Главная - Игры
Многовариантность общественного развития. Страницы истории Что представляет собой многовариантность общественного развития

Революции и реформы - первое, с чем нам предстоит познакомиться. Вперёд!

Реформы

Для начала стоит сказать, что многовариантность общественного развития - это все те пути, которыми развиваются разные социумы. Не секрет, что развитие общества не может быть линейным, из-за чего возникает достаточное количество различных групп, которые очень разнятся между собой. Характер общественного развития может иметь две основные формы: реформы и революции. Давайте подробнее остановимся на первой.

Итак, что же собой представляет реформа? С латинского языка это слово переводится как «преобразовывать». Реформа - это метод общественных преобразований, который реализуется постепенно, через последовательное изменение отдельных элементов. Характерной чертой является то, что они не нарушают каких-то базисных норм. Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными. К сожалению, заранее предсказать это весьма трудно. Очевидно, что первый вид изменений приносит обществу благо сейчас или в будущем (к примеру, великие реформы Александра II), а второй - вред (к примеру, контрреформы Александра III). Стоит понимать, что прогрессивные реформы позволяют социуму сделать шаг вперёд в своем развитии, а регрессивные или реакционные возвращают социум на предыдущую ступень развития.

Направленность реформ

Есть три основных направления, в которых осуществляются реформы. Конечно, их можно выделить гораздо больше, но базисные - только эти три: политические, экономические и социальные. Первые направлены на некоторые преобразования в политической жизни общества (изменение законов, расширение прав, модернизация избирательной системы и т. д.). Вторые имеют целью преобразование экономического аспекта, то есть всего, что связано с управлением хозяйством (антимонопольный закон, акцизы, частный бизнес и т. д.). Социальные реформы направлены на само общество. Они позволяют улучшить или усложнить жизнь людей (изменение пенсионного возраста, социальная защита, предоставление рабочих мест и т. д.).

Реформы могут проводиться во всех сферах жизни общества, ибо нет того, что бы не поддавалось изменениям. Они могут иметь незначительные последствия, а могут тянуть за собой изменение общественного строя или смену власти: реформы Петра I, реформы 90-х годов прошлого столетия в России и т. д.

Революции

Многовариантность общественного развития - это не только реформы, но и революции. С латинского этого слово переводится как «переворот». Можно сказать, что революция - это процесс, противоположный реформам. Он предполагает качественное и количественное изменение многих или даже всех сфер жизни социума, которое достигается решительными действиями. Чаще всего это перевороты и бунты, которые несут за собой долговременные последствия. Революции могут быть долговременными и кратковременными. Первые могут длиться очень долго: например, неолитическая революция. Вторые длятся до года.

Инновации и модернизация

Ключевое понятие в их подходе - это общественно-экономическая формация. Если обобщить, то получается, что это то же самое, что и общество - социум, который находится на определенной ступени развития и рассматривается в единстве своих производственных и экономических сил, над коими обязательно должна быть надстройка. Она представляет собой некую идеологию или систему взглядов, присущую всему обществу, и играет важнейшую роль в формировании общественного мнения, а также тесно переплетается с экономическими постулатами. Также должен присутствовать некий базис, который представляет собой определённый экономический строй, не зависящий от субъектов, которые вступают в экономические отношения.

В теории Маркса важное место занимают производительные силы - люди и средства производства, которые обладают необходимыми знаниями или навыками. Надстройка выбирается в зависимости от того, какой был выбран базис. Последний определяет основу формации и решает вопрос принадлежности общества к тому или иному типу.

Цивилизационный подход

Что такое многовариантность общественного развития? Это определение в цивилизационном подходе имеет ряд отличий от первого рассмотренного подхода:

  • Объект исследования - не тип экономической системы, а общество индивидов, которое развивается в зависимости от своих потребностей и интересов.
  • Человек рассматривается не только как производительный ресурс, но и как личность со своими нравственными, моральными и социальными принципами.
  • Разные сферы жизни общества равны между собой (политик, культура, право, экономика). Экономическое развитие не играет главенствующей роли.

Многовариантность общественного развития: типы обществ

Есть три основных типа обществ:

  1. Традиционное, в котором главный фактор производства - это земля. Само оно направлено на получение пищи и выполняется посредством ручного индивидуального труда. Сельское хозяйство в таком обществе занимает около 80 %. Человек живет 40-50 лет. Характерные черты: закрытые социальные системы, нет никакого контакта с другими странами, низкая социальная мобильность.
  2. Индустриальное, в котором на первое место выходит промышленность и накопление капитала. Общество становится контролируемым, налаживаются связи с другими государствами, провозглашается власть закона.
  3. Постиндустриальное, в котором ценность имеют знания и услуги. Резко возрастает уровень автоматизации труда, повышается длительность жизни (более 70 лет). Общество остается контролируемым, возникает политический плюрализм, развивается демократия.

Как мы видим, многовариантность общественного развития (типы обществ мы рассмотрели выше) имеет много различий. Не все страны на сегодняшний день перешли к постиндустриальному виду. Что могут сделать государства, оставшиеся на индустриальной ступени? Составить план. Многовариантность общественного развития позволит подобрать необходимую стратегию развития на ближайшие годы для того, чтобы перейти к постиндустриальному типу.

