;
параллельное подчинение.
Слайд 9
однородное подчинение;
неоднородное подчинение.
(Что? и с какой целью?) Слайд 10 Стечение двух союзови когда…то который если… то что если…то так что когда…то что хотя…но что когда…то
Слайд 11
Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предметом его серьёзного увлечения. 1) 1,2,4 2) 2 3) 1,3 4) 2,4 Слайд 12
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях. 1) 1,4 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,3,4 Слайд 13
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты. 1) 1,4 2) 2 3) 3 4) 1,2,4 Слайд 14
предложении должны стоять запятые? Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения. 1) 1,3,4 2) 2 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4 Слайд 15
предложении должны стоять запятые? Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли решить (3) когда начать восхождение. 1) 1,3 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3 Слайд 16
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны. 1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,3 4) 2,3 Слайд 17
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую берёзовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами. 1) 1,2,3 2) 2,3 3) 3 4) 1,2 Слайд 18
Среди предложений 3-19 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Напишите номер этого сложного предложения. (З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы? (10)Выслушав её, я призадумался. (П)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым. (15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула. (17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих - и это во всех областях жизни. Слайд 19
Среди предложений 14-21 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений. (14)Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил. (15)Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16)Да и просто мягкой и доброй почвой. (17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить - о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей. (21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим. Слайд 20
Всем спасибо! Посмотреть все слайды |
Новое
- Самые короткие басни крылова которые легко учатся
- Ты сер, а я, приятель, сед Анализ басни Волк на псарне
- Главный пограничник советского союза
- День образования военной инспекции минобороны рф Военная инспекция министерства обороны российской федерации
- Причины восстания черниговского полка
- Азот и его соединения Союз азота с алюминием 6 букв
- Консультация для родителей "Детям о космосе" консультация (подготовительная группа) на тему Дети должны знать и называть
- Андрей Фурсов «Вперед, к победе!
- Сравнительный оборот с союзом «чем …, тем …» с примерами
- Уральские рабочие в армии колчака