Главная - Аюрведа
Лётчики-космонавты ссср. Минаев: Там будут все системы жизнеобеспечения

Четыре года с весны 1961-го по весну 1965-го стали «золотым веком» советской пилотируемой космонавтики. В этот период, вместивший в себя восемь полетов, СССР собрал почти все главные «космические призы». Первый полет человека в космос, первый суточный полет, первый парный полет двух кораблей, первый полет женщины-космонавта, первый полет корабля с экипажем из трех человек, первый выход в открытый космос — все было нашим.

В шести полетах на кораблях «Восток» и в двух на кораблях «Восход» участвовали 11 советских космонавтов. Этих героев поименно знал не только Советский Союз, но и весь мир.

Время безжалостно. Сегодня из 11 человек, входивших в великую «звездную команду», в живых осталось только двое.

Юрий Гагарин

Пройдя сложнейший отбор, 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин , совершил космический полет на корабле «Восток-1», и моментально стал любимцем всего мира.

27-летнего советского офицера хотели увидеть и вожди африканских племен, и английская королева. Гагарин совершил огромное количество международных поездок, чем сделал колоссальную рекламу СССР.

Но сам Юрий Алексеевич не хотел превращаться в монументальную фигуру. Он учился в академии, собирался снова летать в космос, участвовать в строительстве новых космических кораблей.

В апреле 1967 года Гагарин стал дублером космонавта Владимира Комарова перед полетом нового космического корабля «Союз-1». Полет Комарова завершился катастрофой, а среди советских руководителей пошли разговоры о том, что Гагарина следует беречь. Он же всеми силами боролся за продолжение летной карьеры.

27 марта 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин погиб в авиакатастрофе во время тренировочного полета вместе с инструктором Владимиром Серегины м. Первому космонавту Земли было всего 34 года.

Герман Титов

6 августа 1961 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток-2», пилотом которого являлся Герман Титов.

Полет Титова был значительно более сложным, чем у Гагарина. Он совершил 17 витков, проведя на орбите более суток, впервые испытав на себе в полной мере все «прелести» невесомости.

На момент полета Титову не было еще и 26 лет, но со своей задачей он справился «отлично». Однако много раз в своей жизни Герман Степанович повторял, что «помнят только первого».

Куратор первого отряда космонавтов генерал Каманин вообще считал, что Титов к первому полету был готов лучше Гагарина. Но поэтому логичнее ему было поручить более сложный суточный полет.

В 1968 году Герман Титов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, защитив диплом в один день с Гагариным. В 1969 году Титов возглавил 4-й отдел Центра подготовки космонавтов, готовившего пилотов для авиакосмической системы «Спираль». Этот проект в итоге так и не был реализован.

Герман Степанович многие годы проработал в космической отрасли, был заместителем начальника Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения Управления начальника космических средств (УНКС) Министерства обороны СССР, первым заместителем начальника УНКС МО СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам,являлся председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем. В 1999 году Титов возглавил Федерации космонавтики России.

Клсмонавт-2 был депутатом Верховного Совета СССР, а затем депутатом Госдумы трех созывов от фракции КПРФ. Герман Титов умер в сентябре 2000 года от сердечного приступа через девять дней после своего 65-летия.

Андриян Николаев

11 августа 1962 года на орбиту отправился «Восток-3», который пилотировал 32-летний Андриян Николаев.

Космонавт провел на орбите 94 часа 22 минуты, стал первым, кому пришлось работать на орбите без скафандра. Совместный полет с «Востоком-4» Павла Поповича, помимо всего прочего, был экспериментом, направленным на создание космического корабля перехватчика.

После успешного возвращения на Землю, Николаев стал командиром отряда космонавтов.

В 1970 году Андриян Николаев вместе с Виталием Севастьяновым на корабле «Союз-9» совершили рекордный по продолжительности на тот момент 17-суточный полет.

После посадки космонавты не смогли сами выйти из корабля. Они тяжело переживали адаптацию к земной гравитации. «Из корабля без помощи выйти не могли, когда нас вывели — стоять на ногах не могли. Кровь отливала в нижнюю часть туловища, можно было только или сидеть, или лежать — иначе теряешь сознание. Сердце за 18 суток уменьшилось в объёме на 12 процентов. Лёжа — 80 ударов, сидя — 100, стоя — 120. Костная ткань потеряла калий и кальций, стала рыхлой», — вспоминал космонавт.

После полета Николаева и Севастьянова стало ясно, что космонавтам на орбите нужна специальная подготовка для того, чтобы вернуться на Землю в нормальном состоянии.

Шанса на третий полет Андриян Николаев не получил, став в 1974 году первым заместителем начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина.

В 1963 году Николаев женился на Валентине Терешковой. Первый в истории «космический брак» продержался 18 лет, в семье родилась дочь, которую назвали Еленой. В 1981 году супруги разошлись. Больше Николаев не женился.

Летом 2004 года Андриян Николаев приехал на родину, в Чувашию, где выступил в качестве главного судьи V Всероссийских летних сельских спортивных игр.

Игры уже завершились, и Николаев 3 июля после итоговой пресс-конференции возвращался в гостиницу. В дороге у него случился сердечный приступ, и врачи оказались бессильны. До 75-летия Андриян Григорьевич не дожил два месяца.

Космонавт Павел Романович Попович на тренировке в сурдокамере. 1982 г. Фото: РИА Новости

Павел Попович

«Восток-4», пилотируемый Павлом Поповичем, стартовал 12 августа 1962 года. Совершив совместный полет с «Востоком-3» Андрияна Николаева, Попович совершил посадку раньше коллеги. Впрочем, так и было предусмотрено программой полета.

Затем космонавт продолжил готовиться к новым миссиям, в том числе и по «лунной программе».

Ждать нового полета Поповичу пришлось 12 лет. В 1974 году они вместе с Юрием Артюхиным совершили полет на корабле «Союз-14», пристыковавшись к орбитальной станции «Салют-3». Под этим именем скрывалась орбитальная станция военного назначение проекта «Алмаз».

