Главная - Медицина 
Интересные темы для нпк русский язык. Пример учебно-исследовательской работы по русскому языку "энциклопедия одного слова"

МОУ Киргинцевская СОШ


Исследовательский проект
по русскому языку

Паспорт слова «голова»


Выполнила:
Ученица 6 класса
Конева Ольга
Проверила:
Учитель русского языка
Маер И.А.


Киргинцево 2011


Оглавление

Введение

Паспорт слова «голова»
§ 1. Этимология слова
§ 2. Семантические свойства

§ 4. Родственные слова

Выводы
Список литературы
Содержание

Введение

Каждое слово уникально. Даже слова служебных частей речи имеют множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом, а воспринимаем их в совокупности. Актуальность данной работы заключается в том, что я буду анализировать не новое слово, которое еще не «притерлось», а слово из ежедневного обихода. То слово, которое мы с вами даже не замечаем при произношении.
Цель проекта: составить паспорт слова «голова», то есть произвести его полный лингвостилистический анализ.
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
1. Определить происхождение слова «голова»;
2. Проанализировать семантические свойства данного слова;
3. Проверить реализацию слова в словарях синонимов и антонимов и т.д.;
4. Выявить слова, родственные слову «голова»;
5. Проверить, как часто употребляется слово во фразеологизмах, а также в пословицах и поговорках;
6. Рассмотреть, есть ли такое слово в других языках.
Тезис: каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа.
Вы когда-нибудь заглядывали в паспорт человека? В нём очень много сведений: где и когда родился его обладатель, как его зовут, есть ли у него семья, где он проживает. Паспорт - основной документ для каждого
Паспорт имеют не только люди. Например, есть паспорта у автомобилей - в них указываются важнейшие технические характеристики автомашин. Прилагаются паспорта и к бытовым приборам, аудио и видеотехнике: в них рассказано, для чего предназначено то или иное устройство, как им правильно пользоваться.
Каждому слову языка тоже можно выдать свой паспорт. Что же будет в нём написано?
Во-первых, можно указать происхождение слова. Какие-то слова живут в языке давно, они родились в нём и принадлежат ему (их называют исконными), какие-то пришли из других языков (это - слова заимствованные).
Во-вторых, слово имеет возраст. Есть слова - пенсионеры (устаревшие слова), а есть только недавно появившиеся на свет слова - малолетки (их называют неологизмами).
В-третьих, у слов могут быть различные области употребления. Одни слова знают все, они всем понятны (их называют общеупотребительными словами). Другие известны только жителям какой¬-либо территории (диалектизмы) или людям одной определённой профессии (термины и профессионализмы).
Наконец, слова могут иметь определённую стилистическую окраску. Какие-то слова встречаются только в разговорной речи (они так и называются разговорные слова), какие-то услышать можно редко, поскольку употребляются они в основном в книгах (книжные слова).
Если суммировать всю информацию про слово, то мы и получим его паспорт. Однако чтобы правильно указать тот или иной признак слова, нужно провести большую предварительную работу.