Обществознание ЕГЭ, занятие 7

Занятие 7. Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобальные проблемы

Общество – развивающаяся система

Социальные изменения – любые перемены, которые происходят в течение некоторого времени в социальных общностях, институтах, организациях.

Социальное развитие – социальные изменения, направленные либо в сторону совершенствования, либо в сторону деградации.

      Общественный прогресс – развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному (от лат. – движение вперёд).

      • Прогресс – относителен: есть области общественной жизни, к которым это понятие сложно отнести.

        Прогресс – противоречив: достижения в одной сфере могут обернуться проблемами в другой.

        Критерии прогресса:

        • развитие производительных сил;

          развитие науки и техники;

          развитие человеческого разума;

          совершенствование нравственности людей;

          возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

      Общественный регресс – развитие от высшего к низшему, деградация, утрата способности выполнять те или иные функции (от лат. – обратное движение).

      Стагнация – застой, временная остановка в развитии.

Некоторые мыслители говорят о цикличности в развитии общества – теория исторического круговорота. Шпенглер.

Пути развития общества

Эволюция (от лат. – «развёртывание) – частичные, постепенные изменения, которые способствуют появлению в различных сферах общества новых качеств и свойств.

      Могут происходить стихийно и организовано.

      • Реформа – какая-либо степень усовершенствования в определённой сфере общественной жизни, не затрагивающая фундаментальных основ общественного строя.

        • Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными.

Революция – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которые ведут к изменению основы существующего социального строя.

Модернизация – обновление чего-либо; процесс перехода от традиционного общества к современному, индустриальному.

Многовариантность развития общества

Классификация типов общества (по разным критериям)

      По способу передачи информации: дописьменные и письменные общества. Сейчас развивается общество экранной культуры.

      По степени дифференциации общества (степень социальной неоднородности): простые и сложные.

      По степени открытости (уровень социальной мобильности): закрытые и открытые.

      По уровню развития: развитые, развивающиеся, отсталые.

      Формационный подход: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое – марксизм.

      По уровню технического и технологического развития общества: традиционные, индустриальные, постиндустриальные.

Традиционное (аграрное) общество:

      основной фактор производства – земля;

      основная отрасль производства (по занятости населения) – сельское хозяйство;

      характер производства – ручной труд, индивидуальное производство;

      социальная структура – преобладает сословная, корпоративная структура общества, низкая социальная мобильность;

      воздействие на природу – локальное, неконтролируемое;

      международные связи – несущественные;

      политическая жизнь – в основном, монархическая власть, политические свободы отсутствуют, власть выше закона;

      духовная жизнь – традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, мало образованных людей.

Индустриальное общество

      основной фактор производства – капитал;

      основная отрасль производства (по занятости населения) – промышленность;

      характер производства – механизация, массовое стандартизированное производство;

      социальная структура – классовое деление (на основе отношения к собственности), упрощение социальной структуры, её подвижность и открытость, идея индивидуальной свободы;

      воздействие на природу – глобальное, неконтролируемое;

      международные связи – тесная взаимосвязь;

      политическая жизнь – провозглашение политических свобод, верховенство закона, демократические преобразования;

      духовная жизнь – научная картина мира, ценности прогресса и личного успеха, массовая культура, всеобщее образование, подготовка специалистов.

Постиндустриальное (информационное) общество

      основной фактор производства – знания, информация;

      основная отрасль производства (по занятости населения) – сфера услуг;

      характер производства – автоматизация, компьютеризация производства, резкое повышение творческого начала в труде;

      социальная структура – рост численности среднего класса, в основе социальной дифференциации – уровень знаний, профессия, уровень квалификации;

      воздействие на природу – глобальное, контролируемое;

      международные связи – открытость общества, глобализация;

      политическая жизнь – политический плюрализм, развитость гражданского общества, «демократия консенсуса»;

      духовная жизнь – особая роль науки и образования (непрерывное образование), информационная революция, развитие индивидуализированного сознания.

Подходы к изучению развития общества

Линейный : развитие общества рассматривается как процесс перехода от одной стадии развития к другой, от низших ступеней – к высшим. Выделяют общие закономерности в развитии различных обществ.

        Технологический, стадиальный, формационный

Нелинейный (локально-цивилизационный) – каждая цивилизация уникальна, развивается по собственному, только ей присущему пути. Все цивилизации проходят через этапы зарождения, развития, расцвета и угасания.

Стадиальный подход к объяснению хода исторического развития (Ростоу): основание единства исторического развития мира – уровень научно-технического развития и благосостояния общества.

    традиционное общество – замедленность развития, преобладание аграрного сектора, низкий уровень производительности труда

    «переходное общество» – переход к капиталистическому обществу

    «период сдвига» – промышленные революции, начало индустриализации

    «период зрелости» – заканчивается индустриализация, появляются высокоразвитые страны

    «эра высокого уровня массового потребления» – наиболее передовые современные страны

Формационный подход

      Предложил Карл Маркс.