За 15 суток, проведенных на «Салюте-3», Попович и Артюхин полностью выполнили программу полета.

До конца 1980-х Павел Попович работал на различных должностях в Центре подготовки космонавтов. В 1990-х он возглавлял Благотворительный фонд имени первого космонавта Ю.А.Гагарина, активно занимался общественной деятельностью.

Уроженец Киевской области, носивший в космосе позывной «Беркут», к счастью, не дожил до постевромайданных времен, и не увидел разлада между Россией и Украиной. Космонавт умер в Крыму от инсульта в 2009 году в возрасте 78 лет.

Валерий Быковский

Полет Валерия Быковского, совершенный на «Востоке-5»с 14 по 19 июня 1963 года, в течение нескольких лет оставался самым продолжительным в истории космонавтики. Более того, по сей день никто не находился в космосе в одиночестве дольше Быковского.

Однако все эти достижения остались в тени совершавшегося параллельно полета «Востока-6», который пилотировала Валентина Терешкова.

Быковский всегда был человеком скромным, не пытавшимся привлечь к себе внимание. При этом Юрий Гагарин однажды заметил, что Быковский будет летать дольше, чем его коллеги по первому отряду.

Прогноз космонавта-1 оправдался. Валерий Быковский совершил еще два космических полета - в сентябре 1976 года на «Союзе-22» вместе с Владимиром Аксеновым , а в августе-сентябре 1978 года на «Союзе-31» и станции «Салют-6» вместе с первым немецким космонавтом Зигмундом Йеном.

В Центре подготовки космонавтов Быковский работал до 1988 года, потом два года руководил Домом советской науки и культуры в Берлине.

В последующие годы активной общественной жизни Валерий Федорович не вел, со сосредоточившись на семье, на воспитании внуков. Дважды Герой Советского Союза умер 27 марта 2019 года в возрасте 84 лет.

Валентина Терешкова

Как и Гагарин, первая женщина-космонавт летала один раз. Полет «Востока-6» в июне 1963 года 2 суток 22 часа 51 минуту.

Споры о том, насколько удачным был этот полет, идут и поныне. Одни считают, что Терешкова с задачей справилась лучше мужчин, другие убеждены, что ее опыт привел руководство советской космической программы к мысли — женщин в полетах лучше не задействовать.

При этом Валентина Терешкова оставалась в отряде космонавтов вплоть до апреля 1997 года, и покинула его в связи с достижением предельного возраста.

Многие годы Валентина Владимировна занимается общественно-политической жизнью. В 1968 — 1987 годах она возглавляла Комитет советских женщин, была делегатом партийных съездов, депутатом Верховного Совета СССР. В настоящее время Терешкова является депутатом Госдумы.

Валентина Терешкова - единственная в мире женщина, которая совершила свой космический полет в одиночестве.

Владимир Комаров

12 октября 1964 года мир облетела новая сенсация — Советский Союз запустил трехместный космический корабль «Восход». Американцы были потрясены: русские опять ушли вперед, создав новый корабль.

В действительности «Восход» являлся переработанной версией «Востока», в котором благодаря гению команды Сергея Королева , удалось разместить трех человек вместо одного.

Ради этого пришлось пожертвовать катапультами и скафандрами космонавтов. Командир «Восхода-1» Владимир Комаров лучше других понимал всю степень риска.

В отряд космонавтов Комаров пришел из Государственного Краснознамённого НИИ ВВС, где он работал над испытаниями новых образцов авиационной техники.

В НИИ ВВС Комаров пришел, уже имея опыт службы в должности летчика-истребителя.

Сергей Королев считал Комарова наиболее подготовленным в первом отряде с инженерной точки зрения. Он вникал во все вопросы, связанные с космической техникой, очень глубоко.

Полет «Восхода-1» продлился сутки и завершился успешно. Возможно, этот удачный опыт и сподвиг руководство космической программы выбрать Владимира Комарова для полета на «Союзе-1».

В отличие от «Восхода», «Союз» был действительно принципиально новым кораблем, строившимся с прицелом на «лунную программу».

Комаров лучше других понимал, что «Союз-1» «сырой», и объективно не готов к решению сложнейших задач. Тем не менее, от полета он не отказался.

«Союз-1» с Комаровым стартовал 23 апреля 1967 года. Космонавту пришлось столкнуться с целым ворохом различных отказов систем, так что его возвращение на Землю было поставлено под сомнение.

Комаров показал себя профессионалом высочайшего класса, сумев направить корабль на посадку. Но с нештатной работой парашютной системы он не мог справиться чисто физически.

Владимир Комаров разбился при посадке 24 апреля 1967 года, став первым советским космонавтом, погибшим при выполнении космического полета. Ему было 40 лет.

Константин Петрович Феоктистов (1926-2009) - летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, доктор технических наук, профессор. 1972 г. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Константин Феоктистов

В годы войны юный Костя Феоктистов был разведчиком, и при выполнении одного из заданий попал в руки к немцам. Спасся будущий космонавт чудом.

Окончив после войны МВТУ имени Баумана, Феоктистов стал работать в научно-исследовательском институте вместе с конструктором в области ракетостроения Михаилом Тихонравовым. Затем была работа в ОКБ №1 Сергея Королева, Феоктистов участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, руководил проектированием кораблей «Восток».

В дальнейшем, уже после полета, он был ведущим разработчиком кораблей «Союз», «Союз Т», «Союз ТМ», «Прогресс», «Прогресс-М», а также орбитальных станций «Салют» и «Мир».

В 1964 году Феоктистов отправился в космос, даже не будучи членом отряда космонавтов. В первый экипаж из трех человек было решено включить гражданского инженера и врача.

Феоктистов сумел обойти других кандидатов, и в итоге совершил полет на «Восходе-1».

В отряде космонавтов Константин Петрович оставался до 1987 года, но больше на орбиту не летал, хотя был близок ко второму полету в начале 1980-х. Однако на этапе подготовки Феоктистова подвело здоровье.

До 1990 года он был заместителем генерального конструктора НПО «Энергия». Много лет Константин Феоктистов преподавал в родном вузе, в МГТУ имени Баумана.

