Главная - Игры
Самая лучшая презентация омонимия com. Функции омонимов

Cлайд 1

Cлайд 2

Повторение изученного, проверка домашнего задания - Что называют лексикой? - Лексиконом? Какие слова мы называем многозначными? Как вы понимаете термин «переносное значение»? Что такое эпитет? Метафора? Приведите примеры.

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Найдите слова, употреблённые в переносном значении. Жар солнца – жар чувства Тяжесть багажа - тяжесть утраты Гибкость ума - гибкость ветки Строить планы – строить мост Зрелый возраст- зрелый плод.

Cлайд 6

Синтаксическая пятиминутка Прочитайте предложение: Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. - Определите, где сказуемое? Какой частью речи оно выражено? -Произведите пунктуационный разбор предложения, составьте схему.

Cлайд 7

Прослушайте стихотворение В. Лифшница Шёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? - Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ? - Одинаково ли пишутся и звучат слова? - Подумайте, одинаковы ли они по значению?

Cлайд 8

Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях. - Найдите в словарях толкование слова ключ. Сколько значений у слова? Обратите внимание на формулировку учебника «совершенно различные по значению».

Cлайд 9

Р А Б О Т А С О С Л О В А Р Е М К Л Ю Ч 1 – 1. Металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. 2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания, завода чего-нибудь. 3. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь. 4. Знак в начале нотной строки, определяю- щий значение нот. К Л Ю Ч 2 - Бьющий из земли источник, родник.

Cлайд 10

О м о н и м ы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению. Л У К - огородное растение (сущ.) - оружие, спортивный снаряд К О С И Т Ь - отклоняться от прямого (глаг.) направления - срезать косой, или косилкой, или комбайном

Cлайд 11

УЧИСЬ РАЗЛИЧАТЬ ОМОНИМЫ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА! О М О Н И М Ы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Язык – словесная речь человека, словесное средство человеческого общения. Язык – народ, нация. Язык – пленный, от которого можно получить нужные сведения.

Cлайд 12

М Н О Г О З Н А Ч Н Ы Е С Л О В А – слова, имеющие несколько значений, значения связаны между собой. Язык – орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий также в образовании звуков речи. Язык в колоколе – металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.

Cлайд 13

Перед нами стихотворение, прочитайте его. О чём предупреждает нас автор? Некоторые буквы в словах заблудились. Поможем им вернуться на свои места. Выпишите слова с пропусками, объясните орфограммы. Мы слова из рус..кой речи, Из р..дного языка! Од..наково нас слыш..т, Од..наково нас пиш..т. Но важна не только внешность, Потому (не)торопись, Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки Смысл запрятан в сер..динке, Сходным лицам вопреки Мы по смыслу д..леки. (Я. Козловский)

Cлайд 14

П О Т Р Е Н И Р У Е М С Я? НА ЗАГАДКУ ДАЙ ОТГАДКУ 1. Я все то, что есть на свете, Все народы на планете, Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины. 2. Я – жилище для зверька, Для сверчка и паучка. Еще есть и тезка мой: Редкостный зверек пушной. 3. Вот слово. Для решенья В нем отыщите два значенья: Одно лепечет на поляне, шумит в лесу и на лугу. Другое улеглось в кармане и там все время ни гугу.

Cлайд 15

Сгруппируйте и запишите пары словосочетаний, содержащие: 1) омонимы-существительные, 2) омонимы-глаголы Осенний лист – больничный лист, мешать работе – мешать ложкой, зеленый лук – тугой лук, топить печь – топить корабль. Составьте словосочетание с омонимами мир-мир, используя следующие слова: прочный, звездный, животный, заключить, чемпионат, духовный.

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать понятие об омонимах.

ЗАДАЧИ:

  • развитие умения формулировать определение понятий;
  • формировать умения работы со словарями;
  • научить отличать омонимы и многозначные слова;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитание интереса и уважения к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ПРОЕКТОР
  • КОМПЬЮТЕР
  • ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Лингвистическая сказка.

Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну, которую не найдёте ни на одной географической карте, и узнаем тайны жителей этого государства…(Презентация , слайд №1)

В лексическом царстве – в языковом государстве жил-был царь Лексикон, и много было подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и древний род Историзмов, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.

И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Историзмы, но очень уж молоды были братья, не прижились они и у Многозначных, слишком разные были характеры у юношей.

Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и становилось очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель.

И повелел Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена».

Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать:

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.

Вопросы:

Какие лексические термины встретились нам в сказке? (Учащиеся называют многозначные слова, антонимы, синонимы, лексикон, фразеологизмы, дают определения и приводят примеры)

Как назвали в царстве Лексике новых «жителей» и почему? (Омонимы-одинаковые имена)

Учащиеся записывают в справочные тетради определение омонимов – слова одинаковые по

написанию, но абсолютно разные по лексическому значению. (Презентация, слайд №2)

Назовите пару омонимов из сказки. (Вал-1 и Вал-2)

2. Работа в группах с толковыми словарями

(Ожегова, Даля, школьный толковый словарь в учебнике). Учащимся предлагается проанализировать словарные статьи «ВАЛ»: Как они оформлены? Есть ли что-то общее в лексическом значении омонимов? (Ученики сделают «открытие», что есть «Вал-3») (Презентация, слайд №3)

ВЫВОД: У каждого омонима отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается

цифрой, в лексическом значении омонимов нет ничего общего.

3. Задание №1. Найди омонимы

(Презентация, слайд №4)

  • горький лук – лук охотника;
  • подземный ключ – ключ от входной двери;
  • кисть рябины – кисть для рисования:
  • шуба из норки – мышиные норки

Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – проверь по словарю.

