Главная - Общение
Шарль перро чему учат его сказки. Конспект урока на тему: Волшебные сказки Шарля Перро — Гипермаркет знаний

12 января 1628 года родился выдающийся писатель-сказочник Шарль Перро, который также являлся поэтом и критиком эпохи классицизма. Современные дети и их родители знакомы в основном с его произведениями из серии «Сказок матушки Гусыни».

Не одно поколение детей выросло на удивительных произведениях знаменитого Шарля Перро . Все мы их очень любим и время от времени перечитываем, а также и пересматриваем любимые сказки: Золушка, Кот в сапогах, Красная Шапочка, Мальчик-с-пальчик, Рике-Хохолок, Спящая красавица и др.

На русский язык сказки впервые были переведены в 1768 году.

Произведения писателя для детей наполнены добром, поучительными историями и, конечно же, хэппи-эндами. Они очень гармоничны и красивы. Зло всегда проигрывает, а добро торжествует - это очень важно для правильного воспитания детей и привития им доброжелательного отношения к миру.

Будущий писатель родился в семье судьи Парижского парламента и был самым младшим из 6 детей.

Писательский талант у молодого Шарля проявился не сразу. Перед этим он учился в университетском колледже, но бросил учебу, так и не закончив ее. Позже работал какое-то время адвокатом. Также был клерком у старшего брата Клода Перро в его архитектурном бюро.

В скорее он стал литератором при дворе, но позже попал в немилость и потерял занимаемое место секретаря.

Тема урока: «Сказки Шарля Перро»

Цель урока : Познакомить с биографией и творчеством Ш. Перро. Учить находить главную мысль сказки, развивать память, мышление, умение правильно ставить вопрос к тексту. Воспитывать сочувствие и уважение к труду.

Оборудование : Выставка книг, портрет писателя с биографией, ИКТ (презентация), музыкальное сопровождение (диск).

Ход урока:

Орг. момент.

Поставка цели урока .

«Что за прелесть эти сказки!»

Сегодня ребята мы совершаем удивительное путешествие в мир сказок. Когда вы были совсем еще маленькими, мамы и бабушки укладывали вас спать, рассказывали вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже взрослые рассказывали сказки.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевал сказку, передавая ее слушателям.

Слушатели пересказывали ее, добавляя, что - свое. И если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась из уст в уста. Ведь « Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!..». Сказка ложь оказывается самой – пер самой правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов.

И так можно сделать вывод.

Что же такое сказка?

(ответы детей)

Общий вывод : Сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Вывод вывешивается на доске.

А ведь сказки бывают разные.

Вы ребята знаете, какие бывают сказки?

(Сказки о животных, волшебные сказки, социально бытовые)

Кто является главным персонажем сказок о животных?

(Животные, иногда им противостоит человек, но чаще всего животные являются добрыми помощниками главного героя.)

А какие сказки о животных вы знаете?

(«Теремок», Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т.д.) показ картинок из сказок на интерактивной доске.

А какие сказки называются волшебными?

Сказки, в которых происходят различные невероятные превращения. Где речь идет об удивительных приключениях и обязательно они связаны с волшебством. Герои этих сказок: летают на коврах самолетах, бегают по земле в сапогах – скороходах, пользуются шапкой невидимкой, едят со скатерти – самобранке

А какие волшебные сказки вы знаете?

(«Золушка», «Царевна лягушка», «Кот в сапогах» и т.д.) показ картинок из сказок на интерактивной доске.

И, наконец, какие же сказки являются социально – бытовые?

(Это сказки главные персонажи, которых одерживают победу не с помощью волшебства, а благодаря своему уму, смекалке, смелости и хитрости).

Какие социально – бытовые сказки вы знаете?

(«Каша из топора, «Иванушка – дурачок», «О папе и его работнике Балде) показ картинок из сказок на интерактивной доске.

Не редко сказки (особенно волшебные) начинаются с присказки. Назначение присказки – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, о чем далее будет говориться в сказке. Присказка может заканчивать сказку. И в этом случае назначение присказки - дать понять слушателю, что сказка закончена.

А какие присказки знаете вы?

(« Это только присказка, сказка впереди», «Сказка вся, более сказать нельзя», « Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец» и т.д.) показ на интерактивной доске. Традиционно элементом сказки является зачин (начало). По, которому мы сразу понимаем, что перед нами сказка. Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказок, место и время действия.

А какой зачин знаете вы ребята?

(« Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве»… и т.д.) показ на интерактивной доске.

Ребята вы знаете, что есть еще такие сказки, которые называются докучными, они произошли от слова «докучать»: слушатели докучали сказочника, а сказочник слушателей. И поэтому появились такие короткие сказки.

Вот послушайте одну из них «Жил - был царь, у царя был двор. И вот мы настраиваемся на сказку, как она ужу заканчивается: «Во дворе был кол, на колу мочало, не начать ли нам сказку с начала?»