Умер космонавт в ноябре 2009 года в возрасте 83 лет.

Борис Егоров

Сын известного нейрохирурга, Борис Егоров пошел по стопам, но в институте он увлекся новой, только что появившейся дисциплиной - космической медициной. Еще в студенческие годы он начала работать лаборантом по этой теме, а после выпуска полностью сосредоточился на ней.

Егоров был отобран в группу врачей, готовившихся к космическому полету, но первоначально не считался главным претендентом. Тем не менее, в конце концов, выбор был сделан в его пользу.

Совершив полет на «Восходе-1», он вернулся к исследовательской работе.

Красавец-мужчина, Егоров легко разбивал женские сердца. Его женами были знаменитые актрисы Наталья Фатеева и Наталья Кустинская . На первой он был женат шесть лет, а на второй — двадцать.

Помимо слабого пола и науки, Борис Егоров обожал скорость. Он был одним из первых, у кого в СССР появилась личная иномарка — Buick Electra. Друзья вспоминают, что водителем он был классным, ездил быстро, но в аварии не попадал. А в 40 лет удивил окружающих тем, что увлекся мотокроссом, и стал лично собирать мотоциклы для гонок.

Распад Союза ударил и по Егорову — денег на науку стало выделяться ничтожно мало, и специалист по биотехнологиям и космической медицине решил податься в бизнес.

Новоявленные предприниматели охотно шли с ним на сотрудничество, рассчитывая, что известный человек со связями поможет «разруливать» проблемы. Егоров и «разруливал», хотя друзья отмечали, что дается это ему очень тяжело. Его все чаще беспокоило сердце, и врачи советовали как можно скорее взяться за лечение. Егоров обещал, что возьмется, как только уладит самые неотложные дела. Но 12 сентября 1994 года сердце 56-летнего космонавта остановилось.

Павел Иванович Беляев (1925-1970) - летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. 1965 год. Фото: РИА Новости / Лев Носов

Павел Беляев

В первом отряде советских космонавтов Павел Беляев был самым старшим по возрасту, по званию — майор, и по должности — командир эскадрильи. Молодые коллеги обращались к нему по имени-отчеству — Павел Иванович.

В августе 1961 года Беляев во время приземления после парашютного прыжка сломал левую ногу, и на год был отстранен от подготовки.

На этом космос мог и закончиться для Беляева, но он проявил волю и характер. Его опыт понадобился при подготовке полета корабля «Восход-2» в 1965 году, в рамках которого был запланирован выход в открытый космос.

Павел Беляев был назначен командиром, а выходить в космос предстояло Алексею Леонову. Рассудительный и спокойный Беляев должен был сохранять холодную голову и охлаждать пыл порывистого Леонова.

В итоге экипаж справился с задачей блестяще, а затем еще и преодолел серию нештатных ситуаций, увенчанных посадкой в глухой тайге.

Погиб Павел Беляев трагически и нелепо, от причин, с космонавтикой не связанных — 10 января 1970 года он умер от интоксикации организма вследствие гнойного перитонита. Ему было 44 года.

Алексей Леонов

Алексей Архипович Леонов входит в число самых известных покорителей космоса. Но если о его полете на «Восходе-2» написано много, то о дальнейшей его биографии говорят не так часто.

Например, о том, что Леонов был участником советской «лунной программы» и буквально умолял руководство страны пойти на риск, дав «добро» на полет.

Затем летом 1971 года Леонов вместе с Валерием Кубасовым и Петром Колодиным должен был совершить экспедицию на первую орбитальную космическую станцию «Салют-1». Но в самый последний момент экипаж корабля «Союз-11» был заменен на дублирующий из-за того, что у Кубасова нашли признаки тяжелого заболевания (как потом оказалось, ошибочно). Новый экипаж погиб при возвращении на Землю.

А Леонов с Кубасовым в 1975 году приняли участие в совместном полете с американцами в рамках программы «Союз-Аполлон». Эта миссия окончательно превратила Алексея Архиповича в суперзвезду в США. Там до сих пор вспоминают, как Леонов предлагал американским коллегам прямо на орбите выпить русской водки. На самом деле в тубах с водочными наклейками был борщ.

До 1991 года Алексей Леонов был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Выйдя на пенсию, Леонов участвовал в бизнес-проектах, занимался популяризацией космических исследований. Кроме того, Леонов известен как талантливый художник.

В мае 2019 года Алексею Леонову исполнится 85 лет.

ЦИТАТЫ:
«Есть хобби, которое можно было бы заключить в кавычки, основываясь на том, что достаточно плотный был график подготовки. Вот это время я решил посвятить воспитанию своего сына.»
«Дай бог нам и всем ребятам, которые сейчас на борту, чтобы была работа, чтобы был аппетит.»
«Когда смотришь на Землю просто невооруженным глазом, практически ничего не видно. И это здорово. Земля по-прежнему еще та планета, на которой можно жить. Но, если берем объектив фотоаппарата, уже наблюдаем локальные негативные моменты: нефтяные пятна, например.»

ИНТЕРВЬЮ:

Слушать интервью

Минаев: Утреца всем добрейшего, друзья дорогие! На Ретро FM продолжает традиционная космическая неделя, посвященная грядущему дню космонавтики. У нас снова в студии гость. Гость космический, это герой России, космонавт Сергей Ревин. Доброе утро!

Ветрова: Здравствуйте!

Сергей: Доброе утро.

Дима: Ну и сразу вопрос…

Минаев и Ветрова: Подожди, подожди!

Минаев: Поздравляем вас с наступающим Днем космонавтики! Естественно, всего хорошего и всего космического!

Сергей: Спасибо!

Дима: Пока у вас за плечами только один полет, но зато какой! 125 суток, если не ошибаюсь. Когда следующий?

Сергей: Надеюсь, на лучшее. Пока что, ждем очереди. 2016-й год уже распланирован. Но, надеемся, может быть, на последующие годы.

Минаев: А вы в расслабленном состоянии ждете? Или не дают расслабиться?

Сергей: Напряженно, я бы даже сказал.

Минаев: Даже так?