Составление схемы «Сходства-отличия омонимов и многозначных слов» (слайд №5)

4. Задание №2. Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.

(слайды №6,7)

Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот . Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь . Топить корабль. Печку нужно топить . Я лечу горло. Я лечу на самолете.

Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы) ( слайд №8)

5. Задание №3. Определите вид омонимии, составьте предложения. (слайд №9)

Лес - лез, коса - коса, спешу - спишу, заставить - заставить, слезать - слизать, стекло - стекло,

Мука - мука.

6. Отгадай омоним! Весёлые загадки. (слайд №10,11,12)

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской. (коса)

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)

Загадка 3

Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)

7. Итог урока.

Продолжите предложение: «Омонимы- это…»

8. Домашнее задание (одно по выбору): (слайд №13)

Найти в толковом словаре омонимы, составить предложения;

Подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать предложения.


Урок по теме

«СЛОВА-ОМОНИМЫ»

Группа № 5


Тема: Слова-омонимы

Цель деятельности учителя:

создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем.

Этапы урока

Приёмы

Организационный момент

Актуализация знаний. Формулировка проблемы

Инсценировка рассказа. Погружение в проблему. Составление схемы.

Введение в тему

Определение темы и целей урока.

ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать) Вопрос-размышление

Открытие нового знания.

Работа в группах. Защита рисунков.

Применение нового знания. Включение в систему знаний.

Самостоятельная работа. Проверка по эталону.

Подведение итогов

Прием «Инсерт»

Домашнее задание

Домашнее задание по выбору

Рефлексия

Закончи предложение


Планируемые результаты:

  • Предметные : учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
  • Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
  • Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
  • Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.


Актуализация знаний

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

А у меня дома овсянка.

Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

И я люблю!- сказала Оля.

Она желтая, красивая такая!

И вкусная, особенно с молоком!

Как это вкусная? Как это с молоком?

Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

Да ты про что говоришь?

Как это про что? Про овсянку!

Про какую овсянку?

Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Каша песни пела?

Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

А потом ко мне мою овсянку кушать!


Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)

Вы знаете, как называются такие слова?

Можно ли эти слова назвать многозначными?

Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160).

- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.


Сходства-отличия омонимов и многозначных слов

СХОДСТВО

ОТЛИЧИЕ

Многозначные Омонимы

Пишутся

одинаково

имеют абсолютно

общее в ЛЗ разные ЛЗ

(по форме, цвету,

характеру, действию)


Омо́нимы (др.-греч. ὁμός - одинаковый + ὄνομα - имя) - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем .


Найдите омонимы. Нарисуйте их

Наш Ванюша во бору

Отрываясь от Земли

Накосил косой траву.

На большой ракете,

А своей косой Танюша

Взяли горсточку земли

Полюбилася Андрюше.

На память о планете.


Найдите омонимы.

  • горький лук – лук охотника;
  • кисть рябины – кисть для рисования:

Какая пара лишняя? Почему?


Найдите омонимы (Ключ)

  • горький лук – лук охотника;
  • подземный ключ – ключ от входной двери;
  • кисть рябины – кисть для рисования:
  • шуба из норки – мышиные норки

весёлые загадки

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.



весёлые загадки

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения

Зависит два моих значения;

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.



весёлые загадки

Загадка 3

Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.




Прием «Инсерт»

«V» - уже знал

« + » - новое

«?» - не понял, есть вопросы.


Рефлексия

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Сегодня я узнал…

- Что вызвало затруднение?

- Сегодня я научился…

- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?

- Для меня стало новым…

- Для меня было трудно…


Рефлексия

При подготовке модели урока

Было легко

Было трудно

Подбирать дидактические материалы

Формулировать цели урока в условиях ФГОС

Составлять задания к тексту

Разграничивать виды УУД к этапам урока

Разрабатывать структуру урока

Перестроиться с традиционного на современный подход к моделированию урока.

Подбирать задания для мотивации и актуализации










ВИДЫ ОМОНИМОВ: ОмофоныОмофоны (фонетические омонимы) слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. Омографы (графические омонимы) слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значениюОмографы МоформыМоформы (грамматические омонимы) это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах.


Омофоны -слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение В русском языке выделяют два основных источника омофонии: - явление оглушения согласных в конце слов и перед другим согласным звуком -редукция гласных в безударной позиции. Например: решиться – решится, строиться – строится, гнуться – гнутся, вернуться – вернутся.


Омографы - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении, в русском языке чаще всего из-за различий в ударении 1) Например: замок-замок, Жене - жене ме́ла мела́ 2) Профессиональная лексика Слова, не отличающиеся друг от друга на письме, если не ставятся точки над ё. Например: возбу́жден возбуждён осу́жден осуждён углу́блен углублён


Омоформы это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах Например: Слово «три»: - форма именительного и винительного падежа числительного 3 -форма повелительного наклонения от глагола «тереть» Слово «стекло» -существительное в именительном падеже единственного числа - глагол «стечь» в форме прошедшего времени среднего рода.





 


Читайте:



История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты

История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты

БЛАГОДАРНОСТИ Публикуя этот очерк, я должен для начала выразить благодарность двум людям, которым он многим обязан. В первую очередь Лорану...

Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения

Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения

Введение.Строение Вселенной в Древности 3Гелиоцентрическая модель Вселенной.Космологические модели Вселенной 1Космология 2Стационарная модель...

Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты

Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты

Украшает множество памятников и культуры. Один из таких - Царь-колокол. Памятник имеет не только выдающиеся размеры, но и интереснейшую историю....

Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Для изучения процессов, протекающих в организме, нужно знать, что происходит на клеточном уровне. А там важнейшую роль играют белковые соединения....

feed-image RSS