Сказки также подразделяются на народные и авторские.

Как вы думаете, какие сказки называются народными сказками?

(Сказки, которые, сочинял народ и, которые передавались из уст в уста.)

Вот и сегодня мы с вами познакомимся с одним из писателей сказочников Шарлем Перро.

Рассказ учителя

Давным - давно правил во Франции король Людовик IV, которого, за любовь к утонченному, блистательному, изящному прозвали королем – Солнца. В его прекрасный замок допускались только благородные особы. Здесь признавали только высокое искусство.

А сказки в те времена жили только среди простого народа. Они помогали снять усталость после тяжелого трудового дня, дарили надежду на лучшие времена. Придворные же короля - Солнца считали сказки низменным чтением, не достойным знати.

В одной такой знаменитой семье было 5 братьев. Все они получили хорошее образование: занимались наукой, искусством. А младший Шарль – достиг самых больших высот: стал генеральным секретарем королевских построек, членом Французской академии, языковедом, придворным поэтом.

Но так случилось, что эта важная птица, был с детства очарован народными сказками. И таким сильным было его увлечение, что … он сам занялся сочинением сказок. Когда их стало много, Шарлю захотелось издать их. Но как это сделать, чтобы не испортить репутацию?

Шарль Перро подписался именем брата. Но когда обман раскрылся, как не странно, придворная знать не стала насмехаться на новоявленным сказочником, а, наоборот, осыпала его почестями. Книги со сказками Перро зачитывались придворными дамами до дыр.

Потом Шарль Перро выпустил новое издание сказок, который дошел нас под названием «Сказки матушки Гусыни».

В России сказки Шарля Перро перевели такие мастера, как Василий Жуковский, Иван Тургеньев. Они сразу завоевали любовь взрослых и детей.

Прошло более 200 лет, все государственные заслуги Шарля Перро давно забыты. А вот сказки его будут долго жить среди нас.

А какие сказки Шарля Перро знаете вы ребята?

(«Красная Шапочка», «Золушка», Спящая красавица»… и т.д.)

Сейчас я проверю, как вы знаете сказки Шарля Перро.

Отгадайте загадки .

Мы из сказки, ты нас знаешь…

Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – так, что ж?

Сказку заново прочтешь!

Она красива и добра,

Имя ее от слова «зола»?

Спит юная дева уж сотню лет,

Спасателя принца все нет и нет.

(Спящая красавица)

Охотнику нужна двустволка,

Чтоб девочку спасти от волка…

(Красная Шапочка)

Знайте, этого плутишку ни кому не обхитрить

Людоеда, словно мышку, умудрился проглотить.

(Кот в сапогах)

4.Физ. минутка.

5.Знакомство со сказкой Шарля Перро «Рике с хохолком »

Открыли учебник. Сейчас мы с вами прочитаем сказку Ш. Перро «Рике с хохолком».

(Чтение сказки)

6. Словарная работа

Сложные слова по ходу чтения сказки, выводятся на интерактивной доске. Проводится разбор слов.

7. Подведение итога урока.

Что нового вы узнали на уроке?

С каким сказочником вы познакомились?

Чему учат нас сказки Шарля Перро

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: «Волшебные сказки Шарля Перро»

Цель: продолжить работу над сказкой Ш.Перро «Кот в сапогах»;
работать на формированием навыков осознанного, выразительного чтения;
развивать речь и творческие способности учащихся;
воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: учебник «Родная речь» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,
2 класс, ч.2., портрет, выставка книг Ш.Перро, ноутбук, мультимедийный проектор.

УУД:
Предметные
формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Личностные
эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
формирования умения работать в группе, договариваться о совместном выполнении заданий;
способность к самооценке своей работы на основе совместного обсуждения.
Метапредметные:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
развивать речевые умений при работе с текстом, развитие умений делать выводы, выделять главное и обосновывать свою точку зрения,
развивать наблюдательность, воображение.
Тип урока: второй урок в системе уроков, закрепление знаний.

Ход урока:
1.Актуализация знаний.
Эмоциональный настрой. Звучит «Песенка друзей» (слова С.Михалкова, музыка М.Старокадомского)
-Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в сказку. Конечно, мы поедем не одни. Посмотрите на доску
(на доске вывешены картинки с изображением животных: кот, чиж, собака, петух, обезьяна, попугай)
-В дальнем путешествии нам необходим проводник. Отгадайте, кто он:
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы!
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится,
Потому что это... (кот)