Сергей: Это напряжение связано больше с функцией нашего космического отряда, мы работаем постоянно с ребятами, с молодежью. Постоянно в разъездах. Это традиция, которую заложил Алексей Юрьевич Гагарин. Поэтому мы следуем по его стопам. Сейчас я после полета защитил педагогическую диссертацию.

Минаев: Так вы еще и педагог теперь получается? Со званием.

Ветрова: А у вас бывает какой-нибудь отпуск нормальный, чтобы ничего не делать? Четыре недели, две недели хотя бы?

Сергей: Отпуск у нас большой, на самом деле. Но все равно что-то хочется делать.

Минаев: А хобби? Марки, может, коллекционируете? Рассматриваете их весь отпуск в течение месяца?

Ветрова: Саш, ну что ты по себе всех судишь?

Сергей: Есть хобби, которое можно было бы заключить в кавычки, основываясь на том, что достаточно плотный был график подготовки. И после полета было несколько плотненько. Вот это время я решил посвятить воспитанию своего сына.

Ветрова: А сколько ему?

Сергей: Ну, уже большой, 14.

Ветрова: Ого!

Сергей: Боюсь опоздать, поэтому усилил свое воздействие.

Дима: Курит?

Сергей: Нет, он спортсмен пока что.

Ветрова: Привет ему большой.

Минаев: Какой вид спорта?

Сергей: Теннис.

Минаев: Ну что ж, теннисисты зарабатывают неплохо. Побольше космонавтов, наверное!

Сергей: Мы пока тратим. Пока вкладываем.

Минаев: Правильно. Вы говорили, что ждали первого полета 16 лет. Скажите, если бы не случилось этого, насколько бы хватило вашего терпения? У вас какая-то планка была поставлена? Например, 20 лет – и все – ухожу в монастырь!

Сергей: Единственная планка – это здоровье.

Минаев: Получается, ждали бы тогда бесконечно.

Сергей: Пока бы не состарился, во всяком случае.

Минаев: Вы говорили, во время полета распорядок не такой плотный существует. Там обязательный пункт – это прием пищи. А если нет аппетита, все равно нужно через силу есть? Контролирует кто-то прием пищи на станции?

Сергей: Слава богу, что аппетит у меня был и есть до сих пор.

(смеются)

Минаев: И будет!

Сергей: Надеюсь! А он был, потому что была постоянная работа. Поэтому дай бог нам и всем ребятам, которые сейчас на борту, чтобы была работа, чтобы был аппетит.

Минаев: Ну, за этим кто-то следит: поел, не поел? Помылили тарелки?

Сергей: Командир!

Минаев: Командир?

Сергей: Да шучу! Командир не следит.

Ветрова: Слушайте, а во сколько на МКС начиналось ваше утро? И во сколько начинается здесь?

Сергей: Ну, примерно одинаково. В 6 или 7 часов подъем, завтрак – и пошла работа.

Ветрова: А как отличается земной и космический завтрак?

Сергей: Еду собираешь на Земле, опираясь на свои земные привычки.

Минаев: Вот вы 125 дней там находились. Вы составили меню на 125 дней? 125 разных завтраков у вас получилось?

Сергей: Периодическое повторение, скажем так. Конечно, по ходу можно компоновать и в космосе. Но основа все равно земная.

Ветрова: Мы знаем, что иногда в космосе резко меняется вкус, как у беременных. Хочется соленого, например.

Сергей: Я все-таки не был беременным, поэтому вкус у меня, видимо, как-то не изменился. Я предполагал, что меня может на что-то потянуть, но я эту готовку сделал. Черничное варенье.

Ветрова: На МКС вы проводили эксперименты, как мы знаем, какие-то исследования, связанные с полетом на Марс. В чем они заключаются, поясните.

Сергей: Я бы сказал, что это общее направление медицинское. Вся информация накапливается, а общая идея этих направлений – надо понять воздействие невесомости на человека. Тот же полет на Марс длится примерно восемь месяцев. Туда надо прилететь здоровым, работать на поверхности здоровым, оттуда улететь здоровым и прилететь на Землю тоже здоровым.

Ветрова: Вопрос возник. В космос летали разные животные. Почему котов в космос не берут?

Минаев: Метят!

Дима: Воняют!

Сергей: Они же сами по себе гуляют, а у нас коллектив должен быть сработанный.

Ветрова: Но, в принципе, это реально?

Минаев: Кого угодно можно запустить. Просто результат какой будет?

Ветрова: Ну, кот – это такое животное, которое стресс снимает.

Сергей: Это в земных условиях, а там…

Минаев: Неизвестно, кто кому стресс снимать будет.

Сергей: Хотя это теоретически, наверное, можно. Киску туристом. Или вместо туриста послать.

Минаев: Вместо свиньи кота подложить.

Сергей: Прямо в кресле – пусть кот летит. За деньги.

Минаев: Сергей, вы ведь какие-то проводили на борту эксперименты по заявкам школьников.

Сергей: Два эксперимента. Ребята сделали небольшую летающую тарелочку с двигателями. Было интересно ребятам изучить полет тарелки такой конструкции. Второй эксперимент – это поведение жидкости различной плотности в невесомости. Фотографировали, докладывали – ребятам это было интересно.

Минаев: Иностранцы косы не смотрят, что вы такими детскими забавами занимаетесь?

Сергей: Они сами иногда занимаются. В частности, были у них все время – когда еще шаттл летал –игрушки на резиночке.

Минаев: Наверное, для того, чтобы отмазываться, мол, эксперименты ставим.

Ветрова: Мы слышали ваше высказывание о космических туристах, что вы в принципе не против них, пусть летают, но сами по себе. Единственная проблема, что они занимают ваше место в очереди на полет в космос.

Сергей: На том этапе получалось, на мой взгляд, корректно. Сейчас более корректно этот бизнес организован. Главное, правильно организовать бизнес. Чтобы ребята, которые ждут свой полет, пять, десять лет не стояли в очереди…

Ветрова: …из-за этих туристов противных!

Сергей: Ну, не из-за них, из-за работы, которая может быть неправильно организована.