Паспорт слова «голова»
§ 1. Этимология слова
Происходит от праславянской формы *golva, от которой в числе прочего произошли: старославянское глава, русское, украинское голова́, болгарское глава́, сербохорватское гла́ва, словенское glâva, чешское, словацкое hlava, польское głowa, литовское galvà, латышское galva, древне - прусское gallū. Предположительно, родственно армянское գլռւխ (gluẋ) «голова» из *ghōlū-. Праславянское *golva могло бы быть родственно желвь «черепаха, желвак».
§ 2. Семантические свойства
1. часть тела человека, либо другого позвоночного животного или насекомого, в которой находятся органы зрения и рот ◆ Настольная лампа ярко и привычно освещала часть заваленного бумагами стола, голова и лицо Скварыша тонули в тени. Василь Быков, «Бедные люди», 1998 г.
2. перен. умный, смышлёный человек ◆ - А вы читали, какую речь произнес Сноуден на собрании избирателей в Бирмингаме, этой цитадели консерваторов? - Ну, о чем говорить… Сноуден - это голова! Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой телёнок», 1931 г.
3. перен. ум, интеллект ◆ Надо работать не только руками, но и головой.
4. перен. передняя часть чего-либо длинного ◆ Вот голова поезда показалась на границе станции, и мы пошли в поселок, а Глухарь так и не произнес ни слова, думал всю дорогу, будто решал, как ему быть. Владимир Чивилихин, «Про Клаву Иванову», 1964 г.
5. перен. единица учёта скота ◆ Летом на Сахалин завезут две тысячи голов крупного рогатого скота.
6. перен. большой кусок пищевого продукта шарообразной или конусовидной формы ◆ В тот день я уже обменял все шкуры на пару пучков стрел и несколько голов сыра. ◆ Сахарная голова, извлечённая из формы, заворачивалась в специальную плотную бумагу синего цвета, которая так и называлась - сахарная бумага.
§ 3. Синонимы и антонимы слова голова
Синонимы
башка, тыква, башка, ум, интеллект, мозги, мозг, память, начало, кругляш, головка
Антонимы
хвост
§ 4. Родственные слова
уменьшительно - ласкательные формы: головка, главка, главица, головушка, заголовочек
уничижительные формы: головёнка
увеличительные формы: головища, головище
имена собственные: Главлит
фамилии: Головин, Головнин, Голованов
топонимы: Черноголовка
простые существительные: боеголовка, болиголов, вертиголовка, власоглав, возглавие, глава, главарь, главбух, главврач, главенство, главк, главковерх, главком, главначпупс, главник, главнокомандование, главнокомандующий, главноначальствующий, главноуправляющий, главнушка, главотяжь, голован, головастик, головач, головень, головец, головёшка, головизна, головик, головиха, головица, головня, головник, головничанье, головничество, головогрудь, головогрыз, головогрызка, головок, головокружение, головолом, головоломка, головомойка, головомытие, головоногое, головонька, головорез, головотряс, головотяп, головотяпство, головство, головчатка, головщик, головщина, головщица, головяница, головяшка, заглавие, заголовок, замглавы, змееголов, змееголовка, змееголовник, иглоглав, изголовок, изголовье, китоглав, круглоголовка, наголовник, надглавок, надглавье, обезглавливание, оглавление, оголовок, оголовье, поголовщина, поголовье, подголовник, подголовок, подголовье, подзаголовок, псоглавец, рогоглавник, синеголовник, сорвиголова, толстоголовка, тупоголовость, уголовник, уголовница, черноголовка, черноголовник
прилагательные: безглавый, безголовый, белоголовый, большеголовый, бритоголовый, главнейший, главный, головастый, головнистый, головокружительный, головоломный, головоногий, головорезный, головотяпский, головной, головчатый, двуглавый, двухголовый, длинноголовый, дубиноголовый, желтоголовый, заглавный, заголовочный, зеленоголовый, златоглавый, золотоглавый, змееголовый, короткоголовый, крепкоголовый, круглоголовый, крупноголовый, многоглавый, одноглавый, остроглавый, остроголовый, плоскоголовый, поголовный, подголовный, подзаголовочный, псоглавый, пустоголовый, пятиглавый, русоголовый, светлоголовый, свиноголовый, седоголовый, семиглавый, сивоголовый, сизоголовый, синеголовый, скрытоглав, слабоголовый, среброголовый, стоглавый, твердоголовый, треглавый, трёхглавый, трёхголовый, тупоголовый, уголовный, черноголовый, четырёхглавый, шестиглавый
глаголы: возглавить, возглавиться, возглавлять, возглавляться; голованить; главенствовать; головничать, головствовать; обезглавить, обезглавиться, обезглавливать, обезглавливаться; озаглавить, озаглавливать
наречия: головоломно, наголову, поголовно.
§ 5. Слово «голова» во фразеологизмах, пословицах и поговорках
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
ломать голову
морочить голову
повесить голову
выше голову!
не укладываться в голове
выше головы не прыгнешь
очертя голову
рыба гниёт с головы
выбросить из головы
ветер в голове
Конская голова (туманность)
больной на́ голову
с головы до пят
с ног на голову
не дружить с головой
каша в голове
голова садовая
как снег на голову
на голову выше
укоротить на голову
отвечать головой
брать в голову
кружить голову
терять голову
выбить из головы
выбросить из головы
сломя голову
не сносить головы
выдать головой
без царя в голове
сложить голову
валить с больной головы на здоровую
понурить голову
повесить голову
давать голову на отсечение
хоть кол на голове теши
посыпать голову пеплом
Пословицы и поговорки
хлеб - всему голова
одна голова - хорошо, а две - лучше
повинную голову и меч не сечёт
или грудь в крестах, или голова в кустах
Выводы
В ходе проделанной работы я сумела собрать очень много информации о слове «голова». Конечно, недостаток ресурсов, а главное – опыта не позволили проделать всю работу самостоятельно: приходилось обращаться к работам лингвистов, а также прибегать к помощи Интернет – ресурсов. В итоге мне удалось составить паспорт слова «голова». Это не вся информация о слове, но как и в любом паспорте, в этом будут чистые страницы, которые я со временем надеюсь заполнить.

