Разделы сайта
Выбор редакции:
- Консультация для родителей "Детям о космосе" консультация (подготовительная группа) на тему Дети должны знать и называть
- Андрей Фурсов «Вперед, к победе!
- Сравнительный оборот с союзом «чем …, тем …» с примерами
- Уральские рабочие в армии колчака
- Профильные смены в детских лагерях
- История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты
- Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения
- Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты
- «Очарованный странник Краткое содержание очарованный странник
- Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т
Реклама
Авиация россии. Авиация россии Двухместный истребитель бомбардировщик су 34 |
Су-34 - истребитель-бомбардировщик российского производства, предназначенный для атаки наземных целей противника авиационными средствами поражения, в условиях активного противодействия средствами ПВО. Эффективность самолета достигается за счет применения инновационных средств для радиоэлектронной борьбы, уникальных боевых качеств, а также возможности поражения воздушных целей вне зависимости от времени суток и погодных условий. Российские военные называют этот истребитель «утенком», а когда речь доходит до его боевых характеристик - «адским утенком». По своим тактико-техническим параметрам самолет Су-34 относится к поколению «4++». При выполнении боевых задач он не нуждается в сопровождении истребителями прикрытия, благодаря высоким боевым качествам, позволяющим самостоятельно вести маневренный воздушный бой практически с любыми существующими военными самолетами мира. История создания самолетаСамолет Су-34 создавался для замены фронтового бомбардировщика Су-24, который хорошо показал себя в ряде вооруженных конфликтов, но устарел. В процессе разработки учитывалось, что вероятный противник имеет на своем вооружении большое количество машин 4-го поколения. Истребитель проектировался на основе опыта боевой эксплуатации всех существующих на тот момент российских военных самолетов, а также зарубежного опыта использования сил авиации в локальных конфликтах. Разработка машины была начата в июне 1986 года. Проект получил кодовое название «Т-10В» или «Су-27ИБ» (истребитель-бомбардировщик). Как можно понять из последнего названия, в качестве основы для нового самолета выступил проект истребителя Су-27. Первый прототип Т-10В впервые поднялся в воздух 13 апреля 1990 года. Широкой публике самолет был впервые представлен под именем СУ-32Ф лишь в 1995 году, в рамках международного авиасалона в Ле Бурже (Франция). Позже были произведены два опытных и один стендовый образец. После ряда испытаний последовал выпуск семи предсерийных машин, одна из которых была доработана до характеристик серийного самолета. Истребитель-бомбардировщик был пущен в серию в апреле 2005 года на Новосибирском авиационном заводе. Первый серийный самолет поднялся в небо 12 октября 2006 года на аэродроме им. Чкалова. Пилотирование новой машиной поручили Евгению Рудакасу и Рустему Асадуллину. Государственные испытания были начаты 30 октября того же года, и проходили параллельно с производством первых моделей. В 2008 году завод-производитель подписал 5-летний контракт на поставку военно-воздушным силам РФ 32 самолетов, а в 2012 году - 8-летний контракт на поставку еще 92 машин. В марте 2014 года Су-34 был принят на вооружение Российской Федерации. К 2020 году новый истребитель должен полностью заменить своего предшественника, модель Су-24. Конструкция истребителя-бомбардировщикаСу-34 создан для нанесения бомбовых атак в оперативном и тактическом тылу противника, вне зависимости от времени суток и погодных условий, в том числе на малых высотах. Кроме того, он достойно может вести воздушный бой и уничтожать вражеские самолеты. Самолет построен по аэродинамической схеме «продольный триплан», которая позволяет увеличить его маневренность, по сравнению с моделями, выполненными по обычной схеме. Кроме того, по сравнению с истребителем Су-27, Су-34 имеет увеличенную бомбовую нагрузку и запас топлива. Передняя часть имеет приплюснутую форму, за что самолет и нарекли «утенком». Она оснащается двухместной кабиной, в которой были предприняты меры по повышению уровня комфортности для членов экипажа при продолжительных полетах. Силовая установкаСамолет оснащается парой моторов модели ТРДДФ АЛ-31Ф-М1. Каждый из них имеет 13 300 кгс тяги, что позволяет машине разогнаться до скорости в 1900 км/ч. Так как предполагается постоянная модернизация истребителя, его конструкция допускает смену моторов на новые, модели АЛ-41Ф. Такие двигатели дают до 14500 кгс тяги и позволяют выполнять полеты в режиме «суперкруз». Благодаря этому режиму, самолет получает массу преимуществ, в частности решается вопрос высокого расхода топлива при форсажном полете. РЛС переднего обзораСамолет оснащается радиолокационной станцией Ш-141, позволяющей эффективно обнаруживать наземные и воздушные цели. Дальность обнаружения этой системы колеблется от 75 до 250 километров и зависит от размера цели. Одновременно РЛС может сопровождать до 10 целей, а обстреливать - до 4. Она также способна ассистировать наведение ракет типа «воздух-воздух», оснащенных собственными радарами, путем «подсветки цели». Ракетам ближнего боя, оснащенным инфракрасной головкой самонаведения, РЛС предоставляет первоначальные координаты цели. Система также предусматривает возможность полета на предельно малой высоте и автоматическое огибание рельефа местности. РЛС заднего обзораМежду моторами, в специальном контейнере, располагается РЛС заднего обзора. Она отслеживает атаки истребителя в заднюю полусферу и в качестве контрмеры предлагает режим обстрела атакующего самолета ракетами РВВ-АЕ типа воздух-воздух. Таким образом, пилоту, намеревающемуся атаковать преследующий самолет, не нужно тратить драгоценное время для маневрирования. Так как РЛС заднего обзора с возможностью пуска ракет являются уникальной технологией, которую еще не использовали даже на передовых западных истребителях, и даже перспективных бомбардировщиках НАТО, многие эксперты ведут дискуссию насчет реальности ее существования и эффективности использования. Оживленные обсуждения вызваны недостатком в свободном доступе официальных данных о ней. Подвесное оборудование для разведкиДля использования самолета Су-34 в качестве разведчика предусмотрена возможность установки на него подвесного оборудования, а именно УКР (универсального контейнера разведки) «Сыч». В зависимости от типа разведки он может выполняться в трех вариантах: радиолокационном, радиотехническом и оптическом. Отражающая площадьВовремя разработки самолета особое внимание уделялось снижению его эффективной площади рассеяния. С этой целью были использованы композитные материалы, которые за счет радиопоглощающего покрытия способны уменьшить уровень отражения РЛ-волн. Кроме того, во время проектирования аэродинамической схемы корпуса были исключены аэродинамические гребки, а геометрия планера рассчитывалась особым образом. В результате, как утверждают представители ОКБ Сухого, при полете на небольшой высоте степень радиолокационной заметности самолета находится на уровне показателей крылатых ракет, при том, что размеры Су-34, естественно, в несколько раз больше. Радиоэлектронная борьба и подавление средств ПВОДля возможности противодействия вражеской РЛС в случае своего обнаружения самолет имеет оборудование для радиоэлектронной борьбы. Данный комплекс позволяет примерно в тридцать раз снизить вероятность поражения истребителя посредством систем с РЛ-наведением. С точки зрения РЭБ (радиоэлектронной борьбы), истребитель оснащен на уровне со специализированными машинами. По оценке западных экспертов, мощность его системы РЭБ аналогична по уровню системам самолетов EA-18G и EF-111A. Для огневого поражения радиолокационных систем ПВО противника машина вооружается ракетами Х-15П, Х-58 и Х-31П с дальностью 120-160 км, а также ракетами Х-31ПД с дальностью 180-250 км. Отличным доказательством практической эффективности РЭБ Су-34 является тот факт, что во время одного из конфликтов в Грузии он использовался как истребитель радиоэлектронной борьбы. Средства наведения самолетаДля эффективного использования вооружения Су-34 оснащен прицельным комплексом, позволяющим осуществлять поиск и поражение вражеских целей с помощью РЛС. В комплекс входит система «Платон», призванная наводить ракеты типа Х-29, а также управляемые бомбы КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л. Ракеты Х-29Т и бомбы КАБ-500Кр не нуждаются в дальнейшем наведении. Получив начальные координаты цели, они наводятся на нее посредством ТВ-камеры установленной в головке самонаведения. Прицельный комплекс, используемый для поражения обычными средствами (неуправляемые бомбы и ракеты), обеспечивает высокие показатели точности, которые не единожды отмечались экспертами, в том числе представителями НАТО, на основе опыта применения Су-34 в Сирии. Важным является тот факт, что бомбардировки с помощью неуправляемых ракет обходятся гораздо дешевле. Запасы такого вооружения, оставшиеся в России от СССР, позволяют существенно сэкономить. Это крайне важно, учитывая, что стоимость Су-34 составляет более миллиарда рублей. Характеристики истребителя позволяют использовать ракеты и бомбы номенклатуры НАТО с