Ветрова: Туристы не занимаются ничем таким… Ну, скажем, они просто летят, смотрят, восхищаются, фотографируют? Или они все-таки…

Минаев: …руки суют куда-нибудь?

Сергей: Я знаю, что многие из них потом, конечно, пишут какие-то книги о своих впечатлениях. Издают их…

Минаев: И отбивают от полета, я так понимаю…

Сергей: В какой-то степени, да… У них своя фирма, естественно, презентация фирмы идет. Возможно, здесь какое-то взаимовыгодное сотрудничество.

Ветрова: А они какие-то технические моменты изучают? Ручки все эти, рычажки…

Сергей: Ну, туалет должны знать.

(смеются)

Минаев: А там тоже ручки и рычажки?

Сергей: И кнопочки.

Ветрова: С ними летит один профессионал-космонавт, так получается?

Сергей: Один или два.

Ветрова: То есть им ничего знать не нужно.

Сергей: Главное, чтобы ничего не нажали не по команде.

Дима: Сара Брайтман концерты будет шефские давать. Будете слушать, как она оттуда поет.

Сергей: Ну, посмотрим, я не знаю. Посмотрим. Дай бог, чтобы у нее получилось.

Минаев: У нас уже Кристина на проводе, она из Москвы дозвонилась.

Кристина: Сергей, здравствуйте!

Сергей: Добрый день!

Кристина: Ой, как приятно вас слышать! Вот мой вопрос, сколько космонавтов на борту МКС постоянно тренируется? На Земле вы посещаете тренажерный зал, может быть, бегаете по утрам? Соблюдаете ли диету?

Сергей: Конечно, мы живем как студенты, по расписанию. Почти каждый день в нашем дневном расписании есть физкультура – два часа. Мы приходим, бегаем, плаваем, качаем мышцы.

Ветрова: Сами по себе или с руководителем?

Минаев: Физрук-то есть?

Сергей: Так как мы взрослые люди, наша задача поддерживать форму. А некоторые приходят в тот момент, когда нужно сдать контрольные цифры, нормы.

Дима: Ну-ка, покажи нам, что ты тут набежал!

Минаев: То есть, что-то вроде ГТО.

Сергей: Надо определенное количество раз подтянуться.

Минаев: А сколько, кстати, космонавт должен подтягиваться?

Сергей: 15.

Минаев: Ух ты! Это больше, чем…

Ветрова: …чем может Саша!

(смеются)

Минаев: Больше, чем нормы ГТО. Я вообще не могу!

Дима: С диетой что?

Сергей: У нас летная столовая, все ребята в основном ходят в летную столовую. Там сейчас кормят уже совсем хорошо. То есть, обычная диета.

Минаев: Ну, а дома-то, вечерком, в расслабленном состоянии? Вы ночью, кстати, к холодильнику подбираетесь?

Дима: И на станции?

Минаев: Пока все спят.

Сергей: Нет, нет, нет. Я ночью плотно сплю – заснул и все.

Минаев: А на станции кто-нибудь по ночам ест?

Дима: Было такое?

Сергей: У нас на станции подушек нет, поэтому негде было прятать.

Минаев: Понятно! Втихаря никто там не тащил! А расскажите нам о намерениях нашего космического руководства. С МКС что будет? Что будет с развитием Луны?

Ветрова: Мы слышали, что орбиту МКС хотят перенести ближе к Луне.

Сергей: Сейчас таких точных проектов нет, насколько я знаю. Только теоретические мысли. Что касается МКС, то она будет на своей орбите, дай бог, еще подольше полетает. Скорее всего, будет принято все-таки решение о продлении нашего участия и после 2020-ого года. За это время, наверное, удастся сформулировать нашу космическую политику. Потому что концепцию развития космонавтики никак не могут принять. Рогозин же сказал не так давно, недели три назад поставил задачу, вернее, озвучил: обеспечить лидерство в космосе. Поэтому, я надеюсь, это лидерство в космосе будет обеспечено и за счет пилотируемой космонавтики тоже. Будем ждать. Может быть, в течение полугода все это обозначится.

Минаев: А если вам предложат на Луну переселиться? Там сделают базу с постоянным местом жительства. Выделят вам там эти самые 6 соток, домик, огородик, и скажут: «Сергей, нам надо, чтобы вы там жили».

Сергей: Если пробурят еще скважину…

Минаев: Там будут все системы жизнеобеспечения.

Сергей: С удовольствием. Вообще, покинуть Землю здорово. Ну, не навсегда, конечно.

Минаев: Ну, это рядом, можно будет летать на выходные.

Сергей: С Луны наша планета хорошо видна, красивая. Я бы с удовольствием слетал, поработал бы там.

Минаев: Только все-таки поработать?

Сергей: Ну, пожить, поисследовать. Если будет задача – вернуться.

Дима: А если не будет?

Сергей: Я думаю, что все-таки наше руководство гуманное…

Дима: Как в анекдоте, где на солнце ночью летали…

Минаев: Вы же серьезными экологическими проблемами занимаетесь. И на МКС тоже занимались этим вопросом. А какие проблемы, связанные с экологией, видны из космоса, если смотреть на Землю?

Сергей: Когда смотришь на Землю просто невооруженным глазом, практически ничего не видно. И это здорово. Земля по-прежнему еще та планета, на которой можно жить. Но, если берем объектив фотоаппарата, уже наблюдаем локальные негативные моменты: нефтяные пятна, например. Мы периодически смотрим за этим делом. Смотрим за ледниками и за многим другим. Я практически постоянно лазил за панелями на станции, смотрел, есть ли там грибки, плесень, какая-то влага. Я могу сказать, что ее нет. Экология в порядке. А снаружи, конечно, есть небольшие проблемы. Микро-микро трещинки, много побитых иллюминаторов снаружи.

Минаев: Вы говорите, иллюминаторы, какие-то мелки повреждения снаружи есть. А есть возможность техническая заменить иллюминатор, само стекло, в космосе?

Сергей: Насколько мне известно, нет таких работ. Пока идет наблюдение, я так думаю, это сильно мешает работе, наблюдению за Землей. Но больших проблем нет.