      Формация – исторический тип социально-экономического развития общества на основе определённого способа производства материальных благ.

      • Способ производства, экономическая сфера – базис общества; политическая, социальная, духовная сфера – надстройка .

        Базис определяет надстройку, но надстройка может влиять на базис.

      Выделял 5 формаций: первобытнообщинная (первичная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (объединял эти три формации в экономическую), коммунистическая.

      • Первобытнообщинная: основана на общественной (общинной) собственности на средства производства, характерно социальное равенство, уравнительное распределение.

        Рабовладельческая: частная собственность или частно-государственная собственность, основные производители – рабы – объект собственности, внеэкономическое принуждение к труду.

        Феодальная: частная или частно-государственная собственность, производители – в личной зависимости от землевладельцев, внеэкономическое принуждение к труду.

        Капиталистическая: частная собственность, рыночные отношения, наёмный труд.

        Коммунистическая: общественная собственность на средства производства, высокий уровень развития производительных сил, принцип распределения «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

      Смена общественно-экономических формаций происходит вследствие несоответствия производственных отношений уровню развития производительных сил.

Локально-цивилизационный подход

      А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилёв и др.

      Цивилизация – устойчивая культурно-историческая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.

      В основе различия цивилизаций – своеобразие духовной культуры, в первую очередь, религии.

Глобализация

Глобализация – процесс интеграции (сотрудничества, взаимодействия) всех стран и народов в разных областях деятельности; возрастание взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов.

Причины :

      переход от индустриального общества к информационному, развитие высоких технологий;

      децентрализация экономики;

      развитие мировой экономики;

      появление новых коммуникационных технологий.

Проявления

      деятельность ТНК;

      финансовых рынков;

      экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;

      деятельность международных экономических и финансовых организаций;

      открытость мира в сфере культуры, информации, личных контактов.

Последствия

      положительные:

      • свободное перемещение товаров и капиталов (возможность продавать и производить там, где это наиболее выгодно);

        снижение издержек производства, увеличение прибыли;

        возможность воспользоваться плодами НТР в странах, где нет возможности вести собственные научные исследования;

        сближение интересов разных государств, стремление к взаимному учёту интересов в международных отношениях;

        развитие социокультурного единства – способствует пониманию и отказу от ксенофобии.

      негативные:

      • нарастание разрыва в уровне развития и благосостояния населения развитых и развивающихся стран (проблема Севера и Юга);

        стремление высокоразвитых стран к лидерству приводит к взрыву национализма в развивающихся странах;

        препятствия для развития отечественного производства;

        утрата специфики национальных культур;

        насаждение единого стандарта потребления.

Глобальные проблемы современности

Специфика:

      универсальны: общие для всего человечества;

      от их решения зависят судьбы человечества;

      могут быть решены только совместными усилиями;

Причины:

      в условиях глобализации локальные проблемы приобретают глобальный характер;

      активная преобразующая деятельность людей не сопровождается адекватным ростом экологического сознания общества и человека, ответственности политических структур.

Группы проблем

      Между общностями людей (интерсоциальные):

      • проблема предотвращения войны;

        проблема «Север-Юг»;

        социальные противоречия внутри отдельных стран.

      Между обществом и природой:

      • загрязнение окружающей среды;

        энергетическая, сырьевая, продовольственная;

        освоение Мирового океана, космоса.

      Между человеком и обществом:

      • демографическая;

        образовательная;

        проблема преодоления отрицательных последствий НТР;

        проблема здоровья человека.

Направления разрешения проблем:

      формирование нового планетарного сознания;

      изучение причин возникновения и обострения;

      совместные действия по решению проблем.

Перспективы разрешения:

      экологический пессимизм (концепция нулевого роста);

      технологический оптимизм («общество изобилия»).

Социальные процессы в современной России

Социальные процессы – социальные явления, которые меняют отношения между людьми или между составными элементами сообщества; социально значимые изменения в обществе; смена состояний общества или его систем.

      изменение характера социальной стратификации

      сложился довольно многочисленный предпринимательский слой

      появление новых престижных видов деятельности

      социальная поляризация

      быстрый рост социально-территориальных различий

      маргинализация общества

      формирование среднего класса

Решение заданий

Установите соответствие между признаками и отраслями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Найдите в приведённом списке характерные признаки искусства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) установление границ свободы личности

2) выстраивание системы доказательств

3) форма познания мира

4) образное отражение действительности

5) эмоциональное воздействие

6) логическая стройность

Выберите признаки, которые отражают специфику нравственной регуляции поведения.

1) имеют конкретный характер

2) основаны на представлении на должном

3) регулируют наиболее значимые сферы общественной жизни

4) имеют обобщённый характер

5) существуют специальные органы, контролирующие их выполнение

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, могут быть использованы для характеристики понятия «общественный регресс».

1) движение; 2) изменение; 3) переход от менее совершенного к более совершенному; 4) успешность развития; 5) упадок; 6) деградация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

В стране Z господствует натуральное хозяйство. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Устная информация преобладает над письменной.

2) Происходит быстрый рост городского населения.