помощью модуля Damocles, производимого на Уральском оптико-механическом заводе по лицензии Thales Group. Разработка этого модуля была вынужденной мерой при исполнении контракта на поставку истребителей Су-30 в Малайзию. Для повышения уровня защищенности экипажа и живучести самолета в целом внешний корпус кабины выполняется из бронированной титановой оболочки. Во время ее разработки учитывался опыт боевого применения истребителей Су-25. Су-34 получил гораздо более толстую броню (17 мм), которая способна остановить снаряды калибром до 12,7 мм. Общая масса брони составляет 1480 килограмм, что в полтора раза больше, чем у упомянутого предшественника. Помимо толщины, защита Су-34 примечательна тем, что она выполняется полностью из титанового сплава, без использования стальных и алюминиевых плит. Кабина Су-34 оснащается парой катапультных кресел модели К-36ДМ, позволяющих выполнить катапультирование на любой высоте, в том числе с земли. На рабочее место летчики попадают через нижний люк, оборудованный ступеньками. Обеспечение жизнедеятельности экипажаДля эффективной и комфортной работы экипажа при полетах на значительную дальность (с дополнительными топливными баками самолет способен преодолевать расстояние до 7 тыс. километров), истребитель оснащается системами, повышающими комфортность. Среди таковых стоит отметить:
Средства для работы с неподготовленным аэродромомСамолет Су-34 оснащается вспомогательным газотурбинным двигателем модели ТА14-130-35, который позволяет производить автономный запуск основного мотора без применения наземных средств запуска. Эта особенность дает возможность машине взлетать с любых аэродромов и существенно расширяет радиус ее действия. Система пожаротушенияДля повышения уровня живучести истребителя и безопасности его пилотов, он снабжен оборудованием автоматического тушения пожара и средствами для дублирования всех основным систем. Баки для горючего защищаются от возгорания и взрыва посредством заполнения пенополиуретаном. Суть технологии состоит в эффекте «капсулирования» топлива, препятствующем формированию горючей паровоздушной смеси в случае повреждения топливного бака. Технические характеристикиНапоследок рассмотрим основные тактико-технические характеристики Су-34:
Боевое применениеВ августе 2008 года российский Су-34 в количестве 2 единиц прошел боевое крещение в Южной Осетии. Истребители применяли для радиоэлектронной борьбы с грузинскими ПВО и прикрытия ударной авиации. С конца сентября 2015 года 6 истребителей Су-34 использовались в военных действиях в Сирии. В районе населенных пунктов Ракка и Мадан-Джадид с высоты около 5 км самолеты нанесли первые удары по объектам террористов. Весной 2016 года военные самолеты Су-34 были использованы в Вологодской области довольно непривычным образом - для метания бомб по ледовым заторам. Разработка бомбардировщика (сначала классифицировавшегося как истребитель-бомбардировщик) Су-27ИБ, имевшего заводской шифр Т-10В, велась с начала 1980-х гг. под общим руководством М.П.Симонова. Главным конструктором самолета был назначен Р.Г.Мартиросов. Первоначально работы над Т-10В шли в направлении модификации двухместного самолета Су-27УБ, в практически не измененную конструкцию планера которого предполагалось вписать новое радиоэлектронное оборудование и вооружение. Однако в дальнейшем было принято решение о размещении экипажа рядом, что обещало повышение эффективности боевого применения и безопасности полета. Кроме того, такая компоновка позволяла избавиться от дублирования ряда приборов. Улучшалась и эргономика кабины экипажа, что делало возможным выполнять более длительные полеты. Следующим шагом явилось применение крыла с новым наплывом, на котором разместилось переднее горизонтальное оперение. Было решено отказаться от регулируемого воздухозаборника, что обусловливалось спецификой боевого применения ударного самолета. К 1990 году было в основном завершено проектирование новой машины и вскоре на опытном производстве машиностроительного завода им. П.О.Сухого начались работы по трансформации одного из серийных учебно-боевых самолетов Су-27УБ в опытный экземпляр истребителя-бомбардировщика Т-10В-1 (впоследствии известный как Су-34-1). На Новосибирском авиационном заводе им. В.П.Чкалова изготовили новую носовую секцию самолета, которую установили на модернизированный планер «спарки». Замене подверглись также воздухозаборники и мотогондолы. Первый полет переоборудованного самолета состоялся 13 апреля 1991 года на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова. Машину пилотировал заслуженный летчик-испытатель А.Иванов. Одновременно с испытаниями первого опытного самолета на Новосибирском заводе им. В.