2. Работа над жанром сказки и её видом.
Кто написал сказку? (Шарль Перро)
-Как называется сказка, которая написана писателем? (литературная, авторская)
-К какому виду относится сказка «Кот в сапогах»? (волшебная сказка)
-Докажите свое мнение (в сказке есть волшебство, превращения)
(слайд 1)
3. Проверка домашнего задания и работа по теме урока.
-Дома вы должны были прочитать сказку выразительно, разделить её на части, озаглавить части.
Наша задача к концу урока подготовиться к краткому пересказу сказки «Кот в сапогах»
Поэтому нам предстоит много работать с текстом, выбирать главные моменты сказки, читать выборочно, соотносить текст с иллюстрациями. Будьте внимательными. Вы готовы? Тогда начинаем.
Комбинированная работа. Выборочное чтение и беседа по содержанию сказки.
-Откройте учебник. Приготовьте свои планы. Сколько частей в сказке?(6)
1 часть
-Прочитайте, как поделили сыновья наследство отца.
-Справедливо ли проступили старшие братья с младшим?
Озаглавьте 1 часть. Обсуждение вариантов заголовка. (Жалкая доля наследства)
2 часть.
-Какими качествами обладал кот? Прочитайте.
-Что он делал в заповедном лесу?
-Для чего ему нужны были кролики?
-Что делал кот у короля? Прочитайте.
Озаглавьте 2 часть. (Кот в сапогах охотится и делает подарки королю)
3 часть
-На какую хитрость решился кот, чтобы представить королю маркиза де Карабаса? Прочитайте.
Озаглавьте 3 часть. (Знакомство маркиза де Карабаса с королем)
4 часть
Рассмотрите иллюстрацию. Подберите отрывок из текста, подходящий к иллюстрации учебника.
-Кого ещё встретил кот в сапогах на своем пути?
Озаглавьте 4 часть. (Богатые владения маркиза)
5 часть
-Как кот перехитрил людоеда? Прочитайте.
Озаглавьте 5 часть (Кот перехитрил людоеда)
6 часть
-Понравился ли замок королю и принцессе?
-Чем закончилась сказка?
-Как был вознагражден кот? Прочитайте.
Озаглавьте 6 часть. (Вознаграждение за находчивость)
(слайд 3)
4. Характеристика героев сказки.
-Благодаря каким качествам кота сын мельника стал зятем короля?
-Если бы у младшего брата не было кота, смог бы он жениться на принцессе?
(На доске карточки со словами: уныние, доброта, ум, скромность, трудолюбие, смекалка, терпение, находчивость)
(слайд 4)

-Объясните лексическое значение слов, можно воспользоваться толковым словарем.
«уныние»
(Уныние (по Ожегову) - безнадежная печаль, гнетущая скука)
«находчивый»
(Находчивый (литерат.) – сообразительный, легко находящий выход из трудного положения)
«смекалка»
(Смекалка (разговорн.) – сообразительность, способность быстро догадываться о чем-нибудь)
-Составим синквейн. Работа в группах. Один ученик презентует синквейн группы.

Кот
Находчивый, сообразительный, умный
Ловит, дарит, знакомит
Кот помог хозяину жениться на принцессе.
Хитрец.

Младший брат
Добрый, унылый, глупый
Унывает, бездействует, слушается
Хозяин выполняет приказы кота в сапогах.
Везунчик.

Чему учит сказка?
(Унывать нельзя ни при каких обстоятельствах, из любой ситуации есть выход)
-Сравните кота их французской сказки и кота из русской сказки «Кот и лиса» (и в русской сказке и в сказке Ш.Перро вознаграждается смекалка и находчивость)
5. Краткий пересказ сказки.

Физкультминутка для глаз.

6. Викторина по сказкам Шарля Перро
(дети заранее читают сказки «Мальчик с пальчик», «Красная Шапочка», «Подарки феи», «Золушка», «Синяя борода», «Ослиная шкура», «Рике-хохолок», «Спящая красавица»)

Ребята, сейчас мы проведем викторину по сказкам Ш.Перро. Будьте внимательны. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. В конце урока мы выявим лучшего знатока сказок Перро.
1 тур
Дети читают отрывки из сказок, отгадывают название сказки.
(слайд 4,5)
«Два раза в день бедняжка должна была ходить по воду, за три версты от дому, и приносить оттуда большой тяжелый кувшин, полный доверху. Однажды, в самое то время, как она была у колодца, к ней подошла нищая и попросила дать ей напиться. "Изволь, голубушка", - отвечала красавица, выполоскала кувшин, зачерпнула воды на самом чистом месте источника и подала ей, а сама поддерживала кувшин рукою, чтоб старушке ловчее было пить» (сказка «Подарки феи»)