3) Преобладают экстенсивные технологии и ручные орудия труда.

4) Основными социальными ячейками являются община и семья.

5) Широко распространяются научные знания.

6) Интенсивно развивается инфраструктура.

В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Значительная часть работников переходит на дистанционное выполнение работы.

2) В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

5) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.

6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие отрасли производства.

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Потренируйтесь в решении заданий части 2

Задания 21–24

Прочитайте текст и выполните задания.

Научная теория общественного прогресса нуждается не в субъективных критериях, отражающих неспособность мыслителей разобраться в сложном характере социального развития, а в критерии объективном, не зависящем от произвола исследователей.

Сложность выявления критерия общественного прогресса обусловлена, в частности, тем, что общество представляет собой сложную систему, включающую огромное количество элементов и процессов. Эти различные составляющие также развиваются, поэтому к ним тоже должно быть применимо понятие прогресса. Если рассматривать общество как систему, то различные его составляющие представляют собой подсистемы, каждая из которых способна к прогрессивному развитию и имеет свой критерий развития… но ни один из них не может дать представления о прогрессе общества в целом.

Развитие общества как системы вовсе не означает, что все её подсистемы развиваются одинаково. Развитие различных сторон общественной жизни совершается очень часто неравномерно. Более того, прогресс в одних областях осуществляется на фоне регресса в других областях. Например, такая форма общественного сознания, как искусство, вовсе не обязательно достигает особого расцвета в период бурного развития производительных сил…

При всей сложности и внутренней противоречивости общественного прогресса вопрос о его критериях не только не снимается, но, наоборот, приобретает особую важность. При этом любой критерий, взятый из области общественного сознания (морали, права и т.д.) не может быть единственным общеисторическим критерием, поскольку взгляды людей сами меняются под влиянием условий общественной жизни… Также и критерии, относящиеся к одним лишь экономическим категориям, не позволяют правильно понять природу и сущность социального прогресса.

Для преодоления однобокости этих критериев, следует указать такую фундаментальную философскую категорию, которая характеризует глубинную сущность жизни и деятельности человека. Такой категорией, на наш взгляд, является категория свободы.

(Г.И. Эрзин)

21. В качестве основного общего критерия общественного прогресса автор предлагает категорию свободы. Согласны ли Вы с этим? Выскажите своё мнение и, используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента в его обоснование.

22. Автор пишет, что любой критерий, взятый из области общественного сознания, не может быть единственным общеисторическим критерием. Чем это объясняется? Опираясь на обществоведческие знания, приведите два собственных примера, иллюстрирующие этот вывод.

Задание 27

В стране Z большинство трудоспособного населения занято в наукоёмком производстве и сфере услуг, растёт удельный вес среднего класса, развиваются цифровые средства коммуникаций. Назовите тип общества, который установился в стране Z. В каком направлении меняется характер отношения человека к природе в обществе этого типа? Что является основным фактором производства в обществе этого типа? Как изменяются требования к работнику в обществе данного типа?

Задание 29

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара».

Ответы на вопросы и вся теория по ним находятся в конце теста

1. Совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному называется

1) прогрессом
2) регрессом
3) стагнацией
4) застоем

2. Включение «механизмов торможения», неспособность общества воспринимать новое, передовое называется

1) прогрессом
2) регрессом
3) стагнацией
4) революцией

3. Верны ли следующие суждения о прогрессе?

А. Прогресс науки и техники имеет неоднозначные последствия.
Б. Понятие прогресса в современных условиях всё более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности называется

1) системой
2) эволюцией
3) революцией
4) реформой

5. Для какого типа общества характерен экстенсивный путь развития?

1) традиционного
2) индустриального
3) постиндустриального
4) информационного

6. Особенностью какого типа общества является занятость большей части населения в промышленности?

1) традиционного
2) индустриального
3) постиндустриального
4) информационного

Нажмите чтобы просмотреть ответы на тестовые вопросы▼


1 - 1. 2 - 3. 3 - 3. 4 - 4. 5 - 1. 6 - 2.



Теоретический материал

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

Термин «прогресс» происходит от латинского слова progresso («продвигаюсь вперёд») и указывает на позитивную направленность процесса.
Под общественным прогрессом понимают совокупность изменений в обществе, происходящих в ходе его поступательного движения от низшего уровня развития к высшему, от менее совершенного состояния - к более совершенному.

Согласно современным представлениям, прогрессивные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с регрессом и стагнацией в других. Под регрессом понимают такой тип развития, для которого характерен переход от высшего уровня к низшему, а также процессы деградации и упадка. Стагнация (застой) имеет место тогда, когда движение вперёд останавливается, но при этом нет и движения вспять, т. е. в течение определённого периода времени ситуация не улучшается и не ухудшается.

Следует отметить, что в ряде случаев определение типа развития (прогресс или регресс) полностью зависит от выбранного критерия анализа. Так, например, историю человечества можно оценить как прогресс, если в качестве критерия рассматривать решение проблемы рабства. Однако с таким же успехом её можно считать регрессом ввиду появления всё новых и новых способов угнетения человека человеком.