Содержание:

Оглавление………………………………………………………………..стр. 2

Введение…………………………………………………………………..стр. 3

Паспорт слова «голова»………………………………………….............стр. 4
§ 1. Этимология слова…………………………………………………стр. 4
§ 2. Семантические свойства…………………………………….............стр. 4
§ 3. Синонимы и антонимы слова голова……………………………….стр. 5
§ 4. Родственные слова…………………………………………………..стр. 6
§ 5. Слово «голова» во фразеологизмах, пословицах и поговорках….стр. 7
Выводы……………………………………………………………………стр. 9
Список литературы…………………………………………………стр. 10

Большинство современных учителей склоняется к тому, что ученики школ должны получать практические знания, которые в дальнейшем помогут им успешно интегрироваться в общество. С этой целью рекомендуется отходить от классического формирования навыков и умений и предоставить детям другую модель образования, связанную с формированием личности и развитием своих творческих навыков.

Естественно, что внедрять формы такого образования следует еще в начальной школе . Научно-исследовательская деятельность – одна из них. Многие темы научно-исследовательских работ по разным предметам (английскому, русскому языку, литературе, математике и прочим дисциплинам) ориентированы в основном на учеников старших классов. Однако внедрять ее азы лучше всего уже в начальных классах, чтобы дети как можно раньше могли научиться самостоятельно собирать, анализировать и оценивать свою работу. Конечно же, ребенок должен иметь широкий выбор тем для анализа, об этом мы тоже поговорим ниже.

Задачи научно-исследовательской работы в начальных классах

Цель вовлечения учеников начальных классов в научно-исследовательскую работы – это стимуляция их творческого и интеллектуального потенциала в интересной форме.

Задачи такой работы следующие:

Специфика исследовательской деятельности в начальной школе

Исследовательская работа включает в себя такие этапы:

  • подбор темы;
  • постановка задач и целей;
  • проведение исследования;
  • подготовительные работы по защите своей темы;
  • защита работы.

Особенность проведения исследовательских работ в начальной школе заключается в особой роли учителя. Он должен направлять, стимулировать и увлекать детей, показывать им значимость проведения такой работы, а также активно привлекать родителей в качестве помощников.

Немало родителей, работа которых не связана с педагогической деятельности, почти не занимаются уроками и заданиями детей. А исследовательские работы – отличный шанс сблизиться с детьми с целью помочь им решить те или иные задачи – выбрать интересную тему, подобрать литературу, возобновить свои знания по английскому языку или математике и прочее.

В основном с первого по третий класс исследовательская работа в школе имеет коллективный характер, тема определяется самим учителем. А вот уже в 3-4 классе ребенок сам может выбрать тему в зависимости от своих наклонностей и увлечений. Кому-то больше нравится английский язык, кого-то привлекает природоведение или мировая литература.

Ниже мы приведем названия наиболее увлекательных тем исследовательских работ начальной школы. Их можно дополнять, изменять или расширять на свое усмотрение.

Перечень тем общего характера для учеников начальной школы

Предлагаем список общих тем для исследований , которые можно предлагать ученикам начальных классов:

Конечно же, приведенный список тем далеко не полный. Ребенок может выбрать сам наиболее интересную для себя с учетом своего хобби.

Ниже мы приведем перечни тем для исследовательских работ в школе как для учеников начальных, так и средних классов.

Темы для научной работы по русской литературе

Ученикам школ от 1 до 7-8 класса можно предложить такие темы по русской литературе:

Темы исследовательских работ по русскому языку для учеников 4-5 классов

Для старших классов начальной школы можно выбирать такие темы исследований, если ребенку интересен русский язык:

Темы научных работ по английскому языку

В данном случае трудно сказать, для каких учеников каких классов темы будут рассчитаны, поскольку в разных школах английский язык начинают учить по-разному. Кто-то уже учит его в первом классе, другие же – лишь с пятого. Предлагаем наиболее интересные темы, которые позволят детям углубиться в изучение английского:

Как правильно организовать исследование

Работа по выбранной теме для детей будет нелегкой. В первый раз ребенок будет в некоторой растерянности, ведь даже если тема будет для него близкой, он наверняка не будет знать, как начать ее исследовать, даже при наличии плана.