(слайд 6, 7)
«С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу. Она заставляла ее делать всю работу по дому и не давала ни минуты покоя. То и дело слышалось:
– А ну, пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды!
– Давай, бездельница, подмети пол!
– Ну, чего ждешь, грязнуля, подкинь дров в камин!
От грязной работы девочка и в самом деле всегда была выпачкана в золе и пыли» (сказка «Золушка»)
(слайд 8,9)
«Долго брели они по скрипучему снегу в сторону, где виднелся огонек.
И вот промерзшие до костей ребята вышли к большому каменному дому. В одном из окон горел свет. Мальчик храбро постучал в тяжелую, дубовую дверь.
– Кто там? – спросил женский голос.
– Это сыновья дровосека. Мы замерзли и проголодались. Впустите нас, пожалуйста.
Дверь со скрипом открылась; на пороге появилась добродушная, но испуганная женщина." (Мальчик - с - пальчик")
(слайд 10-11)
«Жила-была одна девочка, которая почему-то очень не любила ходить прямым и коротким путем. Всегда она выбирала самую длинную и извилистую дорогу. А уж если мать посылала ее куда-нибудь с поручением, то ждать ее приходилась очень долго. Девочка часами могла бродить по окрестным лугам и лесам, собирать цветы и ягоды и напевать песенки. А еще она любила заговаривать с каждым, кто встречался ей на пути, даже совсем с незнакомыми. И часто случалось, что домой она возвращалась, лишь когда уже вечерело.» (сказка «Красная Шапочка»)

2 тур
Отгадай филворд:

(слайд 12)
1. Предмет, под которым спрятала мальчиков жена людоеда (кровать)
2. Что собирала Красная шапочка, идя по дороге к бабушке? (цветы)
3. Кем был по профессии отец Мальчика – с – пальчик? (дровосек)
5. Из чего была сделана туфелька Золушки? (хрусталь)
6. Что увидела у себя под ногами принцесса из сказки «Рике-хохолок» (кухня)

3 тур
«Приглядитесь внимательно!»

(слайд 13)
- На слайде иллюстрации к сказкам Шарля Перро.
Определите, к какой сказке сделана иллюстрация. Вспомните и перескажите эпизод, к которому она подходит.

4 тур
«Подумай - ответишь»

-Выскажите свое мнение. Отвечая на вопросы, начинайте свой ответ со слов:
Мне кажется…
Я считаю…
- В каких сказках герою помогали находчивость и смекалка? («Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»)
-В каких сказках награда приходит за трудолюбие и доброту? («Золушка», Дары волшебницы», «Ослиная шкура»)
-Какая сказка вам кажется самой
интересной;
страшной;
веселой;
печальной;
поучительной?
7. Подведение итогов викторины. Награждение победителей. Оценивание учащихся.
8. Рефлексия.
-Чему учат сказки Шарля Перро?
-Чем они похожи на русские народные сказки?
- Какие человеческие качества вознаграждаются в сказках?
Читайте сказки Шарля Перро и вам откроется волшебный мир.
9. Домашнее задание.
Читать сказку, уметь кратко пересказывать её.

И вот, повинуясь взмаху волшебной палочки, расступаются густые заросли веков и выходит на потрескавшиеся ступени погруженного в волшебный сон сказочного замка ОНА — Матушка Гусыня. Кокетливо поправив клювом белые перышки на левом крыле, она устраивается поудобнее и начинает одну из своих удивительных, никогда не стареющих сказок... «СКАЗКИ НУЖНЫ ВСЕГДА!» — так заявили в один голос все наши конкурсанты от мала до велика. Самые юные читатели просто горячо и искренне утверждали это, ребята постарше пытались убедить взрослых в необходимости сказок, придумывая свои волшебные миры, а старшеклассники написали на эту тему настоящие научные трактаты. Интересных размышлений и сочинений пришло великое множество, поэтому и победителей будет несколько. Особенно нас порадовали ученики 516-й и 386-й школ Санкт-Петербурга — самые «урожайные» на сказки школы, в которых учатся непревзойденные мыслители и фантазеры! Некоторые работы победителей мы публикуем в журнале, а остальные можно будет прочитать на сайте «Костра». Спасибо всем участникам конкурса! А победители получают сказочные подарки — замечательные книги знаменитого издательства «АЗБУКА».

ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА:

МЛАДШАЯ ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА (1-4 классы):

ПЕРВОЕ МЕСТО.
Ученики младших классов Приморской специальной школы-интерната Выборгского района Ленинградской области

ВТОРОЕ МЕСТО.
Вова БОГДАНОВ, 3 класс, школа № 516

ТРЕТЬЕ МЕСТО.
Олег БГАНЦЕВ,
3 класс, школа № 516

СРЕДНЯЯ ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА (5-8 классы):

ПЕРВОЕ МЕСТО.
Артем КИСЛОВ, 8 класс, школа № 516

ВТОРОЕ МЕСТО.
Андрей ФИРСОВ, 6 класс, школа № 386

ТРЕТЬЕ МЕСТО.
Мария МАТВИЕНКО, 6 класс, школа № 386

СТАРШАЯ ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА (9-11 классы):

ПЕРВОЕ МЕСТО.
Катя ВОРОБЬЕВА, 10 класс, школа № 386

ВТОРОЕ МЕСТО.
Армина ДАВТЯН, 10 класс, школа № 386

ТРЕТЬЕ МЕСТО.
Николай КОРОЛЕВ,
10 класс, школа № 386

Нужны ли нам сегодня сказки Шарля Перро?