В настоящее время общественное развитие принято оценивать комплексом разнообразных показателей, в частности:

Ожидаемая средняя продолжительность жизни населения;
уровень детской смертности;
естественный прирост населения;
уровень образования;
уровень доходов;
структура денежных затрат;
потребление основных продуктов питания;
объём ВВП на душу населения и др.

Однако эти показатели в основном отражают лишь уровень социально-экономического положения населения и не могут в полной мере характеризовать другие составляющие общественного развития. Поэтому если экономический рост и наличие научно-технического прогресса не вызывают сомнений, то идея существования общественного прогресса имеет своих противников. Приведём некоторые из их аргументов.

Во-первых, концепция общественного прогресса объективно создаёт предпосылки для искажения оценки прошлого, которое начинает рассматриваться как основная причина сегодняшнего положения, т. е. служит для обоснования и даже оправдания настоящего. В итоге ответственность за происходящее в данный момент перекладывается на предыдущие поколения.

Во-вторых, эта концепция в определённой мере аморальна, т. к. фактически рассматривает прошлые поколения как «удобрение для урожая будущего*. «Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждое лицо человеческое, каждую эпоху истории в средство и орудие для окончательной цели - совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас не будет иметь удела», - писал русский философ Н. Бердяев.

В-третьих, по мнению известного испанского философа X. Ортега-и-Гассета, идея прогресса усыпляет сознание человека подобно хлороформу; жизнь тогда представляется ему похожей на хорошо организованную туристическую поездку, когда все возникающие проблемы успешно решаются за него.

Поэтому согласно современным представлениям имеет смысл не говорить о прогрессе общества в целом, а оценивать показатели развития каждого конкретного человека.

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ТИПЫ ОБЩЕСТВ)

Многовариантность общественного развития напрямую связана с закономерностями исторического процесса (под ними понимают сущностные связи между историческими фактами и явлениями, а также общие, повторяющиеся тенденции в историческом развитии).

Согласно учению К. Маркса и его последователей, закономерности исторического развития - это объективная реальность, которая проявляется через поступки и поведение людей. Марксисты рассматривают историю как «деятельность преследующего свои цели человека*, при этом закономерности исторического процесса они определяют статистическим путём. Сторонники марксизма полагают, что, безусловно, у большинства людей имеют место различные индивидуальные устремления, однако результаты статистической обработки разнообразных исторических процессов позволяют установить объективную тенденцию.

В противовес изложенным выше марксистским представлениям ряд учёных отрицает наличие закономерностей исторического процесса. Они утверждают, что вера в «неумолимые законы исторической неизбежности* деструктивна и в конечном итоге приводит к чрезвычайно негативным последствиям. Например, именно на такой вере была основана фашистская идеология в нацистской Германии, ставшая главной причиной развязывания самой кровавой в истории человечества Второй мировой войны.

История состоит из уникальных событий и явлений, которые сложно обобщить в виде законов. О неповторимости исторических процессов свидетельствуют также их малообъяснимое сплетение и качественные различия между взаимозависимыми стадиями, каждая из которых обладает собственной спецификой. Исторические реалии необычайно сложны и состоят из множества разнообразных элементов. Имеющиеся в истории силы могут взаимодействовать друг с другом самым различным образом. В историческом процессе над экономическим базисом надстраивается умственная деятельность людей, теснейшим образом связанная с их психологией и моралью.

Ещё один аргумент. Как известно, познание закономерностей является основой для разработки объективных научных прогнозов. Однако в общественной жизни, по утверждению выдающегося английского учёного К. Поппера, само предсказание оказывает влияние на предсказываемое событие, обретая статус элемента исторической реальности. К тому же опыт многочисленных неудачных исторических прогнозов также определённым образом свидетельствует против наличия законов истории. Более того, представляется принципиально нерешаемой и задача открытия этих законов. Ведь политическая конъюнктура и интересы определённых социальных групп деформируют идеалы научности и существенно влияют на объективность гуманитарных исследований.

Приведенные выше аргументы далеко не бесспорны, и проблема существования закономерностей исторического процесса, безусловно, требует дальнейших исследований. Здесь же важно отметить, что в истории всегда имеет место взаимодействие объективных и субъективных факторов. И, как представляется, выбор того или иного варианта общественного развития во многом будет зависеть от того, влияние каких факторов на данный момент превалирует.
Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.

Реформа - это преобразование в какой-либо сфере (политической, социальной, экономической и др.) общественной жизни, не затрагивающее основ существующей системы. Формально реформой является преобразование любой направленности, однако обычно этим термином обозначают прогрессивные нововведения.
Революция - это процесс, характеризующийся радикальными изменениями: сменой правящей элиты, заменой всей политической системы или ряда значимых её элементов. Она представляет собой резкий скачок в социальном развитии и, как правило, связана с насилием.

Следует отличать революцию от других выступлений, также направленных на свержение господствующей политической группировки.

Признаки, отличающие революцию от государственного переворота:

Радикальная замена старой политической системы принципиально иной;
активная поддержка проводимых изменений значительной частью населения;
в целом прогрессивный характер этих изменений;
стремление решить наиболее острые социальные проблемы.