Но все очень просто. Сначала нужно задать себе несколько вопросов и записать свои ответы на них:

  • что я знаю по данной теме;
  • как я могу оценить ее;
  • какие выводы могу сделать.

Далее следует собрать материал по интересующей теме. Раньше ученики использовали для этого только библиотеки, но сейчас, с развитием интернета, возможности намного шире. Ведь в интернете можно отыскать не только статьи по определенным темам и непосредственно саму литературу, но также и архивы разных журналов и телепередач разных лет.

Не нужно стесняться спрашивать что-то у учителей, родителей и других старших товарищей.

Все полученные данные следует записывать, фотографировать, делать видео . Возможностей в этом отношении сейчас тоже намного больше, нежели у школьников, учившихся 20 лет назад и раньше.

Нельзя бояться проводить эксперименты и сравнительные анализы. Все выводы, сделанные ребенком самостоятельно, стоят намного больше, чем заученный назубок текст из учебника по тому или иному вопросу. Даже если они будут наивными и плохо обоснованными, но в этом и заключается прелесть творческой работы.

Чем больше дети современной школы будут вовлечены в творческую деятельность, начиная с первых классов, тем шире будет их кругозор , они смогут не бояться современного мира, научатся делать выводы по каждому вопросу, а не руководствоваться определенными догмами, которые, зачастую, уже морально устарели.


«…на ступени основного общего образования программа развития универсальных учебных действий должна быть направлена «на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности» в старшей школе результатом учебного процесса должно стать «формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно- исследовательской деятельности»









ВЫБОР ТЕМЫ Зависит: от интересов самого ученика и его руководителя; от направления работы кружка, факультатива, в рамках которого ведется исследование; планирования участия в какой-либо конференции; традиций учебного заведения и др. Один из способов помочь учащемуся в выборе темы – предложить в начале учебного года список тем для исследовательских работ


Слишком узкая формулировка темы Роль тире в поэзии М.Цветаевой Включение в формулировку метафор, инверсий Пропавшая грамота Слишком «широкая» формулировка темы Гендерные различия в русском языке Язык современной интернет - субкультуры Недочеты, связанные с формулировкой темы Смещение акцента с лингвистического исследования на исследование социологическое


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ 1)неразработанность данного вопроса (вообще или в рамках какой-либо теории), 2)существование несовпадающих подходов, 3)наличие определенных неясностей и пробелов в науке, которые следует обязательно сформулировать, 4)новые условия функционирования языковых единиц, 5)большая распространенность того или иного языкового явления, 6)развитие смежных наук, вызывающее потребность в изучении известного материала с новых позиций, 7)потребности науки, которые могут быть удовлетворены решением данной проблемы, 8)практическая значимость исследования для решения конкретных региональных проблем и профессиональных задач и др. АКТУАЛЬНОСТЬ











В работе по молодежному сленгу часть материала берется из живой речи школьников, часть – из специальной статьи ученого-лингвиста десятилетней давности, часть – из современного литературного произведения, часть – из Интернета; вместе объединена лексика школьников, студентов и... байкеров(!) МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ













Подводятся итоги работыЗАДАЧИЗАКЛЮЧЕНИЕ 1) рассмотреть понятие лексической сочетаемости в отечественной лингвистике; 1) Лексическая сочетаемость - это способность слова сочетаться в тексте с другими словами или формами. Прилагательные чаще всего сочетаются с именами существительными, обозначая признак предмета. В основе лексической сочетаемости лежит лексическое значение слова и особенности стилистической окраски. 2) охарактеризовать особенности имени прилагательного как части речи, выявить типы прилагательных по характеру производности/непроизводности, продуктивности /непродуктивности; 2) Производное прилагательное путинский, выражая общее значение отношения, свойственности или типической принадлежности тому, что названо мотивирующим словом, обнаруживает в современном русском языке широкую сочетаемость. 3) извлечь из Национального корпуса русского языка языковые единицы, содержащие лексему путинский 3) В Национальном корпусе русского языка обнаружено 390 с/у с прилагательным путинский (-ая, -ое, -ие), что является свидетельством продуктивности исследуемой словообразовательной модели.


Список использованной литературы - пронумерованный насквозь перечень источников в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием. Несколько работ одного и того же автора даются в хронологическом порядке. Если есть однофамильцы, литература располагается по алфавиту инициалов. В данный список включают только ту литературу, на которую были сделаны ссылки в тексте работы.