Минаев: Это хорошо, когда нет проблем.

Ветрова: Пусть их не будет никогда.

Космонавты МКС

Олег Иванович Скрипочка

Общая информация

Герой Российской Федерации, летчик-космонавт РФ

Порядковый номер: 107-й космонавт РФ / 516-й — мира

Количество полетов: 3 , в текущий момент находится на МКС
Продолжительность двух полетов: 331 суток 12 часов 30 минут
Продолжительность третьего полета:
Выходы в открытый космос: 3
Суммарная продолжительность выходов: 16 часов 39 минут

Дата и место рождения: 24 декабря 1969 года в г. Невинномысске Ставропольского края.

Семейное положение: женат.

Жена — Елена Владимировна Милованова. В семье двое детей.

Образование

    В 1987 году окончил среднюю школу № 28 с физико-математическим уклоном в г. Запорожье.

    В 1993 году окончил Государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Баумана) по специальности «Ракетостроение» с присвоением квалификации «инженер-механик».

Опыт работы

    В период с 1987 года по 1991 год работал в НПО «Энергия» (сейчас РКК «Энергия» имени С.П. Королёва) на должностях испытателя кабелей и специальной аппаратуры, слесаря-испытателя изделий.

    С 1991 года по 1993 год — в проектном отделе в качестве техника.

    После окончания университета с 1993 года по 1996 год работал в НПО «Энергия» инженером в проектном отделе по разработке грузовых и транспортных кораблей.

    С 1996 года по 1997 год — в отделе по разработке и эксплуатации наземного оборудования.

Подготовка к космическим полетам

    В июле 1997 года решением Государственной межведомственной комиссии был отобран в отряд космонавтов РКК «Энергия».

    В период с декабря 1997 года по ноябрь 1999 года прошел курс общекосмической подготовки в РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина.

    В декабре 1999 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

    С января 2000 года по декабрь 2002 года проходил подготовку в составе группы космонавтов-испытателей для полетов на МКС.

    В декабре 2002 года был назначен в состав дублирующего экипажа 6-й экспедиции посещения МКС в качестве бортинженера. Однако после катастрофы шаттла «Колумбия» в связи с изменением программы полета экипаж был расформирован.

    С апреля 2007 года по апрель 2008 года прошел подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-17 в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА» и бортинженера космической станции.

    С августа 2008 года по октябрь 2010 года готовился в составе основного экипажа МКС-25/26 в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-М» и бортинженера станции.

    С сентября 2013 года по сентябрь 2015 года прошел подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-45/46/ЭП-18 в качестве командира крабля «Союз ТМА-М» и бортинженера станции.

    С сентября 2015 года по март 2016 года прошел подготовку в составе основного экипажа МКС-47/48 в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-М» и бортинженера станции.

    С октября 2017 года по май 2018 года прошел подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-57/58 в качестве командира корабля «Союз МС» и бортинженера станции.

    С мая по ноябрь 2018 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-59/60 в качестве командира корабля «Союз МС», бортинженера МКС-59 и командира МКС-60. Однако из-за аварии корабля «Союз МС-10» с экипажем МКС-57/58 программа полета МКС на 2019 год была изменена.

    С марта 2019 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-61/62/ЭП-19 в качестве командира корабля «Союз МС-15», бортинженера МКС-61 и командира МКС-62.

Опыт космических полетов

  1. 1 космический полет совершил с 8 октября 2010 года по 16 марта 2011 года в качестве бортинженера корабля « » и бортинженера МКС-25/26 вместе с космонавтом Александром Калери и астронавтом Скоттом Келли. В ходе полета выполнил три выхода в открытый космос общей продолжительностью 16 часов 39 минут. Продолжительность полета: 159 суток 08 часов 43 минут 05 секунд .
  2. 2 космический полет выполнил с 19 марта по 7 сентября 2016 года в качестве бортинженера корабля « » и бортинженера МКС-47/48. Продолжительность полета составила 172 суток .
  3. 3 космический полет космический полет начался 25 сентября 2019 года . Запуск корабля «Союз МС-15» состоялся в 16:57 мск с площадки № 1 космодрома Байконур.

Награды

    в 2017 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени;

    в 2011 году присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» и почетного звания «Летчик-космонавт РФ»;

    ведомственные награды Роскосмоса: знак Гагарина, знак Королева, знак «За содействие космической деятельности»;

    медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».

Увлечения

  • парашютный спорт;
  • велотуризм. одготовка к космическим полетам

Сегодня летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко отмечает свой 80-летний юбилей.

В поздравительной телеграмме Президента Дмитрия Медведева, в частности, говорится : «Знаменитый лётчик-космонавт, профессионал высочайшего класса, Вы участвовали в трёх орбитальных экспедициях, многое сделали для реализации отечественной космической программы и крупных научно-исследовательских проектов».

Руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин в своем поздравлении отметил , что юбиляр - один из тех космонавтов, которые являются олицетворением эпохи прорыва человека в космос и чья плодотворная общественная деятельность, направленная на популяризацию российской космонавтики, бесценна для воспитания молодежи.

Георгий Гречко родился 25 мая 1931 года в Ленинграде. В 1955 году закончил с отличием Ленинградский механический институт, работал в конструкторском бюро, член КПСС.

С 1966 года в Отряде советских космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки, подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз», а также для полёта на Луну.

С 11 января по 9 февраля 1975 года совместно с Алексеем Губаревым совершил свой первый полет на космическом корабле «Союз-17» в качестве бортинженера.

12 января 1975 года корабль произвел стыковку с находившейся на орбите 1974 года орбитальной станцией «Салют-4». Полет продолжался 29 суток 13 часов.

С 10 декабря 1977 года по 16 марта 1978 года совместно с Юрием Романенко совершил полет в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-26» и орбитальной станции «Салют-6». В полете, длившемся 96 суток 10 часов, к орбитальной станции пристыковывались пилотируемый космический корабль «Союз-27», первый в истории автоматический грузовой транспортный корабль «Прогресс-1» и космический корабль «Союз-28».