П.Чкалова началась подготовка к серийному производству истребителя-бомбардировщика, получившему еще одно название - Су-34. В конце 1993 года завершилась сборка первого предсерийного самолета, и 18 декабря Су-34 с бортовым номером «43», пилотируемый летчиками-испытателями И.В.Вотинцевым и А.И.Гайворонским, впервые поднялся в воздух. 3 марта 1994 года он совершил беспосадочный перелет из Новосибирска в Подмосковье, на аэродром в Жуковском. Летом 1994 года эта машина впервые была публично продемонстрирована на международном авиакосмическом салоне в Париже. Она была вновь переименована и предстала перед парижанами как Су-32ФН (FN - Fighter Navy, т.е. истребитель морской). Англоязычная аббревиатура в названии самолета свидетельствовала о стремлении его создателей продвигать бомбардировщик на мировой рынок вооружений (после перекраски в новые, «морские» цвета самолет получил и новый бортовой тактический номер «45»). Создателями Су-34 был учтен опыт боевого применения авиации на малых высотах. Кабина экипажа этого самолета выполнена (впервые в мировой практике на машинах данного класса) в виде броневой титановой капсулы. Аналогичную защиту получили и другие жизненно важные элементы конструкции, в частности расходный топливный бак и двигатели. Общая масса элементов конструкционной защиты составила 1480 кг. Все это в сочетании со средствами защиты, реализованными еще на самолете Су-27, обеспечило Су-34 высокую степень выживаемости в маловысотном полете над территорией, насыщенной средствами ПВО. Еще одним элементом, повышающим боевую живучесть, явилось наличие у штурмана-оператора второго управления. Продолжительный полет на Су-34 стал значительно более комфортабельным. Члены экипажа получили возможность вставать в кабине в полный рост, что позволяет им восстанавливать работоспособность затекших мышц, в кабине появился туалет и шкаф для подогрева пищи. Воздушная система на высоте до 10000 м поддерживает в кабине давление, соответствующее высоте 2400 м, благодаря чему экипаж совершает полет без кислородных масок. Имеется мощная система кондиционирования воздуха. Все это обеспечивает высокую работоспособность летчиков в длительном, продолжительностью до 10 ч полете, еще более повышая боевой потенциал Су-34. Су-34 предназначен для уничтожения наземных (надводных), в том числе и малоразмерных, подвижных и стационарных объектов в тактической и оперативной глубине противника, а также воздушных целей, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В настоящее время Су-34 рассматривается как одна из наиболее приоритетных программ ВВС России. По мнению ряда специалистов, уровень БРЭО этой машины позволяет отнести ее к боевым самолетам пятого поколения. Самолет имеет значительный потенциал дальнейшего развития. В настоящее время, помимо бомбардировочной модификации, ведутся работы по созданию новых вариантов Су-34, в частности самолета-разведчика и самолета РЭБ. В перспективе, после освоения Рыбинским заводом серийного производства ТРДДФ нового поколения - АЛ-41Ф - с максимальной тягой около 20000 кгс, оснащенного системой управления вектором тяги, которое ожидается в 2005 году; этот двигатель планируется установить и на Су-34. Особенности конструкции
Планер Су-34 выполнен по схеме «интегральный продольный триплан» и имеет ярко выраженную интегральную компоновку. Крыло, интегрально сопряжённое с фюзеляжем, трапециевидное и имеет стреловидность по передней кромке 42°. ПГО выполнено цельноповоротным. Стабилизатор - дифференциально отклоняемый. По сравнению с Су-27 практически без изменения сохранена форма консольных частей крыла и хвостового оперения, однако крыльевые наплывы продлены до имеющей эллипсовидное сечение носовой части фюзеляжа. Носовая часть удлинена для установки антенны БРЛС. Носовой обтекатель самолета имеет сплющенную форму с развитыми боковыми наплывами и заостренными кромками. Внутри обтекателя размещается РЛС с малоразмерной антенной. Подфюзеляжных гребней не имеет. Кабина двухместная, закрытая, герметичная. Выполнена в виде сварной титановой броневой капсулы с толщиной стенок до 17 мм. Остекление - так же бронированное. Кабина оснащёна системой отопления и кондиционирования воздуха. Рабочие места экипажа размещены рядом, одно возле другого, «плечом к плечу», что значительно снижает их утомляемость и улучшает взаимодействие. Слева находится лётчик, справа - штурман оператор. Вход осуществляется через носовую нишу шасси по откидному трапу. Члены экипажа располагаются в катапультных креслах К-36ДМ с улучшенной эргономикой. Катапультирование возможно на всех режимах (включая стоянку и