К. Маркс называл революции «локомотивами истории». В предложенной им концепции исторического процесса, в которой общественное развитие рассматривалось как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинная -> рабовладельческая -> феодальная -> капиталистическая -> коммунистическая), именно социальным революциям отводилась ключевая роль. Однако реальный исторический опыт свидетельствует, что практически каждая революция сопровождается жесточайшим террором и в конечном итоге далеко не всегда способствует прогрессивным изменениям в обществе.

Особое значение для мировой истории имела Октябрьская революция 1917 г. в России. Она вызвала значительный подъём международного рабочего движения. Так, в течение последующих нескольких лет во многих странах прокатилась волна революционных выступлений. Однако значимость Октябрьской революции как одного из важнейших исторических событий XX века в первую очередь заключается в том, что она наглядно продемонстрировала всему миру как положительные, так и негативные (установление жестокой диктатуры, экспроприация практически всей частной собственности, массовый террор, кровавая гражданская война и др.) последствия «победившей социалистической революции*. Важно отметить, что и дальнейшие революционные преобразования были не менее противоречивыми и в конечном итоге привели к установлению в СССР тоталитарного режима.

Напуганные октябрьскими событиями в России и вызванным ими усилением революционных настроений во всём мире, правительства многих стран пошли на крупномасштабные реформы, значительно улучшившие политическое и социально-экономическое положение трудящихся. В частности, был расширен перечень политических свобод, сокращена продолжительность рабочей недели, увеличены размеры различных социальных пособий, улучшены условия труда и медицинское обслуживание работников, повышена их заработная плата и т. д. С тех пор основные усилия правящих режимов были направлены на недопущение в их странах возникновения революционной ситуации. Как правило, эти усилия имели успех, поэтому в настоящее время в большинстве государств общественное развитие носит реформистский характер. Однако революционный путь развития далеко не исчерпал себя, о чём наглядно свидетельствует пример двух победивших революций 2011 г. - в Тунисе и Египте.

Рассмотрим теперь классификацию типов обществ. Выше мы уже привели марксистскую типологию, основанную на формационном критерии (см. также подраздел 2.3). Конечно, для классификации используют и другие признаки. Так, по уровню развития общества разделяют на развитые, развивающиеся и отсталые, по особенностям структуры управления - на простые и сложные.

Широкое признание в научном мире получила типология обществ, в наиболее полном виде представленная в работе известного американского учёного Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество*. Согласно Д. Беллу, человечество в своём развитии проходит три стадии: доиндустриальную (традиционную), индустриальную и постиндустриальную , для которых ведущими сферами являются соответственно сельское хозяйство, машинное производство и сфера услуг. Эти стадии характеризуются следующими основными формами социальной организации: церковь и армия - в традиционном обществе, корпорация - в индустриальном, университет - в постиндустриальном. Характерной для соответствующих стадий также является главенствующая роль священников и феодалов, промышленников и бизнесменов, учёных и профессиональных специалистов. Важнейшей особенностью постиндустриального общества Белл считал стремительный рост производства услуг и объёма накопленных человечеством знаний.

На постиндустриальной стадии развития общества основными продуктами являются услуги и знания.

Отметим, что наряду с Д. Беллом свои концепции новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом, предложили и некоторые другие известные учёные (в частности, Р. Дарендорф, 3. Бзежинский, Э. Тоффлер). Следует сказать, что все эти концепции разрабатывались в 50-70 гг. XX в. и в основном исходили из анализа реалий, существовавших на тот момент. Их авторы полагали, что отличительной чертой формирующегося нового типа общественного устройства является приоритетное развитие сферы услуг и ряда других отраслей нематериального производства, которые будут превалировать над сельским хозяйством и промышленностью. Однако изучение тенденций развития нашей цивилизации за последние десятилетия показало, что имеются определённые расхождения между этими теоретическими построениями и современными реалиями.

В настоящее время общепризнано, что для описания эпохи, в которую вступило человечество на рубеже XX-XXI вв., наиболее подходящей является концепция информационного общества. Согласно этой концепции, характерными чертами данного общества выступают: возрастание роли информации и знаний в жизни общества; увеличение доли информационных продуктов и услуг в составе ВВП; создание глобального информационного пространства, обеспечение неограниченного доступа к различным информационным ресурсам с целью максимального удовлетворения потребностей людей в разнообразной информации.

Основной особенностью информационного общества, формирующегося на постиндустриальной стадии общественного развития, является принципиально новый порядок, при котором важнейшим ресурсом становятся информация и знания, а главными технологиями - информационные.
К особенностям данного типа общества можно также отнести виртуальность. По мнению российского учёного Д. Иванова, данный феномен охватывает все сферы общественной жизни, т. е. это не только искусственный мир компьютерной виртуальной реальности (в основном созданный для различных игр), но и виртуальные деньги, офисы, магазины и др.

Термин «виртуальный» впервые появился в середине XX века в квантовой физике. Первоначально он имел значение «возможный, проявляющийся при определённых условиях» и использовался для обозначения частиц, которые можно было обнаружить только в момент взаимодействия с ними. В настоящее время толкование этого термина значительно расширилось.