Исследовательская работа по русскому языку

Работу выполнил:

ученик 5 класса

Данилкин Максим

Руководитель работы:

Данилкина Людмила Валерьевна,

учитель русского языка и чтения

Казанское, 2014

Содержание

І. Введение

ІІ. Основная часть

    Определение термина

    Причины употребления

МАОУ Казанская СОШ

4. Вывод

ІІІ. Заключение

Литература

Приложения

Введение

Задачи исследования :

Объект исследования : речь учащихся МАОУ Казанская СОШ

Методы исследования :

2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;

3.Анкетирование;

4. Устный опрос

5. Анализ полученных результатов

Исходные данные : основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи

II . Основная часть

1.Теоретическое содержание исследования

1).Определение термина

Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки»

2).Причины употребления

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

    Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

    Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

    Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

    Мода на некоторые слова

прямо

блин

как бы

скажем

буквально

как говорится

собственно говоря

ведь

как его

видишь / видите (ли)

как сказать

так

в натуре

короче

так вот

в некотором роде

можешь/ете вообразить

так сказать

в общем (-то)

можешь/ете представить

там

вообще (-то)

на самом деле

типа

вот

на фиг

типа того

в принципе

того

в самом деле

нет

только

все такое

ну

то есть

в целом

ну вот

уже

дело в том, что...

правда

это

ёшкин кот

понимаешь

это самое / эт самое

знаешь / знаете (ли)

послушай

я имею ввиду

значит

прикинь

(я) скажу

итак

просто

70-е годы

80-90-е годы

2000-е годы

На самом деле

Как бы

Ну, ну ваще

Типа

Да?

Короче

Так сказать

Блин

Прикинь

Вот, вот так, ну вот

Это самое

Шикарно

Практически

М-м-м

Пипец

Фактически

Да не вопрос, без базара

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле » используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

В анкетировании и устном опросе принимали участие 30 учащихся 5 классов МАОУ Казанская СОШ (Приложение №1)

    Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.

4. Вывод

изучил литературу по теме исследования,

«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев

IV . Литература

2.Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев - Одесса, 1984

3.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.

4.«Словарь по общественным наукам» http :// www / i -u / biblio / archive / kuitura %5Irehti / 07/ aspx .

5. «Энциклопедический словарь юного филолога», М. «Педагогика», 1984г.

8.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.

9.Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3(47). – Т.,2005.

Приложение 1

Дорогой друг!

Прими пожалуйста участие в данном анкетировании. Ответь на следующие вопросы. Заранее благодарен!

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?

Приложение 4

(буклет прилагается)


Берестовая Анна

Исследование устной речи современного школьника.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ Крыловская основная общеобразовательная школа

Проект на тему:

Работу выполнила:

Берестовая Анна, ученица 6 класса

Руководитель: Клименко Л.В.,

2012 год

Исследовательская работа по русскому языку на тему:

«Лексикон учащихся 5-9 классов моей школы».

Выполнила: Берестовая Анна, ученица 6 класса МБОУ Крыловской оош

Руководитель проекта: Клименко Любовь Васильевна,

Учитель русского языка и литературы

Предмет : русский язык

Цель проекта:

Задачи проекта:

  1. Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика- диалектизмы и профессионализмы в речи учащихся.
  2. Определить понятия "жаргон" и "сленг".
  3. Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников среднего звена школы с целью определения:
  1. причин употребления школьниками жаргонизмов.
  1. Систематизировать материал.

Гипотеза: жаргонизмы -

Методы и приемы работы: чтение и анализ научной литературы, анкетирование, анализ анкет, сбор часто употребляемой ненормативной лексики. Результаты исследования будут изложены в форме доклада на уроке русского языка.

Объект исследования : учащиеся 5-9 классов МБОУ Крыловской оош.


Введение
1. Пояснительная записка
1.1. Область исследования, объект исследования.
1.2.Актуальность темы.

1.3. Формулировка цели и задач исследования.
1.4. Этапы исследования. Методы исследования.

2. Теоретические исследования
2.1. Диалектная лексика. Какое место занимают диалектизмы среди других групп слов? Востребованы ли они в наше время?

2.2.Профессиональные слова в лексиконе учащихся.
2.3.Что такое сленг?

2.4. Молодежный сленг.

2.5. Причины употребления сленга.

3. Практические исследования
3.1. Проведение анкетирования учащихся с целью определения:

  1. круга наиболее употребительных жаргонных слов,
  2. частотности употребления жаргонизмов,
  3. выяснения отношения школьников к молодежному сленгу.