руление). Кабина сделана просторной и комфортной. В длительном полёте можно поспать в проходе между креслами, встать за креслами в полный рост. Имеется в наличии санузел и микроволновая печь для горячего питания экипажа. Шасси: На самолете применено новое тележечное шасси с тандемным расположением колес на основных опорах, обеспечивающее самолету хорошую проходимость по плохо подготовленным аэродромам (а следовательно, и боевую «выживаемость», в условиях, когда капитальные ВПП будут выведены из строя, как это случилось, к примеру, в Ираке в 1991 г., и авиацию придётся рассредотачивать на полевых аэродромах). Передняя стойка шасси полурычажного типа усилена и оснащена двумя колесами. Основные опоры убираются по направлению полета в ниши центроплана с разворотом тележек. В хвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием, что заставило конструкторов перенести контейнер тормозного парашюта с хвостового конуса на верхнюю часть фюзеляжа, сделав его выдвижным, «клавишного» типа.Силовая установка и топливная системаСиловая установка самолета включает два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами АЛ-31Ф или их модификации. На серийных самолетах Су-34 могут применяться более мощные и экономичные модификации АЛ-31Ф, известные в печати под названиями АЛ-31ФМ и АЛ-35Ф и располагающие тягой, по разным данным, от 12800 до 14000 кгс (соответственно 125.6 и 137.3 кН). Имеется ВСУ. Топливная система включает: три бака в фюзеляже, один - в центроплане и два - в консолях крыла (по другим данным - четыре бака увеличенного объема (три - в фюзеляже и центроплане и один - в консолях крыла); насосы подкачки и перекачки топлива; топливомерно-расходомерную аппаратуру. Возможна установка сбрасываемых подвесных топливных баков ёмкостью по 3000 л. Имеется система дозаправки топливом в полете методом «шланг - конус» (прием топлива может осуществляться с «танкеров» Ил-78 и Ил-78М, однотипного самолета Су-34, а также бомбардировщика Су-24М, оснащенных подвесным агрегатом УПАЗ). Убирающаяся топливоприемная штанга размещается в левом фюзеляжном наплыве в головной части фюзеляжа перед кабиной. Имеется две фары ночной заправки.Бортовое оборудование и системыПилотажно-навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации. Для управления самолетом используется цифровая многоканальная СДУ. Система автоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, в автоматическом режиме управляет положением ПГО, обеспечивая гашение колебаний самолета в плоскости тангажа. Система активной безопасности, внедренная на бомбардировщике, автоматически предотвращает выход на недопустимые полетные режимы и столкновение с землей при маловысотном полете. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролирует физическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, а также обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку. Самолет оснащен комплексом БРЭО , обеспечивающим решение боевых задач во всем диапазоне условий применения с высокой степенью автоматизации. Структура комплекса - раздельно-интегральная. Все информационные системы скомпонованы как автономное оборудование, в состав которого входят вычислительные блоки, базирующиеся на ЦВМ большой мощности «Аргон», а также ряд специально программируемых процессоров. Все блоки управляются центральной компьютерной системой, которая полностью координирует работу, обмен данными и оказывает интеллектуальную помощь экипажу самолета при решении боевых задач. Модульная конструкция всего комплекса, дублирование программного обеспечения и оборудования, а также одновременная работа всех информационных систем делают возможным решение боевой задачи при частичном выходе из строя и даже отказе некоторых информационных систем. Модульная конструкция позволяет легко изменять состав комплекса за счет введения при необходимости новых информационных систем. Установленная на борту самолета многорежимная БРЛС с фазированной антенной решеткой позволяет обнаруживать малоразмерные наземные цели, осуществляя одновременное сопровождение «на проходе» несколько воздушных целей. Дальность обнаружения воздушных целей - 200-250 км. Бомбардировщик оснащен также БРЛС заднего обзора , которая не только предупреждает экипаж об атаке противника, но и обеспечивает управление ракетами класса «воздух - воздух» в задней полусфере. Возможности самолета по обнаружению и атаке малоразмерных целей повышаются за счет использования двухканальной телевизионной и тепловизионной системы , совмещенной с лазерным дальномером-целеуказателем. Каналы могут работать как совместно, так и раздельно в зависимости от погодных условий и времени суток.