Среди множества специфических проблем, присущих данному типу общества, следует выделить проблему загрязнения информационного пространства бесполезной информацией (так называемым информационным мусором) и проблему достоверности информации, функционирующей в режиме открытого доступа.

Общество постоянно изменяется. Уходят в прошлое прежние формы его организации, на их месте появляются новые. Узнаем, в чем заключаются особенности динамики общественного развития, и выявим черты современного общества.

Процесс развития общества

Становление общества прошло несколько этапов. В науке принято выделять три стадии исторического развития и, соответственно, типов общества:

  • доиндустриальное;
  • индустриальное;
  • постиндустриальное.

Каждый из типов характеризуется своими признаками, которые показывают, как менялось общество: политические режимы, культура, социальная структура, способы производства, формы собственности, образ жизни людей.

Динамика общественного развития

Учеными выявлены закономерности, которые показывают, как происходило развитие общества.

  • ускорение истории

Каждая стадия меньше предыдущей. Самым долгим был первобытный строй.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В последующие эпохи все быстрее развивалось производство, делались научные открытия, совершенствовались орудия труда. Эти изменения все сильнее ускоряли общественное развитие.

  • неодинаковое развитие разных народов

Наряду с высоко развитыми странами сейчас продолжают существовать отсталые племена, сохраняющие родоплеменные отношения.

Прогрессивные государства пытаются ускорить развитие таких народов. В этом проявляются и положительные, и отрицательные моменты. С одной стороны, они становятся более цивилизованными, вовлекаются в новые отношения, с другой – оказываются неготовыми к вступлению в более высокую стадию развития, теряют свою самобытность, традиции.

Такое понимание особенностей исторического процесса позволяет утверждать, что данные тенденции будут характерны для общества и в будущем.

Социальный прогресс

Этим термином называют глобальный длительный процесс, в течение которого происходило развитие обществ от первобытности с ее примитивными орудиями труда, родоплеменными отношениями, к цивилизации, научно-технической революции, новым типам отношений.

Виды прогресса:

  • реформа : социальная, экономическая, политическая;
  • революция : кратковременная и долговременная.

Реформа – это проведение государством частичного усовершенствования какой-либо сферы. Революция – полное или масштабное изменение, резкие перемены, затрагивающие основы существующего строя.

В этом случае можно говорить о многовариантности общественного развития. В зависимости от условий, времени, общественного строя историческое развитие шло по-разному. Как показывают теория и практика, есть страны, где развитие шло примерно по одной линии, но при этом нет государств, история которых совпадает – все они имеют свои уникальные черты.

Что мы узнали?

Общество – это динамически развивающаяся система. Его становление началось еще в эпоху первобытности. Приобретая новые черты, общество все более приближалось к современности. Среди тенденций, характерных для общества. выделяют ускорение и неравномерное развитие разных народов. Социальный прогресс – это постоянное усовершенствование орудий труда, научные открытия и внедрение их в производство. Прогресс проявляется в двух своих разновидностях: реформа и революция.

1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Типология общества

1. Выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. У Платона, Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ.

2. Различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях: первобытнообщинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).

Подходы к рассмотрению процессов развития общества

1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из них используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, К. Маркса и других.

2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер. В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом и природой. Одним из примеров циклических процессов в жизни обществ можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации, – от их возникновения через расцвет к распаду. Представители данного подхода – Н. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Гумилев и другие.

3. Нелинейное развитие общества. Ученые выделяют «точку изменений» – бифуркацию, т. е. такую поворотную точку, после которой изменения и в целом развитие может пойти не в прежнем, а в совершенно ином, возможно даже непредвиденном направлении. Нелинейность социального развития означает наличие объективной возможности многовариантного хода событий. Сторонниками нелинейного развития общества являются С. Л. Франк, М. Хетчер, Д. Коллмэн и др.

Классификации (типологии) обществ:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

Формационный подход к изучению общества (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Общественно-экономическая формация – общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.

Надстройка – совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него. Базис – экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства). Тип надстройки определяется характером базиса, представляет основу формации. Данный подход понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций: 1. Первичная – первобытнообщинный строй. 2. Вторичная (экономическая) – рабовладельческая; феодальная; буржуазная. 3. Третичная (коммунистическая) – коммунистическая (первая фаза – социализм).

Цивилизационный подход к анализу общественного развития

Цивилизация – определенная стадия в развитии локальных культур (О. Шпенглер); ступень исторического развития (Л. Морган, О. Тоффлер); синоним культуры (А. Тойнби); уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизации выделяются два подхода:

А) Локальный подход

Локальная цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития. А. Тойнби насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная).

Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская.

Подсистемы:

* Культурно-психологическая – культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей.

* Политическая – обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т. д.

* Экономическая – производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т. д.

* Биосоциальная – семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т. д.

Линии сравнения западной и восточной цивилизаций:

а) особенности восприятия мира;

б) отношение к природе;

в) соотношение личности и общества;

г) отношения власти;

д) отношения собственности.