4. Вывод

5. Список используемой литературы

6. . Приложения

Введение

С первого и по одиннадцатый класс мы изучаем русский язык. Это один из самых трудных школьных предметов. Но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому надо? Мне, моим друзьям- одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас. Моим детям, внукам. Всем нам, русским людям. Я искренне верю в то, что русский язык – « великий и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы.

Однако что же мы слышим сегодня из уст современной молодежи? « У тебя клевый прикид», «Классно мы потусили сегодня». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию лексики учащихся, определило проблему моего исследования.

1. Пояснительная записка

1.1. Область исследования –жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.
Объект исследования –устная речь учащихся моей школы
База исследования –обучающиеся 5-9 классов

МБОУ Крыловская основная общеобразовательная школа.
1.2. Актуальность :
- ограниченная лексика распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено в школьных учебниках русского языка;
- молодежный сленг и жаргонизмы –явления которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом;
- исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой;
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодежному сленгу, а также выявить причины использования учащимися подобной лексики.
1.3. Цель исследования: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся моей школы.

Гипотеза:

в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм - часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Так ли это?

Задачи:

  1. Определить состав групп общеупотребительной лексики в речи школьников.
  2. Определить «сленг».
  3. Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 5-9 классов школы с целью определения:

Используются ли в речи школьников диалектные и профессиональные слова;

Круга наиболее употребительных слов молодежного сленга и жаргонных слов;

Причин употребления школьниками сленга и жаргонизмов.

  1. Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.
  2. Сделать выводы по теме исследования.
  3. Выполнить компьютерную презентацию.

1.4. Этапы исследования:

Изучение научной литературы, подбор теоретического материала.

Проведение анкетирования, обработка результатов.

Написание проекта.

Создание компьютерной презентации

Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

Сбор лексики;
- анкетирование;
-анализ, сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).

2. Теоретические исследования.

2.1. Диалектная лексика. Какое место занимают диалектизмы среди

Других групп слов? Востребованы ли они в наше время ?

ЛЕКСИКА

Словарный состав русского языка с точки зрения сферы ее употребления можно отобразить в таблице:

Если слово в современном русском языке

употребляется свободно,

неограниченно

не вошло в состав свободно

употребляемой лексики


употребляется в определенной сфере деятельности (наука, делопроизводство и т.д.): дефис, рашпиль, нахлестка., скальпель, мольберт

употребляется определенной группой лиц для наименования предметов, имеющих в литературном языке свои названия: упакован-ный (богатый), тачка (машина), комп (компью-тер )

употребляется на определен-ной террито-рии:

голицы (варежки), бурак (свекла), гай (лес)

Общеупотребительная лексика

Профессиональная лексика

Диалект- ная лексика

Жаргонная лексика

Многие слова русского языка известны всему народу и употребляемы всеми. Эти слова являются общеупотребительными , например : вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить.

Но есть слова в русском языке, которые знают и используют в своей речи не все. Это необщеупотребительные слова. К необщеупотребительной лексике относятся диалектные, профессиональные, жаргонные слова и слова молодежного сленга.

К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику. На основе бесед с родителями, бабушками и дедушками, общаясь со своими сверстниками, я пришла к выводу, что в речи учащихся моей школы присутствуют диалектизмы. В речь школьников они проникают благодаря общению со старшими. В официальной обстановке (на уроках) ребята стремятся говорить на литературном языке, а дома некотрые из них используют и диалект. Это такие слова как : курчата (цыплята), кошелка (корзина), цибарка(ведро), буряк (свекла),дите (ребенок) и другие. Однако диалектных слов в речи наших школьников не так уж и много. В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся 5-9 классов. Я выделила несколько причин редкого употребления диалектов:

  1. Одни утверждают, что диалектизмы- это лексика старшего поколения, людей пожилого возраста;
  2. Другие считают, что в наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и, как говорят ребята, «старомодно»;
  3. Некоторые ответили « не знаю» что такое диалектизмы.

Конечно, жаль, что в нашей речи диалектных слов становится все меньше и меньше, а ведь какую выразительность, эмоциональность они придают языку! Например, рассказ М.А.Шолохова «Нахаленок». В этом рассказе писатель использует очень много диалектных слов, используемых донскими казаками. И когда мы читаем, как говорит Мишка или его дед, мамка или батянька, - нам смешно, и мы переносимся в казачью станицу начала прошлого века. И я думаю, что мы не должны забывать совсем те слова и выражения, тот язык, которым пользовались наши деды и прадеды.

Значение непонятного диалектного слова можно узнать из «Толкового словаря»

2.2.Профессиональные слова в лексиконе учащихся.