Вооружение
ГабаритыРазмах крыла 14,05 м; длина самолета (с ПВД) 23,34 м; высота самолета 6,36 м.Массы и нагрузки, кгНормальная взлетная 42000, максимальная взлетная 44360, топлива во внутренних баках 12100, топлива с учетом ПТБ 19300, боевая нагрузка на внешних узлах подвески: нормальная 4000, максимальная 8000.Лётные характеристикиМаксимальная скорость - 1900 км/ч (М=1,8); максимальная скорость у земли - 1400 км/ч; практический потолок - 14000 м; боевой радиус действия (при скорости 900 км/ч): на малой высоте без ПТБ - 600 км, на малой высоте с ПТБ - 1130 км; перегоночная дальность с ПТБ - 4500 км; практическая дальность - 4000 км; практическая дальность с одной дозаправкой в воздухе - 7000 км; длина разбега - 1260 м; длина пробега - 1100 м (с тормозным парашютом - 950 м); максимальная эксплуатационная перегрузка - 7.Ссылки
Источники
Помогали
Новости о Су-32/34
Самолет Су-34 относится к многофункциональным истребителям-бомбардировщикам, способным с высокой степенью точности ракетами и бомбами поражать сухопутные и надводные цели круглосуточно в любом климате и при любой погоде. Разработка РФ из поколения «4+». Известен на Западе как «Защитник». История создания Су-34Разработка самолета началась в 1986 г. в ОКБ Сухого как глубокая модернизация Су-27 - сверхзвукового истребителя-перехватчика с одним пилотом на борту. Поставленная задача - спроектировать универсальный самолёт, который сочетал бы в себе одновременно высокую скорость и маневренность, дальность полёта с большой боевой нагрузкой, - была актуальной в то время. Требовалось найти наилучшие аэродинамические и авиационно-технологические решения, на базе имеющихся образцов оборудования и перспективных видов вооружения. Уже через 4 года полетел прототип будущего Су-34. Но сначала в 1992 г. был разработан палубный истребитель-бомбардировщик Су-32ФН, прозванный в народе «финном» или «финляндкой». Затем появился Су-34. Его серийное производство было налажено на Новосибирском авиационном заводе. По сравнению с Су-24, на замену которого и задумывался 34-й, изменилась кабина пилотов и вход в нее. Конструктора также учли боевой опыт авиации при полетах на малых высотах. В 1995г. впервые публично появился на выставке в Ле-Бурже под названием Су-32. В связи с экономической обстановкой в 1990-е гг. производство самолетов остановилось: государственные оборонные заказы прекратились, предприятия, работающие на оборону страны, были на грани закрытия. Самолет был заново запущен в серию только с начала 2000-х гг. Тогда встал вопрос об обороноспособности страны, которую защищали самолеты еще выпуска 1970-х гг. После получасового знакомства главкома ВВС с летными возможностями самолета в 2003 г. Новосибирский завод наконец-то получил задание на серийный выпуск Су-34. Производство началось со скрипом: инженерно-рабочих кадров катастрофически не хватало, оборудование устарело, финансирование шло с перерывами. Но постепенно эти проблемы были преодолены: открыли учебный центр по подготовке кадров, государственное финансирование стабилизировалось. В 2014 г. самолет, стоимостью около 1 млрд рублей, претерпевший необходимые усовершенствования, принят на вооружение Военно-воздушных сил России. Лётные и технические характеристики Су-34
Су-34 - боевой самолёт поколения 4++. Является многофункциональным истребителем-бомбардировщиком, также позиционируется как фронтовой бомбардировщик. На фото в полёте. Су-34 разрабатывался для замены фронтового бомбардировщика Су-24 , поэтому может выполнять те же функции, а именно - нанесение ударов по наземным и надводным целям в любых погодных условиях в любое время суток. Су-34 является глубокой модернизацией истребителя Су-27. На первых этапах разработки самолёт имел индекс Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик). Первый полёт серийного самолёта Су-34 совершён в 1994 году. Первый показ международной публике нового фронтового бомбардировщика состоялся на международном авиасалоне в Ле Бурже во Франции в 1995 году. Самолёт был представлен под обозначением Су-32ФН (Su-32FN, от англ. Fighter - истребитель, Navy - морской). В связи с таким обозначением на некоторое время самолёт получил прозвище финка. В дальнейшем, из-за формы передней части самолёта, напоминающий утиный клюв, Су-34 получил среди лётчиков прозвище «утёнок». Полностью государственные испытания завершились в 2011 году и в 2014 году Су-34 приняли на вооружение армии России. 