В наш стремительный и быстрый век мы все чаще забываем о книгах, а все больше увлекаемся телевизором и компьютером. Но в любой компьютерной игре царят жестокость и зло. Или в тебя стреляют, или ты. И не всегда в игре побеждает добро. Наступает момент, когда телевизор и компьютер надоедают. И вот тогда берешь в руки книжку Ш. Перро. Любую сказку: «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах». Добрые, наивные, старые сказки. Они учат людей быть добрее, милосерднее, человечнее. И человек, прочитав сказку Ш. Перро, не пойдет на улицу хулиганить.

Так нужны ли нам сегодня сказки Ш. Перро? Мне кажется, что именно сегодня они нам очень нужны. Нужны, как никогда!

Вова Богданов, 3 «б» класс, школа № 516

Вам письмо!

Я жду своих, а их все нет. Сижу, смотрю в окно. А там кружат по площади, снуют туда-сюда машины. И вдруг звонок. Иду к двери, спрашиваю: «Кто там?» А в ответ: «Вам письмо, месье». Как будто это французское слово относится ко мне. Но я знаю лишь одного француза — Шарля Перро, сказочника, который когда-то давно жил во Франции. При чем же здесь я? А из-за двери вдруг раздается громкое «мяу!». Смотрю в глазок и вижу: стоит перед дверью кот с большими усищами, а на задних лапах громадные сапоги. Передними лапами он держит конверт, весь в белых лилиях на голубом фоне. Я замер от удивления. А кот опять тянет к звонку свою бархатную лапку и нажимает на кнопку звонка. Я очнулся и увидел, что в комнате стоит мама. «Ты что, заснул?» — спросила она меня. А я ничего понять не могу и говорю: «Где же кот в больших сапогах?» И тут вдруг я понимаю, что, за исключением мамы, мне все приснилось. «Если ты прочитаешь на ночь «Золушку», кого ты в гости будешь ждать: волшебницу, принца или саму Золушку? А после «Красной шапочки» — волка?» — спрашивает мама. Я вижу, что она не сердится, помогаю разбирать сумки, а сам все еще поглядываю на дверь. Уж слишком настоящим и умным был этот кот в сапогах. Как жаль, что я не успел взять у него письмо!

Андрей Фирсов, 6 «а» класс, школа № 386

Письмо из сказки

Здравствуйте! Меня зовут Мальчик-с-пальчик. Я живу в сказке. Моего отца зовут Шарль Перро, у меня много друзей: Красная Шапочка, Золушка, Кот в сапогах. Все они очень добрые и умные.

Красная Шапочка — моя самая лучшая подруга. Она так любит свою бабушку, что не боится ходить через страшный, темный лес, чтобы навестить ее. Правда, я все время ругаю ее за излишнюю доверчивость и неосмотрительность, но она такая искренняя и жизнерадостная, что злиться на нее просто невозможно. Да ведь в жизни так и бывает, что зло всегда отступает перед добром. Золушка... Я с ней дружу с самого детства. Она такая умница, такая трудолюбивая, терпеливая и искренняя. Ведь она никогда не перечила своей злой мачехе и ее дочерям, хотя ей бывало тяжело и очень грустно. И, конечно, за все это она вознаграждена! Ее крестная, фея, подарила ей очень красивый наряд, и удивительно, что Золушка была ей так благодарна, хотя знала, что все это только до полуночи. Как же ей хотелось хоть немножко быть счастливой, и как здорово, что она умеет радоваться мимолетному счастью. Разве может быть, чтобы эта девочка не была счастливой! Конечно, она нашла своего принца, потому что очень этого хотела и очень в это верила.

А вот у Кота в сапогах стоит поучиться находчивости и смекалке. Как лихо он обвел вокруг пальца короля и самого людоеда!

Да, решиться на визит в страшный замок — это храбрый поступок. А главное, что все это он делал ради своего друга. Все эти герои — фантазия моего отца. Ему так хотелось, чтобы люди научились смотреть на мир глазами детей. Мне кажется, что каждый из вас хочет быть лучше, несмотря на то, в каком веке он живет — в далеком восемнадцатом или в прогрессивном двадцать первом. Ведь я прав?

Артем Кислов, 7 «А» класс, школа № 516

Я люблю вас всех!