К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называют профессионализмами . Например , дефис, карбюратор, штемпель, товарооборот, скальпель .

Термин - это научное обозначение понятия (синтаксис, неравенство, климат, остров, монитор, подлежащее и другие.

В речи родителей, занимающихся разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Из лексикона родителей такие слова переходят в детский лексикон. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова и выражения, которые знают и употребляют в речи учащиеся. Например, , аккумулятор, радиатор, коробка передач , севооборот, агротехника , медикаменты , педиатр, окулист, лор.

2.3 Что такое сленг?

Существует несколько определений сленга.

Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.

Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Для чего же нужен сленг?

Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни». На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!») Наиболее удачным определением сленга, по-моему, является такое:

Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.

2.4.Молодёжный сленг

Молодёжный сленг - социальный диалект людей в возрасте 13 - 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской

На мой взгляд, понятие школьный сленг - разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. Из этого определения следует, что сленг относится к лексике ограниченной сферы употребления и

используется преимущественно в устном общении. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.

Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.

2.5 Причины употребления сленга.

Сленг – разновидность нелитературной речи. Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди.

Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в обиход?

Чтобы ответить на этот вопрос, я проводила языковое исследование: анкетировала обучающихся, проводила наблюдение (и на уроках, и на переменах, и вне школы). Выясняла, что учащиеся 5-9 классов моей школы активно используют в своей речи сленг, которому характерна яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому легко переходит в разговорно-бытовую речь, в просторечие.

В анкетах я попросила указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто. Анализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи учащихся следующие семантические группы сленга:

Название группы

Примеры

Части тела

Грабли, заготовки (руки), пачка, башня (голова), зенки, бельма (глаза), варежка (рот), локаторы (уши);

Слова,обозначающие людей по профессии

училка (учительница), водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (милиционер);

Бытовая техника

ящик, телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка (DVD);

Транспорт

мотик, мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, пятнадцатка (модели автомобилей)

Слова,обозначающие людей по родству

предки, родичи, родоки (родители), папан, папка (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья), братуха, браток (брат), мен (парень)

Учеба

домашка (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрошка

Продукты питания

хавка, хавать, хавчик, жрачка (еда), магаз, магазик (магазин), столовка (столовая)

Деньги

бабки, бабло, баксы, штука

Слова-оценки

классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно, отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(очень простое)

Глаголы

отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), пришить, забить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать);

Слова, обозначающие людей по их качеству характера

крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара, тормоз, шестерка, дятел, козел, чмо, дылда, корова

В результате исследования было выяснено, что обучающиеся активно используют сленг в своей речи. Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении какого-либо чувства (удивление – круто!, восторг – ва-у!, раздражение – отвянь и т. д.) Но интересен тот факт, что иногда без контекста, очень часто эти слова и выражения сопровождаются мимикой и жестами. Потому что без них бывает трудно понять смысл высказывания. Это подтверждается тем, что обучающиеся 7 класса не смогли подобрать все соответствия к сленговым словам и выражениям (например, слово «очуметь» без применения к какой-то ситуации оказалось сложным для объяснения). В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные, вплоть до противоположных, эмоции: разочарование, раздражение, удивление, радость. Например: Ну ты, блин, даешь! (удивление), Не мешай, блин (раздражение), Здорово, блин! (восторг) и т. д. Ученики считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком (одна из причин употребления сленга).

3. Практические исследования

3.1. Проведение анкетирования учащихся с целью определения

Закономерным показался мне вопрос, который задала обучающимся: «Для чего вы употребляете сленг?» Выяснилось, что наиболее популярными ответами были «Это модно, современно», «Помогают самоутвердиться». Я поняла, что ребята, употребляя сленг, следуют за модой, боятся показаться смешными, «белой вороной», если начнут разговаривать литературным языком. Кроме этого, присутствует элемент самоутверждения, своеобразного протеста против окружающей действительности.

Второй по популярности ответ: «Сленг делает речь понятнее для друзей». Несколько человек ответили, что сленг придает речи живость и юмор. На вопрос: «Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?», многие ответили – нет. Это говорит о том, что употребление сленга взрослыми недопустимо, по их мнению, и вместе тем как бы подтверждают тезис, что сленг – это в большей мере – молодежное явление. При этом интересным мне показалось наблюдение по качественному употреблению сленга: пятиклассники и шестиклассники чаще всего употребляют слова, выражающие эмоциональную оценку (клево, круто, прикольно) и слова, относящиеся к школьной жизни (физра, литра, немец) старшеклассники высказали мысль, что при незнакомых людях (взрослых, учителях) стараются не употреблять в своей речи сленг.