9 мая 2015 года в Москве проходил военный парад, в воздушной части которого участвовало 14 самолётов Су-34. На фото Су-34 во время репитиции парада летят совместно с Су-27 и МиГ-29. В 2008 году подписан контракт стоимостью 33,6 миллиардов рублей на поставку 32 самолётов Су-34. Работы по контракту начаты в 2009 году, срок выполнения контракта - 5 лет. В 2012 году Министерство обороны РФ продолжило закупать новые машины, был подписан государственный контракт с компанией «Сухой» на производство и поставку в ВВС РФ до 2020 года ещё 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34. На 29 ноября 2015 года ВКС РФ получили 79 бомбардировщиков Су-34, из них 11 машин было передано в армию в 2015 году. Сейчас все производственные мощности полностью загружены, на заводах идёт масштабное переоборудование с целью увеличить производственные возможности. Планируется выпускать до 20 самолётов Су-34 в год и к 2020 году полностью заменить новыми машинами морально устаревшие бомбардировщики Су-24. По итогам эксплуатации самолёта Су-34 были выявлены некоторые технические недостатки, которые исправлялись. Самолёт развивался и улучшался, эти проблемы являются «болезнями роста», которые сопровождают любую новую машину. Су-34 начал активно эксплуатироваться строевыми частями в 2012 году, и уже на следующий год половина авиационного парка имела достаточно серьёзный налёт: от 200 до 250 часов. Основной задачей боевой авиации является нанесение ударов по врагу, уничтожение его живой силы, техники, укреплений, объектов инфраструктуры и других целей. Бомбардировщики разделяют на стратегические и тактические. В задачу последних входит нанесение ударов по переднему краю противника и в его ближайшем оперативном тылу. Сегодня граница между различными классами боевых самолетов сильно размыта. К тактическим бомбардировщикам можно отнести практически любой самолет, способный нести ракетное и бомбовое вооружение. Только самолеты стратегической авиации продолжают занимать довольно специфическую нишу. Провести четкую границу между штурмовиком, фронтовым бомбардировщиком и истребителем-бомбардировщиком иногда довольно сложно. Очень часто задачи фронтовых бомбардировщиков выполняют истребители-бомбардировщики – многоцелевые самолеты, которые могут не только наносить бомбовые удары, но и вести воздушный бой. Новейшим фронтовым бомбардировщиком, который сравнительно недавно был принят на вооружение ВВС России , является самолет Су-34. По некоторым своим характеристикам эта машина является одной из лучших в мире. История самолетаВ Советском Союзе к фронтовой авиации в конце 80-х годов прошлого века относились самолеты третьего поколения: Су-24 , МиГ-27 и Су-17 . Они были сделаны в 70-х годах, имели довольно неплохие технические характеристики, совершенное навигационное оборудование и системы прицеливания, эффективное вооружение. Однако, эти самолеты уже были устаревшими и не устраивали советское военное руководство. Поэтому в конце 80-х годов в ОКБ имени Сухого, на базе самолета Су-27 началась разработка нового фронтового бомбардировщика. Разработка нового самолета началась в 1986 году. За основу был взят Су-27УБ (учебно-боевой), заводской индекс этой машины — Т-10В. Главным конструктором этого проекта был назначен Мартиросов. Разработчикам пришлось решать непростые и часто очень противоречивые задачи: в одном самолете требовалось соединить высокую маневренность и скорость с серьезной боевой нагрузкой и дальностью полета. Базовый самолет Су-27УБ претерпел множественные изменения: на него сразу было установлено новое радиоэлектронное оборудование. Была изменена компоновка кабины: теперь два пилота сидели в кабине рядом, а не один за другим. Кроме того, была несколько изменена геометрия крыла, у самолета появился новый наплыв, были установлено переднее горизонтальное оперение. В новом самолете решили не применять регулируемые воздухозаборники. Новое размещение пилотов в кабине позволило улучшить эргономику, сделало более удобными дальние полеты. В 1988 году появился первый эскизный проект нового самолета. Для нового Су-34 была разработана система дозаправки в воздухе. Военные были не в восторге от некоторых нововведений, которые конструкторы предусмотрели на новой машине, но все-таки они были внедрены в жизнь. В 1990 году проектирование нового самолета было завершено, а в конце года был построен прототип машины. Однако, потом страна, в которой начинали строить этот самолет, исчезла с политической карты мира, и работы были надолго приостановлены. В 1992 году будущий фронтовой бомбардировщик Су-34 был показан журналистам. Серийный Су-34 поднялся в воздух в 1994 году на Новосибирском авиастроительном заводе, в следующем году машина была показана в Ле Бурже. Государственные испытания Су-34 начались только в 2006 году, а завершены они были в 2011. В 2014 году бомбардировщик Су-34 приняли на вооружение Военно-воздушных сил России . В 2019 году пятнадцать самолетов приняли участие в параде, в честь годовщины Победы во Второй мировой войне. Российские Военно-воздушные силы планируют закупить 124 самолета Су-34. Одна такая машина стоит порядка одного миллиарда рублей. НАРО имени Чкалова, где будут собираться самолеты, вложила серьезную сумму в модернизацию сборочной линии. Общее описаниеФронтовой бомбардировщик Су-34 создан для нанесения бомбовых ударов в