Сказки нужны всем, и детям и взрослым. Сказки поучают разным мудростям и учат жить. Книги помогают людям отвлечься от городской суеты и от электронных приборов. Без сказок наша жизнь была бы скучной. Каждый, прочитав половину сказки, думает о продолжении и развязке! Взрослые читают детские книги и ощущают себя детьми. У взрослых есть и приятные воспоминания о детстве и не очень, но у всех нас есть прошлое, настоящее и будущее. Каждый из нас уже любил, любит и, конечно, будет любить. Мы живем ради чувств! Без чувств мы бы не смогли прожить, так же мы и горевали, горюем, будем горевать, но самые приятные чувства на Земле — это светлые, высокие и добрые. Каждый должен понимать, что мы не просто пришли на эту планету, а у нас есть определенная миссия, задание.

Любите, плачьте, дышите, скучайте, будьте счастливы, любимы, несите добро, ласку. Главное — почувствовать это нам всем в этой жизни, слышать шум деревьев, листьев, увидеть всю красоту жизни, природы, золото каждого одуванчика, ведь это создано все для нас! Любите это! Умейте почувствовать это, не будьте так бессердечны, признайтесь всем в своих добрых чувствах. Я люблю вас всех! Люблю!!! И желаю, чтобы вы все испытывали такие же замечательные чувства! Я желаю вам любви, здоровья, бодрости духа и самое-самое: никогда не будьте одиноки! Если вы будете относиться к другим так, как сами хотели бы, чтобы относились к вам, вы никогда не будете одиноки!!!

Мария Матвиенко, 6 «а» класс, школа № 386

Крутяк! 6

Чему может научить нас мир сказок? Если ограничиться ответом о победе добра над злом, то это далеко не в полной мере способно характеризовать сказочный жанр. Сказки – важнейшее достояние национальных культур, с их помощью мы можем не только воспитывать в себе высокие идеалы, но и приобщаться к сокровищам мирового народного творчества.

Сказка – одно из самых интересных явлений народной культуры. Среди всех произведений устного народного творчества сказка занимается особенное место. Произведения этого жанра способны по-настоящему очаровывать нас, они покоряют и детей, и взрослых, которые спустя многие годы вновь возвращаются к любимым сказкам своего детства, вспоминают знакомых героев и идут с ними в увлекательное путешествие.

Сказочный жанр во многих своих проявлениях оказывается слишком схематичным. Основной мотив, который встречается в подавляющем большинстве сказок – борьба добра со злом с подразумеваемой обязательной победой добра. Вряд ли можно найти такие сказочные ситуации, в которых это противостояние будет сколько-нибудь сильно переосмысляться, где зло будет нарисовано положительным, а добро беспомощным. Трудно представить и такую ситуацию, когда бы сказочный конфликт происходил не между добром и злом, а в какой-то совсем иной плоскости, например, между различными характерами людей, которых трудно назвать плохими или хорошими.

Эту условность характеров, схематичность, обязательное торжество идей добра, которое часто расходится с нашей повседневной жизнью, часто вменяют сказкам в вину, говоря о примитивности сказочного жанра. Но не стоит забывать, что сказки вовсе не претендуют на глубокую проработку характеров или на то, чтобы ставить сложные актуальные вопросы и находить их решение. Сказка как раз и примечательна своими условностями, своими преувеличениями, фантастичностью. Потеряв свою простоту, сказка потеряет саму себя.

Чему же тогда способна научить нас сказка? При ответе на этот вопрос надо помнить, что сказка – важнейшая часть народной традиции. Читая сказки, мы не просто сопереживаем храброму Ивану-царевичу, не просто следим за всеми похождениями Серого Волка или Бабы Яги, мы находим отражения этих героев в своем характере, в своём внутреннем мире. Сказка помогает нам прикоснуться к своей национальной культуре и узнать больше о культуре других стран. В сказках всегда прославляются трудолюбие, верность добру и готовность к свершению великих поступков.

Отдельно следует отметить авторские сказки, этот жанр получил наиболее широкое развитие в творчестве известных западноевропейских писателей, таких как Шарль Перро, Вильгельм Гауф, Г. Х. Андерсен, А. де Сент-Экзюпери, О. Уайлд. Сказки этих писателей часто выходят за пределы сказочных условностей, в них раскрываются целостные образы, представлены сложные характеры. Многие из этих сказок наполнены аллюзиями, имеют притчевый характер, обращаясь к читателям всех возрастов, во многом даже больше к взрослым, нежели к детям.

Еще больше сочинений на тему: «Чему учат сказки?»

Я очень люблю читать сказки. В них рассказывается об интересных событиях и приключениях, действуют фантастические существа, звери приобретают человеческие черты, используются магические предметы. Чтоб попасть в сказочный мир, нужно иметь богатое воображение. Поэтому сказки развивают нашу фантазию. Без нее не представишь ни волшебную жар-птицу, ни многоголового Змея-Гориныча, ни Бабу Ягу, что летает в ступе. В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Хорошие сказочные герои обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать. Герда из сказки датского писателя Г. К. Андерсена «Снежная королева» преодолела огромное расстояние, невзирая на опасность, в поисках своего названного брата Кая. Казалось бы, что может сделать одна маленькая девочка?