Возвратился Гречко на корабле «Союз-27». После этого полета ему было присвоено звание Героя ЧССР.

Третий полет он совершил с 17 по 26 сентября 1985 года в качестве бортинженера совместно с командиром Владимиром Васютиным и космонавтом-исследователем Александром Волковым на космическом корабле «Союз Т-14» и орбитальной станции «Салют-7».

После работы на борту орбитального комплекса «Салют-7» - «Союз Т-13» - «Союз Т-14», возвратился на Землю вместе с Владимиром Джанибековым на космическом корабле «Союз Т-13». Это было окончанием «спасательной» экспедиции Джанибекова-Савиных на утратившую управление с Земли орбитальную станцию.

Гречко был ведущим телевизионной программы «Этот фантастический мир» с 1977 по 1990 годы, работал также вице-президентом ОТП Банка.

Инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса (18.05.1978). Доктор физико-математических наук (17.02.1984). Кандидат в мастера по автомобильному спорту, имеет 2-й разряд по планеризму, 3-й разряд по самолетному спорту, 2-й разряд по стрельбе из винтовки и пистолета, 1-й разряд по парашютному спорту (64 прыжка).

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Гергия Гречко установлен на его родине в Московском Парке Победы Санкт-Петербурга.

Он награжден двумя медалями Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, многими медалями, втом числе «За заслуги в освоении космоса», «За трудовое отличие», «За доблестный труд», «За освоение целинных земель».

Редакция Полит.ру присоединяется к поздравлениям!

БОРТИНЖЕНЕР

Виталий Михайлович Жолобов

Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза полковник-инженер Виталий Михайлович Жолобов. Родился в 1937 году в селе Збурьевка Херсонской

области. Член КПСС. Совершил космический полет в 1976 году.

Готовился к старту космический корабль «Союз-21»... Читатель вправе спросить: а где же корабль с номером «20»? Он вышел на орбиту в конце 1975 года. То был беспилотный корабль, который продолжил работы в автономном автоматическом режиме с орбитальной станцией «Салют-4».

Тот, кому предстояло выполнять обязанности бортинженера на «Союзе-21», был неуловим. В учебном отделе на мой вопрос: «Где сейчас Виталий Жолобов?» - отвечали односложно: «На" тренировках», «Работает с документацией», «Консультируется с учеными», «Уехал в конструкторское бюро», «На тренажере»... И все-таки предстартовая встреча состоялась. Мы беседовали втроем: командир корабля Борис Вольтов, бортинженер Виталий Жолобов и я. На этой встрече я и обратился к Борису:

Расскажи о своем товарище, о функциях бортинженера, о его роли на борту корабля.

Космонавт ответил не сразу. Сосредоточенно думал, как бы подбирая нужные слова, потом сказал:

Бортинженер - это правая рука командира. Так обычно говорят. Это справедливо, но... Но не совсем полно. Экипаж - это единое целое. Именно целое, а не две половинки. У этого целого - одна голова, одни глаза, одни руки, одно задание. Одно на экипаж! И это очень важно: уметь видеть одними глазами, чувствовать одними нервами, думать одной головой...

Вот так он ответил на мой вопрос. Тогда я спросил еще:

Какая главная черта у Виталия Жолобова? Борис посмотрел на соседа:

Нет, я так не могу. Он зазнается, и как с ним потом работать? Это, конечно, шутка. Если бы мы не подходили друг другу, если бы были даже малейшие антипатии, мы вряд ли закончили бы успешно программу подготовки, которая требует от экипажа добрых человеческих отношений, взаимопонимания, знания до тонкостей друг друга. Виталий грамотный, хорошо подготовленный инженер, вдумчивый, хваткий... О его личных чертах более подробно расскажу после полета.

В ожидании, пока космонавт выполнит свое обещание, я решил сам рассказать о втором члене экипажа «Союз-21».

Три двора делили между собой сферу влияния на этой улице Баку: «каспаровский» - в нем жили семьи матросов и капитанов Каспийского пароходства; «военный» - здесь жили военнослужащие; дом «специалистов» - инженерно-технических работников. В каждом были слои заводилы, предводители мальчишеских ватаг, в каждом были свои «законы» и «уставы».

Но это была, как говорит он сам, «пора мальчишества», когда просто не знали, куда себя деть. Потом пришло серьезное увлечение волейболом. Посреди двора появилась площадка: столбы, подобие сетки. Строгий управдом гонял мальчишек, но спортивные страсти не утихали, каждый вечер три двора выясняли, кто же сильнейший в волейболе.

Управдом смирился. Более того, во дворе «каспаровцев» появилась настоящая площадка, расчерченная, ухоженная, но в самом неудобном для игры месте. «Официальную» - так ее называли - площадку упрямые мальчишки не признавали: что-то в ней было не то. Играли на старой. В ту пору Виталий и пристрастился к волейболу. Сначала в качестве зрителя - мальчишек 3 - 4 класса «большие» но принимали, потом - подавальщика улетевших в сторону мячей, потом на равных с «большими».

До четвертого класса он был примером в школе: в табеле пятерки по всем предметам, в конце учебного года похвальные грамоты приносил домой. Потом его словно подменили. Все чаще стал тройки хватать, однажды подрался на уроке математики. Учительница отобрала портфель и велела прийти с родителями. Он не пошел. Потихоньку утащил портфель, а дома ничего не сказал. Другой раз поспорил с учителем физики, да так, что дело дошло до педсовета. Наконец, крупный разговор с отцом.

Не надолго тебя хватило,- сказал Михаил Гаврилович после тяжелого молчания. - Не думал, что такой позор пережить придется. Не думал...

Виталий стоял, опустив голову. Уши горели. Лучше бы отец ругал его, чем вот так спокойно и с горечью говорил. Словно даже не ему, а себе. Отец продолжал:

Раз полез в гору, надо добираться доверху, такое мое слово. Еще раз споткнешься, пеняй на себя.

Сам Михаил Гаврилович пришел в порт десятилетним мальчишкой. Начинал поваренком на обшарпанном старом суденышке, плавал матросом, механиком, вышел в капитаны. Виталий провожал отца в море, встречал после возвращения. Л однажды танкер «Профинтерн» встречали в порту с оркестром и транспарантами. Судно первым в пароходстве выполнило плац перевозок. Был митинг.