Б) Стадиальный подход. Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии

Теория стадий экономического роста (концепция У. Ростоу)

1. традиционное общество – все общества до капитализма, характеризующиеся низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства;

2. переходное общество, совпадающее с переходом к домонополистическому капитализму;

3. «период сдвига» – промышленные революции и начало индустриализации;

4. «период зрелости» – завершение индустриализации и возникновение высокоразвитых в промышленном отношении стран;

5. «эра высокого уровня массового потребления».

* Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ (концепция Р. Арона, Д. Белла, А. Тоффлера, основанная на технологическом детерминизме).

1. Традиционное общество (аграрное, доиндустриальное) – общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанное на традициях. Характерные признаки: традиционная экономика; преобладание аграрного уклада; стабильность структуры; сословная организация; низкая мобильность; высокая смертность; высокая рождаемость; низкая ожидаемая продолжительность жизни; низкие темпы развития производства, естественное разделение и специализация труда. Преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена. Общественный уклад характеризуется жесткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило, по праву рождения). Для традиционных обществ характерен примат коллективных интересов иерархических структур (государства, клана и пр.) над частными; ценится место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек. Традиционные общества, как правило, авторитарны.

Модернизация – процесс перехода от традиционного общества, которое отождествляется главным образом с социальными отношениями патриархально-феодального типа, к современному обществу индустриального капиталистического типа. Модернизация – целостное обновление общества; признает главной закономерностью общественного развития постоянное изменение и усложнение социальных, политических, экономических и культурных структур и их функций в соответствии с требованием рационального и эффективного функционирования общества.

2. Индустриальное общество (промышленное) – тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Оно возникает на базе машинного производства, фабричной организации и дисциплины труда, национальной системы хозяйства со свободной торговлей и общим рынком. Для нее характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций, развитое разделение труда, массовое производство товаров, машинизация и автоматизация производства, развитие средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокая мобильность и урбанизация, возрастание роли государства в регулировании социально-экономической сферы. Отличительные черты: 1) изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве и рост доли занятых в промышленности и сфере услуг; 2) интенсивная урбанизация; 3) возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры; 4) образовательная (культурная) революция; 5) политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (прежде всего избирательного права); 6) рост уровня потребления (господствует массовое производство и потребление); 7) изменение структуры рабочего и свободного времени; 8) изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т. е. рост доли старших возрастных групп). Трансформация социальной структуры сопровождается утверждением гражданского общества, плюралистической демократии, порождает процессы разнообразных социальных перемещений.

3. В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас). Постиндустриальное общество – общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. Отличительные черты постиндустриального общества: 1) переход от производства товаров к экономике услуг; 2) возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов; 3) главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе; 4) контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений; 5) принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество. Постиндустриальная технология производит коренные изменения в социальной структуре общества. Собственность не исчезает, однако как основа разделения людей на классы, слои собственность теряет свое значение. Классовая структура заменяется профессиональной структурой.

Основные направления оценки будущего развития человеческого общества:

– Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли.

– Технооптимизм предполагает, что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие основные черты:

1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс в одних странах сопровождается регрессом и упадком в других.

2. Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим.

3. Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального, религиозного или иного характера, между индустриально развитыми странами и странами «развивающимися», между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями ее жителей и др.

Глобализация – это усиливающаяся интеграция экономик и обществ во всем мире; неизбежное явление в истории человечества, заключающееся в том, что мир в результате обмена товарами и продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями становится более взаимосвязанным. Темпы глобальной интеграции стали гораздо более высокими и впечатляющими благодаря беспрецедентным достижениям в таких сферах, как технологии, средства связи, наука, транспорт и промышленность.

Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций; глобализация финансовых рынков; глобализация миграционных процессов; мгновенное перемещение информации; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание международных организаций в экономической и финансовой сферах.

Последствия процесса глобализации

* Позитивные: стимулирующее влияние на экономику; сближение государств; стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике; возникновение социокультурного единства человечества.

* Негативные: насаждение единого стандарта потребления; создание препятствий для развития отечественного производства; игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран; навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества; оформление идеи соперничества; утрата каких-то специфических черт национальных культур.

 


Читайте:



История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты

История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты

БЛАГОДАРНОСТИ Публикуя этот очерк, я должен для начала выразить благодарность двум людям, которым он многим обязан. В первую очередь Лорану...

Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения

Модель Вселеной. Стационарная Вселенная. Размер вселенной Космологическая модель ранней вселенной эра излучения

Введение.Строение Вселенной в Древности 3Гелиоцентрическая модель Вселенной.Космологические модели Вселенной 1Космология 2Стационарная модель...

Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты

Царь — колокол и его плохая карма — интересные факты

Украшает множество памятников и культуры. Один из таких - Царь-колокол. Памятник имеет не только выдающиеся размеры, но и интереснейшую историю....

Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Значение слова биосинтез Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Для изучения процессов, протекающих в организме, нужно знать, что происходит на клеточном уровне. А там важнейшую роль играют белковые соединения....

feed-image RSS