Но хорошее сердце Герды притягивает к себе других хороших людей и зверей. Ей помогают и лесной ворон и ручная ворона, и принц и принцесса, и северный олень, и лапландка и финка. Даже маленькая разбойница добреет рядом с Гердою. Эта героиня Андерсена учит нас доброты и преданности, доказывает нам, что любовь и мужество сильнее злых чар. Теплое сердце маленькой девочки оказалось более дорогим богатств бездушной Снежной королевы и власти над всем миром.

В сказках о животных в виде зверей изображаются люди. Посредством образов зверей сказка учит, как не следует делать со своими ближними. В российской народной сказке хитрая лиса выгнала зайца из его избушки, когда ее ледяная растаяла. Но храбрый петушок выселил рыжую из зайчика избушки и осталась она ни с чем. Так лисе и нужно, чтоб не зарилась на чужое добро!

Сказка учит нас, что справедливость рано или поздно возьмет верх над несправедливостью. Долго пришлось терпеть издевательство мачехи бедной падчерице из немецкой народной сказки «Госпожа Метелица». И все-таки наступил и им конец. Справедливая госпожа Метелица наградила обеих сестер по заслуге. Хорошую и работящую падчерицу она озолотила, а завистливую и ленивую родную дочь облила смолой.

Хотя сказки рассказывают о необычных событиях, и в каждой выдумке иметься что-то и от реальной жизни. Яркие сказочные образы помогают нам лучше разглядеть в нашей повседневности добро и зло, правду и несправедливость. Они учат нас быть хорошими, искренними, работящими, предостерегают от скупости и лживости.

Источник: referat.hhos.ru

Однажды дали в школе задание нарисовать героя любимой сказки. А на улице светило солнышко. Так и хотелось поиграть с ребятами в футбол. По мнению спали волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью», которым научила сказочного героя Емелю щука, пойманная в проруби, в благодарность за возвращенную свободу.

Тогда Емеля сразу на реке произнес эти слова - и ведра с водой сами поднялись в гору, пришли к дому и стали на скамейку. Топор в Емеле сама стала колоть дрова. Однако я не Емеля и живу не в сказке. Пришлось самому рисовать. А нарисовал я счастливого Емелю. Почему его? Потому что он никому не желает зла, а люди вокруг него ловкачи, хитрят, но им не везет, а счастливым становится Емеля. У него, а не в кого-то другого влюбилась царская дочь, и сделался он богат и знатен.

Нравится мне эта сказка, как и другие, тем, что их герои всегда выходят победителями, а зло наказано. Несмотря на издевательства мачехи и ее злых дочерей, Хіврунька становится счастливой. Дочь старика из сказки «Морозко» спасается от смерти и возвращается домой с подарками. Морозко пощадил ее за мужество и терпеливость.

Истории волка и лисы, козы-дерезы, птиц, зверей, с которыми случаются удивительные приключения, часто происходят с людьми. Катится по дороге задорный колобок и поет: всюду ему сопутствовала. От дедушки с бабушкой ушел, не съели. Убежал колобок от волка, от медведя. И так зазнался, что не побоялся сесть лисе на язычок. Лиса его и съела. А разве не случаются такие истории с высокомерными людьми, теряют чувство меры и поэтому терпят в жизни поражения?

Я люблю сказки за то, что в вымысле есть правда. Сказки пронизаны добротой, они предостерегают от дурных поступков, учат любить друзей и не оставлять в беде человека или четвероногое существо. Рассказанные в сказках истории запоминаются на всю жизнь.

Источник: zarlitra.in.ua

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Почти все дети (да и некоторые взрослые) любят сказки. Известно, что сказки выполняют не только развлекательную роль, но и воспитательную. Они учат быть добрым, умным, сильным, верным своему слову, учит не бояться трудностей, верить в себя и своих друзей. Сказки учат нас ценить дружбу, помогать тем, кто нуждается в помощи. Также, сказки объясняют нам, как важно быть трудолюбивыми, смелыми и настойчивыми и не бросать начатое дело, а доводить все до конца. Кроме того, каждая сказка содержит скрытую мораль о том, что нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
Сказки помогают понять, что не надо судить о людях по внешнему виду. Ведь очень часто Иван-дурак оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Также сказки учат нас любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”. Помимо этого, сказки учат нас патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказки показывают нам, что мир делится на хороших и плохих, но добрых всегда больше. И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Источник: gdzplus.com

Многие из нас до сих пор любят погружать в волшебный мир сказок. Но особенно их любят детки. Но сказки не только развлекают, но и учат. Давайте разберемся: чему учат сказки?Сказки это маленькая модель мироздания. Проще всего деткам знакомиться с окружающим миром, через сюжет сказок. Но настолько ли сказка проста, как нам кажется. Говорящие животные и птицы, вымышленные страны, добрые и злые герои и чудо – ребенок во все это верит, а значит, он верит в сказку.