тактическом и оперативном тылу противника, в любых метеоусловиях, днем или ночью, в том числе, используя малые высоты. Также этот самолет может вести воздушный бой и уничтожать машины противника. Самолет создан по нормальной аэродинамической схеме, с крылом среднего расположения и дополнительным передним горизонтальным оперением. Су-34 имеет два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами и двухкилевое вертикальное оперение. Хвостовое оперение – цельноповоротное. Шасси самолета – трехопорное. Передняя стойка имеет два колеса, главные стойки оснащены четырьмя колесами. В передней части самолета находится РЛС, прикрытая радиопрозрачным обтекателем, а также кабина пилотов. В передней части машины установлена специальная штанга, которая используется для дозаправки в воздухе. Кабина пилотов защищена титановой броней, ее толщина – 17 мм. Также бронирован и основной топливный бак самолета. За ней расположен отсек с радиолокационным оборудованием. Вход в кабину расположен в нише носовой стойки шасси. Фонарь кабины открывается только для проведения технических работ. Вес бронированной кабины составляет 1,5 тонны. В кабине предусмотрена зона отдыха, в которой есть аптечка, запас питьевой воды, микроволновая печь и биотуалет. В кабине установлены два катапультных кресла, которые обеспечивают экстренную эвакуацию экипажа из самолета на всех скоростях и режимах полета. Каждый член экипажа имеет специальный спасательный набор, в который входит радиомаяк, спасательный плот, запас продуктов, снаряжение и медикаменты. Хвостовая часть самолета Су-34 состоит из двух отсеков с двигателями, центральной и хвостовой балки. Воздухозаборники двигателей – нерегулируемые, имеют прямоугольное сечение. На самолете установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами АЛ-31Ф. Также есть и вспомогательная силовая установка. Каждый из двигателей оборудован независимой системой пожаротушения. Истребитель-бомбардировщик имеет четыре топливных бака, с общей емкостью более двенадцати тысяч литров. Радиоэлектронное оборудование представлено радаром заднего обзора, который позволяет выявлять цели в задней полусфере, а также оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, в его состав входят инерциальная навигационная система, с приёмником спутниковой навигационной системы и средствами радионавигации. Комплекс БРЭО Ш-141 включает в себя РЛС с фазированной решеткой, систему РЭБ и бортовой компьютер, который обрабатывает полученные данные. РЛС позволяет совершать полет на сверхмалых и малых высотах. Также на Су-34 установлено тепловизионные и телевизионные системы прицеливания, которые совмещены с лазерным дальномером-целеуказателем. БРЛС может вести сразу несколько воздушных целей (до десяти) и обнаруживать даже малоразмерные наземные цели на значительном расстоянии. Су-34 имеет 12 точек подвески. Самолет оснащен автоматической 30-мм пушкой ГШ-301 (боекомплект 180 снарядов). На самолет могут быть установлены управляемые, корректируемые и неуправляемые бомбы и ракеты весьма широкой номенклатуры. Вот некоторые виды вооружения, которые устанавливаются на Су-34:
Оценки Су-34Су-34 готовится стать основной ударной машиной российской армии. Он уже участвовал в реальных боевых действиях, во время грузинской войны в 2008 году. Однако, оценка этого самолета не совсем однозначна. В 2008 году Су-34 не смог применять высокоточное оружие и наносил удары обычными бомбами и ракетами. В современной войне одной РЛС для обнаружения и уничтожения целей явно недостаточно, что и показали события в Грузии и на Северном Кавказе. Для гарантированного обнаружения таких целей необходимы совершенные тепловизионные и телевизионные системы, а они у Су-34 не на высоте. В борьбе с высокотехнологическим противником РЛС Ш-141 самолета будет активно подавляться, да и она сама по себе является демаскирующим фактором. Су-34 был одним из самых лучших машин в мире в конце 80-х годов прошлого столетия, однако сейчас многие его системы уже устарели. Этот самолет имеет мощное вооружение, но прицельный комплекс должен быть усовершенствован. В настоящее время Су-34 является наиболее продвинутым ударным самолетом России, и он должен заменить явно устаревшие Су-24. Технические характеристикиНиже указаны технические характеристики фронтового бомбардировщика Су-34.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Андрей Фурсов «Вперед, к победе!
- Сравнительный оборот с союзом «чем …, тем …» с примерами
- Уральские рабочие в армии колчака
- Профильные смены в детских лагерях
- История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты
- Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения
- Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты
- «Очарованный странник Краткое содержание очарованный странник
- Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т
- Поэзия бодлера. Бодлер шарль пьер. Стихи и музыка