Было награждение экипажа. После этих праздников отец пообещал мальчишкам, что возьмет их с собой в очередной рейс.

... «Профинтерн» шел курсом на Астрахань. С вечера море было спокойным. Отец стоял на мостике, недовольно поглядывал на темную полосу, которая с запада затягивала небо, о чем-то переговаривался со штурманом. К утру разыгрался шторм. Волны доходили до спардека, танкер, загруженный до предела, бросало, словно шлюпку. Гудел металл, скрипели переборки, гулко ударяла вода. Казалось, что судно не выдержит этих терзаний и переломится пополам.

Волна выбила стекла. В каюте было холодно и темно. По селектору доносились команды отца, слышался топот матросов. На «Профинтерне» сыграли штормовую тревогу...

Думалось, что после всего этого Виталий никогда не будет смотреть в сторону моря. Но все обернулось иначе. Схватка людей со стихией, мужество команды, ловкость и бесстрашие матросов оставили след в сердце мальчишки. Не просто память о пережитом, а неудержимое желание быть похожим на этих людей - сильных, стойких, веселых.

Весной 1954-го перед началом экзаменов на аттестат зрелости Виталий принес в военкомат заявление с просьбой направить его в военно-морское училище. Военный комиссар приподнялся из-за стола, оглядел вошедшего:

Рост какой?

Виталий оторопел. Он ожидал любой вопрос, но только не этот.

Сто пятьдесят пять,- ответил нерешительно.

Н-да,- сказал военком. Сказал как-то так, что Виталий не понял, хорошо это пли плохо. Потом так же неопределенно, не то в форме вопроса, но то утверждения, произнес: - Если не в моряки, то куда еще хотел бы пойти?..

Виталий взял назад свое заявление и молча вышел из кабинета.

В «каспаровском» дворе было непривычно тихо. Пустовала игровая площадка. Ветер трепал провисшую сетку. К одному из столбов привязали бельевую веревку. А в дальнем углу двора вчерашние волейболисты решали, куда идти после десятого класса. Одни выбирали институт по предположительному конкурсу, говорили, туда-де легче поступить. Виталия злили эти разговоры. Он нарочно выбрал институт и факультет, куда желающих поступить было очень много. Экзамены сдавал на одни пятерки, «из принципа».

Прошли годы. Позади учеба в институте, работа испытателем, приход в Звездный, тренировки и подготовка...

Когда объявили о старте Гагарина, я не мог осознать и почувствовать, что же произошло. Слушал радио, смотрел телевизор... Факт, как говорится, налицо, а поверить трудно. Сознанием трудно. Ведь за осознанием самого факта стояло все, что с ним связано, стояла сложнейшая научно-техническая проблема. И что странно - накануне еще можно было рассуждать о межпланетных перелетах, создании лабораторий на Луне, говорить о человеке и космосе. Но то была абстракция. А тут смотрю телепередачу из Москвы. Идет человек по ковровой дорожке. В шипели, с майорскими погонами.

Обычно идет, чуть торопится. Обычный, казалось бы, человек. А ведь он побывал в космосе. В кос-мо-се!

Подумать о себе: а я, дескать, смог бы? - таких и мыслей не было.

Тогда не было. А сейчас? - спрашиваю его.

Он молчит. О чем может думать человек перед стартом? Наверное, о многом. А быть может, и нет. И все-таки, если сопоставить прошлое и настоящее?

Сейчас?.. Теперь все воспринимается иначе. Гагаринская формула «полет - это работа» сама собой стала какой-то нормой в отношениях к космосу. - Он помолчал, потом взглянул на часы: - Ты спрашиваешь, как я отношусь к полету, а у меня в голове программа: «Надо не забыть сделать это, повторить то, этот переключатель справа вверху, а этот слева внизу, надо сделать закладку в бортжурнале, надо...» Словом, подход прагматический.

Он весь в этом, бортинженер «Союза-21».

Жарким июлем 1976 года встретил его Байконур. Суровым холодом встретил Б. Вольтова и В. Жолобова космос. Они стартовали 6-го. Спустя сутки космонавты перешли на борт орбитальной станции «Салют-5». В длительном полете выполнялась обширная научная программа, технологические эксперименты, исследования...

Время на орбите течет медленно,- сказал он после возвращения. - Еще медленнее оно течет на Земле, когда ждешь своего старта. Но я готов ждать... Главное - не обмануться в ожидании.

Писатель Константин Георгиевич Паустовский, размышляя о космических путешествиях, как-то заметил: «А знаете, больше всего человек все-таки будет интересоваться Землей. Земля для человека- самое главное. Мы о Земле не все знаем... И если, даже далеко и надолго человек полетит, вернувшись на Землю, он будет плакать от счастья». Я часто вспоминаю эти слова в дни возвращения космонавтов из полета. Но я знаю, что, любя свою родную планету, они очень любят и космос. Наверное, это особенность их профессии.

 


Читайте:



Евгений Евтушенко - биография, личная жизнь, жёны, дети поэта

Евгений Евтушенко - биография, личная жизнь, жёны, дети поэта

Легендарный писатель Евгений Евтушенко появился на свет в Сибири в 1932 году, и с самого рождения вся его жизнь была связана с переменами. Мать...

Правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ Правописание ча чу урок с презентацией

Правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ Правописание ча чу урок с презентацией

Карташова Светлана ВикторовнаУчитель начальных классоввысшей квалификационной категорииИркутская область, Иркутский районМОУ ИРМО «Карлукская СОШ»...

Предмет и задачи общей биологии

Предмет и задачи общей биологии

Биология - наука о жизни. Она изучает жизнь как особую форму движения материи, законы ее существования и развития. Термин "биология ",...

Эпоха правления Ивана III

Эпоха правления Ивана III

Победив в борьбе за великое княжение на Руси, московские князья продолжали усилия по объединению земель вокруг Москвы. Правление Ивана 3-го...

feed-image RSS