Чему полезному учат сказки?
Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Но так как добрых людей больше, то удача на их стороне.
Сказка формирует положительный образ – доброго, умного, верного своему слову, сильного.
Сказки учат не бояться трудностей. Главные герои не бояться работы, какой бы тяжелой она не была.
Сказка учит – не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ не остаться без друга – это помогать ему в нужный момент. У главных героев сказок всегда много друзей – птицы, животные, растения и т.д.
Сказка учит не судить по внешности о человеке. Царевна-лягушка – Царевна, Иван-дурак – Иван царевич.
Сказка учит, что не все всегда получается с первого раза. Смелость и упорство вознаграждаются победой.
Сказка учит любить родителей – тот, кто выполняет поручения родителей в сказках, всегда почитаем у родителей.
Сказка всегда содержит скрытую мораль: не обманывай, не жадничай и не предавай.
Главное чему учит сказка – добро всегда возвращается добром.
Дети интуитивно и очень легко воспринимают сказки. Они с большим удовольствие живут в волшебном мире и хотят туда возвращаться вновь и вновь.

Источник: happy-giraffe.ru

Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе может быть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов - все получится. В образах сказочных героев, в их взаимодействии с окружающим миром реалии жизни адаптируются для детского восприятия. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев.

Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой.

Герои русских сказок

Главный герой сказки - всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью. В ходе приключений, происходит преобразование героя: Иван-дурак, простоватый и ленивый, в конце сказки обязательно превращается в молодца-красавца и женится на царевне.

Преодолевать испытания герою помогают другие персонажи: чудесные животные, мудрыесоветники. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности. Чудесные помощники обладают волшебными средствами (ковер-самолет, сапоги-скороходы), которые олицетворяют собой народные мечты.

Женщины в русских-народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость, обязательный атрибут - коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой) - все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки.

Протагонисты главных героев - темные, злые силы (Кащей Бессмертный, Змей Горыныч). Ониковарны, жестоки, алчны - так в представлении народа выражается понятие о насилии и зле. Чем страшнее чудовище, тем значимее кажется подвиг главного героя. Но борьба с темными силами ведется не только при помощи силы и ума: народное сознание иногда наделяет злодеев и комической глуповатостью, из-за которой они попадают в расставленные главным героем ловушки.

Животный мир

Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера. Сложились «штампы» образов, одинаковые для всех сказок.

Например, Лиса - плутовка и обманщица. Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам. Она будет притворяться слабой, пускать в ход красноречие чтобы добиться своего. Но Лиса часто наказывается за свои проделки (получает заслуженное наказание за обман), особенно если ее хитрости причиняют серьезный вред кому-то из героев.

Волк олицетворяет жадность и злобу. Но, в то же время, он глуп и легко поддается обману состороны более хитрых персонажей сказки. Особенно часто встречается противостояние Волка и Лисы, причем, Волк снова и снова попадается на лисьи уловки, как бы он ни зарекался верить Лисе. Но Волк - это и олицетворение смерти (так как он часто кого-нибудь съедает). Но добрые и умные персонажи всегда побеждают волка.

Медведь в сказках представляет собой грубую силу, неповоротливость, тугоумность. Он может быть или свирепым, или добрым и наивным. Медведь, как хозяин леса, обладает властью над другими животными. В образе Медведя можно проследить параллель с образами богатых помещиков-крепостников. В итоге, такой медведь всегда оказывается побежденным. Но иногда Медведь олицетворяет и добрые силы природы, одаривая и помогая герою за трудолюбие и честность.

А мелкие животные в сказках (зайцы, мыши) - трусоваты, но добры. Они готовы помочь, этохорошие друзья. А в трудные минуты в них может проснуться и настоящая храбрость. Правда, победы они одерживают чаще случайно, так как ни умом, ни силой не могут сравниться с другими персонажами.

Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым.

 


Читайте:



Правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ Правописание ча чу урок с презентацией

Правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ Правописание ча чу урок с презентацией

Карташова Светлана ВикторовнаУчитель начальных классоввысшей квалификационной категорииИркутская область, Иркутский районМОУ ИРМО «Карлукская СОШ»...

Предмет и задачи общей биологии

Предмет и задачи общей биологии

Биология - наука о жизни. Она изучает жизнь как особую форму движения материи, законы ее существования и развития. Термин "биология ",...

Эпоха правления Ивана III

Эпоха правления Ивана III

Победив в борьбе за великое княжение на Руси, московские князья продолжали усилия по объединению земель вокруг Москвы. Правление Ивана 3-го...

Виды депривации в психологии

Виды депривации в психологии

(позднелат. deprivatio - потеря, лишение) (в психологии) - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в...

feed-image RSS