Из бесед со взрослыми я выяснила, что и раньше, когда они учились в школе сленг присутствовал. Они назвали такие слова: блин, государственная оценка, фигня, шпора, но употребление этих выражений было низким, этими словами «не швырялись» в открытую, считалось зазорным произнести вслух при взрослом человеке нелитературное слово. Учителя нашей школы знают много слов современного сленга, некоторые иногда употребляют их в шутку.

4. Вывод.

В своей работе я попыталась объяснить причины употребления сленга как элемента повседневной речи учащихся. Ребята моей школы активно используют нелитературную лексику в своей речи. Исследование необщеупотребительной лексики в речи доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектных, профессиональных, жаргонных слов и выражений.

Больше всего в речи ребята моей школы используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Таким образом они хотят создать свой мир, отличный от мира взрослых. Было также установлено, что употребление сленга – это некий протест против «серой» действительности, это элемент самоутверждения, стремления к независимости и самостоятельности. Немаловажным фактором является и влияние СМИ на речь школьника. Кроме того установлено, что школьники относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть учащихся вообще не задумывалась над тем, как говорит.

Я выяснила, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла. Следовательно гипотеза, которую я выдвигала, верна- в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. На первом месте- сленг, жаргонизмы, а диалектизмы и профессионализмы встречаются очень редко. Значит, наша задача- учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения. Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики. Надо хорошо знать нормы литературного языка- нормы произношения, ударения, словоизменения, произношения.

6. Список использованной литературы

  1. С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989
  2. В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.

3. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант).

4. Л.И. Скворцов. Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.

5. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.

6. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.

7. Материалы Интернет

7. Приложения

Вопросы анкеты для учащихся:

  1. Что такое молодежный сленг?
  1. Знаешь ли ты слова молодежного сленга? (да, нет)
  1. Используешь ли ты эти слова в своей речи? (часто, редко, никогда)
  1. Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто.
  1. С какой целью вы их употребляете?

А) Считаете, что модно, современно.

Б) Нужны в речи для связи слов.

В) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

Г) Делают речь понятнее для друзей.

Д) Помогают самоутвердиться.

Е) Придать своей речи живость, юмор.

7. Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

А) Да.

Б) Нет.

В) Не думал об этом.

8. Стараетесь ли вы обойтись без них?

А) Да.

Б) Нет.

В) Не думал об этом.

Варианты ответов

5 класс

6класс

7 класс

8класс

9 класс

да

Нет

Не думал об этом

Ответы показывают, что с возрастом учащиеся понимают, что их речь неправильна и стараются исправлять её. В то же время учащиеся не задумываются о том, как они говорят.

9. Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?

а) Да

б) Нет

в) Не думал об этом

Выборочный опрос учащихся 6 и 7 классов выявил их отношение к употреблению жаргонизмов. Всего было опрошено 14 человек.

На вопрос, для чего употребляются жаргонизмы учащимися, были получены данные, представленные в таблице:

6класс

7класс

всего

Модно, современно

Нужны в речи для связи слов

Делают речь понятнее

Что-то другое

Рассмотрев данный вопрос, можно сделать следующий вывод: основная причина употребления жаргонизмов – организовать общение среди сверстников, а также это «погоня» за модой и современностью. Повседневная речь школьников насыщена жаргонизмами и устранить их практически невозможно. Однако необходимо помнить о том, что жаргонная лексика- это не лексика культурного, образованного человека и всегда нужно помнить о том, в какой сфере речевого общения она допустима к употреблению.

 


Читайте:



Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения

Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения

Введение.Строение Вселенной в Древности 3Гелиоцентрическая модель Вселенной.Космологические модели Вселенной 1Космология 2Стационарная модель...

Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты

Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты

Украшает множество памятников и культуры. Один из таких - Царь-колокол. Памятник имеет не только выдающиеся размеры, но и интереснейшую историю....

Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Для изучения процессов, протекающих в организме, нужно знать, что происходит на клеточном уровне. А там важнейшую роль играют белковые соединения....

Поэзия бодлера. Бодлер шарль пьер. Стихи и музыка

Поэзия бодлера. Бодлер шарль пьер. Стихи и музыка

БОДЛЕР, ШАРЛЬ-ПЬЕР (Baudelaire Charles-Pierre) (1821–1867), крупнейший французский поэт 19 в. Родился в Париже 9 апреля 1821. Сын Жозефа-Франсуа...

feed-image RSS